Статья: Стратегии смыслового чтения (Обобщение педагогического опыта) Ф.И.О. Скворцова Людмила Чимитовна Место работы: г. Хабаровск МАОУ «Лицей Ступени»» Должность: Учитель начальных классов
Описание стратегии смыслового чтения №1
Цель: Развитие антиципации Задача: выработать мотивацию к прочтению текста
Название стратегии: «Прогноз по заголовку»
Тип стратегии: пред текстовая
Цели стратегии: умение предполагать, прогнозировать содержание текста Подробный алгоритм реализации стратегии:
Идёт подготовка к восприятию, прогнозирую по заглавию, о чём пойдёт речь в данном тексте (интерпретирую текст).
1. Рассказ Ю. Коваля «Три сойки».
-Ребята, скажите, а вы были в лесу?
-Расскажите, что вы интересного видели там?
-В лесу очень тихо, слышно пение птиц. Каких птиц можно услышать в лесу?
-Посмотрите на изображение птиц .(Картинки заранее прикреплены на ёлочки). -Какие из них вам знакомы?
-Это птицы –жители леса. Вы слышали их голоса?
2.Прочитайте заголовок рассказа Ю. Коваля «Три сойки»
3. Подумайте, о чем может идти речь в рассказе?
4.Вам знакома эта птица? Вы слышали, как она поёт? (показываю изображение сойки)
5.Познакомиться с ней поближе и представить ,как она поёт, нам поможет писатель Ю. Коваль в своём рассказе «Три сойки»
6.Что хотели бы узнать из рассказа, судя по заголовку?
Фиксирую на доске предложенные вопросы, Т.О. появляется некий план. Исходя из этого плана прогнозируем, с каким текстом будем работать на уроке, с художественным или научно-познавательным.
План:
1. Где живут сойки.
2. Как они выглядят (внешний вид)
3. Чем питаются.
4. Как поют.
5. Увидеть вживую соек.
6. Три сойки
Юрий Коваль «Три сойки»
Когда в лесу кричит сойка, мне кажется, что огромная еловая шишка трётся о сосновую кору. Но зачем шишке об кору тереться? Разве по глупости?
А сойка кричит для красоты. Она думает, что это она поёт. Вот ведь какое птичье заблуждение! А на вид сойка хороша — головка палевая с хохолком, на крыльях — зеркала голубые, а уж голос, как у граблей, — скрип да хрип.
Вот раз на рябине собрались три сойки и давай орать. Орали, орали, драли горло — надоели. Выскочил я из дому — сразу разлетелись. Подошёл к рябине — ничего под рябиной не видно, и на ветках всё в порядке, непонятно, чего они кричали. Правда, рябина ещё не совсем созрела, не красная, не багряная, а ведь пора — сентябрь.
Ушёл я в дом, а сойки опять на рябину слетелись, орут, грабли дерут. Вслушался я и подумал, что они со смыслом трещат.
Одна кричит: — Дозреет! Дозреет!
Другая: — Догреет! Догреет!
А третья кричит: — Тринтрябрь!
Первую я сразу понял. Это она про рябину кричала, мол, рябина ещё дозреет, вторая — что солнце рябину догреет, а третью не мог понять.
Потом сообразил, что сойкин «тринтрябрь» — это наш сентябрь. Для её-то голоса сентябрь слишком нежное слово.
Между прочим, сойку я эту заприметил. Слушал её и в октябре, и в ноябре, и всё она кричала: «Тринтрябрь!»
Вот ведь дурында,
вся-то наша осень для неё — тринтрябрь.
Описание стратегии смыслового чтения №2
Название стратегии: « Проверочный лист »
Тип стратегии: после текстовая
Цели стратегии: проверка углубленного восприятия и понимание текста.
Алгоритм реализации стратегии:
Вот мы и закончили обсуждение замечательного рассказа Ю. Коваля «Три сойки», давайте вновь вернёмся к рассказу, с которым мы познакомились.
-Согласны ли вы с название рассказа или всё же ваши заголовки точнее выражают мысль автора? (Обращается к записям на доске).
- Изменилось ли ваше мнение? Почему?
Алгоритм реализации стратегии:
Проверочный лист
№ |
Вопросы |
Ответы |
1 |
Какие слова слышатся автору в пении птиц? |
|
2 |
Проследи, какие звуки в них повторяются. |
|
3 |
Чем должен обладать человек, чтобы понимать язык животных? |
|
4 |
Как ты думаешь? ( воображением, любовью к природе) |
|
5 |
Тебе понравилось, как Юрий Коваль расшифровал разговор соек? |
|
6 |
Внешность соек соответствует их голосу? |
|
7 |
Какой голос у соек? |
|
8 |
Какие слова-названия действий говорят о том, что сойки пели громко? |
|
9 |
Найди в тексте все сравнения и выражения, которые использует писатель, чтобы рассказать о пении соек. |
|
Описание стратегии смыслового чтения №3
Название стратегии: « Чтение с остановками »
Тип стратегии: текстовая
Цели стратегии: понимание текста и создание его читательской интерпретации
Подробный алгоритм реализации стратегии:
Данный прием имеет следующий алгоритм работы:
1. стадия -вызов.
2.стадия-осмысление. (Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Вопросы охватывают все уровни таблицы вопросов Блума. )
3. стадия -рефлексия.
Алгоритм стратегии.
1. Краткая информация о личности автора.
2. Обсуждение названия произведения. Почему именно так называется произведение? Что, как кажется ученикам, может произойти в рассказе с таким названием?
Ответы учеников фиксирую на доске, чтобы в дальнейшем сравнить их предположения с реальными событиями в тексте(совпали, не совпали).
3. Выделяю в тексте пять остановок.
Во время этих остановок я задаю вопросы, которые побуждали бы учеников к критическому мышлению. Обсуждаем непонятные слова, анализируем средства художественного выражения, используя вопросы: «Что заставило героя поступить именно так?», «Как дальше будут разворачиваться события?», «Какие чувства вызвал этот отрывок текста?» и т.д.
Знакомство с биографией писателя.
Эдуард Юрьевич Шим (настоящая фамилия -Шмидт) (1930-2006) -русский писатель. Родился 23 августа 1930 года в Ленинграде. Во время войны эвакуирован, вырос в детском доме. С 16 лет работал, переменив множество занятий. Мастер на все руки —столяр и садовод, токарь и шофёр. Начал печататься с 1949 года, писал преимущественно для детей о природе. Э.Ю.Шим умер 13 марта 2006 года. Шим —хороший рассказчик, у него чувствуется любовь к природе. Он хорошо понимает детей, которые часто являются героями его рассказов. Наблюдая будничную жизнь с ее заботами и тяготами, Шим отбирает события, которые чем-либо выделяются в этой жизни или же особо выделены им самим. Он любит изображать людей, которых что-то захватывает, удивляет и восхищает, которые испытывают душевный подъем и верят в добро.
Знакомство с рассказом «Чем пахнет весна».
-Как вы думаете, о чём будет идти речь в данном тексте?
-Какие изменения происходят в природе с приходом весны?
-Какие запахи мы чувствуем весной?
Чем пахнет весна? (Фиксация ответов учащихся на доске).
-Свежестью
-это не какой-то один определённый запах, а сочетание разных, характерных для этого времени года запахов.
-Давайте прочитаем произведение и посмотрим, как автор ответил на этот вопрос.
Чтение 1 части.
Мама сказала:
-Скоро запахнет весной.
Я спросил:
-Мама, а чем пахнет весна?
Вопросы:
-Как вы думаете, что ответила мама?
Чтение 2 части.
Мама говорит:
-Сам узнаешь.
Вот стало ярко светить солнце. С крыш, с прозрачных сосулек падают капли. Они сверкают на солнце.
Я говорю:
-Пахнет весной?
-Нет,
-отвечает мама.
-Весна только ещё улыбается. Рано!
Вопросы:
-Какую картину представили после прочтения данной части?
-Почему мама сказала, что весна улыбается?
-Что будет происходить дальше?
Чтение 3 части.
Потом снег стал таять. Побежали ручьи. Вода в ручьях громко шумит. Воробьи чирикают. Девочки нашли сухую дорожку и прыгают через длинную верёвку. Они звонко смеются.
Я говорю:
-Пахнет весной?
-Нет,
-отвечает мама.
-Весна только голос подаёт. Рано!
Вопросы:
-Какую картинку представили?
-Что услышали?
-Почему мама сказала, что весна подаёт голос?
-Что произойдёт дальше?
Чтение 4 части
Наконец растаял снег. Стало тепло. Мы нашли в лесу первые подснежники.
Вопросы:
-Были ли верны ваши представления о том, что будет происходить дальше?
-Что представили?
-Что произойдёт дальше?
-Чем закончится рассказ?
Чтение 5 части.
Мама понюхала их и говорит:
-Вот теперь пахнет настоящей весной.
Я поставил первые весенние цветочки в маленькую вазочку.
Вопросы:
-Чем же пахнет весна по мнению Эдуарда Шима?
-Совпали ли ваши предположения с авторскими?
-С какой целью автор написал это произведение?
Сведения о подснежниках.
-А вы знаете, что первые весенние цветы имеют название галантус. Это его ботаническое название. Но мы с давних пор зовём его подснежником, т.к. он пробился из-под снега. Но не всем известно, что этот милый и хрупкий цветок находится на грани исчезновения. И в этом виноваты мы - люди. Ведь не многие задумываются, что пройдёт время и ваши дети, правнуки, будут видеть подснежники лишь на картинке. Если вам уж очень хочется иметь букетик первоцветов у себя, то можно купить в цветочном магазине луковицы подснежников, посадить осенью их в своём саду. И ранней весной у вас будет свой прекрасный весенний букетик.
Вопросы:
-Понравилось ли вам прочитанное произведение? Почему?
-Как бы вы закончили данное произведение?
Творческая работа в парах.
-Сейчас вы сами попробуете себя в роли писателей
-Придумайте и запишите своё окончание рассказа. Договоритесь, кто будет выступать.
Представление сочинений.
Рассказ Э.Шим «Чем пахнет весна»
Мама сказала: -Скоро запахнет весной. Я спросил: -Мама, а чем пахнет весна?
СТОП Мама говорит: - Сам узнаешь. Вот стало ярко светить солнце. С крыш, с прозрачных сосулек падают капли. Они сверкают на солнце. Я говорю: - Пахнет весной? - Нет, отвечает мама. - Весна только ещё улыбается. Рано!
СТОП. Потом снег стал таять. Побежали ручьи. Вода в ручьях громко шумит. Воробьи чирикают. Девочки нашли сухую дорожку и прыгают через длинную верёвку. Они звонко смеются. Я говорю: -Пахнет весной? -Нет, отвечает мама. - Весна только голос подаёт. Рано!
СТОП. Наконец растаял снег. Стало тепло. Мы нашли в лесу первые подснежники.
СТОП Мама понюхала их и говорит: -Вот теперь пахнет настоящей весной. Я поставил первые весенние цветочки в маленькую вазочку.
СТОП
Использованная литература:
1. Сметанникова Н.Н. Стратегиальный
подход к обучению чтению. Междисциплинарные проблемы чтения и грамотности /
Н.Н. Сметанникова. – М.: ШБ, 2005.
2. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям
чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя / Н.Н.
Сметанникова. – М.: Баласс, 2011. – 128 с. (Образовательная система «Школа
2100»).
3. Сметанникова Н.Н. Стратегия воспитания
лидеров чтения. / Н.Н. Сметанникова // Homo Legens. – 3 – М.: ШБ, 2006.
4. Сметанникова Н.Н. «Описание стратегий
смыслового чтения». [ Электронный ресурс]/ - Режим доступа:
sites.google.com.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.