Статья «Технология личностно-ориентированного взаимодействия в процессе образования детей с ТМНР».
Оценка 4.9
Повышение квалификации
docx
дефектология
Взрослым
05.11.2019
В последние годы личностно-ориентированный подход считается самой современной методологической ориентацией в педагогической деятельности.
Ирина Сергеевна Якиманская — доктор психологических наук, профессор явилась автором и разработчиком системы личностно-ориентированного взаимодействия.
В авторской концепции личностно-ориентированного взаимодействия определены основные цели современной системы образования, важнейшей из которых признано проектирование и организация наиболее благоприятных условий для развития личности ребенка, как индивидуальности в образовательном процессе.
Таким образом, «личностно-ориентированное образование - есть системное построение взаимосвязи учения, обучения, развития. Это целостный образовательный процесс, существенно отличающийся от традиционного учебно-воспитательного процесса».
Статья (ШК)(Технология лич-ориен взаим) 2019.docx
МОУ ОШ №5 для обучающихся с ОВЗ г.о. ОреховоЗуево
Статья «Технология личностноориентированного взаимодействия в процессе
образования детей с ТМНР».
Подготовила учитель
Фиклеева Е.С.
2019 г. В последние годы личностноориентированный подход считается самой
современной методологической ориентацией в педагогической деятельности.
Ирина Сергеевна Якиманская — доктор психологических наук, профессор
явилась автором и разработчиком системы личностноориентированного
взаимодействия.
В авторской концепции личностноориентированного взаимодействия
определены основные цели современной системы образования, важнейшей из
которых признана проектирование и организация наиболее благоприятных
условий для развития личности ребенка, как индивидуальности в
образовательном процессе.
Таким образом, «личностноориентированное образование есть системное
построение взаимосвязи учения, обучения, развития. Это целостный
образовательный процесс, существенно отличающийся от традиционного
учебновоспитательного процесса».
В традиционных педагогических системах основой любой педагогической
технологии является объяснение, а в технологии личностноориентированного
взаимодействия – понимание и взаимопонимание.
Для выстраивания модели личностноориентированного взаимодействия И.
С. Якиманская считает необходимым различать следующие понятия:
1. Разноуровневый подход ориентация на разный уровень сложности
программного материала, доступного ученику.
2. Дифференцированный подход выделение групп детей на основе
смешанной) дифференциации: по знаниям,
внешней (точнее,
способностям, типу образовательного учреждения.
3. Индивидуальный подход распределение детей по однородным
группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной)
направленности.
4. Субъектноличностный подход отношение к каждому ребёнку как к
уникальности, несхожести, неповторимости.
В реализации этого подхода
2 вопервых, работа должна быть системной, охватывающей все ступени
обучения;
вовторых, нужна особая образовательная среда в виде учебного плана,
организации условий для проявления индивидуальной избирательности
каждого ребенка, её устойчивости, без чего невозможно говорить о
познавательном стиле;
втретьих, нужен специально подготовленный педагог, который
понимает и разделяет цели и ценности личностноориентированного
образования.
Технология личностноориентированного взаимодействия это
такая воспитательнообразовательная система, где ребенок является
высшей ценностью и ставится в центр воспитательно
образовательного процесса.
Личность ребенка в данной технологии не только субъект, но и субъект
приоритетный: она является целью образовательной системы, а не средством
достижения какойлибо цели.
Аналогичные исследования в области технологии личностно
ориентированного взаимодействия в процессе образования проводили и такие
ученые, как Г.Г. Кравцова, Т.А. Матис, Ю.А. Полуянова.
Все исследователи подчеркивали необходимость индивидуального подхода
к образованию детей, значение единой образовательной стратегии как
основного условия успешной работы с детьми.
А актуальность использования данной технологии видели через
обозначенные цели образовательного процесса:
• целостное развитие личности ребёнка;
• раскрытие его индивидуального мира;
• раскрытие его способностей и склонностей;
• накопления ребенком опыта общения и взаимодействия с миром людей
и культурой.
3 Тем не менее, пока еще нет обобщающих научнопедагогических работ,
целостно раскрывающих процесс использования технологии личностно
ориентированного взаимодействия педагога и ребенка.
Всякое педагогическое взаимодействие, по своей сути, есть создание
условий для развития личности, и, следовательно, оно является развивающим,
личностноориентированным.
Социальная значимость развития ребенка и анализ состояния научной
разработанности этого процесса обусловили выбор использования технологий
личностноориентированного взаимодействия в процессе образования и
развития детей с ТМНР.
«Ребенку нужны педагогическая помощь и поддержка» эти ключевые
в характеристике технологии личностно
слова я бы выделила
ориентированного взаимодействия.
Опираясь на свой многолетний опыт работы с детьми с ТМНР, я с
уверенностью могу сказать, что основой для накопления положительного
опыта в процессе образовательноразвивающей работы с детьми с ТМНР
являются:
эмоционально комфортный климат в группе;
содержательное и личностноориентированное взаимодействие
педагога с детьми.
На мой взгляд, именно личностноориентированная модель взаимодействия
ставит во главу угла развитие ребенка с учетом возрастных и личностных
особенностей детей данной категории.
Целью данной технологии
является выявление личностных
особенностей и дальнейшее формирования и развития жизненных умений и
навыков каждого ребёнка.
Цель, в свою очередь, предполагает решение следующих задач:
обеспечить чувство психологической защищенности (доверие ребенка к
миру);
4 обеспечить чувство радости существования (психологическое
здоровье);
обеспечить чувство формирования начал личности (базис личностной
культуры);
обеспечить развитие индивидуальности ребенка;
опираясь на индивидуальные психофизические особенности ребенка,
обеспечить усвоение знаний, умений и навыков (как средство
полноценного развития личности).
Для реализации решения выше поставленных задач я выбираю следующие
способы общения, основанные на способности стать на позицию ребенка,
учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции:
понимание;
признание;
принятие личности ребенка.
И тактику сотрудничества т.е. такую позицию, которая исходит из
интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития (с определением
зоны ближайшего развития).
Как педагог в личностно ориентированном процессе взаимодействия
я выполняю следующие функции:
1. Функцию собеседника (функция эмоциональной поддержки, готовый
поддержать беседой, обсуждением, помощью).
2. Функцию исследователя (исследовательская функция), которая
выражается в трех аспектах:
a) умение педагога проводить анализ динамики взаимоотношений во время
обучения и воспитания, отслеживать личное продвижение каждого
ребенка в учебном взаимодействии;
b) использование педагогом в процессе обучения психолого
диагностических методов и процедур для получения информации о
развитии ребенка, о его успехах и трудностях;
c) применение педагогом развивающих «технологий» личностного роста,
чтобы иметь возможность корректировать и направлять процесс
5 развития ребенка в общении с ним, точно и адекватно контролируя ход
его продвижения в освоении знании.
3. Функцию фасилитатора (педагога, способствующего ребенку в усвоении
и освоении нового).Выполняя эту функцию, педагог строит свои
взаимоотношения с ребенком на положительном принятии ребенка,
эмпатическом понимании, открыто выражая свои чувства и тем самым,
создавая комфортные для развития ребенка условия.
4. Функцию эксперта (экспертная, консультативная функция). Иными
словами: педагога, обладающего глубокими, систематическими знаниями,
разносторонними, практическими навыками и умениями.
Для достижения цели и задач использую следующие формы
работы:
1. Практические методы и приёмы обучения определённым действиям,
коррекция и развитие коммуникативных способностей с учётом
возможностей ребёнка:
целенаправленные действия с дидактическими игрушками;
многократное повторение практических действий;
нагляднодейственный показ способа действий;
подражательные упражнения;
дидактические игрыупражнения.
(Примечание: если ребенок в силу особенностей развития не может выполнить
действие сам, то действие выполняется способом «рукавруке»).
2. Наглядные методы:
обследование предметов
слуховое, комбинированное);
(зрительное,
тактильнокинетическое,
наблюдение за предметами и явлениями природы;
рассматривание предметных и сюжетных картин, фотографий.
(Примечание: если ребенок в силу особенностей развития не может
зафиксировать внимание на том или ином предмете или явлении природы, то
используется дополнительная стимуляция).
3. Словесные методы:
6 речевая инструкция ребёнку;
описание предмета педагогом;
указания и пояснения как пояснение способов выполнения задания;
последовательные действия;
похвала, подбадривание как повышение интереса к выполняемым
действиям.
(Примечание: для улучшения понимания словесного обозначения предмета
или явления дополнительно использую методы зрительной, тактильной,
обонятельной или двигательномоторной стимуляции).
4. Наблюдение:
на каком этапе сделал попытку делать самостоятельно;
если не может выполнить самостоятельно, то какова степень помощи;
возможен вариант, что не включается в общение;
или не выполняет задание.
На мой взгляд,
организация личностноориентированного
взаимодействия именно в свободной деятельности требует от педагога
больших усилий:
требует понимания,
признания ребенка,
принятия его как полноценного партнера,
оказание ему помощи,
а также предполагает тесные взаимодействия педагога и ребёнка.
Поэтому моя педагогическая деятельность по отношению к детям
включает проявление уважения к личности каждого ребёнка,
доброжелательное внимание к нему.
В своей работе я:
стремлюсь установить доверительные отношения, проявляю внимание к
настроению ребенка, его желаниям, достижениям, неудачам;
слушаю (используя вербальные и не вербальные средства общения)
детей внимательно и уважительно;
выбираю позицию "На уровне глаз", беседуя с ребенком;
подбадриваю и успокаиваю, если ребенок расстроился;
ласково и с улыбкой общаюсь с ребенком;
в течение дня стараюсь общаться с каждым ребёнком;
7 предоставляю ребенку самостоятельность в выборе игрушек, занятий,
партнеров по игре:
поощряю самостоятельность в выполнении режимных процедур,
учитывая их индивидуальные особенности;
стараюсь создавать условия для формирования положительных
взаимоотношений между сверстниками;
после разрешения конфликта ласково обнимаю малыша, говорю о своей
любви к нему и выражаю уверенность в том, что плохой поступок
больше не повторится;
стараюсь организовывать занятия в игровой и интересной форме.
При построении воспитательнокоррекционнообразовательного процесса
на основе технологий личностноориентированного взаимодействия я
использую разнообразные нетрадиционные виды занятий и формы
образовательной деятельности:
игрыупражнения с элементами театртерапии,
игры по взаимообучению (педагог стимулирует ребенка показать, как
необходимо сделать …),
игрысомнения (исследовательская деятельность детей типа тает не
тает, летает не летает),
игрыпутешествия,
сказки,
диалогирассказы (ведущую роль берет на себя педагог).
погружение в ситуацию и другое.
В любое учебное занятие, как обязательный его компонент, я обязательно
включаю заранее спланированные игровые моменты, позволяющие поддержать
интерес ребёнка к разным видам деятельности.
А смысл педагогического взаимодействия определяю, как раскрытие
индивидуальности каждого ребенка в процессе этого взаимодействия
обеспечивающееся построением индивидуальной системы образования,
подбор таких методов и приемов, которые будут действенными именно для
8 этого, конкретного, ребенка и в дальнейшем поспособствуют его
социализации и интеграции в общество.
Для достижения цели технологии личностноориентированного
взаимодействия я всегда соблюдаю следующие правила:
общаюсь с детьми ласково, с улыбкой, поглаживаю, приобнимаю;
стремлюсь установить доверительные отношения, проявляя внимание к
настроению, желаниям, достижениям и неудачам ребенка;
поощряю самостоятельность в выполнении режимных процедур,
индивидуальные особенности ребенка (привычки,
учитывая
темперамент, предпочтение к той или иной пище);
чутко реагирую на инициативу в общении, потребность в поддержке;
слушаю (чаще это невербальное общение) ребенка внимательно и
уважением;
вежливо и доброжелательно отвечаю на вопросы и просьбы;
в течение дня общаться не только с группой в целом, но и каждым
ребенком индивидуально.
В течение дня воспитательно коррекционно образовательный
процесс выстраиваю таким образом:
в ходе организованной вопитательно коррекционно образовательной
деятельности учитываю возрастные возможности и интересы каждого
ребенка;
обучение провожу в мягкой форме, без насилия: обучая ребенка
пользоваться расческой или катить мяч, мягко направляю его движение
своей рукой, а затем даю ему возможность выполнить действие
самостоятельно, при необходимости помогая ему, но, не принимая всю
инициативу на себя;
откликаюсь на любую просьбу ребенка о совместной деятельности и
помощи, а в случае невозможности их осуществления спокойно
объясняю причину и прошу подождать;
в ходе совместной игры или образовательной деятельности нахожу
время и возможность обратиться к каждому ребенку по имени,
9 проявить заинтересованность к тому, что он делает, подбодрить, помочь
справиться с трудным действием;
организую совместные игры или организованную образовательную
деятельность, не заставляю участвовать в них всех детей: если ребенок
отказывается слушать сказку или смотреть спектакль, разрешаю ему
заняться чемлибо другим, не мешая остальным детям;
организуя игры детей, стремлюсь заинтересовать ребенка сюжете
(действии) игры, вызвать у него желание играть (действовать);
стараюсь пробудить инициативу, вовлекая ребенка в игру (игровое
упражнение), предлагаю разные варианты развития сюжета с учетом его
желания;
помогаю наделить персонажи игр именами, характерами, разговариваю
от их имени, стимулирую развертывание диалога;
увлекаю поисками предметовзаместителей, открывая для ребенка
новые возможности игры.
Поддерживая чувство психологической защищенности (доверие
ребенка к миру), способствую формированию знаний ребенка о себе:
предоставляю ребенку самостоятельность в выборе игрушек, занятий,
партнеров по игре;
обращаюсь к ребенку по имени, подчеркивая его достоинства;
поощряю высказывание (чаще это невербальный способ) ребенком его
чувств и мыслей;
пользуюсь поощрением, поддержкой чтобы не формировать у
ребенка неуверенности в своих силах;
не прибегаю к негативным дисциплинарным методам, которые обижают,
или унижают ребенка;
если ребенок отказывается есть или идти в туалет, стараюсь мягко
уговорить его, а в случае неудачи даю ему побыть одному;
после разрешения конфликта ласково обнимаю ребенка, выражая
уверенность в том, что плохой поступок больше не повторится.
10 Взаимодействуя с детьми,
учитываю их возрастные и
индивидуальные особенности:
в ходе режимных процедур терпимо отношусь к затруднениям ребенка:
позволяю ему действовать в своем темпе, не акцентирую внимание на
его неуспехах;
указываю на ошибки ребенка, но делаю это мягко, не унижая перед
сверстниками и, не ущемляя достоинства ребенка;
контролирую усвоение материала, учитывая такие особенности ребенка,
как смущение, застенчивость, не допуская возникновения у него
переживаний;
предоставляю ребенку возможность самому выбрать деятельность по
интересам: во время прогулки, в нерегламентированных видах
деятельности, в свободное время;
в ходе совместной игры или организованной образовательной
деятельности обращаюсь к ребенку по имени, смотрю ему в глаза, веду
себя заинтересованно и доброжелательно, помогая освоить трудное
действие;
поддерживаю положительное самоощущение ребенка, способствую
формированию у него знаний о своих возможностях и способностях.
чаще пользуюсь поощрением, поддержкой ребенка, чем порицанием и
запрещением;
порицания отношу только к отдельным действиям ребенка, но не
адресую их кего личности;
порицая действия ребенка, предлагаю образец желаемого действия или
средства для исправления ошибок;
отмечаю новые достижения ребенка в разных видах деятельности,
обращаю внимание на его новые возможности и способности
(достижения ребенка не сравниваются с достижениями других детей, а
лишь с его собственными);
намеренно создаю ситуацию успеха, в которой ребенок достигает
успеха;
11 Создаю условия для развития и обогащения
элементарных
социальных отношений:
создаю условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут
быть использованы в игре: читаю вместе книги, прослушиваю диски,
обсуждаю события жизни детей, рассказываю о себе и других людях,
организовываю экскурсии,
мероприятий;
прогулки,
посещение культурных
обращаю внимание ребенка на содержание деятельности людей и их
взаимоотношений, на явления и взаимосвязь событий в живой и неживой
природе;
побуждаю к развертыванию игры: обращаюсь к ребенку: «Посмотри, у
зайчика болит ножка, давай его полечим»;
в качестве непосредственного участника игры предлагаю образцы
различных игровых действий: кормить, купать куклу, привлекая к игре
ребенка, показываю, как греметь погремушкой.
Таким образом, принципиально важной стороной в технологии личностно
ориентированного взаимодействия является как позиция ребенка в
воспитательнообразовательном процессе, так и отношение к ребенку со
стороны педагога.
Педагог в общении с ребенком придерживается положения: «Не рядом, не
над ним, а вместе
Каждый педагог вносит в развитие
технологии личностно
ориентированного взаимодействия чтото свое, индивидуальное.
Индивидуальность педагогическая определяется уровнем осмысления
содержания технологии, оснащением педагогического процесса, условиями в
которых находятся дети.
Поэтому можно считать, что каждая конкретная технология считается
авторской.
12 Список использованной литературы:
1. Бондаревская, Е. В. Теория и практика личностно ориентированного
образования / Е. В. Бондаревская. РостовнаДону: Издательство
Ростовского едагогического университета, 2000.;
2. Бунеев Р. Н. Еще раз о личностноориентированном образовании
/Начальная школа до и после, 2006.;
3. Загуменная Л. А. Социальноличностное развитие
дошкольников//Волгоград, Учитель, 2012.;
4. Колмыкова И. Г. Технологии личностноориентированного
взаимодействия в социальнокоммуникативном развитии дошкольников //
Молодой ученый. — 2016.;
5. Степанов Е. Н. Личностноориентированный подход в работе педагога:
разработка и использование / Е. Н. Степанов М.: ТЦ Сфера, 2003. ;
6. Якиманская, И. С. Технология личностноориентированного
образования / И. С. Якиманская. М., 2000.;
7. http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1995/952/952031.htm;
8. http://www.coolreferat.com.
9. http://www.bestreferat.ru/referat204279.html
13 14
Статья «Технология личностно-ориентированного взаимодействия в процессе образования детей с ТМНР».
Статья «Технология личностно-ориентированного взаимодействия в процессе образования детей с ТМНР».
Статья «Технология личностно-ориентированного взаимодействия в процессе образования детей с ТМНР».
Статья «Технология личностно-ориентированного взаимодействия в процессе образования детей с ТМНР».
Статья «Технология личностно-ориентированного взаимодействия в процессе образования детей с ТМНР».
Статья «Технология личностно-ориентированного взаимодействия в процессе образования детей с ТМНР».
Статья «Технология личностно-ориентированного взаимодействия в процессе образования детей с ТМНР».
Статья «Технология личностно-ориентированного взаимодействия в процессе образования детей с ТМНР».
Статья «Технология личностно-ориентированного взаимодействия в процессе образования детей с ТМНР».
Статья «Технология личностно-ориентированного взаимодействия в процессе образования детей с ТМНР».
Статья «Технология личностно-ориентированного взаимодействия в процессе образования детей с ТМНР».
Статья «Технология личностно-ориентированного взаимодействия в процессе образования детей с ТМНР».
Статья «Технология личностно-ориентированного взаимодействия в процессе образования детей с ТМНР».
Статья «Технология личностно-ориентированного взаимодействия в процессе образования детей с ТМНР».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.