Страна эмоций: роль педагога в развитии эмоционального интеллекта обучающихся

  • Книги
  • Лекции
  • Научные работы
  • Раздаточные материалы
  • docx
  • 17.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

лавная Психология Эмоциональный интеллект педагога. < Предыдущая. СОДЕРЖАНИЕ. ... Способность к управлению эмоциями является компонентом эмоционального интеллекта - совокупности умственных способностей к обработке эмоциональной информации - и важным показателем уровня его развития [Кутеева, Юлина, Рабаданова, 2012]. ... Стаж профессиональной деятельности не играет решающей роли в развитии эмоционального интеллекта и не обусловливает индивидуальное своеобразие проявления его компонентов [Якиманская, 2012]. Выше уже упоминался синдром эмоционального выгорания
Иконка файла материала Страна эмоций.docx
Страна эмоций: роль педагога в развитии  эмоционального интеллекта обучающихся   Область   изучения   эмоционального   интеллекта   человека   является сравнительно молодой и насчитывает чуть больше одного десятилетия. Но в последнее   время   очень   часто   и   много   говорят   о   проблемах   связанных   с эмоциональным состоянием не только взрослого человека, но и ребенка. Правовое   общество   предъявляет   к   гражданам   требования   принимать ответственность   за собственные  решения  и  поступки,  во  взаимодействии  с окружающими   проявлять   инициативу,   реализовывать   свои   потребности, успешно   достигать   намеченных   целей,   не   нарушая   права   других   людей. Данный тип поведения связан с умением человека анализировать собственные эмоциональные   переживания,   понимать   эмоции   окружающих,   использовать полученную информацию в деятельности, то есть требует сформированного эмоционального интеллекта. Эмоции  – это особый вид психических процессов, которые выражают переживание человеком его отношения к окружающему миру и самому себе.   В   психологии эмоции определяются   как переживание человеком   в данный   момент   своего отношения к   какой­либо   ситуации.   Помимо   этого узкого   понимания,   понятие «эмоция»   используется   и   в   широком   смысле, когда   под   ней   имеют   в   виду   целостную эмоциональную   реакцию личности, включающую   не   только   психический   компонент   –   переживание,   но   и специфические   физиологические   изменения   в   организме,   сопутствующие этому   переживанию.   В   этом   случае   можно   говорить   об эмоциональном состоянии человека. Эмоции выступают   как   внутренний   язык,   как   система   сигналов, непосредственно   отражают   отношения   между   мотивами   и   реализацией отвечающей этим мотивам деятельности. Эмоциональный интеллект – это вид интеллекта, который отвечает за распознавание   личных   эмоций   и   эмоций   окружающих   людей,   а   также   за управление ими.  Можно выделить пять составляющих эмоционального интеллекта: 1.  Самопознание.  Человек   признаёт   собственные  эмоции   и  понимает, как они влияют на мысли и поведение, а также знает свои сильные и слабые стороны, уверен в собственных силах. 2.   Самоконтроль.   Человек   умеет   контролировать   импульсивные чувства,   управлять   своими   эмоциями   в   отношениях,   брать   на   себяинициативу,   следовать   обязательствам   и   адаптироваться   к   изменяющимся обстоятельствам. 3.   Эмпатия.   Человек   умеет   развивать   и   поддерживать   хорошие отношения, легко общается, вдохновляет и направляет других людей. 4.   Мотивация.   Человек   представляет   свою   цель   и   чётко   осознаёт каждый следующий шаг на пути к своей мечте. 5. Социальные навыки. Человек может понимать эмоции, потребности и проблемы   других   людей,   распознавать   невербальные   сигналы,   комфортно чувствовать   себя   в   обществе,   определять   статус   человека   в   группе   или организации.    Эмоциональный интеллект необходимо развивать. Особую важность и актуальность   развитие   эмоционального   интеллекта   приобретает   в образовательном   учреждении.   Именно   в   школьном   возрасте   идет   активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, у них наблюдается гибкость всех психических процессов, а также глубокий интерес к сфере своего внутреннего мира. Рассмотрим   особенности   развития   эмоционального   интеллекта   у школьников.  В   последние   годы   увеличивается   число   детей   с   эмоциональной неустойчивостью,   что   серьёзно   осложняет   взаимоотношения   ребенка   не только с окружающим миром, но и с окружающими людьми.  В настоящее время в школе наблюдается два типа учеников:  ­ Ученики с низко развитым эмоциональным интеллектом.   Такие   ученики   проявляют   агрессию,   у   них   низкая   успеваемость   и концентрация внимания, нет интереса к учёбе. Многочисленные исследования ученых,   свидетельствующие   о   том,   что   низкий   уровень   эмоционального интеллекта способен привести к закреплению комплекса качеств, названного алекситимией. Алекситимия  –   это   затруднение   в   осознании   и   определении собственных   эмоций   и   это   затруднение   повышает   риск   возникновения психосоматических заболеваний у детей. ­ Ученики с высоко развитым эмоциональным интеллектом. Такие ученики проявляют эмпатию, понимают чувства других, у них более успешно протекает адаптация к школе, эти дети в большей степени удовлетворены   своей   школьной   жизнью,   менее   склонны   к   тревожному состоянию и депрессии, более эффективно управляют эмоциями.Во время обучения в школе происходит интенсивное развитие детского организма. У школьника изменяется образ жизни, появляются новые цели, все это приводит к значительным изменениям эмоциональной жизни ребенка. У него   появляются   новые   переживания,   рождается   новое   эмоциональное отношение к действительности и явлениям происходящими вокруг него.  ―  В школьном возрасте возникают ситуации, которые вызывают высокую ситуативную тревожность у детей, происходят оценочные ситуации, такие как ответ   у   доски,   решение   контрольных   работ,   сдача   экзамена.   Ученые установили, что примерно 85% детей в школе испытывают высокий уровень тревоги по отношению к проверке знаний, это связано со страхом наказания и боязнью расстроить родителей. Вторая причина тревоги   это трудности в обучении. Тревогу во  время обучения испытывают  многие  школьники, как дети   с   низкими   оценками   так   и   те,   кто   хорошо   и   даже   отлично   учатся, ответственно   относятся   к   учебе,   школьной   дисциплине.   Несоответствие школьника   уровню   требований   в   учебной   деятельности,   предъявляемых самому себе и родителями, способно привести к аффектам в поведении, а при недостатке   внимания   со   стороны   учителя,   может   закрепляться   как отрицательные   черты   характера.   Такое   поведение   характеризуется повышением общей эмоциональной возбудимости, симптомами и синдромами страхов,   проявлением   агрессии   или   негативизма.   У   таких   школьников отмечаются   выраженные   вегетативные   реакции   и   психосоматические изменения, которые происходят по схеме:  Событие→ Восприятие→ Когнитивная и эмоциональная оценка → Образ→ Эмоциональный и физиологический отклик → Поведение →Эффект Эмоциональный след.   На   сегодняшний   день   существуют   разные   модели   формирования эмоционального интеллекта у школьников. Рассмотрим модель формирования эмоционального   интеллекта,   которая   была   предложена   американскими учеными     Дж.   Мэйером   и   П.   Сэловеем.   На   наш   взгляд   она   наиболее востребована   в   образовании   на   современном   этапе.   Модель   состоит   из четырех   компонентов,   которые   отображают   четыре   сферы   эмоциональных умственных способностей: 1. Восприятие, идентификация эмоций, их выражение. Этот компонент свидетельствует  о наличии  способности воспринимать, определять  эмоции, замечать сам факт наличия эмоции. Помимо этого, он обозначает способность дифференцировать истинные и ложные выражения эмоций, а также отвечает за достоверное выражение эмоций.2. Использование эмоций для повышения эффективности мыслительной деятельности.   Данный   компонент   свидетельствует   о   наличии   способности вызвать   определенную   эмоцию,   контролировать   ее.   Благодаря   данной способности человек может продолжать работать с той же продуктивностью или даже увеличить ее, несмотря на негативное или тревожное эмоциональное состояние. Разные эмоциональные состояния по­разному влияют на решение конкретных проблем, задач.  3. Понимание (осмысление) эмоций. Этот компонент свидетельствует о наличии   способности   понимать   эмоции,   связи   между   эмоциями,   причины возникновения той или иной эмоции, переходы от одной эмоции к другой, анализ эмоций, способность интерпретировать и классифицировать эмоции. 4.   Управление   эмоциями.   Эта   способность   связана   с   контролем   над эмоциями.   Через   осознание   эмоций   происходит   рефлексивная   регуляция эмоций. Способность переживать как негативные, так и позитивные эмоции. Умение   снижать   интенсивность   негативных   эмоций.   Способность отстраняться   от   определенных   эмоций,   а   также   вызывать   необходимые эмоции в зависимости от целей.