Статья "Стратегия профессионального роста педагога дошкольной организации"

  • Повышение квалификации
  • docx
  • 28.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Педагогическое сообщество постоянно занято поиском эффективных стратегий повышения профессиональной компетентности. В цифровом обществе потребность в высококвалифицированном педагоге особенно высока. Предлагаем рассмотреть технологию педагогического проектирования для повышения информационно-коммуникационной компетентности педагога дошкольной организации. В статье представлен план работы на основе выделенной проблемы и ожидаемый результат.документ
Иконка файла материала стратегии профессионального роста педагогов ДО.docx
С.П.Ионова АО «Национальный центр повышения квалификации  «Өрлеу» Костанайский  филиал Стратегии профессионального роста педагога дошкольной организации Аннотация:   в статье авторами рассматривается педагогическое проектирование как   стратегия   профессионального   роста   педагогов.   Данную   стратегию   успешно применяют   в   условиях   методической   службы   дошкольной   организации   по повышению   медиакомпетентности.   В   качестве   примера   приводится   проект   на тему  «Цифровые   образовательные   ресурсы   в   педагогическом   процессе образовательной области «Социум». Ключевые   слова:   стратегия, социокультурный опыт, медиакомпетентность    цифровое   общество,   цифровые   ресурсы, Образование   ­  уникальная   сфера   общественной   жизни,   в   которой пересекаются   интересы   всех   ее   объектов,   начиная   от   государства   и заканчивая   каждым   отдельным   человеком.   Оно   обеспечивает преемственность и стабильность социального бытия, создавая  одновременно предпосылки для его изменения  и динамичного развития. Понятие «стратегия»  в педагогике стало применяться не так давно.  Педагогическая   стратегия   ­   это   обобщенная   характеристика профессионально­педагогической   деятельности,   направленной   на   решение масштабных, профессионально и лично значимых задач, осуществляемых на основе «подхода, «принципа» или «требования», реализация которых прямо или   косвенно   связана   с   самосовершенствованием   и   повышением эффективности профессионально­педагогической деятельности педагога.                  Если     рассматривать   стратегии   как  инновационные   методы обучения, обладающие рядом характерных признаков: ­   нацелены   на   непрерывное   образование   (используются   в   течение дальнейшей жизни),   ­ обучение через решение профессиональных задач и проблем, ­ обучение как самостоятельное исследование, то в   эту логику   удачно вписывается педагогическое проектирование сущность которого сводится к следующему:  выявление  и  анализ педагогических  проблем  и причин их возникновения,    построение ценностных основ и стратегий проектирования, определение целей и задач,  поиск   методов   и   средств   реализации   педагогического проектаИдейным вдохновителем проектной технологии является Джон Дьюи. Американского философа и социолога, психолога и педагога, общественного деятеля Джона Дьюи (1859­1952) по праву относят к числу самых выдаю­ щихся и влиятельных мыслителей XX столетия.  «Демократия   и   образование», В   1904­1934   гг.   Д.   Дьюи   продолжал   разрабатывать  оригинальную концепцию образования, много времени уделял подготовке учителей нового типа.   В   1916   г.   Д.   Дьюи   опубликовал   свое   главное   педагогическое произведение  получившее   широкий международный резонанс. В заботе  «Источники науки об образовании» (1929) Д.  Дьюи   акцентировал   внимание   на   междисциплинарном   характере педагогического знания, которое  должно опираться на данные любых наук, способствующих   решению   проблем   воспитания   и   обучения.  Современные тенденции развития  образования заставляют нас вновь обратиться к педаго­ гическому   наследию   Д.   Дьюи.   Две   проблемы,   разработанные   великим американским мыслителем, особенно злободневны для нашего общества. Во­ первых, это  образование для демократии  и, во­вторых, это  образование для ребенка.  Именно   в   контексте   решения   этих  проблем   важно   рассмотреть перспективы демократизации современной школы и организации образования на основе метода проектов. Предлагаем   вариант   педагогического     проекта   по   теме   «Цифровые образовательные   ресурсы   в   педагогическом   процессе   образовательной области   «Социум»,     как   стратегию     формирующую   медиакомпетентность педагога. Актуальность выбора темы:                        В «цифровом обществе» рождается новое поколение детей: «аборигены   цифрового   общества».   Они   не   только   обладают   новыми   и специфическими цифровыми способностями; они вносят новые концепции и новые   аспекты   в   традиционные   школы   и   педагогику.   Знания   изменяются; обучение   на   протяжении   всей   жизни   теперь   является   жизненной потребностью; общество все больше и больше развивается в глобальных сетях, представляя   собой   коллективный   разум.   Благодаря   новым   ИКТ,     эти тенденции   стали   естественным   образом   жизни   для   аборигенов   цифрового общества.   Эти   тенденции   порождают   риск   увеличения   разрыва   между технологией   и   педагогикой.   Как,   в   какой   среде   учатся   дети   цифрового общества? Как их обучать с  использованием новых ИКТ?  Современное   дошкольное   образование   отражает   общие,   присущие образовательным   системам   внутренние   цели   –   содействовать   развитию человека, его культурному самоопределению и продуктивному включению в жизнь.   Процесс   дошкольного   образования   обеспечивает   расширение   и усложнение индивидуальных ресурсов развития личности ребенка средствами культуры.   Необходимо,   чтобы   в   дошкольном   детстве   каждый   ребенок приобрел достаточный личный социокультурный опыт, который послужит ему фундаментом   для   полноценного   развития   и   готовности   к   школьномуобучению.        Поэтому актуальным становится поиск технологий, средств, методов   социального   воспитания,   обеспечивающих   преодоление недостаточного   развития   у   современных   детей   навыков   социального взаимодействия,   умения   оценивать   меняющиеся   социальные   ситуации   и уверенно действовать с опорой на собственные знания и отношения, что в конечном   итоге   обеспечивает   развитие   социальной   компетентности, необходимой   ребенку   для   успешного   вхождения   в   социум.     Мы предположили, что это могут быть цифровые технологии, т.к. они полностью соответствуют особенностям современных детей.             Проведенное анкетирование   показало, что педагоги, в целом позитивно   относятся   к   инновациям   в   области   дошкольного   образования, однако   испытывают   трудности,   связанные   с   новым   направлением профессиональной деятельности  62,5% опрошенных воспитателей не владеют или   слабо   владеют   программой  Power  Point,  50%   не   владеют   интернетом, 37,5% не владеют  текстовым редактором.      Противоречия между потребностью детей в новых формах, соответствующих их   Интернета   и   социальных   сетей   и технологической   акселерации, неспособностью воспитателей предоставить им такую возможность между изменившимся алгоритмом мышления у детей   и старыми приемами и методами, которые используют воспитатели;    между   необходимостью   социального   развития   дошкольников   и неспособностью   воспитателей   применять     приемы   и   методы   адекватные современному ребенку.   между   необходимостью   владеть   медиакомпетентностью   и отсутствием навыка работы с медиасредствами Постановка проблемы Таким   образом,   недостаточный   уровень   профессиональной медиакомпетентности   воспитателя   стал   основной   причиной   низкой эффективности   современных   средств   обучения   и   воспитания   и    является сдерживающим фактором социального развития детей дошкольного возраста.   обеспечение   высокого   качества   образования   в Цель: 1 образовательной области «Социум» Задачи 2 1.   Провести   серию   обучающих   семинаров   для   повышения   уровня медиакомпетентности воспитателя 2.   Создать медиатеку цифровых ресурсов в образовательной области «Социум» 3. Повысить уровень социальной компетентности детей детского сада 4. Создать условия для самообразования педагога  3 План деятельностиПри планировании проекта мы опирались на рекомендации   «Восемь шагов   стратегии   интеграции   новых   ИКТ   в   дошкольное   образование», предложенные       ИИТО   ЮНЕСКО   в   монографии     «Информационные   и коммуникационные технологии в образовании»: Этапы проекта 1   этап подгото вительн ый Шаги    Развивайте 1. имеющиеся возможности.   2   этап организа ционный 2.   Определите свою роль. 3 этап Реализац ии проекта 3. Сформулируйте цели и задачи.   Создайте 4. ИКТ среду. 5.Содействуйте профессиональн ому   развитию персонала. 6.Интегрируйте наблюдайте, размышляйте Деятельность в проекте воспитателя Оценка   социальной компетентности ребенка Самооценка медиакомпетентности Определение проблемы   и   необходимости её решения  Создание   творческих групп по интересам 1.   «Флипчарты   в области образовательной   «Социум» 2. «Цифровые ресурсы в   поддержке   детей   разных культурных   или   языковых групп»   3. «Обеспечение безопасности   и   здоровья   в цифровом   мире.   Эргодизайн в детском саду» Планируют цели и задачи Разрабатывают цифровые   образовательные ресурсы для образовательной   области «Социум»   Применяют образовательные   цифровые образовательные   ресурсы   в образовательной   области «Социум» Методиста  Анализ     результатов мониторинга Организация обучающего семинара  «ИКТ в   дошкольном   образовании: недолгая история, значительный эффект»   Помогает   составить планы   творческих   групп, определить   продукт   и ожидаемый результат   Описание показателей достижения   результатов   и способов диагностики Оказывает поддержку   помощь   и Семинар «Использование   ИКТ   для развития навыков управления и планирования педагогического процесса»   Организует промежуточный   мониторинг и оценку7.Постройте партнерские отношения   и сети. 8.   Планируйте дальнейшее развитие 4   этап заключи тельный Участие в дистанционных   конкурсах, обучении   Создание   сайта   детского сада Получение   и презентация запланированного продуктаРеализация   проекта в   других   образовательных областях Описание   полученных образовательных результатов,   свидетельства их   достижения   и   анализ результативности проекта Участники проекта: педагоги ДО Направление проекта:  повышение качества образования  в образовательной области «Социум» через   активное   внедрение   в   воспитательно­образовательный   процесс цифровых  технологий Предмет проекта:  педагогический процесс в образовательной области «Социум» Цель: повышение профессионального мастерства педагогов ДО  Задачи:   разработка   и   апробация   технологий   мультимедийного сопровождения воспитательно­образовательного процесса в образовательной области «Социум»; разработка системы организации консультативной методической поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов; создание банка флипчартов   для применения в образовательной   области «Социум»; создание комплексной интегрированной модели информационно­ методического обеспечения воспитательно­образовательного процесса ДО. Ожидаемый результат:  повышение   профессионального   мастерства   педагога     применять электронные   дидактические   и   педагогические   программные   средства   в педагогическом процессе образовательной области «Социум»; повышение   качества   образования   в   образовательной   области владение навыками поиска информации в Интернете; владение программой PowerPoint для создания мультимедийных «Социум»   презентаций; умение   разрабатывать   занятия   с   использованием   флипчартов   и     других цифровых ресурсов;  технологий в работе с детьми и родителями. Предполагаемый продукт: владение   способами   и   методами   применения   компьютерных создание банка  цифровых ресурсов для обеспечения социального развития детей детского сада. Гуманистические  идеи  Дж.Дьюи,  его  метод  проектов  нашел  широкое применение в образовании многих стран мира   благодаря его основной идее «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне надо и где и как я могу эти знания применить»,   ­   именно   он   и   привлекает   многие   образовательные   системы, стремящиеся   найти   разумный   баланс   между   академическими   знаниями   и прагматическими умениями. Методическая служба применяет этот аспект  в работе по   повышению профессионального роста педагогов ДО. Список литературы     1.     Хабутдинова   Е.   Традиционные   и   инновационные   педагогические   стратегии совершенствования   профессиональной   деятельности   учителя   в   средней   школе   США. [Электронный ресурс] // http://www.dissercat.com/content/traditsionnye.  2. Дьюи, Д.  От   ребенка   ­   к   миру,   от   мира   ­   к   ребенку /Д.   Дьюи;   сост., вступительная статья Г.Б. Корнетов.­ М.:: Карапуз, 2009.­ 352 с.  3. Калаш И. Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании. ­ ЮНЕСКО, 2011. – 177 с.

Посмотрите также