Странный ребенок или ребенок аутист

  • Работа с родителями
  • pptx
  • 15.03.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация предназначена для просвещения педагогов и родителей дошкольной организации об особенностях детей с аутизмом. Содержит иллюстративный материал с пояснениями особенностей поведения детей с РАС, рассказывает о причинах возникновения синдрома, о психолого-педагогическом сопровождении семьи, имеющей ребенка с РАС., об этапах и направлениях сопровождения.
Иконка файла материала странный ребенок или аутичный ребенок.pptx
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение  Центр развития ребенка – детский сад СТРАННЫЙ РЕБЕНОК или ребенок аутист Подготовила: педагог­психолог Е.М. Козакова 2019 год
своим  переживаниями,  «Аутичный ребёнок идёт сквозь мир, наполненный яркими  сенсорными  собственным  коридором,  освещённым  тусклым  светом.  Стены  этого  коридора, незримо воздвинутые ребёнком, не пропускают  ни  света,  ни  звука.  Коридор  полон  отголосков,  отзвуков,  отблесков.  Отражённый  от  стен  звук,  эхо  отражённой  речи,  полоски  света,  пробивающиеся  сквозь  узкие  щели  в  стенах,  проецируют  на  стены  фрагменты  событий  реального  мира.  Ребёнок  идет  по  этому  коридору,  наслаждаясь неуязвимостью и собственным одиночеством.  Даже  если  в реальности  в этот момент  мама  ведёт его  за  руку в давке огромной толпы…»
одна  из  в  важнейших  Все  родители  мечтают,  чтобы  их  дети  были  счастливы,  здоровы,  умели  общаться  с  окружающими  людьми.  Общение  —  человеческих  потребностей,  которая  помогает  понять  самого  себя,  найти  своё  место  в  жизни.  Современное  общество  нуждается  образованных  и  коммуникабельных  молодых  кадрах.  А  умение  общаться,  строить  свои  взаимоотношения  с  другими  людьми,  умение  понять  другого  человека  —  это  важные  качества,  которые  закладываются и формируются в детстве. И чем раньше  мы  обратим  внимание  на  эту  сторону  развития  ребёнка,  тем  меньше  проблем  у  него  будет  в  дальнейшей  жизни.  Особо актуальным и важным это оказывается для детей с  синдромом  раннего  детского  аутизма,  для  которых  проблемы  взаимоотношений  с  окружающими  людьми  выходят на первый план.
ии ии ои   или  аут зм  К ннера  аи  —  Аут зм  или  синдр м  К ннера ои  —  расстройство,  возникающее  аутист ческое  расстр йство  развития  и  вследствие  характеризующееся  выраженным  и  всесторонним  дефицитом  социального взаимодействия и общения, а также ограниченными  интересами и повторяющимися действиями. головного мозга  нарушения  ии аи В 1943 году американский клиницист Л. Каннер, обобщив  наблюдения 11 случаев, впервые сделал заключение о  существовании особого клинического синдрома с типичным  нарушением психического развития, назвав его  «синдром раннего детского аутизма» .
Причины аутизма Ребенок  с  аутизмом  может  появиться  в  любой  семье,  вне  зависимости  от  достатка,  образования, социального  статуса  родителей.  В  том,  что  у ребенка  аутизм,  нет ничьей  вины.  Аутизм  –  это  расстройство,  в  возникновении  которого  играет  роль  комплекс  факторов.  Очень  большую  роль  играют  генетические  факторы:  нарушения  на  уровне  генов,  молекул,  хранящих  в  себе  информацию  о  том,  как  должен  формироваться  и  развиваться  человеческий  генетических  факторов,  вызывающих аутизм, известны и могут быть выявлены с помощью анализов, в первую  очередь, это спонтанные изменения генетического материала, мутации. организм.  Некоторые  из  Но  чаще  аутизм  возникает  в  результате  взаимодействия  генетических  факторов  и  факторов  среды,  в  которой  развивается  ребенок.  Установлено,  что  в  возникновении  аутизма  играют  роль  экология,  состояние  организма  матери  во  время  подготовки  к  беременности,  течение  беременности  и  родов,  а  также  некоторые  инфекции  и  некоторые  лекарственные  средства,  принимаемые  матерью  во  время  беременности. Сочетание  генетических  и  средовых  факторов  влияет  на  формирование  головного  мозга и изменяет развитие и поведение ребенка. Аутизм не возникает из­за небрежного,  грубого или отстраненного отношения к ребенку.
ПОМОЩЬ СЕМЬЕ Аутизм у ребенка влияет на всю семью. Многие родители  детей с аутизмом описывают сложные переживания,  возникающие в связи с наличием у ребенка расстройств,  могут испытывать сильные стрессы из­за проблемного  поведения или необходимости постоянно контролировать  малыша. В планировании помощи семье обязательно учитывается и  состояние взрослых, находящихся с ребенком, и  восприятие ситуации его братьями и сестрами. Нередко  они также могут нуждаться в поддержке и консультациях  специалистов, для того чтобы поддерживать хорошие  отношения друг с другом, отдыхать и радоваться жизни.
Направления работы с семьей: ­ психотерапия членов семьи; ­ ознакомление родителей с особенностями психического состояния ребенка; ­ составление индивидуальной программы воспитания и обучения в домашних    условиях; ­ обучение родителей методам воспитания и развития ребенка­аутиста; Задачи: 1. Эмоциональная поддержка в адаптивный период. 2. Укрепление родительской самооценки. 3.  Помощь  в  исследовании  ситуации  болезни  с  целью  снятия  чувства  вины. 4.  Способствовать  эффективному  общению  со  специалистами  (психологом, социальной службой и медицинским персоналом). 5.  Способствовать  взаимодействию  родителей с ребенком, что улучшит его физическое и психологическое  состояние. 6. Помочь наладить внутрисемейные отношения. эмоционально  открытому
ЭТАПЫ ПОМОЩИ АУТИСТУ -посетить невролога (исключить проблемы, связанные с  развитием головного мозга);  - посетить детского психиатра (он и поставит диагноз);  -пройти аппаратные обследование (ЭЭГ, МРТ, УЗИ головного  мозга);  -обратиться за консультацией к клиническому психологу,  учителю­дефектологу;  ­ начать работу с соответствующим специалистом.
Наиболее яркие внешние проявления синдрома: 1. Предельное, «экстремальное» одиночество ребенка,  снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социальному развитию. Трудности установления  глазного контакта, взаимодействия мимикой, жестами, интонацией. Нарушение развития отношений со сверстниками. 2. Стереотипность в поведении, связанная с напряженным стремлением сохранить постоянные, привычные условия жизни,  сопротивление малейшим изменениям  в обстановке, порядке жизни, страх перед ними, поглощенность однообразными действиями –  моторными и речевыми: раскачивание, потряхивание, взмахивание руками, прыжки, повторение одних и тех же звуков, слов, фраз;  пристрастие к одним и тем же предметам, одним и тем же манипуляциям с ними: постукиванию, разрыванию, верчению.  Захваченность одной и  той же игрой, темой в разговоре, рисовании. 3. Особая характерная задержка  развития речи, прежде всего ее коммуникативной функции. 4. Раннее проявление указанных расстройств (до 2,5 лет)
СИМПТОМЫ АУТИЗМА Ребенок может не замечать, дома родители или на работе, ушли куда­то или вернулись домой Может расстраиваться, когда взрослый пытается включаться в его игры и поддерживать их
Может не проявлять интерес к играм других детей Может сидеть в кроватке один и громко, монотонно кричать, вместо того чтобы позвать маму
Часто бывает сложно привлечь его внимание к игрушкам Может не проявлять интереса к игре в прятки и к другим играм, основанным на взаимодействии с другими людьми
Не улыбается в ответ на улыбку Может явно и отчаянно сопротивляться объятиям, поцелуям и не давать брать себя на руки ни родителям, ни другим людям
Избегают контакта «глаза­в­глаза» Не реагирует на свое имя
Используют «управляемую руку» взрослого Автоматически повторяют слова, не обращенные к другим (эхолалии)
Ребенок может часто кружиться вокруг своей оси Разглядывание предметов (лопастей вентилятора, кондиционеров). У наблюдателя возникает ощущение, что ребенок «прилип взглядом» и не может оторваться
Часто многократно взмахивает руками Может не играть с игрушками обычным способом, но крайне интересоваться какой­то частью игрушки (например, любит крутить колесо у машинки)
Может часто или подолгу перебирать, трясти или щелкать пальцами перед своими глазами Расстановка игрушек в ряд; создание ряда самоценно, никакого сюжета не прослеживается
Бесконечно щелкать выключателем, зажигая и гася свет Часто и подолгу раскачиваться, сидя на месте и ничем больше не занимаясь
Хождение на цыпочках Плохая координация движений – научиться ходить по лестнице может оказаться очень трудной задачей для ребенка с аутизмом
Ребенок может не переносить прикосновения к коже (сопротивляться раздеванию или мытью) Может демонстрировать неприятие всего нового или редкого, например, свечей на именинном пироге или шариков
Может не переносить музыку Может не переносить обычные домашние запахи, особенно бытовой химии
Может отказываться переодеваться или вообще надевать любую одежду,  кроме нескольких определенных  вещей Может иногда казаться глухим,  не вздрагивать и не оборачиваться на громкие  звуки, но в другое время реагировать на обычные  или слабые звуковые раздражители
Может сильно стучать  головой о твердую  поверхность (пол, стены) Может вырывать у себя  волосы клочьями
Может кусать себя Царапать и отдирать кожу и раневые поверхности  (корочки)
У ребенка часто бывает понос. В стуле имеется непереваренная пища. Ребенок часто страдает запорами Чрезвычайно ограниченный набор продуктов, которые ребенок согласен есть, и/или повышенная чувствительность к вкусу пищи
Нарушение сна
Методы работы с детьми­аутистами  Группа № 1  Арт­терапия  ­ музыка; ­ живопись; ­движение; ­ театр.  Группа № 3 ­ Концепция ТЕАССН  Группа № 2  ­ Дельфинотерапия;  ­ пет­терапия (общение с животными); ­ иппотерапия  (верховая езда). Группа № 4  ­ Холдинг­терапия  (удерживать, выдерживать, владеть ) Группа № 5 ­ Сенсорная интеграция  Группа № 6 ­ Поведенческая терапия для  аутистов (АВА­терапия)
Во что играть с маленьким ребенком­аутистом:  •  хороводные игры,  •  игры с правилами,  •  пускать мыльные пузыри,  •  игры с водой,  •  игры, направленные на развитие мелкой моторики.  Как учить ребенка­аутиста:   •  доносить информацию через схемы, наглядные картинки;  •  избегать переутомления;  •  четко организовывать пространство;  •  использовать подписанные системы хранения;  •  подписывать предметы, которыми пользуется ребенок;  •  обращаться к ребенку по имени;  •  обучать навыкам самообслуживания и бытовой ориентировки;  •  осваивать деятельность частями, этапами, затем объединять в  целое;  •  использовать подкрепление правильного действия (вкусным  поощрением, объятием, стимулом);  •  постоянно развивать крупную и мелкую моторику.