Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников Т.А.Фотековой. Ее актуальность и использование в условиях школьного логопункта
Оценка 5

Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников Т.А.Фотековой. Ее актуальность и использование в условиях школьного логопункта

Оценка 5
Повышение квалификации
docx
дефектология
Взрослым
17.03.2017
Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников Т.А.Фотековой. Ее актуальность и использование в условиях школьного логопункта
В данной статье представлен опыт работы учителя-логопеда с тестовой методикой диагностики устной речи младших школьников под редакцией Т.А.Фотековой . Скрининг- диагностика адаптирована к условиям школьного логопедического пункта. Использование диагностики наглядно показывает динамику каждого ребенка на начало и конец учебного года. А также позволяет диагностировать состояние ОНР у детей младшего школьного возраста, отграничить ОНР от состояния ЗПР у детей с речевой патологией.
Стастья в журнал Тестовая методика Фотековой.docx
Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников Т.А.Фотековой. Ее актуальность и использование в условиях школьного логопункта Аннотация:  в данной статье представлен опыт  работы учителя­логопеда Курортного района   с   тестовой   методикой   диагностики   устной   речи   младших   школьников   под редакцией Т.А.Фотековой на школьном логопункте.  Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребенка, так и   для   его   родителей.   Практический   опыт   психолого­педагогического   обследования детей   показывает,   что   далеко   не   все   дети   всесторонне   подготовлены   к   успешному вхождению в учебную деятельность в школе. Необходимо отметить, что в последние годы значительно увеличилось число детей, имеющих нарушения речевого характера.  И одним из наиболее распространенных речевых дефектов является ОНР. Речевая патология, затрагивающая все стороны речи, как правило, наблюдается у детей с   общим   недоразвитием   речи   (ОНР),   у  детей  с   задержкой   психического   развития,  а также у детей с умственной отсталостью с системным речевым дефектом. Учитель­ логопед массовой школы проводит коррекционно­развивающую работу с детьми с ОНР. Часто бывает сложно отграничить состояние ОНР от ЗПР у детей с речевой патологией. И тогда процесс коррекции в лучшем случае затягивается, а в худшем мы не имеем положительной   динамики   –   страдает   ребенок.   Чтобы   не   возникало   сомнения   в правильности оценки речевого нарушения, структуры дефекта и коррекционная работа была плодотворной, я в своей практике использую адаптированный вариант  «Тестовой методики   диагностики   устной   речи     под   редакцией Т.А.Фотековой»[3]. Чем   удобна   данная   методика   в   условиях   школьного   логопункта:   не   требует использования   наглядных   средств;   представлен   сокращенный   вариант   методики   – экспресс­диагностика, которая требует меньше времени на ее проведение; протоколы обследования представлены на каждого ребенка, что позволяет при консультировании родителей данного ребенка оперировать не голыми фактами, а конкретными примерами достижений ребенка; речевой профиль ребенка позволяет видеть мониторинг развития всех сторон речевой системы и строить с учетом этого коррекционную работу; методика выявляет уровни успешности ребенка, а также позволяет точно выявить группу риска и успешно   определить   будущий   образовательный   маршрут   для   ребенка;   позволяет грамотно написать логопедическое представление, используя речевые ответы ребенка из проб методики. Рассмотрим   для   понимания   применения   структуру   методики   экспресс­диагностики устной   речи   младших   школьников.   Предлагаемая   методика   существует   в   двух вариантах: экспресс­диагностика и углубленное исследование. Для работы в условиях школьного логопедического пункта я использую сокращенный вариант. Для удобства использования мной был разработан тестовый лист экспресс­диагностики.   младших   школьников   Тестовый лист экспресс­диагностики устной речи Ф.И. уч­ся _________________________________________________ Школа, класс, возраст___________________________________________ Дата обследования ребенка__________________________________________ Серия 1. Исследование сенсомоторного уровня речи 1. Проверка состояния фонематического восприятия ба­ па__________________па – ба____________ са – ша__________________ша – са__________ ша­жа­ша_______________жа­ша­жа_________ ца­са­ца_________________са­ца­са_________ ра­ла­ра________________ла­ра­ла_________ Всего:_________б.%успешности___________ 2. Исследование артикуляционной моторики ­ губы в улыбке________________________________ ­ язык «лопаткой»______________________________ ­ язык «иголочкой»______________________________ ­ «маятник»____________________________________ ­ «улыбка»­«трубочка»__________________________ Всего:_______б. %успешности___________________ 3. Исследование звукопроизношения 1­ая группа (свистяще)_____________ 2­аягруппа (шипящие)______________ 3­я группа(Л,ЛЬ)___________________ 4­я группа(Р,РЬ)__________________ 5­я группа(остальные звуки)________ Всего:_____б  % успешности _____________ 4. Исследование сформированности  звуко­слоговой структуры слова ­танкист_______космонавт___________сковорода________ ­аквалангист________________термометр_______ Всего:________б. % успешности _______________ Всего за серию 1:______б. Серия 2. Исследование грамматического строя речи 1.  Повторение предложений Птичка свила гнездо____________ В саду было много красных яблок_____________________ Дети катали комки и делали снежную бабу_____________ Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно__ На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади Всего:_____________б. 2.Верификация предложений ­Собака вышла в будку___________________________ ­По  морю плывут корабль________________________ ­Дом нарисован мальчик__________________________ ­Хорошо спится медведь под снегом_________________ ­Над большим деревом была глубокая яма____________ Всего: ______б. 3.Составление предложений из слов, предъявленных в начальной форме Мальчик, открывать, дверь_________________________ Сидеть, синичка, на, ветке______________________ Груша бабушка внучка давать________________________ Витя косить трава кролики для________________________ Петя купить шар красный мама________________________ Всего______б. 4.  Добавление предлогов в предложение Лена наливает чай ….чашки._______________ Почки распустились …..деревьях___________ Птенец выпал …гнезда___________________ Щенок спрятался …крыльцом____________ Пес сидит …конуры_________________ Всего:________б. 5. Образование существительных  Мн.ч., Им. п.,  Род. п: Один стол, а …… ­ много – это________________. много чего________ ­ стул______________________ ­ окно______________________ ­ звезда____________________ ­ ухо _____________________ .Всего:_____б Всего за серию  2: ______б. % успешности__________ Серия 3. Исследование словаря и навыков словообразования Назови детенышей и птенцов: У кошки котята, а у лисы_________ козы__________льва________собаки_____________ волка_________утки______________курицы______ свиньи_______коровы________овцы_________ Всего:________б. Образование прилагательных от существительных:  а) относительных: Шляпа из соломы ________кисель из клюквы________ Горка изо льда___________ салат из моркови________ Варенье из вишни________суп из грибов____________ Варенье из яблок_________лист дуба_______________ Варенье из сливы ____________лист осины__________ Всего:______б. б) качественных: Если днем жара, то день жаркий, а если мороз_______________солнце________снег_____________ дождь________________ветер_________________ Всего:___________б. 1. 2. в)притяжательных: У собаки лапа собачья, а у …. Кошки______________волка________льва_____________ медведя________________________лисы______________ Всего:_____б   Всего за серию 3: _____б. % успешности_____________ Серия 4.    Исследование связной речи.  1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок_______________ Всего:________б. 2.Пересказ прослушанного текста:_________________ Всего:_______б. Всего за серию 4:_____б. % успешности______ За  весь  тест:______б. % успешности____________ Уровень успешности:_____________ Как   мы   видим,   сокращенный   вариант   состоит   из   4   серий.   За   каждую   серию   можно получить максимальное количество баллов 30. Наибольшее количество баллов за всю диагностику 120 баллов.   Приняв эту цифру за 100%   можно высчитать процентное выражение успешности выполнения   речевых проб: умножить суммарный балл за весь тест на 100% и разделив полученный результат на 120[3, 38] Для наглядной картины речевого нарушения у конкретного ребенка можно получить индивидуальный речевой профиль в виде графика, отложив по оси ординат успешность выполнения задания в %, а по оси абсцисс – названия  заданий. Всего их получится 7: Рис.1 1.фонематическое восприятие 2.артикуляционная моторика 3.звукопроизношение 4.слоговая структура слова 5.грамматический строй речи 6.словарь и навыки словообразования 7. связная речь Как проходит обработка результатов? Серия1 –сенсомоторный уровень, за всю серию 30баллов ­фонематическое восприятие ­5баллов ­артикуляционная моторика ­5баллов ­ звуко­слоговая структура слова 5баллов ­ звукопроизношение 15баллов Серия 2­грамматический строй речи 30баллов Серия 3­ словарь и навыки словообразования, 30баллов Серия 4 –связная речь, 30баллов 120=100% Х%= количество баллов за весь тест Результат в % за серию: 30б.= 100% Х%= количество баллов за серию Высчитанное   таким   образом   процентное   выражение   качества   выполнения   методики соотносим с одним из четырех выделенных уровней успешности.[3, 39] 4 уровень ­100­80% ­норма 3 уровень 79,9­65% ­ОНР 3, 4 уровней речевого развития 2 уровень64,9 ­45% ­ОНР 2 уровня речевого развития, ЗПР 1 уровень44, 95% и ниже у.о. дети с речевой патологией [32,53] Индивидуальный речевой профиль учащегося 1 класс общеобразовательной школы Рис.1 Получив   такой   речевой   профиль,   становится   видно   как   несформированные,   так   и наиболее   благополучные   компоненты   речевой   системы   учащегося.   На   Рис.1   из   проб речевого профиля учащегося видно, что хорошо сформированы звукопроизношение и артикуляционная   моторика,   а   вот   остальные   компоненты   речевой   системы   требуют углубленной коррекционной работы.  На   Рис.2   из   проб   речевого   профиля   следующего   учащегося   мы   видим,   что   речевая система  соответствует 4 уровню речевого развития, т.е сформирована. Индивидуальный речевой профиль учащегося 1 класс общеобразовательной школы Рис.2 Такие речевые профили необязательно делать на учащихся всего класса, а только на тех детей, чьи речевые пробы по уровню успешности не соответствуют речевой норме. И, наконец, итоговые результаты обследования всего класса я представляю в общем протоколе. Рис.3 Результаты обследования устной речи младших школьников № Ф.И.ребенка Уровень успешности % успешности Приме чание Рис.3 Этот   протокол   я   использую   на   педагогических   консилиумах   школы,   где   педагогам, психологу школы всегда интересны и актуальны уровни речевого развития как всего класса   в   целом,   так   и   конкретного   учащегося,   что   позволяет   говорить   о преемственности   и   динамики   работы   с   детьми,   нуждающимися   в   коррекционно­ развивающей помощи. Такая форма для данной диагностики наглядно показывает динамику каждого ребенка. А   также   позволяет   диагностировать   состояние   ОНР   у   детей   младшего   школьного возраста, отграничить ОНР от состояния ЗПР у детей с речевой патологией.  С учащимися  первых  классов  данную методику использую со второго полугодия. С учащимися 2­3 классов для мониторинга успешности в начале и в конце учебного года. 1.Переслени   Л.И.,   Мастюкова   Е.М.   Задержка   психического   развития:   Вопросы дифференциальной диагностики//Вопросы психологии.­1989, №1 Литература 2.Переслени   Л.И.,  Фотекова   Т.А.Особенности   познавательной  деятельности  младших школьников   с   недоразвитием   речи   и   с   задержкой   психического   развития// Дефектология. ­1993, №4 3.Фотекова   Т.А.Тестовая   методика   диагностики   устной   речи   младших   школьников.­ М.:АРКТМ, 2000.­55с. 4.Ястребова А.В.Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 1999.

Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников Т.А.Фотековой. Ее актуальность и использование в условиях школьного логопункта

Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников Т.А.Фотековой. Ее актуальность и использование в условиях школьного логопункта

Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников Т.А.Фотековой. Ее актуальность и использование в условиях школьного логопункта

Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников Т.А.Фотековой. Ее актуальность и использование в условиях школьного логопункта

Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников Т.А.Фотековой. Ее актуальность и использование в условиях школьного логопункта

Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников Т.А.Фотековой. Ее актуальность и использование в условиях школьного логопункта

Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников Т.А.Фотековой. Ее актуальность и использование в условиях школьного логопункта

Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников Т.А.Фотековой. Ее актуальность и использование в условиях школьного логопункта

Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников Т.А.Фотековой. Ее актуальность и использование в условиях школьного логопункта

Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников Т.А.Фотековой. Ее актуальность и использование в условиях школьного логопункта

Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников Т.А.Фотековой. Ее актуальность и использование в условиях школьного логопункта

Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников Т.А.Фотековой. Ее актуальность и использование в условиях школьного логопункта

Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников Т.А.Фотековой. Ее актуальность и использование в условиях школьного логопункта

Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников Т.А.Фотековой. Ее актуальность и использование в условиях школьного логопункта
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.03.2017