Стимуляция познавательных процессов и двигательной активности
Оценка 4.7

Стимуляция познавательных процессов и двигательной активности

Оценка 4.7
Повышение квалификации
doc
психологическая работа +1
Взрослым
21.01.2018
Стимуляция познавательных процессов и двигательной активности
Благодаря регулярным занятиям в сенсорной комнате у здоровых людей и у людей с психическими расстройствами нормализуется психоэмоциональное состояние, ускоряются процессы развития сознания, восприятия и познания окружающего мира и всех процессов, происходящих в нем. В зависимости от поставленных задач можно воздействовать на зрение, обоняние, осязание, слух, вестибулярный аппарат, причем это можно делать как одновременно, так и поочередно
Сенсорная комната представляет собой пространство.doc
Сенсорная комната представляет собой пространство, специально оборудованное таким  образом, чтобы максимально успешно стимулировать различные органы чувств ребенка или взрослого человека. Все элементы комнаты устанавливаются и настраиваются  индивидуально, тем самым позволяя регулировать степень и глубину воздействия. В  зависимости от поставленных задач можно воздействовать на зрение, обоняние, осязание,  слух, вестибулярный аппарат, причем это можно делать как одновременно, так и  поочередно. С помощью специальных элементов в сенсорной комнате достигается  ощущение комфорта и уюта, человек чувствует себя в полной безопасности, может прийти  в состояние глубокой умственной и мышечной релаксации, что создает благоприятную  среду для общения, терапии (психотерапии) и лечения различных расстройств и  заболеваний. Доверительная обстановка позволяет наиболее успешно контактировать  пациенту и специалисту, сглаживает острые углы при обсуждении каких­либо спорных  вопросов, максимально раскрепощает партнеров по общению. Успокаивающая цветовая  гамма, приглушенное освещение комнаты, тихая спокойная музыка – что может  действовать более благоприятно на психику!? Именно поэтому сенсорные комнаты часто  называют лечебными и широко используют в медицинских учреждениях, а также при  профилактике различных заболеваний, общих оздоровительных процедурах или устранении патологий. Благодаря периодическому пребыванию в сенсорной комнате можно достигнуть  следующих эффектов:            улучшение настроения; появление оптимистичного настроя, позитивного взгляда на мир; получение положительных эмоций; нормализация сна; снижение тревожности и беспокойства; уменьшение раздражительности и проявлений агрессии; отдых нервной системы, снижение излишней возбудимости; повышение иммунитета; ускорение восстановления поврежденных клеток и реабилитации после  заболеваний; ускорение процессов мозговой активности; стимуляция познавательных процессов и двигательной активности. Благодаря регулярным занятиям в сенсорной комнате у здоровых людей и у людей с  психическими расстройствами нормализуется психоэмоциональное состояние, ускоряются  процессы развития сознания, восприятия и познания окружающего мира и всех процессов,  происходящих в нем. Проводимые в такой обстановке психологические консультации и  приемы психотерапии дают более ощутимый результат, чем аналогичные действия,  происходящие в обыкновенном кабинете врача или психолога. Поэтому во многих  медицинских учреждениях и организациях, специализирующихся на работе с детьми, обустраиваются сенсорные комнаты. И специалисты отмечают положительную динамику  после занятий. Многие ученые также признают необходимость сенсорных комнат и их  положительное влияние на развитие психики ребенка. Оборудование сенсорной комнаты Оборудование сенсорной комнаты может быть достаточно разнообразным. Можно  выделить несколько возможных функциональных блоков, присутствие которых  гарантирует наиболее быстрое достижение положительного результата. 1. Блок расслабления и релаксации В него входят мягкие покрытия стен, пола и других поверхностей, маты или  коврики, сухой бассейн (мягкая емкость из матов с пластиковыми шариками),  светильники, создающие мягкий рассеянный свет, подвижные мобили, игрушки (в  том числе мягкие и с наполнителями в виде мелких и крупных шариков). Также  расслаблению способствует наличие аромалампы или ароматических свечей,  спокойной расслабляющей музыки или записи звуков природы. Ребенок или  взрослый, с которым проводятся занятия, должен иметь возможность принять  удобную позу (лежа или сидя), расслабиться и подумать о чем­то приятном,  поэтому мебель должна быть мягкой и вызывать желание расположиться на ней и  отдохнуть. Окружающая обстановка должна настраивать на позитивный лад,  способствовать ощущению безопасности и комфорта. Человек в расслабленном  состоянии более восприимчив к психотерапевтическому воздействию и настроен на  доверительную беседу. 2. Блок для активации Сюда относится оборудование, которое активизирует все процессы, происходящие в организме, обостряет чувствительность органов: мячики для массажа, подвижные  мобили, оснащенные звуковыми и световыми эффектами, подвижные конструкции и игрушки, сенсорные панели для рук и ног, сухой бассейн, наполненный мячиками  или чем­то другим. Свет должен быть ярким, но не напрягающим, звуки могут быть  громкими, но не резкими и раздражающими. Все это стимулирует и поддерживает  процессы внимания и восприятия, улучшает настроение и создает ощущение  радости и праздника. Ребенок под влиянием всех этих факторов начинает более  активно познавать окружающий мир, проявляет двигательную активность,  инициирует новые игры и охотно идет на контакт с психологом. Таким образом,  развитие происходит гораздо быстрее и эффективнее. По способу воздействия на органы чувств, оборудование сенсорной комнаты можно  подразделить на следующие группы: 1. Тактильные ощущения Воздействие на органы осязания, поверхность кожи рук, ног и других частей тела  создает благоприятную атмосферу для успокоения нервной системы и полного  расслабления организма. Рекомендуется использовать мягкие и пушистые изделия  спокойных оттенков, комбинируя их между собой. Некоторые элементы могут быть с подогревом, так как ощущение теплоты наиболее приятно, чем прохладные  прикосновения. Посредством тактильных ощущений развивается чувствительность,  ребенок научается различать предметы и квалифицировать их по группам,  улучшается координация и моторика (в том числе, мелкая моторика пальцев рук,  так полезная при письме и манипуляциях с небольшими предметами). Для ребенка  «мягкие» ощущения важны тем, что он приучается не бояться окружающих его  предметов, чувствует безопасность обстановки, и тем самым, стимулируются  стремления самостоятельно познавать окружающую действительность, развиваются  навыки самообслуживания. Малыш начинает более активно двигаться без чьей­либо  помощи и поддержки, с радостью общается со взрослыми, обращает внимание на  свои успехи и достижения. Двигательные навыки развиваются быстрее и  сопровождаются позитивными эмоциями и положительными впечатлениями. В  результате устраняются страхи и необоснованные переживания, снимаются неврозы, поведение становится более адекватным и регулируемым. Особенно полезно такое  воздействие для детей с повышенным уровнем тревожности и для гиперактивных  малышей. 2. Зрительные ощущения Мягкий свет, медленно меняющиеся картинки спокойных цветов или абстрактные  расплывчатые изображения снимают возбуждение нервной системы, приводят в  нормальное состояние все внутренние процессы организма.  Яркие образы и сильная освещенность, напротив, стимулируют познавательные  процессы, активизируют работу сознания, усиливают мозговую активность. Важно иметь возможность регулировать степень освещения в сенсорной комнате,  так как в разных ситуациях может понадобиться различный эффект. Окружающие  предметы должны быть не слишком ярких оттенков, но в то же время в комнате  можно оставить несколько аксессуаров для привлечения внимания. Лучше, если эти предметы можно будет перемещать с места на место или без проблем убирать из  комнаты при необходимости. 3. Звуковые ощущения Здесь также можно добиться полностью противоположных эффектов: сильный и  громкий звук или быстрая музыка задают нужный темп при активных действиях,  вызывают желание двигаться быстро или даже танцевать, медленный темп замедляет нервные процессы, снимает возбуждение, расслабляет и успокаивает. Часто для  воздействия на психику используется музыка (в основном классическая). Доказано,  что мелодия более сильно воздействует на сознание, чем простой набор звуков. 4. Обонятельные ощущения Для стимулирования через органы обоняния чаще всего используются эфирные  масла. Вообще благотворное влияние различных запахов на организм человека  известно еще с древних времен. Еще тогда для лечения и профилактики болезней и  психических расстройств использовались приемы ароматерапии. В дальнейшем  ученые доказали, что натуральные эфирные масла успешно ликвидируют  воспалительные процессы, снижают воздействие бактерий, вирусов и микробов,  обладают антисептическими свойствами, успокаивают нервную систему,  положительно влияют на эмоциональное и психическое состояние, стимулируют  восстановительные процессы, активизируют работу защитных и иммунологических  процессов и оказывают благотворное воздействие на организм в целом. Также благоприятно для сенсорной комнаты наличие комнатных растений (деревьев или  небольших зеленых кустиков), кондиционеров или обогревателей (в зимний период),  вентиляторов, увлажнителей воздуха и других приборов, улучшающих микроклимат в  помещении. Применение сенсорной комнаты Сенсорная комната широко используется как дополнительный инструмент при  психотерапевтическом воздействии. Считается, что с ее помощью многократно  усиливается эффект всех производимых манипуляций и мероприятий, которые направлены на оптимизацию психоэмоционального и физического состояния организма. Сенсорная  комната благотворно влияет на детей и взрослых с нервными, невротическими и  психосоматическими расстройствами, помогает таким людям расслабиться и направить  процессы организма. Также нахождение в сенсорной комнате стимулирует различные  органы чувств (зрение, обоняние, слух, двигательные функции и т.д.) у людей с задержками психического развития, нарушениями процессов сознания, заболеваниями опорно­ двигательного аппарата, ДЦП и другими болезнями и патологиями.  Наиболее простым вариантом оборудования сенсорной комнаты является использование  предметов, направленных на воздействие цветом и звуком. Но даже при такой  минимальной комплектации исследователи и практикующие психологи отмечали усиление  положительного эффекта лечения и более быстрое достижение желаемого результата.  Более сложные варианты оборудования предполагают воздействие на более широкий  спектр ощущений и называются мультисенсорными. В этом случае чаще всего используется тематическое оформление для создания полного комплекса ощущений, соответствующих  ситуации. Например, если интерьер сделан в осеннем стиле, то для стимуляции зрения  используются картинки с изображением осенней погоды, сопутствующих осени атрибутов,  для стимуляции слуха подбирается запись шуршащих листьев или дождя, стучащего по  крыше, для стимуляции тактильных ощущений предлагается поиграть с сухими  листочками. При этом в комнате витает запах жухлой травы и опавших листьев, а для  вкусовых ощущений пациенту предлагается свежезаваренный травяной чай. По такому же  принципу можно воссоздать и любую другую атмосферу: пещеру, домашний уют, летний  лес, цветочную поляну и многое другое. Главное, чтобы картина была приятной для  восприятия, вызывала только позитивные ощущения и позволяла расслабиться. Сенсорная комната используется в профессиональной деятельности очень многих  специалистов. Свои занятия там могут проводить психологи, психотерапевты, логопеды,  коррекционные педагоги, врачи разных направлений. В зависимости от имеющихся у  пациента заболеваний или патологий проводимые сеансы могут помогать в достижении  следующих целей:         снимать напряжение, расслаблять мышечную систему; расслаблять организм в целом или какую­то конкретную его часть, помогать  достигать состояния расслабленности и покоя; снимать психоэмоциональное напряжение, помогать в достижении душевного  равновесия; активизировать работу центральной нервной системы, стимулировать протекание  различных процессов в организме; стимулировать ослабленные реакции на внешние раздражители (образы, картины,  запахи, звуки и др.) за счет большого количества сенсорных проявлений; развивать двигательные и познавательные функции; улучшать настроение, создавать благоприятный фон для общения и обучения; повышать мотивацию к проведению различных процедур, направленных на  оздоровление организма. Во многих образовательных организациях есть специально оборудованные сенсорные  комнаты, которые используются для проведения педагогической коррекции, занятий с  детьми, имеющими нарушения моторики и сенсорики, с задержкой психического развития,  заболеваниями ЦНС. Сенсорные комнаты также помогают в решении проблем в школе или  детском саду, снимают стрессы, снижают раздражительность и нервное напряжение в  сложные периоды жизни (например, во время подготовки к экзаменам). Детей с  повышенным уровнем тревожности занятия в сенсорной комнате успокаивают и приучают  контролировать свои эмоции в различных ситуациях.  При работе с детьми в сенсорной комнате нужно знать особенности детской психики,  влияние стимуляции органов чувств на протекание заболеваний и особенности лечения тех  или иных патологий. Например, для гипервозбудимых и гиперактивных детей может быть  противопоказано излишнее воздействие на сенсорную систему, поэтому следует снизить  активную стимуляцию и воздействовать более мягко и спокойно. А для тревожного  ребенка переходы от одного стимула к другому должны быть плавными, а не резкими. Воздействие света и цвета Зрение играет самую важную роль в восприятии информации и познании окружающего  мира. 90% данных человеческий мозг получает именно с помощью глаз. Кроме того,  приятные образы и цвета успокаивают организм и снимают внутреннее напряжение,  помогают мышцам расслабиться. Поэтому при лечении различных заболеваний наиболее  популярными способами является светотерапия или цветотерапия. Светотерапия хорошо  помогает при депрессиях, общих расстройствах, негативном настроении и пессимистическом взгляде на жизнь. Чаще всего такие состояния вызываются в зимний или осенний период, когда организм страдает от авитаминоза и недостатка солнца и тепла.  Эффект при светотерапии достигается благодаря фотонам – элементарным частицам  света. Воздействуя на человека, они:     передают информацию из окружающей среды в мозг, а также доносят ее до других  внутренних органов, соединяющих тканей и клеток; оптимизируют состояние иммунной системы; улучшают работу щитовидной железы и способствуют выработке необходимых  гормонов; поддерживают необходимый ритм суточных колебаний. Цветотерапия также оказывает благоприятный эффект для улучшения настроения и  общего состояния организма. Еще древние цивилизации строили специальные  оздоровительные здания определенных цветов. Также практиковалось купание в воде,  окрашенной в разные цвета. Считалось, что это способствует оздоровлению и даже  омоложению организма. Воздействие звуков Звуки окружают нас постоянно. Даже когда человек спит, его мозг улавливает звуковые  сигналы из окружающего мира, распознает и анализирует их. Звуки могут быть приятными  или раздражающими. Доказано, что длительное воздействие одного и того же звука  оказывает губительное влияние на психику. Недаром еще во времена военных действий  использовались пытки звуком. Человека оставляли одного и включали очень громко одну и ту же мелодию или производили какой­либо неприятный звук. Немногие могли выдержать  это испытание. Самые слабые сдавались и рассказывали все, что от них требовали, а самые  стойкие через какой­то промежуток времени просто сходили с ума. У них нарушалось  логическое мышление, они легко впадали в состояние паники, вели себя неадекватно.  Поэтому при звуковом воздействии нужно точно представлять, каким будет эффект от  того или иного звука. Это очень сложно, так как звукотерапия считается одним из  наименее исследованных направлений медицины. Это объясняется тем, что звуков очень  много и каждый из них по­своему влияет на живой организм, вызывает разную частоту  колебаний, а значит, вызывает разную степень резонанса отдельных органов или систем.  Наиболее популярным направлением звукотерапии в последнее время стала  музыкотерапия – воздействие на психику различными мелодиями. Воздействие запаха Ароматерапия была распространена еще в древних государствах (например, в Древнем  Риме и Греции). Уже тогда люди понимали, что приятный запах помогает поднять  настроение, а некоторые запахи даже избавляют от болезней. В развитии обоняния человек  очень сильно уступает животным. Звери могут различать намного больше запахов и  чувствуют их на более отдаленных расстояниях. Но, тем не менее, обоняние играет  огромную роль в жизни человека. Ароматы сопровождают практически все вокруг. Также большое значение запахи имеют для развития ассоциативного мышления. Именно  благодаря давно знакомому запаху, напоминающему нам о каком­либо происшествии, мозг  сразу же может нарисовать в воображении мельчайшие подробности этого события. Запахи могут ассоциироваться с определенными промежутками времени, с конкретными людьми,  радостными или горестными событиями. Они вызывают воспоминания и возвращают  испытываемые ранее чувства. Кроме того, разные запахи могут оказывать полезное  воздействие на организм. Например, натуральные эфирные масла часто используются для  лечения или профилактики многих заболеваний. Также широко применяются  ароматические свечи или аромалампы. Эмоциональные проблемы и трудности волевого самоконтроля являются ощутимой  проблемой для детей и подростков. Тревожность и склонность к переживаниям  депрессивного характера проявляются в различных трудностях общения с окружающей  средой, что приводит к повышенной нервно­психической нагрузке, проявляющейся в  нарушениях астенического характера (головные боли, нарушения сна, снижение уровня  произвольной концентрации, переключения и распределения внимания, психомоторных  нарушениях типа тиков, расторможенности и др.). Сниженный волевой самоконтроль является типичной проблемой для импульсивно­ гиперактивной группы детей, являясь определяющим фактором в возникновении  трудностей социальной адаптации, возникновению девиантного поведения и, в дальнейшем, возможного втягивания в группы подростков, злоупотребляющих психоактивными  веществами. Общие рекомендации по установке и монтажу оборудования. o Пространственное размещение и монтаж оборудования в помещении,  предназначенном для Сенсорной комнаты, осуществляются в соответствии с  задачами, которые стоят перед учреждением и при тесном сотрудничестве со  специалистом (психологом, методистом и др.). o Рекомендуется стены в СК покрасить в спокойные пастельные тона (белый,  кремовый и т.д.), окна закрыть светонепроницаемым материалом (шторами,  закрасить и т.д.).  НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕНСОРНОЙ КОМНАТЫ Сенсорную Комнату в своей работе могут использовать разные специалисты (врачи,  логопеды, психологи, коррекционные педагоги). В зависимости от формы основной патологии и сопутствующих заболеваний сеансы в  сенсорной комнате могут быть направлены на решение следующих задач: o снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния  o активация различных функций центральной нервной системы за счет создания  релаксации и душевного равновесия; обогащенной мультисенсорной среды; o стимуляция ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух и т.д.); o развитие двигательных функций; o создание положительного эмоционального фона, повышение мотивации к  проведению других лечебных процедур.

Стимуляция познавательных процессов и двигательной активности

Стимуляция познавательных процессов и двигательной активности

Стимуляция познавательных процессов и двигательной активности

Стимуляция познавательных процессов и двигательной активности

Стимуляция познавательных процессов и двигательной активности

Стимуляция познавательных процессов и двигательной активности

Стимуляция познавательных процессов и двигательной активности

Стимуляция познавательных процессов и двигательной активности

Стимуляция познавательных процессов и двигательной активности

Стимуляция познавательных процессов и двигательной активности

Стимуляция познавательных процессов и двигательной активности

Стимуляция познавательных процессов и двигательной активности

Стимуляция познавательных процессов и двигательной активности

Стимуляция познавательных процессов и двигательной активности

Стимуляция познавательных процессов и двигательной активности

Стимуляция познавательных процессов и двигательной активности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2018