Статья "Устный счет на уроках математики"

  • Лекции
  • Педсоветы
  • Работа с родителями
  • docx
  • 05.05.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Математика является одной из важнейших наук на земле и именно с ней человек встречается каждый день. Счет в уме является самым древним и простым способом вычисления. Знание упрощенных приемов устных вычислений остается необходимым даже при полной механизации всех наиболее трудоемких вычислительных процессов. Устные вычисления развивают в человеке память, культуру мысли, ее четкость, ясность и быстроту, сообразительность, умение отыскивать наиболее рациональные пути для решения поставленной цели, ясное понимание связи теории с практикой, уверенность в своих силах, помогают школьникам полноценно усваивать предметы физико-математического циклаЛекция " Устный счет на уроках математике"
Иконка файла материала Устный счёт на уроках математике.docx
Математика является одной из важнейших наук на земле и именно с ней человек  встречается каждый день. Счет в уме является самым древним и простым способом  вычисления. Знание упрощенных приемов устных вычислений остается необходимым даже  при полной механизации всех наиболее трудоемких вычислительных процессов. Устные  вычисления развивают в человеке память, культуру мысли, ее четкость, ясность и  быстроту, сообразительность, умение отыскивать наиболее рациональные пути для  решения поставленной цели, ясное понимание связи теории с практикой, уверенность в  своих силах, помогают школьникам полноценно усваивать предметы физико­ математического цикла  Из всего вышесказанного следует актуальность задачи разработки стратегии применения  разного вида упражнений устного счета для лучшего усвоения нового материала и  закреплении пройденного материала. Обращая внимание на тот факт, что навыки устных вычислений формируются в процессе  выполнения учащимися разнообразных упражнений. Ниже приведем их основные виды [2­ 5].  1. Нахождение значений математических выражений 2. Сравнение математических выражений 3. Решение уравнений 4. Решение задач Разнообразие и комбинирование различных видов устных упражнений возбуждают интерес  у детей, активизируют их мыслительную деятельность, что приводит к лучшему усвоению  нового и закреплению пройденного ранние материала [6­10]. Существуют различные формы восприятия информации:  1. беглый слуховой (читается учителем, учеником, записано на магнитофоне) – при  восприятии задания на слух большая нагрузка приходится на память, поэтому  учащиеся быстро утомляются. Однако такие упражнения очень полезны: они  развивают слуховую память; 2. зрительный (таблицы, плакаты, записи на доске, счеты, диапозитивы) – запись  задания облегчает вычисления (не надо запоминать числа). Иногда без записи  трудно и даже невозможно выполнить задание. Например, надо выполнить действие  с величинами, выраженными в единицах двух наименований, заполнить таблицу или  выполнить действия при сравнении выражений;  3. комбинированный. А также:    обратная связь (отображения ответов с помощью карточек). задания по вариантам (обеспечивают самостоятельность) упражнения в форме игры (молчанка, продолжи цепочку, стук­стук, хлопки). Чтобы навыки устных вычислений постоянно совершенствовались, необходимо установить  правильное соотношение в применении устных и письменных приёмов вычислений, а  именно: вычислять письменно только тогда, когда устно вычислять трудно. Упражнения в устных вычислениях должны пронизывать весь урок. Их можно соединять с  проверкой домашних заданий, закреплением изученного материала, предлагать при опросе.  Особенно хорошо, если наряду с этим, специально отводить 5­7 минут на уроке для  устного счёта. Материал для этого можно подобрать из учебника или специальных  сборников. Устные упражнения должны соответствовать теме и цели урока и помогать  усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала. В зависимости от  этого учитель определяет место устного счета на уроке. Если устные упражнения  предназначаются для повторения материала, формированию вычислительных навыков и  готовят к изучению нового материала, то лучше их провести в начале урока до изучения  нового материала. Если устные упражнения имеют цель закрепить изученное на данном  уроке, то надо провести устный счет после изучения нового материала. Не следует  проводить его в конце урока, так как дети уже утомлены, а устный счет требует большого  внимания, памяти. Количество упражнений должно быть таким, чтобы их выполнение не  переутомляло детей и не превышало отведенного на это времени урока. При подборе упражнений для урока следует учитывать, что подготовительные упражнения  и первые упражнения для закрепления, как правило, должны формироваться проще и  прямолинейнее. Здесь ненужно стремиться к особенному разнообразию в формулировках и приёмах работы. Упражнения для отработки знаний и навыков и особенно для применения  их в различных условиях, наоборот должны быть однообразнее. Формулировки заданий, по  возможности, должны быть рассчитаны на то, чтобы они легко воспринимались на слух.  Для этого они должны быть чёткими и лаконичными, сформулированы легко и  определённо, не допускать различного толкования. В случаях, когда задания всё­таки  трудны для усвоения на слух, необходимо прибегать к записям или рисункам на доске. Помимо того, что устный счет на уроках математики способствует развитию и  формированию прочных вычислительных навыков и умений, он также играет  немаловажную роль в привитии и повышении у детей познавательного интереса к урокам  математики, как одного из важнейших мотивов учебно­познавательной деятельности,  развития логического мышления и развития личностных качеств ребенка. На мой взгляд,  вызывая интерес и прививая любовь к математике с помощью различных видов устных  упражнений, учитель будет помогать ученикам активно действовать с учебным  материалом, пробуждать у них стремление совершенствовать способы вычислений и  решения задач, менее рациональные заменять более совершенными. А это ­ важнейшее  условие сознательного усвоения материала.  Для подтверждения гипотезы и выполнения поставленных нами соответствующих задач  была проведена экспериментальная работа, которая проходила в два этапа:  1. формирование эксперимента; 2. контрольный эксперимент. Цель исследования: убедится в эффективности использования различных видов устных  вычислений для развития познавательного интереса на уроках математики..Характеристика экспериментального класса. В данном классе 6 человек,. Класс занимается по традиционной программе. В классе есть  учащиеся, которые отличаются высокой работоспособностью и активностью на уроках.  Есть ученики средне активные на уроках, редко участвуют в обсуждении новой темы или  решении задач. В классе есть дети, которые не участвуют в коллективной работе.  Характеристика контрольного класса В данном классе 6 человек.. Класс занимается по традиционной программе. В классе есть  дети, которые отличаются высокой работоспособностью и активностью и дети, которые не  участвуют в коллективной работе. Констатирующий эксперимент  Цель: выявить насколько дети активны и заинтересованы на уроках математики на  исходном этапе эксперимента. Задачи: подобрать исследовательские методы для экспериментального и контрольного  классов; провести исследовательские методы и выявить результат по данным  исследования. Формирующий эксперимент  Цель: повышение уровня познавательного интереса к урокам математики. Задачи:  подобрать различные виды упражнений для устных вычислений. способствовать повышению познавательного интереса к уроку математики.  провести данные виды устных упражнений в экспериментальном классе. На основе ранее перечисленных особенностей данного класса, с учетом содержания курса  математики и возрастных особенностей учащихся, нами были взяты следующие виды  упражнений для устных вычислений:  1. нахождение значения математических выражений; 2. сравнение математических выражений; 3. решение задач. Цель устных упражнений: активизировать внимание детей на уроках математики, сделать  процесс учения более интересным, повысить с помощью них познавательный интерес к  уроку математики. Задания в занимательной форме более доступны и привлекательны для  детей. Учащиеся незаметно для себя выполняют большее число арифметических действий,  упражняются в устных вычислениях. Устные упражнения проводились чаще всего в начале урока, чтобы привлечь внимание  детей и подготовить их к усвоению последующего материала, или в конце урока, как бы  подытоживая новый материал.Использовалась безоценочная система знаний, поощрялись быстрота и правильность  ответов. Контрольный эксперимент  В качестве контрольного эксперимента мы использовали наблюдения и проверочную  работу, которые проводили в констатирующем эксперименте. Цель контрольного эксперимента состояла в выявлении наличия или отсутствия  повышения познавательного интереса к урокам математики, а так же выявить, как это  отразилось на уровне усвоения знаний, умений и навыков в устных упражнениях. На базе полученных результатов можно сделать следующий вывод: было выявлено, что  несмотря на проведенную работу, экспериментальный класс по уровню усвоения знаний,  умений и навыков в вычислительных упражнениях чуть выше, чем контрольный класс,  однако заметно повышение познавательного интереса к уроку математики, по сравнению с  другим классом. Следовательно, система устных упражнений на повышение познавательного интереса  доказала свою эффективность – дети стали активнее и заинтересованнее на уроках  математики. Дети, которые были пассивны на уроках, теперь с удовольствием стали  вовлекаться в работу, активнее шли на контакт с учителем. Ученики соревновались друг с  другом в сообразительности и быстроте ума. С помощью устных упражнений учителю легче работать с отстающими детьми  (осуществляется индивидуальный подход) – в игровой обстановке ребенок не боится  отвечать, даже если не знает правильного ответа. Устные упражнения позволяют  обеспечить нужное количество повторений на разнообразном материале, постоянно  поддерживая и сохраняя положительное отношение к математическому заданию.