СТЕПЕНЬ ВЛИЯНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ НА ПРОЦЕСС ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

  • Документация
  • docx
  • 06.09.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методическая разработка
Иконка файла материала Степень влияния литературы на процесс духовно-нравственного воспитания младших школьников.docx

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: «СТЕПЕНЬ ВЛИЯНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ НА ПРОЦЕСС ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО

ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

 

 

Введение

Воспитание духовных и нравственных ценностей у младших школьников является одной из важнейших задач современного образования. Литература как искусство слова играет ключевую роль в этом процессе, оказывая значительное влияние на формирование моральных ориентиров у детей. Цель данной методической разработки - рассмотреть степень влияния литературы на процесс духовно-нравственного воспитания младших школьников и предложить эффективные педагогические приемы для усиления этого воздействия.

Цели и задачи

Цель:

Раскрыть роль художественной литературы в процессе духовно- нравственного воспитания младших школьников.

Задачи:

Изучить влияние литературы на формирование моральных ценностей у детей.

Разработать методические приемы работы с литературными произведениями для формирования у младших школьников духовно- нравственных качеств.

Проанализировать примеры произведений, наиболее подходящих для работы с данной возрастной категорией.

Теоретическое обоснование

Литература, являясь зеркалом культуры и человеческих ценностей, способствует развитию у детей таких нравственных качеств, как доброта, справедливость, честность, уважение к


окружающим. В школьной практике через художественные произведения дети сталкиваются с нравственными дилеммами, учатся понимать последствия поступков, сочувствовать героям и принимать моральные решения.

Роль литературы в духовно-нравственном воспитании

Формирование нравственных понятий.

Литературные произведения помогают младшим школьникам осознавать основные нравственные категории: добро и зло, честь и предательство, любовь и ненависть. Через образный мир книги дети знакомятся с базовыми моральными нормами.

Развитие эмоциональной сферы.

Герои произведений вызывают у детей сочувствие и сопереживание, что способствует развитию эмпатии. Это важно для духовно-нравственного воспитания, так как чувство сопереживания является основой для осознания важности помощи и поддержки других людей.

Влияние на ценностные ориентиры.

Литература формирует у школьников мировоззрение, наделяя их первыми представлениями о справедливости, чести, дружбе. Правильный подбор книг помогает направить ребёнка на путь нравственного самосовершенствования.

Методические приемы работы с литературными произведениями

Чтение и обсуждение

После прочтения произведения педагог предлагает учащимся обсудить поведение героев, мотивы их поступков, выделить главную моральную идею. Например, после чтения произведений В. Драгунского или Л. Толстого можно обсудить такие понятия, как честность и дружба.

Анализ ситуации и ролевые игры


После знакомства с литературными произведениями педагог может предложить разыграть ситуации из текста, чтобы дети могли прожить опыт героев и на практике осознать, как важно проявлять добрые качества.

Создание творческих работ

Педагог может предложить детям написать сочинение или нарисовать иллюстрацию к прочитанному произведению. Это поможет лучше осмыслить содержание и мораль произведения.

Инсценировка произведений

Данный метод особенно эффективен в работе с младшими школьниками. Сценические постановки по мотивам прочитанных произведений не только способствуют более глубокому пониманию текста, но и развивают чувство коллективизма, ответственность и творческую активность.

Примеры произведений для духовно-нравственного воспитания

Лев Толстой, «Филипок»

Произведение         учит       детей        доброте,        трудолюбию        и ответственности за свои поступки.

Алексей Толстой, «Золотой ключик, или приключения Буратино»

Книга    помогает     осознать     важность     честности,     дружбы    и готовности прийти на помощь.

Виктор Драгунский, «Денискины рассказы»

Эти рассказы учат детей юмору, самокритике, а также умению признавать свои ошибки.

Заключение

Литература является мощным инструментом в руках педагога, способным не только развивать у младших школьников любовь к чтению, но и формировать у них важные духовные и нравственные качества. Грамотно подобранные произведения и методически


продуманная работа с ними помогут детям научиться правильно оценивать поступки и ситуации, развить чувство сопереживания и стремление к добродетельной жизни.