Проверка таланта на прочность
Русский язык
6 класс
Расписание на неделю
ПОНЕДЕЛЬНИК |
ФОНЕТИКА
|
ВТОРНИК |
ЛЕКСИКА ФРАЗЕОЛОГИЯ
|
СРЕДА |
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
|
ЧЕТВЕРГ |
МОРФОЛОГИЯ
|
ПЯТНИЦА |
КУЛЬТУРА РЕЧИ
|
СУББОТА |
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
|
ПОНЕДЕЛЬНИК |
НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ |
Максимальное количество баллов за каждый день – 20 баллов
Максимальное количество баллов за весь марафон – 100 баллов
1. Назовите звук, который встречается во всех приведенных словах, кроме одного: рябой, река, пить, иголка, ель. Назовите слово, в котором этот звук не встречается.
2. Поставьте ударение в словах: взвихрить, взглянуть, договор, обострить, обеспечение, облегчить, премировать, усугубить.
3.
Определите,
сколько букв и звуков в каждом слове:
лагерь, инженер, окрестность, березка, бурьян, рояль,, роль, ясли.
4.
В каком слове
есть только твердые согласные звуки:
мел, лось, тема, можешь, матч.
5. Какие буквы никогда не бывают большими в именах людей, а также в кличках животных?
1.
Какие слова не являются
синонимами:
погасить – потушить;
лелеять – нежить;
бесхитростный – незатейливый;
горе – случай;
солидный – видный.
2.
Подберите примеры фразеологических
синонимов к выражениям:
усердно, прилежно трудиться;
внезапное, бесследное исчезновение кого-либо.
3.
Заменить одним словом
фразеологизмы:
мозолить глаза -
точить лясы –
клевать носом -
бить баклуши -
вставлять палки в колеса -
в час по чайной ложке -
держать язык за зубами -
комар носа не подточит -
делать из мухи слона -
4. Каждым из этих слов можно назвать низкорослого человека. Но только одно из них является названием реально существующей народности. Какое? Карлик, лилипут, гном, пигмей, коротышка.
5. Дайте краткое толкование указанных слов. Определите, из какого языка заимствовано слово: ягдташ, жалюзи, акватория, космос, шезлонг.
1.
Вставьте слово, которое служило бы
окончанием первого слова и началом второго:
обы/ … /ка, свир/ … /ник, ме/ … /олад.
2. Назовите несколько слов, которые состоят из трех корней.
3. Разберите по составу слово «одесский». Чего не хватает в этом слове?
4. В словарный запас каждого школьника входит слово «наизусть». Найдите исторических родственников этого слова.
5.
Однокоренные ли подчеркнутые
слова? Каково их значение?
слепить глаза – слепить игрушку
скупить книги – скупой на ласку
1.
Раскройте скобки. определите род
существительных.
Чтобы крыша не текла, ее нужно покрыть (толь).
Голову моют (шампунь).
Я долго греб веслами, от чего на руке (вздуться) мозоль.
Мама повесила на окна (красивый) тюль.
У стены стоит (черный) рояль.
2.
К какой части речи относятся
выделенные слова?
На то и печь, чтобы хлебы печь.
Снежное покрывало все поле покрывало.
Защитник вольности и прав
В сем случае совсем не прав
3.
Какой смысл приобретут слова, если
их написать с большой буквы?
Блок, горн, роза, курган, десна.
4.
Укажите существительные с нулевым
окончанием в форме родительного падежа множественного числа:
апельсины, помидоры, блюдце, трактор, шофер.
5.
Даны словосочетания на шугнанском
языке и их переводы на русский язык. (Шугнанский – один из памирских языков. Он
относится к иранской группе индоевропейских языков).
кузаа хац – кувшин воды
чалак зимаадь – ведро земли
тамбал бююн – борода бездельника
бииг дююнаа – горшок зерна
кузаа гьэв – крышка кувшина
бесчораа зимаадь – земля бедняка
Переведите с русского на шугнанский следующие словосочетания: ведро
воды, зерно бедняка, кувшин бездельника.
1.
Исправьте ошибки в предложениях:
Проснувшись поутру, мне стало холодно.
Не успев проехать и версты, начался буран.
Завод гарантирует о выполнении заказа в срок.
Учительница указала Володе его ошибки.
2.
Составьте предложения с каждым
словом данного синонимического ряда. Дайте стилистические пометы.
Спать, почивать, дрыхнуть.
3.
В каких словосочетаниях нарушены
нормы сочетаемости слов:
понести поражение
эта мозоль
принимать во внимание
одержать успех
4.
Слово (выражение) употреблено в
несвойственном ему значении в предложении:
На завтрак были поданы вкуснейшие поджарые тосты с джемом и душистый чай.
Пшеница и рожь относятся к злачным растениям.
К приходу гостей хозяйка готовила сытный, колоритный обед.
В концерте на Красной площади принял участие известный оперный магнат.
5. Какие существительные имеют окончание –ов в форме
родительного падежа множественного числа: сумерки, сапер, томат,
килограмм, носок, чулок.
Праздник
«День славянской письменности и культуры»
1-ВЕДУЩИЙ. Начинаем вечер, посвящённый празднику славянской письменности и культуры. Ежегодно 24 мая его отмечают в славянских странах. В этот день мы вспоминаем создателей славянского алфавита великих просветителей Кирилла и Мефодия.
2 - ВЕДУЩИЙ. До Кирилла и Мефодия у славян не было единой письменности для передачи сложных по мысли текстов.
1 - ВЕДУЩИЙ. Кирилл и Мефодий на основе греческого письма создали первый славянский алфавит.
2 - ВЕДУЩИЙ. Создатели славянской письменности не ограничились лишь алфавитом. Они писали и переводили евангельские проповеди, притчи, апостольские послания и богослужебные тексты, просвещали славян в Моравии.
1 - ВЕДУЩИЙ. Жизнь великих братьев была служением славянской культуре.
2 - ВЕДУЩИЙ. Братья Константин ( после принятия монашества - Кирилл ) и Мефодий родились в византийском городе Солуни в семье военачальника. Детство великих славянских просветителей прошло в двуязычной среде - греческой и славянской. Только латинский язык не был известен солунцам.
2 - ВЕДУЩИЙ. В доме отца великих братьев среди немногочисленных книг была " Энеида " Вергилия на латинском языке. Эту книгу о странствиях троянца Энея решил прочитать младший из братьев, Кирилл. Он раскрывал увесестый том, но старинные стихи, написанные на чужом языке оставались непонятными.
2 - ВЕДУЩИЙ. После долгих поисков Кириллу, наконец, посчастливилось встретить человека, знавшего латинскую грамматику.
2-й ведущий.
Вскоре Кирилл освоил греческий и арабский языки и прославился своей ученостью.
1-й ведущий.
После Солуни Кирилл продолжал учение в Константинополе. Знания, полученные в то время, пригодились в будущем.
2-й ведущий.
Окончив курс наук, Кирилл стал патриаршим библиотекарем, затем преподавал в университете философию: знания, полученные во время обучения, не остались лежать мертвым грузом.
1-й ведущий.
По поручению византийского императора Михаила 111 Константин-Кирилл приступил к созданию славянской азбуки. Но создоние письменности – непосильная задача для одного человека. Поэтому Кирилл отправился в монастырь к своему старшему брату Мефодию. Брат Мефодий был самым близким его единомышленником. Подобно отцу, Мефодий посвятил свою жизнь военной службе. Он был честным и прямодушным человеком, нетерпимым к несправедливости. Отказавшись усмирять восстание славян, Мефодий ушел с военной службы и удалился в монастырь. Независимость была ему дороже богатства и славы. Мефодия увлекла идея создания письменности для славян, предложенная ему младшим братом.
2-й ведущий.
После создания азбуки братья приступили к переводу церковных книг на язык славян. Они работали с раннего утра, едва рассветало, и кончали поздно, когда уже рябило в глазах от усталости. А когда первые книги были переведены с греческого языка на славянский, они с просветительской миссией направились в Моравию. Деятельность братьев быстро вышла за пределы, указанные им византийским императором. Кирилл и Мефодий усердно просвещали славян, обучали людей грамоте и основывали новые церкви.
1-й ведущий.
В течение трех лет Кирилл и Мефодий трудились в Моравии. Они воспитали немало учеником, которые внесли большой вклад в историю славянской письменности и культуры.
2-й ведущий.
После смерти великих братьев их ученики претерпели гонения. Папа римский запретил изучени6е славянского языка. Дело Кирилла и Мефодия, несмотря на упорную и длительную борьбу в течение многих лет, потерпело неудачу у западных славян, но зато прочно утвердилось в Болгарии, а оттуда было перенесено в Сербию, Румынию и на Русь.
1-й ведущий.
Ученики Кирилла и Мефодия открывали свои школы, и к концу 1X века уже тысячи людей читали и писали на старославянском языке.
2-й ведущий.
Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и четкой, легкой для письма. Они помнили о том, что буквы должны быть и красивыми, чтобы человек, едва увидевший их, сразу захотел овладеть письмом. Алфавит Кирилла и Мефодия поражает нас простотой и удобством.
Сейчас наша азбука, составленная Кириллом и Мефодием, является самой простой и удобной. Она содержит оптимальное количество букв – 33. Европейские народы, которые не составили для себя алфавита, а взяли латинский, до сих пор страдают от неудобств. Так, в английском языке, состоящем из 26 букв, звук [ч] изображается двумя буквами – ch, [ш] – двумя sh. В русском языке есть специальные буквы для изображения сочетаний звуков [jy], [ja].
1-й ведущий.
Наша азбука удивительна! И сейчас она поражает нас простотой и удобством.
2-й ведущий.
И каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей памяти имена первых славянских просветителей братьев Кирилла и Мефодия.
Когда май месяц расцветает,
Числа двадцать четвертого
Славянский мир весь восхваляет
Кирилла и Мефодия.
Они алфавит создавали,
Греческий взяв за основу.
Библию и проповедь писали,
Славян просвещая словом.
Окончил курс наук Кирилл,
В библиотеке он при церкви служит,
А так же он философом прослыл.
Все потому, что он с наукой дружит.
Ему же византийский император Михаил
Важнейшее задание поручает,
Чтоб к созданию азбуки он приступил.
Мефодия Кирилл на помощь призывает.
Мефодий жизнь военной службе посвятил
И образцом был чести для мирян,
Он независимость всех благ сильней ценил,
Не стал смирять восстания славян.
Он удалился в монастырь, но не ушел от жизни,
Одной идеей с братом увлечен.
Май. Год 863-й, в городе Плиске
Славянский алфавит был оглашен.
Переводят церковные книги,
Открываются церкви, и учатся дети.
Тот алфавит был на Руси неоценим,
И существовал он более семи столетий.
Кирилл умер 14 февраля 869 года, его брат Мефодий - 4 апреля 885 года в сане архиепископа. Их имена как создателей первой славянской письменности будут почитаться потомками всегда.
Самые первые книги были рукописными. Над их созданием трудились многие люди, именуемые писцами. Рукописных книг по вполне понятным причинам до нашего времени дошло не так много. Среди них вполне понятный интерес вызывают летописи.
Ведущий: Летопись – запись о событиях по годам (славянское слово «лето» соответствует нашему «год»).
Летописец: Еще одно последнее сказанье-
И летопись окончена моя.
Исполнен долг, завещанный от бога
Мне, грешному. Недаром многих лет
Свидетелем господь меня поставил,
И книжному искусству вразумил.
Когда-нибудь монах трудолюбивый
Найдет мой труд усердный, безымянный,
Засветит он, как я, свою лампаду
И, пыль веков от хартий отряхнув,
Правдивые сказанья перепишет,
Да ведают потомки православных
Земли родной минувшую судьбу.
Ведущий: Сначала записи были очень краткими. Если на протяжении года ничего не произошло, летописец записывал:
Летописец: «В лето … не бысть ничего» или «В лето …бысть тишина».
Ведущий: Самые первые летописи, известные ученым, относятся к 9 веку, когда в Киеве княжил Аскольд:
Летописец: «В лето 6372 убиен бысть от болгар Оскольдов сын»; «В лето 6375 Оскольд иде на печенеги и множество их губи…».
Ведущий: Сохранились новгородские летописи 12 –13 веков. Из них ученые узнали о жизни богатого, шумного города, о пожарах, наводнениях и других событиях.
Самым известным из русских летописцев был Нестор, монах Киевского Печерского монастыря. Жил Нестор в конце 11 - начале 12 века.
Главный труд Нестора – «Повесть временных лет». Это не просто летопись. Нестор описывает историю Руси и связывает ее с историей всех славян и соседних народов. О содержании своего труда сам Нестор написал так:
Летописец: «Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве наче перви княжити, и откуда Русская земля стала есть».
Ведущий: Труд Нестора был широко известен на протяжении многих столетий, сотни раз переписывали его историки более поздних времен. Но все летописи – это не только исторические документы. Их по полному праву можно отнести к первым произведениям русской литературы, потому что в каждом слове летописи чувствуется отношение автора к описываемому событию, в них есть множество красочных определений, иногда используется гипербола, иногда гротеск.
Для нас древние летописи, рассказывающие о жизни нашей страны на протяжении почти целого тысячелетия, всегда будут драгоценным сокровищем русской словесности.
В отличие от летописцев, поэт, автор"Слова …", не столько рассказывает о событиях похода, сколько размышляет о случившемся, оценивает происшедшее.
ВЕДУЩИЙ: "Слово о полку Игореве" создано в конце XII столетия под впечатлением неудачного похода новгород-северского князя Игоря Святославича с сыном Владимиром, братом Всеволодом и племянником Святославом Ольговичем.
"Не пора ль нам, братия, начать
О походе Игоревом слово,
Чтоб старинной речью рассказать
Про деянья князя удалого? "
ВЕДУЩИЙ: Так начинается "Слово о полку Игореве"- замечательный памятник древнерусской литературы.
Всего 10 страниц занимает этот текст в современной книге. Десять страниц, -но кажется, будто они написаны огнём по небу, и при свете его широко видна вся Русская земля.
Днепровские пороги, отмели синегоо Дона, глухие леса, полынные степи, могучие курганы, деревянные стены городов- Новгорода, Полоцка, Киева…кричат птицы. Летят они из половецких степей, предупреждают русичей…
Легкой добычей кажется Русь, терзаемая княжескими усобицами, и степные кочевники, непрошеные гости, нападают, разрушают, жгут…
СТАРЫЙ КНЯЗЬ : Брат сказал брату: то мое,
а это моё же.
И стали князи про малое
Спорить, как бы про великое,
И сами на себя крамолу ковать,
А неверные со всех стран
Набежали с победами на землю
Русскую!...
изронил Святослав великий
слово златое, со слезами
смешанное.
СТАРЫЙ КНЯЗЬ: О сыновья мои, Игорь и Всеволод!
Рано вы стали мечами разить
Половецкую землю,
А себе искать славы!
Не с честию вы победили,
С нечестием пролили кровь неверную!
Ваше храброе сердце в жестоком
булате заковано
И в буйстве закалено!
То ль сотворили вы моей
серебряной седине!
ВЕДУЩИЙ: Устами Святослава автор "Слова '' упрекает князей за то, что они искали собственной славы, не подумав о последствиях своего выступления. Он требует совместных, согласованных выступлений против общего врага.
СТАРЫЙ КНЯЗЬ : Вы же рекли : "Мы одни постоим
за себя,
Славу передню сами похитим,
Заднюю славу сами поделим! "
ВОИН: Но горе, горе!
ПЕВЕЦ: Уже невелое время, братия, настало…
Тоска разлилася по русской земле,
Обильная печаль потекла среди земли Русской.
ВЕДУЩИЙ: Поражение, испытанное Игорем в 1185г, действительно было тяжким. Все четыре князя оказались в плену; половцы ринулись разорять Русскую землю.
ПЕВЕЦ: О, стонать тебе, земля Русская,
Вспоминая времена первые и первых князей!
ВЕДУЩИЙ: Все образы древней поэмы широко известны, но любимая героиня "Слова…"- Ярославна.
Над широким берегом Дуная,
Над великой Галицкой землёй
Плачет, из Путивля долетая,
Голос Ярославны молодой:
Обернусь я, бедная, кукушкой,
По Дунаю-речке полечу
И рукав с бобровую опушкой,
Наклонясь, в Каяле омочу.
Улетят, развеются туманы,
Приоткроет очи Игорь-князь,
И утру кровавые я раны,
Над могучим телом наклонясь.
ВЕДУЩИЙ: Целый год Игорь находился в плену. И когда он задумал побег, вся земля помогала ему.
ПЕВЕЦ : Игорю князю Бог путь указывает
Из земли Половецкой в Русскую землю,
К златому престолу отцовскому.
ВОИН: Кликнула, стукнула земля;
Зашумела трава…
ДРУЖИННИК: Взвернулся князь на быстра коня,
Полетел он, как сокол под мглами.
ВЕДУЩИЙ: Возрадовалась Русская земля, встречая Игоря.
Более восьми столетий прошло со дня написания поэмы:
произведение приобрело поистине мировое звучание. Словно
нерушимое древо, ушедшее корнями глубоко в землю, простирает
ветви свои по всему белому свету.
ДЕВУШКА 1 : Песню мы спели старым князьям…
ДЕВУШКА 2 : Песню мы спели князьям молодым…
ПЕВЕЦ : Слава князьям, а дружине аминь!
КНЯГИНЯ : Солнце светит на небе -
Игорь - князь в Русской земле!
ДЕВУШКА 1 : Девы поют на Дунае,
Голоса долетают через море до Киева…
ДЕВУШКА 2 : Радуются земли,
Веселы грады.
Люди не переставали задумываться о том, как сделать процесс создания книги таким, чтобы она стала доступной многим, чтобы учить грамоте детей. Но кто осилит это, кто возьмется за этот непосильный труд?
отыскать в кремлёвских храмах сочинение, которое бы он не знал. Знали его как воина, как мудрого, разумного человека. А руки у Ивана быстрые, сильные, за что ни возьмётся – всё у него получается.
Писал Фёдоров быстро и красиво – самых лучших писцов брала зависть. Резал на досках изображения - гравюры. Научился литейному делу. Словом, не было работы , которую бы не сумел и не смог бы сделать Иван Фёдоров.
Когда же царь Иван Грозный решил завести в Москве Печатную избу, то новое и трудное дело поручили Ивану Фёдорову с его друзьями. Никто не удивился этому выбору.
Много дней работал Иван: резал доски для гравюр - рисунков, отливал литеры-буквы, шрифты из металла, мастерил из дерева печатный станок.
Отпечатай станок !
Станок был самого простого устройства - давило да выдвижная доска, на которой помещалась рама с набором, текстом. Когда нажимали рычаг, то давило опускалось на раму с набором, покрытым краской. На влажной бумаге, положенной между давилом и набором, получался оттиск – отпечатанная страница.
Много недель пришлось потрудиться над отливкой литер-букв, шрифтов. Много труда ушло и на изготовление разнообразнейших заставок, рисунков.
Отпечатай заставки со стр. 47.
Также на этой странице оттиснул узор, вырезанный на доске и смазанный чёрной краской. Потом оттиснул украшения, все, что надо было напечатать для красоты красной краской. Вот и готова первая страница! Так появилась первая книга – она называлась «Апостол». Выглядела она внушительно и красиво. Это случилось в 1 5 6 4 году. Этот год считается началом московского, да и всего русского книгопечатания. «Апостол», созданный Фёдоровым и его помощниками и ныне поражает своим торжественным видом. После выхода «Апостола» стал Фёдоров с помощниками готовить к изданию новую книгу. Это был «Часовник».
Отпечатай Разворот Апостола.
Если «Апостол» выпускали год, то на «Часовник» ушло всего два месяца. По «Часовнику» учили тогда детей грамоте: буквари были только рукописными и достать их, купить было почти невозможно. «Часовник» стал в то время книгой для многих. Неспокойно было в Москве и решил Фёдоров, спасая печатное дело, уйти в Литву. Всю жизнь, захватив из Москвы шрифты и печатные доски, скитаясь по дорогам, живя в городах, сёлах и замках, Иван Фёдоров создавал книги.
Видел Иван, что много еще в русских, украинских и белорусских землях людей, которые глядят в книгу, как слепые,- читать не умеют.
Букварь нужен!
И взялся Иван Федоров за эту работу сам
Тщательно писал - рисовал буквы, находил упражнения, примеры, чтобы дети учились не только письму – буквам и цифрам, но и добрым делам , хорошим мыслям. Книга получилась на славу. Так родился наш первый печатный учебник – Азбука, Букварь. 5 мая 1581 года напечатал Фёдоров первый календарь .400 лет назад. От этого дня и ведут начало наши печатные календари. Много удалось сделать в жизни Ивану Фёдорову. Но, пожалуй, из всех его дел наибольший успех выпал на долю изданной им книги, которая получила наименование Острожской «Библии».
Отпечатай титульный лист Острожской « Библии»
Она самая знаменитая среди других первопечатных славянских книг. Лучшие библиотеки мира гордятся ею и ныне, как чудом печатного искусства.
В неё первопечатник вложил всё своё умение, мастерство. Всем взяла эта книга – и толщиной (в ней шестьсот страниц), и шрифтами, и орнаментами – узорами… Один иноземный книжник, посмотрев Острожскую «Библию», воскликнул в восторге, что за один лист этой книги он бы отдал всю Англию.
Иван Фёдоров умер 5 декабря 1583 года во Львове бедняком, но навсегда прославил себя и свои книги. В центре Москвы стоит памятник первопечатнику Ивану Фёдорову.
Ведущий: А хотите узнать, как раньше учили грамоте на Руси? Учили в русских школах детей чтению, письму, счету, или, как тогда говорили «словесам книжного разума». Учителя втолковывали своим питомцам знания «не яростию, не жестокостию, но любовным обычаем», что значит терпеливо, добром и лаской. Разных классов в старину не знали. Все – и маленькие, и большие – сидели на уроках в одной простой избе. Да что рассказывать, давайте мы лучше покажем вам, как проходили занятия. Представьте самую обычную русскую школу, семь часов утра. Учитель ждет своих учеников.
Входят 2 девочки и два мальчика. Девочки в платках, мальчики в кепках. Мальчики снимают кепки, все хором здороваются и кланяются учителю.
Учитель: Здравствуйте, дети, рассаживайтесь по местам.
Дети садятся, один мальчик пытается спихнуть девочку с ее места.
Учитель берет его за ухо: Дружного места не занимай. И товарищев не утесняй. Ну, все расселись. Тогда давайте до урока расскажите, как вы должны себя вести.
1 ученик: Пхания друг друга и бития и резвого бегания и каменновержения и всяких детских глумлений да не водворится у нас.
2 ученик. Не шуметь, не глумиться и не дразнить товарищей, шапку и одежду снимать, школьный сор вон выносить.
3 ученик. Зри прилежно, внимай разумно, пиши не спешно, прочитай не ложно.
4 ученик. Мастера не гневи, а себе побоев не чини.
Пока говорит четвертый ученик, первый со всеми болтает.
Учитель подходит к нему, кладет руку на плечо: Чадо, будь скор на послушание, а ленив на глаголение. Молодцы, правила все заучили. Теперь начнем занятия.
Ведущий. Каждый ученик получал от учителя персональное задание – один зубрил азбуку, другой учил слоги, третий уже читал молитвы. И все следовало выучить назубок – вызубрить.
Учитель, по очереди подходя к ученикам: Тебе выучить сегодня букву Аз. Ленив ты есть, уже неделю эту букву учишь. Тебе читать молитвослов. Тебе выучить слог «БА». А ты заучи титл слова Царь.
Ведущий. Отдельные наиболее часто встречающиеся и наиболее «важные» слова, такие, как «бог», «царь» и некоторые другие, писались не полностью, а сокращенно, и над ними ставится особый надстрочный знак – «титло»… Все эти слова ученик должен был знать наизусть.
Учитель: Ну, начинайте, с Богом.
Ученики все одновременно громко вслух учат свое задание.
Ведущий: Каждый ученик учил свое задание вслух. Недаром пословицу сложили: «азбуку учат – во всю избу кричат». Представляете, у нас бы вся школа собралась вместе, одни учат стихотворение, другие отвечают физику, третьи разбираются в химии. С ума сойти можно было бы.
Учитель: Ну, давайте я проверю, как вы выучили сегодняшний урок. (Обращаясь к классу). Это какая буква? А это? Молодцы, все сегодняшний урок освоили. За окном темнеет уже, пора по домам.
Ученики убирают за собой, затем прощаются с учителем, кланяясь, выходя, мальчики надевают кепки.
Ведущий: И так каждый день, с 7 утра до темноты, с часовым перерывом на обед учились дети грамоте. Около двух лет человек средних способностей тратил на то, чтобы одолеть букварь: выучить азбуку, склады, титлы, прочитать и вызубрить первые молитвы. И лишь потом человек начинал учиться письму.
Букварь… Азбука… Нарядные книжки с цветными картинками. Самые первые, которые прочитали в своей жизни и вы, и я, и каждый грамотный человек.
Букварь Ивана Федорова вовсе не походил на нынешний. Сейчас даже старшеклассник не сразу прочтет, что там напечатано. Ведь прошло более 400 лет, и язык сильно изменился. Тот букварь напечатан на старославянском языке, а теперь на нем печатаются только церковные книги.
В те времена считалось, что главная задача грамотного человека - научиться читать именно такие книги. В первом букваре не зря было напечатано: «….детям, хотящим разуметь писание». Это не значит «хотящим научиться писать», а «хотящим знать Священное Писание». В старых букварях молитвам отводилось много места. Это видно даже из названий.
Букварь, изданный в 1823 году, назывался так: «Драгоценный подарок детям, или Новейшая и полная российская азбука, содержащая в себе новый способ учения, разные молитвы, символ веры, десять заповедей».
Букварь Прокофия Золотова, 1863 год: «Энциклопедический русский самоучитель, или Полная русская азбука, содержащая в себе: русскую азбуку, молитвы утренние, на сон грядущий и молитвы перед трапезой и после оной, Заповеди Господни, три добродетели богословские, девять блаженств евангелистских. С присовокуплением священной истории Ветхого и Нового Завета».
Букварь Антонова, 1897 год: «Русская азбука, содержащая в себе: гражданскую и церковнославянскую азбуки, склады всех родов, молитвы, заповеди, анекдоты, таблицы умножения».
И, наконец, русский букварь, изданный в начале 20 века в Париже, назывался сравнительно кратко: «Святой пророк Наум, наставь на ум!».
Выучился грамоте по одному из этих букварей и известный русский педагог Ушинский. А став взрослым, издал в 1864 году свой собственный букварь «Родное слово», совсем новый, не похожий на все предшествующие. Он сразу начинался с простейших слов. Были нарисованы дети в лесу и написано «ау», потом плачущий младенец и слово «уа», затем усатый молодец и слово «ус». Было и слово «оса» с картиной. Ну почти как в нашем теперешнем букваре!
Через 8 лет после «Родного слова» вышла в свет «Азбука», составленная великим русским писателем Л. Н. Толстым.
Наш современный букварь не похож на своих дедушек и бабушек, которым от роду девяносто, сто и даже триста лет.
На этом можно было бы и закончить историю букваря. Но пройдут годы и букварь снова станет другим. Каким же? Может быть появится букварь-робот? Или букварь-сновидение? Уснул неученым – проснулся грамотеем. Этого пока никто не знает. Если бы знали, сразу сделали бы букварь не сегодняшний, а завтрашний, или даже послезавтрашний. Но работа над букварем ведется все время, ученые и педагоги думают, ищут, спорят. И букварь живет, букварь улучшается, потому что он всегда будет необходим людям как первая ступенька на пути в огромный мир знаний!
Владимир Иванович Даль родился 10 ноября 1801 года в городе Луганске в семье врача, его детство прошло в Николаеве, откуда тринадцати лет он переехал учиться в петербургский Морской корпус. По окончании учебного заведения, получив первый офицерский чин, он около пяти лет прослужил во флоте, сначала на Черном, а потом и на Балтийском морях. Не обладая подходящим для морской службы здоровьем, В.И.Даль, отслужив обязательный для воспитывавшегося на казенный счет в военно-учебном заведении срок, вышел в отставку и поступил в Дерптский университет на медицинский факультет. В 1829 году он выдержал экзамен, защитил диссертацию и был направлен врачом в действующую армию в Турцию, затем участвовал в войне 1831 года с Польшей, а в 1832 году был переведен в Петербург на должность ординатора военно-сухопутного госпиталя. Но через год он снова переменил профессию и поступил чиновником особых поручений к оренбургскому губернатору.
Новое служебное поприще потребовало от Даля частых и больших разъездов по краю и дало ему возможность узнать естественные и этнографические богатства далекой и новой для него окраины России. Кипучая и деятельная натура Даля не ограничивается в эту пору собиранием материалов по языку и народной словесности. Он вступает в живую связь с Академией наук, ее отделением естественных наук, посылает для пополнения коллекций Академии разнообразные экспонаты, характеризующие естественные богатства и природу Оренбургского края. Отмечая эту общественную деятельность В.И.Даля, Академия наук выбирает его 21 декабря 1838года своим членом-корреспондентом.
В 1841 году Владимир Иванович снова в Петербурге, служит крупным министерским чиновником, а в 1849 году его переводят в Нижний Новгород управляющим удельной конторой. Десять лет Даль пробыл на этой должности, и лишь с 1859 года, выйдя в отставку и поселившись в Москве, он получает возможность целиком отдаться завершению величайшего труда своей жизни – «Толкового словаря ». В тридцатые годы 19 века имя Казака Луганского (литературный псевдоним Даля) получает широкую известность как популярного писателя из народного быта. Пушкин, высоко оценивая первый литературный опыт Даля – написанные им сказки, – поощрял его продолжать в этом же роде.
Но чем Даль не занимался, он прежде всего оставался собирателем языкового и этнографического материала. В результате у него скопились огромные запасы слов, выражений, пословиц, поговорок, сказок, песен и других произведений народной словесности, и возникло желание упорядочить эти материалы и обнародовать их. В.И.Даль попытался предложить свои «запасы», а вместе с ними и себя для разработки этих запасов в распоряжение «императорской» Академии наук, но это предложение не было принято. Оставалось на выбор: или забросить то, что собиралось не один десяток лет, или на свой страх и риск приступить к обработке материалов, пользуясь лишь нравственной поддержкой энтузиастов – единомышленников. В.И.Даль пошел вторым путем. В результате и возник четырехтомный словарь, который позже стал справедливо называться «Далев словарь» и по праву занял почетное и прочное место в истории русской культуры.
Владимир Иванович Даль горячо сетовал на отрыв книжно-письменного языка его времени от народной основы, от живого русского языка, на обильное засорение книжной речи «чужесловами», то есть словами, заимствованными из западноевропейских языков. «Пришла пора подорожить народным языком и выработать из него язык образованный»,- писал В.И.Даль. Составляемый им словарь, по его замыслу, должен был ответить этой задаче. Автор-составитель понимал, что путь преобразования литературного языка долгий и сложный, посильный лишь грядущим поколениям писателей и ученых. Свою роль он осознавал как роль начинателя большого и важного дела.
Убежденная уверенность В.И.Даля в высоких достоинствах русского языка, в безграничной способности его к совершенствованию, в полной возможности своими национальными средствами выразить любую мысль не покидала его на протяжении всего творческого пути и определила характер составленного им словаря. Своим словарем и обильно введенными в него материалами народной речи В.И.Даль стремился указать современникам средства народного обновления русского литературного языка 19 века. И действительно, «Толковый словарь» Даля сыграл очень большую роль в подъеме интереса к живым говорам русского языка и к народной основе литературной речи.
«Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля – явление исключительное и, в некотором роде, единственное. Он своеобразен не только по замыслу, но и по выполнению. Другого подобного труда лексикография не знает. Создатель его не был языковедом по специальности. О себе и своем словаре Даль говорит: «Писал его не учитель, не наставник, не тот, кто знает дело лучше других, а кто более многих над ним трудился; ученик, собиравший весь век свой по крупице то, что слышал от учителя своего, живого русского языка».
Выдающийся знаток русского слова, В.И.Даль был чутким ценителем и заботливым собирателем русской речи в самых многообразных ее проявлениях: меткая самобытная пословица, поговорка, загадка, сказка находили в нем внимательного собирателя и бережного хранителя. Отсюда и та необыкновенная полнота, в которой отражается народное речевое творчество в составленном им словаре.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.