Статья "Стратегия профессионального роста педагога дошкольной организации"
Оценка 5
Повышение квалификации
docx
администрации
Детсад
28.10.2018
Педагогическое сообщество постоянно занято поиском эффективных стратегий повышения профессиональной компетентности. В цифровом обществе потребность в высококвалифицированном педагоге особенно высока. Предлагаем рассмотреть технологию педагогического проектирования для повышения информационно-коммуникационной компетентности педагога дошкольной организации. В статье представлен план работы на основе выделенной проблемы и ожидаемый результат.документ
стратегии профессионального роста педагогов ДО.docx
С.П.Ионова
АО «Национальный центр повышения квалификации
«Өрлеу» Костанайский филиал
Стратегии профессионального роста педагога дошкольной организации
Аннотация: в статье авторами рассматривается педагогическое проектирование
как стратегия профессионального роста педагогов. Данную стратегию успешно
применяют в условиях методической службы дошкольной организации по
повышению медиакомпетентности. В качестве примера приводится проект на
тему
«Цифровые образовательные ресурсы в педагогическом процессе
образовательной области «Социум».
Ключевые слова: стратегия,
социокультурный опыт, медиакомпетентность
цифровое общество,
цифровые ресурсы,
Образование уникальная сфера общественной жизни, в которой
пересекаются интересы всех ее объектов, начиная от государства и
заканчивая каждым отдельным человеком.
Оно обеспечивает
преемственность и стабильность социального бытия, создавая одновременно
предпосылки для его изменения и динамичного развития.
Понятие «стратегия» в педагогике стало применяться не так давно.
Педагогическая стратегия это обобщенная характеристика
профессиональнопедагогической деятельности, направленной на решение
масштабных, профессионально и лично значимых задач, осуществляемых на
основе «подхода, «принципа» или «требования», реализация которых прямо
или косвенно связана с самосовершенствованием и повышением
эффективности профессиональнопедагогической деятельности педагога.
Если рассматривать стратегии как инновационные методы
обучения, обладающие рядом характерных признаков:
нацелены на непрерывное образование (используются в течение
дальнейшей жизни),
обучение через решение профессиональных задач и проблем,
обучение как самостоятельное исследование,
то в эту логику удачно вписывается педагогическое проектирование
сущность которого сводится к следующему:
выявление и анализ педагогических проблем и причин их
возникновения,
построение ценностных основ и стратегий проектирования,
определение целей и задач,
поиск методов и средств реализации педагогического
проекта Идейным вдохновителем проектной технологии является Джон Дьюи.
Американского философа и социолога, психолога и педагога, общественного
деятеля Джона Дьюи (18591952) по праву относят к числу самых выдаю
щихся и влиятельных мыслителей XX столетия.
«Демократия и образование»,
В 19041934 гг. Д. Дьюи продолжал разрабатывать оригинальную
концепцию образования, много времени уделял подготовке учителей нового
типа. В 1916 г. Д. Дьюи опубликовал свое главное педагогическое
произведение
получившее широкий
международный резонанс. В заботе «Источники науки об образовании» (1929)
Д. Дьюи акцентировал внимание на междисциплинарном характере
педагогического знания, которое должно опираться на данные любых наук,
способствующих решению проблем воспитания и обучения. Современные
тенденции развития образования заставляют нас вновь обратиться к педаго
гическому наследию Д. Дьюи. Две проблемы, разработанные великим
американским мыслителем, особенно злободневны для нашего общества. Во
первых, это образование для демократии и, вовторых, это образование для
ребенка. Именно в контексте решения этих проблем важно рассмотреть
перспективы демократизации современной школы и организации образования
на основе метода проектов.
Предлагаем вариант педагогического проекта по теме «Цифровые
образовательные ресурсы в педагогическом процессе образовательной
области «Социум», как стратегию формирующую медиакомпетентность
педагога.
Актуальность выбора темы:
В «цифровом обществе» рождается новое поколение детей:
«аборигены цифрового общества». Они не только обладают новыми и
специфическими цифровыми способностями; они вносят новые концепции и
новые аспекты в традиционные школы и педагогику. Знания изменяются;
обучение на протяжении всей жизни теперь является жизненной
потребностью; общество все больше и больше развивается в глобальных сетях,
представляя собой коллективный разум. Благодаря новым ИКТ,
эти
тенденции стали естественным образом жизни для аборигенов цифрового
общества. Эти тенденции порождают риск увеличения разрыва между
технологией и педагогикой. Как, в какой среде учатся дети цифрового
общества? Как их обучать с использованием новых ИКТ?
Современное дошкольное образование отражает общие, присущие
образовательным системам внутренние цели – содействовать развитию
человека, его культурному самоопределению и продуктивному включению в
жизнь. Процесс дошкольного образования обеспечивает расширение и
усложнение индивидуальных ресурсов развития личности ребенка средствами
культуры. Необходимо, чтобы в дошкольном детстве каждый ребенок
приобрел достаточный личный социокультурный опыт, который послужит ему
фундаментом для полноценного развития и готовности к школьному обучению. Поэтому актуальным становится поиск технологий, средств,
методов социального воспитания,
обеспечивающих преодоление
недостаточного развития у современных детей навыков социального
взаимодействия, умения оценивать меняющиеся социальные ситуации и
уверенно действовать с опорой на собственные знания и отношения, что в
конечном итоге обеспечивает развитие социальной компетентности,
необходимой ребенку для успешного вхождения в социум.
Мы
предположили, что это могут быть цифровые технологии, т.к. они полностью
соответствуют особенностям современных детей.
Проведенное анкетирование показало, что педагоги, в целом
позитивно относятся к инновациям в области дошкольного образования,
однако испытывают трудности, связанные с новым направлением
профессиональной деятельности 62,5% опрошенных воспитателей не владеют
или слабо владеют программой Power Point, 50% не владеют интернетом,
37,5% не владеют текстовым редактором.
Противоречия
между потребностью детей в новых формах, соответствующих их
Интернета и социальных сетей и
технологической акселерации,
неспособностью воспитателей предоставить им такую возможность
между изменившимся алгоритмом мышления у детей и старыми
приемами и методами, которые используют воспитатели;
между необходимостью социального развития дошкольников и
неспособностью воспитателей применять приемы и методы адекватные
современному ребенку.
между необходимостью владеть медиакомпетентностью и
отсутствием навыка работы с медиасредствами
Постановка проблемы
Таким образом,
недостаточный уровень профессиональной
медиакомпетентности воспитателя стал основной причиной низкой
эффективности современных средств обучения и воспитания и является
сдерживающим фактором социального развития детей дошкольного возраста.
обеспечение высокого качества образования в
Цель:
1
образовательной области «Социум»
Задачи
2
1. Провести серию обучающих семинаров для повышения уровня
медиакомпетентности воспитателя
2. Создать медиатеку цифровых ресурсов в образовательной области
«Социум»
3. Повысить уровень социальной компетентности детей детского сада
4. Создать условия для самообразования педагога
3
План деятельности При планировании проекта мы опирались на рекомендации «Восемь
шагов стратегии интеграции новых ИКТ в дошкольное образование»,
предложенные ИИТО ЮНЕСКО в монографии «Информационные и
коммуникационные технологии в образовании»:
Этапы
проекта
1 этап
подгото
вительн
ый
Шаги
Развивайте
1.
имеющиеся
возможности.
2 этап
организа
ционный
2. Определите
свою роль.
3 этап
Реализац
ии
проекта
3.
Сформулируйте
цели и задачи.
Создайте
4.
ИКТ среду.
5.Содействуйте
профессиональн
ому развитию
персонала.
6.Интегрируйте
наблюдайте,
размышляйте
Деятельность в проекте
воспитателя
Оценка социальной
компетентности ребенка
Самооценка
медиакомпетентности
Определение
проблемы и необходимости
её решения
Создание творческих
групп по интересам
1.
«Флипчарты в
области
образовательной
«Социум»
2. «Цифровые ресурсы
в поддержке детей разных
культурных или языковых
групп»
3.
«Обеспечение
безопасности и здоровья в
цифровом мире. Эргодизайн
в детском саду»
Планируют цели и задачи
Разрабатывают
цифровые образовательные
ресурсы
для
образовательной
области
«Социум»
Применяют
образовательные цифровые
образовательные ресурсы в
образовательной
области
«Социум»
Методиста
Анализ
результатов
мониторинга
Организация
обучающего семинара «ИКТ
в дошкольном образовании:
недолгая
история,
значительный эффект»
Помогает составить
планы творческих групп,
определить продукт и
ожидаемый результат
Описание
показателей
достижения результатов и
способов диагностики
Оказывает
поддержку
помощь
и
Семинар
«Использование ИКТ для
развития навыков управления
и
планирования
педагогического процесса»
Организует
промежуточный мониторинг
и оценку 7.Постройте
партнерские
отношения и
сети.
8. Планируйте
дальнейшее
развитие
4 этап
заключи
тельный
Участие
в
дистанционных конкурсах,
обучении
Создание сайта детского
сада
Получение
и
презентация
запланированного
продуктаРеализация проекта
в других образовательных
областях
Описание
полученных
образовательных
результатов,
свидетельства
их достижения и анализ
результативности проекта
Участники проекта: педагоги ДО
Направление проекта:
повышение качества образования в образовательной области «Социум»
через активное внедрение в воспитательнообразовательный процесс
цифровых технологий
Предмет проекта: педагогический процесс в образовательной области
«Социум»
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов ДО
Задачи:
разработка и апробация технологий мультимедийного
сопровождения воспитательнообразовательного процесса в образовательной
области «Социум»;
разработка системы организации консультативной методической
поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов;
создание банка флипчартов для применения в образовательной
области «Социум»;
создание комплексной интегрированной модели информационно
методического обеспечения воспитательнообразовательного процесса ДО.
Ожидаемый результат:
повышение профессионального мастерства педагога применять
электронные дидактические и педагогические программные средства в
педагогическом процессе образовательной области «Социум»;
повышение качества образования в образовательной области
владение навыками поиска информации в Интернете;
владение программой PowerPoint для создания мультимедийных
«Социум»
презентаций;
умение разрабатывать занятия с использованием флипчартов и
других цифровых ресурсов;
технологий в работе с детьми и родителями.
Предполагаемый продукт:
владение способами и методами применения компьютерных
создание банка цифровых ресурсов для обеспечения социального
развития детей детского сада.
Гуманистические идеи Дж.Дьюи, его метод проектов нашел широкое
применение в образовании многих стран мира благодаря его основной идее
«Все, что я познаю, я знаю, для чего мне надо и где и как я могу эти знания
применить», именно он и привлекает многие образовательные системы,
стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и
прагматическими умениями. Методическая служба применяет этот аспект в
работе по повышению профессионального роста педагогов ДО.
Список литературы
1. Хабутдинова Е. Традиционные и инновационные педагогические стратегии
совершенствования профессиональной деятельности учителя в средней школе США.
[Электронный ресурс] // http://www.dissercat.com/content/traditsionnye.
2. Дьюи, Д. От ребенка к миру, от мира к ребенку /Д. Дьюи; сост.,
вступительная статья Г.Б. Корнетов. М.:: Карапуз, 2009. 352 с.
3. Калаш И. Возможности информационных и коммуникационных технологий в
дошкольном образовании. ЮНЕСКО, 2011. – 177 с.
Статья "Стратегия профессионального роста педагога дошкольной организации"
Статья "Стратегия профессионального роста педагога дошкольной организации"
Статья "Стратегия профессионального роста педагога дошкольной организации"
Статья "Стратегия профессионального роста педагога дошкольной организации"
Статья "Стратегия профессионального роста педагога дошкольной организации"
Статья "Стратегия профессионального роста педагога дошкольной организации"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.