Статья "Уровни понимания текста. Приёмы работы по формированию читательских умений."
Оценка 5

Статья "Уровни понимания текста. Приёмы работы по формированию читательских умений."

Оценка 5
Научные работы
docx
чтение
1 кл
21.02.2019
Статья "Уровни понимания текста. Приёмы работы по формированию читательских умений."
В статье представлен опыт работы по формированию читательской самостоятельности, компетентности младшего школьника, в результате которой к нему должно прийти осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Материал поможет обучить учащихся приёмам работы с текстом, а также сформировать читательские умения, определённые Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Статья в Знанио.docx
Е.П. Алифер, учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №1» г.Ноябрьск Уровни понимания текста. Приёмы работы по формированию читательских умений. План: 1. Цель и задачи учителя. 2. Читательские умения выпускника начальной школы. 3. Уровни понимания художественного текста. 4. Приёмы идеального читателя. 5. Основные приёмы и этапы работы по технологии продуктивного чтения. 6. Особенности работы с научно­популярным текстом.     Чтение – это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ребенку, но и тот,  посредством которого он будет осваивать другие дисциплины, добывать знания по всем  предметам. 1. На сегодняшний день учитель сталкивается на уроках с такой проблемой, как  несформированность читательской самостоятельности школьников. Поэтому целью    литературного образования можно считать формирование читательской компетентности  младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой  деятельности.   2. Думаю, главная задача, которую может решить учитель на своих уроках­ обучить учащихся  приёмам работы с текстом, а также сформировать читательские умения, определённые   Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования:  Умение понимать содержание,        находить информацию, заданную в явном виде.  Умение понимать последовательность смысловых частей.  Умение видеть языковые средства.  Умение читать «между строк».  Умение понимать общий смысл текста.  Умение определять тему текста.  Умение понимать авторский замысел.  Умение составлять собственный текст.  Умение определять жанр произведения. 3. По мнению психологов, процесс, направленный на понимание, очень сложен: в него  включены внимание, память, воображение и мышление, эмоции и воля, интересы и много других психических особенностей читателя.    Психологи выделяют несколько уровней  понимания текста, которые связаны с вычитыванием разных видов текстовых информаций:  фактуальной, подтекстовой, концептуальной.  Это следует учитывать при обучении учащихся навыкам смыслового чтения. Можно выделить три уровня текста:  1. Первый, поверхностный – это понимание фактов, того, о чём говорится, воспроизведение  описаний событий, героев, места и времени действия, т.е. вычитывание только фактической  информации.   2. Следующий уровень­ пониманием не только того, о чём говорится, но и установление  связей, отношений, причин, следствий, скрытых за словами текста, а именно – подтекста.    3. Третий уровень­ осознание читателем общего настроения произведения, отношения автора  к описанным событиям, персонажам, его оценок, а также осознание своего собственного  отношения к тому, что написано и как написано, т.е. вычитывание концептуальной  информации. Из этого понятно, что читать текст для того, чтобы понять его, ученик должен не один раз. И  каждый раз он должен ставить перед собой разные задачи. Чтобы помочь учащемуся понять текст, учитель должен включать в урок разные виды чтения:     просмотровое (вид смыслового чтения, при котором происходит поиск конкретной  информации или факта); ознакомительное (вид, с помощью которого в тексте определяется главный смысл,  ключевая информация); изучающее (вид смыслового чтения, при котором, в зависимости от цели, происходит  поиск полной и точной информации и дальнейшая ее интерпретация; из всего  написанного выделяется главное, а второстепенное опускается); рефлексивное (самое вдумчивое чтение. Во время такого процесса читающий  предвосхищает будущие события, прочитав заголовок или по ходу чтения). 4. Существуют приемы, используемые «идеальным читателем» для достижения понимания  текста: ­ начинает размышлять над текстом до чтения, анализируя заголовок, иллюстрации, которые  продолжаются в ходе всего чтения;  ­ не пропускает непонятные слова, выражения;  ­ черпает информацию из каждого слова, словосочетания, предложения и связей между ними,  задаёт себе вопросы по ходу чтения, задумывается о дальнейшем развитии событий, сверяет  свои размышления с текстом; ­ включает воображение, которое помогает воссоздавать происходящие картины, додумывать,  придумывать, а через это и лучше запоминать текс. 5. Этапы работы по технологии продуктивного чтения следующие: 1) работа с текстом до чтения (заглавие, иллюстрации); 2) работа с текстом во время чтения: после того как текст будет прочитан первый раз, в   ходе перечитывания («медленного чтения»); 3) работа с текстом после чтения: концептуальная (смысловая беседа по тексту); 4) коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия; 5) формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.        При работе с текстом особое внимание нужно уделять работе над словом. Вот лишь  некоторые виды такой работы. Работа с незнакомыми словами.        Учитель обязательно должен задавать учащимся вопрос: все ли слова понятны. Ему  необходимо уточнить это во время прочтения или после него. Обычно детям нравится  узнавать новые слова. Это поможет сформировать у учеников навык самостоятельного  выделения незнакомых слов. Такие слова можно подчеркивать и искать их значение в  словаре на уроке (задание группе учащихся) или дома. Их значение может объяснить  какой­то ученик, учитель или кто­то из членов семьи дома. Особое внимание стоит  уделять многозначным словам, ведь их значение может быть понято неверно, что  скажется на общем восприятии текста. Работа со словами­ключиками.    Здесь уместны приёмы критического мышления. Это поможет учащимся в  формулировании проблемы (идеи) текста. Например, учитель предлагает составить  синквейн по ключевому слову проработанного текста. Синквейн – «белый стих», слоган из пяти строк (от фр. Cing – пять), в котором синтезирована основная информация. Структура синквейна. 1. Существительное (тема). 2. Два прилагательных (описание). 3. Три глагола (действие). 4. Фраза из четырех слов (описание). 5. Существительное (перефразировка темы). Пример синквейна:  Осень. Весёлая, разноцветная. Украшает, восхищает, танцует. Красивое и яркое время года. Красавица! Тематическая цепочка слов­ ещё один продуктивный приём работы со словом.  «Первой характеристикой текста считается тема текста. Отвечая на вопрос «о чем  говорится в тексте?», учащиеся часто испытывают затруднение. Формулировать тему  удобнее словом или словосочетанием. Слово, называющее тему текста, должно  появиться в нем в первых 2­3­х предложениях. Это важно при первом прочтении или  прослушивании текста. Тема текста «удерживается» в нем при помощи цепочки  опорных слов и словосочетаний, проходящей через весь текст. Ее называют тематической цепочкой. Слова в ней близки по смыслу (лексическому значению): часто  тематические слова соотносятся как общее и его части, в других случаях используются  синонимы, лексические повторы и местоименные замены. Тематические слова должны  присутствовать почти в каждом предложении текста. Отступления от темы нарушают  целостность и смысловое единство монологического  текста…»(file:///C:/Users/Gimnaziya1/Desktop/%D1%82%D0%B5%D0%BC %D0%B0%20%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%81%D1%82%D0%B0.pdf ) Этот    приём также помогает при устном пересказе и при создании своего устного или  письменного текста.  Приведу пример. Цветет черемуха, и весь город несет из леса ветки с белыми цветами. А в лесу остаются  голые, ободранные, погибающие деревья. Я знаю в лесу одну черемуху: сколько уж лет  она борется за свою жизнь, старается выше расти, уйти от рук ломающих. И удалось  черемухе победить смерть. Теперь стоит она гладкая, без единого сучка, так что и  залезть невозможно, а на самом верху, как пальма, расцвела. (По М. Пришвину)  Здесь тематическая цепочка следующая: черёмуха­ветки­деревья­одну черёмуху­она­ черёмухе­она­без сучка­пальма. Значит, тема «Черёмуха».   Хорошо работает логическая модель « целое­части». черёму ха ветки цветы сучки Работа со словами образами.     Получить представление о героях произведения невозможно без чуткого отношения к словам­образам или художественным средствам, которые использовал автор  произведения. Знакомство со словами­образами является одним из главных в  понимании замысла писателя. Помочь в работе с ними учителю может логическая  модель «свойства». белая гладкая черёмух а голая ободранна я Нужно обращать внимание не только на слова­образы, но и на звуки, части слов, на  формы или порядок слов. Также необходимо обращать внимание на фразеологизмы,  встречающиеся в тексте произведения. 6. На уроках учащимся приходится работать не только с художественным, но и с научно­ популярным текстом. Основная цель такой работы­ вычитать и понять новую информацию. Чтобы поиск фактической информации проходил продуктивно, предлагаю использовать  при работе на уроке следующие листы: Полезная информация из текста 1. Выходные данные (название, автор, источник): ________________________________________________________ 2. Основное содержание (тема, идея): Тема: __________________________________________________ Идея: __________________________________________________ 3. Факты (имена, цифры, данные): ________________________________________________________ 4. Оценка: Информация новая _______________________________________ Информация интересная __________________________________ 5. Практическая польза: ________________________________________________________                          Таким образом, сформированность навыка смыслового чтения помогает большинству учащихся вычитывать информацию из текстов разных видов, этот навык необходим при изучении различных учебных предметов. Создание условий для формирования читательской компетентности, развитие читательской грамотности –   основная задача учителя сегодня.

Статья "Уровни понимания текста. Приёмы работы по формированию читательских умений."

Статья "Уровни понимания текста. Приёмы работы по формированию читательских умений."

Статья "Уровни понимания текста. Приёмы работы по формированию читательских умений."

Статья "Уровни понимания текста. Приёмы работы по формированию читательских умений."

Статья "Уровни понимания текста. Приёмы работы по формированию читательских умений."

Статья "Уровни понимания текста. Приёмы работы по формированию читательских умений."

Статья "Уровни понимания текста. Приёмы работы по формированию читательских умений."

Статья "Уровни понимания текста. Приёмы работы по формированию читательских умений."

Статья "Уровни понимания текста. Приёмы работы по формированию читательских умений."

Статья "Уровни понимания текста. Приёмы работы по формированию читательских умений."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2019