Стихотворение В. Маяковского «Послушайте!»
« Я - поэт. Этим и интересен».
В.В.Маяковский
Вступительное слово учителя.
XX век без Маяковского представить невозможно. Маяковский «окрасил» собой целую эпоху, он был самым известным и талантливым поэтом-футуристом (не будь Маяковского, футуризм не получил бы такой известности). Нескольким поколениям советских читателей Маяковский был знаком прежде всего как автор советских лозунгов и плакатов, «Стихов о советском паспорте», поэмы о Ленине и т. д.
И.В.Сталин в 30-е годы назвал Маяковского лучшим и талантливейшим советским поэтом.
Творчество и личность В. Маяковского всегда были предметом острых споров. О Маяковском написано очень много. Мнения о нем самые разные. (Чтение записи на доске). А Маяковский о себе скажет: « Я - поэт. Этим и интересен». И сегодня мы посмотрим на него через призму его стихов. И мы представим Маяковского через его лирическое «я».
Прослушивание стихотворения «Послушайте!»
Объяснение нового материала. Анализ стихотворения В.В.Маяковского «Послушайте!"
- Когда создано данное стихотворение? (в 1914году)
Слово учителя. Попробуем представить историческую обстановку во время создания стихотворения. Россия 1914 года. Все худшее еще впереди: и Первая мировая война, и революция, и приход большевиков… Молодой Маяковский, увлеченный футуризмом и поэзией, с надеждой смотрящий в будущее, пытается понять, в чем же смысл жизни? Это было время, когда страна активно развивалась, и ее жители верили в свои силы и в завтрашний день. Развитие промышленности, городов, постепенная смена старого на новое влияли и на сознание людей. Этот оптимистичный настрой чувствуется в стихотворении. В стихах этого периода внимательный читатель увидит не только насмешливые, пренебрежительные интонации, но и, присмотревшись, поймет, что за внешней надменностью - ранимая, одинокая душа. Цельность характера поэта, человеческая порядочность, помогавшая ориентироваться в главных проблемах времени, внутренняя убежденность в правоте своих нравственных идеалов отделяли Маяковского от других поэтов, от привычного течения жизни. Эта обособленность рождала душевный протест против обывательской среды, где не было высоких духовных идеалов. А ведь он о них мечтал.
- Обратимся к тексту стихотворения.
- В какой форме употреблён глагол "послушайте"? В какой ситуации мы произнесём этот глагол? (Стихотворение начинается просьбой, обращенной к людям: "Послушайте!" Таким восклицанием каждый из нас очень часто прерывает свою речь, надеясь быть услышанным и понятым.)
- Сколько раз повторяется слово «Послушайте!»? Почему? (2 раза) (одинок и неприкаян, и душа его жаждет дружбы, любви, понимания. Стихотворение «Послушайте!» - крик души поэта. )
- Какова основная интонация стихотворения? (Интонация стихотворения доверительная, робкая и неуверенная. Весь строй речи именно такой, какой бывает, когда, ведется острая дискуссия, полемика, когда тебя не понимают, а ты ищешь аргументы, убедительные доводы и надеешься, что поймут. Вот только объяснить надо как следует, найти самые важные и точные выражения.)
- Это стихотворение можно по жанру отнести к элегии. Элегия – это жанр лирики, который представляет собой эмоциональный результат философского раздумья над сложными проблемами жизни. Но в нём есть и черты послания: ЛГ размышляет над вечной проблемой, обращаясь при этом к читателям. Послание - стихотворение, написанное в форме обращения к кому-либо и содержащее призывы, просьбы, пожелания.
Жанр - элегия с элементами послания
- Какова композиция стихотворения? (кольцевая)
- Сколько частей можно выделить в стихотворении? (Композиционно стихотворение состоит из трех частей:
В 1 части поэт обращается к читателям,
обозначает проблему: «Значит – это кому-нибудь нужно?» С первой строки
чувствуется присутствие высших сил, которые «зажигают» звезды. Маяковский
поднимает проблему Бога, предопределения, ведь «жемчужины» не сами появляются
над крышами домов, а по воле кого-то, кто выше всех людей. - риторические
вопросы о том, зачем зажигают звёзды
Во 2 части показана эмоциональная картина того, как
лирический герой «врывается к Богу», в отчаянии просит его: чтоб обязательно
была звезда! - клянется - не перенесет эту беззвездную муку. Получив от Бога
«звезду», герой обретает спокойствие и умиротворение. Ему уже ничего не
страшно, и жизнь его теперь не пуста и бессмысленна. Эта часть – своеобразная
молитва, обращенная к Богу. - благодарность Богу за то, что он зажигает
звёзды и освещает путь тому, кому это нужно
3 часть стихотворения звучит как вывод, как утверждение, несмотря на два
вопросительных знака, к которым добавляется и восклицательный, которого не было
в начале произведения. Лирический герой, нашедший свою звезду, уже не
спрашивает, а утверждает: Значит - это необходимо, чтобы каждый
вечер над крышами загоралась хоть одна звезда?! - утверждение о
необходимости звёзд на небе
- Попробуем определить тему стихотворения: тема стихотворения определяется неоднозначно. Она зависит от того, как толковать образы-символы. Под звёздами поэт может подразумевать творчество, а может и просто мир физических явлений.
звёзды |
|
творчество |
физические явления |
то творческая личность создает произведения на радость зрителю (читателю, слушающему) |
то на первый план выходит тема смысла жизни, и задача человека - познать её |
Основная идея – это познание смысла творчества и смысла жизни |
- Можно ли определить размер стихотворения? (Четкого классического стихотворного размера нет (сложно установить наличие ямба, хорея, дактиля, анапеста и амфибрахия). Футурист использует форму акцентного стиха, оформленного лесенкой)
- Охарактеризуйте лирического героя стихотворения. Каким вы видите лирического героя произведения?
Для ЛГ без звездного неба немыслима жизнь на Земле. Он мечется, страдает от одиночества, непонимания, но не смиряется с ним. Отчаяние его так велико, что ему просто не перенести "эту беззвездную муку". В стихотворении можно выделить трех «действующих» лиц: лирического героя, Бога и «кого-то». Эти «кто-то» - люди, все человечество, к которому обращается поэт. Все по-разному относятся к «звездам»: для одних это «плевочки», для других – «жемчужины», но, несомненно, то, что их свет необходим.
- Какие изобразительно-выразительные средства можно выделить в данном произведении?
Риторическое восклицание: Послушайте!
Риторический вопрос
Эпитеты: полуденная пыль, жилистая рука, беззвездная мука, тревожный, но спокойный наружно
Метафоры: в метелях полуденной пыли, кто-то называет эти плевочки жемчужиной, звезды зажигают
Анафора (единоначатие): «значит»
Антитеза: звезды - плевочки, звёзды - жемчужины
Ряд однородных глаголов, чтобы показать динамику действия: "врывается", "плачет", "просит", "клянется"
Заключение
В
чем заключается смысл жизни для каждого из нас? Зачем, для чего мы пришли в
этот мир? Люди с древних веков до сегодняшнего дня пытаются найти ответы на
подобные философские вопросы. Они сложны тем, что на них нельзя ответить однозначно.
Основная идея стихотворения заключается в том, что в
жизни каждого человека должна загораться звезда. Без идеи, без цели невозможно
существовать в этом мире, начинается «беззвездная мука», когда все, что ты
делаешь – бессмысленно, пусто. Человеку мало просто жить.
Домашнее задание. Выучить стихотворение В.Маяковского «Послушайте!». Найти текст повести М. Булгакова «Собачье сердце»
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?
Значит — кто-то называет эти плево́чки жемчужиной?
И, надрываясь
в метелях полу́денной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит —
чтоб обязательно была звезда! —
клянется —
не перенесет эту беззвездную му́ку!
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
«Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!»
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.