Статья "Здоровьесберегающие технологии"
Оценка 5

Статья "Здоровьесберегающие технологии"

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
администрации
4 кл
01.10.2018
Статья "Здоровьесберегающие технологии"
Организация учебного процесса как фактора сохранения здоровья младших школьников. Возрастающий объем информации, постоянная модернизация учебных программ, привлечение разнообразных технических средств обучения, приводящие к интенсификации умственной деятельности, - все это создает ощутимое давление на нервно-психические функции учащихся начальной школы. Статистика свидетельствует, что наиболее уязвимым возрастом оказывается тот, на который приходится пребывание в школе. Следовательно, именно школе принадлежит большая роль в формировании и поддержании здоровья учащихся, их психического здоровья. Одним из существенных факторов, к которому должен приспособиться ребенок, - это обучение в школе. Адаптация ребенка к школьному обучению начинается с первого дня посещения школы, поскольку он попадает в новые условия социального существования (коллектив детей, класс, школа, уроки и т.д.). К указанному состоянию присоединяются новые режимные моменты: обязательное посещение школы в определенное время, длительная статическая нагрузка во время урока, сопровождаемая сохранением позы, подавлением желания встать, пройтись по классу или покинуть его. В дальнейшем в процесс приспособления ребенка к школьному обучению у большинства детей поведение и деятельность основных вегетативных систем нормализуется.Статья
доклад.docx Здоровьесберегающие технологии.docx
ТЕМА: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» Автор: Романова В.Н. учитель начальных классов МАОУ гимназия города Белореченска МО Белореченский район Организация учебного процесса как фактора сохранения здоровья младших школьников.  Возрастающий   объем   информации,   постоянная   модернизация   учебных программ,   привлечение   разнообразных   технических   средств   обучения, приводящие к интенсификации умственной деятельности, ­ все это создает ощутимое   давление   на   нервно­психические   функции   учащихся   начальной школы.   Статистика   свидетельствует,   что   наиболее   уязвимым   возрастом оказывается тот, на который приходится пребывание в школе. Следовательно, именно школе принадлежит большая роль в формировании и поддержании здоровья   учащихся,   их   психического   здоровья.     Одним   из   существенных факторов,   к   которому   должен   приспособиться   ребенок,   ­   это   обучение   в школе. Адаптация ребенка к школьному обучению начинается с первого дня посещения   школы,   поскольку   он   попадает   в   новые   условия   социального существования (коллектив детей, класс, школа, уроки и т.д.). К указанному состоянию   присоединяются   новые   режимные   моменты:   обязательное посещение школы в определенное время, длительная статическая нагрузка во время   урока,   сопровождаемая   сохранением   позы,   подавлением   желания встать,   пройтись   по   классу   или   покинуть   его.   В   дальнейшем   в   процесс приспособления   ребенка   к   школьному   обучению   у   большинства   детей поведение и деятельность основных вегетативных систем нормализуется. Хотя работоспособность учащихся и ее динамика в учебном и трудовом процессах изучены довольно подробно, нельзя сказать, что достижения науки известны школьным учителям и используются ими в своей деятельности. Это положение   наиболее   актуально   для   современного   образования,   которому свойственно   применение   в   учебном   процессе   различных   педагогических технологий   и   новаций,   влияние   которых   на   приспособляемость первоклассников к условиям обучения в школе еще недостаточно изучены. Актуальность Здоровье подрастающего человека ­ это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но воспитывать в будущем здоровых детей.  Приобщение школьника к проблеме сохранения своего здоровья это  прежде всего процесс социализации ­ воспитание. Это создание высокого  уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии  с социальными факторами. Существующая   система   школьного   образования   при   всей   ее   научности   не учитывает   главного:   конкретного   человека,   индивидуальных   законов   его развития.   Несоответствие   школьной   системы   образования   и   развития личности   ребенка   конкретным   закономерностям   индивидуальности накладывает своеобразный порочный стереотип на так называемое домашнее воспитание, когда каждая мать исходит не из потребностей своего ребенка, изученного досконально, а из общей позиции "так принято, так надо!" Что же касается отцов, то они вообще в большинстве своем, не озадачивают себя данной проблемой. В хорошем здоровье подрастающего поколения заинтересованы все ­ и родители, и учителя, и врачи, но практика показывает, что они прикладывают недостаточно   усилий   для   его   сохранения.   Здоровье   детей   с   возрастом ухудшается: их функциональные возможности в ходе учебы снижаются, что затрудняет   усвоение   учебной   программы,   ограничивает   выбор   будущей профессии.   Базовое,   а   тем   более   профилированное   школьное   образование должно   не   ухудшать,   а   улучшать   здоровье   учащихся   посредством совершенствования их знаний, формирования умений и навыков укреплять свое здоровье и здоровье окружающих. Противоречия, актуальные для массовой практики и пути их разрешения № п/п Противоречия между: Мероприятия: 1. проблема удержания внимания учащихся;  Уроки с использованием  компьютерной  техники;применеие  методики свободного  выбора учащимися  разноуровневых заданий,  работа по группам (столам,  рядам, командам),  дополнительные  индивидуальные занятия со  отстающими учащимися во  внеурочное время,  консультации с сильными  (подготовка к экзаменам,  олимпиадам, конкурсам).  2 малоподвижность во время урока и слабое разнообразие видов учебной деятельности; введение «динамических  пауз», оптимизация  двигательного режима:  специально составленное 3 4 Высокий объем и сложность материала,  задаваемого на дом; Несовершенствово знаний,  умений и  навыков учащихся по сохранению и  укреплению свое здоровья; расписание, учитывающее  возрастные особенности  детей и смену разных видов  учебной и игровой  деятельности в соответствии с новыми санитарно­ гигиеническими нормами.,  гимнастика на уроке; Разбор основных пунктов на  уроке совместно с  учениками, чтобы дети  усвоили их в процессе  занятия, а дома осталось  только повторить. Хорошая  дидактическая  «проработанность» урока. Подготовка и проведение  дня, недели, месячника  здоровья как видов  эмоционально­игровой  деятельности, которые  способствуют закреплению  урочного материала. В   условиях   социально­экономического   кризиса   проблемы   России, остаются   предельно   острыми,   и   их   безотлагательное   решение   жизненно необходимо.   По­прежнему   сохраняются   неблагоприятные   тенденции   в демографических процессах, состоянии здоровья детей. Высокой   остается   младенческая   смертность,   Среди   причин,   растут   детская   способствующих заболеваемость   и   инвалидность. возникновению   инвалидности   у   детей,   основными   являются:   ухудшение экологической   обстановки,   неблагоприятные   условия   труда   женщин, отсутствие условий и культуры здорового образа жизни в малообеспеченных и неблагоприятных   семьях,   высокий   уровень   заболеваемости   родителей, особенно матерей.  Поэтому   проблема   охраны   и   укрепления   здоровья   детей   стоит   очень остро.   Воспитанники   интернатных   учреждений   на   1­2   года   отстают   от паспортного   возраста.   Их   заболеваемость   в   2   раза   меньше,   чем   у   детей, воспитывающихся в семье. Общая заболеваемость детей до 14 лет за последние 5 лет возросла почти на 10%. Отмечена   тенденция   к   росту   числа   заболеваний   нервной   системы   и органов чувств у детей. Ведущее место в структуре заболеваемости занимают болезни органов дыхания (53,3%), нервной системы  и органов чувств (10,8%), инфекционные и паразитарные болезни (8,2%), травмы и отравления (6,2%), болезни кожи и подкожной клетчатки (5,0%). При проведении медицинских осмотров  детей всех возрастов отмечается увеличение диспансерного контингента детского населения. Здоровье   школьников   находится   в   прямой   зависимости   от   условий обучения,   питания,   двигательной     активности,   правильного   чередования нагрузки   и   отдыха,   условий   семейного   воспитания.   При   этом   огромное значение   имеет   учет   поло­личностных   особенностей   обучающихся   и воспитанников. За   период   обучения   в   школе   продолжает   увеличиваться   патология зрения. В 2016 году зарегистрирован 21721 ребенок – инвалид до 15 лет (20307 – в 2013 году). В настоящее время  в области насчитывается 13890 детей, относящихся к категории   лиц   с   проблемами   в   развитии   и   нуждающихся   в   специальном (коррекционном)   образовании,   отвечающем   их   особым   образовательным потребностям. Происходящие   в   обществе   негативные   социально­экономические процессы   особенно   болезненно   сказываются   на   детях.   Постоянно увеличивается число детей, лишенных родительского попечения. Состояние здоровья детского населения края вызывает очень серьезное опасение специалистов. По статистическим данным, лишь 20% детей здоровы. 80% – имеют функциональные нарушения и отклонения в состоянии здоровья, высок процент хронической патологии. Большинство детей 6­7 лет не готовы к обучению в школе. Высок процент юношей призывного возраста, которые по медицинским критериям не готовы к военной службе. 2.   Здоровье   каждого   человека   определяется   отношением   внешних   и внутренних воздействий на его организм, с одной стороны, и возможностями самого организма противостоять нежелательным  воздействиям, защищаться от   них,   по   возможности   усиливая   воздействия   полезных   для   здоровья факторов,   с   другой   стороны.   Степень   успешности   этой   деятельности   – устранение   вредных   воздействий   (корректировка   окружающей   среды)   и повышение   устойчивости   к   ним   (тренировка,   повышение   адаптационных способностей организма) – определяет направления усилий по сохранению и укреплению здоровья.  Рассматривая   факторы,   оказывающие   неблагоприятное   воздействие   на здоровье   (патогенные   факторы),   в   аспекте   охраны   здоровья   учащихся, необходимо разделить их на 2 большие группы: факторы, непосредственно связанные   с   образовательным   процессом,   образовательными   учреждениями (их   часто   называют   «внутришкольными»),   и   все   остальные   факторы, потенциально оказывающие воздействие на здоровье школьников. Приведем   перечень   нескольких   общепатогенных   факторов,   наносящих вред здоровью всех граждан, в том числе и здоровью школьников, на которые указывают многие исследователи и практики. 1.   Низкий   уровень   мотивации   на   сохранение   и   укрепление индивидуального здоровья.  Сейчас все чаще можно слышать об отсутствии культуры   здоровья   в   России.   Человек   не   стремится   взять   на   себя ответственность за здоровье. Рождаясь здоровым, самого здоровья человек не ощущает до тех пор, пока не возникнут серьезные признаки его нарушения. Теперь, почувствовав болезнь и получив облегчение от врача, он все больше склоняется к убеждению о зависимости своего здоровья именно от медицины. Тем более, что такой подход освобождает самого человека от необходимости «работать над собой», жить в постоянном режиме ограничений и нагрузок. Культурный  же  человек, как   отмечал И.И.Брехман, «не   должен  допускать болезни, особенно хронические, так как в подавляющем числе случаев они являются следствием образа жизни». Действительно, исторически медицина сложилась   как   наука,   которая   в   качестве   главной   цели   декларировала сохранение и укрепление здоровья, продление жизни людей, тогда как лечение болезней   составляло   ее   вторую   часть.   По   преданию,   владыки   Древнего Востока платили своим врачам только за те дни, когда они, владыки, были здоровы.   Отношение   к   здоровью   принципиально   изменилось   уже   в рабовладельческих   сообществах   по   мере   имущественного   и   социального расслоения   людей.   При   этом   рабовладельцы,   предаваясь   излишествам   и комфорту, все в меньшей степени уделяли внимание своему здоровью и все больше   уповали   на   лечение   возникших   его   нарушений,   на   врача.   Видимо, следует считать, что именно это обстоятельство способствовало тому, что медицина   потеряла   свое   профилактическое   значение   и   стала   обращать основное внимание  на лечение  болезней. В СССР провозглашался  принцип социально­профилактической   направленности   медицины,   ее   бесплатности, доступности,   и   можно   было   ожидать,   что   заболеваемость   существенно снизится,   а   число   здоровых   людей   значительно   увеличился.   Однако статистика   говорит   о   другом.  Очевидно,   что   в   рамках   старого   подхода   к целям и задачам медицины решить проблемы коренного перелома в уровне здоровья невозможно. Необходимо   определить   новую   стратегию   сохранения   здоровья, основанную на социальной ценности здоровья личности и идеи ответственного отношения каждого человека за свое здоровье перед обществом и общества перед человеком. Поскольку здоровье человека, по данным ВОЗ, на 70­80% определяется   его   собственным   отношением   или   возможностью   влияния   на факторы,   имеющие   к   здоровью   отношение,   исполнительный   комитет   ВОЗ отметил (что «осознанная ответственность общества и, прежде всего, каждого человека за сохранение и поддержание на надлежащем уровне собственного здоровья…–   ключевой   фактор,   без   которого   усилия   служб   национального здравоохранения   по   достижению   здоровья   для   всех   будут   оставаться недостаточно эффективными». 2.  «Забалтывание»   проблемы   здоровья.  Существует   такой психологический феномен: обсуждая какую­либо проблему, рассматривая ее со всех сторон, человек снимает часть внутреннего напряжения, возникшего в связи с этой проблемой. В результате боль, озабоченность становится меньше. Реальная деятельность в направлении решения возникшей сложной проблемы подменяется рассуждениями на эту тему. Но ситуация не разрешается, т.к. только   размышлениями   и   рассуждениями   проблему   не   решить.   Возникает недоумение: как же так, столько времени и сил потрачено на проблему, а «воз и ныне там», может, эта проблема неразрешима? Организуя деятельность по сохранению   и   укреплению   здоровья   субъектов   образовательного   процесса, формированию у них культуры здоровья, следует помнить о существовании данного феномена, не подменять деятельность рассуждением о ней. Дорогу осилит идущий!  3.  Сужение   понятия   здоровья.  Существует   более   300   определений здоровья.   Мы   предпочитаем   придерживаться   определения,   приведенного   в Уставе Всемирной организации здравоохранения: здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие   болезней  и  физических  дефектов.  Это  определение   является одним из самых популярных, в ней здоровье понимается наиболее обще, емко, виден некий идеал. Мы   живем   в   непростом   мире,   и   на   нас   и   наше   состояние   оказывает влияние   множество   факторов.   По   данным   известного   ученого,   академика РАМН   Ю.П.Лисицына,   являющегося   признанным   авторитетом   в   области профилактической   медицины   и   санологии,   основным   фактором, обуславливающим   здоровье   человека,   является   образ   жизни   (50­55%). Влияние экологических факторов на здоровье оценивается примерно в 20­ 25%   всех   воздействий,   20%   составляют   биологические   (наследственные) факторы   и   10%   приходится   на   долю   недостатков   и   дефектов здравоохранения.   Эти   данные,   как   модель   обусловленности   состояния здоровья,   отражают   результаты   исследований   по   влиянию   тех   или   иных факторов  на здоровье,  заболеваемость  или  болезненность  отдельных  групп населения,   регионов,   конкретных   людей,   занятых   в   различных   сферах трудовой   деятельности,   и   до   сих   пор   подтверждаются   отечественными   и зарубежными специалистами. Несмотря   на   то,   что   большинство   специалистов   придерживаются определения здоровья, данного ВОЗ, говоря о здоровье, часто имеют в виду его   физическую   составляющую,  забывая   о   социально   –  психологической   и духовно   –   нравственной   составляющей   понятия.   Действительно,   для характеристики состояния населения, как правило, используетсяклассическая триада:   смертность   в   различных   возрастах   группах,   уровень   и   структура общей заболеваемости, а также достигнутый уровень физического развития. Статистические данные мы можем найти только в рамках этих критериев. Психологическую составляющую здоровья мы имеем возможность оценить, но разрозненно, не целостно (уровень интеллекта отдельно, уровень тревожности отдельно – а где же целостная картина?). Об оценке духовно­нравственной составляющей   здоровья   говорить   вообще   не   принято.   К   сожалению,   в настоящее   время   еще   не   разработана   комплексная   система   оценки   уровня здоровья человека, охватывающая все его составляющие. Повсеместно можно заметить явное сужение понятия здоровья до физического состояния. Важно переломить эту тенденцию и руководствоваться определением здоровья как многогранного   понятия,   социально   – психологический и духовно – нравственный аспект.   включающего   физический, 4.  Воздействие   неблагоприятных   для   здоровья   экологических факторов. По данным экологов и медиков, большая часть территории нашей страны –  зоны экологического неблагополучия.  А это определяет вред для здоровья людей и питьевой воды, и выращиваемых на этих землях овощей, фруктов,   ягод,   и   патогенность   воздушной   среды.   Мясо,   молоко,   яйца   от животных   и   птиц,   живущих   на   этих   территориях,   также   будет   оказывать неблагоприятное   воздействие   на   здоровье   при   употреблении   их   в   пищу. Конечно,   используя   очистные   фильтры,   вымачивая   овощи   в   воде,   строго отбирая   молоко   и   мясо,   можно   несколько   снизить   вред   для   здоровья.  Но ходить   в   противогазе,   защититься   от   радиации,   совсем   отказаться   от большинства   продуктов   питания   и   т.п.   –   невозможно.   И   чем   слабее, незащищеннее   организм   человека,   а   именно   таков   организм   ребенка,   тем тяжелее   последствия   для   его   здоровья   от   воздействия   вредных   факторов окружающей среды. 5.  Воздействие   неблагоприятных   для   здоровья   антропогенных   и техногенных факторов.  К   ним   относится   описанный   в   специальной   и   популярной   литературе широкий спектр патогенных воздействий – от воздействия электромагнитных полей, в «паутине», которой мы проводим большую часть жизни, и частых поездок   на   транспорте   («транспортное   утомление»)   до   социально   – психологических   стрессов,   неизбежных   при   интенсивных   межличностных взаимодействиях, и травмирующего психику воздействия средств массовой информации, заполонившей эфир рекламой, тенденциозными политическими передачами, сценами насилия и убийств. Именно эти  атрибуты городской жизни  определяют   происхождение   значительной   части   неврозов, депрессивных   состояний,   психосоматических   заболеваний,   проявлений агрессии, роста потребления алкоголя и наркотиков. 6.  Отсутствие   целостной   и   целенаправленной   системы формирования культуры здоровья населения. Сюда можно отнести: 6.1.   Отсутствие   последовательной   и   непрерывной   системы   обучения здоровью.   На   различных   этапах   возрастного   развития   человек   получает информацию   о   здоровье   в   семье,   школе,   больнице,   из   средств массовойинформации и т.д. Однако информация эта отрывочна, случайна, не носит системного характера, зачастую противоречива и нередко исходит от некомпетентных людей. 6.2.   Отсутствие   интегративности,   межведомственного   подхода   к решению   проблем,   связанных   со   здоровьем.   В   существующих   программах, направленных   на   повышение   уровня   здоровья   населения,   в   частности, субъектов   образовательного   процесса,   прописано межведомственное   взаимодействие,   но   на   практике   это   осуществляется недостаточно.   как   правило, 6.3.   Низкий   уровень   санитарно   –   гигиенической,   просветительской работы.   Существующая   просветительская   работа   по   вопросам   здоровья, проводимая через средства массовой информации, популярными лекциями, изданием научно­популярной литературы, чаще всего ориентирует население преимущественно на лечение, а не на предупреждение заболеваний. При этом не   раскрываются   факторы   риска   и   главное   –   пути   их   преодоления,   не показываются   функциональные   возможности   организма   в   противодействии неблагоприятным влияниям, в устранении начальных признаков заболевания. Вместо   этого   упор   делается   на   лекарственные   и   технические   средства лечения и восстановления здоровья, настойчиво рекламируется деятельность медицинских   центров,   что   не   удивительно,   так   как   осуществляют   эту деятельность обычно медики, более компетентные в вопросах диагностики и лечения   заболеваний,   а   не   их   профилактики   с   использованием   социально­ психологических технологий. 6.4. Отсутствует мода на здоровье. Средства массовой информации мало внимания   уделяют   формированию   гармонично   развитого   –   физически   и духовно   –   человека.   Например,   физический   имидж   человека   (хорошее физическое развитие, стройность и т.п.) среди других важнейших показателей назвали 85% респондентов в США и лишь 25% мужчин и менее 40% женщин в России. У американских старшеклассников при ранжировании 17 жизненных ценностей здоровье заняло первое место, а российских – десятое. 6.5.   Мало   внимания   уделяется   вопросам   формирования   культуры отдыха.   Отсутствие   такой   культуры   делает   человека   заложником непродуманного,   не   планируемого   времяпрепровождения,   толкает   к стремлению «убить» время у телевизора, алкоголизации и пр. В результате имеющееся   свободное   время   не   компенсирует   последствий   накопившегося профессионального   утомления   и   не   обеспечивает   подготовку   человека   к следующему трудовому дню. 7.  Несовершенство  законодательной,   нормативно   –   правовой   базы, регламентирующей   деятельность   по   охране   здоровья   населения,   в частности,   детей   и   подростков   школьного   возраста.  Законодательная   и нормативная   база,   регламентирующая   деятельность   по   охране   здоровья школьников, достаточно разнообразна. В то же время она не обеспечивает в должной   степени   координацию   действий   федеральных   и   местных   органов власти,   профилактических, образовательныхучреждений   и   учреждений   Госсанэпиднадзора.   Известная декларативность законов не позволяет также создавать точных подзаконных актов. Размытым остается и категория ответственности должностных лиц за здоровье учащихся.   правоохранительных, лечебно     – 8.  Несформированность   культуры   здоровья   у   учителей, неблагополучие их состояния здоровья.  Тот факт, что значительная часть учителей слабо подготовлена по вопросам возрастных особенностей ребенка, психологии   и   физиологии   детского   и   подросткового   организма, закономерностям   развития   ребенка   и   т.п.,   общеизвестен.   Реже   объектом внимания   и   критики   становится   недостаточная   грамотность   учителей   в вопросах здоровья и здорового образа жизни. Регулярно проводимые нами исследования (опрос, анкетирование, тестирование) свидетельствуют, что по компетентности   в   этих   вопросах   учителя   находятся   на   уровне   других специалистов  с  высшим  образованием –  инженеров,  экономистов   и др.  Но даже   при   наличии   знаний   в   этой   области,   учитель   не   всегда   является носителем   культуры   здоровья.   В   этом   одна   из   причин   неблагополучия состояния   здоровья   учительства   как   профессиональной   группы,   которая представляет   одну   из   наиболее   выраженных   групп   риска.  Учителя   сами нездоровы и невольно подают дурной пример своим воспитанникам. Ведь «у нездорового учителя не может быть здоровых воспитанников!» Для   реализации   применения   здоровьесберегающихтехноогий   необходимо уточнить, что входит в само понятие "здоровье". Согласно уставу Всемирной организации   здравоохранения   (ВОЗ)   это   не   только   отсутствие   болезни   и повреждений,   но   и   полное   физическое   и   социальное   благополучие.   Такое определение   имеет   явные   преимущества   перед   бытующим   мнением,   что здоровье ­ это отсутствие болезни. Вместе с тем определение здоровья ВОЗ недостаточно   для   характеристики   растущего   организма,   так   как   оно направленно на оценку статической сиюминутной ситуации и не учитывает динамики   развития.   Кроме   того,   данное   определение   не   описывает конкретных   признаков   здоровья,   не   позволяетправильно   вычленить отклонения   в   его   состоянии,   выработать   тактику   последующих   действий, направленных на их преодоление. В   современном   научном   понимании   здоровье   школьников включает комплекс признаков: 1)   Соответствующий   возрасту   уровень   жизнеобеспечивающих   систем (нервной, сердечно­сосудистой, дыхательной, костно­мышечной); 2)   Гармоничное   физическое   развитие   (рост,   масса   тела,   окружность груди, жизненная емкость легких, сила кисти) среднего или выше среднего уровня; 3) Быстрое приспособление организма (адаптация) к новым условиям (занятия в школе, отдых в туристическом походе и т.д.); 4)   Высокая   умственная   и   физическая   работоспособность   (без напряжения заниматься в школе); 5) Отсутствие болезней в течение года либо кратковременная болезнь (не более 5­7 дней) с полным выздоровлением.  Таков современный эталон здоровья школьника. При работе с детьми педагогу необходимо осуществлять следующее:  Соблюдение норм СанПиН при проведении урочных и внеурочных  мероприятий;   Индивидуальность домашнего задания;   Проведение перед первым уроком зарядки;   Проведение на уроке в момент утомления физкультминутки;   Проведение гимнастики для глаз.   Организация достаточной не травмоопасной двигательной активности;   Частая смена видов деятельности на уроке.   Развитие мелкой моторики руки;   Построение учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей  здоровья ребенка. Прогулка на свежем воздухе с включением  подвижных игр. Целью данной  работы  является  улучшение   состояния  здоровья  и  качества жизни детей и подростков. Задача данного исследования:   Разработка мероприятий, которые уменьшают риск возникновения  заболеваний и повреждений, связанных с социальными аспектами жизни  учащихся школы.   Пропаганда здорового образа жизни.  Предметом   исследования   является   формы   и   методы   внедрения здоровьесберегающих   технологий   на   уроках   и   во   внеурочное   время, формирование ответственного отношения учащегося к своему здоровью.  Разработка   проблемы   формирования   положительного   отношения   к здоровью   осуществлялось   и   осуществляется   под   руководством   таких педагогов   и   ученых   как   Н.Б.Коростелев,   А.Г.Хрипкова,   М.В.Атропова, Р.Г.Сапожников, С.Е.Далецкий и многими другими. Тема   моего   опыта  «Применение   здоровьесберегающих   технологий   в начальной школе». Выбор темы был для меня закономерен, поскольку в наше время возросло  внимание к здоровью школьников. О неблагополучии в этой сфере знали и  говорили давно, но сегодня эта проблема стоит особенно остро.  В последнее время возросло число факторов, которые раньше не составляли  проблем для школьных врачей, педагогов и родителей. Год от года вырастает  учебная нагрузка, досуг все чаще отдается просмотру фильмов и  компьютерным играм, что приводит к гиподинамии, нарушениям осанки и  зрения. Растет число юных курильщиков, массовое потребление пива  подростками.  На выходе из школы лишь 10% выпускников можно назвать здоровыми. Все  чаще педагоги осознают, что именно учитель может сделать для здоровья  школьника гораздо больше чем врач.  Моя задача не выполнять часть обязанностей врача или медсестры в качестве  подтверждения его заботы о здоровье школьников, а применять технологии, позволяющие построить работу на уроке так, чтобы не наносить ущерба  здоровью учеников, а, напротив, укрепить и сохранить его.   в   образовательном   пространстве, В процессе разработки был обозначен круг партнеров, вовлеченных в организацию   нового   образовательного   пространства.   Ими   стали   педагоги начальных   классов,  которые   являются   непосредственными   координаторами всех   направлений     учреждения дополнительного образования ( ДЮСШ, Дом детского творчества,   станция юных   натуралистов,   ИПМК,   городская   библиотека),   социально   – психологическая   служба,   представители   от   детских   организаций, родительская общественность, Члены Управляющего совета. Здоровьесберегающая   технология   В.Ф.Базарного   позволяет   реорганизовать технологии учебного процесса на базе разработанной концепции сенсорной свободы   и   психомоторного   раскрепощения.   Перевод   детей   на   режим моторной свободы качественно улучшил не только функциональную ситуацию организма, но и высшие «духовно­строительные отражательные способности» (чувство   времени   и   локализации   в   пространстве).   Эмоционально­ мотивационные факторы (например, яркие образно­сюжетные изображения на потолке)   повышают   не   только   физическую,   но   и   психическую   активность детей   на   уроках;   вносят   сенсорное   разнообразие   в   традиционную   учебно­ познавательную среду. Для более успешной работы стараюсь создавать в классе благоприятный для взаимного   сотрудничества   микроклимат,   установить   атмосферу   взаимного доверия, уважения, открытости. Строю свои уроки таким образом, чтобы в них присутствовал не только познавательный элемент, но и воспитывающий. На   мой   взгляд,   обучение   и   воспитание   должны   быть   взаимосвязаны   и неотделимы друг от друга на каждом уроке. Стремлюсь проводить как можно больше   уроков   с   использованием   мультимедийных   презентаций, подготовленных   конкретно   к   теме   урока.   Применяя   в   своей   работе здоровьесберегающие   технологии   профессора   В.Ф.   Базарного,     пришла   к выводу,   что   мероприятий   по   сохранению   здоровья   в   урочное   время недостаточно. Поэтому   разработала систему внеклассных мероприятий по курсу валеологии, используя научную литературу, передовой опыт учителей физической культуры и руководителей спортивных секций.  В первом классе   всегда провожу мониторинг здоровья учащихся при помощи анкетирования родителей и ознакомления с медицинскими картами детей. Выясняю имеющиеся отклонения В   результате   проведения   целенаправленных   здоровьесберегающих мероприятий к концу третьего класса были получены следующие показатели: несовпадение метрического и биологического возраста – 12 %; незрелые и условно зрелые дети – 4 %; задержка моторного развития – 8 %; посещают спортивные секции – 80 %  детей (из них: 20 % ­  лыжная секция; 24 % ­ баскетбольная, 12 % ­ футбольная, 24 % ­ танцевальный кружок). Содержательная сторона работы представлена несколькими  направлениями:применение здоровьесберегающих технологий на уроках,  применение здоровьесберегающих технологий во внеурочное время.при  построении своих уроков учитываю такие требования: 1. Обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствовать  норме (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса  идоски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых  раздражителей). 2. Норма видов учебной деятельности на уровне – 4­7 (опрос учащихся,  письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий,  ответы на вопросы, решение примеров и задач). Однообразность урока  способствует утомлению школьников. Частая же смена одной деятельности  другой потребует у учащихся дополнительных адаптационных условий. 3. Средняя положительность и частота чередования различных видов учебной  деятельности – 7­10 минут. 4. Количество видов преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная  работа) должно быть не менее трех. Чередование видов преподавания не  позже чем через 10­15 минут. 5. На урок следует выбирать такие методы, которые бы способствовали  активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. 6. На уроке должна присутствовать смена поз учащихся, которые  соответствовали бы видам работы. 7. Должны присутствовать оздоровительные моменты: физкультминутки,  минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Норма: на 15­20 минут урока по одной минуте из 3­х легких упражнений с 3­4  повторениями каждого. 8. В урок следует включать вопросы, связанные со здоровьем и здоровым  образом жизни. 9. Наличие мотивации учебной деятельности. Внешняя мотивация: оценка,  похвала, поддержка, соревновательный метод. Стимуляция внутренней  мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к  изучаемому материалу. 10. Следует помнить, что на состояние здоровья оказывают большое влияние  эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная минутка, небольшое  стихотворение. Учитель многое может, и, если все, что он может сделать для укрепления  здоровья школьников, он осуществляет, дети вырастут такими, какими мы все хотим их видеть – хорошими, умными и здоровыми”. Так высоко оценивает  роль учителя известный советский гигиенист профессор С.М.Громбах. Здоровье – важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, а особенно детского организма. Понятие здоровья в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания, болезненного  состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психического благополучия. В “Основных направлениях  реформы общеобразовательной и профессиональной школы” указано, что  российское общество заинтересовано в том, чтобы молодое поколение росло  физически развитым, здоровым, жизнерадостным, готовым к труду и защите  Родины. В реформе также нашли отражение итоги научных исследований в  области гигиены детей и подростков. Так, увеличение продолжительности  учебы в начальной школе на один год – важная мера попредупреждению  перегрузки учащихся и улучшению адаптации к школьной жизни. Уменьшение наполняемости классов поможет учителю более внимательно, индивидуально  подходить к каждому ученику, создавать благоприятный психологический  климат в классе, раньше обращать внимание на заболевания или отклонения в  состоянии здоровья детей. Забота о здоровье подрастающего поколения  всегда была одной из важнейших задач всего народа.           Состояние  здоровья учащихся младших классов во многом зависит от них самих, а  следовательно от учителя и родителей. Педагог, а также родители должны  внушать детям не только, что это нужно, надо заниматься своим здоровьем, но и раскрывать цель, называть причину “зачем это нужно делать?”, “для чего?”  В “Основных направлениях реформы общеобразовательной и  профессиональной школы” сказано: “Необходимо, чтобы каждый школьник  овладел минимумом знаний в области гигиены и медицины, смолоду знал свой организм и умел поддерживать его в порядке”. Только тогда ребенок будет  ответственно подходить к своему здоровью. Огромное значение имеет оздоровительная работа, целенаправленное  физическое воспитание (вовлечение всех детей в лыжные прогулки, занятия  бегом, туристические походы, обучение плаванию), закаливание,  рациональное общественное питание школьников. Ныне действующая программа «Здоровье» дает благоприятные возможности  для внедрения в практику всей системы валеологического обучения и  воспитания учащихся начальных классов. Русский язык. На уроках предусматривается знакомство с правилами гигиены чтения и письма, формирование и закрепление гигиенических навыков чтения  и письма: правильной посадки, положения книги, тетради и т.д. В программе  говорится: “Нормализации нагрузки, предупреждению утомляемости  способствует включение в урок разнообразных видов деятельности детей  (слушание учителя, беседа, наблюдение за языковым материалом, работа с  учебником, тетрадью, доской, игры и др.), рациональное чередование устных и письменных упражнений, своевременное проведение физкультминуток”. В программе имеется ряд положений, имеющих значение для воспитания  внимательного, доброжелательного отношения к товарищам, одноклассникам, развития речевой этики, культуры общения. Все это важно для создания  благоприятного психологического климата в классе. Математика. В программе даются важные валеологические рекомендации:  “Учителя не должны допускать перегрузки учащихся учебным материалом,  как на уроках, так и в домашних заданиях. Следует на каждом уроке  заботиться о рациональной смене видов деятельности детей, проводить 1­2  физкультминутки, способствующие разрядке и снимающие утомление детей.  Особое значение в этом отношении имеет по­разному организуемая игровая  деятельность детей на уроках математики, в особенности в 1­2 классах…” Природоведение дает наиболее систематизированные валеологические знания  для привития некоторых навыков личной и общественной гигиены.Уже в  первом классе в теме “Наш дом” дается значительный материал по  валеологии: распорядок дня, режим питания, проветривание помещения,  умение правильно мыть руки, правильно пользоваться носовым платком,  правильно сидеть во время занятия и др. В теме “Наш город” – вопросы  предупреждения несчастных случаев на улице. Во втором классе в теме “Наш  дом” разбираются отдельные режимные моменты: труд, отдых, сон;  продолжается проработка материала по предупреждению уличного  (дорожного) травматизма. Программа указывает, что учащиеся должны к  концу второго класса “уметь выполнять правила личной гигиены (правильно  чистить зубы, мыть руки, овощи, фрукты); правильно сидеть при письме и  чтение; знать и выполнять свой режим дня, режим питания; правила и  значения проветривания помещений, значение сменной обуви; должны знать и  выполнять правила поведения на улице. В третьем классе валеологические  знания и навыки даются применительно к разным сезонам. Особенно важно  предупреждение простудных заболеваний весной и осенью. К концу третьего  класса учащиеся должны уметь измерять температуру воздуха с помощью  термометра (важное умение для контроля за температурой воздуха в  помещении, на улице, для выбора одежды по погоде); правильно строить  режим дня, выполнять необходимые правила личной гигиены; беречься от  простудных заболеваний, закаляться. В четвертом классе преподавание гигиенических правил проходит уже на  более высокой ступени – на базе элементарных анатомо­физиологических  сведений. Тема “Организм человека и охрана его здоровья” помогает  учащимся представить организм как единое целое, и это обстоятельство  позволяет глубже и осознаннее усваивать вопросы личной и общественной  гигиены, которым и должно быть уделено основное внимание. Трудовое обучение. Все разделы этого предмета начинаются с изучения  правил безопасности труда и личной гигиены. Отметим, что в первом классе  из 66 часов, отведенных на трудовое обучение, 6 часов выделено на изучение  правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах. Физическая культура. Во всех классах начальной школы учащиеся получают  сведения об оздоровительном значении тех или иных элементов физического  воспитания, отдельных комплексов (утренняя гимнастика, уроки физической  культуры, спортивный час, плавание и т. д.). Здесь же дается материал по Собранные в программе  личной гигиене, закаливанию, режиму дня, а в четвертом классе учащиеся  получают понятия о двигательном режиме. воедино, вопросы по охране здоровья и гигиене представляют собой стройную систему валеологического обучения и воспитания учащихся начальной  школы. Задача учителя состоит в том, чтобы всю эту систему знаний, умений,  навыков дать детям и только тогда можно ожидать значительного  оздоровительного эффекта. От учителя в значительной степени зависит, какая осанка будет у ребенка. На  уроках физической культуры в 1­2 классах в доступной форме нужно  рассказать о том, какое значение для здоровья и хорошей работоспособности  имеет правильная осанка.  В мотивации необходимости самоконтроля засвоей  осанкой нужно использовать разные приемы: эстетические – на стройного,  прямо держащегося человека приятно смотреть, это красиво; стремление  преодолеть собственные физические недостатки – очень высокий человек, ели держится прямо, со стороны выглядит гораздо приятнее, чем ссутулившийся,  согнувшийся; человек маленького роста, ели он держится прямо, ­ выглядит  выше. Медицинские – при прямой осанке лучше работают все органы, весь  организм человека. Выбора профессии, достижения жизненной цели –  неправильная осанка затрудняет выбор профессии актрисы, офицера, мешает  достижениям в некоторых видах спорта. Все эти мотивы легко  воспринимаемы в начальной школе. Ребенок должен иметь ясное  представление о том, что такое правильная осанка и как ее воспитать. Для  самоконтроля можно рекомендовать учащимся наблюдать за своей осанкой в  зеркало. Особое внимание следует обратить на детей, пропускающих занятия из­за  простуды, часто приходящих в школу с кашлем, насморком. Посоветовать  родителям показать их ребенка врачу для принятия мер по оздоровлению.  Практика показывает, что закаленными могут стать все школьники. И тогда  резко сократятся пропуски занятий, повысится успеваемость. Закаливание  имеет не только оздоровительное, но и большое воспитательное значение.  Ребенку нужно прилагать регулярно определенные усилия, пока  закаливающие процедуры не станут обычными, ребенок видит конкретные  результаты: раньше вода 30 градусов казалась прохладной, а теперь 19  градусов – теплой. Дети очень любят сами наблюдать за показаниями водного  термометра. Достижение результата (закаленности) может служить стимулом  в стремлении к другим конкретным результатам: в учебе, внеклассных  занятиях и т.д. У ребенка формируется чувство уверенности в своих силах. В  3 классе на уроке природоведения вполне уместно и полезно обсудить с  детьми, как они практически закаливают свой организм и что им это дает. В  убеждении детей проводить целенаправленное закаливание могут помочь  интересные примеры из жизни выдающихся людей. Рекомендуется проводить с учащимися целенаправленную воспитательную  работу по охране зрения. Во 2­3 классах хорошо провести краткую беседу с учащимися на тему “Как надо заботиться о сохранении хорошего зрения”  примерно такого содержания: При помощи глаз мы узнаем о цвете, форме, размерах предмета. Глаза  помогают нам познавать окружающий нас мир, учиться выполнять различную  работу. Человеку с плохим зрением труднее стать летчиком, моряком,  достичь успехов в спорте, на сцене. Зрение нужно беречь. Зрение портиться во время работы при плохом освещении, при малом  расстоянии до книги (тетради), чтении лежа, длительном просмотре  телевизионных передач, при работе с компьютером. Для того чтобы сберечь зрение, нужно заниматься при достаточном  освещении, свет должен падать слева, должны соблюдаться: необходимое  расстояние от глаз до книги и правильная посадка во время занятий,  выполняться простейшая гимнастика для глаз. Дети показывают приемы самоконтроля за обратиться к врачу. Все назначения врача должны точно выполняться, чтобы зрение не ухудшалось. Ни в коем  случае нельзя смеяться над людьми, которые носят очки. Говоря об уходе за  глазами, учитель отмечает, что при утреннем умывании следует промывать и  глаза, нельзя тереть и трогать глаза руками. При изучении вопроса “Гигиена  органов чувств” полезно еще раз проверить все упомянутые выше умения  детей по гигиене зрения. посадкой, гимнастику и отдых для глаз. Ели ученик заметил, что у него  ухудшается зрение, нужно сказать об этом родителям, учителю, Что же конкретно может сделать учитель начальных классов для воспитания  здорового школьника? Во­первых, гигиенически правильно организовать сам  педагогический процесс: это своевременная смена статического напряжения  при письме и чтении – физкультпауза, активный отдых на переменах, отдых  для глаз, смена различных видов учебной деятельности школьников, ее  активизация, умелое использование наглядных средств обучения с учетом  требований гигиены – все это способствует положительным эмоциям  учащихся. Положительные эмоции облегчают усвоение материала, что в свою  очередь уменьшает утомление, стимулирует высшую нервную деятельность  ребенка, улучшает психологический климат в классе, предупреждает  невротические реакции детей, особенно первоклассников в период их  адаптации к школьной жизни. Меры эти непосредственно связаны с  педагогическим мастерством учителя. Учитель, опираясь на свои знания в области психологии, медицины, гигиены,  осуществляет индивидуальный подход к обучению и воспитанию детей,  бережно относится к ранимой психики ребенка. Зная психологические  особенности детей, условия их быта, владея педагогическим мастерством и  имея необходимые валеологические знания, учитель может и должен быть  основным “воспитателем здоровья” ребенка. Во­вторых, учитель принимает посильное участие в обеспечении  отвечающегося гигиеническим требованиям естественного и искусственного освещения, температурного режима в классе и других факторов внешней  среды. В­третьих, зная индивидуальные особенности детей, постоянно общаясь с  ними, учитель может своевременно обнаружить начальные признаки  заболевания (вялость или повышенную возбудимость, изменение цвета лица,  частый кашель, ухудшение слуха или зрения и т.п.) и информировать об этом  медицинского работника, что содействует раннему или более успешному  лечению ребенка. В­четвертых, учитель оказывает неоценимую помощь медицинским  работникам в проведении медицинских осмотров, профилактических  мероприятий (прививок, например), в контроле за лечением детей,  страдающих хроническими заболеваниями и др.    При внеклассных формах работы  учитель, воспитатель осуществляют преемственность между учебным и воспитательнымпроцессом и тем самым учат детей беречь свое здоровье. В их обязанности входит: 1)   Составление,   оформление,   разъяснение   правил   для   дежурного   по классу,  столовой,  мастерской,  спортивному   залу,  школе,  отряду,  лагерю  и т.д., а также контроль за их выполнением; 2) Подготовка и проведение экскурсий, туристических походов, отдыха на природе; 3) Организация деятельности отдыха в группах продленного дня; 4)   Обучение   гигиеническим   правилам   в   лагерях   труда   и   отдыха, школах­интернатах и контроль за их выполнением; 5)   Организация   работы   учащихся   по   благоустройству   школьных помещений, на пришкольном участке, в подшефных учреждениях, колхозах и совхозах и контроль за их выполнением; 6) Подготовка и проведение праздников здоровья. Чтобы   правильно   организовать   труд   школьников,   особенно   старших классов,   учителю   целесообразно   руководствоваться   основами законодательства   по   охране   труда   подростков,   учитывать   медицинские противопоказания к различным видам работ подростков, консультироваться у «подростковых» врачей в поликлиниках, врачей отделений гигиены детей и подростков территориальных центров гигиены и эпидемиологии. Показателями рациональной организации учебного процесса являются: объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий; нагрузка   от   дополнительных   занятий   в   школе   –   факультативов, индивидуальных   занятий,   занятий   по   выбору   и   т.п.   (их   частота, продолжительность, виды и формы работы); занятие активно­двигательного характера – динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные занятия и т.п. (их частота, продолжительность, виды и формы занятий).Туристические походы  и экскурсии.Особую заботу учителей, медицинских работников школы составляют организация, подготовка и проведение экскурсий, туристических походов и путешествий. Эти формы внеклассной работы требуют усилий в различных направлениях. Учащихся необходимо определенным способом подготовить, т.е. они должны быть: а) закалены, ибо точно предсказать погодные условия (температуру,  влажность, скорость движения ветра, осадки) невозможно; б) физически подготовлены, так как в походе требуется выносливость,  умение с наименьшим напряжением выдержать непривычную обстановку; в) информированы о том, как поддерживать здоровье в новых условиях.. К любому туристическому походу, даже к однодневной экскурсии, нужна  существенная и длительная подготовка. Важно учесть сложность похода и  его длительность. Подготовка к туристическому походу включает три этапа. Первый этап – занятия с участниками по специальному тематическому  плану. В Зависимости от категории сложности похода в программу входит  разный объем подготовительных работ, но в любом случае должны иметь  место общие медицинские аспекты (правила личной гигиены, закаливание,  самоконтроль, самообслуживание, умение оказывать доврачебную  медицинскую помощь, пользоваться аптечкой, питьевой режим, питание,  правила приготовления пищи и т.д.) Второй этап – определение степени закаленности, физической  подготовленности участников. Целесообразно осуществить проверку в виде различных (с учетом возраста) форм соревнований: например, кто лучше  уложит рюкзак, точнее перечислит обязанности дежурного по  приготовлению туристического обеда и т.д. Перечень вопросов,  подлежащих изучению участниками похода, сообщается заранее,  рекомендуется литература, ведутся предварительные беседы,  консультации. Третий этап – повторное медицинское освидетельствование накануне  похода. Первичное медицинское освидетельствование выполняется при  комплектовании группы. На каждого участника турпохода оформляется  справка о состоянии здоровья (она может быть общей на всю группу).  Справка должна быть заверена медицинским учреждением. В период подготовки к предстоящему походу целесообразно провести  родительские собрания, привлечь родителей к его организации. Врач может  воспользоваться случаем, чтобы дать советы по вопросам закаливания,  режиму дня и не только в период похода, но и на каждый день. Заботой врача и руководителя туристического похода является гигиеническая  характеристика маршрута. Для этого необходимо связаться с центрами  гигиены и эпидемиологии (бывшие санитарно­эпидемиологические станции, на территории которых проложен маршрут), согласовать с ними состояние  источников питьевой води, места привалов, обсудить вопросы охраны  природы. Руководитель группы отвечает за жизнь и здоровье детей – участников  похода. По окончании похода он подводит итоги, оценивает  оздоровительное воздействие многодневного похода. Формирование здоровых привычек  средствами художественной литературы. Формирование здоровых привычек – сложнейшая педагогическая проблема. Санитарное просвещение в форме санитарной медицинской информации о  вреде курения и алкоголя, их последствиях и т.д. выявило свою полную  несостоятельность, неэффективность. Без активного участия школы в  воспитании учащихся санитарное просвещение дает обратный результат. Что должен знать учитель? Каким образом проводить гигиеническое  обучение и воспитание (ГОВ)? Формирование здоровых привычек базируется на сознательном  самовоспитании учащимися полезных для здоровья стереотипов. Здоровье  несовместимо с вредными привычками, разрушающими его, поэтому отказ  от них – один из обязательных элементов здорового стиля жизни. К  вредным привычкам относятся прежде всего, различного рода  наркоманические пристрастия: наркомания, табакокурение,  злоупотребление алкоголем, кофе («кофемания»), черным чаем  («чаемания»), переедание («пищемания )Физиологическим проявлением  наркомании является перераздражение центра удовольствия ретикулярной  формации – подкорковой нервной структуры, которая выходит из­под  контроля коры головного мозга и становится доминантой, или  господствующим центром, подчиняющим себе высшие нервные центры, а с  ними и высшую нервную деятельность. Воля, сознание, поведение, память –  все, что отличает человека от животных, становится вторичным, зависимым от того наркотического средства, которое вызвало удовольствие. Кроме  того, они отрицательно воздействуют на функции коры головного мозга,  правда, в разной степени. Отсюда вывод; эффект удовольствия, независимо от источника, становясь привычкой, грозит утратой здоровья – его следует  сдерживать, контролировать. С целью повышения эффективности ГОВ школьников разработана  методика целенаправленного медицинского комментария художественных  текстов. Создавая определенный эмоциональный и психологический  настрой, активизируя мышление, сопереживание, художественная  литература становится добрым помощником  учителя в чрезвычайно  сложной, но необходимой работе по ГОВ учащихся. Ниже приводятся  специально подготовленные отрывки из художественных произведений,  соотнесенных с вопросами, заданиями и пояснениями к тексту. Работая с этим материалом, учитель может:  пополнить   свои   знания   по   пяти   разделам   :   «Наркомания», «Употребление алкоголя», «Табакокурение», «Гигиена»;  предложить   детям   прочитать   или   прослушать   отрывок   из художественного   произведения.   Желательно   продемонстрировать книгу,   содержащую   данный   текст,   чтобы   у   ребенка   появилось желание   прочитать   ее   полностью.   При   необходимости дополнительно приводятся другие отрывки на ту же тему, которые даны   в   данном   разделе.   Целенаправленная   работа   с художественными   текстами   может   стать   содержанием   классного часа или проводиться в качестве внеклассного мероприятия; задавать вопросы, задания по тексту;   использовать некоторые пояснения, прилагаемые к тексту, ­ своего рода «шпаргалку» для учителя;  обсудить   полученную   из   текста   информацию   и   ответить   на вопросы.   Рациональное расписание учебных занятий Физиолого­гигиенические требования к составлению расписания уроков в школе   определяются   динамикой   изменения   физиологических   функций   и работоспособностью   учащихся   на   протяжении   учебного   дня   и   недели. Рационально   составленное   расписание   должно   учитывать   сложность предметов и преобладание динамического или статического компонентов во время   занятий.   В   качестве   одного   из   возможных   способов   оценки   уроков можно использовать ранговую шкалу трудности предметов (Сивков, 1988).  Шкала трудности предметов для младших классов № 1. 2. 3. 4. 5. 6. Предмет Математика Русский (национальный) язык Природоведение Русская (национальная) литература История (4 класс) Рисование и музыка Балл 8 7 6 5 4 3 7. 8. Труд Физкультура Шкала трудности предметов для старших классов Предмет № 1. Математика, русский язык (национальная школа) 2. Иностранный язык 3. Физика, химия 4. История 5. 6. 7. Физкультура 8. 9. Черчение 10. Рисование 11. Пение Родной язык, Литература Естествознание, география, ОБЖ Труд 2 1 Балл 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Наиболее   трудные   предметы   рекомендуется   включать   в   расписание вторыми или третьими (но не первыми и не последними) уроками. Нельзя ставить   2   или   3   трудных   урока   подряд   (например,   физика,   математика, иностранный   язык),   лучше   чередовать   их   с   менее   трудными   (например, история,   математика,   география).Уроки   физкультуры,   труда,   пения, рисования, дающие возможность переключения с умственной деятельности на физическую, более эмоциональные, лучше всего использовать во второй части (четвертыми или пятыми), но не в самом конце учебного дня. Следует учесть, что   утомительность   урока   определяется   не   каким­то   одним   фактором (сложностью материала или эмоциональностью), а определенным сочетанием, совокупностью   трех   основных   факторов:   трудностью,   насыщенностью учебными элементами, эмоциональным состоянием учащихся. Школьное   расписание   оценивается   положительно,   если   образуется кривая с одним подъемом – в среду и в пятницу или во вторник и в среду (как в   дни   самой   высокой   продуктивности),   и   считается   нерациональным   при наибольшей   сумме   баллов   в   понедельник   или   субботу,   а   также   при неравномерном распределении нагрузок в недельном цикле. При организации 5­дневной   недели   нагрузка   учащихся   в   течение   каждого   учебного   дня   не должна   быть   выше,   чем   при   6   ­   дневной   учебной   недели   –   не   должно увеличиваться количество занятий, а также суммарный балл нагрузки. Это связано с изменением работоспособности во время учебной деятельности. В начале   она   повышается   (период   врабатывания),   затем   устанавливается   на высоком уровне (период снижения работоспособности и развития утомления). В   период   снижения   работоспособности   выделяют   3   зоны:   неполной компенсации, конечного порыва и прогрессирующего утомления. Исходя из этого,   начало   урока,   учебной   недели,   четверти,   года   должно   быть облегченным,   т.к.   продуктивность   в   это   время   снижена.   По   завершении периода   врабатывания   к   учащимся   можно   предъявить   более   высокие требования.   В   это   время   рекомендуется   проводить   изложение   нового   и сложного материала, давать контрольные работы и др. В середине учебной недели (вторник, среда), четверти и года следует планировать наибольший объем учебной нагрузки, факультативные занятия, кружковую работу и др. По   окончании   периода   высокой   работоспособности,   т.е.   при   появлении начальных   признаков   утомления,   если   речь   идет   об   учебном   дне, рекомендуется проведение уроков труда, физкультуры или других предметов, обеспечивающих смену деятельности. В   зоне   прогрессивного   падения   работоспособности   нельзя   требовать выполнения   интенсивных   нагрузок:   при   этом   происходит   истощение организма,   что   может   отрицательно   сказаться   на   состоянии   здоровья школьников. Двигательная активность учащихся Двигательная   активность   учащихся   складывается   из   ежедневной (утренняя гимнастика, пешая походка, подвижные перемены и паузы в режиме учебного дня) и периодической, которая может быть весьма разнообразной. В целом   двигательная   активность   школьника   должна   занимать   не   менее   1/5 суточного бюджета времени (за вычетом времени сна и дневного отдыха), а ее структура несколько различается для детей разных возрастных групп. Это связано с тем, что у детей младшего возраста больше доля неорганизованной двигательной активности, но значительно меньше вклад тех ее видов, которые могут быть отнесены к трудовой деятельности. Некоторые виды двигательной активности   могут   рассматриваться   как   взаимозаменяемые.   Так,   например, занятия   в   спортивных   секциях   и   в   некоторых   кружках   художественной самодеятельности   (в   частности,   танцевальных)   могут   быть   вполне сопоставимы по интенсивности и объему физической нагрузке. Недостаток   двигательной   активности   –   одна   из   наиболее распространенных   причин   адаптационных   ресурсов   организма   городских школьников.   Пребывание   на   уроках,   приготовление   домашних   заданий, занятия   у   компьютера,   отдых   у   телевизора,   чтение   книг,   нахождение   в транспорте – все эти формы времяпрепровождения проходят в статическом состоянии. Организм человека в процессе эволюции не приспособился к такой низкой   физической   активности.   Синдром   гиподинамии   является   одним   из условий   многих   недугов   взрослых   людей   (сердечно­сосудистая   патология, нарушения опорно­двигательного аппарата, обмена веществ и др.), а тем более –   младших   школьников.   Растущему   организму   необходимо   адекватные физические   нагрузки.   И   только   единичными   уроками   физкультуры   и краткими прогулками после уроков этот объем нагрузки не восполняется. Во всех случаях двигательная активность детей должна быть организованна так, чтобы   предотвращать   гиподинамию   и   в   то   же   время   не   приводит   к   их переутомлению. Рациональная организация урока От   правильной   организации   урока,   уровня   его   гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе   учебной   деятельности,   возможность   длительно   поддерживать умственную   работоспособность   на   высоком   уровне   и   предупреждать преждевременное   нарушение   утомления.   Нельзя   забывать   и   о   том,   что гигиенические условия влияют на состояние учителя, его здоровья. А это, в свою очередь, оказывает влияние на состояние и здоровья учащихся.  Физиологически обоснованной является продолжительность урока в 45 минут. Исключение составляют лишь ученики 1 ­ х классов, для которых урок должен длиться 35 минут соответственно низкой устойчивости их внимания. Для   учащихся   2­х   классов   рекомендуется   комбинировать   урок   с использованием   последних   10   минут   для   снятия   утомления   (чтение художественной   литературы,   настольные   игры,   разучивание   комплекса физических   упражнений   и   др.).   В   остальных   классах рекомендуетсяпроведение физкультминуток на 4­ом уроке через 20 мин то его   начала   или   с   развитием   первой   фазы   умственного   утомления   у значительной части учащихся класса (фазы умственного беспокойства). Такая работа необходимо для повышения умственной работоспособности детей и снятия   у   них   мышечного   статического   напряжения.   Сдвоенные   уроки   не рациональны,   за   исключением   тех   случаев,   когда   проводятся   контрольные работы, уроки труда и занятия физкультурой в зимнее время при выполнении программы по лыжной подготовке. Оценка   соблюдения   гигиенических   требований   проводят   по   ряду регламентированных позиций, с использованием хронометража. Хронометраж урока проводится по: плотности урока (%  времени,  затраченного  школьниками   на учебную работу); количеству   видов   учебной   деятельности   (письмо,   чтение,   слушание, рассказ,   рассматривание   наглядных   пособий,   ответ   на   вопрос,   решение примеров); длительность каждого вида учебной деятельности (в минуту); частоте   чередования   видов   деятельности   (среднее   время   в   минутах смены деятельности); количеству   видов   преподавания     наглядный, аудиовизуальный   через   технические   средства   обучения,   самостоятельная работа);  (словесный, месту, длительности и условиям применения ТСО; частоте чередования видов преподавания; наличию, месту, содержанию и длительности физкультминуток. Отслеживается  момент  снижения  учебной  активности  школьников  как показатель наступления их утомления. (Определяется в ходе хронометража по   возрастанию   двигательных   и   пассивных   отвлечений   у   детей   в  процессе учебной работы). Кроме   того,  определяется   и   фиксируется   психологический   климат   на уроке, наличие эмоциональных разрядок, соблюдение учащимися правильной позы, ее соответствие виду работы и чередование в течение урока. В   результате   проведения   целенаправленных   здоровьесберегающих мероприятий к концу третьего класса были получены следующие показатели: несовпадение метрического и биологического возраста – 12 %; незрелые и условно зрелые дети – 4 %; задержка моторного развития – 8 %; посещают спортивные секции – 80 %  детей (из них: 20 % ­  лыжная секция; 24 % ­ баскетбольная, 12 % ­ футбольная, 24 % ­ танцевальный кружок). Применяя  здоровьесберегающие технологии, ежегодно провожу мониторинг  здоровья детей, используя данные медицинских карт, журнала учета  посещаемости. Выявила следующую тенденцию: за три года в классеснизился  процент заболеваемости, количество учащихся с нарушениями осанки и  зрения не увеличилось.  Данный педагогический опыт может быть использован, и уже долгое время используется   учителями   начальных   классов   при   организации   внеклассной работы и работы на уроке с детьми в средних общеобразовательных школах. Перспективность данного опыта в развитии и сохранении  здоровья детей. 5. ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1 Апанасенко Г.Л. Охрана здоровья здоровых: некоторые проблемы теории и практики. М.; Просвещение, 1987. 2 Антропова   М.В.   Работоспособность   учащихся   в   процессе   учебной   и трудовой деятельности. М.: Просвещение, 1968. 3 Антропова   М.В.   Изучение   общей   умственной   работоспособности школьников в возрастном аспекте. //В кн.: Методы исследования функций организма в онтогенезе. М.,: Просвещение, 1975. 4 Антропова М.В. Родителям о здоровье школьников, М.: Педагогика, 1975. 5 Андрюлис   Э.К.,   Прошкувене   Р.Т.   Умственная   работоспособность школьников   в   зависимости   от   общего   уровня   физического   развития   // Новые исследования в СССР М.; 1986, № 2. 6 Баевский Р.М., Берсенева  А.П. Донозологическая диагностика в оценке состояния   здоровья.   //   В   кн.:   Функциональные   особенности   сердца   при физических нагрузках в возрастном аспекте. – Ставрополь, 1977. – с 33. 7 Байдалов   Н.Р.,   Копосова   Т.С.,   Гендитная   Л.В.,   Кононюк   Н.Н.   Методы оценки физического развития в комплексной оценке состояния здоровья школьников. Ленинград, 1987. – 30с. 8 Брехман   И.И.   Валеология   –   наука   о   здоровье.   2­е   изд.,   перераб.   –   М.: Физкультура и спорт, 1990. – 208с. 9 Валеология.   Диагностика,   средства   и   практика   обеспечения   здоровья.   / Под ред. И.И. Брехмана. СПБ.: Наука, 1993, 269с. 10 Глушкова   Е.К.   и   др.   Динамика   работоспособности   и   функционального состояния   организма   учащихся   младшего   возраста   при   обучении   в современной школе. М.: Просвещение, 1974. 11 Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. М.: Педагогика, 1991, с. 324 – 341. 12 Дичев  Р.Р.,  Гасаров К.Е.  Проблема  адаптации  и  здоровье  человека.  М.: Медицина 1976. 13 Зубкова В.М. Изменение функционального состояния организма учащихся в течение учебного дня и учебной недели. // В кн.: Гигиеническая оценка обучения учащихся в современной школе. М.: 1975. 14 Пратусевич Ю.М. Умственное утомление школьников. М.: Просвещение, 1964, с. 230.

Статья "Здоровьесберегающие технологии"

Статья "Здоровьесберегающие технологии"

Статья "Здоровьесберегающие технологии"

Статья "Здоровьесберегающие технологии"

Статья "Здоровьесберегающие технологии"

Статья "Здоровьесберегающие технологии"

Статья "Здоровьесберегающие технологии"

Статья "Здоровьесберегающие технологии"

Статья "Здоровьесберегающие технологии"

Статья "Здоровьесберегающие технологии"

Статья "Здоровьесберегающие технологии"

Статья "Здоровьесберегающие технологии"

Статья "Здоровьесберегающие технологии"

Статья "Здоровьесберегающие технологии"

Статья "Здоровьесберегающие технологии"

Статья "Здоровьесберегающие технологии"

Статья "Здоровьесберегающие технологии"

Статья "Здоровьесберегающие технологии"

Статья "Здоровьесберегающие технологии"

Статья "Здоровьесберегающие технологии"

Статья "Здоровьесберегающие технологии"

Статья "Здоровьесберегающие технологии"

Статья "Здоровьесберегающие технологии"

Статья "Здоровьесберегающие технологии"

Статья "Здоровьесберегающие технологии"

Статья "Здоровьесберегающие технологии"

Статья "Здоровьесберегающие технологии"

Статья "Здоровьесберегающие технологии"

Статья "Здоровьесберегающие технологии"

Статья "Здоровьесберегающие технологии"

Статья "Здоровьесберегающие технологии"

Статья "Здоровьесберегающие технологии"

Статья "Здоровьесберегающие технологии"

Статья "Здоровьесберегающие технологии"

Статья "Здоровьесберегающие технологии"

Статья "Здоровьесберегающие технологии"

Статья "Здоровьесберегающие технологии"

Статья "Здоровьесберегающие технологии"

Статья "Здоровьесберегающие технологии"

Статья "Здоровьесберегающие технологии"

Статья "Здоровьесберегающие технологии"

Статья "Здоровьесберегающие технологии"

Статья "Здоровьесберегающие технологии"

Статья "Здоровьесберегающие технологии"

Статья "Здоровьесберегающие технологии"

Статья "Здоровьесберегающие технологии"

Статья "Здоровьесберегающие технологии"

Статья "Здоровьесберегающие технологии"

Статья "Здоровьесберегающие технологии"

Статья "Здоровьесберегающие технологии"

Статья "Здоровьесберегающие технологии"

Статья "Здоровьесберегающие технологии"

Статья "Здоровьесберегающие технологии"

Статья "Здоровьесберегающие технологии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.10.2018