Урок изучение нового материала " Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени ".
Цель: ознакомить учащихся с образованием и написание СП; учить образовывать СПНВ от глаголов 1 и 2 спряжения; правильно писать гласную в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.
Страд.прич.нас.врем.docx
Урок русского языка по теме "Страдательные причастия настоящего времени. Гласные
в суффиксах страдательных причастий настоящего времени"
Цель урока:
Обучающие:
Повторить сведения о причастии как о части речи.
Повторить понятие «причастный оборот» и правила выделения причастного оборота
запятыми.
Ознакомление учащихся с образованием и написанием страдательных причастий.
Закрепить условия выбора гласной в суффиксах действительных и страдательных
причастий настоящего времени.
Развивающие:
продолжить формирование умения выделять общие и существенные признаки,
делать обобщающие выводы;
продолжить развитие умения анализировать
и оценивать собственную
деятельность;
Воспитательные:
продолжить воспитание положительного отношения к изучению русского языка;
Ход урока
Организационный момент. Вступительное слово учителя
1.
Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас всех видеть.
2. Проверка ранее изученного
Проверим домашнее задание . Что мы изучали на прошлом уроке?
Образуем от глаголов действительные причастия настоящего и прошедшего времени.
Два ученика выходят к доске и образуют причастия.
Таять Тающий таявший; сеять сеющийсеявший;
стелить стелющийстеливший; строить строящийстроивший;
дышать дышащийдышавший бороться борющийсяборовшийся;
считать считающийсчитавший; решать решающийрешавший;
слышать слышащийслышавший; читать читающийчитавший;
видеть видящий видевший; играть играющийигравший
Актуализация знаний. Фронтальный опрос
3.
1) Что такое причастие?
Причастие самостоятельная часть речи, обозначающая проявляющийся во времени признак
предмета по действию, отвечающая на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?
2) Признаки каких частей речи совмещает в себе причастие? Глагола и прилагательного.
3) Какие глагольные признаки есть у причастия? Причастие, как глагол, бывает
совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени, возвратными и
невозвратными. 4) Какие признаки прилагательного есть у причастия? Как прилагательное, причастие,
изменяется по падежам, по числам, по родам.
5) Какие причастия называются действительными? Действительные причастия
обозначают признак того предмета, который сам производит действия (растущий).
6) Какие причастия называются страдательными? Страдательные причастия обозначают
признак того предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета
(утомленный).
7) Какие суффиксы у действительных причастий?
ющ, ущ, ащ, ящ ДПНВ
вш, ш ДППВ
8) Что называется причастным оборотом? Причастный оборот – это причастие с
зависимым словом.
9) Какие знаки препинания ставятся при причастном обороте? Если определяемое слово
стоит перед причастным оборотом, то причастный оборот выделяется запятыми.
Если причастный оборот перед определяемым словом, то запятые не ставим
4.
Сегодня, ребята, мы познакомимся с образованием страдательных причастий настоящего
времени
Страдательные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего
времени переходных глаголов несовершенного вида при помощи суффиксов
Переходных гл. настояшего времени несов.вида + ем , ом от глаголов 1 спр;
им от глаг. 2 спр.
1) вспомним спряжение глагола
На ить – 2 спряжение + 7 глаголов на еть: смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть,
обидеть, вертеть, зависеть.
4 глагола на ать: гнать, держать, дышать, слышать.
Все остальные: на еть, ать, оть, уть и др. + брить, стелить – 1 спряжение
2) Какие глаголы называются переходными? Переходные глаголы употребляются с
существительным или местоимением в вин. пад. без предлога.
3) На какой вопрос отвечает глагол несов. в.? Что делать.
Изучение нового материала.
5. Закрепление нового материала
5.1)Рассуждайте так
оберега..мый – причастие оберега..мый образовано от глагола оберегать I спряжения,
значит, в суффиксе этого причастия надо писать букву е: оберегаемый.
вид..мые – причастие вид..мые образовано от глагола видеть II спряжения, значит, в
суффиксе этого причастия надо писать букву и: видимые.
5.2) Потренируемся
Образуйте страд. причастия наст. вр. от глаголов:
Переводитьпереводимый прикрыватьприкрываемый
решатьрешаемый различатьразличаемый
возводитьвозводимый уважатьуважаемый
сооружатьсооружаемый изучатьизучаемый
оберегатьоберегаемый рекомендоватьрекомендуемый
видетьвидимый освещатьосвещаемый
ранитьранимый нарушатьнарушаемый
прерыватьпрерываемый читатьчитаемый
кричать
От глагола кричать страдательное причастие настоящего времени не
образуется
Запомните ещё несколько глаголов, от которых СПНВ не образуется: Есть,
быть, петь, жевать, кричать, жать, бить, держать, косить, мести, писать,
резать, шить.
Иначе образуется причастие движимый от глагола двигать (1 спр.)
6. Самостоятельная работа
– У вас есть карточки с заданием, подпишите их. Спишите предложения, вставляя
пропущенные буквы, объясните их написание. Расставьте запятые, обозначьте границы
причастного оборота:
1. В з..л..том поле ржи т..ряет(?)ся д..рога едва улов..мая в..глядом.
2. Т..жёлые к..лосья спелой ржи пригиба..мые ветром л..жат(?)ся на землю
3. Ш..л..стит ржаное море колебл..мое ветром
4. Вд..ли виднеет(?)ся поч(?)ти невид..мый лес.
5. М..гучие сосны согр..ва..мые со..нцем тянут(?)ся к небу.
7. Вывод
При написании суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего
времени необходимо опираться на спряжение глагола.
8. Итог урока. Домашнее задание. Оценки
Страдательные причастия настоящего времени
Страдательные причастия настоящего времени
Страдательные причастия настоящего времени
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.