Статья "Урок литературы в условиях реализации системно-деятельностного подхода"
Оценка 4.6

Статья "Урок литературы в условиях реализации системно-деятельностного подхода"

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
русская литература
5 кл—11 кл
10.03.2018
Статья "Урок литературы  в условиях реализации системно-деятельностного подхода"
В статье идёт речь о современных требованиях к литературному образованию школьников и к современному уроку литературы в связи с введением ФГОС, даются подробные методические рекомендации по реализации системно-деятельностного подхода на уроках литературы через использование технологии развития критического мышления и технологии французских мастерских.В статье идёт речь о современных требованиях к уроку литературы в условиях введения ФГОС
Статья о современном уроке литературы.docx
Сапа Александр Валерьевич, учитель русского языка и литературы МАОУ Тисульской средней общеобразовательной школы № 1 Тел.8­906­924­94­26 E­mail: aleksandr­[email protected]      Урок литературы  в условиях реализации системно­деятельностного подхода (на примере технологии французских мастерских) Школа – это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее. Анри Барбюс                 Проблема   преподавания   литературы   в   школе   всегда   вызывала оживлённую дискуссию. Не исключение и наше время. О реальном положении дел   с   преподаванием   литературы   в   школе     с   горечью     говорили   учителя­ практики на Всероссийском съезде словесников, который состоялся в начале июля   2013   года     в   МГУ;     полемической     статьёй  старейшего   питерского методиста Дмитрия Николаевича Мурина «Десять методических мифов»    в журнале   «Литература»1    открылась     большая  дискуссия   о   подлинном   и мнимом,   о   реальном   и   мифическом   в   методике   преподавания литературы и – шире – в современном гуманитарном образовании.          В спор  включились преподаватели литературы из разных уголков России. При разности их позиций очевидно – школьное  литературное образование очень   напоминает   витязя   на   распутье,   перед   камнем   с   роковой надписью.  Куда ни направь коня, всюду гибель. Ехать направо, налево или прямо   –   одинаково   бессмысленно.   Назад   –   совесть   не   позволяет.   Нужны неожиданные, свежие, нестандартные решения, которые собьют с толку злые силы, подстерегающие добычу.  Возникает резонный вопрос:         Вот что, по моему мнению, должно быть приоритетным в преподавании литературы в школе сегодня:              1.Не отказываться от того, что является «золотой коллекцией» отечественной   методики   преподавания   литературы  (комментированное чтение,   объяснительное   чтение,   пообразный,   проблемно­тематический, 1 Мурин Д.Н. Десять методических мифов/Литература. – 2013. ­ № 2  что делать? которыми   являются   композиционный анализ/разбор и другое).         2.Главным на уроке литературы  должен стать содержательный, глубокий разговор, интересная полемика, поэтапное погружение в текст, предъявление многослойности, сложности художественного образа.               3.Использовать   только   продуктивные   технологии   в   преподавании литературы,     только   те,   которые   признают   за художественным текстом многозначность, а чтение в них рассматривается как сотворчество   читателя   и   автора   (технология   продуктивного   чтения, технология   развития   критического   мышления,  технологии   французских педагогических мастерских и др.)        4.Не игнорировать ИКТ, сделав его своим незаменимым помощником.        5.Осваивать активно системно­деятельностный подход в обучении.         6.Создать собственную ясную и стройную систему уроков литературы, понятной и учителю и ученику, где одно из центральных мест должна занять детальная     работа   с   текстом   произведения   и   контроль   знаний,   умений   и навыков ученика2.                 7.В работе использовать современные учебники литературы, которые построены   с   учётом   современных   требований   к   преподаванию   литературы (УМК И. Сухих, Б.Ланина и др.).              8.Ориентироваться на  достижение определенных целей литературного образования:         В познавательном аспекте уроки литературы должны дать учащимся систему   знаний   о   литературе   в   ее   историческом   движении,   об   основных этапах   литературного   развития,   жанрах,   элементах   художественной структуры, конкретном содержании и интерпретации текстуально изучаемых произведений.              Воспитательный   аспект   литературы  как   учебного   предмета заключается в формировании как личных (честность, сострадание, любовь к ближнему   и   др.),   так   и   общественных   (патриотизм,   чувство   гражданского долга и др.) свойств характера учащихся. Он реализуется в процессе изучения духовной проблематики русской классики, а также драматизма писательских биографий и судеб.              Эстетической целью  уроков литературы должны быть воспитание художественного вкуса и читательской культуры, формирование привычки к чтению   серьезной   литературы,   умения   выбирать   из   литературного многообразия лучшие образцы.                В практическом плане  уроки должны быть направлены, с одной стороны,   на   развитие   творческих   способностей   и   письменной   культуры учащихся.   С   другой   стороны,   цель   уроков   —   научить   анализировать 2 Сапа А.В.Система контроля и оценка достижений учащихся на уроках русского языка и  литературы в старших классах средней школы/Эксперимент  и инновации в школе. – 2010, №1,  с.71­80 художественное   произведение   в   единстве   всех   его   компонентов,   привить навыки   риторической   культуры   и   первоначальной   исследовательской справочной работы.                       Федеральный   государственный   образовательный     стандарт основополагающей   технологией   организации   учебно­воспитательного процесса в школе провозглашает системно­деятельностный подход. Эта же технология   заложена   в   большинстве   современных   учебно­методических комплексов по литературе.                    Что мы понимаем под  системно­деятельностным  подходом? По нашему мнению, это      организация такого обучения, при котором ученики  ситуацию   актуального   активизирующего   затруднения: ставятся   в   «открывают»   знания   сами  в   процессе   самостоятельной исследовательской   деятельности,   организованной   учителем   на принципах эвристического обучения».             Основная идея системно­деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде.  Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать   исследовательскую   работу   детей,   чтобы   они   сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.                  Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности и   способности   в   осуществлении   творческого   преобразования   учебного материала   с целью  овладения  новыми  знаниями  в результате  собственного  Ключевой   технологический   элемент   технологии   системно­ поиска. деятельностного   подхода  ­  ситуация   актуального   активизирующего затруднения.  Её   целью   является   личный   образовательный   результат, полученный в ходе специально организованной деятельности: идеи, гипотезы, версии,   способы,   выраженные   в   продуктах   деятельности   (схемы,   модели, опыты, тексты, проекты и пр.).  Цикл   образовательной   ситуации   включает   в   себя   основные               технологические   элементы   эвристического   обучения:  мотивацию деятельности, её проблематизацию, личное решение проблемы участниками ситуации, демонстрацию образовательных продуктов, их сопоставление друг с другом, с культурно­историческими аналогами, рефлексию результатов.              Реализация деятельностного подхода  на уроке заставляет учителя перестроить   свою   деятельность,   уйти   от   привычного   объяснения   и предоставить учащимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания и присвоить их. Именно ученики являются главными «действующими героями» на уроке. И, безусловно, их деятельность на  уроке  должна  быть  осмыслена, личностно­значима:   что  я хочу   сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал. Чаще всего  СДП реализуется   в   интерактивных   формах   обучения,  к   которым   с некоторыми оговорками можно отнести: проектное и проблемное обучение, коллективную  систему обучения (КСО), технологию развития критического мышления, игровую деятельность, технологию мастерских.                 Все эти формы и технологии обучения объединяет то, что   этапы обучения при их использовании   в принципе одинаковы: Этап урока 1 2 3 4 5 Действие учителя  Действие ученика  Актуализация знаний  учащихся, предъявление  проблемной ситуации.  Организует взаимодействие  учащихся, организует  решение, сбор и обсуждение  результатов в парах.  Организует поиск  рационального способа  решения учебной задачи,  организует самостоятельное  выполнение учащимися  заданий, организует  самопроверку учащимися   своих решений.  Контроль и коррекция знаний,  предоставление возможности  выявления причин ошибок и  их исправления.  Контроль за результатом  учебной деятельности, оценка  знаний.  Закрепляет умение  анализировать, обобщать,  формулировать умозаключения. Применение полученных ЗУН в  измененных условиях (работа в  паре), осуществление  взаимоконтроля.  Закрепляет умение работать  самостоятельно, контроль за  правильностью выполнения  своих действий.  Применение полученных ЗУН на  практике. Самостоятельное подведение  итогов урока, самоанализ и  самооценка.  Функция учителя  заключается   не   в  обучении,  а  в   сопровождении учебного   процесса:   подготовка   дидактического   материала   для   работы, организация различных форм сотрудничества, активное участие в обсуждении результатов   деятельности   учащихся   через   наводящие   вопросы,   создание условий для самоконтроля и самооценки. Результаты занятий допускают неокончательное решение главной проблемы, что побуждает детей к поиску возможностей других решений, к развитию ситуации на новом уровне.  Таким образом, системно­деятельностный подход в обучении призван помочь в воспитании   человека деятельного:  не только умеющего что­либо делать, но понимающего, что он делает, для чего и как.   На   уроках   литературы   системно­деятельностный   подход   можно реализовать,   используя   две   самые   популярные     современные   технологии: технологию   развития   критического   мышления   и   технологию   французских мастерских. Остановимся более подробно на технологии французских мастерских. Мастерская   –   это   не   просто   новый   вид   урока,   это   особая педагогическая   технология   –   одна   из   технологий   личностно   – ориентированного,   развивающего   обучения.     Технологию   мастерских называют антропоцентрической, диалоговой, рефлексивной.  По определению одного из современных учёных, «мастерская ­ одна из   интенсивных   технологий   обучения,   включающая   каждого   из   ее участников   в   «самостроительство»   своих   знаний   через   критическое отношение к имеющимся сведениям, к поступающей информации и самостоятельные решения творческих задач». Технология «Педагогические мастерские» создана во Франции в 20­х годах   XX   века   психологами   Полем   Ланжевеном,   Анри   Валлоном,   Жаном Пиаже и др. Представители «Groupe Francais d’Education Nouvelle (GFEN)» (французская группа нового образования (воспитания))   – основатель Анри Бассис,   французский   педагог,   драматург,   общественный   деятель   ­ занимаются ее разработкой и пропагандой сегодня. Только с 1984 года ЖФЭН окончательно признана министерством образования Франции. Сейчас в роли президента ЖФЭН –  жена и соратник Анри Бассиса ­  Одет Бассис.  В   1989   году   в   Марселе   творческая   группа   GFEN   сформулировала положения «Мастерской»: •Ученик должен находиться в активной позиции, сам строить своё знание. (S­S отношения)  •Ученик развивается самостоятельно как творческая личность.  •Все   способны.   Каждый   ребёнок   способен   ко   всем   видам деятельности.   Вопрос   лишь   в   том,   какие   методы   будут   применяться   в процессе его образования и развития. •Методы обучения и развития должны быть интенсивными.  • Учитель не авторитет и не наставник, а талантливый скульптор.  Группа   «Новое   образование»   разработала   технологию   «Ателье», которая   в   отечественной   педагогике   получила   название   французских (творческих,   педагогических)   мастерских.   В   России   с   ней   впервые познакомились в 1990 году на семинаре Андре Дюни в Санкт­ Петербурге. С этого   времени   Центр   педагогического   опыта   при   Санкт­Петербургском университете   педагогического   мастерства   во   главе   с   Инной   Алексеевной Мухиной     начинает   адаптировать   эту   технологию   в  практику   российского школьного   образования3. Известность   в   России   технология   французских мастерских приобрела благодаря публикациям педагогов Санкт­Петербурга, которые   участвовали   в   работе   учительских   семинаров   во   Франции   и Петербурге: А.Окунева4, Н. И. Беловой, Г. А. Мейчик. Почему данная технология получила название «Мастерская»? По   мнению   А.К.Колеченко   («Энциклопедия   педагогических технологий»), «Мастерская получила свое название, потому что дети сами добывают и обрабатывают предметные знания и умения. В ходе мастерских учащиеся также обучаются осознавать свои психические состояния и учатся ими управлять». И ещё своѐ название данная технология получила из­за того, что   учитель   на   уроке   перестаѐт   быть   учитель   –   он   становится   Мастером. Мастер   создаѐт   условия,   придумывает   различные   ситуации   и   задачи   без вопросов.   Позиция   ведущего   мастера   —   это,   прежде   всего,   позиция консультанта   и   советника,   помогающего   организовать   учебную   работу, осмыслить продвижение в освоении способов. Французские учѐные считают, что   когда   мы   объясняем,   мы   мешаем   ребѐнку   понимать.   Следует   не преподносить   детям   готовые   знания,   а   дать   возможность   организовать мыслительную   деятельность   и   направить   творческий   поиск   ребѐнка   на  Мастерская   –   это   технология,   при   помощи изучение   и   познание. которой учитель – мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец. Каждый совершает открытия в предмете и в себе через личный опыт, а учитель ­ мастер продумывает действия и материал, который   позволит   ребѐнку   проявить   себя   через   творчество.   Мастер   не призывает:   «Делай   как   я».   Он   говорит:   «Делай   по­своему».   Данная технология   сходна   с   проблемным   обучением.   Новые   знания   в   мастерской «выращиваются».   Знания оказываются   «прожитыми»,   своими.   Благодаря   этому   формируются коммуникативные   качества,   так   как   в   данном   процессе   ученик   является субъектом,   активным   участником   деятельности,   который   самостоятельно определяет   цели,   планирует,   осуществляет   деятельность   и   анализирует. Мастерская   —   это   оригинальный   способ   организации   деятельности учеников в составе малой группы (7­15 учеников) при участии учителя­ мастера,   творческий   характер деятельности учеников.  3 Мухина И.А. Что такое педагогическая мастерская? – СПб:  Корифей, 2000.   Познание   происходит   через   творчество.   инициирующего   поисковый, 4 Окунев А.А.Как учить не уча, или 100 мастерских по математике, литературе и для начальной школы. –  СПб: Питер Пресс, 1996. – ( Новое образование). И   ещё   два   определения,   которые   раскрывают   суть   технологии французских мастерских: «Мастерская – это такая форма обучения детей и взрослых, которая создаёт   условия   для   восхождения   каждого   участника   к   новому   знанию   и новому опыту путём самостоятельного или коллективного открытия».5 «Мастерская   –   это   личностно­деятельностная   рефлексивная синтетическая форма обучения, в которой сочетается индивидуальная работа с   групповой,   включающая   межгрупповую   социализацию;   в   ней   есть   место поиску,   творчеству,   работе   с   материальными   объектами,   множественному выбору».6 Таким образом, исходя из целей мастерской, ученик строит свой путь познания   и   проживает,   «выращивает»   свои   знания.   В   мастерской   с   ее участниками работает скорее не учитель, руководитель, сколько мастер. Он озабочен   не   только   передачей   знаний   и   умений   своим   ученикам,   но   и созданием   того   алгоритма   действий,   того   творческого   процесса,   в   ходе которого осуществляется исследование. Мастерство учителя состоит в том, чтобы дать возможность ученику самому до всего дойти и сделать вывод. В работе   педагогической   мастерской   учителю   (мастеру)   отводится   большая роль: 1.   Он   создает   атмосферу   открытости,   доброжелательности, сотворчества в общении.  2. Он включает эмоциональную сферу учащегося, обращается к его чувствам, будит личную заинтересованность в изучении темы (проблемы).  3. Он работает вместе со всеми, он равен учащемуся в поиске знания. Не торопится отвечать на вопросы.  4. Он необходимую информацию подает малыми дозами, обнаружив потребность в ней учащихся.  5.   Он   исключает   официальное   оценивание   работы   учащегося   (не хвалит, не ругает, не выставляет оценок в журнал), но через афиширование работ дает возможность появления самооценки учащегося и самокоррекции. Данная   технология   позволяет   научить   учащихся   самостоятельно формулировать   цели   урока,   находить   наиболее   эффективные   пути   для   их достижения,   развивает   интеллект,   способствует   приобретению   опыта групповой деятельности, совместной разработки проекта. Детям предлагается исходная   ситуация   и   к   ней   цепочка   творческих   заданий.   Алгоритм выполнения   заданий   подобран   так,   что   каждый   ученик   находится   в 5 И.А.Мухина. Что такое педагогическая мастерская? ­ http://www.lelien.org/spip.php? article56&lang=fr 6 Левитская А.Н. Технология «французских мастерских» ­  http://pacad.ru/files/kaf_filologii/metodproblemy/fr_masterskie.pdf творческом поиске и в работе. Проживание мастерской – это путь от хаоса к порядку, из  неопределѐнности в понимание. И.А.Мухина   в   своих   работах   чётко   сформулировала  принципы   и правила ведения мастерской: 1.Ценностно­смысловое   равенство   всех   участников,   включая мастера ­ руководителя мастерской. 2.Право каждого на ошибку: самостоятельное преодоление ошибки путь к истине. 3.Безоценочная деятельность, отсутствие критических замечаний в адрес   любого   участника   мастерской   создают   условия   эмоционального комфорта   и   творческой   раскованности,   реализуя   принципы   «педагогики успеха». Оценка заменяется самооценкой и самокоррекцией. 4.Предоставление свободы  в рамках принятых правил реализуется, во­первых,   в   праве   выбора   на   разных   этапах   мастерской   (обеспечивается руководителем); во­вторых, в праве не участвовать на этапе «предъявления продукта»   ;   в­третьих,   ­   в   праве   действовать   по   своему   усмотрению,   без дополнительных разъяснений руководителя. 5.Значительный   элемент   неопределенности,   неясности,   даже загадочности   в   заданиях.  Неопределенность   рождает,   с   одной   стороны, интерес, а с другой ­ психологический дискомфорт, желание выйти из него и таким образом стимулирует творческий процесс. Так же, как право выбора, обеспечивает ощущение внутренней свободы. как   6.Диалоговость  главный   принцип   взаимодействия, сотрудничества,   сотворчества.   Не   спор,   а   диалог   участников   мастерской, отдельных   групп,   диалог   с   самим   собой,   диалог   с   научным   или художественным авторитетом ­ необходимое условие личностного освоения элементов культуры, условие восхождения к новым истинам. Диалог создает в мастерской   атмосферу   постижения   любого   явления   с   разных   позиций   в разных «цветах», которые лишь совместно дают ощущение «радуги» мира. Рождается истинная коммуникативная культура. 7.Организация   и   перестройка   реального   пространства,   в   котором происходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа. Это может быть   круг   всех   участников,   отдельные   места   для   индивидуальной   работы, возможность быстрого представления творческого «продукта» каждого или целой группы, пространство для импровизаций, пантомим и т.д. Содействует появлению чувства свободы. 8.Решительное   ограничение   участия,   практической   деятельности мастера,   руководителя   как   авторитета   на   всех   этапах   мастерской. Задача его состоит в некоторой фиксации достигнутого участниками. Мастер не ставит вопросов и не отвечает на них. В ряде случаев он может включиться в работу «на равных» с учащимися7.  7 И.А.Мухина. Что такое педагогическая мастерская? ­ http://www.lelien.org/spip.php?article56&lang=fr Принципы  и  правила  ведения мастерской  позволяют  сделать вывод, что   в   мастерской   коренным   образом   меняется   процесс   усвоения   знаний: вопросы идут от учеников, а не от учителя, решаются они самими учениками в   одиночестве,   потом   в   парах,   далее   в   группах.   Учитель   оказывается помощником на пути к знанию. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию и формам организации,   но   при   этом   их   объединяет   некий  общий   алгоритм   (шаги процесса).  Это,   прежде   всего,  мотивирующее   всех   на   деятельность начало   мастерской:  задание   вокруг   слова,   мелодии,   рисунка,   предмета,  работа   с   самым   разнообразным воспоминания.   Далее   следует материалом: словом, звуком, текстом, цветом, природными материалами, спичками, схемами и моделями. Обязательно используется в ходе мастерской работа в парах или группах с целью организации диалогового общения, которое   легко   выводит   каждого   на   самооценку,   самокоррекцию,   помогает увидеть   проблему   по­новому.   И   обязательно   для   хода   каждого   занятия включение учащихся в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов, миропонимания. Создатели  технологии французских мастерских выделяют 7 основных этапов работы мастерской8: Этап 1. Индукция  (наведение) Содержание работы Это   этап,   который   направлен   на   создание эмоционального   настроя   и   мотивации   учащихся   к творческой   деятельности.   На   этом   этапе предполагается   включение   чувств,   подсознания   и формирование   личностного   отношения   к   предмету обсуждения. Здесь используется индуктор – всѐ то, что   побуждает   ребѐнка   к   действию.   В   качестве индуктора   может   выступать   слово,  текст,  предмет, звук, рисунок, форма – всѐ то, что способно вызвать поток   ассоциаций.   Это   может   быть   и   задание,   но неожиданное, загадочное. 8 Наволокова Н.П. Энциклопедия педагогических технологий и инноваций. – Харьков:  Изд. группа «Основа», 2013 2.  Самоконструкция  (деконструкция,  реконструкция)  3.Социоконструкция 4.Социализация 5.Афиширование  6.Разрыв  7.Рефлексия  Этап самостоятельного поиска ответа на вопрос.  Индивидуальное решение проблемы, выдвижение  гипотезы, собственное решение. На этом этапе могут  быть созданы тексты, рисунки, проекты, решения.  Каждый участник выбирает свой путь решения  вопроса. Идѐт работа по выполнению заданий,  которые даѐт учитель. Работа в группе или парах, создание общего проекта.  Мастер регулирует состав группы. Это   соотнесение   учениками   или   микрогруппами своей   деятельности   с     деятельностью   других учеников   или   микрогрупп   и   представление   всем промежуточных и окончательных результатов труда, чтобы   оценить   и   откорректировать   свою деятельность.   Даѐтся   одно   задание   на   весь   класс, идѐт работа в группах, ответы сообщаются всему  классу.  Это   вывешивание,   наглядное   представление результатов   деятельности   мастера   и   учеников.   Это может быть текст, схема, проект и ознакомление с ними   всех.   На   этом   этапе   все   ученики   ходят, обсуждают,   выделяют   оригинальные   интересные идеи, защищают свои творческие работы. Резкое   приращение   в   знаниях.   Это   кульминация творческого   процесса,   новое   выделение   учеником предмета   и   осознание   неполноты   своего   знания, побуждение к новому углублению в проблему. Результат этого этапа – инсайт (озарение). Это   осознание   учеником   себя   в   собственной деятельности, это анализ  учеником осуществлѐнной им деятельности, это обобщение чувств, возникших в мастерской, это отражение достижений собственной мысли, собственного мироощущения. Мастерская,   так   же   как   и   урок,   предполагает   изучение   новой информации,   но   в   отличие   от   урока,   новая   информация   предъявляется   в мастерской по мере поступления запроса на нее от самих участников в тот момент, когда возникает информационное «голодание». Самые разнообразные педагогические приемы работы с информацией ­ от элементов игры до работы со словарем ­ могут быть включены в мастерскую. Но все это ­ в рамках правил   и   определенного   алгоритма   мастерской,   которые   не   допускают преждевременного   введения   мастером   готовой   информации.   Обычно   это происходит   тогда,   когда   возникают   серьёзные   проблемы   с   поиском информации  у участников мастерской. По   временной   продолжительности   мастерские   разделяются   на «одноактные» (от одного часа до 3­4 учебных часов подряд) и на мастерские длительного действия, когда работа прерывиста, может продолжаться неделю (метод «погружения») или даже в течение нескольких месяцев.  Я использую технологию французских мастерских в основном в 10­11 классах. Одним из таких уроков является мастерская по рассказу И Бунина «Красавица»  с использованием технологи  развития критического мышления и технологии французских мастерских, поэтому этапы урока не   совпадают буквально     с   этапами   той   или   иной   технологии,   поскольку   урок   всегда сложнее   какой­то   схемы.   Урок   выстроен   концентрически,   а   не последовательно, поэтому этапы выделяются не на протяжении всего урока, а на   каждом   из   этапов   урока     используются   и   самоконстукция,   и социоконструкция, и социализация, и афиширование. А в конце урока есть и разрыв, и рефлексия, хотя явно, словесно они не обозначены. Урок­мастерская – по рассказу И.А.Бунина «Красавица» Красота спасет мир. Ф.М.Достоевский (Рассказ ребятами до урока не прочитан. Класс поделён на 4 группы.) 1.Вступитальное слово учителя У нас на уроке сегодня опять Бунин. Рассказ «Красавица», о котором мы будем сегодня говорить,  ­ одна из 38 новелл цикла «Темные аллеи». Этот цикл является центральным событием творчества Бунина последних лет. Это единственная в своем роде в русской литературе книга, где все ­ о любви. Здесь есть и грубоватая чувственность, и игривость, но сквозным лучом проходит тема чистой и прекрасной любви. «Дух проникает в плоть и облагораживает его», «Там, где я стою, не может быть автора.               Рассказ «Красавица» написан 28 сентября 1940 года. Писателю было 70   лет.   Он   уже   прошел   через   многое,   испытал   и   увидел   еще   больше,   он опытный и мудрый человек, признанный миром художник. И рассказ всего  из 5 абзацев…   Любовь говорит устами     грязно»,   ­     (презентация «Красавицы», которая сопровождается песней В.Меладзе «Красавицы» или песней Ф.Киркорова «Дива») 2. Стадия вызова     (индукция) ­   Итак,   красавица…   «Красота   спасет   мир»,   ­   так   однажды   сказал великий классик. Мы с вами сегодня познакомимся с рассказом И.А.Бунина «Красавица» и поговорим о красоте.  ­  С какими известными вам произведениями созвучно название этого рассказа? («Спящая красавица», «Красавица и чудовище») ­ Вы вспомнили произведения о красавицах, посмотрели презентацию, послушали песню Меладзе (Киркорова).  А теперь попробуйте сделать такое задание:  перед   вами   лежат     слово «красавица»,   а   затем   подберите     к   нему   ряд   ассоциаций   и   тоже запишите их .    листы   бумаги,     запишите   ­ А теперь на этих же листах сделайте цветограмму образа «красавица» (на этих же листах с помощью красок создайте  цветовые пятна теми цветами, которые,  по вашему мнению,  соответствуют этому образу).  ­  Какой   образ   красавицы   у   нас   получился?   Зачитайте   слова­ ассоциации и расскажите о своей цветограмме образа «красавицы».   ­   А   теперь   в   группе   поразмышляйте,   о   чём   мог   рассказать читателю Бунин в рассказе с названием «Красавица»?  (Каждая группа выполняет работу, затем заслушиваются ответы, параллельно ведется запись на доске).  Возможные варианты ответа: О том, как одна красавица сделала что­то хорошее О том, как красота помогает людям  и   т.п. 3.Стадия   осмысления   (работа   с   текстом)  (с   использованием самоконстукции,  социоконструкции,  социализации  и афиширования). I  этап.  Группам   раздаются листы с текстом (1­й абзац рассказа И.Бунина). Чиновник казенной палаты, вдовец, пожилой, женился на молоденькой, на красавице, дочери воинского начальника. Он был молчалив и скромен, а она знала себе цену. Он был худой, высокий, чахоточного сложения, носил очки цвета йода, говорил несколько сипло и, если хотел сказать что-нибудь погромче, срывался в фистулу. А она была невелика, отлично и крепко сложена, всегда хорошо одета, очень внимательна и хозяйственна по дому, взгляд имела зоркий. Он казался столь же неинтересен во всех отношениях, как множество губернских чиновников, но и первым браком был женат на красавице – все только руками разводили: за что и почему шли за него такие? Задание:  1.Прочитать,  выписать   все   слова   и   выражения,   описывающие красавицу; 2.На основе собственных слов ассоциативного ряда и выписанных слов из текста написать своё представление о красавице. II    этап. Каждый участник читает в группе свою работу, соотнося её с тем, что получилось у других. Затем каждая группа выносит на суд только одну работу – по собственному выбору (для экономии времени).   Это ваше представление о красавице, а теперь посмотрим, какой   Для   этого   рассмотрим   героиню   во её   показывает   Бунин. взаимоотношениях с другими людьми. Перечитаем   начало   рассказа.   Составим   портретно­ характерологический   словесный   ряд,   относящийся     к   чиновнику (подчеркнуть в тексте). (Чиновник – «пожилой», «молчалив», «скромен», «худой»,   «высокий»,   «чахоточного   сложения»,   «носил   очки   цвета   иода», «говорил несколько сипло», голос «срывался в фистулу» (то же, что фальцет в пении:   очень   высокий   звук   голоса),   «казался   неинтересен   во   всех отношениях»).   Какое впечатление от этого персонажа?  (в характеристике есть слова   с   положительной   оценкой,   но   слова   «казался   неинтересен   во   всех отношениях»   снимают   позитивное   отношение   к   нему,   некоторые   слова подчеркивают контраст в характере:   «молчалив», но «срывался в фистулу»; отсюда  вывод:   заурядный,   неинтересный,   хотя   вроде   порядочный человек).  Обратите   внимание,   как   вводится   описание   красавицы?  (С помощью какого союза присоединяются синтаксические конструкции, содержащие   характеристику   красавицы?)   Какую   смысловую   нагрузку несет союз «а»?  ­ Как вы думаете,  о чем дальше пойдёт  речь в рассказе? Каждая группа, посовещавшись, выдвигает свою версию. Возможные ответы:  После свадьбы у них появятся дети У чиновника, возможно, были дети,  и теперь им предстоит жить с новой матерью и т.д.       Оказывается, в рассказе есть ещё и  3­й герой. Познакомимся с ним. III  абзацы).    этап. Ученикам выдается следующая часть рассказа (2 – 4­й И вот вторая красавица спокойно возненавидела его семилетнего мальчика от первой, сделала вид, что совершенно не замечает его. Тогда и отец, от страха перед ней, тоже притворился, будто у него нет и никогда не было сына. И мальчик, от природы живой, ласковый, стал в их присутствии бояться слово сказать, а там и совсем затаился, сделался как бы несуществующим в доме. Тотчас после свадьбы его перевели из отцовской спальни на диванчик в гостиную, небольшую комнату возле столовой, убранную синей бархатной мебелью. Но сон у него был беспокойный, он каждую ночь сбивал простыню и одеяло на пол. И вскоре красавица сказала горничной: - Это безобразие, он весь бархат на диване изотрёт. Стелите ему, Настя, на полу, на том тюфячке, который я велела вам спрятать в большой сундук покойной барыни в коридоре. Задание: 1) прочитать,   найти   ключевое   слово   в   характеристике   мальчика   являющееся   антитезой   к   нему («живой») («несуществующий» ­ его будто не стало: он мёртвый?);  и   слово, 2) разделить   лист   на   две   колонки:   в   первую   выписать   слово «живой»,   во   второй   написать   слово   «несуществующий»; подобрать к ним ряд ассоциаций.  Затем ассоциативные ряды озвучиваются каждой группой.        ­ Живой и от природы ласковый мальчик назван как бы несуществующим, теперь   он   только   во   сне   проявляет   свою   природную   живость.   Но   вот  вы прочитали слова из второго столбца. Как вы думаете, кого, в первую очередь, они характеризуют? ­  Представьте, что у меня в руках   два предмета, которые мы превратим в словесные образы: кусок льда и свеча. Представьте, что вы трогаете     кусок   льда.   Что   вы   ощущаете?   Куда   вы   запишите   слова, которыми вы назвали свои ощущения? (ученики записывают слова во 2­й столбик). А теперь поднесите руку к горящей свече, но так, чтобы не обжечься.   Запишите,   что   вы   увидели,   почувствовали.   Какой   образ родился в вашем воображении? В какой столбец вы внесли эти слова?  Ассоциативные ряды озвучиваются каждой группой. (Подвести к понятию: жизнь ­ тепло – любовь; холод – равнодушие.)  Итак, лед и холод – это мертвящее, неживое; тепло же и свет несут нам жизнь. IV    этап. Рассказ дочитывается до конца.  И мальчик в своём круглом одиночестве на всём свете, зажил совершенно самостоятельной, совершенно обособленной от всего дома жизнью, – неслышной, незаметной, одинаковой изо дня в день: смиренно сидит себе в уголке гостиной, рисует на грифельной доске домики или шёпотом читает по складам всё одну и ту же книжечку с картинками, купленную ещё при покойной маме, смотрит в окна… Спит он на полу между диваном и кадкой с пальмой. Он сам стелет себе постельку вечером и сам прилежно убирает, свёртывает её утром и уносит в коридор в мамин сундук. Там спрятано и всё остальное добришко его. Задание: 1. Подчеркните ряд слов, относящихся к жизни мальчика в этом контексте:  «неслышная»,   «незаметная»,   «одинаково   смиренно   сидит», «рисует», «шепотом читает», «смотрит в окно», «стелет себе в постельку», «сам прилежно убирает», «свёртывает», «уносит». Что особенно обращает на себя внимание в описании жизни мальчика? (Отсутствие звуков.)       А   в   жизни   других   персонажей?  (У   молчаливого   отца   голос иногда   срывается   в   фистулу,   красавица­мачеха   единственная   в   рассказе наделена прямой речью (она хозяйка), она не просто говорит, она «велела» ­ слово старинное, высокое, то же, что «приказала». А мальчик – молчит.)   Можно   ли   подчеркнутые   вами   слова   записать   в   столбец   с понятиями, обозначающими жизнь?  Какие   звуки   должны   наполнять   дом,   где   есть   живой   и ласковый ребенок, дом, наполненный жизнью? Какой вывод мы можем сделать о жизни мальчика? Как страшно:  нет слов, обозначающих «звучание», т.е. «жизнь» (а ведь он от природы «живой»). Мальчик больше не видит вокруг себя живых. Всё, что у него остается, – это воспоминание о покойной маме, которой он бесконечно   предан.  Докажите   это.  («Постоянно   читает   единственную книжку, купленную еще при покойной маме», а «всё добришко его» спрятано в «мамином» сундуке – том самом, что стал для него единственным теплым предметом в доме.)  2. Оживим   этот   безмолвный   мир   мертвой   тишины,   пусть   музыка внесет в наши души тепло и сердечность, а вы продолжите записи в обеих колонках, имея в виду, что жизнь должна быть наполнена звуками; где звуков нет – там нет и жизни. (звучит музыка) Музыка замолкает.         3.Теперь послушайте тишину и запишите слова, обозначающие отсутствие звучащей жизни в правую колонку. Ассоциативные ряды вновь зачитываются каждой группой.        4.Есть ли живые предметы вокруг мальчика? Только «кадка  с пальмой»   ­   единственное   напоминание   о   том,   что   за   пределами   его мертвого дома что­то цветет, радуется. А какой еще смысл в этом образе? Посмотрите на это растение (показать ухоженное комнатное растение).  Как   вы   думаете,   почему   это   растение   такое   пышное   и  здоровое, т.е. полно жизни? Как можно соотнести этот образ с судьбой мальчика в рассказе Бунина? (Дети – символ вечного продолжения жизни, но   этот   символ   легко   сломать,  погубить,  если   не   окружить   его   заботой   и вниманием. Детей часто называют цветами жизни. Без внимания и заботы они, быть может, и выживут, но вряд ли когда­нибудь расцветут.) Итак,   в   рассказе   Бунина   огромная   трагедия   мальчика,   от   природы живого и ласкового, ставшего никому не нужным.  Вернемся к эпиграфу урока и названию рассказа. Действительно красота спасет мир? Какая? (Если это красота искренняя, добрая, красота души, а не только красота лица и тела. Ведь красота бывает обманчивой).   Можете вы вспомнить примеры ненастоящей, ледяной красоты, описанной в литературе (например, в сказках)? (Снежная Королева, Царица из сказки Пушкина, Королева из «Белоснежки и семи гномов» и т.п.)  Но в сказках всё оканчивается хорошо. Бунин рассказал вовсе не сказочную историю.            Задание.  Возьмитесь снова за кисти и краски. Сделайте вновь цветограмму вашего отношения к бунинской красавице. А ещё запишите все слова, которые теперь вы бы отнесли к героине бунинского рассказа.  ­ Какой образ красавицы у вас теперь  получился? Зачитайте слова­ ассоциации и расскажите о своей цветограмме образа «красавицы». 3.       Стадия рефлексии 1.Какое впечатление произвел рассказ на вас? Почему?  Какие чувства, эмоции возникли? 2.О чем рассказ? Какова его тематика? (Можно выделить основные темы: Судьба мальчика, ставшего никому не нужным  и несоответствие красоты внешней  красоте  внутренней). 3.Почему   в   рассказе   ни   один   герой   не   назван   по   имени?   (Бунину неважно было конкретизировать героев, важно обозначить проблему, показать через героев черты общества, для писателя важна   трагедия ­ через общее к частному)   4. Чем не похож  этот рассказ Бунина на его другие рассказы с точки зрения художественного своеобразия?  (В этом рассказе отсутствует пейзаж (описание природы заменено описанием интерьера)  Почему?  (Очень сложно говорить о поэтичном, когда в жизни ребенка осталась одна лишь грусть, и наверное жестоко говорить о прекрасном, когда маленький мальчик вместо счастья и радости от детства испытывает лишь страдания).   5.Какие еще особенности рассказа можно отметить?  (Прямая речь в рассказе   есть   только   у   героини)   Почему?   (Она   ­   хозяйка,   ее   речь соответствует   ее   статусу   (употребляет   Бунин   глагол   «велела»   ­   глагол   в изъявительном наклонении имеет форму повелительного) 6.Рассказ заканчивается описанием одиночества мальчика.  Какими словами   передает автор его «новую» жизнь? (Ребенок не видит вокруг себя живых­все, что осталось ­ воспоминание о маме (книжечка, сундук), писатель умышленно   употребляет   слова   с  уменьшительно­ласкательным   суффиксом, тем самым давая понять, что мир мальчика стал маленьким, совсем сузился. Все это подтверждает лишь то, что он не живет , а существует: нет радости, света, добра в его жизни. Он живет в «круглом одиночестве»  (для сравнения «круглый сирота»).      7.Вспомним, что говорил о ребенке Бунин в самом начале рассказа («…..от природы живой..») Одна женщина сумела изменить жизнь двух людей ­   одного   подчинив   себе,   второго   уничтожила   равнодушием,   бессердечием, безразличием…..Вот такая она…красавица…     8. Что же хочет сказать Бунин? Сформулируйте идею произведения (Не может женщина быть  достойной уважения, если она жестока в обращении с   ребенком.   В   жизни   часто   встречается   несоответствие   красоты   внешней красоте внутренней. Детство ­ самое счастливое и беззаботное время, поэтому страдания детей ­очень большая трагедия).         9.Почему   тогда   Бунин   назвал   рассказ   именно   «Красавица»? (Название рассказа ­ ирония,  ведь, как мы уже выяснили, писатель так назвал женщину, у которой не было души. Вернемся к эпиграфу ­ красота бывает обманчивая, главное в человеке его душа и доброе сердце)  Звучит музыка      10. Что же такое красота?        Красота ­ это не то, что сразу бросается в глаза и «кричит» о себе. Чаще всего это не очень приметное, тихое и спокойное явление. Надо уметь «всматриваться» и «вслушиваться» в людей. Об этом и предупреждал нас И.А.Бунин  в своем рассказе. Стремясь к любви, ты ищешь красоты, Смотри ж не ошибись, ведь так случается, Что самые прекрасные черты не взгляду, А лишь сердцу открываются.              11.  Задание.  А теперь оформите ваши мысли после прочтения рассказа   И.А.Бунина   «Красавица»   в   сочинении­миниатюре   «Без   любви   всё ничто». Можете использовать в вашей работе слова, которые вы записали на листах в течение урока. 4.Домашнее задание (дифференцированно): 1.Тем, кто сдаёт литературу на ЕГЭ:  А) составить вариант КИМов по рассказу «Красавица» Б) написать сочинение (С.2) на тему «В каких произведениях русской литературы звучит тема истинной и ложной красоты и какие герои близки героине Бунина»? 2.Всем ( одно задание ­ на выбор): ­   Выразите   свои   впечатления   от   рассказа   и     урока   с   помощью синквейна ­ Напишите  письмо к одному из героев данного рассказа ­ Придумать продолжение рассказа 3. Для желающих:  сделать комплексный анализ рассказа И.Бунина «Дурочка» или А.Чехова «Красавицы»             Литература 1.Мухина И.А. Что такое педагогическая мастерская? – СПб:  Корифей, 2000. 2. Мухина   И.А..   Что   такое   педагогическая   мастерская?   ­ http://www.lelien.org/spip.php?article56&lang=fr 3.Наволокова Н.П. Энциклопедия педагогических технологий и инноваций. – Харьков:  Изд. группа «Основа», 2013 4.Окунев   А.А.Как   учить   не   уча,   или   100   мастерских   по   математике, литературе и для начальной школы. – СПб: Питер Пресс, 1996. – ( Новое образование). 5. Окунев А.А. Урок? Мастерская? или … ­  Санкт –Петербург, 2001.  6.Педагогические   мастерские:   интеграция   отечественного   и   зарубежного опыта /Сост. И.А.Мухина. ­ СПб., 1995.  7. Педагогические мастерские: Теория и практика /Составители: Белова Н.И., Мухина И.А. ­ СПб, ТВПинк, 1995

Статья "Урок литературы в условиях реализации системно-деятельностного подхода"

Статья "Урок литературы  в условиях реализации системно-деятельностного подхода"

Статья "Урок литературы в условиях реализации системно-деятельностного подхода"

Статья "Урок литературы  в условиях реализации системно-деятельностного подхода"

Статья "Урок литературы в условиях реализации системно-деятельностного подхода"

Статья "Урок литературы  в условиях реализации системно-деятельностного подхода"

Статья "Урок литературы в условиях реализации системно-деятельностного подхода"

Статья "Урок литературы  в условиях реализации системно-деятельностного подхода"

Статья "Урок литературы в условиях реализации системно-деятельностного подхода"

Статья "Урок литературы  в условиях реализации системно-деятельностного подхода"

Статья "Урок литературы в условиях реализации системно-деятельностного подхода"

Статья "Урок литературы  в условиях реализации системно-деятельностного подхода"

Статья "Урок литературы в условиях реализации системно-деятельностного подхода"

Статья "Урок литературы  в условиях реализации системно-деятельностного подхода"

Статья "Урок литературы в условиях реализации системно-деятельностного подхода"

Статья "Урок литературы  в условиях реализации системно-деятельностного подхода"

Статья "Урок литературы в условиях реализации системно-деятельностного подхода"

Статья "Урок литературы  в условиях реализации системно-деятельностного подхода"

Статья "Урок литературы в условиях реализации системно-деятельностного подхода"

Статья "Урок литературы  в условиях реализации системно-деятельностного подхода"

Статья "Урок литературы в условиях реализации системно-деятельностного подхода"

Статья "Урок литературы  в условиях реализации системно-деятельностного подхода"

Статья "Урок литературы в условиях реализации системно-деятельностного подхода"

Статья "Урок литературы  в условиях реализации системно-деятельностного подхода"

Статья "Урок литературы в условиях реализации системно-деятельностного подхода"

Статья "Урок литературы  в условиях реализации системно-деятельностного подхода"

Статья "Урок литературы в условиях реализации системно-деятельностного подхода"

Статья "Урок литературы  в условиях реализации системно-деятельностного подхода"

Статья "Урок литературы в условиях реализации системно-деятельностного подхода"

Статья "Урок литературы  в условиях реализации системно-деятельностного подхода"

Статья "Урок литературы в условиях реализации системно-деятельностного подхода"

Статья "Урок литературы  в условиях реализации системно-деятельностного подхода"

Статья "Урок литературы в условиях реализации системно-деятельностного подхода"

Статья "Урок литературы  в условиях реализации системно-деятельностного подхода"

Статья "Урок литературы в условиях реализации системно-деятельностного подхода"

Статья "Урок литературы  в условиях реализации системно-деятельностного подхода"

Статья "Урок литературы в условиях реализации системно-деятельностного подхода"

Статья "Урок литературы  в условиях реализации системно-деятельностного подхода"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.03.2018