Статья"Социально бытовая ориентировка школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью."
Оценка 4.9

Статья"Социально бытовая ориентировка школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью."

Оценка 4.9
Документация
docx
дефектология
27.03.2021
Статья"Социально бытовая ориентировка школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью."
Социально бытовая ориентировка школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью.docx

Социально бытовая ориентировка школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью.

Социально-бытовые умения-умения ориентироваться в окружающем мире и самостоятельно организовать свой быт. На решение задач социально-бытовой подготовки учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью направлены усилия педагогов в рамках всех учебных предметов вспомогательной школы. Вместе с тем в  компонент учебного плана вспомогательной школы включен и специальный предмет  «Социально-бытовая ориентировка» (СБО), который в настоящее время изучается школьниками с 1 класса, что подчеркивает специфику и акценты в образовании данной категории детей.

Несмотря на достаточно длительный период существования предмета СБО в учебном плане вспомогательной школы , анализ школьной практики свидетельствует о наличии проблем в плане организации и методики проведения этих уроков:

В методике обучения на уроках СБО преобладают беседа, работа с иллюстративным материалом и т.д. Занятия по данному предмету часто проводятся в условиях, не позволяющих реализовывать предусмотренное программное содержание (отсутствие специально оборудованного кабинета, необеспеченность учебных занятий необходимым материалом, оборудованием и т.д.)

Основополагающие аспекты уроков СБО:

Их целевая направленность, особенности содержания, и соответственно роли в образовательной подготовке данной группы учащихся;

Необходимых материально-организационных условий проведения учебных занятий.

Особенности развития детей с интеллектуальной недостаточностью указывают на непродуктивность знаниеориентированного подхода в процессе их обучения, что подтверждается результатами экспериментальных исследований- уровень знаний учащихся в области социально-бытовой ориентировки вовсе не гарантирует такой же уровень сформированности практических умений. (Бгажнокова, Гамаюнова, Москоленко и др.) в приведенных ими исследованиях выявлен низкий уровень практической подготовленности младших школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью в области бытового труда на фоне более высокого у большинства учащихся уровня знаний. Это свидетельствует о том, что наличие  знаний об окружающем мире и о необходимых действиях в той или иной жизненной ситуации не приводит автоматически к формированию соответствующих умений.

Умение есть результат овладения новым действием или способом деятельности, основанном на каком-либо знании и использовании его в процессе решения определенных задач. Именно сформированностью необходимых умений обуславливается успешность осуществления той или иной деятельности. Таким образом, целью педагогического процесса является формирование необходимых в жизни умений.

И так целью обучения детей с интеллектуальной недостаточностью по предмету СБО являются практические умения учащихся ориентироваться в окружающем мире и самостоятельно организовывать свой быт.

Достижение данной цели предусматривает необходимость решения следующих задач:

Формирование у учащихся бытовых трудовых умений: умений в области организации питания, ухода за телом, жилищем, одеждой, обувью, и другими предметами обихода; формирование экономико-бытовых умений: умение бережного обращения с окружающими предметами, пищей, водой, электричеством, умений выбирать товары и совершать покупки, умений планировать бюджет семьи; ориентировка учащихся в услугах различных предприятий и учреждений (торговли, службы быта, связи, культуры, медицинской помощи), формирование практических умений пользоваться ими; формирование умений пользоваться услугами общественного транспорта;

ориентировка учащихся в нормах культуры поведения, взаимоотношений с различными людьми, формирование умений общения и культурного поведения;

формирование необходимых представлений о семье, семейных взаимоотношениях, организации быта и досуга семьи;

ориентировка учащихся в организационных аспектах трудоустройства.

Задачи указывают на главные направления педагогической работы, на основании которых выделены разделы программы предмета СБО: 1-5 классы: личная гигиена, питание, одежда, обувь, жилище, предприятия, учреждения. Медицинская помощь, улица, транспорт, комнатные растения-3-5 классы. 6-10 классы: личная гигиена, питание, одежда, обувь, семья, жилище, предприятия, учреждения, мед.помощь (9-10 кл.) транспорт (6-8 кл.). трудоустройство (9-10 кл.).

Большая часть программного материала связана с областью бытового труда (70-80%). Бытовой труд - трудовая деятельность обслуживающего характера в условиях конкретной обстановки проживания человека для удовлетворения его материальных и культурно-гигиенических потребностей посредством организации питания, ухода за телом, одеждой, жилищем. Школьники с интеллектуальной недостаточностью должны овладеть жизненно значимым минимумом бытовых трудовых умений, применение которых в повседневной жизни обеспечивает достойное существование человека. Умения, имеющие жизненно важное значение и одновременно доступные абсолютному большинству учащихся данной категории, называются базовыми умениями. Таким образом, процесс обучения школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью в области бытового труда направлен на формирование базовых бытовых трудовых умений.

В течение десяти лет обучения в школе с легкой интеллектуальной недостаточностью учащиеся должны овладеть следующим минимумом жизненно значимых умений в области бытового труда:

Различать продукты питания  разных групп: овощи, фрукты, молочные, мучные, мясные, рыбные продукты, крупы, кондитерские изделия;

-определять способы употребления в пищу ( в сыром , вареном, жареном виде) различных продуктов питания;

-различать доброкачественные продукты питания;

-размещать продукты питания в соответствующих местах хранения;

- обрабатывать  продукты перед приемом в пищу;

-готовить простейшие блюда;

-правильно пользоваться столовыми приборами;

-сервировать стол к завтраку, обеду, ужину;

-убирать стол после еды;

-соблюдать правила приема пищи, правила поведения за столом.

В сфере ухода за телом:

-выполнять вечерний и утренний туалет;

-мыть тело;

-мыть и расчесывать волосы;

-чистить и подстригать ногти рук и ног;

-пользоваться предметами гигиены;

-пользоваться дезодорантом, духами, одеколоном;

-оценивать свой внешний вид;

В сфере ухода за одеждой и обувью:

-пользоваться застежками различных видов;

-складывать и развешивать одежду;

-чистить одежду щеткой;

-стирать одежду вручную и в стиральной машине;

-зашнуровывать обувь, завязывать шнурки на узелок;

-чистить обувь;

-сушить мокрую обувь;

В сфере ухода за жилищем

-наводить порядок в помещении;

-застилать постель;

-удалять пыль с мебели, зеркал и т.д.;

-подметать и мыть полы;

-пользоваться пылесосом;

-выполнять ежедневную, генеральную уборку квартиры;

-ухаживать за комнатными растениями

Основными содержательными линиями в области СБО школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью являются следующие: бытовая трудовая деятельность; предприятия и учреждения сферы обслуживания населения; семья, трудоустройство, организация досуга.

Содержание и методики проведения уроков по предмету СБО имеет ярко выраженный деятельностный характер- направленность на формирование жизненно значимых умений.

Именно этой целевой направленностью и особенностями содержания уроков СБО обусловлена необходимость создания специальных условий для их проведения. В первую очередь это обеспечение уроков натуральными средствами наглядности, которые можно представить следующими группами:

-предметы быта: одежда, обувь, посуда, продукты, комнатные растения, телефонные аппараты, предметы личной гигиены и др.

-предметы бытового труда: кухонные принадлежности, иглы, нитки, ножницы, щетки, крем для обуви, утюги, вешалки, мыло, порошки и др.

-вспомогательные средства: тренажеры для обучения расстегиванию и застегиванию разных видов застежек, заплетанию косичек и др.

Ряд уроков СБО можно проводить в других школьных помещениях, помимо класса. Например, в спальне- при обучении настиланию постели , в бытовой комнате –при обучении складыванию и развешиванию одежды, в актовом зале – при формировании умений вести себя в кинотеатре и т.д.

Можно продуктивно использовать и ресурсы школьного двора. Например, сделать разметку дороги, смоделировать остановку общественного транспорта и осваивать на уроках, проводимых во дворе школы, правила поведения пешеходов на улице, правила перехода улиц, умения ориентироваться на остановках общественного транспорта и др.

Лишь при условии необходимого материально-организованного обеспечения уроков по СБО возможна реализация программы в полном объеме по такому очень значимому для умственно отсталого ребенка предмету.

На законодательном уровне в нашей стране зафиксировано, что одной из целей специального образования лиц с особенностями психофизического развития является социальная адаптация и интеграция указанных лиц в общество, в том числе приобретение навыков самообслуживания, подготовки к трудовой и профессиональной деятельности, семейной жизни. Во вспомогательной школе предметом учебного плана , непосредственно направленным на достижение этих целей является СБО. Значимость этого предмета очевидна. Поэтому его можно считать важнейшим предметом учебного плана, подчеркивающим специфику образования школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью.


 

Социально бытовая ориентировка школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью

Социально бытовая ориентировка школьников с легкой интеллектуальной недостаточностью

И так целью обучения детей с интеллектуальной недостаточностью по предмету

И так целью обучения детей с интеллектуальной недостаточностью по предмету

Различать продукты питания разных групп: овощи, фрукты, молочные, мучные, мясные, рыбные продукты, крупы, кондитерские изделия; -определять способы употребления в пищу ( в сыром , вареном,…

Различать продукты питания разных групп: овощи, фрукты, молочные, мучные, мясные, рыбные продукты, крупы, кондитерские изделия; -определять способы употребления в пищу ( в сыром , вареном,…

В первую очередь это обеспечение уроков натуральными средствами наглядности, которые можно представить следующими группами: -предметы быта: одежда, обувь, посуда, продукты, комнатные растения, телефонные аппараты, предметы…

В первую очередь это обеспечение уроков натуральными средствами наглядности, которые можно представить следующими группами: -предметы быта: одежда, обувь, посуда, продукты, комнатные растения, телефонные аппараты, предметы…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.03.2021