Педагогическое сообщество постоянно занято поиском эффективных стратегий повышения профессиональной компетентности. В цифровом обществе потребность в высококвалифицированном педагоге особенно высока. Предлагаем рассмотреть технологию педагогического проектирования для повышения информационно-коммуникационной компетентности педагога дошкольной организации. В статье представлен план работы на основе выделенной проблемы и ожидаемый результат.документ
С.П.Ионова
АО «Национальный центр повышения квалификации
«Өрлеу» Костанайский филиал
Стратегии профессионального роста педагога дошкольной организации
Аннотация: в статье авторами рассматривается педагогическое проектирование
как стратегия профессионального роста педагогов. Данную стратегию успешно
применяют в условиях методической службы дошкольной организации по
повышению медиакомпетентности. В качестве примера приводится проект на
тему
«Цифровые образовательные ресурсы в педагогическом процессе
образовательной области «Социум».
Ключевые слова: стратегия,
социокультурный опыт, медиакомпетентность
цифровое общество,
цифровые ресурсы,
Образование уникальная сфера общественной жизни, в которой
пересекаются интересы всех ее объектов, начиная от государства и
заканчивая каждым отдельным человеком.
Оно обеспечивает
преемственность и стабильность социального бытия, создавая одновременно
предпосылки для его изменения и динамичного развития.
Понятие «стратегия» в педагогике стало применяться не так давно.
Педагогическая стратегия это обобщенная характеристика
профессиональнопедагогической деятельности, направленной на решение
масштабных, профессионально и лично значимых задач, осуществляемых на
основе «подхода, «принципа» или «требования», реализация которых прямо
или косвенно связана с самосовершенствованием и повышением
эффективности профессиональнопедагогической деятельности педагога.
Если рассматривать стратегии как инновационные методы
обучения, обладающие рядом характерных признаков:
нацелены на непрерывное образование (используются в течение
дальнейшей жизни),
обучение через решение профессиональных задач и проблем,
обучение как самостоятельное исследование,
то в эту логику удачно вписывается педагогическое проектирование
сущность которого сводится к следующему:
выявление и анализ педагогических проблем и причин их
возникновения,
построение ценностных основ и стратегий проектирования,
определение целей и задач,
поиск методов и средств реализации педагогического
проектаИдейным вдохновителем проектной технологии является Джон Дьюи.
Американского философа и социолога, психолога и педагога, общественного
деятеля Джона Дьюи (18591952) по праву относят к числу самых выдаю
щихся и влиятельных мыслителей XX столетия.
«Демократия и образование»,
В 19041934 гг. Д. Дьюи продолжал разрабатывать оригинальную
концепцию образования, много времени уделял подготовке учителей нового
типа. В 1916 г. Д. Дьюи опубликовал свое главное педагогическое
произведение
получившее широкий
международный резонанс. В заботе «Источники науки об образовании» (1929)
Д. Дьюи акцентировал внимание на междисциплинарном характере
педагогического знания, которое должно опираться на данные любых наук,
способствующих решению проблем воспитания и обучения. Современные
тенденции развития образования заставляют нас вновь обратиться к педаго
гическому наследию Д. Дьюи. Две проблемы, разработанные великим
американским мыслителем, особенно злободневны для нашего общества. Во
первых, это образование для демократии и, вовторых, это образование для
ребенка. Именно в контексте решения этих проблем важно рассмотреть
перспективы демократизации современной школы и организации образования
на основе метода проектов.
Предлагаем вариант педагогического проекта по теме «Цифровые
образовательные ресурсы в педагогическом процессе образовательной
области «Социум», как стратегию формирующую медиакомпетентность
педагога.
Актуальность выбора темы:
В «цифровом обществе» рождается новое поколение детей:
«аборигены цифрового общества». Они не только обладают новыми и
специфическими цифровыми способностями; они вносят новые концепции и
новые аспекты в традиционные школы и педагогику. Знания изменяются;
обучение на протяжении всей жизни теперь является жизненной
потребностью; общество все больше и больше развивается в глобальных сетях,
представляя собой коллективный разум. Благодаря новым ИКТ,
эти
тенденции стали естественным образом жизни для аборигенов цифрового
общества. Эти тенденции порождают риск увеличения разрыва между
технологией и педагогикой. Как, в какой среде учатся дети цифрового
общества? Как их обучать с использованием новых ИКТ?
Современное дошкольное образование отражает общие, присущие
образовательным системам внутренние цели – содействовать развитию
человека, его культурному самоопределению и продуктивному включению в
жизнь. Процесс дошкольного образования обеспечивает расширение и
усложнение индивидуальных ресурсов развития личности ребенка средствами
культуры. Необходимо, чтобы в дошкольном детстве каждый ребенок
приобрел достаточный личный социокультурный опыт, который послужит ему
фундаментом для полноценного развития и готовности к школьномуобучению. Поэтому актуальным становится поиск технологий, средств,
методов социального воспитания,
обеспечивающих преодоление
недостаточного развития у современных детей навыков социального
взаимодействия, умения оценивать меняющиеся социальные ситуации и
уверенно действовать с опорой на собственные знания и отношения, что в
конечном итоге обеспечивает развитие социальной компетентности,
необходимой ребенку для успешного вхождения в социум.
Мы
предположили, что это могут быть цифровые технологии, т.к. они полностью
соответствуют особенностям современных детей.
Проведенное анкетирование показало, что педагоги, в целом
позитивно относятся к инновациям в области дошкольного образования,
однако испытывают трудности, связанные с новым направлением
профессиональной деятельности 62,5% опрошенных воспитателей не владеют
или слабо владеют программой Power Point, 50% не владеют интернетом,
37,5% не владеют текстовым редактором.
Противоречия
между потребностью детей в новых формах, соответствующих их
Интернета и социальных сетей и
технологической акселерации,
неспособностью воспитателей предоставить им такую возможность
между изменившимся алгоритмом мышления у детей и старыми
приемами и методами, которые используют воспитатели;
между необходимостью социального развития дошкольников и
неспособностью воспитателей применять приемы и методы адекватные
современному ребенку.
между необходимостью владеть медиакомпетентностью и
отсутствием навыка работы с медиасредствами
Постановка проблемы
Таким образом,
недостаточный уровень профессиональной
медиакомпетентности воспитателя стал основной причиной низкой
эффективности современных средств обучения и воспитания и является
сдерживающим фактором социального развития детей дошкольного возраста.
обеспечение высокого качества образования в
Цель:
1
образовательной области «Социум»
Задачи
2
1. Провести серию обучающих семинаров для повышения уровня
медиакомпетентности воспитателя
2. Создать медиатеку цифровых ресурсов в образовательной области
«Социум»
3. Повысить уровень социальной компетентности детей детского сада
4. Создать условия для самообразования педагога
3
План деятельностиПри планировании проекта мы опирались на рекомендации «Восемь
шагов стратегии интеграции новых ИКТ в дошкольное образование»,
предложенные ИИТО ЮНЕСКО в монографии «Информационные и
коммуникационные технологии в образовании»:
Этапы
проекта
1 этап
подгото
вительн
ый
Шаги
Развивайте
1.
имеющиеся
возможности.
2 этап
организа
ционный
2. Определите
свою роль.
3 этап
Реализац
ии
проекта
3.
Сформулируйте
цели и задачи.
Создайте
4.
ИКТ среду.
5.Содействуйте
профессиональн
ому развитию
персонала.
6.Интегрируйте
наблюдайте,
размышляйте
Деятельность в проекте
воспитателя
Оценка социальной
компетентности ребенка
Самооценка
медиакомпетентности
Определение
проблемы и необходимости
её решения
Создание творческих
групп по интересам
1.
«Флипчарты в
области
образовательной
«Социум»
2. «Цифровые ресурсы
в поддержке детей разных
культурных или языковых
групп»
3.
«Обеспечение
безопасности и здоровья в
цифровом мире. Эргодизайн
в детском саду»
Планируют цели и задачи
Разрабатывают
цифровые образовательные
ресурсы
для
образовательной
области
«Социум»
Применяют
образовательные цифровые
образовательные ресурсы в
образовательной
области
«Социум»
Методиста
Анализ
результатов
мониторинга
Организация
обучающего семинара «ИКТ
в дошкольном образовании:
недолгая
история,
значительный эффект»
Помогает составить
планы творческих групп,
определить продукт и
ожидаемый результат
Описание
показателей
достижения результатов и
способов диагностики
Оказывает
поддержку
помощь
и
Семинар
«Использование ИКТ для
развития навыков управления
и
планирования
педагогического процесса»
Организует
промежуточный мониторинг
и оценку7.Постройте
партнерские
отношения и
сети.
8. Планируйте
дальнейшее
развитие
4 этап
заключи
тельный
Участие
в
дистанционных конкурсах,
обучении
Создание сайта детского
сада
Получение
и
презентация
запланированного
продуктаРеализация проекта
в других образовательных
областях
Описание
полученных
образовательных
результатов,
свидетельства
их достижения и анализ
результативности проекта
Участники проекта: педагоги ДО
Направление проекта:
повышение качества образования в образовательной области «Социум»
через активное внедрение в воспитательнообразовательный процесс
цифровых технологий
Предмет проекта: педагогический процесс в образовательной области
«Социум»
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов ДО
Задачи:
разработка и апробация технологий мультимедийного
сопровождения воспитательнообразовательного процесса в образовательной
области «Социум»;
разработка системы организации консультативной методической
поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов;
создание банка флипчартов для применения в образовательной
области «Социум»;
создание комплексной интегрированной модели информационно
методического обеспечения воспитательнообразовательного процесса ДО.
Ожидаемый результат:
повышение профессионального мастерства педагога применять
электронные дидактические и педагогические программные средства в
педагогическом процессе образовательной области «Социум»;
повышение качества образования в образовательной области
владение навыками поиска информации в Интернете;
владение программой PowerPoint для создания мультимедийных
«Социум»
презентаций;
умение разрабатывать занятия с использованием флипчартов и
других цифровых ресурсов;
технологий в работе с детьми и родителями.
Предполагаемый продукт:
владение способами и методами применения компьютерных
создание банка цифровых ресурсов для обеспечения социального
развития детей детского сада.
Гуманистические идеи Дж.Дьюи, его метод проектов нашел широкое
применение в образовании многих стран мира благодаря его основной идее
«Все, что я познаю, я знаю, для чего мне надо и где и как я могу эти знания
применить», именно он и привлекает многие образовательные системы,
стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и
прагматическими умениями. Методическая служба применяет этот аспект в
работе по повышению профессионального роста педагогов ДО.
Список литературы
1. Хабутдинова Е. Традиционные и инновационные педагогические стратегии
совершенствования профессиональной деятельности учителя в средней школе США.
[Электронный ресурс] // http://www.dissercat.com/content/traditsionnye.
2. Дьюи, Д. От ребенка к миру, от мира к ребенку /Д. Дьюи; сост.,
вступительная статья Г.Б. Корнетов. М.:: Карапуз, 2009. 352 с.
3. Калаш И. Возможности информационных и коммуникационных технологий в
дошкольном образовании. ЮНЕСКО, 2011. – 177 с.