Стаья "Методы и приёмы организации ситуации успеха как одно из направлений социализации учащихся"
Оценка 4.8

Стаья "Методы и приёмы организации ситуации успеха как одно из направлений социализации учащихся"

Оценка 4.8
Семинары
docx
классное руководство
4 кл
29.01.2017
Стаья "Методы и приёмы организации ситуации успеха как одно из направлений социализации учащихся"
Успех в учёбе - это завтрашний успех в жизни. Поэтому необходимо создавать ситуацию успеха на уроках. Тем самым, помогая ребятам почувствовать себя успешными и востребованными. Задача учителя состоит в том, чтобы дать возможность учащимся проявить свою индивидуальность, творчество, избавить от чувства страха и вселить уверенность в свои силы.
ситуация успеха.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Малоархангельская средняя  школа № 1» Выступление на школьном  педагогическом совете «Методы и приёмы организации ситуации успеха как одно из направлений социализации учащихся» Учитель начальных классов: Кванина Валентина Николаевна 2016 г.                                                          «Успех в учении – единственный источник                                                         внутренних сил, рождающий энергию для                                                                      преодоления трудностей, желания учиться»                                                                        В.А. Сухомлинский.    Успех в учёбе ­ это завтрашний успех в жизни. Поэтому необходимо создавать ситуацию успеха на уроках. Тем самым, помогая ребятам почувствовать себя успешными  и востребованными. . Что такое ситуация успеха?                     С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное,  организованное сочетание условий, при которых создаётся возможность достичь  значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива  в целом.     Что ведёт к успеху?  Нетрадиционные формы урока  Урок – диалог, урок – соревнование  Уроки – консультации  Уроки с групповыми формами работы  Уроки – творчества  Уроки – аукционы  Уроки – конкурсы  Уроки ­ игры    Нетрадиционные формы обучения  Интегрированные занятия, объединённые единой темой или проблемой  Комбинированные  занятия, способствующие длительной концентрации внимания и  системному восприятию учебного материала   Проектные занятия, направленные на воспитание культуры сотрудничества и  культуры умственного, учебно­продуктивного и творческого труда          Для создания  ситуации успеха на уроке можно использовать различные приемы и  методы. Я расскажу о тех, которые использую  для создания ситуации успеха на  своих  уроках.  Методы дифференцированного обучения           Задача учителя состоит в том, чтобы дать возможность учащимся проявить свою  индивидуальность, творчество, избавить от чувства страха и вселить уверенность в свои  силы. Класс, в котором работаю, состоит из учеников с неодинаковым развитием и  степенью подготовленности, поэтому добиваюсь, чтобы каждый ученик работал в полную  меру своих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда,  продвигался в развитии. На уроках очень часто применяю дифференциацию учебных  заданий.  «Ребёнка в педагогическом процессе должно сопровождать чувство свободного  выбора» (Ш.А.Амонашвили).  Варианты заданий обычно отличаются уровнем трудности,  уровнем творчества, объёмом. Ученики сами определяют,  какой вариант будут выполнять. Возможно применение игровых приёмов, с помощью которых задаётся уровень сложности  задания.    Еще одной разновидностью дифференциации обучения является предоставление  обучающимся права выбора содержания, методов и форм обучения. Безусловно, к  такому выбору ученика надо специально готовить. Во­первых, у него уже должны быть  сформированы некоторые умения работать самостоятельно, при этом дается установка  учителя: сначала работаем вместе, чтобы потом ты мог работать сам (только то, что ты  сделаешь самостоятельно, будет иметь значение). Во­вторых, нужна постоянная  воспитательная работа, в результате которой ученик утверждается в мысли, что только тот может добиться успехов в учении, в жизни, кто работает энергично, активно, на пределе  своих возможностей.    Созданию ситуации успеха способствует использование педагогом в учебно­ воспитательном процессе коллективных форм обучения. В данном случае действует  принцип “Одна голова хорошо, а две лучше” или “Что одному не под силу, то легко  коллективу”. Часть обучающихся, к сожалению, нередко чувствуют неуверенность в  собственных силах, работая самостоятельно. Выполняя работу в паре постоянного или  сменного состава, в группе, дети получают возможность справиться с заданием успешно.  Кроме того, введение в урок коллективных форм обучения позволяет педагогу оживить  занятие, учитель предоставляет возможность реализации коммуникативных потребностей  учеников. Формы коллективной учебной работы обучающихся, используемые нами в своей  педагогической деятельности: работа в парах постоянного и сменного состава, работа в микрогруппах ( тройках, четверках), работа в группах (5­7 человек), коллективная работа  (класс делится на 2­3 группы или выполняется общая для всего класса работа).    Метод проектов  – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию  фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, это самостоятельная  творческая работа обучающихся под руководством учителя. Проекты могут выполняться  детьми как индивидуально, так и группами. Например, на уроках технологии младшие  школьники могут работать над следующими проектами: “Город моего будущего”, “Улица  моей мечты”, “В гостях у сказки” и т.д.     Значение метода проектов в создания ситуации успеха на уроке:      развитие активной позиции ученика в учебной деятельности, его самостоятельности, инициативности; воспитание умения работать в коллективе, развитие коммуникативных  способностей; повышение уверенности обучающихся в себе, мотивации учения; построение учебного процесса с опорой на интересы детей. Созданию ситуаци успеха на уроке  способствует благоприятная психологическая  атмосфера. Это  Спокойный доброжелательный тон учителя.  Доброжелательные взаимоотношения между учителем и учеником. Никогда не называть  ученика по фамилии и употреблять ее только в случае, если есть необходимость проявить  строгость и показать недовольство совершенным проступком.  Поддержать неуверенного ученика во время выполнения заданий на уроке. Эта  поддержка нужна постоянно. Для этого можно использовать фразы: «Хорошо», «Очень  хорошо» и «Молодец», «Ты сегодня сделал лучше, чем вчера!», «Уже намного лучше!  Старайся  и дальше!» и т.д.  Предложить  на уроке музыкальную слайдовую презентацию.                   Создание ситуаций успеха можно осуществлять через  использование эффектов  на уроке, развивающих интерес к учебе:  Эффект новизны;   Эффект разнообразия;   Эффект занимательности;  Эффект увлекательности форм и метода изложения;  Эффект использования ярких художественных средств;  Эффект образности;  Эффект игры;  Эффект удивления школьника;  Эффект поиска;    Эффект парадоксальности.  Методов и приемов для создания  названных эффектов много и у каждого педагога они  свои. Вот некоторые из них:  Использование различных «изюминок», которые хороши тем, что они будят фантазию  учащихся, создают у них ощущение успеха, помогают оживить урок. Они используются как при изучении новой темы, так и при подведении итогов.  Например,  1) Связь домашнего задания с новой темой, сами ученики «открывают» тему. С целью  подготовки к восприятию нового материала, открытия замысла урока, проверяется  практическая часть домашнего задания. С помощью ключа ­ буквограда (зашифрованных  букв) определяется, какое слово  зашифровано. Подчеркивается, что именно правильно  выполненное домашнее задание помогло открытию темы урока, что ученики сами  сделали  это. 2) С целью пробуждения интереса к предстоящей работе, ученики выполняют задание:  «Что больше». Но из­за недостаточных знаний при выполнении  некоторых примеров  создается проблемная ситуация. Мотив – не хватает знаний, поэтому нужны новые правила сравнения! Ученики согласны с тем, что надо решить эту проблему.    Организация поисковой  деятельности, через создание  проблемных ситуаций.      Использование игровых методик. Проведение итоговых занятий в форме игры.  При изучении нового материала показать связь с другими предметами.   При выполнении коллективной  работы. При коллективной работе каждый ученик занят делом,  каждому ребенку хочется выглядеть знающим и умеющим. Поэтому у каждого  участника коллективного дела появляется интерес. Да, если он за работу получит еще  положительную оценку, то его желание работать на уроке еще больше возрастает.   Содержание материала для устных упражнений должно быть рассчитано на учащихся  разных категорий. Учитель сам определяет, кому какое задание в устном счете дать, чтобы  ребенок обязательно его выполнил.   Формировать умения и навыки, рассуждать по алгоритму: для сильных ­ это образец;  для средних и слабых ­ формируется умение высказываться.   Использование дополнительного материала на уроке так же создает ситуацию успеха на  уроке. Это  исторические справки, сочинения на математическую тему, кроссворды, стихи  о математике и др.    Использование  наглядных средств  позволяет активизировать как зрительную, так и  слуховую память. Применение различных методов контроля: само­ и взаимоконтроль, включенный контроль,  тестирование, диагностика по качеству полученных знаний, система оценки «Оцени себя  сам!».   Своевременное выявление проблем в знаниях и умениях учащихся  и  устранение  допущенных недостатков, затруднений. Необходимая коррекция должна проводиться на  этом же уроке, что и контроль или  пригласить на дополнительное занятие. На  дополнительном  занятии дать такое задание, которое нельзя не выполнить.        Ситуация успеха  не может возникнуть на пустом месте. Ее надо долго  и терпеливо  готовить, показывая школьнику, связь между тем, что он достиг, и тем, что ему пока  достичь не удалось. Школьнику следует постоянно внушать, что он может достичь  недостигнутого, что в нем хватит сил, ума, используя внушение, поддержку, установку на  завтрашнюю радость. Он должен быть убежден, что малейшим успехам он обязан, прежде  всего, самому себе.  Настоящий учитель, сам переживающий радость познания, всегда  стремится создать любому, даже не очень способному ученику «ситуацию успеха»,  позволяющую и ему ощутить эту радость.    В результате организации «ситуации успешности» на уроке удалось пронаблюдать  положительную динамику в росте позитивного настроения­ 56%­69%,  трудности в  принятии учебной задачи­ 36,4%­15,2%, повысилась мотивация обучения 35%­67%,   повысился уровень познавательной активности 8%­26%.     Положительные стороны успешности на уроке очевидны, т.к. в полной мере создаются  благоприятные условия формирования умений и навыков младших школьников. .                В заключении хочется отметить, ребенок приходит в школу преисполненный  желания учиться. Если ребенок теряет интерес к учебе, в этом нужно винить не только  семью, но и школу, и ее методы обучения. Успех является источником внутренних сил  ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок  испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого,  можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!               Таким образом, ситуация успеха в учебной деятельности – комплекс оптимальных  приемов, который способствует включению каждого ученика в активную учебную  деятельность на уровне его потенциальных возможностей и развивает эти возможности,  воздействуя на эмоционально волевую и интеллектуальную сферу личности школьника.

Стаья "Методы и приёмы организации ситуации успеха как одно из направлений социализации учащихся"

Стаья "Методы и приёмы организации ситуации успеха как одно из направлений социализации учащихся"

Стаья "Методы и приёмы организации ситуации успеха как одно из направлений социализации учащихся"

Стаья "Методы и приёмы организации ситуации успеха как одно из направлений социализации учащихся"

Стаья "Методы и приёмы организации ситуации успеха как одно из направлений социализации учащихся"

Стаья "Методы и приёмы организации ситуации успеха как одно из направлений социализации учащихся"

Стаья "Методы и приёмы организации ситуации успеха как одно из направлений социализации учащихся"

Стаья "Методы и приёмы организации ситуации успеха как одно из направлений социализации учащихся"

Стаья "Методы и приёмы организации ситуации успеха как одно из направлений социализации учащихся"

Стаья "Методы и приёмы организации ситуации успеха как одно из направлений социализации учащихся"

Стаья "Методы и приёмы организации ситуации успеха как одно из направлений социализации учащихся"

Стаья "Методы и приёмы организации ситуации успеха как одно из направлений социализации учащихся"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2017