Статья "Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков"
Оценка 4.7

Статья "Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков"

Оценка 4.7
Лекции
docx
воспитательная работа
Детсад
23.04.2017
Статья  "Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков"
Сюжетно-ролевая (ролевая, творческая) игра — это ведущая деятельность дошкольного возраста. В процессе игрового общения у детей возникают общие цели, переживания и интересы, развивается чувство ответственности за общее дело. Таким образом, обогащенная сюжетно – ролевая игра способствует развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.
статья.docx
Сюжетно­ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков Сюжетно­ролевая   (ролевая,   творческая)   игра   —   это   ведущая деятельность   дошкольного   возраста.   В   развернутом   виде   она   представляет собой   деятельность,   в   которой   дети   берут   на   себя   роли   взрослых   и   в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность   взрослых   и   отношения   между   ними.   Она   выступает   как деятельность,   в   которой   происходит   ориентация   ребенка   в   самых   общих смыслах человеческой деятельности.  Родоначальником   теории   игры   в   отечественной   науке   считается   К.Д. Ушинский.   Он   противопоставляет   стихийности   игровой   деятельности   идею использования игры в общей системе воспитания, в деле подготовки ребёнка через игру к трудовой деятельности. Выступая против чисто гедонистической (удовольствие) теории игры, Ушинский  свидетельствует, что дети в игре  ищут не только наслаждение, но и самоутверждение в интересных занятиях. Игра, по Ушинскому, своеобразный род деятельности, притом свободной и обязательно сознательной   деятельности,   под   которой   он   понимал   стремление   жить, чувствовать, действовать. «Не надо забывать, – пишет  Ушинский, – что игра, в которой самостоятельно работает детская душа, есть тоже деятельность для ребенка». Типичным   для   сюжетно­ролевых   игр   является   наличие   двух   видов отношений между детьми; воображаемых, соответствующих сюжету, той или иной роли, взятой на себя ребенком, и реальных отношений детей как партнеров по   совместной   деятельности.   При     вполне   благополучном,   положительном сюжете могут проявляться (и явно, и скрыто) весьма неблагополучные реальные взаимоотношения.   Дети   временно   выходят   из   игры,   превращаясь   в обыкновенных   мальчиков   и   девочек,   и   действуют   не   согласно   требованиям игры, а проявляют для них отношения, в которых ярко «выступают» уровень воспитанности, общего развития, а также те или иные личностные особенности. Д.В. Меджерицкая подчеркивает, что именно в сюжетно­ролевой игре с развитием   творческих   способностей   формируются   все   стороны   личности ребенка,   что   с   первых   лет   жизни   ребенок   не   копирует,   а   преобразует действительность через призму своего воображения. Игра   дает   педагогу   возможность   создать   и   сплотить   коллектив. Привлекательность игры столь велика, игровой контакт детей друг с другом столь полон и глубок, что игровые содружества обнаруживают способность сохраняться и после окончания игры, вне ее рамок. Р.Г. Надежина утверждает, что сюжетно­ролевая игра дает дошкольнику активизирует   ум, элемент   неопределенности,   который   возбуждает,  настраивает на поиск оптимальных решений. Остановимся   также   на   мнении   Н.С.   Пантиной,   согласно   которому сюжетно­ролевая  игра   дает   детям   понятие   о   чести.   Она   противостоит корыстным и узкогрупповым интересам. Для нее не существенно, кто именно победит, но важно, чтобы победа была одержана по всем правилам, и чтобы в борьбе были проявлены с максимальной полнотой мужество, ум, честность и благородство. Игра дает понятие о самоограничении и самопожертвовании в пользу   коллектива,   поскольку   только   «сыгранный»   коллектив   добьется успеха и совершенства в игре. Кроме того, игра дает ребенку компенсацию, нейтрализацию   недостатков   действительности   и   собственных   недостатков, противопоставляет жесткому миру реальности иллюзорный гармоничный мир­ антипод. Следовательно, игра несет в себе романтизм.   У детей есть проблемы во взаимоотношении со своими сверстниками. Но   как   известно общение   со   взрослыми   и   сверстниками   имеет   большое значение для психического развития ребенка. Через общение он приобретает все свои человеческие, психические и поведенческие качества. Психическое развитие   ребенка   начинается   с   общения.   Это   первый   вид   социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому ребенок получает   необходимую   для   его   индивидуального   развития   информацию.   В общении   сначала   через   прямое   подражание,   а   затем   через   словесные инструкции   приобретается   основной   жизненный   опыт   ребенка.   Люди,   с которыми   он   общается,   являются   для   ребёнка   носителями   этого   опыта,   и никаким другим путем, кроме  общения с ними, этот опыт не может быть приобретен. Интенсивность общения, разнообразие его содержания, целей и средств   являются   важнейшими   факторами,   определяющими   собственное развитие детей. В   период   старшего   дошкольного   возраста   сюжетно   –   ролевая   игра становится главной у детей. В игре отображаются не только особенности и назначения   предметов   и   функций   окружающих   людей,   но   и   их взаимоотношения и взаимодействия. Поэтому в игре можно помочь ребенку развить коммуникативные навыки. Потребность в общении со сверстниками развивается, прежде всего, на основе   совместной   деятельности   детей   в   игре,   а   также   по   поводу   игры. Становление   общения   со   сверстниками   предполагает   у   ребенка специфического   варианта   общей   коммуникативной   потребности, выражающейся   в   стремлении   ребенка   к   самопознанию   и   самооценке посредством окружающих людей. В   ролевой   игре   –   заложены   большие   возможности   для   развития коммуникативных   навыков.   В   первую   очередь,   развитие   рефлексии   как человеческой   способности   осмысливать   свои   собственные   действия, потребности и переживания других людей. В игре, как и во всякой творческой коллективной   деятельности,   происходит   столкновение   умов,   характеров, замыслов.   Именно   в   этом   столкновении   складывается   личность   каждого ребенка,   формируется   детский   коллектив.   При   этом   обычно   наблюдается взаимодействие игровых и реальных возможностей. Игровые взаимоотношения отражают отношения по сюжету и роли, т.е. разыгрываемые отношения персонажей. Реальные   взаимоотношения   –   это   взаимоотношения   детей   как партнеров, выполняющих общее дело. Они могут договариваться о сюжете, распределение   ролей,   обсуждают   возникающие   в   ходе   игры   вопросы   и недоразумения.   В   игровой   деятельности   возникают   определенные   формы общения детей. Игра требует от ребенка таких качеств, как инициативность, общительность. Элементы общения появляются очень рано, когда дети еще не умеют строить развернутую сюжетную игру, и играют индивидуально. Первые формы коммуникативных навыков проявляются в стремление ребенка приблизиться к другому ребенку, играть рядом с ним, в желании уступить часть места, занятого   для   своей   игры.   На   следующем   этапе   ребенок   начинает   более интенсивно общаться со своими сверстниками. Он активно ищет повода для совместной деятельности, для установления отношений. На этом этапе дети могут меняться игрушками, помогать друг другу. Общение протекает в форме эмоционально – практического взаимодействия. Коммуникативные навыки в игре помогают становлению самосознания, и   формирования   основ   личности   –   позволяя   ребенку   увидеть   свои возможности. Ситуативно­деловая форма общения – наиболее типичная для дошкольного детства, возникает к 4­5 годам. Это связано с развитием игровых умений и усложнением игровых замыслов. В этот период сюжетно – ролевая игра становится по – настоящему коллективной. Одному ребенку теперь не справиться с драматизацией замысла. Требуется участие других детей, для разыгрывания своей партии проникновенно и полнокровно. В ходе контактов со сверстниками в рамках ситуативно­деловой формы общения дошкольники стремятся   наладить   деловое   сотрудничество.   Это   стремление и   составляет основное   содержание   их   коммуникативной   потребности.   Если   при эмоционально – практической форме общения процесс совместных действий заключается   в   совместном   участии,   соучастии,   а   не   вместе,   то   при ситуативно­деловом   общении   дети   заняты   общим   делом,   они   тесно кооперированы,   и,   хотя   часть   дела   выполняют   индивидуально,   все   же стараются согласовать действия, достичь единой цели. Более   длительному   общению,   способствует   развитие   социального знания   и   опыт   детей.   Глубже   проникая   в   жизнь   взрослых   людей,   ребенок обнаруживает,   что   эта   жизнь   протекает   в   общении,   во   взаимодействии   с другими   людьми.   Стремление   воспроизвести   в   игре   взаимоотношения взрослых, и приводит к тому, что ребенок начинает нуждаться в партнерах. К   концу   дошкольного   возраста   игра   заметно   изменяется.   На   смену играм   с   сюжетами   и   ролями   приходит   игры   с   правилами.   Для   старших дошкольников   это   как   бы   упражнение   в   отношениях   с   другими   людьми: помогают осознавать свои обязанности, выступающие тут в виде всеобщих правил. В игре, взяв на себя какую­нибудь роль, ребенок тут же берет на себя и соответствующие роли, правила. Во всякой сюжетной игре есть скрытое или явное правило. Обязанности по отношению к другим – это то, что ребенок считает нужным исполнять исходя из роли. Исполняя обязанности, ребенок получает права по отношению к лицам, роли которых берут на себя другие участники игры. Роль сюжетной игры как раз и заключается в том, чтобы исполнять   обязанности,   которые   налагаются   этой   ролью,   и   осуществлять права по отношению к остальным участникам игры. Объединение   детей   в   совместной   игре   способствует   дальнейшему развитию коммуникативных навыков. Опыт каждого ребенка ограничен. Он знаком со сравнительно узким кругом действий, выполняемых взрослыми. В игре   возникает   обмен   опытом.  Дети   перенимают   друг   у   друга   имеющиеся знания, обращаются за помощью к взрослым. В результате игры становятся много   образнее.   Усложнение   содержания   игры   ведет,   в   свою   очередь,   не только   к   увеличению   количества   участников   игры,   но   и   к   усложнению реальных   взаимоотношений,   к   необходимости   более   четкого   согласования действий.   На   шестом   году   жизни   интересы   детей   становятся   более определенными, осознанными и стойкими, что проявляется в выборе сюжета и роли.   Нередко   общие   игровые   интересы   сближают   детей,   служат   началом дружбы.   Очень   важны   в   этом   отношении   длительные   игры.   Длительная перспектива игры требует от ребят совместного обсуждения, распределения ролей с учетом интересов каждого участника, умения считаться с товарищем, приходить ему на помощь в нужную минуту. У играющих развивается чувство ответственности   за   общее   дело.   Таким   образом,   игровые   и   реальные взаимоотношения сливаются, становятся едиными. Детей объединяется в игре общая   цель,   общие   интересы   и   переживания,   совместные   усилия   при достижении цели, творческие поиски. Содержание   игровой   деятельности,   обусловленной   познанием окружающей жизни, является также важнейшим условием воспитания ребенка в игре. Естественно, что не каждая игра может нравственно развивать ребенка. Такую функцию может выполнить только «хорошая» игра. Можно выделить ряд критериев, которые ее характеризуют. Основными критериями такой игры в старшем дошкольном возрасте является: ­   увлеченность   играми,   содержание   которых   отражает   характерные общественные   явления   (длительное   пребывание   в   ролях,   соответствие поведения взятой роли взрослого);  ­ содержательность целей игры;  ­   разнообразие   сюжетов   и   ролей   (желание   выполнить   роль   взрослого любой профессии);  ­ проявление нравственных чувств (сопереживание, радость от общения, от достигнутых результатов).   Из   выше   изложенного   следует,  что   в   процессе   игрового   общения   у детей возникают общие цели, переживания и интересы, развивается чувство ответственности   за   общее   дело.   Таким   образом,   обогащенная   сюжетно   – ролевая   игра   способствует   развитию   коммуникативных   навыков   у   детей дошкольного возраста. Список литературы 1. Бойченко   H.   A.   и   др.   Сюжетно­ролевые   игры   дошкольников.   // http://www.detskiysad.ru/igra/suzhet05.html. 2. Запорожец А.В. Некоторые психологические моменты детской игры. // Дошкольное воспитание. – 1970. – № 10. – С. 34 – 39. 3. Менджерицкая   Д.В.   Творческая   игра   в   педагогическом   процессе детского сада. // Воспитание детей в игре. – Воронеж: Подъём, 2009. – 176 с.  4. Надежина   Р.Г.   К   вопросу   о   взаимоотношениях   детей.  //   Дошкольное воспитание. – 1997. – № 12. – С. 27 – 29. 5. Пантина   Н.С.   Взаимоотношения   в   игре   –   предмет   психологического исследования   и   педагогического   руководства.   //   Игра   и   ее   роль   в развитии   ребенка   дошкольного   возраста.   –   Новосибирск:   Инфолио, 2008. – 155 с.

Статья "Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков"

Статья  "Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков"

Статья "Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков"

Статья  "Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков"

Статья "Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков"

Статья  "Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков"

Статья "Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков"

Статья  "Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков"

Статья "Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков"

Статья  "Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков"

Статья "Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков"

Статья  "Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков"

Статья "Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков"

Статья  "Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2017