Подготовка будущего учителя начальных классов к преподаванию курса
«Окружающий мир»
Начиная с 1998 г. в учебные планы начальной школы вместо традиционного природо- ведения (естествознания) введен предмет «окружающий мир (человек, природа, об- щество)», который объединил две образовательные области — естествознание и об- ществознание. Однако длительное время подготовка учителей к преподаванию но- вой дисциплины оставалась прежней — в рамках естествознания и методики преподавания естествознания. В новом вузовском Государственном стандарте (федеральный компонент, 2004) вместо «Методики преподавания естествознания» введен курс «Методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир». Таким образом, появилась возможность большего сближения содержания вузовской подготовки учителя с изучаемым в начальной школе предметом «окружающий мир». Можно выделить несколько направлений повышения профессиональной направленности подготовки будущего учителя к преподаванию этого предмета.
Современный предмет «окружающий мир» есть синтез нескольких традиционно изучаемых в начальной школе дисциплин: естествознания, географии, обществознания (истории). Кроме того, в настоящее время в него вошли и элементы сравнительно новых научных и образовательных направлений — экологии, ОБЖ. Однако в перечне вузовских дисциплин, специально направленных на «окружающий мир» (кроме курса методики), традиционно остается лишь одна — естествознание, которая в силу объекта изучения (неживая и живая природа с элементами географии) не в состоянии обеспечить полноценную подготовку студентов по всему комплексу изучаемых объектов и явлений предмета «окружающий мир». В то же время федеральным компонентом учебного плана всех педагогических специальностей, в том числе и специальности «Педагогика и методика начального образования», предусматривается изучение таких дисциплин, как отечественная история, возрастная анатомия и физиология, основы медицинских знаний и здорового образа жизни, безопасность жизнедеятельности. По своему содержанию они могут являться основой подготовки студентов к изучению соответствующих разделов предмета «окружающий мир».
Профессиональная направленность
этих курсов может быть повышена введением дополнительной целевой установки на их изучение и соответствующей коррекции их содержания. Студентам сообщается, что эти дисциплины изучаются не только для повышения общекультурного уровня учи- теля и общей профессиональной подготов- ки, но и что полученные знания понадобятся им при преподавании школьникам пред- мета «окружающий мир». Коррекция содержания курсов осуществляется, исходя из содержания программ и учебников вариативных курсов «Окружающий мир».
Например, в курс «Отечественная история» вводятся вопросы истории своего края, в курс «Возрастная анатомия и физиология» — информация об изучаемых в начальных классах органах чувств и др. Эти изменения инициируются советом факультета и реализуются при участии факультетского методического совета, методических советов соответствующих кафедр.
Определенные дополнения целесооб- разно внести и в курс «Естествознание». Так, в большинстве вариативных курсов начального «Окружающего мира» рассмат- ривается понятие «природное сообщество», что соответствует экологическому понятию
«биоценоз». А в курсе «Мир и человек» (образовательная программа «Школа 2100») уже со II класса изучается центральное понятие научной экологии — экосистема с сопутствующими понятиями круговорот веществ, потоки энергии и др.
Ни в естество- знании, ни в каких-либо других вузовских курсах изучение этих достаточно сложных вопросов общей экологии не предусматривается. Очевидно, что к изучению таких вопросов в начальной школе будущего учи- теля следует готовить специально. В Набережночелнинском пединституте, например, основные понятия общей экологии введены в курс «Естествознание» и затрагиваются в курсе, читаемом в рамках национально-регионального компонента, «Экология Рес- публики Татарстан».
На уровне учебного процесса профессиональная направленность этих курсов реализуется путем проведения параллелей меж- ду содержанием вузовских и школьных курсов, между научной терминологией и адаптированной терминологией. Напри- мер, при рассмотрении понятия экосистема в вузовском «Естествознании» отмечается, что составные элементы биоценозов — про- дуценты, консументы, редуценты — в начальном «Окружающем мире» также могут рассматриваться, но обозначаются они в понятных для младших школьников терминах — кормильцы, едоки, мусорщики. Здесь же целесообразно знакомить студентов и с содержанием соответствующих разделов школьных учебников.
Профессиональная готовность будущих учителей во многом зависит от методического курса, который сейчас назван «Методика преподавания интегративного курса
«Окружающий мир». Основная сложность перехода к данному курсу от прежней «Методики преподавания естествознания» заключается в интеграции в едином курсе трех
традиционно разрабатываемых в педагогике методик — методики преподавания есте- ствознания, методики преподавания географии, а сейчас и методики преподавания обществознания (истории), элементы которых должны составлять названную выше методику. Можно определить следующие направления такой интеграции.
В разделе «История (исторические предпосылки) становления методики преподавания предмета «окружающий мир» целесообразно затрагивать не только вопросы истории методики преподавания естествознания, но и методик обучения географии, обществознания. В раздел, касающийся принципов построения и преподавания окружающего мира, целесообразно включить принцип интеграции, предполагающий, с одной стороны, объединение знаний об окружающем мире в едином курсе, с другой — формирование целостного взгляда младших школьников на окружающий мир и определение в нем своего места. Здесь же показывается, как сделать предмет «окру- жающий мир» действительно интегрированным курсом, а не конгломератом знаний из различных дисциплин. Можно выделить несколько направлений конструирования содержания уроков, способствующих целостному восприятию школьниками окружающего мира:
1. При изучении каждой из составляющих окружающего мира, заданной в программе в «чистом виде», вводить и элементы других составляющих. Изучая почву, целесообразно затрагивать и вопросы использования почвы человеком; рассматривая историю Отечества, наряду с обществоведческими вопросами вводить в содержание урока и вопросы истории использования человеком природных ресурсов и т.п.
2. Перед изучением природоведческих вопросов по возможности давать целевую установку на охрану природы: «Мы изучаем воду, воздух... для того, чтобы научиться их правильно использовать, беречь». Такая цель изучения природы отражена в названиях природоведческих тем в учебнике А.А. Плешакова (III класс) «Сбережем воз- дух и воду, полезные ископаемые и почву»,
«Сбережем удивительный мир растений и животных».
3. Шире практиковать обобщающие уроки, которые являются важнейшим средством упорядочивания, интеграции изученного материала в рамках определенных целостностей. Характерными признаками обобщающих уроков являются: 1) использование таких приемов обобщения, как обобщающие таблицы, графические схемы, обобщающие тексты, определения понятий;
2) использование вопросов, заданий, пред- полагающих оперирование со всем пройденным материалом и по возможности касающихся и природы, и человека, и общества. Например, изучение сезонных изменений в природе и жизни людей завершается составлением схемы, отражающей следующие причинно-следственные связи: солнце нагревает земную поверхность, от нее нагревается воздух, наступает похолодание или потепление, которое влияет на жизнь растений, животных и человека; при этом последние три составляющие находятся во взаимной связи. В плане интеграции знаний в рамках рассматриваемого предмета в целом наиболее продуктивными являются обобщающие уроки, проводимые в конце учебного года, на которых представляется возможность интеграции всех основных компонентов окружающего мира.
4. Шире использовать интегративные возможности внеклассных мероприятий. Продуктивной в этом плане является эко- логическая тематика. В качестве примера может служить пресс-конференция «День Земли», проведенная в форме ролевой игры (Новолодская Е.Г. // Начальная школа. 1998. № 6), в содержании которой присутствуют и элементы природоведения, и обществоведения, и истории, и экологии.
При рассмотрении разных тем методики преподавания интегративного курса «Окружающий мир» преподаватель может воспользоваться методиками, разработанными для конкретных (авторских) курсов по предмету, а также «Методикой преподавания обществознания в начальной школе» (Борзова Л.П. М., 2001).
Профессиональная направленность «Методики преподавания интегративного курса «Окружающий мир» проявляется и в ознакомлении студентов с вариативными курсами «Окружающего мира», поскольку,
обучаясь в педвузе, студенту еще трудно предугадать, по какой образовательной системе он будет работать. Учитывая новизну курса, потребность дальнейшей разработки методики силами молодых исследователей, а также сложившуюся практику написания курсовых и квалификационных работ, в со- держание курса целесообразно включить и рекомендации по исследовательской деятельности студентов в этой области.
Опыт создания такого интегрированного методического курса имеется. В Набережночелнинском государственном пединституте, начиная с момента введения в начальной школе предмета «окружающий мир», в вузовском методическом курсе реализовывались все вышеназванные направления сближения методики со школьным предметом. Курс обеспечен соответствующим методическим пособием (см.: Миро- нов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах. М., 2002), в ко- тором представлена и программа курса.
Говоря о профессиональной направлен- ности «Методики преподавания интегративного курса «Окружающий мир», особо следует остановиться на методах обучения, используемых преподавателями вуза. Наиболее эффективными, по нашему мнению, являются деловые игры. Одним из вариантов реализации этого метода являются игры, имитирующие школьный урок или внеклассное мероприятие, когда один студент выступает в качестве учителя, остальные в качестве учеников (в такой форме проходит большинство лабораторных занятий по методике преподавания предмета «окружающий мир» на педфаке). Такая деятельность позволяет трансформировать познавательную деятельность студентов в профессионально-практическую. Это же позволяет познакомить студентов с методикой изучения конкретных тем школьного курса «Окружающий мир» в разных образовательных системах и сформировать соответствующие практические умения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.