STEAM- технологии как вид проектной и исследовательской деятельности в урочной и внеурочной деятельности. Из опыта работы. (методические рекомендации)
Оценка 4.6

STEAM- технологии как вид проектной и исследовательской деятельности в урочной и внеурочной деятельности. Из опыта работы. (методические рекомендации)

Оценка 4.6
docx
27.12.2021
STEAM- технологии как вид проектной и исследовательской деятельности в урочной и внеурочной деятельности. Из опыта работы. (методические рекомендации)
СТАТЬЯ -СТИМ-ОПЫТ.docx

STEAM- технологии как вид проектной и исследовательской деятельности в урочной и внеурочной деятельности. Из опыта работы.

(методические рекомендации)

Авторы: Михайлова Елена Владимировна,

МОБУ «СОШ «Муринский ЦО №2»

 

С сентября 2018 года  МОБУ «СОШ «Муринский ЦО №2» получило статус муниципальной инновационной площадки «STEAM-ШКОЛА: от предметно-фундаментального обучения к STEAM-образованию». Основной целью данной инновационной работы стала необходимость ухода от традиционной работы школы от предметно-фундаментального обучения и использование на практике STEAM-технологии. Работа в данном направлении велась 2 года и в своей статье мы хотели поделиться опытом и результатами инновационной работы в этом направлении.

В рамках работы над этим инновационным образовательным проектом перед творческой группой возникла проблема по теоретико-практическому обоснованию школы нового типа – “STEAM-школа”, обеспечивающего единство фундаментальности и практической направленности естественнонаучного образования за счет глубокой интеграции естественнонаучных, математических и технических дисциплин на основе продуктивно-творческих видов учебно-познавательной деятельности обучающихся. Так были выдвинуты некоторые идеи по достижению задач и реализации проекта на практике:

-       Фундаментальность подготовки по всему спектру естественнонаучных (физика, химия, география, биология) и смежно-значимых для них (математика, информатика и ИКТ и др.) дисциплин.

-       Единство фундаментальности и практической направленности естественнонаучной подготовки за счёт системной интеграции обозначенных дисциплин в условиях продуктивно-творческих видов деятельности обучающихся (проектной, исследовательской и др.) в режиме внеурочной работы.

-       Сотворчество учителей STEAM-предметов и обучающихся (при выполнении проектов, проведении исследований и т.д.).

-       Профориентация обучающихся через их вовлечение в продуктивно-творческие виды деятельности, в т.ч. на площадках социальных партнёров (ВУЗов, НИИ и т.д.).

Творческая группа учителей, работающая по реализации данного проекта, обсудили риски, связанные с работой в этом направлении и постарались учесть их. Работа велась последовательно и поэтапно.

На организационном этапе было необходимо определить перечень учебных предметов, подлежащих интеграции в условиях STEAM-образования и создать организационно-педагогические условия для обеспечения фундаментальности естественнонаучной подготовки. Так, было увеличено количество учебных часов на изучение математики, физики, химии, биологии, географии, информатики и ИКТ с 5 по 11 класс, что отразилось в учебном плане.

Основой для реализации идей STEAM-образования выбрана педагогическая теория межпредметных связей. Таким образом, был изучен имеющийся теоретический материал и отобран соответствующий дидактико-методический “инструментарий” (виды планирования, формы обучения и др.). После чего, возникла необходимость в создании своих адаптированных инновационных продуктов для реализации данного проекта. Творческая группа разработала свои экспериментальные предметные календарно-тематические планирования, интегрирующие урочную и внеурочную работу обучающихся по предмету. Основой интеграции урочной и внеурочной работы выступили межпредметные учебные проблемы в структуре содержания соответствующих учебных тем/уроков, которые могут стать базисом учебных STEAM-проектов и STEAM-исследований обучающихся.

Но инновационная работа не ограничивалась только учебной деятельностью, так как проектная и исследовательская работа выходит за рамки урока. Во внеурочную деятельность были также внесены коррективы с учетом направления работы всей школы. Разработанное планирование внеурочной работы стало логическим продолжением КТП по предметам, которое развивает идею интеграции урочной и внеурочной работы обучающихся и представляет собой свод STEAM-проектов и STEAM-исследований, выполнение которых предполагает сотрудничество учащихся и педагогов, представляющих разные предметные области. Так, в качестве внешней формы организации внеурочной деятельности обучающихся и представления её результатов в условиях STEAM-образования была создана школьная Академия наук. Деятельность обучающихся в рамках школьной Академии наук осуществляется по трём основным направлениям: естественно-научное, техническое, гуманитарное. В рамках деятельности школьной Академии наук также решаются задачи ранней и направленной профориентации за счёт реализации отдельных этапов STEAM-проектов и STEAM-исследований на базе ВУЗов СПб как её социальных партнёров. Основной формой представления результатов внеурочной деятельности (STEAM-проектов и STEAM-исследований) выбрана школьная научно-практическая конференция.

Идеи STEAM-образования, а также представленные выше экспериментальные материалы (КТП, STEAM-планирование внеурочной деятельности) нашли дальнейшее воплощение и получили первичную экспериментальную апробацию в рамках разработки и реализации STEAM-проекта – Ярмарки молодёжных идей, проектов и творчества «В слове «мы» – сто тысяч «Я», которая проходила на базе «Муринского центра образования №2» в феврале. Задействованные STEAM-предметы: география, история, литература и другие. В рамках Ярмарки творческие команды обучающихся представили подготовленные ими «выставочные площадки/стенды» регионов России, представляющие их по следующим направлениям:

- географическое положение региона;

- главные достопримечательности и символы;

- история региона, языки и лингвистические особенности;

- культуру и искусство региона;

- наука, достижения и технологии;

- великие люди региона и др.

Как результат работы творческим коллективом инновационной площадки сформирован проект научно-методического сборника, обобщающего указанные выше продукты и представляющего опыт инновационно-экспериментальной работы участников проекта.

В заключении хочется обязательно сказать о том, что не получилось и что помешало реализовать проект в более глобальном масштабе и выстроить работу всей школы. В начале работы инновационной площадки обсуждались все возможные риски. К сожалению, в условиях новой школы реализация данного проекта может быть осложнена по независимым от участников проекта причинам. Во-первых, как показывают мониторинги участников инновационного проекта естественно-научное направление не является востребованным у большинства количества обучающихся. Во-вторых, в условиях новой школы педагогический состав часто меняется, нехватка квалифицированных специалистов в области биологии, физики, химии и географии.

Как показывают результаты инновационной площадки, реализация данного проекта в условиях новой школы может быть затруднительна, но работа над проектом в течении двух лет также принесла полезный опыт в методическую и педагогическую копилку нашей школы. Проектная и исследовательская работа в нашей школе вышла на высокий уровень. Ребята принимают участие в городских и всероссийских вузовских научных конференциях и различных мероприятиях. Сотрудничество с вузами расширяет горизонты профориентации и повышает уровень знаний по востребованным направлениям. Таким образом, инновационный проект «STEAM-ШКОЛА: от предметно-фундаментального обучения к STEAM-образованию» на практике плавно перетекает в новый проект «Профи-парк: шаг в будущее», цель которого формирование у учащихся школы готовности самостоятельно планировать и реализовывать перспективы персонального образовательно-профессионального маршрута, в условиях свободы выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом социокультурной и экономической ситуации в городе и регионе.

 

 

 

 

 

 


 

STEAM- технологии как вид проектной и исследовательской деятельности в урочной и внеурочной деятельности

STEAM- технологии как вид проектной и исследовательской деятельности в урочной и внеурочной деятельности

Творческая группа разработала свои экспериментальные предметные календарно-тематические планирования, интегрирующие урочную и внеурочную работу обучающихся по предмету

Творческая группа разработала свои экспериментальные предметные календарно-тематические планирования, интегрирующие урочную и внеурочную работу обучающихся по предмету

Во-первых, как показывают мониторинги участников инновационного проекта естественно-научное направление не является востребованным у большинства количества обучающихся

Во-первых, как показывают мониторинги участников инновационного проекта естественно-научное направление не является востребованным у большинства количества обучающихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.12.2021