Стихотворение
Ю.Д.Левитанского
«Ну что с того, что я там был…»
Автор презентации:
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия
Печказова Светлана Петровна
Юрий Левитанский — поэт,
в жизни которого отразился почти весь ХХ век
Между двумя главными вехами человеческой жизни — рождением и смертью — у каждого есть свобода выбора. Как жить? Чему посвятить свои силы? Где и как сложить голову?
Между этими двумя рубежами биографии поэта и два мира его жизни. Первый — внешний, природный, состоящий из суммы дат и событий. Другой — внутренний, который поэт творит в своей душе. Это мир творчества, мир духовный, в котором цель и смысл жизни человека, в котором ответ на вопрос: зачем он живёт, что останется от него после смерти.
Юрий Давидович Левитанский (1922 – 1996)
Родился 22 января 1922 года в городе Козелец (Черниговская область, Украинская ССР). Семья жила очень бедно и часто переезжала с места на место в поисках лучшей доли. Окончив школу в 1938 году в Сталино (ныне Донецк), Юрий Левитанский едет в Москву, где в 1939 году поступает в Институт философии, литературы и истории.
Юрий Давидович Левитанский (1922 – 1996)
С началом Великой Отечественной войны поэт со второго курса института добровольцем ушёл на фронт в звании рядового, служил в Отдельной мотострелковой бригаде особого назначения НКВД СССР пулемётчиком. Получил звание лейтенанта, затем был военным корреспондентом, начав печататься в 1943 году во фронтовых газетах. После капитуляции Германии Левитанский участвовал в боевых действиях в Маньчжурии.
За время воинской службы был награждён орденами Красной Звезды и Отечественной войны, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За взятие Будапешта», «За победу над Германией», «За победу над Японией», двумя медалями Монголии.
Демобилизовался из армии в 1947 году.
Юрий Давидович Левитанский (1922 – 1996)
После демобилизации из армии Юрий Левитанский приехал к родителям в Иркутск.
В 1948 году вышла в свет первая книга поэта «Солдатская дорога», а через год он становится кандидатом в члены Союза писателей СССР. Наконец-то все его время нераздельно принадлежало поэзии.
В стихах поэта практически нет места войне, хоть он сам прошел её от начала до конца. За исключением одного, которое Левитанский назвал «Ну и что с того, что я там был».
Стихи Юрия очень мелодичные, поэтому не удивительно, что многие из них легли на музыку. Самым известным подтверждением этого стало стихотворение Левитанского «Диалог у новогодней ёлки», из кинофильма «Москва слезам не верит».
В 50-е годы пришло решение, что нужно закончить обучение, которое прервала война, и он переехал в Москву.
Юрий Давидович Левитанский (1922 – 1996)
Сам поэт не восторгался тем фактом, что его стихи становятся песнями, ему хотелось, чтобы строчки его поэзий откладывались в памяти читателя в том виде, в котором они написаны, а не после того, как их пропоют.
Большая часть произведений поэта о жизни, о любви,
о быстротечности времени.
Юрий Давидович Левитанский (1922 – 1996)
По мнению известного режиссёра Эльдара Рязанова,
люди, которые ни разу не читали стихи Юрия Левитанского,
обкрадывают сами себя, лишают свою жизнь ярких красок.
Точно так же считали и другие литераторы –
Владимир Высоцкий, Евгений Евтушенко, Иосиф Бродский.
Однако, кроме поэзии, Левитанский занимался и переводами стихов из языков Средней Азии и Восточной Европы, они вышли отдельными сборниками. Писал Юрий и пародии на произведения отечественных поэтов, они вышли целыми нигами.
Юрий Давидович Левитанский (1922 – 1996)
Юрий Левитанский скончался 25 января 1996 года от сердечного приступа на «круглом столе» творческой интеллигенции, проходившем в московской мэрии, где он говорил о чеченской войне
Юрий Давидович Левитанский (1922 – 1996)
Во время совещания столичного правительства 25 января 1996 года осуждались вопросы борьбы с чеченскими сепаратистами и об отношении к этой борьбе российской интеллигенции.
Юрий Левитанский горячо и искренне говорил о чеченской войне,
дважды брал слово, нервничал ...
Больное сердце не выдержало. Поэт скончался.
Юрий Давидович Левитанский
Юрий Левитанский — поэт, в жизни которого отразился почти весь ХХ век.
Самое сильное впечатление его жизни — война, которую он встретил девятнадцатилетним юношей.
Почти никто из его ровесников не вернулся с войны.
Поэт — свидетель страшных лет политических репрессий,
которые он осмыслил уже после войны.
Ну что с того, что я там был.Я был давно, я всё забыл.Не помню дней, не помню дат.И тех форсированных рек.Я неопознанный солдат.Я рядовой, я имярек.Я меткой пули недолёт.Я лёд кровавый в январе.Я крепко впаян в этот лёд.Я в нём как мушка в янтаре.Ну что с того, что я там был.Я всё забыл. Я всё избыл.Не помню дат, не помню дней,названий вспомнить не могу.Я топот загнанных коней.Я хриплый окрик на бегу.Я миг непрожитого дня,я бой на дальнем рубеже.
Юрий Давидович Левитанский
Я пламя вечного огня,и пламя гильзы в блиндаже.
Ну что с того, что я там был.В том грозном быть или не быть.Я это всё почти забыл,я это всё хочу забыть.Я не участвую в войне,война участвует во мне.И пламя вечного огнягорит на скулах у меня.Уже меня не исключитьиз этих лет, из той войны.Уже меня не излечитьот тех снегов, от той зимы.И с той зимой, и с той землёй,уже меня не разлучить.До тех снегов, где вам ужемоих следов не различить.
1981 год
Юрий Давидович Левитанский
Центральный образ стихотворения — это образ времени.
В тексте два временных пласта: прошлое и настоящее.
Строфика текста поочередно показывает нам то один, то другой мир. Первая, третья и пятая строфы — это мир реальный,
а вторая, четвёртая и шестая строфы — это мир прошлого,
мир воспоминаний.
Миры эти связаны, что подчёркивается взаимопроникающими рифмами, которые не укладываются в рамки одной строфы.
Юрий Давидович Левитанский
Мир прошлого — это мир войны,
которую лирический герой отчётливо видит и слышит.
Образ войны постоянно живёт в памяти вечного солдата,
голос войны дремлет в душе воина долгие послевоенные годы, но разрастается и начинает звучать громче на волнах растревоженной памяти. Она сначала воскрешает зрительные образы и картины,
наполненные яркими красками.
Это «меткой пули недолёт» (к счастью, недолёт), это «лёд кровавый в январе».
А затем образы мира прошлого становятся звучащими, громкими, как «топот загнанных коней», как «хриплый окрик на бегу».
Юрий Давидович Левитанский
. Центральный образ мира прошлого — юный солдат, «я».
Он выделен анафорой второй и четвёртой строф, рисующих мир войны,
и дополнительным ударением, попадающим на первое слово каждого стиха, начинающегося с местоимения Я.
Недолёт пули спас солдата от гибели, от участи большинства, но он такой же, как те убитые, юные, сильные.
Поэтому в кровавом льду войны есть и его кровь.
Поэтому и «топот загнанных коней», и «хриплый окрик»,
и «бой на дальнем рубеже» — это тоже он.
Юрий Давидович Левитанский
Совсем иной мир настоящего. У лирического героя, живущего сегодня,
всё в прошлом, в мире силы и юности.
Слишком волнующими и страшными были для него те давние впечатления войны, слишком много она сумела отнять у него:
друзей, сверстников, молодость, здоровье.
Память — это жестокий судья для тех,
кто уцелел, для тех, кто сам выбирал, “где голову сложить”.
Поэтому лирический субъект гонит от себя тяжкие воспоминания.
Мир настоящего тих и бесцветен, тогда как мир прошлого
насыщен громкими звуками и яркими красками, он вроде бы внешне живой, но поразительно однообразен, в нём нет ничего примечательного.
Юрий Давидович Левитанский
Рефреном звучит всё одна и та же строчка:
произнесённая с восклицательной интонацией в финальном стихе.
Она о том, что нельзя забыть прошлое, нельзя убежать от него.
Можно только помнить его и понимать,
что настоящее невозможно от него отделить.
,
Ну что с того, что я там был.Я был давно, я всё забыл.Не помню дней, не помню дат.И тех форсированных рек.Я неопознанный солдат.Я рядовой, я имярек.Я меткой пули недолёт.Я лёд кровавый в январе.Я крепко впаян в этот лёд.Я в нём как мушка в янтаре.Ну что с того, что я там был.Я всё забыл. Я всё избыл.Не помню дат, не помню дней,названий вспомнить не могу.Я топот загнанных коней.Я хриплый окрик на бегу.Я миг непрожитого дня,я бой на дальнем рубеже.
Юрий Давидович Левитанский
Я пламя вечного огня,и пламя гильзы в блиндаже.
Ну что с того, что я там был.В том грозном быть или не быть.Я это всё почти забыл,я это всё хочу забыть.Я не участвую в войне,война участвует во мне.И пламя вечного огнягорит на скулах у меня.Уже меня не исключитьиз этих лет, из той войны.Уже меня не излечитьот тех снегов, от той зимы.И с той зимой, и с той землёй,уже меня не разлучить.До тех снегов, где вам ужемоих следов не различить.
На слова этого стихотворения московские исполнители-барды В.Берковский и Д.Богданов создали замечательную песню, музыкальные образы которой ещё раз подчёркивают противопоставленность и нераздельность мира прошлого и мира настоящего.
Причина тому — неумолимое время, которое и соединяет эпохи жизнью одного человека,
и разъединяет их его отношением к ним.
Ну что с того, что я там не был,
В моей воюющей стране?
Я не видал огрызков хлеба
В блокадном ленинградском сне,
На крышах ночью не дежурил
И зажигалок не тушил,
Не затыкал я амбразуру
И танком немцев не давил,
Не замыкал у Сталинграда
С сибиряками я кольца
И для победного парада
Не чистил ночью жеребца...
Ну что с того, что я там не был?
Памяти Юрия Давидовича Левитанского
Война внутри – в крови, во мне.
И невернувшиеся деды
Корнями прорастают в ней.
Как молоды они на фото
Своих последних, фронтовых,
С которых словно пушек грохот
И крик ударов штыковых...
Ну что с того, что я там не был?
Россия памятью полна,
Её лазоревое небо
И рек великих глубина
Полны беды, полны победы...
Ну что с того, что я там не был?
В октябре 2018 года поэт Серж Хан написал стихотворение-отклик
на произведение Юрия Левитанского.
Память о Великой Отечественной войне нетленна и у фронтовиков, и у мирного поколения. Наша память – это дань уважения всем тем, кому мы обязаны мирной жизнью.
НЕПРАВИЛЬНО
Ведущей в стихотворении является тема:
Кто из современных поэтов написал отклик на стихотворение:
Стихотворение было написано:
НЕПРАВИЛЬНО
в 1991 г.
в 1985 г.
К какому ИВС относится сочетание «Я пламя вечного огня»:
НЕПРАВИЛЬНО
Ах Астахов
НЕПРАВИЛЬНО
Ес Соя
ПРАВИЛЬНО
Серж Хан
ПРАВИЛЬНО
метафора
НЕПРАВИЛЬНО
эпитет
НЕПРАВИЛЬНО
сравнение
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ
ПРАВИЛЬНО
в 1981 г.
Центральный образ стихотворения:
НЕПРАВИЛЬНО
образ солдата
ПРАВИЛЬНО
образ времени
НЕПРАВИЛЬНО
образ войны
НЕПРАВИЛЬНО
трудности жизни
ПРАВИЛЬНО
памяти
о войне
НЕПРАВИЛЬНО
любви
к жизни
Ю.Д.Левитанский «Ну что с того…»
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.