По В.А.Сухомлинскому, искусство воспитания – это прежде всего искусство владения словом. Равноправие на уровне слова означает диалогичность общения. Сотрудничество на уроке осуществляется через диалог, т.е. через такую организацию речи, при которой активны в равной степени все ее участники. Ситуация познавательного спора привлекает внимание школьников к разным научным точкам зрения по той или иной проблеме, побуждает к осмыслению различных подходов к аргументации.
УЧЕБНЫЙ ДИАЛОГ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в
системе обучения и воспитания, внедрения обновленной образовательной программы и
системы оценивания. Изменился подход к обучению русскому языку, который должен
развивать коммуникативные навыки, чтобы учащийся в любой ситуации мог высказать
собственную точку зрения и доказать ее, «умело вести диалог в условиях межкультурной
коммуникации». Благодаря реализации обновленной учебной программы учащиеся смогут
усовершенствовать свои коммуникативные компетенции, применять языковые навыки в
различных сферах и обстоятельствах. Согласно Руководству учебные программы по
предметам составлены с учетом моральных ценностей, к которым относятся
и
коммуникативные способности, а воспитание творчески активной личности путем
формирования языковой, речевой , коммуникативной компетенций является одной из главных
целей обучения русскому языку [1]. Ее реализация возможна при совершенствовании умений
успешного диалогического общения, ведения дискуссии в разных сферах и коммуникативных
ситуациях. Для достижения учениками высоких целей обучения необходима поддержка
активного обучения и применение эффективных методов. Важно отметить, что в рамках
обновления содержания образования учебный процесс характеризуется активной
деятельностью самих учеников. В данном случае учитель выступает организатором
познавательной деятельности обучающихся.
Активное обучение – это, прежде всего,
диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика,
ученика и ученика. Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного
взаимодействия всех обучающихся.
Учебный диалог особенно важен, так как способствует активизации познавательной
деятельности учащихся. Спиральная модель обучения предполагает усложнение навыков при
переходе из класса в класс. Так представлена пятая цель на развитие слушания и говорения:
5 класс участвовать в диалогерасспросе, меняя позицию «говорящий» на «слушающий»
и учитывая возрастные особенности исполняемой роли.
6 класс участвовать в диалоге, обмениваясь мнениями по предложенной теме.
7 класс участвовать в диалоге по предложенной проблеме, аргументируя свою точку
зрения.
8 класс участвовать в дискуссии по предложенной проблеме, аргументируя
собственные утверждения, убеждая оппонента в правильности своей позиции, делать выводы.
9 класс участвовать в полемике, синтезируя различные точки зрения и предлагая
решение проблемы [2]. Таким образом коммуникативная направленность планируется на
каждом уроке в течение всего процесса обучения: учащиеся учатся вступать в диалог,
задавать вопросы, объяснять и комментировать, аргументировать свое суждение, оценивать
звучащую речь, обобщать сказанное, участвовать в дискуссии и полемике.
В зависимости от целей, которые ставят перед собой вступающие в речевое общение,
выделяются различные типы диалогических построений. Можно выявить следующие цели,
которые ставят перед собой собеседники, вступая в диалог: обсудить чтолибо, убедить в
чемлибо, проинформировать о чемлибо, возразить по поводу чегото, побудить к речевому
или к какомулибо другому действию, запросить информацию, потребовать уточнить её,
выразить одобрение или несогласие. Коммуникативные цели обусловили появление диалога
сообщения информации, диалогазапроса информации, диалогапобуждения, диалога
расспроса. Все четыре функциональных типа диалога в совокупности требуют проявления
общих коммуникативных умений, связанных с анализом и оценкой личных учебноречевых
ситуаций, а также умения пользоваться как вербальными, так и невербальными средствамиобщения. Кроме общих, каждый тип диалога предполагает наличие частных
коммуникативных умений. Это следующие умения:
диалогзапрос информации: умение ставить и задавать вопрос; умение правильно
интонировать высказывание; умение правильно употреблять паузы в речи; умение запросить
дополнительную информацию;
диалогсообщение информации: умение построить информативно значимый текст;
умение логически мыслить и правильно строить высказывание; умение привлечь и удержать
внимание, правильно обратиться к собеседнику;
диалогпобуждение: умение правильно сформулировать и соответствующим тоном
произнести просьбу, приказ; умение уместно употреблять побудительные предложения;
умение уточнить задание;
диалограсспрос: умение самоопределяться по поводу получаемой информации; умение
формулировать проблемные вопросы, поддерживающие диалог; умение построить
коммуникативноцелесообразную стратегию и тактику речевого поведения [3].
Один из эффективных способов совершенствования уровня творческого мышления и
вовлечения учащихся в учебный процесс это создание проблемной ситуации на уроке, поиск
возможных решений и рациональное решение поставленной задачи. Под учебной проблемой
понимают задачу, вопрос или задание, решение которых нельзя получить по готовому
образцу. Для подведения учащихся к решению проблемы целесообразно проведение
дискуссий на уроке, что также является одним из методов развития мыслительных навыков.
Различают:
стараются прийти
мнение
оппонента.
суждения,
дискуссии – диалоги, когда урок компонуется вокруг диалога ее главных участников;
групповые дискуссии, когда спорные вопросы решают в процессе групповой работы;
массовые дискуссии, когда в полемике принимают участие все учащиеся класса.
Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как ее участники сами
приходят к тому или иному выводу. Дискуссия это обмен мнениями по вопросам
в соответствии с более или менее определенными правилами процедуры и с участием всех
или только некоторых присутствующих на собрании. Другой характер носит полемика.
Полемику можно определить как борьбу принципиально противоположных мнений по тому
или иному вопросу, публичный спор с целью защитить, отстоять свою точку зрения и
Участники дискуссии и диспута,
опровергнуть
сопоставляя противоречивые
к единому мнению,
найти общее решение, установить истину. Цель полемики иная: надо одержать победу
над противником, отстоять и утвердить собственную позицию. Диалог на уроках помогает
учителю преодолевать проблемы и находить пути их решения. По В. А. Сухомлинскому,
искусство воспитания – это прежде всего искусство владения словом. Равноправие на уровне
слова, естественно, означает диалогичность общения [4]. Уроки проблемного обучения
развивают коммуникативные способности детей. Работая в парах, группах, дети учатся
слушать, распределять роли, отстаивать свою точку зрения. Дети взаимодействуют, помогают
друг другу. Они гордятся своими достижениями, чувствуют себя первооткрывателями,
сотрудниками своего учителя. Такие уроки развивают память, мышление, внимание к своей и
чужой речи. Способность четко и ясно излагать свои мысли, умение вступать в диалог и
находиться в диалоге имеет огромное значение для развития личности, ее самовыражения и
реализации заложенного в ней потенциала. Следовательно, одна из основных задач учителя —
найти пути к развитию у каждого ребенка грамотной речи, а сам процесс обучения должен
превратиться в диалог учителя и учащихся.
Нужно подчеркнуть, что содержание обновленной учебной программы позволит детям
раскрыть свою позицию, которая часто проявляется лишь в практической деятельности,поскольку учебно – воспитательный процесс по русскому языку станет наиболее приближен к
жизни, к привычным видам деятельности учащихся. В ходе обучения учащиеся смогут
использовать, аргументировать и расширять полученные знания для отбора информации,
давать развернутые комментарии относительно определенной задачи, аудитории и конкретной
цели. Учащиеся получат знания, которые смогут применять в любой ситуации. В связи с этим
учащиеся при изучении русского языка и русской литературы по данной Учебной программе
смогут решать любые сложные проблемы и стать конкурентоспособными в будущем.
Литература:
[1] Программа курсов повышения квалификации педагогических работников РК.
Руководство для учителя. АОО «НИШ» ЦПМ. 2017 г.
[2] Типовая учебная программа по учебному предмету «Русский язык» для 59 классов
уровня основного среднего образования по обновленному содержанию от 23 ноября 2016 г.
[3] Риторика: Учебник./Под общ. ред. Н.А. Ипполитовой, М., 2006 г
[4] Сухомлинский В.А. О воспитании Москва: Политическая литература, 1982 г.
Регистрационная форма1.Фамилия, имя, отчество Скороходова Наталья Александровна
2. Ученая степень _________________________________
3. Организация, должность Мартукская средняя школа №3, учитель русского языка и
литературы
4. Название доклада Учебный диалог как способ активизации познавательной
деятельности учащихся