В помощь педагогам, работающим в образовательных учреждениях, полезная информация о визуальных средствах общения между учителем и ребенком, доступная психологическая информация.Когда мы смотрим на говорящего, это не только подчеркивает заинтересованность собеседником, но и помогает сосредоточиться и понять то, что нам говорят.статья "ВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ"
ВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ..doc
ВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ
Визуальный контакт является исключительно важным элементом
общения. Смотреть на говорящего означает не только заинтересованность, но
и помогает нам сосредоточить внимание на том, что нам говорят. Во время
беседы говорящий и слушающий то смотрят, то отворачиваются друг от друга,
чувствуя, что постоянный взгляд может мешать собеседнику сосредоточиться.
Как говорящий, так и слушающий смотрят друг другу в глаза не более 10
секунд. Это, вероятнее всего, происходит перед началом разговора или после
нескольких слов одного из собеседников. Время от времени глаза собеседников
встречаются, но это продолжается значительно меньше времени, чем
задерживает взгляд каждый собеседник друг на друге.
Нам значительно легче поддерживать визуальный контакт с говорящим
при обсуждении приятной темы, однако мы избегаем его, обсуждая неприятные
или запутанные вопросы. В последнем случае отказ от прямого визуального
контакта является выражением вежливости и понимания эмоционального
состояния собеседника. Настойчивый или пристальный взгляд в таких случаях
вызывает возмущение и воспринимается как вмешательство в личные
переживания. Более того, настойчивый или пристальный взгляд обычно
воспринимается как признак враждебности.
Необходимо знать, что отдельные аспекты взаимоотношений выражаются
в том, как люди смотрят друг на друга. Например, мы склонны смотреть
больше на тех, кем восхищаемся или с кем у нас близкие отношения. Женщины
к тому же склонны на больший визуальный контакт, чем мужчины. Обычно
люди избегают визуального контакта в ситуациях соперничества, чтобы этот
контакт не был понят как выражение враждебности. Кроме того, мы склонны
смотреть на говорящего больше, когда он находится на расстоянии: чем ближе
мы к говорящему, тем больше избегаем визуального контакта. Обычно
визуальный контакт помогает говорящему почувствовать, что он общается с
Вами, и произвести благоприятное впечатление. Но пристальный взгляд обычно
создает о нас неблагоприятное впечатление.
Наблюдая за работой учителя на уроке, можно заметить, что зона наиболее
эффективного контакта это первые 23 парты. Именно первые парты
попадают в личную или даже интимную (если учитель стоит вплотную возле
учеников) зону на протяжении почти всего урока. Остальные учащиеся, как
правило, находятся на публичном расстоянии от учителя, согласно
классификации зон общения по А.Пизу.
Если педагог непринужденно перемещается по классу, то он, меняя
дистанцию, достигает проксемического разнообразия и равенства в общении с
каждым ребенком.
Особое место в системе невербального общения учителя занимает система
жестов. Жестикуляция педагога является для учеников одним из индикаторов
его отношений к ним. Жест обладает свойством «тайное делать явным», о чем
учитель всегда должен помнить. Характер жестов учителя с первых минут создает определенный настрой в
классе. Исследования подтверждают, что если движения учителя порывисты и
нервны, то в результате вместо готовности к уроку возникает состояние
напряженного ожидания неприятностей.
Большую роль жесты играют и в обеспечении внимания учащихся,
являющегося важнейшим условием эффективного обучения. Значительными
возможностями сосредоточения внимания слушателей обладает именно жест,
эмоциональная насыщенность которого, как правило, приковывает внимание
аудитории. Среди средств организации внимания почти каждым учителем
активно используются такие жесты, как жесты указания, жесты имитации,
жесты подчеркивания и т.д.
Не менее важна в использовании жестов и такая функция, как активизация
различных познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления и
воображения. Жесты могут иллюстрировать рассказ учителя, с их помощью
может осуществляться активизация зрительного восприятия, памяти, наглядно
образного мышления.
Именно с помощью жеста учитель часто «включает» ее (вопросительный
кивок головой, приглашающие жесты и т.д.), повышает ее интенсивность
(жесты одобрения, оценки), или завершает контакт. Жест выступает важным
компонентом обратной связи, без понимания которого затрудняется
адекватная оценка учителем состояния учащегося, его отношения к педагогу,
одноклассникам и т.д. Совместная деятельность учителя и учащихся
предполагает не только воздействие учителя, но и обязательную обратную
связь.
С этой целью чаще всего применяются оценивающие, регулирующие и
дисциплинирующие жесты. Жесты в комплексе с другими визуальными
средствами общения используются учителем для обеспечения контроля за
деятельностью учащихся.
Жесты учителя нередко становятся образцом для подражания. Особенно
внимательны дети к случаям неточного употребления жестов, которые
отвлекают их от выполняемых заданий на уроке. К культуре невербального
поведения учителя в целом и к его жестикуляции в частности необходимо
предъявлять высокие требования.
В общении учителя с учениками большое значение имеет и тон речи.
Интонация при общении взрослых может нести до 40% информации. Однако
при общении с ребенком воздействие интонации увеличивается.
В интонации проявляются те переживания, которые сопровождают речь
учителя, обращенную к ребенку, и он реагирует на них. Ребенок удивительно
точно узнает по интонации отношение к нему взрослых, он обладает
исключительным «эмоциональным слухом», расшифровывает не только
содержание, смысл сказанных слов, но и отношение к нему со стороны других.
При восприятии слов ребенок сначала реагирует на интонацию ответным
действие и лишь потом усваивает смысл сказанного. Крик или монотонная речь
учителя лишаются воздействующей силы потому, что сенсорные входы ученика
либо забиты (криком), либо он вообще не улавливает эмоционального
сопровождения, что порождает безразличие. В связи с этим приходим к заключению о том, что речь учителя должна быть эмоционально насыщенной,
однако при этом следует избегать крайностей; учителю крайне важно избирать
тон общения с детьми, соответствующий не только ситуации общения, но и
нормам этики.
Таким образом, можно сделать вывод визуальные средства общения и
невербальный аспект занимают значительное место в процессе взаимодействия
учителя с детьми. Визуальный контакт помогает регулировать разговор. Если
говорящий то смотрит в глаза слушающего, то отводит глаза в сторону, это
значит, что он еще не закончил говорить. По завершении своей речи говорящий,
как правило, прямо смотрит в глаза собеседнику, как бы сообщая: «Я все
сказал, теперь Ваша очередь».
Итак, учиться понимать язык невербального общения с помощью визуальных
средств общения важно по нескольким причинам. Вопервых, словами можно
передать только фактические знания, но чтобы выразить чувства, одних слов
часто бывает недостаточно. Иногда мы говорим. «Я не знаю, как выразить это
словами», имея в виду, что наши чувства настолько глубоки или сложны, что
для их выражения мы не можем найти подходящих слов. Тем не менее, чувства,
не поддающиеся словесному выражению, передаются на языке невербального
общения. Вовторых, знание этого языка показывает, насколько мы умеем
владеть собой. Если говорящему трудно справиться с гневом, он повышает
голос, отворачивается, а подчас ведет себя и более вызывающе. Наконец,
общение с помощью визуальных средств ценно особенно тем, что оно, как
правило, спонтанно и проявляется бессознательно. Поэтому, несмотря на то,
что люди взвешивают свои слова и иногда контролируют мимику, часто
возможна «утечка» скрываемых чувств через мимику, жесты, интонацию и
окраску голоса. Любой из этих невербальных элементов общения может
помочь нам убедиться в правильности того, что сказано словами, или, как это
иногда бывает, поставить сказанное под сомнение.
Понимание невербального языка телодвижений в основном приобретается
при обучении. Однако следует помнить, что люди очень отличаются друг от
друга в этом плане. Как правило, чуткость в невербальном общении с
помощью визуальных средств повышается с возрастом и опытом.
Для того, чтобы облегчить свою работу, учитель должен уметь общаться с
детьми даже не разговаривая, должен брать во внимание не только речь
ученика, но и каждый его жест, взгляд, каждое движение, в свою очередь
строго контролировать свое невербальное поведение.
Список литературы
1. Невербальные средства общения / Сост. Поваляева М.А., Рутер О.А. –
Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 352 с.
2. Петрова Е.А. Жесты в педагогическом процессе: Учебное пособие. М.:
Моск. городское пед. общество, 1998. – 278 с.
3. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их
жестам. – М.: ЭКСМО, 2004. – 288 с. 4. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе:
Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. – 418 с.
5. Трусов В.П. Выражение эмоций на лице // Вопросы психологии. 1982.
№5. С.7073.
6. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993. – 330 с.
Статья "ВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ"
Статья "ВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ"
Статья "ВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ"
Статья "ВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.