Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 96» г. Перми
Мастер-класс для педагогов
«Сторителлинг, как способ развития связной речи детей дошкольного возраста»
Разработали: воспитатели Воробьева О.С., Красноперова Н.Ю.,
музыкальный руководитель Щербинина Д.В.
Цель: ознакомление педагогов с методом сторителлинга и его преимуществами
Задачи:
1. объяснить, что такое сторителлинг и как он может быть использован в образовательном процессе;
2. рассказать о том, как сторителлинг способствует развитию связной речи, воображения и эмоционального интеллекта у детей;
3. рассмотреть основные элементы сторителлинга (персонажи, сюжет, конфликт, эмоции) и их значение в обучении;
4. научить педагогов создавать и использовать истории в своей практике, чтобы сделать обучение более увлекательным и эффективным;
5. предложить участникам различные упражнения для создания и рассказа историй, которые они смогут использовать в своей работе с детьми;
6. создать пространство для обсуждения и обмена идеями между участниками, чтобы они могли поделиться своими находками и методами.
Актуальность
Связная речь играет важнейшую роль в развитии ребенка, оказывая влияние на множество аспектов его жизни и обучения. Вот основные моменты, подчеркивающие её значимость:
1. Коммуникация
Связная речь позволяет детям эффективно общаться с окружающими, выражать свои мысли, чувства и потребности. Это способствует развитию социальных навыков и укреплению межличностных отношений.
2. Когнитивное развитие
Умение строить связные высказывания способствует формированию логического мышления. Дети учатся организовывать свои мысли, анализировать информацию и делать выводы, что важно для успешного обучения.
3. Эмоциональный интеллект
Связная речь помогает детям лучше понимать свои эмоции и эмоции других. Это способствует развитию эмпатии и способности к сопереживанию, что важно для формирования здоровых отношений.
4. Обогащение словарного запаса
Когда дети учатся говорить связно, они активно используют новые слова и выражения, что способствует расширению их словарного запаса и улучшению языковых навыков.
5. Уверенность в себе
Способность выражать свои мысли и чувства помогает детям чувствовать себя более уверенно в общении с другими.
6. Креативность и воображение
Связная речь часто связана с рассказами и играми, что стимулирует креативное мышление и воображение. Дети учатся создавать истории, что развивает их творческие способности.
7. Учебные достижения
Хорошие навыки связной речи способствуют успешному обучению. Дети, умеющие четко и логично излагать свои мысли, легче усваивают учебный материал и участвуют в обсуждениях.
8. Социальная адаптация
Связная речь помогает детям адаптироваться в социальных группах, будь то в детском саду или школе. Умение общаться с ровесниками и взрослыми способствует их интеграции в коллектив.
В настоящее время в образовательной практике накоплено достаточное количество методик по развитию связной речи дошкольников. Многие педагоги успешно используют в своей работе методы, заимствованные из других сфер деятельности. Техника «сторителлинг», заимствованная из сферы маркетинга, нам она показалась интересной тем, что позволяет расширить возможности для развития и обогащения речи, воображения и коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.
Введение
Сторителлинг (англ. storytelling) — это искусство рассказывать истории. Этот метод позволяет передавать информацию и эмоции через увлекательные и запоминающиеся истории. Он основан на том, что дети лучше воспринимают и запоминают информацию, когда она представлена в виде рассказа или сказки. Техника «сторителлинг» очень многогранная, многоцелевая, решающая много обучающих,
развивающих и воспитательных задач. Её придумал и успешно опробовал на личном опыте человек далёкий от педагогики Дэвид Армстронг, глава крупнейшей международной корпорации.
На основе техники «сторителлинг» несколько лет назад ирландец Рори О’Коннор придумал игру «Story cubes» («Кубики историй). Изначально они создавались как учебное пособие для развития креативности. Сначала Рори нанёс 54 картинки на кубик Рубика. При повороте кубика в разные стороны создавались разные комбинации картинок. Однако в компании, владеющей правами на кубик Рубика, не приняли эту идею. Позже он решил сделать альтернативный вариант из 9 отдельных шестигранных кубиков. Это 54 картинки, которые погружают вас в мир фантазий, иллюзий и
приключений. Оригинальные «Story cubes» можно сейчас заказать на просторах сети Интернет.
Как работает сторителлинг?
1. Персонажи
В каждой истории есть персонажи, с которыми дети могут себя ассоциировать. Это могут быть люди, животные или даже неодушевленные предметы, но главное, чтобы они были интересными и запоминающимися.
2. Сюжет
Это основная линия истории, которая включает в себя начало, развитие и завершение. Сюжет должен захватывать внимание, вызывать интерес и побуждать к действию.
3. Конфликт и разрешение
Конфликт — это проблема или трудность, с которой сталкиваются персонажи. Разрешение конфликта показывает, как они преодолевают трудности, что делает историю более увлекательной и учит важным жизненным урокам.
4. Эмоции:
Хорошая история вызывает эмоции. Это может быть радость, грусть, страх или смех. Эмоции помогают нам глубже связаться с историей и запомнить её.
Применение в обучении
Сторителлинг особенно полезен в образовании, так как помогает развивать связную речь у детей. Когда педагоги используют истории в обучении, они:
Например, вместо того чтобы просто объяснять правила дорожного движения, педагог может рассказать историю о том, как герой учится безопасно переходить улицу. Это делает обучение более увлекательным и запоминающимся.
Сторителлинг соответствует требованиям Федеральных образовательных стандартов (ФОП) благодаря своей способности развивать у детей важные навыки и компетенции. Вот несколько ключевых аспектов, как сторителлинг вписывается в рамки ФОП:
1. Развитие речевых навыков
Сторителлинг способствует формированию связной и грамотной речи. Дети учатся строить предложения, выражать свои мысли и активно участвовать в диалоге.
2. Критическое мышление
Анализ сюжетов и персонажей в историях развивает у детей критическое мышление. Они учатся задавать вопросы, делать выводы и оценивать действия героев, что соответствует задачам по формированию аналитических навыков.
3. Эмоциональное и социальное развитие
Сторителлинг помогает развивать эмоциональный интеллект, так как дети учатся сопереживать персонажам и понимать их чувства. Это важно для формирования социальных навыков и сотрудничества.
4. Креативность
Создание и рассказывание историй стимулирует творческое мышление и воображение. Дети могут придумывать свои сюжеты и героев.
5. Интеграция знаний
Сторителлинг позволяет объединять различные области знаний, такие как литература, искусство, история и окружающий мир.
6. Индивидуальный подход
Сторителлинг учитывает индивидуальные интересы и способности детей, что важно для персонализированного обучения в рамках ФОП. Это позволяет каждому ребенку развиваться в своем темпе и в соответствии с его потребностями.
Для детей дошкольного возраста оригинальные «Story cubes» достаточно сложные. Взяв за идею оригинальную версию игры, мы решили разработать свои «Кубики историй», где в качестве материалов для историй можно применять не только кубики, но и карточки, игрушки, предметы.
На начальном этапе обучения дети могут создавать очень короткие истории — всего 1-2 предложения. Чтобы облегчить эту задачу, важно учитывать, что не у всех детей хорошо развиты коммуникативные навыки. Поэтому составление рассказов можно организовать по очереди: сначала кубик бросает ребенок, затем педагог. Это позволит взрослому направлять и корректировать сюжет. Дети быстро осваивают этот процесс и уже после 2-3 игр могут самостоятельно создавать истории, понимая, как связывать картинки и как начинать и завершать рассказ.
Как и в любой игре, у сторителлинга есть свои простые и запоминающиеся правила. Чтобы сделать игру более увлекательной, детям можно предложить стать рассказчиками сказок «СКАЗОЧНИКАМИ». В этой версии могут участвовать от 1 до 10 детей. Первый игрок бросает кубик и, в зависимости от выпавшей картинки, начинает рассказывать интересную историю. Затем другие игроки выбирают и бросают кубики, продолжая рассказ, не теряя нить повествования.
При создании рассказа важно придерживаться следующей структуры:
1. Вступление.
Начало должно быть интересным. Можно предложить детям вспомнить известные начала сказок, например:
· Когда-то давным-давно…
· Жили-были…
· Однажды, много лет назад…
· В некотором царстве, в некотором государстве…
· Случилось это в одном городке…
· На море окияне, на острове …
· В дремучем лесу…
После этого «сказочники» описывают главного героя: где он живет и чем занимается.
2. Основная часть истории.
Здесь описывается, что происходит с героем (и):
· Что случилось с ним (и)?
· Кого он (они) встретил (и) или что нашел (и)?
· Какие у него (у них) планы?
3. Заключение.
В этой части рассказывается о решении проблемы и делается короткий вывод.
Сторителлинг — это интересный метод создания фантастических рассказов и развития связной речи. Он также может быть полезен в коррекционно-развивающей работе с детьми, у которых есть речевые нарушения, помогая обогатить их словарный запас и грамматическую структуру.
В другой версии игры детям предлагается стать «УЧЕНЫМИ» и создать научный рассказ. В этом варианте используются мнемосхемы, которые помогают организовать рассказ в три части: начало, середину и конец. В зависимости от темы, картинки на кубиках можно менять, создавая новые истории. Например, можно составить рассказ на тему «Перелетные птицы». Для этого используется мнемосхема, разработанная Н.Э. Теремковой, где каждую часть рассказа обозначают разными цветами: начало — синим, середина — желтым, конец — зеленым. Карточки на кубиках можно сделать съёмными на липучках, чтобы была возможность создавать все новые истории на разную тематику. Например: тема недели «Перелетные птицы», «Дикие животные» или любая другая - меняем карточки на кубиках, соответствуя теме. Предлагаем детям придумать сказку или рассказ о жизни птиц, диких животных и т.д.
Игра "Расскажи историю"
Цель игры: развитие воображения, языковых навыков и навыков сотрудничества.
Материалы: карточки с изображением различных персонажей (герои, злодеи, животные, сказочные существа и т.д.) Карточки с изображением различных локаций (лес, город, подводный мир, космос и т.д.) Карточки с изображением различных предметов (волшебная палочка, мешок с деньгами, карта сокровищ и т.д.) Бумага и карандаши для рисования
Инструкции
Разделите детей на группы по 3-4 человека каждая. Раздайте каждой группе карточки с персонажами, локациями и предметами. Пусть дети выберут по одному персонажу, одной локации и одному предмету из своей стопки карточек. Попросите детей представить, что их персонаж, локация и предмет связаны какой-то историей. Пусть они вместе придумают историю, в которой их персонаж находится в выбранной локации и использует выбранный предмет для достижения какой-то цели. Дайте детям несколько минут, чтобы придумать историю в своей группе. Пусть они используют свои воображение и языковые навыки, чтобы создать увлекательную историю. Когда дети закончат придумывать историю, пусть каждый ребенок в группе нарисует иллюстрацию к своей истории на листе бумаги. Когда все группы закончат придумывать и рисовать свои истории, пусть каждая группа рассказывает свою историю остальным участникам игры. После рассказа пусть дети покажут свои рисунки, чтобы дополнить историю. После того, как все группы расскажут свои истории, поблагодарите детей за их креативность и сотрудничество. Вы можете наградить каждую группу небольшим призом или похвалой за их усилия.
Эта игра может быть адаптирована в зависимости от возраста и уровня развития детей. Например, для более младших детей можно использовать меньше карточек или дать больше времени на придумывание истории. Для более старших детей можно добавить больше сложности, например, добавив дополнительные карточки с проблемами, которые персонаж должен решить в истории.
Игра "Карточки с историями"
Материалы: карточки с различными фразами или предложениями, которые могут стать началом истории (например, "Однажды я нашел волшебный ключ..." или "Я проснулся утром и обнаружил, что все вокруг стало синим...")
Инструкции
Раздайте каждому ребенку по одной карточке с фразой или предложением. Попросите детей использовать свою фразу или предложение в качестве начала истории, которую они будут придумывать. Дайте детям несколько минут, чтобы придумать историю, используя свою фразу или предложение. Когда дети закончат придумывать историю, пусть каждый ребенок рассказывает свою историю группе. После того, как все дети расскажут свои истории, поблагодарите их за участие и креативность.
Игра "По цепочке"
Материалы: бумага и карандаши
Инструкции
Попросите детей сесть в круг и дайте первому ребенку лист бумаги и карандаш. Попросите первого ребенка нарисовать что-то на листе бумаги и придумать начало истории, связанной с его рисунком. После того, как первый ребенок закончит свой рисунок и историю, пусть он передаст лист следующему ребенку. Попросите следующего ребенка добавить что-то к рисунку первого ребенка и придумать продолжение истории. Продолжайте передавать лист по кругу, пока каждый ребенок не добавит что-то к рисунку и не придумает продолжение истории.
В конце игры у вас будет уникальная история, созданная всеми детьми вместе. Поблагодарите детей за их сотрудничество и креативность.
Игра "Волшебный кубик"
Материалы: кубики с различными изображениями (животные, предметы, локации, персонажи и т.д.) Бумага и карандаши для рисования
Инструкции
Разделите детей на группы по 3-4 человека каждая. Раздайте каждой группе по несколько кубиков с изображениями. Количество кубиков может варьироваться в зависимости от возраста и уровня развития детей. Попросите детей бросить кубики и использовать изображения, которые выпали, в качестве вдохновения для своей истории. Например, если на кубике изображено дерево, ребенок может начать историю с фразы "Однажды я нашел волшебное дерево...". Дайте детям несколько минут, чтобы придумать историю, используя изображения с кубиков. Когда дети закончат придумывать историю, пусть каждый ребенок в группе нарисует иллюстрацию к своей истории на листе бумаги. Когда все группы закончат придумывать и рисовать свои истории, пусть каждая группа рассказывает свою историю остальным участникам игры. После рассказа пусть дети покажут свои рисунки, чтобы дополнить историю. После того, как все группы расскажут свои истории, поблагодарите детей за их креативность и сотрудничество. Вы можете наградить каждую группу небольшим призом или похвалой за их усилия.
Использование кубиков с изображениями может сделать игру более визуальной и увлекательной для детей. Кроме того, это может помочь детям, у которых еще не полностью развиты языковые навыки, лучше выразить свои идеи и мысли в истории.
Также можно добавить дополнительные элементы, такие как карточки, с персонажами, локациями или предметами, которые дети могут использовать в своей истории вместе с кубиками с изображениями. Или можно использовать кубики с буквами. Например, если ребенок вытянул букву "К", он может начать историю с фразы "Однажды я увидел кошку..." Или с цифрами. Например: ребенок вытянул число "4", он может начать историю с фразы "Однажды я нашел четыре волшебных предмета...", а также кубики с изображениями каких либо сюжетов, чтобы дети могли использовать их в качестве различных элементов в своей истории.
Заключение
Сторителлинг — это мощный инструмент, который может сделать обучение более интересным и эффективным. Используя истории, педагоги могут не только передавать знания, но и вдохновлять детей, развивать их креативность и эмоциональную грамотность.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.