«Страшен тот ревизор…»: материалы к уроку по пьесе Н. В. Гоголя

  • Презентации учебные
  • Разработки уроков
  • pptx
  • 22.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

«Страшен тот ревизор…»: материалы к уроку по пьесе Н. В. Гоголя
Иконка файла материала Ревизор.pptx

«Страшен тот ревизор…»: материалы к уроку по пьесе Н. В. Гоголя


История создания «Ревизора» начинается в 1830-х гг. В этот период Гоголь работал над поэмой «Мёртвые души», и в процессе прописывания утрированных черт русской действительности у него появилась идея отобразить эти черты в комедии; «рука дрожит написать… комедию».

Ранее Гоголь уже успешно дебютировал в этом жанре с пьесой «Женитьба», в которой уже наметились и характерные для автора комические приёмы, и свойственная последующим произведениям реалистическая направленность

В 1835 А.С. Пушкин получает от Гоголя письмо, в котором говорится: «Сделайте милость , дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь, смешной или несмешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию».

История, предложенная Пушкиным Гоголю в качестве сюжета, в действительности произошла с издателем журнала «Отечественные записки» П. П. Свиньиным в Бессарабии: в одном из уездных городков он был принят за правительственного чиновника. Был похожий случай и с самим Пушкиным: его приняли за ревизора в Нижнем Новгороде, куда он отправился собирать материал о пугачёвском бунте. Словом, это был тот самый «русский чисто анекдот», который требовался Гоголю для воплощения его замысла.

Работа над пьесой заняла всего два месяца — октябрь и ноябрь 1835 г. В январе 1836 г. автор зачитал готовую комедию на вечере у В. Жуковского в присутствии многих известных литераторов, в том числе и подсказавшего идею Пушкина. Почти все присутствующие были в восторге от пьесы. Однако история «Ревизора» была ещё далека от завершения.

В.А.Жуковский

«В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем».
Н. В. Гоголь

К постановке пьеса была допущена далеко не сразу и лишь после того, как В. Жуковскому лично пришлось убеждать императора в благонадёжности комедии.

«Ревизор» был закончен Гоголем 4 декабря 1835г. Закончен в первой редакции, потом были ещё переделки.
19 апреля 1836г . комедия была поставлена на сцене. Немногие истинные ценители – люди образованные и честные – были в восторге. Большинство же не поняло комедии и отнеслись к ней враждебно. «Все против меня… - жаловался Гоголь в письме к знаменитому актёру Щепкину – Полицейские против меня, купцы против меня, литераторы против меня»

"Ревизор" сыгран - и у меня на душе так смутно, так странно... Я ожидал, я знал наперед, как пойдет дело, и при всем том чувство грустное и досадно-тягостное облекло меня. Мое же создание мне показалось противно, дико и как будто вовсе не мое… (Н.В. Гоголь)

Премьера пьесы состоялась в 1836 году в Александринском театре в Санкт-Петербурге. Гоголь был разочарован постановкой : актёры либо не поняли сатирической направленности комедии, либо побоялись играть в соответствии с ней; спектакль получился чересчур водевильным, примитивно-комическим.

По неподтверждённым данным, сам Николай I, присутствовавший на премьере, высказался: «Ну, и пьеска! Всем досталось, а мне – больше всех». Даже если эти слова и не были сказаны в действительности, это хорошо отражает, как публика восприняла смелое творение Гоголя.

И, тем не менее, самодержцу пьеса пришлась по душе: рискованную комедию допустили к дальнейшим постановкам.

Учитывая собственные наблюдения за игрой, а также замечания актёров, автор неоднократно вносил в текст правки; создание пьесы «Ревизор» Гоголем в её окончательном варианте продолжалось ещё много лет после первой постановки. Последняя редакция пьесы относится к 1842 году — это и есть тот вариант, который известен современному читателю.

Три смысловых пласта пьесы:

1. Социальный (буквальный, цель – собрать вместе все пороки общества XIX века и посмеяться над ними),
2. Символический (цель – посредством символов, знаков изобразить нравственную, душевную драму человека),
Религиозный (цель – пророческая, о наступлении Страшного Суда для каждого человека и всего мира)

Групповая характеристика героев

Давайте нам наших плутов…
На сцену их!
Пусть видит их весь народ!
Н. В. Гоголь

«За всяким водятся грешки»

Вы уже знакомы с персонажами комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Вместе ещё раз перелистаем страницы этого произведения

Казалось бы, все чиновники разные. Городничий, «хотя и взяточник, но ведёт себя очень солидно».

Зато судья – «человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен».

А этот – «проныра и плут. Очень услужлив и суетлив».

И вот они собрались всем вместе…

«Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие. К нам едет ревизор».

Так ли уж велико различие между правителями города?

Такими видит героев комедии художник М.Добужинский

• Назовите этих героев.

• Какие детали внешности помогли вам назвать персонажей комедии «Ревизор»?

Проверьте себя

Городничий

Ляпкин-Тяпкин

Марья Антоновна

Земляника

Хлестаков

Анна Андреевна

Внимательно посмотрите на их лица. Что чувствует каждый чиновник, услышав, что ревизор уже в городе?

Они явно напуганы. Почему? Вот, оказывается, в чём дело: «нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов».

Но войти к ревизору им всё-таки придётся. И принимается единодушное решение.
«…Нам нужно кое-что предпринять…
Подсунуть?
Ну да, хоть и подсунуть».

Вкусный завтрак – это тоже услуга, и немалая. Посмотрите, как в жестах, позах, выражениях лиц передаёт художник желание чиновников «заслужить внимание начальства».

А с каким подобострастием слушают они рассказ Хлестакова! Выделите в иллюстрации те детали, по которым видно, что собирающиеся верят каждому его слову.

Общие черты проявляются и в отношении чиновников к городничему. Меняются ситуации, меняется их поведение.
Вглядитесь в лица гостей и прокомментируйте эпизоды, изображённые на этом и следующих кадрах».

«Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе».
Какой вывод можно сделать, сравнивая, как ведут себя герои комедии при известии о приезде ревизора в 1 и 5 действиях?

Итак, что же роднит чиновников?
Передана ли эта общность на данной иллюстрации и насколько удачно?

Что бы изменилось, если бы не встретился «ревизор» с Ляпкиным-Тяпкиным или, скажем, с Земляникой?

А может быть, можно было рассказать обо всём, введя в действие только городничего?
Как вы считаете?

Время, место и действие

1)Что говорится в комедии о местонахождении города?
Это не пограничный город.
Далеко от столицы.
Находится на пути из Петербурга в Саратовскую губернию.
2)Какова система образов?
Чиновники: Сквозник-Дмухановский, Хлопов, Ляпкин-Тяпкин, Земляника, Шпекин и др.
Полиция: Уховёртов, Свистунов, Пуговицын, Держиморда.
Обитатели: Бобчинский, Добчинский, Абдулин, Пошлёпкина, унтер-офицерша.
3)Какие отношения складываются между этими группами героев и внутри них?
4)Какое событие выявляет такие общие конфликтные отношения в городе? (Приезд ревизора).
5)Что заставляет правителей города и обитателей объединиться?

Время, место и действие

1)Какой уездный город нарисовал Гоголь? (Типичный).
2)Укажите на основные злоупотребления.
    - беспорядок в городе и его учреждениях,
    - казнокрадство, взяточничество,
    - беззаконие, произвол,
    - мошенничество, низкий уровень морали.
3)Ситуация комедии «Ревизор» является характерной только для России времён Николая Первого?
    - К сожалению, нет. Она встречается и сейчас. В этом и состоит бессмертие комедии.

Городничий и Хлестаков

Рассказы учащихся о Городничем и Хлестакове.
Городничий.
План ответа:
1.Положение в городе.
2.Грехи городничего.
3.Отношение к Хлестакову.
4.Торжество и падение.
Характеристика:
1.Отношение к власти как к средству обогащения.
2.Произвол и беззаконие.
3.Трусость и угодничество по отношению к начальству.
4.Грубость и низкий уровень образования.
Хлестаков.
План ответа:
1.Социальное положение.
2.Причина задержки в городе.
3.Поведение в неожиданной ситуации:
   а)страх быстро сменяется нахальством,
   б)враньё приобретает гиперболические размеры,
   в)поступки необдуманны, непоследовательны.
Характеристика Хлестаковщины:
1.Безудержное, непомерное хвастовство.
2.Трусость перед сильными и наглость в отношении к слабым.
3.Полная бездумность, легкомыслие, бездуховность.
 
 

Городничий – религиозен?
Сон городничего,
«свиные рыла» (символы смерти),
Бал у городничего (ср. бал сатаны, влияние немецкого романтизма – Гофмана, Шиллера)
См. РОЛИК

Что такое «хлестаковщина»?

Всякий хоть на минуту... делался или делается хлестаковым, но, натурально, в этом не хочет только признаться. И ловкий гвардейский офицер окажется иногда хлестаковым, и государственный муж окажется иногда хлестаковым, и наш брат, грешный литератор... Словом, редко кто им не будет хоть раз в жизни...
(Н.В.Гоголь. Отрывок из письма после первого представления "Ревизора«)

Что такое «хлестаковщина»?

ХЛЕСТАКОВЩИНА — ХЛЕСТАКОВЩИНА, (разг.) -Беззастенчивое, безудержное хвастовство [по имени Хлестакова, героя комедии Гоголя «Ревизор»].
(Толковый словарь Ожегова) 
Наглое, лживо легкомысленное хвастовство, похвальба, бахвальство, фанфаронство, самохвальство, хвастанье.

Хлестаков – в балете, ролик

Хлестаков – происхождение фамилии

1. хлыст, хлыщ, сморчок, ничтожество (ничто, пустота, безликость - бес)
2. от глагола «хлестать», наказывать (бич Божий)
3. Х. (ревизор-Судья, Христос).

Хлестаков - бес

16 мая (н. ст.) 1844 года Гоголь писал Аксакову: "Все это ваше волнение и мысленная борьба есть больше ничего, как дело общего нашего приятеля, всем известного, именно - чорта. Но вы не упускайте из виду, что он щелкопер и весь состоит из надуванья... Вы эту скотину бейте по морде и не смущайтесь ничем. Он - точно мелкий чиновник, забравшийся в город будто бы на следствие. Пыль запустит всем, распечет, раскричится. Стоит только немножко струсить и податься назад - тут- то он и пойдет храбриться. А как только наступишь на него, он и хвост подожмет. Мы сами делаем из него великана... Пословица не бывает даром, а пословица говорит: Хвалился чорт всем миром овладеть, а Бог ему и над свиньей не дал власти" .


В этом очевидны черты Ивана Александровича Хлестакова!

Значение эпиграфа:

«На зеркало неча пенять, коли рожа крива»
Обращение к читателям/зрителям: вы такие же, как они, великие грешники (ср. Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!)
Зеркало для чиновников – это Хлестаков, он, как оборотень, превращается в каждого из них: приспосабливается к каждому, кривляется, лжет.
3. Зеркало как Евангелие

Зрители смеются над героями, которые погибают именно духовно.
Городничий искренне считает, что "нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь
грехов. Это уже так Самим Богом устроено, и волтерианцы напрасно против этого говорят". На
что судья Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин возражает: "Что же вы полагаете, Антон
Антонович, грешками? Грешки грешкам - рознь. Я говорю всем открыто, что беру взятки, но
чем взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело". Судья уверен, что взятки борзыми
щенками и за взятки считать нельзя, "а вот, например, если у кого-нибудь шуба стоит пятьсот
рублей, да супруге шаль..." Тут Городничий, поняв намек, парирует: "Зато вы в Бога не веруете;
вы в церковь никогда не ходите; а я по крайней мере в вере тверд и каждое воскресенье бываю
в церкви. А вы... О, я знаю вас: вы если начнете говорить о сотворении мира, просто волосы
дыбом поднимаются". На что Аммос Федорович отвечает: "Да ведь сам собою дошел,
собственным умом".

В "Развязке Ревизора" Гоголь вкладывает в уста Первому комическому актеру мысль, что в день Страшного суда все мы окажемся с "кривыми рожами": "...взглянем хоть сколько-нибудь на себя глазами Того, Кто позовет на очную ставку всех людей, перед которыми и наилучшие из нас, не позабудьте этого, потупят от стыда в землю глаза свои, да и посмотрим, достанет ли у кого-нибудь из нас тогда духу спросить: "Да разве у меня рожа крива?".

Главная идея "Ревизора" - мысль о неизбежном духовном возмездии, которого должен ожидать каждый
человек.

"Всмотритесь-ка пристально в этот город, который выведен в пьесе! - говорит Гоголь устами Первого комического актера. -
Все до единого согласны, что этакого города нет во всей России... Ну, а что, если это наш же
душевный город и сидит он у всякого из нас?.. Что ни говори, но страшен тот ревизор, который
ждет нас у дверей гроба. Будто не знаете, кто этот ревизор? Что прикидываться? Ревизор этот -
наша проснувшаяся совесть, которая заставит нас вдруг и разом взглянуть во все глаза на
самих себя. Перед этим ревизором ничто не укроется, потому что по Именному Высшему
повеленью он послан и возвестится о нем тогда, когда уже и шагу нельзя будет сделать назад.
Вдруг откроется перед тобою, в тебе же, такое страшилище, что от ужаса подымется волос.
Лучше ж сделать ревизовку всему, что ни есть в нас, в начале жизни, а не в конце ее". («Развязка Ревизора»)

Немая сцена – символическая картина Страшного Суда

Задание: предложить учащимся изобразить в немой сцене одного из персонажей (на выбор), объяснить, почему именно так его изображают.

См. ролики Немая сцена.
Крысы.

Домашние проекты «Экскурсия по городу N» и «Экскурсия по гостинице».
Эта экскурсия создается по содержанию 1-го действия. В ней надо рассказать о достопримечательностях города: гостинице, доме городничего, непостроенной церкви, училище, богоугодном заведении, почте и пр.

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!