Статья "УЧЕБНЫЙ ДИАЛОГ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"
Оценка 4.9

Статья "УЧЕБНЫЙ ДИАЛОГ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Оценка 4.9
Научные работы
docx
русский язык +1
Взрослым
20.03.2018
Статья "УЧЕБНЫЙ ДИАЛОГ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"
По В.А.Сухомлинскому, искусство воспитания – это прежде всего искусство владения словом. Равноправие на уровне слова означает диалогичность общения. Сотрудничество на уроке осуществляется через диалог, т.е. через такую организацию речи, при которой активны в равной степени все ее участники. Ситуация познавательного спора привлекает внимание школьников к разным научным точкам зрения по той или иной проблеме, побуждает к осмыслению различных подходов к аргументации.
статья Скороходовой Н.А..docx
УЧЕБНЫЙ ДИАЛОГ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе   обучения   и   воспитания,   внедрения   обновленной   образовательной   программы   и системы   оценивания.  Изменился   подход   к   обучению   русскому   языку,   который   должен развивать   коммуникативные   навыки,   чтобы   учащийся   в   любой   ситуации   мог   высказать собственную точку зрения и доказать ее, «умело вести диалог в условиях межкультурной коммуникации».   Благодаря   реализации   обновленной   учебной   программы   учащиеся   смогут усовершенствовать   свои   коммуникативные   компетенции,   применять   языковые   навыки   в различных   сферах   и   обстоятельствах.   Согласно   Руководству   учебные   программы   по предметам   составлены   с   учетом   моральных   ценностей,   к   которым   относятся     и коммуникативные   способности,   а   воспитание   творчески   активной   личности   путем формирования языковой, речевой , коммуникативной компетенций является одной из главных целей обучения русскому языку [1]. Ее реализация возможна при совершенствовании умений успешного диалогического общения, ведения дискуссии в разных сферах и коммуникативных ситуациях.  Для   достижения   учениками   высоких   целей   обучения   необходима   поддержка активного   обучения   и   применение   эффективных   методов.   Важно   отметить,   что   в   рамках обновления   содержания   образования   учебный   процесс   характеризуется   активной деятельностью   самих   учеников.   В   данном   случае   учитель   выступает   организатором познавательной   деятельности   обучающихся.  Активное   обучение   –   это,   прежде   всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика, ученика и ученика.  Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех обучающихся.  Учебный   диалог   особенно   важен,   так   как   способствует   активизации   познавательной деятельности учащихся. Спиральная модель обучения предполагает усложнение навыков при переходе из класса в класс. Так представлена пятая цель на развитие слушания и говорения: 5 класс ­ участвовать в диалоге­расспросе, меняя позицию «говорящий» на «слушающий» и учитывая возрастные особенности исполняемой роли. 6 класс ­ участвовать в диалоге, обмениваясь мнениями по предложенной теме. 7 класс ­ участвовать в диалоге по предложенной проблеме, аргументируя свою точку зрения. 8   класс   ­   участвовать   в   дискуссии   по   предложенной   проблеме,   аргументируя собственные утверждения, убеждая оппонента в правильности своей позиции, делать выводы. 9   класс   ­   участвовать   в   полемике,   синтезируя   различные   точки   зрения   и   предлагая решение   проблемы   [2].   Таким   образом   коммуникативная   направленность   планируется   на каждом   уроке   в   течение   всего   процесса   обучения:   учащиеся   учатся   вступать   в   диалог, задавать вопросы, объяснять и комментировать,  аргументировать свое суждение,  оценивать звучащую речь, обобщать сказанное, участвовать в дискуссии и полемике. В зависимости от целей, которые ставят перед собой вступающие в речевое общение, выделяются различные типы диалогических построений. Можно выявить следующие цели, которые ставят перед собой собеседники, вступая в диалог: обсудить что­либо, убедить в чем­либо, проинформировать о чем­либо, возразить по поводу чего­то, побудить к речевому или   к   какому­либо   другому   действию,   запросить   информацию,   потребовать   уточнить   её, выразить одобрение или несогласие. Коммуникативные цели обусловили появление диалога­ сообщения   информации,   диалога­запроса   информации,   диалога­побуждения,   диалога­ расспроса. Все четыре функциональных типа диалога в совокупности требуют проявления общих коммуникативных умений, связанных с анализом и оценкой личных учебно­речевых ситуаций, а также умения пользоваться как вербальными, так и невербальными средствами общения.   Кроме   общих,   каждый   тип   диалога   предполагает   наличие   частных коммуникативных умений. Это следующие умения:   ­ диалог­запрос информации: умение ставить и задавать вопрос; умение правильно  интонировать высказывание; умение правильно употреблять паузы в речи; умение запросить  дополнительную информацию;       ­ диалог­сообщение информации: умение построить информативно значимый текст;  умение логически мыслить и правильно строить высказывание; умение привлечь и удержать  внимание, правильно обратиться к собеседнику; ­ диалог­побуждение: умение правильно сформулировать и соответствующим тоном  произнести просьбу, приказ; умение уместно употреблять побудительные предложения;  умение уточнить задание; ­ диалог­расспрос: умение самоопределяться по поводу получаемой информации; умение  формулировать проблемные вопросы, поддерживающие диалог; умение построить  коммуникативно­целесообразную стратегию и тактику речевого поведения [3].        Один из эффективных способов совершенствования уровня творческого мышления и  вовлечения учащихся в учебный процесс ­ это создание проблемной ситуации на уроке, поиск  возможных решений и рациональное решение поставленной задачи. Под учебной проблемой  понимают задачу, вопрос или задание, решение которых нельзя получить по готовому  образцу. Для подведения учащихся к решению проблемы целесообразно проведение  дискуссий на уроке, что также является одним из методов развития мыслительных навыков.  Различают:     стараются прийти       мнение оппонента.   суждения, ­ дискуссии – диалоги, когда урок компонуется вокруг диалога ее главных участников;    ­ групповые дискуссии, когда спорные вопросы решают в процессе групповой работы; ­   массовые   дискуссии,   когда   в   полемике   принимают   участие   все     учащиеся   класса. Дискуссия   считается   эффективным   способом   убеждения,   так   как   ее   участники   сами приходят   к   тому   или   иному   выводу.   Дискуссия   ­   это обмен мнениями   по   вопросам в соответствии   с более или менее определенными   правилами процедуры и с участием   всех или только   некоторых присутствующих   на   собрании. Другой характер   носит полемика. Полемику можно определить как борьбу принципиально противоположных мнений по тому или   иному   вопросу,   публичный   спор   с   целью   защитить,   отстоять   свою   точку   зрения   и Участники дискуссии и диспута, опровергнуть сопоставляя противоречивые к единому мнению, найти общее решение,   установить   истину.   Цель   полемики   иная:   надо   одержать   победу над противником, отстоять и   утвердить собственную позицию.  Диалог на уроках помогает учителю преодолевать проблемы и находить пути их решения.   По В. А. Сухомлинскому, искусство воспитания – это прежде всего искусство владения словом. Равноправие на уровне слова,   естественно,   означает   диалогичность   общения   [4].  Уроки   проблемного   обучения развивают   коммуникативные   способности   детей.   Работая   в   парах,   группах,   дети   учатся слушать, распределять роли, отстаивать свою точку зрения. Дети взаимодействуют, помогают друг   другу.   Они   гордятся   своими   достижениями,   чувствуют   себя   первооткрывателями, сотрудниками своего учителя. Такие уроки развивают память, мышление, внимание к своей и чужой речи.  Способность четко и ясно излагать свои мысли, умение вступать в диалог и находиться в диалоге имеет огромное значение для развития личности, ее самовыражения и реализации заложенного в ней потенциала. Следовательно, одна из основных задач учителя — найти пути к развитию у каждого ребенка грамотной речи, а сам процесс обучения должен превратиться в диалог учителя и учащихся.   Нужно подчеркнуть, что содержание обновленной учебной программы позволит детям раскрыть   свою   позицию,   которая   часто   проявляется   лишь   в   практической   деятельности, поскольку учебно – воспитательный процесс по русскому языку станет наиболее приближен к жизни,   к   привычным   видам   деятельности   учащихся.  В   ходе   обучения   учащиеся   смогут использовать,   аргументировать   и   расширять   полученные   знания   для   отбора   информации, давать развернутые комментарии относительно определенной задачи, аудитории и конкретной цели. Учащиеся получат знания, которые смогут применять в любой ситуации. В связи с этим учащиеся при изучении русского языка и русской литературы по данной Учебной программе смогут решать любые сложные проблемы и стать конкурентоспособными в будущем. Литература:  [1]   Программа     курсов   повышения   квалификации   педагогических   работников   РК. Руководство для учителя. АОО «НИШ» ЦПМ. 2017 г. [2] Типовая учебная программа по учебному предмету «Русский язык» для 5­9 классов  уровня основного среднего образования по обновленному содержанию от 23 ноября 2016 г. [3] Риторика: Учебник./Под общ. ред. Н.А. Ипполитовой,  М., 2006 г [4] Сухомлинский В.А. О воспитании ­ Москва: Политическая литература, 1982 г.    Регистрационная форма 1.Фамилия, имя, отчество                               Скороходова Наталья Александровна 2. Ученая степень  _________________________________ 3. Организация, должность    Мартукская средняя школа №3, учитель русского языка и  литературы                                                                      4.   Название   доклада              Учебный   диалог   как   способ   активизации   познавательной деятельности учащихся

Статья "УЧЕБНЫЙ ДИАЛОГ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Статья "УЧЕБНЫЙ ДИАЛОГ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Статья "УЧЕБНЫЙ ДИАЛОГ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Статья "УЧЕБНЫЙ ДИАЛОГ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Статья "УЧЕБНЫЙ ДИАЛОГ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Статья "УЧЕБНЫЙ ДИАЛОГ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Статья "УЧЕБНЫЙ ДИАЛОГ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Статья "УЧЕБНЫЙ ДИАЛОГ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Статья "УЧЕБНЫЙ ДИАЛОГ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

Статья "УЧЕБНЫЙ ДИАЛОГ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.03.2018