Статья "Взаимодействие семьи и школы в условиях реализации ФГОС"
Оценка 5
Семинары
docx
классное руководство +1
Взрослым
09.08.2018
Аннотация. Семья - малая социальная группа, как одна из важнейших жизненных ценностей индивида. Современная школа - открытая социально-педагогическая система. В условиях реализации ФГОС возрастает значимость взаимодействия семьи и школы. Раскрывается суть и проблемы, критерии, направления взаимодействия семьи и школы. Приведена результативная модель взаимодействия школы и семьи в современных условиях.
Ключевые слова: взаимодействия школы и семьи, проблемы взаимодействия школы, влиянии взаимодействия школы на жизни ученика.
Статья взаимодействие семьи ишколы.docx
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В УСЛОВИЯХ
РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.
Стрельбовская Е. Н.
учитель начальных классов, МБОУ «Гимназия № 4 г.Пушкино»
Аннотация. Семья малая социальная группа, как одна из важнейших
жизненных ценностей индивида. Современная школа открытая социально
педагогическая система. В условиях реализации ФГОС возрастает значимость
взаимодействия семьи и школы. Раскрывается суть и проблемы, критерии,
направления взаимодействия семьи и школы. Приведена результативная
модель взаимодействия школы и семьи в современных условиях.
Ключевые слова: взаимодействия школы и семьи, проблемы взаимодействия
школы, влиянии взаимодействия школы на жизни ученика.
В настоящее время семья и школа попрежнему остаются основными
институтами социализации и воспитания ребенка, хотя и сталкиваются с
определенными трудностями в осуществлении взаимодействия. Современная
социальная ситуация, которая характеризуется изменением общественных
оказала серьезное воздействие на
отношений,
их модернизацией,
функционирование семей, их размеры, структуру, демографическое
поведение. Семья приобретает все большую ценность как малая социальная
группа, как одна из важнейших жизненных ценностей индивида. Современная
школа характеризуется как открытая социальнопедагогическая система.
Открытость школы, понятность содержания ее деятельности важна прежде
всего для родительской общественности. Поэтому отношения партнерства,
сотрудничества на основе договора, распределение ответственности между
субъектами образования и активного участия их в образовательном процессе является важной составляющей эффективного взаимодействия семьи и школы
на современном этапе развития.
В условиях реализации новых образовательных стандартов возрастает
значимость взаимодействия семьи и школы, что связано: с ростом запросов
родителей к качеству образования детей; развитием коммуникативных
навыков, информационной культуры детей и взрослых; педагогическим
сопровождением семейного воспитания, в котором нуждаются родители в
связи с недостаточной компетентностью в вопросах воспитания; социальной и
педагогической поддержкой детей и семей, находящихся в трудной
жизненной ситуации; созданием условий для духовнонравственного развития
и воспитания.
Суть взаимодействия семьи и школы заключается в заинтересованности
обеих сторон в изучении личности ребенка, раскрытии и развитии скрытого в
нем потенциала. По мнению родителей, характер взаимодействия родителей
со школой в основном определяется следующими позициями: поддержка
эпизодической связи, посещение родительских собраний, участие в
подготовке мероприятий (по мере возможности); поддержка тесной связи,
бывают в школе при наличии проблем у ребенка. Большинство педагогов и
родителей отмечают как проблему — занятость родителей, нехватку времени
на сотрудничество со школой, общение с ребенком, а педагоги — нехватку
времени на подготовку родительских собраний, других встреч с родителями.
Очевидно, что в условиях информационного общества на развитие
взаимодействия семьи и школы влияет наличие информационного обмена,
Большинство
современных технологий информирования родителей.
родителей отмечают основные источники информации о деятельности школы:
родительское собрание, информационный стенд, сайт школы, беседы,
консультации. Как видно, на сегодняшний день главным источником
информации для родителей остается родительское собрание. Как общую проблему следует отметить, что 85% опрошенных родителей недостаточно
информированы об изменения. К числу проблем можно отнести и следующие:
недостаточное понимание педагогами необходимости взаимодействия с
родителями по широкому кругу социальных и педагогических проблем
ребенка, а не только успеваемости и поведенческих проблем;
недостаточное информирование родителей о направлениях программы
развития образовательного учреждения, изменениях в системе образования, о
документах, являющихся основой деятельности ОУ и системы образования;
использование традиционных форм взаимодействия, не наполняя их
современным содержанием;
недостаточная реализация субъектной роли родителей как участников
образовательного процесса;
недостаточное участие родителей в общественном управлении
образовательным процессом.
Содержание работы школы с семьей может включать следующие
критерии взаимодействия:
1. Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебнопознавательного
процесса (специфика школы, особенности учебновоспитательного процесса
школы, школьные традиции, правила, нормы, содержание новых предметов,
новые образовательные технологии, применяемые в школе, (цели, задачи,
содержание программы воспитания в классе, специфика подготовки
школьников дома). Переориентация родительских и учительских установок, в
зависимости от новых потребностей ребенка (помощь в определении поля
проблем).
2. Обогащение родителей психологопедагогическими знаниями (университет
педагогических знаний, лекций, семинары, практикумы; конференции,
тренинги; дискуссии; ролевые игры; консультации (индивидуальные и
групповые), переписка с родителями; посещение семьи; родительские
собрания; открытые уроки). Все родители имеют доступ к сайту школы, где также имеется вся информация, интересующая родителей. Еще одним путем
информированности родителей о качестве обучения является электронные
журналы системы «Школьный портал». Каждый родитель имеет код и пароль
доступа в систему электронного журнала. К психологопедагогическому
просвещению родителей привлекают специалистов различных направлений:
врачей, юристов, психологов, инспектора ГИБДД.
3. Вовлечение родителей в учебновоспитательный процесс. Формирование
умений у взрослых жить жизнью детского сообщества (активное участие
родителей во всех мероприятиях учебновоспитательного процесса,
организация совместных воспитательных мероприятий, участие родителей в
работе по профилактике правонарушений и пропаганде здорового образа
жизни, проведение открытых уроков для родителей).
4. Участие родителей в управлении школой (совет школы; попечительский
совет; комитет общественного контроля; классные советы; классные
родительские комитеты; совет содействия семье и школе). Главное,
формирование положительных установок на сотрудничество школы, семьи и
общества.
Проблемы взаимодействия семьи и школы в современных условиях
определяются новыми требованиями жизни и действующей системой
педагогического взаимодействия семьи и школы, порой различной системой
воспитания в школе и семье и требованиями современных общепринятых
норм социализации личности.
Педагоги гимназии, определяя понятие «взаимодействие семьи и школы»,
на первое место поставили согласование общих позиций, целей и ценностей в
воспитании ребенка, на второе место — деятельность, связанную с решением
проблем успеваемости и поведения, на третье — проведение совместных
культурномассовых мероприятий и совместное участие родителей в
управлении образовательным учреждением. Поэтому в ОУ появляются
попечительские советы и управляющие советы как органы родительского управления, и именно педагоги этих учебных заведений указывают на
родительскую конференцию как используемую форму взаимодействия с
родителями.
А как же к школе относятся родители? Меньшая часть родителей
считает, что все вопросы образования детей должна решать только школа.
Часть родителей полагает, что функции обучения и воспитания надо
разделить: школа учит, а воспитывает семья и система дополнительного
образования. Большая часть родителей полагает, что взаимодействие семьи и
школы необходимо.
На вопрос о трудностях,
которые препятствуют развитию
взаимодействия семьи и школы, ответы педагогов выявили следующие
смысловые последовательности: I место — занятость родителей, II место —
слабая заинтересованность родителей в контактах со школой, III место —
дефицит времени у педагогов на подготовку (портфолио, много бумаг, нет
времени на работу с родителями). Часть педагогов отмечает агрессивный
настрой родителей, вмешательство в учебный процесс (какие предметы и как
преподавать). Это ведет к непониманию и разногласиям со школой. Родители
которые препятствуют организации
учащихся,
отмечая трудности,
взаимодействия со школой, выделяют в первую очередь свою занятость на
работе, на втором месте — незнание родителями возможностей
сотрудничества со школой, третье место — неготовность педагогов к
сотрудничеству в новых социальнообразовательных условиях (общение через
Интернет).
Чтобы система педагогического взаимодействия в условиях реализации
ФГОС стала гибкой, адаптированной к основным воспитательным задачам
школы, потребностям конкретных учащихся, необходимо понимание позиций
всех участников педагогического процесса. Необходимо решать совместно следующие вопросы: академическая
успеваемость, питание школьников, устранение возникающих конфликтных
ситуаций.
Для результативного взаимодействия учащихся, родителей и педагогов
в образовательном учреждении необходимо обратить внимание на следующие
направления работы: мониторинг мнения учащихся по вопросам
взаимодействия семьи и школы для сближения позиций в понимании
актуальных вопросов школьной жизни учащимися, родителями и учителями;
создание условий и поводов для более частого посещения школы родителями,
что расширит эмоциональное отношение учащихся к присутствию, участию
членов семьи в школьной жизни; создание специальных поводов для
совместной деятельности ребят с их отцами, таких как спортивные
любительские команды, тренерами которых могли бы быть родители, клубы
путешественников и т. д.; создание внутришкольной системы по гармонизаций
отношений между одноклассниками и учителями, что позволит освоить детям
коммуникативные навыки и ответственность; развитие системы ученического
самоуправления, а также различных шефских форм работы старшеклассников
с учащимися младших классов, что позволит «примерить» роль родителей;
соблюдение принципа внутришкольного социальнопедагогического
партнерства, что создаст условия для гармонизации отношения детей с
миром.
Такая модель эффективного взаимодействия состоит из
пяти
компонентов:
содержательного, 4) деятельностного, 5) результативного.
целевого,
1)
2)
структурноорганизационного,
3)
1. Целевой компонент включает в себя создание условий для успешного
взаимодействия с родителями по решению образовательных задач, на основе
интеграции усилий педагоговтьюторов и специалистов службы
сопровождения образовательного учреждения. 2. Структурноорганизационный компонент включает в себя все субъекты
взаимодействия: администрацию, родительский совет, социального педагога,
совет тьюторов, иных специалистов. Он ориентирован на поиск и
апробирование новых форм взаимодействия с родителями.
3. Содержательный компонент модели определяется Государственным
образовательным стандартом, учебными планами и рабочими программами
дисциплин, учебной и учебнометодической литературой. Он отражается в
комплексе, который включает в себя различную тематику встреч с
родителями, методические рекомендации для родителей детей разного
возраста, курс лекций специалистов, тестовые задания по родительской
компетентности.
4. Деятельностный компонент предполагает характеристику форм, методов и
способов организации продуктивного взаимодействия с родителями
(исследования показали, что и родители, и дети наиболее эффективными
считают индивидуальные взаимодействия, из групповых предпочитают формы
активного взаимодействия).
5. Результативный компонент предполагает оценку деятельности
образовательного учреждения родителями,
институтами.
учениками,
социальными
Рекомендации для развития взаимодействия семьи и школы:
1. Выстраивать систему взаимодействия семьи и школы на основе целевых
комплексных программ в соответствии со спецификой деятельности
конкретного образовательного учреждения, особенностями семей учащихся,
запросами и потребностями субъектов образовательного процесса.
2. Использовать диагностические методики для выявления проблем семейного
и школьного воспитания, запросов родителей и учащихся, для определения
тематики и содержания родительских собраний, конференций и других
совместных мероприятий педагогов, учащихся и родителей (анкетирование,
интервьюирование, диагностическая беседа, минисочинения, рисуночные
методики для детей, методики незаконченного предложения и т. д.). 3. Расширять круг интерактивных форм взаимодействия, позволяющих
осуществлять активное включение родителей и учащихся в обсуждение
социальных, педагогических, правовых проблем в системе семейного и
школьного воспитания (дискуссии, диалоговые методики, групповая работа,
творческие мастерские, клубные формы, игровые методики, социальные
проекты и т. д.).
4. Использовать практические формы образовательной поддержки семьи,
повышения родительской компетентности (педагогические и психологические
практикумы, вечера вопросов и ответов, консультации специалистов по
запросам родителей и т. д.).
5. Разрабатывать и реализовывать проекты по формированию семейной
культуры детей и взрослых с целью осознания и принятия учащимися роли
семьянина (университет семейной культуры, проекты «Я — семьянин»,
«Будущий родитель», форумы и фестивали «Моя семья», выставки семейного
творчества и семейных увлечений, праздничные школьные и классные события
«День Матери», «День семьи» и т. д.).
6. Комплексно использовать информационные ресурсы по формированию
информационного пространства семьи и школы, информировать родителей по
актуальным вопросам современного образования: изменения в системе
образования, новые документы, новые подходы в воспитании и т. д.).
7. Использовать индивидуальные и групповые формы работы с проблемными
семьями (консультирование, совместное обсуждение проблемной ситуации,
практические рекомендации специалистов), возможности социального
партнерства с учреждениями психологической, социальной, медицинской
сферы в решении проблем детей из асоциальных семей; семей, находящихся в
трудной жизненной ситуации.
8. Создавать условия для активного включения родителей в деятельность
органов общественного управления, развития общественногосударственного
договора между семьей и школой. 9. Осуществлять дифференцированный подход в сотрудничестве с семьями
учащихся с учетом структуры семьи, особенностей семейного воспитания,
социальных проблем ребенка и семьи и т. д
Что обязательно должно быть в системе взаимодействия семьи и школы?
Педагогам, классным руководителям необходимо создавать повод для
прихода в школу родителей «просто так». На каждое вынужденное
приглашение родителей изза неуспешного обучения или нежелательного
поведения хорошо бы осуществлять три, можно и более, приглашения для
посещений по другим поводам. Это могут быть неформальные встречи.
Удачной формой может оказаться система клуба. Встречу участников клуба
можно проводить за неформальным чаепитием. Время до начала первого
урока в субботу часто становится удобным практически для большинства
заинтересованных родителей. Такие встречи необходимо проводить раз в
месяц и вначале небольшим составом, но при регулярном проведении такие
встречи вскоре становятся многочисленными. Школьники при таком подходе
начинают больше ценить школу и больше прислушиваться к мнению
родителей, что важно для подростков. Становится возможным более
оперативное решение многих вопросов и расширяется эмоциональное
отношение учащихся к присутствию членов семьи в школьной жизни. Есть еще
очень нехитрый прием, особенно для классных руководителей младших
подростков. В конце недели направлять по почте открытки родителям с
благодарностью за успехи их ребенка, при этом в конце недели объявлять об
этом ученикам в классе. Что желательно включить в систему взаимодействия
семьи и школы? В школе на разном уровне (школы в целом или класса)
создать специальные поводы для совместной деятельности ребят с их отцами.
Это могут быть спортивные соревнования, спортивные любительские
тренерами которых могли бы быть родители,
клубы
команды,
путешественников. Кружки, в которых родители могут передать свои умения,
приобщить детей к своим любимым занятиям, пользуются большой популярностью среди учащихся. Уважение растет и к ученику, папа или мама
которого проводят такие занятия. В школе можно создать комитет по
решению спорных вопросов. В такой комитет могут входить как младшие, так
и старшие подростки. Участие может быть выборным. Такая система решения
конфликтных или просто возникающих проблем решает сразу несколько
Развиваются коммуникативные навыки и
педагогических задач.
ответственность учащихся. Отношения между одноклассниками и учителями
гармонизируются, и развивается активная гражданская позиция школьников.
Важной составляющей работы по организации взаимодействия семьи и школы
может стать развитие системы ученического самоуправления, а также
различных шефских форм работы старшеклассников с учащимися младших
классов, что позволит «примерить» роль родителей. Что следует помнить?
Следует помнить, что все мероприятия, усилия и нововведения
осуществляются только исходя из интересов учащихся и направлены на их
развитие.
Использовать диагностические методики для определения запросов
семьи. Разрабатывать тематику родительских собраний и других форм работы
с учетом запросов родителей и потребностей учащихся. Комплексно
использовать информационные возможности ОУ (сайт, информационный
стенд, интернеттехнологии, устная информация и т. д.), расширять
содержание, изучать информационные запросы семьи. Расширять круг
интерактивных форм и технологий взаимодействия семьи и школы,
активизировать родителей как субъектов образовательного процесса,
использовать положительный воспитательный потенциал семьи в совместной
деятельности со школой. Делегировать родителям полномочия в сфере
общественного управления (советы школ, управляющий совет, совет отцов и
т. д.).
Литература. 1. В. А. Гейко. Роль семьи в развитии школьных успехов ребенка.
//Начальная школа — 2012 г. — № 3.
2. Гусева Ю. В. «Проблемы взаимодействия школы и семьи. Педагогика:
традиции и инновации», г.Челябинск, 2015 г.
3. Н.И. Дереклеева Справочник классного руководителя 14КЛ.
М:ВАКО,2012г.
4. М.Н.
Недвецкая «Классному руководителю об организации
взаимодействия школы и семьи». Методическое пособие. М.: УЦ
Перспектива, 2011г.
5. «Пути взаимодействия в условиях реализации новых стандартов
Учебнометодическое пособие, под общей редакцией О.А. Щекиной, г.
СанктПетербург, 2013г.
6. Решетников П. Е. «Организация педагогической практики в начальных
классах». Владос, 2012г.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования. – М.: Просвещение, 2011г.
Статья "Взаимодействие семьи и школы в условиях реализации ФГОС"
Статья "Взаимодействие семьи и школы в условиях реализации ФГОС"
Статья "Взаимодействие семьи и школы в условиях реализации ФГОС"
Статья "Взаимодействие семьи и школы в условиях реализации ФГОС"
Статья "Взаимодействие семьи и школы в условиях реализации ФГОС"
Статья "Взаимодействие семьи и школы в условиях реализации ФГОС"
Статья "Взаимодействие семьи и школы в условиях реализации ФГОС"
Статья "Взаимодействие семьи и школы в условиях реализации ФГОС"
Статья "Взаимодействие семьи и школы в условиях реализации ФГОС"
Статья "Взаимодействие семьи и школы в условиях реализации ФГОС"
Статья "Взаимодействие семьи и школы в условиях реализации ФГОС"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.