Статья "УЧЕБНЫЙ ДИАЛОГ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

  • Научные работы
  • docx
  • 20.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

По В.А.Сухомлинскому, искусство воспитания – это прежде всего искусство владения словом. Равноправие на уровне слова означает диалогичность общения. Сотрудничество на уроке осуществляется через диалог, т.е. через такую организацию речи, при которой активны в равной степени все ее участники. Ситуация познавательного спора привлекает внимание школьников к разным научным точкам зрения по той или иной проблеме, побуждает к осмыслению различных подходов к аргументации.
Иконка файла материала статья Скороходовой Н.А..docx
УЧЕБНЫЙ ДИАЛОГ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе   обучения   и   воспитания,   внедрения   обновленной   образовательной   программы   и системы   оценивания.  Изменился   подход   к   обучению   русскому   языку,   который   должен развивать   коммуникативные   навыки,   чтобы   учащийся   в   любой   ситуации   мог   высказать собственную точку зрения и доказать ее, «умело вести диалог в условиях межкультурной коммуникации».   Благодаря   реализации   обновленной   учебной   программы   учащиеся   смогут усовершенствовать   свои   коммуникативные   компетенции,   применять   языковые   навыки   в различных   сферах   и   обстоятельствах.   Согласно   Руководству   учебные   программы   по предметам   составлены   с   учетом   моральных   ценностей,   к   которым   относятся     и коммуникативные   способности,   а   воспитание   творчески   активной   личности   путем формирования языковой, речевой , коммуникативной компетенций является одной из главных целей обучения русскому языку [1]. Ее реализация возможна при совершенствовании умений успешного диалогического общения, ведения дискуссии в разных сферах и коммуникативных ситуациях.  Для   достижения   учениками   высоких   целей   обучения   необходима   поддержка активного   обучения   и   применение   эффективных   методов.   Важно   отметить,   что   в   рамках обновления   содержания   образования   учебный   процесс   характеризуется   активной деятельностью   самих   учеников.   В   данном   случае   учитель   выступает   организатором познавательной   деятельности   обучающихся.  Активное   обучение   –   это,   прежде   всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика, ученика и ученика.  Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех обучающихся.  Учебный   диалог   особенно   важен,   так   как   способствует   активизации   познавательной деятельности учащихся. Спиральная модель обучения предполагает усложнение навыков при переходе из класса в класс. Так представлена пятая цель на развитие слушания и говорения: 5 класс ­ участвовать в диалоге­расспросе, меняя позицию «говорящий» на «слушающий» и учитывая возрастные особенности исполняемой роли. 6 класс ­ участвовать в диалоге, обмениваясь мнениями по предложенной теме. 7 класс ­ участвовать в диалоге по предложенной проблеме, аргументируя свою точку зрения. 8   класс   ­   участвовать   в   дискуссии   по   предложенной   проблеме,   аргументируя собственные утверждения, убеждая оппонента в правильности своей позиции, делать выводы. 9   класс   ­   участвовать   в   полемике,   синтезируя   различные   точки   зрения   и   предлагая решение   проблемы   [2].   Таким   образом   коммуникативная   направленность   планируется   на каждом   уроке   в   течение   всего   процесса   обучения:   учащиеся   учатся   вступать   в   диалог, задавать вопросы, объяснять и комментировать,  аргументировать свое суждение,  оценивать звучащую речь, обобщать сказанное, участвовать в дискуссии и полемике. В зависимости от целей, которые ставят перед собой вступающие в речевое общение, выделяются различные типы диалогических построений. Можно выявить следующие цели, которые ставят перед собой собеседники, вступая в диалог: обсудить что­либо, убедить в чем­либо, проинформировать о чем­либо, возразить по поводу чего­то, побудить к речевому или   к   какому­либо   другому   действию,   запросить   информацию,   потребовать   уточнить   её, выразить одобрение или несогласие. Коммуникативные цели обусловили появление диалога­ сообщения   информации,   диалога­запроса   информации,   диалога­побуждения,   диалога­ расспроса. Все четыре функциональных типа диалога в совокупности требуют проявления общих коммуникативных умений, связанных с анализом и оценкой личных учебно­речевых ситуаций, а также умения пользоваться как вербальными, так и невербальными средствамиобщения.   Кроме   общих,   каждый   тип   диалога   предполагает   наличие   частных коммуникативных умений. Это следующие умения:   ­ диалог­запрос информации: умение ставить и задавать вопрос; умение правильно  интонировать высказывание; умение правильно употреблять паузы в речи; умение запросить  дополнительную информацию;       ­ диалог­сообщение информации: умение построить информативно значимый текст;  умение логически мыслить и правильно строить высказывание; умение привлечь и удержать  внимание, правильно обратиться к собеседнику; ­ диалог­побуждение: умение правильно сформулировать и соответствующим тоном  произнести просьбу, приказ; умение уместно употреблять побудительные предложения;  умение уточнить задание; ­ диалог­расспрос: умение самоопределяться по поводу получаемой информации; умение  формулировать проблемные вопросы, поддерживающие диалог; умение построить  коммуникативно­целесообразную стратегию и тактику речевого поведения [3].        Один из эффективных способов совершенствования уровня творческого мышления и  вовлечения учащихся в учебный процесс ­ это создание проблемной ситуации на уроке, поиск  возможных решений и рациональное решение поставленной задачи. Под учебной проблемой  понимают задачу, вопрос или задание, решение которых нельзя получить по готовому  образцу. Для подведения учащихся к решению проблемы целесообразно проведение  дискуссий на уроке, что также является одним из методов развития мыслительных навыков.  Различают:     стараются прийти       мнение оппонента.   суждения, ­ дискуссии – диалоги, когда урок компонуется вокруг диалога ее главных участников;    ­ групповые дискуссии, когда спорные вопросы решают в процессе групповой работы; ­   массовые   дискуссии,   когда   в   полемике   принимают   участие   все     учащиеся   класса. Дискуссия   считается   эффективным   способом   убеждения,   так   как   ее   участники   сами приходят   к   тому   или   иному   выводу.   Дискуссия   ­   это обмен мнениями   по   вопросам в соответствии   с более или менее определенными   правилами процедуры и с участием   всех или только   некоторых присутствующих   на   собрании. Другой характер   носит полемика. Полемику можно определить как борьбу принципиально противоположных мнений по тому или   иному   вопросу,   публичный   спор   с   целью   защитить,   отстоять   свою   точку   зрения   и Участники дискуссии и диспута, опровергнуть сопоставляя противоречивые к единому мнению, найти общее решение,   установить   истину.   Цель   полемики   иная:   надо   одержать   победу над противником, отстоять и   утвердить собственную позицию.  Диалог на уроках помогает учителю преодолевать проблемы и находить пути их решения.   По В. А. Сухомлинскому, искусство воспитания – это прежде всего искусство владения словом. Равноправие на уровне слова,   естественно,   означает   диалогичность   общения   [4].  Уроки   проблемного   обучения развивают   коммуникативные   способности   детей.   Работая   в   парах,   группах,   дети   учатся слушать, распределять роли, отстаивать свою точку зрения. Дети взаимодействуют, помогают друг   другу.   Они   гордятся   своими   достижениями,   чувствуют   себя   первооткрывателями, сотрудниками своего учителя. Такие уроки развивают память, мышление, внимание к своей и чужой речи.  Способность четко и ясно излагать свои мысли, умение вступать в диалог и находиться в диалоге имеет огромное значение для развития личности, ее самовыражения и реализации заложенного в ней потенциала. Следовательно, одна из основных задач учителя — найти пути к развитию у каждого ребенка грамотной речи, а сам процесс обучения должен превратиться в диалог учителя и учащихся.   Нужно подчеркнуть, что содержание обновленной учебной программы позволит детям раскрыть   свою   позицию,   которая   часто   проявляется   лишь   в   практической   деятельности,поскольку учебно – воспитательный процесс по русскому языку станет наиболее приближен к жизни,   к   привычным   видам   деятельности   учащихся.  В   ходе   обучения   учащиеся   смогут использовать,   аргументировать   и   расширять   полученные   знания   для   отбора   информации, давать развернутые комментарии относительно определенной задачи, аудитории и конкретной цели. Учащиеся получат знания, которые смогут применять в любой ситуации. В связи с этим учащиеся при изучении русского языка и русской литературы по данной Учебной программе смогут решать любые сложные проблемы и стать конкурентоспособными в будущем. Литература:  [1]   Программа     курсов   повышения   квалификации   педагогических   работников   РК. Руководство для учителя. АОО «НИШ» ЦПМ. 2017 г. [2] Типовая учебная программа по учебному предмету «Русский язык» для 5­9 классов  уровня основного среднего образования по обновленному содержанию от 23 ноября 2016 г. [3] Риторика: Учебник./Под общ. ред. Н.А. Ипполитовой,  М., 2006 г [4] Сухомлинский В.А. О воспитании ­ Москва: Политическая литература, 1982 г.    Регистрационная форма1.Фамилия, имя, отчество                               Скороходова Наталья Александровна 2. Ученая степень  _________________________________ 3. Организация, должность    Мартукская средняя школа №3, учитель русского языка и  литературы                                                                      4.   Название   доклада              Учебный   диалог   как   способ   активизации   познавательной деятельности учащихся

Посмотрите также