Статья: ЗНАНИЯ, ПЕРЕВЕДЕННЫЕ В УБЕЖДЕНИЯ, ФОРМИРУЮТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ
Оценка 5
Научно-исследовательская работа
docx
география
Взрослым
23.03.2019
Экологическая культура, экологическое воспитание также как решающий фактор в гармонизации отношений общества и природы становится в настоящее время всё более актуальной. По мнению А.П. Парахонского, экологическое воспитание является неотъемлемой частью нравственного воспитания личности. Его цель – не просто достижение знаний экологии, а формирование экологического сознания, поведения и экологической культуры, убеждений и активной жизненной позиции по вопросам защиты окружающей среды, рационального использования природных ресурсов. Первостепенную роль в этом процессе играют экологическое образование и воспитание, целью которого является целенаправленное формирование на всех этапах жизни глубоких и прочных экологических знаний, умений и навыков.
Знанио.docx
ЗНАНИЯ, ПЕРЕВЕДЕННЫЕ В УБЕЖДЕНИЯ, ФОРМИРУЮТ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ
Х.Б.Никадамбаева, Н.М.Мажидова
Национальный Университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека
История человечества неразрывно связана с историей природы. На
современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком
выросли в глобальную экологическую проблему. В связи с глобальным
экологическим кризисом, необходимо выяснить, какие отношения человека и
природы можно считать гармоничными, как человеческая деятельность
влияет на окружающую среду. Здесь целесообразно отметить цитату Абу Али
Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина (Авиценна) о природе: «Воистину чудесные
дела: возносятся безмозглые тела, их наделила тупостью природа, а родовая
знатность вознесла». Надо заметить, что уровень экологического воспитания
влияет на положение дел в мире, а также отметить, что уровень
экологической культуры прямо пропорционален экологической обстановке в
мире, находится в прямой зависимости от экологического воспитания. Как
отмечал писатель, философ Микаэл Налбандян (02.11.1829 31.03.1866):
«Человек подвержен влиянию природы не только физически, но и
нравственно. Биение сердца природы непосредственно отдается в сердце
человека. Свои идеи человек черпает у природы. Истинность его идей и
понятий определяется в зависимости от того, насколько он познал и изучил
природу. Вот закон, не знающий исключения. Все тончайшие – даже тоньше
паутины – идеи метафизических систем имеют свои основания в природе.
Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять, ошибочное
понимание приносит большой вред. Явления природы своим величием
зачастую приводят человека в ужас. Он чувствует себя ничтожным, когда
перед его глазами выступает такая сила, такая мощь, такое зрелище, перед
которыми бледнеет сила не только одного человека, но и всего человечества. Природа говорит так: «Либо изучай мои законы, овладевай мной, извлекай
пользу, либо я порабощу тебя и, не давая никакой пользы, буду причинять
тебе еще и лишения». В мире нет ничего, что совершалось бы против законов
природы. То, что противоречит законам природы, ложно».
Одной из основных причин ухудшения экологической ситуации в мире и
истощения ее природных ресурсов является низкий уровень экологической
культуры общества, формирование которой признано приоритетным
направлением деятельности государства в экологической сфере, важнейшим
фактором обеспечения экологической безопасности, устойчивого развития
страны. Экологическая культура, экологическое воспитание также как
решающий фактор в гармонизации отношений общества и природы становится
в настоящее время всё более актуальной. По мнению А.П. Парахонского,
экологическое воспитание является неотъемлемой частью нравственного
воспитания личности. Его цель – не просто достижение знаний экологии, а
формирование экологического сознания, поведения и экологической
культуры, убеждений и активной жизненной позиции по вопросам защиты
окружающей среды, рационального использования природных ресурсов.
Первостепенную роль в этом процессе играют экологическое образование и
воспитание, целью которого является целенаправленное формирование на
всех этапах жизни глубоких и прочных экологических знаний, умений и
навыков. Для того чтобы внедрить этот цель в жизнь, каждый преподаватель
вуза любящий природу своего края, свою Родину и свою профессию должен
выполнить следующие задачи:
* рассмотреть с философской точки зрения экологическую проблему,
как глобальную проблему человечества;
* раскрыть вопрос об экологии, как науке, ее появление, цели,
принципы, задачи и др.; * выяснить, какой дидактический материал и педагогические
технологии способствует экологическому воспитанию, какие основные
условия экологического воспитания и культуры;
* рассмотреть вклад отечественных и зарубежных ученных в развитие
проблемы экологического воспитания и культуры;
* проанализировать развитие взглядов на проблему экологического
воспитания методистов по естествознанию и природоведению в XXI веке;
* раскрыть сущность, цели, методы и формы экологического
воспитания, культуры и образования;
* ознакомится с экологической обстановкой и проблемой Родного
края;
* рассмотреть нормы экологического поведения и особенности их
восприятия студентами;
* изучить передовой опыт работы преподавателей вуза в области
экологического воспитания, культуры и образования у студентов;
* провести сравнительный анализ, педагогический эксперимент, и
обработать результаты эксперимента по развитию экологического сознания у
студентов.
Еще в XVII веке Ян Амос Коменский обратил на природу и на развитие
человечества, то есть, на то, что все процессы в человеческом обществе
протекают подобно процессам природы. Эту идею он развил в своем труде
«Великая дидактика». Эпиграфом к этой книге послужил девиз «Пусть течет
все свободно, без применения насилия». Коменский утверждал, что природа
развивается по определенным законам, а человек это часть природы,
следовательно, в своем развитии человек подчиняется тем же общим
закономерностям природы.
Ян Амос Коменский выводил законы обучения и воспитания, исходя из
законов природы. В книге отмечается, что образование человека с наибольшей
пользой происходит в раннем возрасте. Именно в раннем возрасте ему легче привить какието полезные идеи, исправить недостатки. И доказывается это
принципом природ сообразности. Все рождающиеся существа таковы, что
усваивают все легче и лучше в раннем возрасте. Например, воск легче
лепится, если он горячий. Неровности ствола дерева можно исправить, если
дерево маленькое и др.
Ян Амос Коменский говорил о том, что учебный материал должен
изучаться постепенно, так как «природа не делает скачков, а идет вперед
постепенно». В юном возрасте дается общее образование, затем оно
углубляется с годами так как «всякое формирование природа начинает с
самого общего и кончает наиболее особенным». То есть Коменский вывел
дидактические принципы, обосновывая их примерами природы. Например,
здесь обосновывается принципы постепенности и обучение от общего к
частному. Как видим, Ян Амос Коменский подметил самую суть вопроса о
взаимоотношении природы и человека. Уже в те времена педагогом было
выведено важнейшее экологическое положение о связи человека и природы,
об их неотделимости друг от друга.
Великие педагоги также подчеркивали педагогическую ценность
укрепления гуманных чувств у человека средствами природы. Это: Ж. Ж.
Руссо (1762 год), Г. Песталоцци (17811787 гг.), Ф. Дистерверг (1832 г.) и др.
Впервые швейцарский педагог–демократ А. Гумбольдт, а затем французский
педагог и философ Ж. Ж. Руссо и другие педагоги говорили о воспитании у
детей «чувства природы» как ощущение его облагораживающего влияния на
человека. Мы считаем, что экологическое образование, воспитание и культура
– составная часть нравственного воспитания, то есть единство экологического
сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование
экологического сознания оказывают влияние экологические знания и
убеждения. Эти экологические знания на протяжении ряда уроков переводили
в убеждения, доказывая студентам на интересных примерах необходимость жить в гармонии с природой. Знания, переведенные в убеждения, формируют
экологическое сознание.
Экологическое поведение складывается из отдельных поступков таких
как, совокупность состояний, конкретных действий, умений, навыков и
отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и
мотивы личности. Мотивы в своем развитии проходят следующие этапы:
возникновение, насыщение содержанием, удовлетворение. Таким образом,
определяя сущность экологического воспитания ученные–специалисты
выделили особенности этого процесса:
1.Ступенчатый характер:
* формирование экологических представлений;
* развитие экологического сознания и чувств;
* формирование убеждений в необходимости экологической деятельности;
* выработка навыков и привычек поведения в природе;
* преодоление в характере учащихся потребительского отношения к природе;
* длительность;
* сложность;
*скачкообразность;
* активность.
2. Огромное значение психологического аспекта, который включает в себя:
* развитие экологического сознания;
*формирование соответствующих в природе собирающих потребностей,
мотивов и установок личности;
* выработку нравственных, эстетических чувств, навыков и привычек;
* воспитание устойчивой воли;
* формирование значимых целей экологической деятельности.
Создание нового отношения человека к природе – задача не только
социальноэкономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из
необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой.
Одним из средств решения данной задачи становится экологическое
воспитание, где под воспитанием в широком смысле слова понимается
образование, развитие, воспитание.
Постоянное внимание педагога к раскрытию экологических связей
значительно повышает интерес студента к предмету. При описательном же
изучении курса интерес у студента постепенно снижается, это происходит
неизбежно, даже в том случае, если педагог привлекает занимательные факты,
загадки, пословицы и т.д., поскольку теоретический уровень материала
остается, по существу, неизменным. Если же при изучении проблемных тем
раскрываются разнообразные и достаточно сложные связи, существующие в
природе, теоретический уровень материала повышается, познавательные
задачи, поставленные перед студентом, усложняются и это способствует
развитию интереса. Связь между человеком и природой проявляется, прежде
всего, в той многообразной роли, которую природа играет в материальной и
духовной жизни людей. Вместе с тем они проявляются и в обратном
воздействии человека на природу, которое в свою очередь может быть
положительным как охрана природы и отрицательным как загрязнение
воздуха, воды, уничтожение растений, животных и другое.
Серьёзнейший экологический кризис, поразивший нашу планету, внёс
существенные коррективы в отношения человека и природы, заставил
переосмыслить все достижения мировой цивилизации. Приблизительно с
шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством
впервые так остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с
промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука – экология и
как следствие этого возникновения, появилась экологическая. В связи с
глобальным экологическим кризисом, необходимо выяснить, какие отношения
человека и природы можно считать гармоничными, как человеческая
деятельность влияет на окружающую среду, и отметить, почему экологическая культура и экологическое воспитание так важны особенно
сейчас. Немаловажно заметить, как уровень экологического воспитания
соотносится с положением дел в мире, в каких корреляционных отношениях
он состоит с глобальным экологическим кризисом. Вследствие этого, следует
показать, что уровень экологической культуры прямо пропорционален
экологической обстановке в мире, находится в прямой зависимости от
экологического образования и воспитания.
Статья: ЗНАНИЯ, ПЕРЕВЕДЕННЫЕ В УБЕЖДЕНИЯ, ФОРМИРУЮТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ
Статья: ЗНАНИЯ, ПЕРЕВЕДЕННЫЕ В УБЕЖДЕНИЯ, ФОРМИРУЮТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ
Статья: ЗНАНИЯ, ПЕРЕВЕДЕННЫЕ В УБЕЖДЕНИЯ, ФОРМИРУЮТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ
Статья: ЗНАНИЯ, ПЕРЕВЕДЕННЫЕ В УБЕЖДЕНИЯ, ФОРМИРУЮТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ
Статья: ЗНАНИЯ, ПЕРЕВЕДЕННЫЕ В УБЕЖДЕНИЯ, ФОРМИРУЮТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ
Статья: ЗНАНИЯ, ПЕРЕВЕДЕННЫЕ В УБЕЖДЕНИЯ, ФОРМИРУЮТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ
Статья: ЗНАНИЯ, ПЕРЕВЕДЕННЫЕ В УБЕЖДЕНИЯ, ФОРМИРУЮТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.