Математика является одной из важнейших наук на земле и именно с ней человек встречается каждый день. Счет в уме является самым древним и простым способом вычисления. Знание упрощенных приемов устных вычислений остается необходимым даже при полной механизации всех наиболее трудоемких вычислительных процессов. Устные вычисления развивают в человеке память, культуру мысли, ее четкость, ясность и быстроту, сообразительность, умение отыскивать наиболее рациональные пути для решения поставленной цели, ясное понимание связи теории с практикой, уверенность в своих силах, помогают школьникам полноценно усваивать предметы физико-математического циклаЛекция " Устный счет на уроках математике"
Математика является одной из важнейших наук на земле и именно с ней человек
встречается каждый день. Счет в уме является самым древним и простым способом
вычисления. Знание упрощенных приемов устных вычислений остается необходимым даже
при полной механизации всех наиболее трудоемких вычислительных процессов. Устные
вычисления развивают в человеке память, культуру мысли, ее четкость, ясность и
быстроту, сообразительность, умение отыскивать наиболее рациональные пути для
решения поставленной цели, ясное понимание связи теории с практикой, уверенность в
своих силах, помогают школьникам полноценно усваивать предметы физико
математического цикла
Из всего вышесказанного следует актуальность задачи разработки стратегии применения
разного вида упражнений устного счета для лучшего усвоения нового материала и
закреплении пройденного материала.
Обращая внимание на тот факт, что навыки устных вычислений формируются в процессе
выполнения учащимися разнообразных упражнений. Ниже приведем их основные виды [2
5].
1. Нахождение значений математических выражений
2. Сравнение математических выражений
3. Решение уравнений
4. Решение задач
Разнообразие и комбинирование различных видов устных упражнений возбуждают интерес
у детей, активизируют их мыслительную деятельность, что приводит к лучшему усвоению
нового и закреплению пройденного ранние материала [610].
Существуют различные формы восприятия информации:
1. беглый слуховой (читается учителем, учеником, записано на магнитофоне) – при
восприятии задания на слух большая нагрузка приходится на память, поэтому
учащиеся быстро утомляются. Однако такие упражнения очень полезны: они
развивают слуховую память;
2.
зрительный (таблицы, плакаты, записи на доске, счеты, диапозитивы) – запись
задания облегчает вычисления (не надо запоминать числа). Иногда без записи
трудно и даже невозможно выполнить задание. Например, надо выполнить действие
с величинами, выраженными в единицах двух наименований, заполнить таблицу или
выполнить действия при сравнении выражений;
3. комбинированный.
А также:
обратная связь (отображения ответов с помощью карточек).
задания по вариантам (обеспечивают самостоятельность)
упражнения в форме игры (молчанка, продолжи цепочку, стукстук, хлопки).
Чтобы навыки устных вычислений постоянно совершенствовались, необходимо установить
правильное соотношение в применении устных и письменных приёмов вычислений, а
именно: вычислять письменно только тогда, когда устно вычислять трудно.
Упражнения в устных вычислениях должны пронизывать весь урок. Их можно соединять с
проверкой домашних заданий, закреплением изученного материала, предлагать при опросе.
Особенно хорошо, если наряду с этим, специально отводить 57 минут на уроке для
устного счёта. Материал для этого можно подобрать из учебника или специальных
сборников. Устные упражнения должны соответствовать теме и цели урока и помогать
усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала. В зависимости от
этого учитель определяет место устного счета на уроке. Если устные упражнения
предназначаются для повторения материала, формированию вычислительных навыков и
готовят к изучению нового материала, то лучше их провести в начале урока до изучения
нового материала. Если устные упражнения имеют цель закрепить изученное на данном
уроке, то надо провести устный счет после изучения нового материала. Не следует
проводить его в конце урока, так как дети уже утомлены, а устный счет требует большого
внимания, памяти. Количество упражнений должно быть таким, чтобы их выполнение не
переутомляло детей и не превышало отведенного на это времени урока.
При подборе упражнений для урока следует учитывать, что подготовительные упражнения
и первые упражнения для закрепления, как правило, должны формироваться проще и
прямолинейнее. Здесь ненужно стремиться к особенному разнообразию в формулировках и
приёмах работы. Упражнения для отработки знаний и навыков и особенно для применения
их в различных условиях, наоборот должны быть однообразнее. Формулировки заданий, по
возможности, должны быть рассчитаны на то, чтобы они легко воспринимались на слух.
Для этого они должны быть чёткими и лаконичными, сформулированы легко и
определённо, не допускать различного толкования. В случаях, когда задания всётаки
трудны для усвоения на слух, необходимо прибегать к записям или рисункам на доске.
Помимо того, что устный счет на уроках математики способствует развитию и
формированию прочных вычислительных навыков и умений, он также играет
немаловажную роль в привитии и повышении у детей познавательного интереса к урокам
математики, как одного из важнейших мотивов учебнопознавательной деятельности,
развития логического мышления и развития личностных качеств ребенка. На мой взгляд,
вызывая интерес и прививая любовь к математике с помощью различных видов устных
упражнений, учитель будет помогать ученикам активно действовать с учебным
материалом, пробуждать у них стремление совершенствовать способы вычислений и
решения задач, менее рациональные заменять более совершенными. А это важнейшее
условие сознательного усвоения материала.
Для подтверждения гипотезы и выполнения поставленных нами соответствующих задач
была проведена экспериментальная работа, которая проходила в два этапа:
1. формирование эксперимента;
2. контрольный эксперимент.
Цель исследования: убедится в эффективности использования различных видов устных
вычислений для развития познавательного интереса на уроках математики..Характеристика экспериментального класса.
В данном классе 6 человек,. Класс занимается по традиционной программе. В классе есть
учащиеся, которые отличаются высокой работоспособностью и активностью на уроках.
Есть ученики средне активные на уроках, редко участвуют в обсуждении новой темы или
решении задач. В классе есть дети, которые не участвуют в коллективной работе.
Характеристика контрольного класса
В данном классе 6 человек.. Класс занимается по традиционной программе. В классе есть
дети, которые отличаются высокой работоспособностью и активностью и дети, которые не
участвуют в коллективной работе.
Констатирующий эксперимент
Цель: выявить насколько дети активны и заинтересованы на уроках математики на
исходном этапе эксперимента.
Задачи: подобрать исследовательские методы для экспериментального и контрольного
классов; провести исследовательские методы и выявить результат по данным
исследования. Формирующий эксперимент
Цель: повышение уровня познавательного интереса к урокам математики.
Задачи:
подобрать различные виды упражнений для устных вычислений.
способствовать повышению познавательного интереса к уроку математики.
провести данные виды устных упражнений в экспериментальном классе.
На основе ранее перечисленных особенностей данного класса, с учетом содержания курса
математики и возрастных особенностей учащихся, нами были взяты следующие виды
упражнений для устных вычислений:
1. нахождение значения математических выражений;
2. сравнение математических выражений;
3. решение задач.
Цель устных упражнений: активизировать внимание детей на уроках математики, сделать
процесс учения более интересным, повысить с помощью них познавательный интерес к
уроку математики. Задания в занимательной форме более доступны и привлекательны для
детей. Учащиеся незаметно для себя выполняют большее число арифметических действий,
упражняются в устных вычислениях.
Устные упражнения проводились чаще всего в начале урока, чтобы привлечь внимание
детей и подготовить их к усвоению последующего материала, или в конце урока, как бы
подытоживая новый материал.Использовалась безоценочная система знаний, поощрялись быстрота и правильность
ответов. Контрольный эксперимент
В качестве контрольного эксперимента мы использовали наблюдения и проверочную
работу, которые проводили в констатирующем эксперименте.
Цель контрольного эксперимента состояла в выявлении наличия или отсутствия
повышения познавательного интереса к урокам математики, а так же выявить, как это
отразилось на уровне усвоения знаний, умений и навыков в устных упражнениях.
На базе полученных результатов можно сделать следующий вывод: было выявлено, что
несмотря на проведенную работу, экспериментальный класс по уровню усвоения знаний,
умений и навыков в вычислительных упражнениях чуть выше, чем контрольный класс,
однако заметно повышение познавательного интереса к уроку математики, по сравнению с
другим классом.
Следовательно, система устных упражнений на повышение познавательного интереса
доказала свою эффективность – дети стали активнее и заинтересованнее на уроках
математики. Дети, которые были пассивны на уроках, теперь с удовольствием стали
вовлекаться в работу, активнее шли на контакт с учителем. Ученики соревновались друг с
другом в сообразительности и быстроте ума.
С помощью устных упражнений учителю легче работать с отстающими детьми
(осуществляется индивидуальный подход) – в игровой обстановке ребенок не боится
отвечать, даже если не знает правильного ответа. Устные упражнения позволяют
обеспечить нужное количество повторений на разнообразном материале, постоянно
поддерживая и сохраняя положительное отношение к математическому заданию.