Стихотворные упражнения на уроках русского языка
В изучении русского языка важным яв- ляется опора на слуховое восприятие изу- чаемого материала.
Как запомнить ребенку огромное коли- чество правил, формулировок, понятий, трудные случаи правописания? Как сде- лать эту работу осмысленной и эффектив- ной? На помощь могут прийти стихотвор- ные упражнения.
Среди моих находок есть стихотворные правила, формулировки, веселые стихи, рифмованные упражнения, «запоминалки». Следует помнить, что стихотворные уп- ражнения не заменяют правил, формулиро- вок учебника. Они служат только вспомо-
гательным элементом в обучении.
Работа со стихотворными упражнения- ми привлекает учащихся к изучению учеб- ного материала, облегчает процесс усвое- ния трудных тем, являясь надежным по- мощником при овладении знаниями.
Хочется отметить, что каждый раз, ис- пользуя такой вид работы, я выдаю на уро- ке детям отпечатанный стихотворный мате- риал. Учащиеся заводят альбомы, в кото- рые вклеивают рифмовки, «запоминалки», веселые стихи. В дальнейшем они активно используют их при работе в следующих классах.
Гласные — согласные
Нет преград у голоса И препятствий разных. На свободу без забот
Звук выходит гласный. Можем мы его пропеть, Услышав голос свой!
И целый слог образовать — Вот этот звук какой!
Согласный звук произнести Легко нам не всегда,
Ведь преграда на пути Ждет его, друзья!
Заглавная буква в именах собствен- ных
Названия стран, морей, озер, Сел и городов,
Названия улиц, рек, планет, Далеких островов
С заглавной буквы, с прописной, Будем мы писать.
Нам это правило всегда Надо знать на пять.
Разделительный мягкий знак
Слева от меня — согласный, Справа — е, ё, и, ю, я.
Чтобы не было слияния, Разделил их ловко я.
Разделительный твердый знак
Между согласною и гласной Себя я чувствую прекрасно! После приставок я стою Перед е, ё, я, ю.
Правописание сочетаний ЧК, ЧН, РЩ, ЩН
Не сложно понять, что ЧК и ЧН Без мягкого знака писать надо всем.
Р и Щ, Щ и Н — здесь не ждите перемен. Мягкий знак тут не гостит
И от этого грустит.
Безударные гласные
Гласные буквы — лукавый народ: В слабой позиции кто их поймет? Сделай ударной букву такую, Себе ты окажешь услугу большую.
Парные согласные
З и С, Ж и Ш — повторяйте не спеша. Б и П, Г и К — ведете правильно пока. В и Ф, Д и Т — не забудьте их нигде.
Парные звуки можно проверить С помощью звуков других.
Рядом подставив сонорный иль гласный, Четко услышишь ты их.
Двойные согласные
Дрожжи, вожжи, Жжет, жужжит! Двойная ж не убежит.
Кросс, кроссовки, кроссворд
С с двойной напишу! И об этом я всем
По секрету скажу.
Расчет, пьеса, бисер — Тут с лишь одна!
Усвоить так просто Все эти слова.
Тренировка — н одна! Уясните навсегда.
Охранник любит манник.
Перрон, терраса, попурри — С р двойной всегда пиши.
Имя существительное
Имя существительное — Сущность, существо.
Невозможно нашу жизнь Представить без него.
Предметы и явления Оно обозначает.
На вопросы к т о? и ч т о? Всегда отвечает.
Имя прилагательное
Имя прилагательное Очень занимательное.
Его вопросы ч е й? како й? Запомнит ученик любой. Оно обозначает
Признаки предметов.
И без существительного Не живет при этом.
Разнообразит нашу речь, Предмет распространяет. Без него нам не прожить — Это каждый знает.
Красный, синий, голубой — Это будет род мужской.
Женский род —
Красивая одежда наша зимняя. Доброе весеннее солнце светит всем! Средний род запомним тоже
Все мы без проблем.
Местоимение
Наберись, дружок, терпения! Заучи местоимения:
Я и мы, ты и вы, Он, она, оно, они.
Глагол
Глагол обозначает действие предмета! Все, без исключения,
Отлично знают это.
Что делат ь? и что сделат ь? Вопросы так просты.
Без запинки повторить Их быстро сможешь ты.
Наречие
Всем известно, что наречие — Постоянная часть речи.
Хоть всякое случается, Оно не изменяется.
Его вопросы без труда Можно выучить, друзья:
Гд е? Откуд а? Ка к? Куд а? Почем у? Заче м? Когд а?
Предлог
Он членом предложения не бывает, Но дело этот малый твердо знает. Не изменяется, один не может жить,
Но вот с глаголами не захотел дружить. Словам он руку помощи дает.
Им помогает, связи бережет.
И пишется от слов всегда отдельно. Считает: приставать к ним очень скверно.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.