лавная Психология Эмоциональный интеллект педагога. < Предыдущая. СОДЕРЖАНИЕ. ... Способность к управлению эмоциями является компонентом эмоционального интеллекта - совокупности умственных способностей к обработке эмоциональной информации - и важным показателем уровня его развития [Кутеева, Юлина, Рабаданова, 2012]. ... Стаж профессиональной деятельности не играет решающей роли в развитии эмоционального интеллекта и не обусловливает индивидуальное своеобразие проявления его компонентов [Якиманская, 2012]. Выше уже упоминался синдром эмоционального выгорания
Страна эмоций: роль педагога в развитии
эмоционального интеллекта обучающихся
Область изучения эмоционального интеллекта человека является
сравнительно молодой и насчитывает чуть больше одного десятилетия. Но в
последнее время очень часто и много говорят о проблемах связанных с
эмоциональным состоянием не только взрослого человека, но и ребенка.
Правовое общество предъявляет к гражданам требования принимать
ответственность за собственные решения и поступки, во взаимодействии с
окружающими проявлять инициативу, реализовывать свои потребности,
успешно достигать намеченных целей, не нарушая права других людей.
Данный тип поведения связан с умением человека анализировать собственные
эмоциональные переживания, понимать эмоции окружающих, использовать
полученную информацию в деятельности, то есть требует сформированного
эмоционального интеллекта.
Эмоции – это особый вид психических процессов, которые выражают
переживание человеком его отношения к окружающему миру и самому себе.
В психологии эмоции определяются как переживание человеком в
данный момент своего отношения к какойлибо ситуации. Помимо этого
узкого понимания, понятие «эмоция» используется и в широком смысле,
когда под ней имеют в виду целостную эмоциональную реакцию личности,
включающую не только психический компонент – переживание, но и
специфические физиологические изменения в организме, сопутствующие
этому переживанию. В этом случае можно говорить об эмоциональном
состоянии человека.
Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов,
непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией
отвечающей этим мотивам деятельности.
Эмоциональный интеллект – это вид интеллекта, который отвечает за
распознавание личных эмоций и эмоций окружающих людей, а также за
управление ими.
Можно выделить пять составляющих эмоционального интеллекта:
1. Самопознание. Человек признаёт собственные эмоции и понимает,
как они влияют на мысли и поведение, а также знает свои сильные и слабые
стороны, уверен в собственных силах.
2. Самоконтроль. Человек умеет контролировать импульсивные
чувства, управлять своими эмоциями в отношениях, брать на себяинициативу, следовать обязательствам и адаптироваться к изменяющимся
обстоятельствам.
3. Эмпатия. Человек умеет развивать и поддерживать хорошие
отношения, легко общается, вдохновляет и направляет других людей.
4. Мотивация. Человек представляет свою цель и чётко осознаёт
каждый следующий шаг на пути к своей мечте.
5. Социальные навыки. Человек может понимать эмоции, потребности и
проблемы других людей, распознавать невербальные сигналы, комфортно
чувствовать себя в обществе, определять статус человека в группе или
организации.
Эмоциональный интеллект необходимо развивать. Особую важность и
актуальность развитие эмоционального интеллекта приобретает в
образовательном учреждении. Именно в школьном возрасте идет активное
эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, у них
наблюдается гибкость всех психических процессов, а также глубокий интерес
к сфере своего внутреннего мира.
Рассмотрим особенности развития эмоционального интеллекта у
школьников.
В последние годы увеличивается число детей с эмоциональной
неустойчивостью, что серьёзно осложняет взаимоотношения ребенка не
только с окружающим миром, но и с окружающими людьми.
В настоящее время в школе наблюдается два типа учеников:
Ученики с низко развитым эмоциональным интеллектом.
Такие ученики проявляют агрессию, у них низкая успеваемость и
концентрация внимания, нет интереса к учёбе. Многочисленные исследования
ученых, свидетельствующие о том, что низкий уровень эмоционального
интеллекта способен привести к закреплению комплекса качеств, названного
алекситимией.
Алекситимия – это затруднение в осознании и определении
собственных эмоций и это затруднение повышает риск возникновения
психосоматических заболеваний у детей.
Ученики с высоко развитым эмоциональным интеллектом.
Такие ученики проявляют эмпатию, понимают чувства других, у них
более успешно протекает адаптация к школе, эти дети в большей степени
удовлетворены своей школьной жизнью, менее склонны к тревожному
состоянию и депрессии, более эффективно управляют эмоциями.Во время обучения в школе происходит интенсивное развитие детского
организма. У школьника изменяется образ жизни, появляются новые цели, все
это приводит к значительным изменениям эмоциональной жизни ребенка. У
него появляются новые переживания, рождается новое эмоциональное
отношение к действительности и явлениям происходящими вокруг него.
―
В школьном возрасте возникают ситуации, которые вызывают высокую
ситуативную тревожность у детей, происходят оценочные ситуации, такие как
ответ у доски, решение контрольных работ, сдача экзамена. Ученые
установили, что примерно 85% детей в школе испытывают высокий уровень
тревоги по отношению к проверке знаний, это связано со страхом наказания и
боязнью расстроить родителей. Вторая причина тревоги
это трудности в
обучении. Тревогу во время обучения испытывают многие школьники, как
дети с низкими оценками так и те, кто хорошо и даже отлично учатся,
ответственно относятся к учебе, школьной дисциплине. Несоответствие
школьника уровню требований в учебной деятельности, предъявляемых
самому себе и родителями, способно привести к аффектам в поведении, а при
недостатке внимания со стороны учителя, может закрепляться как
отрицательные черты характера. Такое поведение характеризуется
повышением общей эмоциональной возбудимости, симптомами и синдромами
страхов, проявлением агрессии или негативизма. У таких школьников
отмечаются выраженные вегетативные реакции и психосоматические
изменения, которые происходят по схеме:
Событие→ Восприятие→ Когнитивная и эмоциональная
оценка → Образ→ Эмоциональный и физиологический отклик
→ Поведение →Эффект Эмоциональный след.
На сегодняшний день существуют разные модели формирования
эмоционального интеллекта у школьников. Рассмотрим модель формирования
эмоционального интеллекта, которая была предложена американскими
учеными Дж. Мэйером и П. Сэловеем. На наш взгляд она наиболее
востребована в образовании на современном этапе. Модель состоит из
четырех компонентов, которые отображают четыре сферы эмоциональных
умственных способностей:
1. Восприятие, идентификация эмоций, их выражение. Этот компонент
свидетельствует о наличии способности воспринимать, определять эмоции,
замечать сам факт наличия эмоции. Помимо этого, он обозначает способность
дифференцировать истинные и ложные выражения эмоций, а также отвечает
за достоверное выражение эмоций.2. Использование эмоций для повышения эффективности мыслительной
деятельности. Данный компонент свидетельствует о наличии способности
вызвать определенную эмоцию, контролировать ее. Благодаря данной
способности человек может продолжать работать с той же продуктивностью
или даже увеличить ее, несмотря на негативное или тревожное эмоциональное
состояние. Разные эмоциональные состояния поразному влияют на решение
конкретных проблем, задач.
3. Понимание (осмысление) эмоций. Этот компонент свидетельствует о
наличии способности понимать эмоции, связи между эмоциями, причины
возникновения той или иной эмоции, переходы от одной эмоции к другой,
анализ эмоций, способность интерпретировать и классифицировать эмоции.
4. Управление эмоциями. Эта способность связана с контролем над
эмоциями. Через осознание эмоций происходит рефлексивная регуляция
эмоций. Способность переживать как негативные, так и позитивные эмоции.
Умение снижать интенсивность негативных эмоций.
Способность
отстраняться от определенных эмоций, а также вызывать необходимые
эмоции в зависимости от целей.