"Стимуляция речевой активности у обучающихся со сложным дефектом на логопедических занятиях в специальной школе"
Оценка 4.8

"Стимуляция речевой активности у обучающихся со сложным дефектом на логопедических занятиях в специальной школе"

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
дефектология +1
Взрослым
02.03.2017
"Стимуляция речевой активности у обучающихся со сложным дефектом на логопедических занятиях в специальной школе"
Речь является важной и неотъемлемой составляющей частью человеческой жизни. Благодаря ей люди общаются друг с другом, передают информацию, получают новые знания.В психолингвистике выделены основные факторы ее развития у индивида. Подчеркивается, что одним из наиболее значимых является речевая активность. Под речевой активностью следует понимать «устойчивое свойство личности ребенка, проявляющееся в способности воспринимать и понимать речь окружающих, самостоятельном, разнообразном, инициативном использовании речи в практике общения, активном овладении языком» [1].
статья Колмогорова М.В..docx
Стимуляция речевой активности у обучающихся со сложным дефектом на логопедических занятиях в специальной школе Речь   является   важной   и   неотъемлемой   составляющей   частью человеческой жизни.  Благодаря ей люди общаются друг с другом, передают информацию, получают новые знания.В психолингвистике выделены основные факторы ее развития у  индивида. Подчеркивается, что  одним  из  наиболее значимых является речевая активность. Под   речевой   активностью   следует     понимать   «устойчивое   свойство личности     ребенка,     проявляющееся     в     способности     воспринимать     и   разнообразном, понимать     самостоятельном,     речь     окружающих,   инициативном использовании речи в практике общения, активном овладении языком» [1]. В последние годы увеличивается количество обучающихся специальных школ со сложной структурой дефекта. Сложный дефект представляет собой не просто сочетание (сумму) двух и более дефектов развития; он является качественно своеобразным и имеет особую структуру, отличную от составляющих его аномалий. Категорию детей со сложными дефектами составляют: Дети с умственной отсталостью, отягощенной нарушениями слуха; Дети с умственной отсталостью, осложненной нарушениями зрения; Дети глухие слабовидящие; Слепоглухонемые дети; Дети   с   задержкой   психического   развития,   которая   сочетается   с дефектами зрения или слуха; Глухие   дети   с   нарушениями   соматического   характера   (врожденные пороки сердца, заболевания почек, печени, желудочно­кишечного тракта). 1 Кроме   того,   в   дефектологической   практике   встречаются   дети   с множественными дефектами. К ним относятся: 1. Дети с умственной осталостью слепоглухие; 2. Дети с нарушениями опорно­двигательного аппарата в сочетании с дефектами   органов   слуха, недостаточностью.   зрения,   речи   или   интеллектуальной Таким образом, к детям со сложными дефектами можно отнести детей, у которых отмечаются нарушения развития сенсорных и моторных функций в сочетании   с   недостатками   интеллекта   (задержка   психического   развития, умственная отсталость). Причинами   возникновения   сложных   дефектов   могут   быть,   как указывает Б.П.Пузанов, наследственные и экзогенные факторы [6]. Таким образом, процесс обучения значительно усложняется, когда дело касается ребёнка со сложным дефектом. Наличие у детей грубой сенсорной (снижение   слуха   или   зрения)   и   умственной   недостаточности,   а   также патология двигательной  сферы, наблюдающейся при детских церебральных параличах,   нередко   приводит   к   недоразвитию   всех   компонентов   речи, имеющему   во   всех   случаях   своеобразную   этиопатогенетическую обусловленность   и   специфические   проявления   и   требующему дифференцированных методов коррекционного воздействия. У   подавляющего   большинства   детей   отмечается   патология   нарушена   изменен   мышечный   тонус, артикуляционного   аппарата: подвижность языка и губ, наблюдаются гиперкинезы языка и т.д. В результате этого   артикуляционный   аппарат   детей   не   готов   к   звукопроизношению, речедвигательный и слухо­речевой анализаторы отстают в своем развитии [2]. Логопедическая  работа  с такими  детьми  должна  строится  исходя из структуры   дефекта   с   использованием   сохранных   функций.При   этом обязательно   учитывается:   степень   выраженности   интеллектуального 2 нарушения,  форма   ДЦП,  структура   двигательного   нарушения,  особенности психической   деятельности   и   соматическое   состояние   обучающихся. Школьники,   имеющие   сложные   нарушения   умственного   и   физического развития, как правило, имеют целые «букеты» заболеваний и каждый педагог, работающий с ними должен знать, учитывать это [5]. Самое   большое   место   в   логопедической   работе   с   «безречевыми» детьмиимеющими   сложную   структуру   дефекта   занимает   работа   по стимуляции и активизации речи.  Рассмотрим некоторые приемы стимуляции активной речи:  ­   подражание,   т.е.   ребенок   долженделать   движения,   принимать   позы   и воспроизводить   звуки,   которые   делает   другой   аналогичные   тем, человек.Ребенку   нужно   вначале   научиться   копировать   что­то   с   помощью своего тела перед тем, как он сможет копировать звуки. Мы вначале обучаем подражать   простым   движениям   (подуй,   плюнь,   поцелуй,   покашляй,   закрой глаза, покажи язык, улыбнись, покажи зубы, пощелкай языком, закрой или открой рот, похлопай, потопай) ­ вызывания физиологических эхолалий, лепетных слов. Привлекаем взгляд ребенка   к   лицу   взрослого.   Привлекая   внимание   ребенка   к   звучанию   его голоса,   поощряя   его   активность,  стараемся   вызвать   повторение   звуков,   то есть   аутоэхолали,   что   способствует   развитию   речедвигательного   и   слухо­ речевого анализаторов, вместе с тем и лепетной активности. Все звуки, которые вводятся в речь должны обозначать действия, явления и чувства ребенка (у — машина, а — плач, о — ревет медведь, и — смех, улыбка, ко­ко — курочка, га­га — утка, му — корова и т. п.). У   детей   данной   категории   возникает   необходимость   вызывать   звуки раннего   онтогенеза   механическим   способом.   Например,   это   упражнения, направленные на произнесение слогов ма, ба, па и т. д. Для этого в моменты голосовой   активности   подключается   пассивная   вибрация   нижней   губы. 3 Ритмичное   смыкание   и   размыкание   губ   создает   возможность   произнесения губных   звуков:   п,   б,   м.   Сочетание   произвольной   вокализации   и   пассивной вибрации   губ.   Создается   определенный   уклад   губ   для   утрированного произнесения гласных звуков: а, о, у, и. Например, при вызывании слога ба смыкание   губ   сочетается   с   широким   открыванием   рта,   свойственным утрированному произнесению звука а. Для вызывания слога бо губы ребенка собираются   в   «хоботок»,   в   таком   положении   производится   пассивное смыкание   губ   (при   помощи   взрослого).   Регулярное   использование   метода способствует   стимуляции   кинестетических   ощущений   и   готовит артикуляционный   аппарат   к   формированию   артикуляционных   укладов   для звуков. Незаменимым   в   работе   является  тактильно­вибрационный   метод. Результативно   использование   тактильно­вибрационного   метода   для стимуляции вызывания звуков, слогов и слов. Возьмите ладошку ребенка или положите   ее   на   щеки   или   гортань,   скажите   в   ладонь   предлагаемое   слово, выделяя первый звук. Ощущая струю воздуха разного характера (взрывную, слабую теплую или сильную холодную), вибрацию в области гортани или щек, ребенок   при   этом   видит   артикуляцию   и   слышит   четкое,   утрированное произнесение   звуков,   слов,   слогов,   таким   образом   у   него   постепенно складывается артикуляторный и звуковой образ определенных звуков и слов. На следующем этапе вслед за образцом слова ладошку ребенка поднесите к его рту, чтобы он сам произнес это слово в свою ладошку. ­ различные типы игр с пальцами, которые как известно не только развивают мелкую моторику, но и пассивную и активную речь, поэтому в занятие должна быть   включена   какая­нибудь   игра   с   пальцами.   Это   могут   быть   игры   со шнуровками, конструирование, пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры­ попевки и т. д. 4 Примерный   комплекс   упражнений   по   стимуляции   речевой активности у «безречевых» обучающихся со сложным дефектом. 1.   Логопед   побуждает   ребенка   к   произнесению   звукоподражаний   и игровым действиям с игрушкой (покачать, покормить из бутылочки). «Это малыш. Малыш плачет: «Уа­уа!». Малыш плачет. Покачай малыша: «А­а­а». Дай ему бутылочку. Малыш хочет пить. Дай соску.». Стих: Кукла­куколка, бай­бай, спи спокойно, засыпай: «А­а, а­а, а­а». 2.   Взрослый   создает   игровую   ситуацию   –   лечат   больную   ручку, обматывают бинтом: «У папы болит ручка. Папа плачет: «О­о­о». Как плачет папа?» (усложненный вариант: «бо­бо»). Стих: Папа плачет и кричит. «Ручка у меня болит!» Бо­бо­бо­бо! 3. Обыгрывается ситуация ­ в гости приходит мышка. «Посмотри кто прибежал. Это мышка. Мышка говорит: «И­и». Мышка просит кушать:  «И­и. И­и» (усложненный вариант: «пи­пи»). 4. Звукоподражание ­ «Ой!». Ребенку предлагается кусочек льда: «Это лёд. Лёд холодный. Ой, какой холодный, ой! Потрогай лёд». 5. Обыгрывается ситуация – ручки замёрзли ото льда и снега: «Потрогай мои ручки. Они холодные. Ручки замерзли. Погреем ручки, подуем на них: «Хааа­хаа!». Взрослый дует на руки ребенка теплой струей воздуха, затем на них дует ребенок, далее малыш дует на свои ручки (руки взрослого должны быть охлаждены в холодной воде!). 6. Звукоподражание – «Ай!». На стол ставится чашка с очень теплой водой. Взрослый трогает чашку и восклицает: «Ай! Какой горячий чай, ай!» Затем предлагает потрогать ребенку. «Ай­ай, какой горячий чай, давай подую на пальчик». 7. Взрослый приносит чашку с очень теплым чаем. Ребенку предлагается потрогать   чашку   и   остудить   чай:   «Это   чай.   Чай   горячий.   Подуй   на   чай: 5 «Фуууу.   Фууууу»   (Чай   остужается   совместными   усилиями   и   выпивается ребенком). Аналог игры – задуть свечу: «Фуууу». 8.  Поцелуй: «Ммм».  «Поцелуй деду: «Мм..». 9.   Звукоподражание   корове:   «Му».   «К   нам   пришла   корова.   Коровка мычит: «Му!» «Мууу, молока комууу?» как мычит коровка?». 10. Взрослый показывает букет с цветами, цветы в горшочке, делает глубокий шумный вдох носом и восторженно восклицает: «Ааах! Как вкусно пахнут эти цветы! Понюхай!» (цветы обязательно должны пахнуть – духами, мылом). 11. Взрослый предлагает полить цветы из лейки: «Это лейка. В ней вода. Водичка льётся: «С­с­с…». Полей цветочки. Как льётся водичка? «С­с­с» (в лейке обязательно должна быть вода). 12.   Логопед   предлагает   попрыскать   на   листочки,   цветы   из пульверизатора: «Давай попрыскаем на листочки. Как мы прыскаем: «Ш­ш­ ш». Попрыскай сам  «Ш­ш­ш». 13.   Игра   с   воздушным   шариком.   «Это   шарик.   Он   шипит:   «Шшш… Пошипи как шарик. Шшш…». 14.     Создаётся   ситуация   –   на   ковре   лежат   крошки.   Акцентируют внимание ребенка на мусоре: «Посмотри, что на полу! Вот швабра. Швабра метет: «Щ­щ­щ». Подмети пол. Как метет швабра? «Щ­щ­щ» (на полу должны быть крошки). 15. Звукоподражание пиле: «Ж­ж­ж» «Это пила. Она пилит: «Ж­ж­ж». Распили палочку. «Ж­ж­ж!». 16.   Игровая   ситуация   –   в   гости   пришел   волк.   «Посмотри,   кто пришел? Волк. Он голодный. Давай его покормим. Волк ест: «Ам!» (вариант «Ням»). Сначала взрослый ест сам, потом кормит волка. 17.   Игры   с   тестообразными   массами:   тестом,   пластилином.   Можно придавать массе множества форм, и на основе этого придумывать большое 6 количество     игр.   Взрослый   предлагает   приготовить   пирожки   и   покормить кого­нибудь (звукоподражание «Ам»). Стих: Говорит собака: «Ам!» Кошке мясо не отдам: «Ам­ам­ам!». 18. Игра с мячиками. Взрослый предлагает ребенку мячик и показывает, как он умеет прыгать и скакать, сопровождая свои действия словами: «Мячик прыгает: «Оп! Оп!». 19. Лепетные слова: баба, деда. Игра с матрешкой. «Где баба? Где деда? Вот баба. Вот деда! Кто это?». 20. Звукоподражание собаке: «Ав­ав!» «Это собака. Она лает: «Ав­ав! Как лает собачка? «Ав­ав!». 21.   Звукоподражание   кошке:   «Мяу!».   Аналогично   предыдущему упражнению. 22. Взрослый зовет кошку – «кис, кис, кис». «Киса хочет кушать. Давай её позовем и покормим: «Кис, кис, кис». 23.  Игра   на  музыкальном   инструменте,  пианино.  Взрослый  играет  на пианино   и   поёт:   «Ля­ля!   Ля­ля­ля!»   Предлагает   ребенку   понажимать   на клавиши и попеть вместе песенку: «Ля­ля­ля!». Позже родители подпевают с ребенком всякий раз под включенную музыку. 24.   Звукоподражание   поезду:   «Ту­ту!»   Взрослый   играет   с   ребенком: «Смотри, это поезд! Поезд едет быстро­быстро. Он сигналит: «Ту­ту!» Как едет   поезд?   «Ту­ту!»   (желательно   играть   с   движущимся   поездом). Усложненный вариант – «Чух­чух!». Стих: Вот поезд наш едет, колеса стучат: ту­ту, ту­ту, ту­ту! 25. Аналогичная игра с машинками: «Би­би!» Модели машин должны быть приближенными  к натуральным. Стих: Би­би­би, ­ гудит машина,­ не поеду без бензина! 7 26.   Игра с молотком: «Тук­тук!». «Это молоток. Молоток стучит: «Тук­тук!» Постучи по шарикам: «Тук­тук!». Стих: Строим, строим новый дом, тук­тук молотком. 27.   Аналогично   с   барабаном:   «Бом­бом!».  Стих:   С  барабаном   мы идём, громко песенку поём!  Бом­бом, бом­бом! 28.  Игра с пистолетами: «Пух!». «Посмотри, это пистолет. Пистолет стреляет: «Пух!» Постреляй сам. «Пух!». Стих: Пистолет пугает мух: говорит он громко: «Пух!». 29.  Звукоподражание часам: «Тик­так!» Показываются часы, стрелки и   озвучивается,   как   они   тикают.   «Часы   тикают:   «Тик­так!».   Стих:   Наши часики стучат: тик­так, тик­так. 30. «Говорящая варежка» ­   кукла­бибабо, надетая на руку, поющая и говорящая вместе с ребенком: «А, о, у,ам, ав­ав, би­би» и др. 31. Игры   с   музыкальными   игрушками,   озвучивающие   голоса животных. 32. Обязательно   в   каждом   упражнении   проговаривать   и   побуждать говорить – «на» и «дай»! Таким   образом,  речь   любого   ребенка   формируется   в   соответствии   с одними и теми же закономерностями, которые коренятся в самой структуре речевого   акта.   Но   в   отличие   от   нормально   развивающихся   детей, обучающиеся   со   сложной   структурой   дефекта,   нуждаются   в   специальных методах   «подталкивания»   ее   развития.   Речь   необходимо   стимулировать   в различных направлениях. Список литературы 1.   Битова   А.   Л.   Формирование   речи   у   детей   с   тяжёлыми   речевыми нарушениями:   начальные   этапы   работы//   Особый   ребёнок:   исследования   и 8 опыт   помощи:   Научно­практический   сборник.   –М.:   Центр   лечебной педагогики,1999. –Вып.2 ­44–52с.  2.   Винарская   Е.   Н.   Раннее   речевое   развитие   ребёнка   и   проблемы дефектологии:   Периодика   раннего   развития.   Эмоциональные   предпосылки освоения языка.­ М.: Просвещение, 1987.  3. Грибова О. Е. Что делать если ваш ребёнок не говорит. — М.: Айрис­ пресс,2004.­48с.  4. Дедюхина Г. В., Кирилова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребёнком.­ М.: Издательский центр «Техинформ» МАИ,1997.­ 88с. 5. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии. Сборник игр игровых упражнений. — М.: Книголюб, 2008.­128с.  6.   Основы   коррекционной   педагогики.   Учебно   ­   методическое   пособие   / Авторы­сост.   Зайцев   Д.В.,   Зайцева   Н.В.,   Педагогический   институт Саратовского   государственного   университета   им.   Н.Г.   Чернышевского. Саратов, 1999. ­ 110 с. 7. Полякова М. А. Как правильно учить ребёнка говорить /стимулирование развития   речи   детей,   предупреждение   и   коррекция   речевых   нарушений, постановка речи у неговорящих детей. М.:ЛОГО ЭЙДОС, 2014. 8.   Сарсенбаева   А.   А.   Обучение   детей   со   сложным   дефектом   в   условиях образовательного учреждения [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 106­109. 9. Сударикова С. А. Организация учебного процесса с использованием новых информационных   технологий   обучения./   Организация   и   содержание образования детей с нарушениями развития. Тезисы Международной научно­ практической конференции. 2008 года. Часть 2.­М.­с.505–510 9 10.   Никитенко   А.   В.,   Фролова   Е.   А.   Приёмы   активизации   речевой деятельности   у   неговорящих   детей   [Текст]   //   Проблемы   и   перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.).  — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 218­222. 10

"Стимуляция речевой активности у обучающихся со сложным дефектом на логопедических занятиях в специальной школе"

"Стимуляция речевой активности у обучающихся со сложным дефектом на логопедических занятиях в специальной школе"

"Стимуляция речевой активности у обучающихся со сложным дефектом на логопедических занятиях в специальной школе"

"Стимуляция речевой активности у обучающихся со сложным дефектом на логопедических занятиях в специальной школе"

"Стимуляция речевой активности у обучающихся со сложным дефектом на логопедических занятиях в специальной школе"

"Стимуляция речевой активности у обучающихся со сложным дефектом на логопедических занятиях в специальной школе"

"Стимуляция речевой активности у обучающихся со сложным дефектом на логопедических занятиях в специальной школе"

"Стимуляция речевой активности у обучающихся со сложным дефектом на логопедических занятиях в специальной школе"

"Стимуляция речевой активности у обучающихся со сложным дефектом на логопедических занятиях в специальной школе"

"Стимуляция речевой активности у обучающихся со сложным дефектом на логопедических занятиях в специальной школе"

"Стимуляция речевой активности у обучающихся со сложным дефектом на логопедических занятиях в специальной школе"

"Стимуляция речевой активности у обучающихся со сложным дефектом на логопедических занятиях в специальной школе"

"Стимуляция речевой активности у обучающихся со сложным дефектом на логопедических занятиях в специальной школе"

"Стимуляция речевой активности у обучающихся со сложным дефектом на логопедических занятиях в специальной школе"

"Стимуляция речевой активности у обучающихся со сложным дефектом на логопедических занятиях в специальной школе"

"Стимуляция речевой активности у обучающихся со сложным дефектом на логопедических занятиях в специальной школе"

"Стимуляция речевой активности у обучающихся со сложным дефектом на логопедических занятиях в специальной школе"

"Стимуляция речевой активности у обучающихся со сложным дефектом на логопедических занятиях в специальной школе"

"Стимуляция речевой активности у обучающихся со сложным дефектом на логопедических занятиях в специальной школе"

"Стимуляция речевой активности у обучающихся со сложным дефектом на логопедических занятиях в специальной школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.03.2017