Стихотворение Ю.Д.Левитанского «Ну что с того, что я там был…» (дидактический материал к уроку литературы в 11 классе)

  • pptx
  • 18.01.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Левитанский.pptx

Стихотворение
Ю.Д.Левитанского






«Ну что с того, что я там был…»

Автор презентации:
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия
Печказова Светлана Петровна

Юрий Левитанский — поэт,
в жизни которого отразился почти весь ХХ век

Между двумя главными вехами человеческой жизни — рождением и смертью — у каждого есть свобода выбора. Как жить? Чему посвятить свои силы? Где и как сложить голову?
Между этими двумя рубежами биографии поэта и два мира его жизни. Первый — внешний, природный, состоящий из суммы дат и событий. Другой — внутренний, который поэт творит в своей душе. Это мир творчества, мир духовный, в котором цель и смысл жизни человека, в котором ответ на вопрос: зачем он живёт, что останется от него после смерти.

Юрий Давидович Левитанский (1922 – 1996)

Родился 22 января 1922 года в городе Козелец (Черниговская область, Украинская ССР). Семья жила очень бедно и часто переезжала с места на место в поисках лучшей доли. Окончив школу в 1938 году в Сталино (ныне Донецк), Юрий Левитанский едет в Москву, где в 1939 году поступает в Институт философии, литературы и истории.

Юрий Давидович Левитанский (1922 – 1996)

С началом Великой Отечественной войны поэт со второго курса института добровольцем ушёл на фронт в звании рядового, служил в  Отдельной мотострелковой бригаде особого назначения НКВД СССР  пулемётчиком. Получил звание лейтенанта, затем был военным корреспондентом, начав печататься в 1943 году во фронтовых газетах. После капитуляции Германии Левитанский участвовал в боевых действиях в Маньчжурии.

За время воинской службы был награждён орденами Красной Звезды и Отечественной войны, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За взятие Будапешта», «За победу над Германией», «За победу над Японией», двумя медалями Монголии.
Демобилизовался из армии в 1947 году.

Юрий Давидович Левитанский (1922 – 1996)

После демобилизации из армии Юрий Левитанский приехал к родителям в Иркутск.
В 1948 году вышла в свет первая книга поэта «Солдатская дорога», а через год он становится кандидатом в члены Союза писателей СССР. Наконец-то все его время нераздельно принадлежало поэзии.
В стихах поэта практически нет места войне, хоть он сам прошел её от начала до конца. За исключением одного, которое Левитанский назвал «Ну и что с того, что я там был».

Стихи Юрия очень мелодичные, поэтому не удивительно, что многие из них легли на музыку. Самым известным подтверждением этого стало стихотворение Левитанского «Диалог у новогодней ёлки», из кинофильма «Москва слезам не верит».
В 50-е годы пришло решение, что нужно закончить обучение, которое прервала война, и он переехал в Москву.

Юрий Давидович Левитанский (1922 – 1996)

Сам поэт не восторгался тем фактом, что его стихи становятся песнями, ему хотелось, чтобы строчки его поэзий откладывались в памяти читателя в том виде, в котором они написаны, а не после того, как их пропоют.

Большая часть произведений поэта о жизни, о любви,
о быстротечности времени.

Юрий Давидович Левитанский (1922 – 1996)

По мнению известного режиссёра Эльдара Рязанова,
люди, которые ни разу не читали стихи Юрия Левитанского,
обкрадывают сами себя, лишают свою жизнь ярких красок.
Точно так же считали и другие литераторы –
Владимир Высоцкий, Евгений Евтушенко, Иосиф Бродский.

Однако, кроме поэзии, Левитанский занимался и переводами стихов из языков Средней Азии и Восточной Европы, они вышли отдельными сборниками. Писал Юрий и пародии на произведения отечественных поэтов, они вышли целыми нигами.

Юрий Давидович Левитанский (1922 – 1996)

Юрий Левитанский скончался 25 января 1996 года от сердечного приступа на «круглом столе» творческой интеллигенции, проходившем в московской мэрии, где он говорил о чеченской войне

Юрий Давидович Левитанский (1922 – 1996)

Во время совещания столичного правительства 25 января 1996 года осуждались вопросы борьбы с чеченскими сепаратистами и об отношении к этой борьбе российской интеллигенции.
Юрий Левитанский горячо и искренне говорил о чеченской войне,
дважды брал слово, нервничал ...
Больное сердце не выдержало. Поэт скончался.

Юрий Давидович Левитанский

Юрий Левитанский — поэт, в жизни которого отразился почти весь ХХ век.
Самое сильное впечатление его жизни — война, которую он встретил девятнадцатилетним юношей.
Почти никто из его ровесников не вернулся с войны.
Поэт — свидетель страшных лет политических репрессий,
которые он осмыслил уже после войны.

Ну что с того, что я там был. Я был давно, я всё забыл. Не помню дней, не помню дат. И тех форсированных рек. Я неопознанный солдат. Я рядовой, я имярек. Я меткой пули недолёт. Я лёд кровавый в январе. Я крепко впаян в этот лёд. Я в нём как мушка в янтаре. Ну что с того, что я там был. Я всё забыл. Я всё избыл. Не помню дат, не помню дней, названий вспомнить не могу. Я топот загнанных коней. Я хриплый окрик на бегу. Я миг непрожитого дня, я бой на дальнем рубеже.

Юрий Давидович Левитанский

Я пламя вечного огня, и пламя гильзы в блиндаже.
Ну что с того, что я там был. В том грозном быть или не быть. Я это всё почти забыл, я это всё хочу забыть. Я не участвую в войне, война участвует во мне. И пламя вечного огня горит на скулах у меня. Уже меня не исключить из этих лет, из той войны. Уже меня не излечить от тех снегов, от той зимы. И с той зимой, и с той землёй, уже меня не разлучить. До тех снегов, где вам уже моих следов не различить.

1981 год

Юрий Давидович Левитанский

Центральный образ стихотворения — это образ времени.
В тексте два временных пласта: прошлое и настоящее.
Строфика текста поочередно показывает нам то один, то другой мир. Первая, третья и пятая строфы — это мир реальный,
а вторая, четвёртая и шестая строфы — это мир прошлого,
мир воспоминаний.
Миры эти связаны, что подчёркивается взаимопроникающими рифмами, которые не укладываются в рамки одной строфы.

Юрий Давидович Левитанский

Мир прошлого — это мир войны,
которую лирический герой отчётливо видит и слышит.
Образ войны постоянно живёт в памяти вечного солдата,
голос войны дремлет в душе воина долгие послевоенные годы, но разрастается и начинает звучать громче на волнах растревоженной памяти. Она сначала воскрешает зрительные образы и картины,
наполненные яркими красками.
Это «меткой пули недолёт» (к счастью, недолёт), это «лёд кровавый в январе».
А затем образы мира прошлого становятся звучащими, громкими, как «топот загнанных коней», как «хриплый окрик на бегу».

Юрий Давидович Левитанский

. Центральный образ мира прошлого — юный солдат, «я».
Он выделен анафорой второй и четвёртой строф, рисующих мир войны,
и дополнительным ударением, попадающим на первое слово каждого стиха, начинающегося с местоимения Я.
Недолёт пули спас солдата от гибели, от участи большинства, но он такой же, как те убитые, юные, сильные.
Поэтому в кровавом льду войны есть и его кровь.
Поэтому и «топот загнанных коней», и «хриплый окрик»,
и «бой на дальнем рубеже» — это тоже он.

Юрий Давидович Левитанский

Совсем иной мир настоящего. У лирического героя, живущего сегодня,
всё в прошлом, в мире силы и юности.
Слишком волнующими и страшными были для него те давние впечатления войны, слишком много она сумела отнять у него:
друзей, сверстников, молодость, здоровье.
Память — это жестокий судья для тех,
кто уцелел, для тех, кто сам выбирал, “где голову сложить”.
Поэтому лирический субъект гонит от себя тяжкие воспоминания.
Мир настоящего тих и бесцветен, тогда как мир прошлого
насыщен громкими звуками и яркими красками, он вроде бы внешне живой, но поразительно однообразен, в нём нет ничего примечательного.

Юрий Давидович Левитанский

Рефреном звучит всё одна и та же строчка:




произнесённая с восклицательной интонацией в финальном стихе.
Она о том, что нельзя забыть прошлое, нельзя убежать от него.
Можно только помнить его и понимать,
что настоящее невозможно от него отделить.

,

Ну что с того, что я там был. Я был давно, я всё забыл. Не помню дней, не помню дат. И тех форсированных рек. Я неопознанный солдат. Я рядовой, я имярек. Я меткой пули недолёт. Я лёд кровавый в январе. Я крепко впаян в этот лёд. Я в нём как мушка в янтаре. Ну что с того, что я там был. Я всё забыл. Я всё избыл. Не помню дат, не помню дней, названий вспомнить не могу. Я топот загнанных коней. Я хриплый окрик на бегу. Я миг непрожитого дня, я бой на дальнем рубеже.

Юрий Давидович Левитанский

Я пламя вечного огня, и пламя гильзы в блиндаже.
Ну что с того, что я там был. В том грозном быть или не быть. Я это всё почти забыл, я это всё хочу забыть. Я не участвую в войне, война участвует во мне. И пламя вечного огня горит на скулах у меня. Уже меня не исключить из этих лет, из той войны. Уже меня не излечить от тех снегов, от той зимы. И с той зимой, и с той землёй, уже меня не разлучить. До тех снегов, где вам уже моих следов не различить.

На слова этого стихотворения московские исполнители-барды В.Берковский и Д.Богданов создали замечательную песню, музыкальные образы которой ещё раз подчёркивают противопоставленность и нераздельность мира прошлого и мира настоящего.
Причина тому — неумолимое время, которое и соединяет эпохи жизнью одного человека,
и разъединяет их его отношением к ним.

Ну что с того, что я там не был,
В моей воюющей стране?
Я не видал огрызков хлеба
В блокадном ленинградском сне,  
На крышах ночью не дежурил
И зажигалок не тушил,
Не затыкал я амбразуру
И танком немцев не давил,  
Не замыкал у Сталинграда
С сибиряками я кольца
И для победного парада
Не чистил ночью жеребца...  
Ну что с того, что я там не был?

Памяти Юрия Давидовича Левитанского

Война внутри – в крови, во мне.
И невернувшиеся деды
Корнями прорастают в ней.  
Как молоды они на фото
Своих последних, фронтовых,
С которых словно пушек грохот
И крик ударов штыковых...  
Ну что с того, что я там не был?
Россия памятью полна,
Её лазоревое небо
И рек великих глубина
Полны беды, полны победы...  
Ну что с того, что я там не был?

В октябре 2018 года поэт Серж Хан написал стихотворение-отклик
на произведение Юрия Левитанского.
Память о Великой Отечественной войне нетленна и у фронтовиков, и у мирного поколения. Наша память – это дань уважения всем тем, кому мы обязаны мирной жизнью.

НЕПРАВИЛЬНО

Ведущей в стихотворении является тема:

Кто из современных поэтов написал отклик на стихотворение:

Стихотворение было написано:

НЕПРАВИЛЬНО

в 1991 г.

в 1985 г.

К какому ИВС относится сочетание «Я пламя вечного огня»:

НЕПРАВИЛЬНО

Ах Астахов

НЕПРАВИЛЬНО

Ес Соя

ПРАВИЛЬНО

Серж Хан

ПРАВИЛЬНО

метафора

НЕПРАВИЛЬНО

эпитет

НЕПРАВИЛЬНО

сравнение

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

ПРАВИЛЬНО

в 1981 г.

Центральный образ стихотворения:

НЕПРАВИЛЬНО

образ солдата

ПРАВИЛЬНО

образ времени

НЕПРАВИЛЬНО

образ войны

НЕПРАВИЛЬНО

трудности жизни

ПРАВИЛЬНО

памяти
о войне

НЕПРАВИЛЬНО

любви
к жизни

Ю.Д.Левитанский «Ну что с того…»

5

Как вы оцениваете свои знания?

ВЫХОД