Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников Т.А.Фотековой. Ее актуальность и использование в условиях школьного логопункта
Оценка 5
Повышение квалификации
docx
дефектология
Взрослым
17.03.2017
В данной статье представлен опыт работы учителя-логопеда с тестовой методикой диагностики устной речи младших школьников под редакцией Т.А.Фотековой .
Скрининг- диагностика адаптирована к условиям школьного логопедического пункта. Использование диагностики наглядно показывает динамику каждого ребенка на начало и конец учебного года. А также позволяет диагностировать состояние ОНР у детей младшего школьного возраста, отграничить ОНР от состояния ЗПР у детей с речевой патологией.
Стастья в журнал Тестовая методика Фотековой.docx
Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников Т.А.Фотековой.
Ее актуальность и использование в условиях школьного логопункта
Аннотация: в данной статье представлен опыт работы учителялогопеда Курортного
района с тестовой методикой диагностики устной речи младших школьников под
редакцией Т.А.Фотековой на школьном логопункте.
Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребенка, так
и для его родителей. Практический опыт психологопедагогического обследования
детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к успешному
вхождению в учебную деятельность в школе. Необходимо отметить, что в последние
годы значительно увеличилось число детей, имеющих нарушения речевого характера. И
одним из наиболее распространенных речевых дефектов является ОНР.
Речевая патология, затрагивающая все стороны речи, как правило, наблюдается у детей
с общим недоразвитием речи (ОНР), у детей с задержкой психического развития, а
также у детей с умственной отсталостью с системным речевым дефектом. Учитель
логопед массовой школы проводит коррекционноразвивающую работу с детьми с ОНР.
Часто бывает сложно отграничить состояние ОНР от ЗПР у детей с речевой патологией.
И тогда процесс коррекции в лучшем случае затягивается, а в худшем мы не имеем
положительной динамики – страдает ребенок. Чтобы не возникало сомнения в
правильности оценки речевого нарушения, структуры дефекта и коррекционная работа
была плодотворной, я в своей практике использую адаптированный вариант «Тестовой
методики диагностики устной речи
под редакцией
Т.А.Фотековой»[3].
Чем удобна данная методика в условиях школьного логопункта: не требует
использования наглядных средств; представлен сокращенный вариант методики –
экспрессдиагностика, которая требует меньше времени на ее проведение; протоколы
обследования представлены на каждого ребенка, что позволяет при консультировании
родителей данного ребенка оперировать не голыми фактами, а конкретными примерами
достижений ребенка; речевой профиль ребенка позволяет видеть мониторинг развития
всех сторон речевой системы и строить с учетом этого коррекционную работу; методика
выявляет уровни успешности ребенка, а также позволяет точно выявить группу риска и
успешно определить будущий образовательный маршрут для ребенка; позволяет
грамотно написать логопедическое представление, используя речевые ответы ребенка из
проб методики.
Рассмотрим для понимания применения структуру методики экспрессдиагностики
устной речи младших школьников. Предлагаемая методика существует в двух
вариантах: экспрессдиагностика и углубленное исследование. Для работы в условиях
школьного логопедического пункта я использую сокращенный вариант. Для удобства
использования мной был разработан тестовый лист экспрессдиагностики.
младших школьников
Тестовый лист экспрессдиагностики устной речи
Ф.И. учся _________________________________________________ Школа, класс, возраст___________________________________________
Дата обследования ребенка__________________________________________
Серия 1. Исследование сенсомоторного уровня речи
1. Проверка состояния фонематического восприятия
ба па__________________па – ба____________
са – ша__________________ша – са__________
шажаша_______________жашажа_________
цасаца_________________сацаса_________
ралара________________ларала_________
Всего:_________б.%успешности___________
2. Исследование артикуляционной моторики
губы в улыбке________________________________
язык «лопаткой»______________________________
язык «иголочкой»______________________________
«маятник»____________________________________
«улыбка»«трубочка»__________________________
Всего:_______б. %успешности___________________
3. Исследование звукопроизношения
1ая группа (свистяще)_____________
2аягруппа (шипящие)______________
3я группа(Л,ЛЬ)___________________
4я группа(Р,РЬ)__________________
5я группа(остальные звуки)________
Всего:_____б % успешности _____________
4. Исследование сформированности звукослоговой структуры слова
танкист_______космонавт___________сковорода________
аквалангист________________термометр_______
Всего:________б. % успешности _______________
Всего за серию 1:______б.
Серия 2. Исследование грамматического строя речи
1. Повторение предложений
Птичка свила гнездо____________
В саду было много красных яблок_____________________
Дети катали комки и делали снежную бабу_____________
Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно__
На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади
Всего:_____________б.
2.Верификация предложений
Собака вышла в будку___________________________
По морю плывут корабль________________________
Дом нарисован мальчик__________________________
Хорошо спится медведь под снегом_________________ Над большим деревом была глубокая яма____________
Всего: ______б.
3.Составление предложений из слов, предъявленных в начальной форме
Мальчик, открывать, дверь_________________________
Сидеть, синичка, на, ветке______________________
Груша бабушка внучка давать________________________
Витя косить трава кролики для________________________
Петя купить шар красный мама________________________
Всего______б.
4. Добавление предлогов в предложение
Лена наливает чай ….чашки._______________
Почки распустились …..деревьях___________
Птенец выпал …гнезда___________________
Щенок спрятался …крыльцом____________
Пес сидит …конуры_________________
Всего:________б.
5. Образование существительных Мн.ч., Им. п., Род. п: Один стол, а ……
много – это________________. много чего________
стул______________________
окно______________________
звезда____________________
ухо _____________________
.Всего:_____б
Всего за серию 2: ______б. % успешности__________
Серия 3. Исследование словаря и навыков словообразования
Назови детенышей и птенцов: У кошки котята, а у лисы_________
козы__________льва________собаки_____________
волка_________утки______________курицы______
свиньи_______коровы________овцы_________
Всего:________б.
Образование прилагательных от существительных:
а) относительных:
Шляпа из соломы ________кисель из клюквы________
Горка изо льда___________ салат из моркови________
Варенье из вишни________суп из грибов____________
Варенье из яблок_________лист дуба_______________
Варенье из сливы ____________лист осины__________
Всего:______б.
б) качественных: Если днем жара, то день жаркий, а если
мороз_______________солнце________снег_____________
дождь________________ветер_________________
Всего:___________б.
1.
2. в)притяжательных: У собаки лапа собачья, а у ….
Кошки______________волка________льва_____________
медведя________________________лисы______________
Всего:_____б
Всего за серию 3: _____б. % успешности_____________
Серия 4. Исследование связной речи.
1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок_______________
Всего:________б.
2.Пересказ прослушанного текста:_________________
Всего:_______б.
Всего за серию 4:_____б. % успешности______
За весь тест:______б. % успешности____________
Уровень успешности:_____________
Как мы видим, сокращенный вариант состоит из 4 серий. За каждую серию можно
получить максимальное количество баллов 30. Наибольшее количество баллов за всю
диагностику 120 баллов. Приняв эту цифру за 100% можно высчитать процентное
выражение успешности выполнения речевых проб: умножить суммарный балл за весь
тест на 100% и разделив полученный результат на 120[3, 38]
Для наглядной картины речевого нарушения у конкретного ребенка можно получить
индивидуальный речевой профиль в виде графика, отложив по оси ординат успешность
выполнения задания в %, а по оси абсцисс – названия заданий. Всего их получится 7:
Рис.1
1.фонематическое восприятие
2.артикуляционная моторика
3.звукопроизношение
4.слоговая структура слова
5.грамматический строй речи
6.словарь и навыки словообразования
7. связная речь
Как проходит обработка результатов?
Серия1 –сенсомоторный уровень, за всю серию 30баллов
фонематическое восприятие 5баллов
артикуляционная моторика 5баллов
звукослоговая структура слова 5баллов
звукопроизношение 15баллов
Серия 2грамматический строй речи 30баллов
Серия 3 словарь и навыки словообразования, 30баллов
Серия 4 –связная речь, 30баллов
120=100%
Х%= количество баллов за весь тест
Результат в % за серию: 30б.= 100%
Х%= количество баллов за серию
Высчитанное таким образом процентное выражение качества выполнения методики
соотносим с одним из четырех выделенных уровней успешности.[3, 39] 4 уровень 10080% норма
3 уровень 79,965% ОНР 3, 4 уровней речевого развития
2 уровень64,9 45% ОНР 2 уровня речевого развития, ЗПР
1 уровень44, 95% и ниже у.о. дети с речевой патологией [32,53]
Индивидуальный речевой профиль учащегося 1 класс общеобразовательной школы
Рис.1
Получив такой речевой профиль, становится видно как несформированные, так и
наиболее благополучные компоненты речевой системы учащегося. На Рис.1 из проб
речевого профиля учащегося видно, что хорошо сформированы звукопроизношение и
артикуляционная моторика, а вот остальные компоненты речевой системы требуют
углубленной коррекционной работы.
На Рис.2 из проб речевого профиля следующего учащегося мы видим, что речевая
система соответствует 4 уровню речевого развития, т.е сформирована.
Индивидуальный речевой профиль учащегося 1 класс общеобразовательной школы Рис.2
Такие речевые профили необязательно делать на учащихся всего класса, а только на тех
детей, чьи речевые пробы по уровню успешности не соответствуют речевой норме.
И, наконец, итоговые результаты обследования всего класса я представляю в общем
протоколе. Рис.3
Результаты обследования устной речи младших школьников
№ Ф.И.ребенка
Уровень успешности % успешности Приме
чание
Рис.3
Этот протокол я использую на педагогических консилиумах школы, где педагогам,
психологу школы всегда интересны и актуальны уровни речевого развития как всего
класса в целом, так и конкретного учащегося, что позволяет говорить о
преемственности и динамики работы с детьми, нуждающимися в коррекционно
развивающей помощи.
Такая форма для данной диагностики наглядно показывает динамику каждого ребенка.
А также позволяет диагностировать состояние ОНР у детей младшего школьного
возраста, отграничить ОНР от состояния ЗПР у детей с речевой патологией.
С учащимися первых классов данную методику использую со второго полугодия. С
учащимися 23 классов для мониторинга успешности в начале и в конце учебного года.
1.Переслени Л.И., Мастюкова Е.М. Задержка психического развития: Вопросы
дифференциальной диагностики//Вопросы психологии.1989, №1
Литература 2.Переслени Л.И., Фотекова Т.А.Особенности познавательной деятельности младших
школьников с недоразвитием речи и с задержкой психического развития//
Дефектология. 1993, №4
3.Фотекова Т.А.Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников.
М.:АРКТМ, 2000.55с.
4.Ястребова А.В.Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов
общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 1999.
Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников Т.А.Фотековой. Ее актуальность и использование в условиях школьного логопункта
Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников Т.А.Фотековой. Ее актуальность и использование в условиях школьного логопункта
Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников Т.А.Фотековой. Ее актуальность и использование в условиях школьного логопункта
Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников Т.А.Фотековой. Ее актуальность и использование в условиях школьного логопункта
Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников Т.А.Фотековой. Ее актуальность и использование в условиях школьного логопункта
Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников Т.А.Фотековой. Ее актуальность и использование в условиях школьного логопункта
Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников Т.А.Фотековой. Ее актуальность и использование в условиях школьного логопункта
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.