«Страшен тот ревизор…»: материалы к уроку по пьесе Н. В. Гоголя
Оценка 4.9

«Страшен тот ревизор…»: материалы к уроку по пьесе Н. В. Гоголя

Оценка 4.9
Презентации учебные +1
pptx
22.05.2021
«Страшен тот ревизор…»: материалы к уроку по пьесе Н. В. Гоголя
«Страшен тот ревизор…»: материалы к уроку по пьесе Н. В. Гоголя
Ревизор.pptx

Страшен тот ревизор…»: материалы к уроку по пьесе

Страшен тот ревизор…»: материалы к уроку по пьесе

«Страшен тот ревизор…»: материалы к уроку по пьесе Н. В. Гоголя

История создания «Ревизора» начинается в 1830-х гг

История создания «Ревизора» начинается в 1830-х гг


История создания «Ревизора» начинается в 1830-х гг. В этот период Гоголь работал над поэмой «Мёртвые души», и в процессе прописывания утрированных черт русской действительности у него появилась идея отобразить эти черты в комедии; «рука дрожит написать… комедию».

Ранее Гоголь уже успешно дебютировал в этом жанре с пьесой «Женитьба», в которой уже наметились и характерные для автора комические приёмы, и свойственная последующим произведениям реалистическая направленность

В 1835 А.С. Пушкин получает от

В 1835 А.С. Пушкин получает от

В 1835 А.С. Пушкин получает от Гоголя письмо, в котором говорится: «Сделайте милость , дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь, смешной или несмешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию».

История, предложенная Пушкиным Гоголю в качестве сюжета, в действительности произошла с издателем журнала «Отечественные записки» П. П. Свиньиным в Бессарабии: в одном из уездных городков он был принят за правительственного чиновника. Был похожий случай и с самим Пушкиным: его приняли за ревизора в Нижнем Новгороде, куда он отправился собирать материал о пугачёвском бунте. Словом, это был тот самый «русский чисто анекдот», который требовался Гоголю для воплощения его замысла.

Работа над пьесой заняла всего два месяца — октябрь и ноябрь 1835 г

Работа над пьесой заняла всего два месяца — октябрь и ноябрь 1835 г

Работа над пьесой заняла всего два месяца — октябрь и ноябрь 1835 г. В январе 1836 г. автор зачитал готовую комедию на вечере у В. Жуковского в присутствии многих известных литераторов, в том числе и подсказавшего идею Пушкина. Почти все присутствующие были в восторге от пьесы. Однако история «Ревизора» была ещё далека от завершения.

В.А.Жуковский

В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в

В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в

«В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем».
Н. В. Гоголь

К постановке пьеса была допущена далеко не сразу и лишь после того, как

К постановке пьеса была допущена далеко не сразу и лишь после того, как

К постановке пьеса была допущена далеко не сразу и лишь после того, как В. Жуковскому лично пришлось убеждать императора в благонадёжности комедии.

«Ревизор» был закончен Гоголем 4 декабря 1835г. Закончен в первой редакции, потом были ещё переделки.
19 апреля 1836г . комедия была поставлена на сцене. Немногие истинные ценители – люди образованные и честные – были в восторге. Большинство же не поняло комедии и отнеслись к ней враждебно. «Все против меня… - жаловался Гоголь в письме к знаменитому актёру Щепкину – Полицейские против меня, купцы против меня, литераторы против меня»

Ревизор" сыгран - и у меня на душе так смутно, так странно

Ревизор" сыгран - и у меня на душе так смутно, так странно

"Ревизор" сыгран - и у меня на душе так смутно, так странно... Я ожидал, я знал наперед, как пойдет дело, и при всем том чувство грустное и досадно-тягостное облекло меня. Мое же создание мне показалось противно, дико и как будто вовсе не мое… (Н.В. Гоголь)

Премьера пьесы состоялась в 1836 году в

Премьера пьесы состоялась в 1836 году в

Премьера пьесы состоялась в 1836 году в Александринском театре в Санкт-Петербурге. Гоголь был разочарован постановкой : актёры либо не поняли сатирической направленности комедии, либо побоялись играть в соответствии с ней; спектакль получился чересчур водевильным, примитивно-комическим.

По неподтверждённым данным, сам Николай I, присутствовавший на премьере, высказался: «Ну, и пьеска! Всем досталось, а мне – больше всех». Даже если эти слова и не были сказаны в действительности, это хорошо отражает, как публика восприняла смелое творение Гоголя.

И, тем не менее, самодержцу пьеса пришлась по душе: рискованную комедию допустили к дальнейшим постановкам

И, тем не менее, самодержцу пьеса пришлась по душе: рискованную комедию допустили к дальнейшим постановкам

И, тем не менее, самодержцу пьеса пришлась по душе: рискованную комедию допустили к дальнейшим постановкам.

Учитывая собственные наблюдения за игрой, а также замечания актёров, автор неоднократно вносил в текст правки; создание пьесы «Ревизор»

Учитывая собственные наблюдения за игрой, а также замечания актёров, автор неоднократно вносил в текст правки; создание пьесы «Ревизор»

Учитывая собственные наблюдения за игрой, а также замечания актёров, автор неоднократно вносил в текст правки; создание пьесы «Ревизор» Гоголем в её окончательном варианте продолжалось ещё много лет после первой постановки. Последняя редакция пьесы относится к 1842 году — это и есть тот вариант, который известен современному читателю.

«Страшен тот ревизор…»: материалы к уроку по пьесе Н. В. Гоголя

«Страшен тот ревизор…»: материалы к уроку по пьесе Н. В. Гоголя

Три смысловых пласта пьесы: 1.

Три смысловых пласта пьесы: 1.

Три смысловых пласта пьесы:

1. Социальный (буквальный, цель – собрать вместе все пороки общества XIX века и посмеяться над ними),
2. Символический (цель – посредством символов, знаков изобразить нравственную, душевную драму человека),
Религиозный (цель – пророческая, о наступлении Страшного Суда для каждого человека и всего мира)

Групповая характеристика героев

Групповая характеристика героев

Групповая характеристика героев

Давайте нам наших плутов… На сцену их!

Давайте нам наших плутов… На сцену их!

Давайте нам наших плутов…
На сцену их!
Пусть видит их весь народ!
Н. В. Гоголь

«За всяким водятся грешки»

Вы уже знакомы с персонажами комедии

Вы уже знакомы с персонажами комедии

Вы уже знакомы с персонажами комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Вместе ещё раз перелистаем страницы этого произведения

Казалось бы, все чиновники разные

Казалось бы, все чиновники разные

Казалось бы, все чиновники разные. Городничий, «хотя и взяточник, но ведёт себя очень солидно».

Зато судья – «человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен»

Зато судья – «человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен»

Зато судья – «человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен».

А этот – «проныра и плут. Очень услужлив и суетлив»

А этот – «проныра и плут. Очень услужлив и суетлив»

А этот – «проныра и плут. Очень услужлив и суетлив».

И вот они собрались всем вместе… «Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие

И вот они собрались всем вместе… «Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие

И вот они собрались всем вместе…

«Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие. К нам едет ревизор».

Так ли уж велико различие между правителями города?

Такими видит героев комедии художник

Такими видит героев комедии художник

Такими видит героев комедии художник М.Добужинский

• Назовите этих героев.

• Какие детали внешности помогли вам назвать персонажей комедии «Ревизор»?

Проверьте себя Городничий Ляпкин-Тяпкин

Проверьте себя Городничий Ляпкин-Тяпкин

Проверьте себя

Городничий

Ляпкин-Тяпкин

Марья Антоновна

Земляника

Хлестаков

Анна Андреевна

Внимательно посмотрите на их лица

Внимательно посмотрите на их лица

Внимательно посмотрите на их лица. Что чувствует каждый чиновник, услышав, что ревизор уже в городе?

Они явно напуганы. Почему? Вот, оказывается, в чём дело: «нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов»

Они явно напуганы. Почему? Вот, оказывается, в чём дело: «нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов»

Они явно напуганы. Почему? Вот, оказывается, в чём дело: «нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов».

Но войти к ревизору им всё-таки придётся

Но войти к ревизору им всё-таки придётся

Но войти к ревизору им всё-таки придётся. И принимается единодушное решение.
«…Нам нужно кое-что предпринять…
Подсунуть?
Ну да, хоть и подсунуть».

Вкусный завтрак – это тоже услуга, и немалая

Вкусный завтрак – это тоже услуга, и немалая

Вкусный завтрак – это тоже услуга, и немалая. Посмотрите, как в жестах, позах, выражениях лиц передаёт художник желание чиновников «заслужить внимание начальства».

А с каким подобострастием слушают они рассказ

А с каким подобострастием слушают они рассказ

А с каким подобострастием слушают они рассказ Хлестакова! Выделите в иллюстрации те детали, по которым видно, что собирающиеся верят каждому его слову.

Общие черты проявляются и в отношении чиновников к городничему

Общие черты проявляются и в отношении чиновников к городничему

Общие черты проявляются и в отношении чиновников к городничему. Меняются ситуации, меняется их поведение.
Вглядитесь в лица гостей и прокомментируйте эпизоды, изображённые на этом и следующих кадрах».

«Страшен тот ревизор…»: материалы к уроку по пьесе Н. В. Гоголя

«Страшен тот ревизор…»: материалы к уроку по пьесе Н. В. Гоголя

Приехавший по именному повелению из

Приехавший по именному повелению из

«Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе».
Какой вывод можно сделать, сравнивая, как ведут себя герои комедии при известии о приезде ревизора в 1 и 5 действиях?

Итак, что же роднит чиновников?

Итак, что же роднит чиновников?

Итак, что же роднит чиновников?
Передана ли эта общность на данной иллюстрации и насколько удачно?

Что бы изменилось, если бы не встретился «ревизор» с

Что бы изменилось, если бы не встретился «ревизор» с

Что бы изменилось, если бы не встретился «ревизор» с Ляпкиным-Тяпкиным или, скажем, с Земляникой?

А может быть, можно было рассказать обо всём, введя в действие только городничего?

А может быть, можно было рассказать обо всём, введя в действие только городничего?

А может быть, можно было рассказать обо всём, введя в действие только городничего?
Как вы считаете?

«Страшен тот ревизор…»: материалы к уроку по пьесе Н. В. Гоголя

«Страшен тот ревизор…»: материалы к уроку по пьесе Н. В. Гоголя

Время, место и действие 1)Что говорится в комедии о местонахождении города?

Время, место и действие 1)Что говорится в комедии о местонахождении города?

Время, место и действие

1)Что говорится в комедии о местонахождении города?
Это не пограничный город.
Далеко от столицы.
Находится на пути из Петербурга в Саратовскую губернию.
2)Какова система образов?
Чиновники: Сквозник-Дмухановский, Хлопов, Ляпкин-Тяпкин, Земляника, Шпекин и др.
Полиция: Уховёртов, Свистунов, Пуговицын, Держиморда.
Обитатели: Бобчинский, Добчинский, Абдулин, Пошлёпкина, унтер-офицерша.
3)Какие отношения складываются между этими группами героев и внутри них?
4)Какое событие выявляет такие общие конфликтные отношения в городе? (Приезд ревизора).
5)Что заставляет правителей города и обитателей объединиться?

Время, место и действие 1)Какой уездный город нарисовал

Время, место и действие 1)Какой уездный город нарисовал

Время, место и действие

1)Какой уездный город нарисовал Гоголь? (Типичный).
2)Укажите на основные злоупотребления.
    - беспорядок в городе и его учреждениях,
    - казнокрадство, взяточничество,
    - беззаконие, произвол,
    - мошенничество, низкий уровень морали.
3)Ситуация комедии «Ревизор» является характерной только для России времён Николая Первого?
    - К сожалению, нет. Она встречается и сейчас. В этом и состоит бессмертие комедии.

Городничий и Хлестаков Рассказы учащихся о

Городничий и Хлестаков Рассказы учащихся о

Городничий и Хлестаков

Рассказы учащихся о Городничем и Хлестакове.
Городничий.
План ответа:
1.Положение в городе.
2.Грехи городничего.
3.Отношение к Хлестакову.
4.Торжество и падение.
Характеристика:
1.Отношение к власти как к средству обогащения.
2.Произвол и беззаконие.
3.Трусость и угодничество по отношению к начальству.
4.Грубость и низкий уровень образования.
Хлестаков.
План ответа:
1.Социальное положение.
2.Причина задержки в городе.
3.Поведение в неожиданной ситуации:
   а)страх быстро сменяется нахальством,
   б)враньё приобретает гиперболические размеры,
   в)поступки необдуманны, непоследовательны.
Характеристика Хлестаковщины:
1.Безудержное, непомерное хвастовство.
2.Трусость перед сильными и наглость в отношении к слабым.
3.Полная бездумность, легкомыслие, бездуховность.
 
 

Городничий – религиозен? Сон городничего, «свиные рыла» (символы смерти),

Городничий – религиозен? Сон городничего, «свиные рыла» (символы смерти),

Городничий – религиозен?
Сон городничего,
«свиные рыла» (символы смерти),
Бал у городничего (ср. бал сатаны, влияние немецкого романтизма – Гофмана, Шиллера)
См. РОЛИК

Что такое «хлестаковщина»? Всякий хоть на минуту

Что такое «хлестаковщина»? Всякий хоть на минуту

Что такое «хлестаковщина»?

Всякий хоть на минуту... делался или делается хлестаковым, но, натурально, в этом не хочет только признаться. И ловкий гвардейский офицер окажется иногда хлестаковым, и государственный муж окажется иногда хлестаковым, и наш брат, грешный литератор... Словом, редко кто им не будет хоть раз в жизни...
(Н.В.Гоголь. Отрывок из письма после первого представления "Ревизора«)

Что такое «хлестаковщина»? ХЛЕСТАКОВЩИНА —

Что такое «хлестаковщина»? ХЛЕСТАКОВЩИНА —

Что такое «хлестаковщина»?

ХЛЕСТАКОВЩИНА — ХЛЕСТАКОВЩИНА, (разг.) -Беззастенчивое, безудержное хвастовство [по имени Хлестакова, героя комедии Гоголя «Ревизор»].
(Толковый словарь Ожегова) 
Наглое, лживо легкомысленное хвастовство, похвальба, бахвальство, фанфаронство, самохвальство, хвастанье.

Хлестаков – в балете, ролик

Хлестаков – в балете, ролик

Хлестаков – в балете, ролик

Хлестаков – происхождение фамилии 1

Хлестаков – происхождение фамилии 1

Хлестаков – происхождение фамилии

1. хлыст, хлыщ, сморчок, ничтожество (ничто, пустота, безликость - бес)
2. от глагола «хлестать», наказывать (бич Божий)
3. Х. (ревизор-Судья, Христос).

Хлестаков - бес 16 мая (н. ст.) 1844 года

Хлестаков - бес 16 мая (н. ст.) 1844 года

Хлестаков - бес

16 мая (н. ст.) 1844 года Гоголь писал Аксакову: "Все это ваше волнение и мысленная борьба есть больше ничего, как дело общего нашего приятеля, всем известного, именно - чорта. Но вы не упускайте из виду, что он щелкопер и весь состоит из надуванья... Вы эту скотину бейте по морде и не смущайтесь ничем. Он - точно мелкий чиновник, забравшийся в город будто бы на следствие. Пыль запустит всем, распечет, раскричится. Стоит только немножко струсить и податься назад - тут- то он и пойдет храбриться. А как только наступишь на него, он и хвост подожмет. Мы сами делаем из него великана... Пословица не бывает даром, а пословица говорит: Хвалился чорт всем миром овладеть, а Бог ему и над свиньей не дал власти" .


В этом очевидны черты Ивана Александровича Хлестакова!

Значение эпиграфа: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива»

Значение эпиграфа: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива»

Значение эпиграфа:

«На зеркало неча пенять, коли рожа крива»
Обращение к читателям/зрителям: вы такие же, как они, великие грешники (ср. Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!)
Зеркало для чиновников – это Хлестаков, он, как оборотень, превращается в каждого из них: приспосабливается к каждому, кривляется, лжет.
3. Зеркало как Евангелие

Зрители смеются над героями, которые погибают именно духовно

Зрители смеются над героями, которые погибают именно духовно

Зрители смеются над героями, которые погибают именно духовно.
Городничий искренне считает, что "нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь
грехов. Это уже так Самим Богом устроено, и волтерианцы напрасно против этого говорят". На
что судья Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин возражает: "Что же вы полагаете, Антон
Антонович, грешками? Грешки грешкам - рознь. Я говорю всем открыто, что беру взятки, но
чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело". Судья уверен, что взятки борзыми
щенками и за взятки считать нельзя, "а вот, например, если у кого-нибудь шуба стоит пятьсот
рублей, да супруге шаль..." Тут Городничий, поняв намек, парирует: "Зато вы в Бога не веруете;
вы в церковь никогда не ходите; а я по крайней мере в вере тверд и каждое воскресенье бываю
в церкви. А вы... О, я знаю вас: вы если начнете говорить о сотворении мира, просто волосы
дыбом поднимаются". На что Аммос Федорович отвечает: "Да ведь сам собою дошел,
собственным умом".

В "Развязке Ревизора" Гоголь вкладывает в уста

В "Развязке Ревизора" Гоголь вкладывает в уста

В "Развязке Ревизора" Гоголь вкладывает в уста Первому комическому актеру мысль, что в день Страшного суда все мы окажемся с "кривыми рожами": "...взглянем хоть сколько-нибудь на себя глазами Того, Кто позовет на очную ставку всех людей, перед которыми и наилучшие из нас, не позабудьте этого, потупят от стыда в землю глаза свои, да и посмотрим, достанет ли у кого-нибудь из нас тогда духу спросить: "Да разве у меня рожа крива?".

Главная идея "Ревизора" - мысль о неизбежном духовном возмездии, которого должен ожидать каждый человек

Главная идея "Ревизора" - мысль о неизбежном духовном возмездии, которого должен ожидать каждый человек

Главная идея "Ревизора" - мысль о неизбежном духовном возмездии, которого должен ожидать каждый
человек.

Всмотритесь-ка пристально в этот город, который выведен в пьесе! - говорит

Всмотритесь-ка пристально в этот город, который выведен в пьесе! - говорит

"Всмотритесь-ка пристально в этот город, который выведен в пьесе! - говорит Гоголь устами Первого комического актера. -
Все до единого согласны, что этакого города нет во всей России... Ну, а что, если это наш же
душевный город и сидит он у всякого из нас?.. Что ни говори, но страшен тот ревизор, который
ждет нас у дверей гроба. Будто не знаете, кто этот ревизор? Что прикидываться? Ревизор этот -
наша проснувшаяся совесть, которая заставит нас вдруг и разом взглянуть во все глаза на
самих себя. Перед этим ревизором ничто не укроется, потому что по Именному Высшему
повеленью он послан и возвестится о нем тогда, когда уже и шагу нельзя будет сделать назад.
Вдруг откроется перед тобою, в тебе же, такое страшилище, что от ужаса подымется волос.
Лучше ж сделать ревизовку всему, что ни есть в нас, в начале жизни, а не в конце ее". («Развязка Ревизора»)

Немая сцена – символическая картина

Немая сцена – символическая картина

Немая сцена – символическая картина Страшного Суда

Задание: предложить учащимся изобразить в немой сцене одного из персонажей (на выбор), объяснить, почему именно так его изображают

Задание: предложить учащимся изобразить в немой сцене одного из персонажей (на выбор), объяснить, почему именно так его изображают

Задание: предложить учащимся изобразить в немой сцене одного из персонажей (на выбор), объяснить, почему именно так его изображают.

См. ролики Немая сцена. Крысы.

См. ролики Немая сцена. Крысы.

См. ролики Немая сцена.
Крысы.

Домашние проекты «Экскурсия по городу

Домашние проекты «Экскурсия по городу

Домашние проекты «Экскурсия по городу N» и «Экскурсия по гостинице».
Эта экскурсия создается по содержанию 1-го действия. В ней надо рассказать о достопримечательностях города: гостинице, доме городничего, непостроенной церкви, училище, богоугодном заведении, почте и пр.

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.05.2021