Профессиональная подготовка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС.
Преподаватель ГБПОУ
«Волжский политехнический техникум»
города Волжский
Попова Елена Анатольевна
Мир состоит из разных людей, разных по характеру, вероисповеданию, национальности, уму и несмотря на эти отличия, мы должны понимать, уважать и воспринимать друг друга, потому что живём в социуме. В нашей стране получить профессию могут все работоспособные граждане РФ, поэтому образование невозможно рассматривать отдельно от настоящей жизни. А жизнь показывает, что часть общества, состоящая из лиц с нарушениями в интеллектуальном развитии многочисленна и постоянно увеличивается.
Для лиц с нарушениями в интеллектуальном развитии трудовая деятельность является основой их социального приспособления, служит одним из методов коррекции, способствует накоплению социального опыта. Профессиональная подготовка обучающихся, поступивших в училище с коррекционных школ, должна быть организованна так, чтобы планомерно и целенаправленно развивать их познавательные способности, воспитывать культуру их мышления, добиваться глубоких знаний, умений и профессионального мастерства. Для этого педагоги работающие с такой категорией подростков должны гибко и эффективно выстраивать свою педагогическую деятельность, учитывая индивидуальные возможности и здоровье таких подростков.
Такой подход существенно расширяет спектр предоставляемых возможностей и обеспечиваемых результатов. Осваивать азы профессии «Штукатур» в училище приходят подростки с ограниченными возможностями здоровья ориентированные на труд и прошедшие медицинскую комиссию. В профессиональной подготовке профессии «Штукатур» программой предусматривается тесная связь теории с учебной практикой (2 дня теория и 3дня учебная практика), создаются благоприятные возможности для приобретения социального опыта, формирования установок на созидательную трудовую деятельность. Профессиональная подготовка мотивирует обучающихся с ограниченными возможностями здоровья получить профессию и трудоустроиться, а не пополнять ряды безработных и криминогенную среду.
При поступлении в училище им требуется адаптационный период и постоянная помощь, как со стороны мастера производственного обучения, так и со стороны преподавателей. Необходим контроль и многократные разъяснения учебного материала, сопровождающиеся красочными наглядными пособиями, макетами, видеороликами, наглядными имитационными повторениями трудовых операций. Уровень развития внимания у лиц с нарушениями в интеллектуальном развитии низок. Они смотрят на демонстрируемые объекты или их изображения, не замечая при этом отдельных элементов, не улавливают многое из того, о чем говорит педагог. Во время обучения у них часто рассеивается внимание.
Главным в образовании становится не передача знаний, а сам обучаемый. Главной задачей в работе педагогического коллектива с детьми ОВЗ стало создание такого учебно-воспитательного пространства, в котором каждый обучающийся получит прочные знания и освоит профессиональные мастерство, сможет реализовать свои индивидуальные мечты и воплотить их в творчестве. Для осмысления учебного материала, выполнения практикоориентированных заданий, решения тестов, освоения профессиональных операций и в целом технологического процесса им требуется больше времени и этот фактор следует учитывать при разработке программ как учебных дисциплин, так и учебной практики. Освоение профессиональных и общих компетенций у них формируются постепенно, но по мере освоения несложных операций (с умеренным, а в некоторых случаях даже значительным физическим напряжением), они хорошо адаптируются к концу производственной практики к условиям производства, приспосабливаясь к необходимости длительности полного рабочего дня. В процессе обучения детей с ОВЗ необходимо целенаправленно формировать, развивать и закреплять такие общие компетенции как понимание социальной значимости своей профессии, умение организовывать собственную деятельность, осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, работать в команде через проведение нестандартных уроков, вовлечению в кружковую и общественную работу.
Образовательные здоровьесберегающие технологии, личностно-ориентированное обучение, вывели на системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении не нанести ущерб здоровью обучающихся и позволяют использовать их как средство повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности обучающихся. Такие не хитрости как доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор – вот далеко не весь арсенал, которым педагогический коллектив училища располагает к себе обучающихся. В учебных кабинетах, мастерских, рекреациях училища всегда чисто, уютно, светло. При актуализации или закреплении материала желательно предложить такую работу, которая смогла бы стать психологической разгрузкой, установлением и укреплением межпредметных связей (материаловедение, технология штукатурных работ, техника безопасности, черчение). Это технологические цепочки, каталоги современных материалов, тесты, кроссворды, задачи-загадки, мультфильмы, связанные с профессией, реклама, эмблемы профессии.
При проведении уроков технологии штукатурных работ практикоориентированной направленности необходимо включать следующие практические работы:
- Составление перечня работ.
-Подсчёт объёмов работ.
-Составление технологических карт трудовых процессов оштукатуривания различных поверхностей.
- Составление ведомости расхода материалов при оштукатуривании.
- Определение расхода и выбора материалов, инструмента для оштукатуривания стен ССС.
- Оформление фрагмента наряда на выполнение работ.
- Составление карты показателей качества штукатурки.
-Определение дефектов штукатурки по признакам с использованием фотоснимков дефектов.
Интересно на уроках технологии проходит закрепление материала с выполнением задания выстроить технологическую цепочку изученного процесса с использованием мини-картинок, клея и цветных карандашей. Здесь проявляется творческая активность, самостоятельность каждого ученика и развитие аккуратности, внимания, памяти и самоконтроля. Эту работу обучающиеся могут выполнять в творческих альбомах.
Хорошо воспринимаются обучающимися игровые уроки, так как игровые сценарии предполагают, сто все участники постоянно обучаются, решают новые задачи, преодолевают барьеры общения и стеснение от выступлений как в учебном кабинете, так и на сцене. Примером могут служить такие игровые уроки как :
-«Ярмарка строительных материалов», где разделённые по сценарию на покупателей, продавцов и экспертов, обучающиеся исполняют свои роли;
- «Профессиональное лото» с картами и фишками с рисунками штукатурного инструмента и материалов для приготовления раствора;
-«Архитектура моего города» с представлением наиболее интересных в архитектурном оформлении зданий города в форме фотовыставки, презентации, альбома, плаката. Такой урок желательно проводить после проведения пешей экскурсии по старой и новой частям города.
-интерактивная игра «Кто хочет стать профессионалом» с применением информационно-коммуникационной технологии.
Уроки-экскурсии необходимо проводить при изучении таких тем как «Элементы каркаса зданий и сооружений», «Оштукатуривание фасада», «Выполнение декоративных штукатурок», «Организация штукатурных работ в зимний период». Для ознакомления с новым строительным оборудованием или технологией выполнения работ, безопасными условиями труда для обучающихся лучше организовать экскурсию на стройплощадку. Это вызывает интерес к профессиональной деятельности и даёт возможность наблюдать и анализировать пуск, работу и остановку оборудования.
При этом задания и упражнения дифференцируются в зависимости от того, какого приёма умственной деятельности они требуют от обучающихся. Это задания на сравнение, обобщение, классификацию, установление причинно-следственных зависимостей, выделение главного, сущностного.
Одним из действенных уроков по демонстрации полученного опыта по оштукатуриванию стен, является урок конкурс «Лучший по профессии». Его целесообразно проводить перед выходом на производственную практику, когда обучающиеся уже овладели знаниями, умениями и имеют необходимое профессиональное мастерство. Такой урок готовят совместно мастер и преподаватель технологии. И здесь необходима большая подготовительная работа, которая включает в себя разработку сценария, практического задания, критериев оценивания, наглядности для оформления штукатурной мастерской. В качестве наглядности представляются технологическая карта формат А2 и в формате А4 на каждом рабочем месте, плакаты по охране труда и технике безопасности, образец выполненной работы. Работа с использованием технологических схем и карт развивает ориентировочную основу деятельности обучающихся с ОВЗ. На конкурс приглашаются зрители из школ коррекции для ознакомления с профессией «Штукатур» в целях профориентационной работы и демонстрации успехов выпускников этих школ уже обучающихся в училище. Такая работа даёт положительный результат, так как присутствующие видят темпы строительства в городе , наглядно видят, что они тоже могут освоить строительную профессию «Штукатур», которая всегда будет востребована, так как все здания требуют отделки. Конкурсы проходят, как правило, на высоком уровне, потому что каждый конкурсант хочет показать
своим школьным друзьям, что стал настоящим строителем. По окончании конкурса заключительные действия организаторов направлены на подведение итогов, чествование победителей, поддержку мотивационной готовности осваивать строительную профессию штукатура.
Для отслеживания профессионального роста у каждого обучающегося есть портфолио, которое заполняется на протяжении всего срока обучения. Особое внимание преподаватель технологии уделяет выдачи тем и оформлению итоговых письменных аттестационных работ. Темы должны быть понятными и значимыми в профессии. Оформляется графическая часть в виде технологической пооперационной карты, дающей представление о технологическом процессе представляемом выпускником на зкзамене, обязательно с эскизами, поясняющими трудовые операции. Оформление технологических карт в компьютерном варианте выпускники выполняют в кабинете информатики. Разработка и защита такого крупного проекта завершает профессиональную подготовку обучающихся с ОВЗ.
Список литературы
1. Ангеловски К. Учителя и инновации: Книга для учителя: Пер. с македон. - М., 1991.
2. Бабанский Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе. - М., 1989.
3. Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе . Начальная школа - 1998 - №4, стр. 28
4. Басов М.Я. Избранные психологические произведения. М., 1975.
5. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов – СПб.: Питер, 2000
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.