Статья"Стратегия смыслового чтения" (из опыта)
Оценка 4.7

Статья"Стратегия смыслового чтения" (из опыта)

Оценка 4.7
Документация
docx
чтение
2 кл—4 кл
22.05.2020
Статья"Стратегия смыслового чтения" (из опыта)
Использование стратегии смыслового чтения на примере текстов на уроках чтения
Скворцова Л.Ч. Лицей Ступени г.Хабаровск.docx

Статья: Стратегии смыслового чтения (Обобщение педагогического опыта)                                       Ф.И.О. Скворцова Людмила Чимитовна                                                                                                  Место работы: г. Хабаровск МАОУ «Лицей Ступени»»                                                                 Должность: Учитель начальных классов

Описание стратегии смыслового чтения №1

Цель: Развитие антиципации                                                                                                                                          Задача: выработать мотивацию к прочтению текста

Название стратегии: «Прогноз по заголовку»

Тип стратегии: пред текстовая

Цели  стратегии: умение предполагать, прогнозировать содержание текста Подробный алгоритм реализации стратегии:

Идёт подготовка к восприятию, прогнозирую по заглавию, о чём пойдёт речь в данном тексте (интерпретирую текст).

1. Рассказ Ю. Коваля «Три сойки».                                                                                                                          

-Ребята, скажите, а вы были в лесу?

-Расскажите, что вы интересного видели там?

-В лесу очень тихо, слышно пение птиц. Каких птиц можно услышать в лесу?

-Посмотрите на изображение птиц .(Картинки заранее прикреплены на ёлочки).     -Какие из них вам знакомы?

-Это птицы –жители леса. Вы слышали их голоса?

2.Прочитайте заголовок рассказа Ю. Коваля «Три сойки»

3. Подумайте, о чем может идти речь в рассказе?  

4.Вам знакома эта птица? Вы слышали, как она поёт? (показываю изображение сойки)

5.Познакомиться с ней поближе и представить ,как она поёт, нам поможет писатель   Ю. Коваль в своём рассказе «Три сойки»

6.Что хотели бы узнать из рассказа, судя по заголовку? 

Фиксирую на доске  предложенные вопросы, Т.О. появляется некий план. Исходя из этого плана прогнозируем, с каким текстом будем работать на уроке, с художественным или научно-познавательным.

План:

1.      Где живут сойки.

2.      Как они выглядят (внешний вид)

3.      Чем питаются.

4.      Как поют.

5.      Увидеть вживую соек.

6.      Три сойки

Юрий Коваль   «Три сойки»

Когда в лесу кричит сойка, мне кажется, что огромная еловая шишка трётся о сосновую кору. Но зачем шишке об кору тереться? Разве по глупости?

А сойка кричит для красоты. Она думает, что это она поёт. Вот ведь какое птичье заблуждение! А на вид сойка хороша — головка палевая с хохолком, на крыльях — зеркала голубые, а уж голос, как у граблей, — скрип да хрип.

Вот раз на рябине собрались три сойки и давай орать. Орали, орали, драли горло — надоели. Выскочил я из дому — сразу разлетелись. Подошёл к рябине — ничего под рябиной не видно, и на ветках всё в порядке, непонятно, чего они кричали. Правда, рябина ещё не совсем созрела, не красная, не багряная, а ведь пора — сентябрь.

Ушёл я в дом, а сойки опять на рябину слетелись, орут, грабли дерут. Вслушался я и подумал, что они со смыслом трещат.

Одна кричит: — Дозреет! Дозреет!

Другая: — Догреет! Догреет!

А третья кричит: — Тринтрябрь!

Первую я сразу понял. Это она про рябину кричала, мол, рябина ещё дозреет, вторая — что солнце рябину догреет, а третью не мог понять.

Потом сообразил, что сойкин «тринтрябрь» — это наш сентябрь. Для её-то голоса сентябрь слишком нежное слово.

Между прочим, сойку я эту заприметил. Слушал её и в октябре, и в ноябре, и всё она кричала: «Тринтрябрь!»

Вот ведь дурында, вся-то наша осень для неё — тринтрябрь.

Описание стратегии смыслового чтения №2

Название стратегии: « Проверочный лист »

Тип стратегии: после текстовая

Цели  стратегии: проверка углубленного восприятия и понимание текста.

Алгоритм реализации стратегии:

Вот мы и закончили обсуждение замечательного рассказа Ю. Коваля «Три сойки», давайте вновь вернёмся к рассказу, с которым мы познакомились.

-Согласны ли вы с название рассказа или всё же ваши заголовки точнее выражают мысль автора? (Обращается к записям на доске).

- Изменилось ли ваше мнение? Почему?

Алгоритм реализации стратегии:

Проверочный лист

Вопросы

Ответы

1

Какие слова слышатся  автору в пении птиц?

 

2

Проследи, какие звуки  в них повторяются.

 

3

Чем должен обладать человек, чтобы понимать  язык животных?

 

4

Как ты думаешь? ( воображением, любовью к природе)

 

5

Тебе понравилось, как Юрий Коваль расшифровал разговор соек?

 

6

Внешность соек соответствует их голосу?

 

7

Какой  голос у соек?

 

8

Какие слова-названия действий говорят о том, что сойки пели громко?

 

9

Найди в тексте все сравнения и выражения, которые использует  писатель, чтобы рассказать о пении соек.

 

 

Описание стратегии смыслового чтения №3

Название стратегии: « Чтение с остановками »

Тип стратегии: текстовая

Цели  стратегии: понимание текста и создание его читательской интерпретации

Подробный алгоритм реализации стратегии:

Данный прием имеет следующий алгоритм работы:

1. стадия -вызов.

2.стадия-осмысление. (Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Вопросы охватывают все уровни таблицы вопросов Блума. )

3. стадия -рефлексия.

Алгоритм стратегии.

1. Краткая информация о личности автора.

2. Обсуждение названия произведения. Почему именно так называется произведение? Что, как кажется ученикам, может произойти в рассказе с таким названием?

Ответы учеников фиксирую на доске, чтобы в дальнейшем сравнить их предположения с реальными событиями в тексте(совпали, не совпали).

3. Выделяю в тексте пять остановок.

Во время этих остановок я  задаю вопросы, которые побуждали бы учеников к критическому мышлению. Обсуждаем непонятные слова, анализируем средства художественного выражения, используя вопросы: «Что заставило героя поступить именно так?», «Как дальше будут разворачиваться события?», «Какие чувства вызвал этот отрывок текста?» и т.д.

Знакомство с биографией писателя.

Эдуард Юрьевич Шим (настоящая фамилия -Шмидт) (1930-2006) -русский писатель. Родился 23 августа 1930 года в Ленинграде. Во время войны эвакуирован, вырос в детском доме. С 16 лет  работал, переменив множество занятий. Мастер на все руки —столяр и садовод, токарь и шофёр.  Начал печататься  с  1949  года,  писал  преимущественно  для  детей    о  природе. Э.Ю.Шим умер 13 марта 2006 года. Шим —хороший рассказчик, у него чувствуется любовь к природе. Он хорошо понимает детей, которые часто являются героями его рассказов. Наблюдая  будничную  жизнь  с  ее  заботами  и  тяготами,  Шим  отбирает события,  которые  чем-либо  выделяются  в  этой  жизни  или  же  особо выделены  им  самим.  Он  любит  изображать  людей,  которых  что-то захватывает, удивляет и восхищает, которые испытывают душевный подъем и верят в добро.

Знакомство с рассказом «Чем пахнет весна».

-Как вы думаете, о чём будет идти речь в данном тексте?

-Какие изменения происходят в природе с приходом весны?

-Какие запахи мы чувствуем весной?

Чем пахнет весна? (Фиксация ответов учащихся на доске).

-Свежестью

-это не какой-то один определённый запах, а сочетание разных, характерных для этого времени года запахов.

-Давайте прочитаем произведение и посмотрим, как автор ответил на этот вопрос.

Чтение 1 части.

Мама сказала:

-Скоро запахнет весной.

Я спросил:

-Мама, а чем пахнет весна?

Вопросы:

-Как вы думаете, что ответила мама?

Чтение 2 части.

Мама говорит:

-Сам узнаешь.

Вот  стало  ярко светить солнце. С крыш, с прозрачных сосулек падают капли. Они сверкают на солнце.

Я говорю:

-Пахнет весной?

-Нет,

-отвечает мама.

-Весна только ещё улыбается. Рано!

Вопросы:

-Какую картину представили после прочтения данной части?

-Почему мама сказала, что весна улыбается?

-Что будет происходить дальше?

Чтение 3 части.

Потом  снег  стал  таять.  Побежали  ручьи.  Вода  в  ручьях громко шумит. Воробьи чирикают. Девочки нашли сухую  дорожку и  прыгают через длинную верёвку. Они звонко смеются.

Я говорю:

-Пахнет весной?

-Нет,

-отвечает мама.

-Весна только голос подаёт. Рано!

Вопросы:

-Какую картинку представили?

-Что услышали?

-Почему мама сказала, что весна подаёт голос?

-Что произойдёт дальше?

Чтение 4 части

Наконец    растаял  снег.  Стало  тепло.  Мы  нашли  в  лесу  первые подснежники.                                                             

Вопросы:

-Были ли верны ваши представления о том, что будет происходить дальше?

-Что представили?

-Что произойдёт дальше?

-Чем закончится рассказ?

Чтение 5 части.

Мама понюхала их и говорит:

-Вот теперь пахнет настоящей весной.

Я поставил первые весенние цветочки в маленькую  вазочку.

Вопросы:

-Чем же пахнет весна по мнению Эдуарда Шима?

-Совпали ли ваши предположения с авторскими?

-С какой целью автор написал это произведение?

Сведения о подснежниках.

-А вы знаете, что первые  весенние цветы имеют название галантус. Это его ботаническое название.  Но мы с давних пор зовём его подснежником, т.к. он пробился из-под снега. Но не всем известно,  что  этот  милый  и  хрупкий  цветок  находится  на  грани исчезновения. И в этом виноваты мы - люди.  Ведь не многие задумываются, что пройдёт время и ваши дети, правнуки, будут видеть подснежники лишь на картинке. Если вам уж очень хочется иметь букетик первоцветов у себя, то  можно купить в цветочном магазине луковицы  подснежников, посадить осенью их в своём саду. И ранней весной у вас будет свой прекрасный весенний букетик.

Вопросы:

-Понравилось ли вам прочитанное произведение? Почему?

-Как бы вы закончили данное произведение?

Творческая работа в парах.

-Сейчас вы сами попробуете себя в роли  писателей

-Придумайте и запишите своё окончание рассказа. Договоритесь, кто будет выступать.

Представление сочинений.

 

Рассказ Э.Шим «Чем пахнет весна»

Мама сказала:                                                                                                                                                             -Скоро запахнет весной.                                                                                                                                         Я спросил:                                                                                                                                                                -Мама, а чем пахнет весна?                                                                                                        

СТОП                                                                                                                                                                    Мама  говорит:                                                                                                                                                    - Сам узнаешь.                                                                                                                                                    Вот стало ярко светить солнце. С крыш, с прозрачных сосулек падают капли. Они сверкают на солнце.                                                                                                                                                                  Я говорю:                                                                                                                                                                         - Пахнет весной?                                                                                                                                            - Нет, отвечает мама.                                                                                                                                        - Весна только ещё улыбается. Рано!

СТОП.                                                                                                                                                               Потом снег стал таять. Побежали ручьи. Вода в ручьях громко шумит. Воробьи чирикают. Девочки нашли сухую дорожку и прыгают через длинную верёвку. Они звонко смеются.                                                                                                                                 Я говорю:                                                                                                                                                                  -Пахнет весной?                                                                                                                                               -Нет, отвечает мама.                                                                                                                                             - Весна только голос подаёт. Рано!

СТОП.                                                                                                                                                         Наконец растаял снег. Стало тепло. Мы нашли в лесу первые подснежники.

СТОП                                                                                                                                                           Мама понюхала их и говорит:                                                                                                                           -Вот теперь пахнет настоящей весной. Я поставил первые весенние цветочки в маленькую вазочку.

СТОП

Использованная литература:

1.  Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению. Междисциплинарные проблемы чтения и грамотности / Н.Н. Сметанникова. – М.: ШБ, 2005.
2. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова. – М.: Баласс, 2011. – 128 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
3. Сметанникова Н.Н. Стратегия воспитания лидеров чтения. / Н.Н. Сметанникова // Homo Legens. – 3 – М.: ШБ, 2006.
4. Сметанникова Н.Н. «Описание стратегий смыслового чтения». [ Электронный ресурс]/ - Режим доступа: sites.google.com.


 

Статья: Стратегии смыслового чтения (Обобщение педагогического опыта)

Статья: Стратегии смыслового чтения (Обобщение педагогического опыта)

Ушёл я в дом, а сойки опять на рябину слетелись, орут, грабли дерут

Ушёл я в дом, а сойки опять на рябину слетелись, орут, грабли дерут

Название стратегии: « Чтение с остановками »

Название стратегии: « Чтение с остановками »

Я говорю: -Пахнет весной? -Нет, -отвечает мама

Я говорю: -Пахнет весной? -Нет, -отвечает мама

Представление сочинений. Рассказ

Представление сочинений. Рассказ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.05.2020