Статья "Вековая мудрость русской сказки"
Оценка 4.6

Статья "Вековая мудрость русской сказки"

Оценка 4.6
Исследовательские работы
doc
воспитательная работа +2
Взрослым
03.04.2017
Статья "Вековая мудрость русской сказки"
Абсолютно каждый человек знает и любит сказки. Сказки появились очень давно, так давно , что никто точно не знает когда. Сказки раньше выполняли такую же роль как сейчас выполняют книги, телевидение , интернет. Сказки бывают самые разные, но все они содержат нравственные. моральные установки...Абсолютно каждый человек знает и любит сказки. Сказки появились очень давно, так давно , что никто точно не знает когда. Сказки раньше выполняли такую же роль как сейчас выполняют книги, телевидение , интернет. Сказки бывают самые разные, но все они содержат нравственные. моральные установки...
00053ee6-4936128c.doc
Сказка – великая духовная культура народа,  которую мы собираем по крохам,  и через сказку раскрывается перед нами  тысячелетняя история народа. Алексей Николаевич Толстой 1. Введение Вековая мудрость русской сказки Рождение Христа озарило светом новой веры мир человеческий и стал мир чище , добрее, краше, сильнее. Свет Рождества Христова изменил жизнь и быт людей, подарил им возможность  выбрать. построить и прожить правильную, счастливую жизнь. Вера в Христа и его защита не раз спасала нашу землю от гибели и порабощения. Издавна идеи православия вкладывали родители своим детям,   рассказывая   им   русские   народные   сказки,   наполненные   главными человеческими добродетелями и ценностями.  Абсолютно каждый человек, находясь в раннем детстве, слушал сказки. Почти   все   сказки   возникли   очень   давно   (более   тысячи   лет   назад)   ­   это настолько   давно,   что   теперь   никто   даже   не   может   узнать,   когда   именно. Долгие века народные сказки играли в жизни человека такую же роль, как в наше время книги, журналы, газеты, телевидение, радио, Интернет и другие распространенные источники информации. Сказки ­ это настоящая бытовая энциклопедия прошлого, настоящего и, возможно, будущего. Русские   народные   сказки   очень   разнообразны,   каждая   сказка   выделяется особым   содержанием,   своим   стилем   и   представленными   в   ней   образами. Слово "сказка" в его современном смысле появилось только в 17 веке. До этого говорили "байка" или "басень" (от слова "баять" ­ рассказывать). Сказка   не   поется,   как   песня,   а   рассказывается.   Предметом повествования   в   ней   служат   необычные,   удивительные,   а   нередко таинственные   и   странные   события:   действие   же   имеет   приключенческий характер.  Сказки   на   Руси   известны   с   древних   времен.   Рассказывание   сказок   ­ старый   русский   обычай.   Еще   в   давние   времена   исполнение   сказок   было доступно каждому: и мужчинам, и женщинам, и детям, и взрослым. Были такие люди, которые берегли и развивали свое сказочное наследие. Они всегда пользовались уважением в народе. Самый   известный   сборник   русских   народных   сказок   ­   общерусский сборник А.Н. Афанасьева "Народные русские сказки». В него входят сказки, бытовавшие во многих краях России. О каких христианских мотивах рассказывает сказка В русских сказках богатство никогда не имело собственной ценности, и богатый   никогда   не   был   добрым,   честным   и   порядочным   человеком. Богатство имело значение как средство достижения других целей и теряло это значение, когда важнейшие жизненные ценности были достигнуты. В связи с этим, богатство в русских сказках никогда не зарабатывалось трудом: оно случайно   приходило   (с   помощью   сказочных   помощников   ­     щуки,   Сивки­ Бурки, волшебных предметов…) и часто случайно уходило.   Образ   сказочного   героя   как   образа   человека   приводят   к   мысли   о существовании   в   народной   сказке   противоречия   ­   победы   героя­дурачка, "низкого   героя".   Это   противоречие   преодолевается,   если   рассматривать простоту "дурачка", как символ всего того, что чуждо христианской морали и осуждается   ею:   жадность,   хитрость,   корысть..  Представления   о   дураке   в сказке развиваются по следующей схеме: «Жили­были три брата: два умные, а третий глупый. Хотя он был и глупый, а ему все удавалось лучше, чем умным. Мудрость героя­«дурака» проявляется в том, что он ждет своего часа, своего места. В   большинстве   русских   народных   сказок   главный   герой   –   Иван.   Иван   – древнееврейское имя (Yohanan ­ Бог милует) пришло в русский именослов с принятием   православия   как   имя   Иоанна­крестителя.   Имя   Иоанн   наряду   с именем Мария является одним из знаковых в христианстве, и неслучайно они   проникли   ко   всем   без   исключения   народам,   принявшим   крещение. Следовательно,   имя   Иван   подчёркивает,   что   наш   герой   является православным христианином. Особенностью Ивана является то, что в одних сказках он фигурирует как  Иван­дурак, а в других ­ как Иван­царевич. В сказках   позднего   христианского     времени  Иван   никогда  не   совершает поступков по злому умыслу. Все его чудачества – лишь от недоумия. Такими людьми   в   христианстве   считались   юродивые   ­   умалишённые   или   увечные люди,   вызывающие   жалость.   Их   недееспособность   сближала   с   детьми, которые подобно бездвижным калекам и умалишённым безгрешны и не могут   сознательно творить     зло. Почему герой был наречён Иваном, вроде бы ясно, но как с ним связан образ царевича?   Царевич   ­   сын   царя.   Царь   –   помазанник   божий   (христианская догма). Сын царя всегда должен быть положительным и сильным; не случайно в   русском   языке   сильные   и   положительные   поступки   называются благородными,   и   совершающий   их   человек   считается   "благородным" (благородное   происхождение   –   из   помазанников   божиих).   Поэтому   Иван­ царевич ­ народный положительный герой. Еще одна важная особенность народной духовной жизни находит свое отражение   в   народных   сказках   ­  соборность.  Труд   выступает   не   как повинность, а как праздник. Соборность ­ единство дела, мысли, чувства ­ противостоит в русских сказках эгоизму, жадности, всему тому, что делает жизнь серой и  скучной. Все русские сказки, олицетворяющие радость труда, кончаются одной и той же присказкой: "Тут на радостях все они вместе в пляс­то и пустились…". В сказке отражаются и другие нравственные ценности народа: доброта, как жалость   к   слабому.   Доброта   торжествует   над   эгоизмом   и   проявляется   в способности отдать другому последнее и отдать за другого жизнь.  Страдание, как мотив добродетельных поступков и подвигов.  Победа силы духовной над силой   физической.   Воплощение   этих   ценностей   делает   смысл  сказки глубочайшим в противовес наивности ее назначения. Утверждение победы добра   над   злом,  порядка   над   хаосом   определяет   смысл   жизненного   цикла всего  живого.  Таким образом, мудрость и ценность сказки в том, что она отражает, открывает   и   позволяет   пережить   смысл   важнейших   общечеловеческих ценностей и жизненного смысла в целом. С точки зрения житейского смысла сказка наивна, с точки зрения жизненного смысла ­ глубока и неисчерпаема. До   христианства   на   Руси   было   язычество.  С  приходом   христианства появляется новый этикет общения с Божеством, привычка призывать Божье благословение,   по­иному   обращаться   за   помощью.   Так   сказочный   герой, отправляясь в путь, спрашивает благословения у родителей. Так же, как и в жизни православных христиан, мы не найдем в сказке жестких правил на то, когда   следует   спрашивать   благословение.   Практически   все   старшие   могут благословлять   младших   именем   Божиим   в   случае   особого   вдохновения   . Волшебный помощник — добрая сила по отношению к герою, значит, и он должен благословить.   Даже Баба­Яга, выступая советчицей, может сказать: «Поезжай с Богом!..» Согласно   православному   этикету,   когда   входишь   в   дом   с   иконами, следует перекреститься на иконы, а потом только здороваться. Не являлось проявлением   невежливости   сначала   перед   царем   помолиться,   а   потом поклониться:   «Иван   вошёл   в   царские   покои,   помолился   на   святые   иконы, поклонился царю и вымолвил...».  Герой   отправляется   в   путь   и,   если   встречает   кого   работающим, обязательно   помолится,   пожелает   помощи   Божьей.   Один   герой   сказки советует   другому   герою:   «Молись   Богу   да   ложись   спать.   Утро   вечера мудренее». Нетрудно понять, что речь идет о некоем вечернем молитвенном правиле героя – обыкновенном на все дни его жизни. Герой сказки как бы говорит, «успокойся, делай как всегда», а идеальный герой в православной сказке должен молиться. Самосознание   народа   как   «православного»,   «крещеного»   входит   в речевую норму, становится синонимом   «русский», «человеческий»: «Здесь живет ведьма, летает она по дорогам на соколе и ловит крещеный народ к себе на мытарства». Герой упрекает змея: «Крещеный народ поедаешь, а сыт не бываешь!».  «Вздумали они задать пир на весь крещеный мир» ­ то есть пир для всех живущих. Сказка  охотно использует христианские «чудесные средства». К ним следует отнести, прежде всего, чтение Псалтыри и окропление святой водой, замещающее образ живой ­ мертвой воды: «сбрызнул раз тело святой водой – тело   срослось,   взбрызнул   в   другой   –   царевна   ожила   и   сделалась   краше прежней». Важным     христианским   элементом   является   проявление   героем   жалости, сочувствия, сострадания к встреченным по пути персонажам. Символично использование в сказках чисел: три, семь.  Число «3» издревле считали магическим. Даже в библии Бог предстает в триедином лице. Три­ это   божественное   совершенство.   Известно   выражение:   Бог   троицу   любит. Цифра   «3»   в   сказках   наталкивает   читателя   на   мысль   о   волшебстве,   о совершенстве. Ведь в русских сказках всегда желания исполняются только в третий раз.  Символика  числа  семь характерна  и  для библейских сюжетов. Богословы трактуют это число как соединение числа три ­ божественного совершенства   и   четыре   ­   мирового   порядка.   В   русских   поговорках   и пословицах   слово   «семь»   часто   выступает   в   значении   «много»:   «Семеро одного не ждут», «Семь раз отмерь – один раз отрежь», «Семь бед – один ответ», «Лук от семи недуг» и т. д. 3. Мотивы смирения и кроткости в сказке «Морозко» Чему может научить мудрость народных сказок? Самое главное – это стараться   жить   согласно   евангельскому   учению,   быть   добрым,   смелым   и милосердным,   честным   и   трудолюбивым.   И   сказочные   повествования ненавязчиво   рассказывают   о   том,   что   добро   и   трудолюбие   будет вознаграждено, а зло наказано. В известной сказке «Морозко» говорится о девочке­сиротке, которую невзлюбила злая мачеха. Свою родную дочку баловала и лелеяла, а старикову дочку работой тяжёлой изводила и при этом сильно обижала. Мне кажется, что мачеха – один из самых отвратительных персонажей русских народных сказок. Даже Бабу­Ягу иногда можно смягчить, и она сменит гнев на милость. А злая женщина пылает ненавистью к несчастному ребенку, который не может защититься   и   пожаловаться   отцу,   часто   такому   же   смиренному   и жертвенному,  как   и   его   дитя.  И   вот   по   настоянию   мачехи   младшую   дочь отвезли в лес, чтобы она там замерзла в сильный мороз. Обратимся к тексту сказки.   «Осталась,   бедненькая,   трясется   и   тихонько   молитву   творит. Приходит   Мороз,   попрыгивает,   поскакивает,   на   красную   девушку поглядывает: – Девушка, девушка, я Мороз красный нос! –   Добро   пожаловать,   Мороз,   знать   Бог   тебя   принес,   по   мою   душу грешную. Мороз хотел её тукнуть и заморозить, но полюбились ему её умные речи, жаль стало!» Чем   же   тронула   Мороза   добрая   девочка?   Смирением   и незлобливостью.  Морозко даёт сиротке теплую шубу и богатые дары. Хотя  и  зла  мачеха, а  посылает  мужа  в лес  за  замёрзшей  девочкой, чтобы похоронить по­христиански. Отец привозит из леса дочку – живую и невредимую, да ещё с богатыми подарками. Но это чудо вызывает у мачехи только злость и зависть. Теперь мать посылает в лес родную дочь, но она преисполнена   грубости   и   злобы.   Дерзко   отвечает   Морозке,   и   из­за   этого погибает. Почему же так случилось? Наверное, это расплата за грехи. И здесь чувствуется предупреждение всем детям и родителям. Недаром сложена в народе поговорка «Не в силе Бог, а в правде». Мачехина дочка была избалована и ничего не делала, и от этого она стала грубиянкой и ленивицей. Возможно, чтобы она не согрешила ещё больше и не принесла много зла, и случилось это наказание. Только трудолюбие и честность могут сделать человека благородным. Такова мораль этой сказки. 4. Христианский смысл сказки «Иван – крестьянский сын и Чудо­юдо» Рассматривая сюжет   русской народной сказки «Иван – крестьянский сын и чудо­юдо», вспомним замечательные слова великого А. С. Пушкина: «Сказка – ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок». В ней мы наблюдаем христианские   добродетели:   ответственность,   послушание,   трудолюбие, сострадание, соучастие, содействие. Это   богатырская   сказка   героического   содержания   на   тему   мирного труда и защиты родной земли. Братья отправляются на борьбу с Чудо­юдом, но настоящим героем оказывается только младший брат. Сказка учит чувству ответственности каждого за весь народ. Главный герой сказки не царского роду,   он   младший   сын   в   простой   крестьянской   семье.  Эта   сказка прославляет  крестьянский  труд.   Старик   и   старуха   были   крестьянами.   В сказке так и говорится: «Жили они – не ленились, целый день трудились: пашню пахали да хлеб засевали».  Ивану бои давались тяжело, потому что его предали   старшие   братья.   Иван­крестьянский   сын   проявляет   решимость, храбрость и упорство, мужество и бесстрашие. После побед он не хвастает перед братьями, а просит их поддержать его во время третьего боя. Образ Ивана   –   это   воплощение     лучших   черт   русского   крестьянина­землепашца: сила, храбрость, верность своей родине, любовь к труду на земле.   Сказка учит:   как   бы   тебе   ни   было   плохо,   умей   слышать   ближнего.   Способность участия в беде другого, когда и самому ­ то тяжело, признается в народе высшим нравственным качеством и подчеркивает богатство души. Поделись последним, протяни руку помощи, скажи доброе слово надежды, утешения, избавь от страданий ­ и Господь наградит тебя по делам твоим, покайся в грехах своих, стань на путь исправления – и Господь простит грехи твои. 5. Христианский смысл  сказки «Гуси – лебеди» Сказка   «Гуси   –   лебеди»   рисует   путь   от   страданий   к   радости.   Не послушалась девочка отца с матерью, бросила братца одного – и наказал ее Господь: «Налетели гуси – лебеди, подхватили братца, унесли на крыльях». Обуяла   душу   девочки   гордыня:   «Стану   я   ржаной   пирог   есть!   У   моего батюшки и пшеничные не едятся… У моего батюшки и садовые яблочки не едятся… У моего батюшки и сливочки не едятся…» ­ Господь послал ей испытания. Осталась она одна – одинешенька. Долго она бегала по полям по лесам, по мхам, по болотам ходила, платье изорвала и только к вечеру нашла своего братца в дремучем лесу  у злой Бабы – Яги. Страдания   и   лишения,   желание   искупить   грехи,   любовь   к   братцу,  помогли девочке смирить свою гордыню. И дал Господь надежду на спасение. Услышала девочка мольбу голодной мышки, накормила ее кашкой – мышка попряла за нее кудель. Протянула девочка руку помощи яблоньке и заслонила яблоня   ее   ветвями,   прикрыла   листами.   Помогла   девочка   печке,   съела ржаного пирожка – спрятала ее печь. Послушала девочка   речку, поела ее простого киселька – речка укрыла ее под кисельным бережком. Гуси – лебеди не увидали, пролетели мимо.   Так и спаслась девочка от злой Бабы – Яги и братца   спасла.   Ответственность,   послушание,   трудолюбие,   сострадание помогли девочке в трудную минуту. А за терпение и  учтивость наградил ее Господь спасением. Грехопадение, очищение, путь от страданий к радости – такова логика развития сказочного сюжета. И именно в этом и состоит христианский смысл  сказки. 6. От «Заповедей блаженства» к логике развития сказочного сюжета В   сказках   часто   изображается   много   страданий   и   много   смирения перед ними. И в сердце это вызывает чувство милосердия и   сострадания. Сказка   рисует   путь   от   страданий   к   радости.   Логику   развития   сказочного сюжета   помогают   понять   изложенные   в   Евангелии   от   Матфея   «Заповеди блаженства», данные в Нагорной проповеди Христом Спасителем: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царствие Небесное» Русские народные сказки дарят человеку незримые духовные богатства. И пока рассказывают бабушки русские сказки внукам, в душе человека будет побеждать не злое начало, не стремление к призрачным материальным благам, а возвышенное стремление к правде и добру. 7. Литературная сказка XIX века.           В год литературы, я не могу не сказать о русской литературной сказке. Народная сказка сыграла большую роль в развитии русской литературы. В ней слились воедино поэзия народа и его мудрость. Сказочная стихия проникла во все жанры литературы – поэму, повесть, роман. Почти все русские классики отдавали дань сказке: Жуковский и Пушкин, Гоголь и Одоевский. Толстой и Салтыков­Щедрин, Лесков и Куприн. К сожалению,  многие их замечательные сказки   еще   томятся   в   старых   книгах   и   журналах.   Литературная   сказка заключает в себе серьезный, поучительный смысл, способствует воспитанию гуманизма   и   благородства,   заставляет   внимательно   вглядываться   в окружающий мир. Сказки русских писателей имеют социально­философский подтекст, поднимают проблему засилья и всесилия чиновников, показывают власть бумаги над человеком, его душой.   Сказки писателей обличали все пороки   русского   общества,   герои   сказок   искали   правду,   путь   к   счастью. Главная идея пронизывает сказки русских писателей: человек не может быть счастлив, если есть несчастные вокруг.                 Особое место в этом списке писателей занимает Достоевский Ф.М., автор сильнейших по воздействию на читателей произведений. Удивительно выглядит на фоне литературных сказок девятнадцатого века его святочный рассказ «Мальчик у Христа на елке». Судьба маленького мальчика шести лет, замершего накануне праздника Рождества и попавшего на «Христову елку», как и все умершие по разным причинам дети, вызывает душевное страдание, боль   и   веру   в   милосердие,   но   не   человеческое,   а   Божье.   Достоевский поднимает   проблему   человеческого   равнодушия,   проблему   социального неравенства в обществе. Несчастный мальчик, потерявший мать, выбежал на улицу города и, замерзая, заглядывал в окна,  видел веселых, красивых, сытых детей   и   взрослых.     вкусную   еду.   Но   его   отовсюду   гнали   и   никто   его   не пожалел и не спас, кроме Христа, позвавшего мальчика на елку. Только здесь ему  хорошо  и  весело,  он  кружится  с мальчиками  и девочками  и  смеется, смеется…   Рассказ     написан   в   1876   году,   это   время   реформ   Александра Второго, утверждения новых буржуазных ценностей.   Мы живем в двадцать первом веке, но сюжет и идея  рассказа актуальна и проблематична и в наше время. В   глобальном мире есть беспризорные, голодающие, страдающие от людского равнодушия   дети. И снова , как всегда, церковь пытается решать эту проблему. Цель творчества Достоевского – осмысление и популяризация христианства. Тексты романов Достоевского насыщены и прямыми цитатами из Священного Писания, и скрытыми символами, и толкованиями. Последовательно, идя по пути   осмысления   христианства,   Достоевский   создает   целую   галлерею литературных произведений разных жанров, в каждом из которых он, так или иначе, касается волнующих его мотивов Священного писания. Православие для Достоевского тождественно нравственности, а все его творчество можно назвать энциклопедией христианской этики. Чем больше добрых дел, тем ближе к Богу. Чем меньше зависти, упреков и обид, Тем легче отыскать нам ту дорогу, Где нас Господь спасет и сохранит. Литература 1. Народные русские сказки. Из сборника А. Н. Афанасьева. – М.:  «Художественная литература», 1982 2. Седов А. К. Зачем детям нужны сказки? – «Русский дом», 2007, №9. 3. Трубецкой Е. Н. Три очерка о русской иконе. «Иное царство» и его  искатели в русской народной сказке. – М.: «Лепта», 2000 4. Русская литературная сказка девятнадцатого века. М.1992 г.

Статья "Вековая мудрость русской сказки"

Статья "Вековая мудрость русской сказки"

Статья "Вековая мудрость русской сказки"

Статья "Вековая мудрость русской сказки"

Статья "Вековая мудрость русской сказки"

Статья "Вековая мудрость русской сказки"

Статья "Вековая мудрость русской сказки"

Статья "Вековая мудрость русской сказки"

Статья "Вековая мудрость русской сказки"

Статья "Вековая мудрость русской сказки"

Статья "Вековая мудрость русской сказки"

Статья "Вековая мудрость русской сказки"

Статья "Вековая мудрость русской сказки"

Статья "Вековая мудрость русской сказки"

Статья "Вековая мудрость русской сказки"

Статья "Вековая мудрость русской сказки"

Статья "Вековая мудрость русской сказки"

Статья "Вековая мудрость русской сказки"

Статья "Вековая мудрость русской сказки"

Статья "Вековая мудрость русской сказки"

Статья "Вековая мудрость русской сказки"

Статья "Вековая мудрость русской сказки"

Статья "Вековая мудрость русской сказки"

Статья "Вековая мудрость русской сказки"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2017