Статья: ЗНАНИЯ, ПЕРЕВЕДЕННЫЕ В УБЕЖДЕНИЯ, ФОРМИРУЮТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ
Оценка 5

Статья: ЗНАНИЯ, ПЕРЕВЕДЕННЫЕ В УБЕЖДЕНИЯ, ФОРМИРУЮТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

Оценка 5
Научно-исследовательская работа
docx
география
Взрослым
23.03.2019
Статья: ЗНАНИЯ, ПЕРЕВЕДЕННЫЕ В УБЕЖДЕНИЯ, ФОРМИРУЮТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ
Экологическая культура, экологическое воспитание также как решающий фактор в гармонизации отношений общества и природы становится в настоящее время всё более актуальной. По мнению А.П. Парахонского, экологическое воспитание является неотъемлемой частью нравственного воспитания личности. Его цель – не просто достижение знаний экологии, а формирование экологического сознания, поведения и экологической культуры, убеждений и активной жизненной позиции по вопросам защиты окружающей среды, рационального использования природных ресурсов. Первостепенную роль в этом процессе играют экологическое образование и воспитание, целью которого является целенаправленное формирование на всех этапах жизни глубоких и прочных экологических знаний, умений и навыков.
Знанио.docx
ЗНАНИЯ, ПЕРЕВЕДЕННЫЕ В УБЕЖДЕНИЯ, ФОРМИРУЮТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ Х.Б.Никадамбаева, Н.М.Мажидова Национальный Университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека История   человечества   неразрывно   связана   с   историей   природы.   На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли   в   глобальную   экологическую   проблему.  В   связи   с   глобальным экологическим кризисом, необходимо выяснить, какие отношения человека и природы   можно   считать   гармоничными,   как   человеческая   деятельность влияет на окружающую среду. Здесь целесообразно отметить цитату Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина (Авиценна) о природе: «Воистину чудесные дела: возносятся безмозглые тела, их наделила тупостью природа, а родовая знатность вознесла». Надо заметить, что уровень экологического воспитания влияет   на   положение   дел   в   мире,   а   также   отметить,   что   уровень экологической культуры прямо пропорционален экологической обстановке в мире, находится в прямой зависимости от экологического воспитания. Как отмечал   писатель,   философ   Микаэл   Налбандян   (02.11.1829   ­   31.03.1866): «Человек   подвержен   влиянию   природы   не   только   физически,   но   и нравственно.   Биение   сердца   природы   непосредственно   отдается   в   сердце человека.   Свои   идеи   человек   черпает   у   природы.   Истинность   его   идей   и понятий определяется в зависимости от того, насколько он познал и изучил природу. Вот закон, не знающий исключения. Все тончайшие – даже тоньше паутины – идеи метафизических систем имеют свои основания в природе. Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять, ошибочное понимание   приносит   большой   вред.   Явления   природы   своим   величием зачастую приводят человека  в ужас. Он чувствует  себя ничтожным, когда перед его глазами выступает такая сила, такая мощь, такое зрелище, перед которыми бледнеет сила не только одного человека, но и всего человечества. Природа говорит так: «Либо изучай мои законы, овладевай мной, извлекай пользу, либо я порабощу тебя и, не давая никакой пользы, буду причинять тебе еще и лишения». В мире нет ничего, что совершалось бы против законов природы. То, что противоречит законам природы, ложно».  Одной из основных причин ухудшения экологической ситуации в мире и истощения ее природных ресурсов является низкий уровень экологической культуры   общества,   формирование   которой   признано   приоритетным направлением деятельности государства в экологической сфере, важнейшим фактором   обеспечения   экологической   безопасности,   устойчивого   развития страны. Экологическая   культура,   экологическое   воспитание   также   как решающий фактор в гармонизации отношений общества и природы становится в   настоящее   время   всё   более   актуальной.   По   мнению   А.П.   Парахонского, экологическое   воспитание   является   неотъемлемой   частью   нравственного воспитания личности. Его цель – не просто достижение знаний экологии, а формирование   экологического   сознания,   поведения   и   экологической культуры,   убеждений   и   активной   жизненной   позиции   по   вопросам   защиты окружающей   среды,   рационального   использования   природных   ресурсов. Первостепенную роль в этом процессе играют экологическое образование и воспитание,   целью   которого   является   целенаправленное   формирование   на всех   этапах   жизни   глубоких   и   прочных   экологических   знаний,   умений   и навыков. Для того чтобы внедрить этот цель в жизнь, каждый преподаватель вуза любящий природу своего края, свою Родину и свою профессию должен выполнить  следующие задачи:  * рассмотреть с философской точки зрения экологическую проблему, как глобальную проблему человечества;  *   раскрыть   вопрос   об   экологии,   как   науке,   ее   появление,   цели, принципы, задачи и др.; *   выяснить,   какой   дидактический   материал   и   педагогические технологии     способствует   экологическому   воспитанию,   какие   основные условия экологического воспитания и культуры;  * рассмотреть вклад  отечественных и зарубежных ученных в развитие проблемы экологического воспитания и культуры;  *   проанализировать   развитие   взглядов   на   проблему   экологического воспитания методистов по естествознанию и природоведению в XXI веке;  *   раскрыть   сущность,   цели,   методы   и   формы   экологического воспитания, культуры и образования;  *   ознакомится   с   экологической   обстановкой   и   проблемой     Родного края;  *   рассмотреть   нормы   экологического   поведения   и   особенности   их восприятия студентами;  *   изучить   передовой   опыт   работы   преподавателей   вуза   в   области экологического воспитания, культуры и образования у студентов;  *   провести   сравнительный   анализ,   педагогический   эксперимент,   и обработать результаты эксперимента по развитию экологического сознания у студентов.  Еще в XVII веке Ян Амос Коменский обратил на природу и на развитие человечества,   то   есть,   на   то,   что   все   процессы   в   человеческом   обществе протекают подобно процессам природы. Эту идею он развил в своем труде «Великая дидактика». Эпиграфом к этой книге послужил девиз «Пусть течет все свободно, без применения насилия». Коменский утверждал, что природа развивается   по   определенным   законам,   а   человек   ­   это   часть   природы, следовательно,   в   своем   развитии   человек   подчиняется   тем   же   общим закономерностям природы.  Ян Амос Коменский выводил законы обучения и воспитания, исходя из законов природы. В книге отмечается, что образование человека с наибольшей пользой происходит в раннем возрасте. Именно в раннем возрасте ему легче привить какие­то полезные идеи, исправить недостатки. И доказывается это принципом   природ   сообразности.   Все   рождающиеся   существа   таковы,   что усваивают   все   легче   и   лучше   в   раннем   возрасте.   Например,   воск   легче лепится, если он горячий. Неровности ствола дерева можно исправить, если дерево маленькое и др.  Ян   Амос   Коменский   говорил   о   том,   что   учебный   материал   должен изучаться постепенно, так как «природа не делает скачков, а идет вперед постепенно».   В   юном   возрасте   дается   общее   образование,   затем   оно углубляется   с   годами   так   как   «всякое   формирование   природа   начинает   с самого общего и кончает наиболее особенным». То есть Коменский вывел дидактические   принципы,   обосновывая   их   примерами   природы.   Например, здесь   обосновывается   принципы   постепенности   и   обучение   от   общего   к частному. Как видим, Ян Амос Коменский подметил самую суть вопроса о взаимоотношении   природы   и   человека.   Уже   в   те   времена   педагогом   было выведено важнейшее экологическое положение о связи человека и природы, об их неотделимости друг от друга.  Великие   педагоги   также   подчеркивали   педагогическую   ценность укрепления гуманных чувств у человека средствами природы. Это: Ж. ­Ж. Руссо (1762 год), Г. Песталоцци (1781­1787 гг.), Ф. Дистерверг (1832 г.) и др. Впервые швейцарский педагог–демократ А. Гумбольдт, а затем французский педагог и философ Ж. ­Ж. Руссо и другие педагоги говорили о воспитании у детей «чувства природы» как ощущение его облагораживающего влияния на человека. Мы считаем, что экологическое образование, воспитание и культура – составная часть нравственного воспитания, то есть единство экологического сознания   и   поведения,   гармоничного   с   природой.   На   формирование экологического   сознания   оказывают   влияние   экологические   знания   и убеждения. Эти экологические знания на протяжении ряда уроков переводили в убеждения, доказывая студентам на интересных примерах необходимость жить в гармонии с природой. Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое сознание.  Экологическое поведение складывается из отдельных поступков таких как,   совокупность   состояний,   конкретных   действий,   умений,   навыков   и отношения   человека   к   поступкам,   на   которые   оказывают   влияние   цели   и мотивы   личности.   Мотивы   в   своем   развитии   проходят   следующие   этапы: возникновение,   насыщение   содержанием,   удовлетворение.   Таким   образом, определяя   сущность   экологического   воспитания   ученные–специалисты выделили особенности этого процесса:  1.Ступенчатый характер:  *  формирование экологических представлений; *  развитие экологического сознания и чувств;  * формирование убеждений в необходимости экологической деятельности; * выработка навыков и привычек поведения в природе; * преодоление в характере учащихся потребительского отношения к природе; * длительность; * сложность;  *скачкообразность;  * активность. 2. Огромное значение психологического аспекта, который включает в себя: * развитие экологического сознания; *формирование   соответствующих   в   природе   собирающих   потребностей, мотивов и установок личности;  * выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек;  * воспитание устойчивой воли;  * формирование значимых целей экологической деятельности.  Создание   нового   отношения   человека   к   природе   –   задача   не   только социально­экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости   воспитывать   экологическую   культуру,   формировать   новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним   из   средств   решения   данной   задачи   становится   экологическое воспитание,   где   под   воспитанием   в   широком   смысле   слова   понимается образование, развитие, воспитание.   Постоянное   внимание   педагога   к   раскрытию   экологических   связей значительно повышает интерес студента к предмету. При описательном же изучении курса интерес у студента постепенно снижается, это происходит неизбежно, даже в том случае, если педагог привлекает занимательные факты, загадки,   пословицы   и   т.д.,   поскольку   теоретический   уровень   материала остается, по существу, неизменным. Если же при изучении проблемных тем раскрываются разнообразные и достаточно сложные связи, существующие в природе,   теоретический   уровень   материала   повышается,   познавательные задачи,   поставленные   перед     студентом,   усложняются   и   это   способствует развитию интереса. Связь между человеком и природой проявляется, прежде всего, в той многообразной роли, которую природа играет в материальной и духовной   жизни   людей.   Вместе   с   тем   они   проявляются   и   в   обратном воздействии   человека   на   природу,   которое   в   свою   очередь   может   быть положительным   как   охрана   природы   и   отрицательным   как   загрязнение воздуха, воды, уничтожение растений, животных и другое.  Серьёзнейший   экологический   кризис, поразивший   нашу   планету,   внёс существенные   коррективы   в   отношения   человека   и   природы,   заставил переосмыслить   все   достижения   мировой   цивилизации.   Приблизительно   с шестидесятых   годов   двадцатого   столетия,   когда   перед   человечеством впервые   так   остро   встала   проблема   уничтожения   всего   живого   в   связи   с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука – экология и как   следствие   этого   возникновения,   появилась   экологическая.   В   связи   с глобальным экологическим кризисом, необходимо выяснить, какие отношения человека   и   природы   можно   считать   гармоничными,   как   человеческая деятельность   влияет   на   окружающую   среду,   и   отметить,   почему экологическая   культура   и   экологическое   воспитание   так   важны   особенно сейчас.   Немаловажно   заметить,   как   уровень   экологического   воспитания соотносится с положением дел в мире, в каких корреляционных отношениях он состоит с глобальным экологическим кризисом. Вследствие этого, следует показать,   что   уровень   экологической   культуры   прямо   пропорционален экологической   обстановке   в   мире,   находится   в   прямой   зависимости   от экологического образования и воспитания.

Статья: ЗНАНИЯ, ПЕРЕВЕДЕННЫЕ В УБЕЖДЕНИЯ, ФОРМИРУЮТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

Статья: ЗНАНИЯ, ПЕРЕВЕДЕННЫЕ В УБЕЖДЕНИЯ, ФОРМИРУЮТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

Статья: ЗНАНИЯ, ПЕРЕВЕДЕННЫЕ В УБЕЖДЕНИЯ, ФОРМИРУЮТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

Статья: ЗНАНИЯ, ПЕРЕВЕДЕННЫЕ В УБЕЖДЕНИЯ, ФОРМИРУЮТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

Статья: ЗНАНИЯ, ПЕРЕВЕДЕННЫЕ В УБЕЖДЕНИЯ, ФОРМИРУЮТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

Статья: ЗНАНИЯ, ПЕРЕВЕДЕННЫЕ В УБЕЖДЕНИЯ, ФОРМИРУЮТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

Статья: ЗНАНИЯ, ПЕРЕВЕДЕННЫЕ В УБЕЖДЕНИЯ, ФОРМИРУЮТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

Статья: ЗНАНИЯ, ПЕРЕВЕДЕННЫЕ В УБЕЖДЕНИЯ, ФОРМИРУЮТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

Статья: ЗНАНИЯ, ПЕРЕВЕДЕННЫЕ В УБЕЖДЕНИЯ, ФОРМИРУЮТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

Статья: ЗНАНИЯ, ПЕРЕВЕДЕННЫЕ В УБЕЖДЕНИЯ, ФОРМИРУЮТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

Статья: ЗНАНИЯ, ПЕРЕВЕДЕННЫЕ В УБЕЖДЕНИЯ, ФОРМИРУЮТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

Статья: ЗНАНИЯ, ПЕРЕВЕДЕННЫЕ В УБЕЖДЕНИЯ, ФОРМИРУЮТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

Статья: ЗНАНИЯ, ПЕРЕВЕДЕННЫЕ В УБЕЖДЕНИЯ, ФОРМИРУЮТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

Статья: ЗНАНИЯ, ПЕРЕВЕДЕННЫЕ В УБЕЖДЕНИЯ, ФОРМИРУЮТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2019