Стратегии педагогической поддержки познавательной мотивации учащихся
Оценка 4.9

Стратегии педагогической поддержки познавательной мотивации учащихся

Оценка 4.9
Повышение квалификации
doc
психологическая работа +1
2 кл
21.04.2017
Стратегии педагогической поддержки познавательной мотивации учащихся
В работе рассматривается проблема мотивации учебной деятельности, которая становится более актуальной, что можно объяснить, как объективными, так и субъективными факторами.Выделены внешние и внутренние причины, влияющие на успешность школьного обучения. Выделены четыре фактора, которые определяют уровень мотивации достижения успеха у младших школьников.С каждым набором проблема мотивации учебной деятельности становится более актуальной, что можно объяснить, как объективными, так и субъективными факторами.Ученые выделяют основные факторы, влияющие на успешность школьного обучения. Выделены внешние и внутренние причины. Ситуация успеха невозможна без мотивации достижения успеха, которая вызывает у человека желание действовать, утвердить себя, получить высокую оценку результатов своего труда. Выделяют четыре фактора, которые определяют уровень мотивации достижения успеха.
стратегия педагогической поддержки мотивации обучения.doc
Стратегии педагогической поддержки познавательной мотивации учащихся Шаповалова О.В. Работаю   учителем   начальных   классов   в   МКОУ   «СОШ   №   13»   с.   Ореховка Петровского района, Ставропольского края, вот уже тридцатый год.  И ни одного года не было похожего на предыдущий!!! Каждый новый набор – это новый этап моей профессиональной жизни, требующий вложения   новых   сил,   стараний,   стремлений,   совершенствования   педагогической деятельности с учетом их индивидуальных психологических особенностей. С   каждым   набором,   к   сожалению,   проблема   мотивации   учебной   деятельности становится   менее,   если   не   сказать:   более   актуальной,   что   можно   объяснить,   как объективными (снижение понимания роли образования, качественных знаний в обществе, социальные   проблемы   и   др),   так   и   субъективными   факторами   (ухудшение психологического, физического здоровья подрастающего поколения). Любой   учитель   знает,   какое   огромное   значение   для   успешного   обучения   имеет мотивация.   Формировать   её   можно   различными   путями,   которые   педагог   выбирает, основываясь   на   имеющемся   опыте   и   знаниях   возрастных   особенностей   учащихся. Надеяться на то, что мотив учения возникнет сам по себе, стихийно, не приходится. А.К. Маркова отмечает, что учебно­познавательные мотивы формируются в ходе самой учебной деятельности, поэтому важно, как эта деятельность осуществляется. Ученые выделяют основные факторы, влияющие на успешность школьного обучения.  Выделим те, которые наиболее часто проявляются в работе с моими подопечными. Внешние причины:  семейно­бытовые условия, (плохие бытовые условия, отдаленность  местожительства от школы, отсутствие заботы родителей);  педагогическая запущенность (слабый текущий контроль; неаккуратное посещение  уроков, нерегулярное выполнение домашних заданий, низкий уровень дошкольного  воспитания детей, проблемы языка обучения, культурный уровень родителей, отношения в  семье, нехватку учителей);  школьные факторы риска (интенсификация учебного процесса, неадекватность  методик и требований). Внутренние причины:   недостатки познавательной деятельности учащихся.  недостатки развития мотивационной сферы детей.  1  несформированность у школьника положительной устойчивой мотивации к учебной  деятельности;  индивидуально­типологические особенности учащихся и их влияние на успешность  учебной деятельности (характер, темперамент);  длительная напряжённая работа (слабый быстро устаёт, теряет работоспособность,  начинает допускать ошибки, медленнее усваивает материал.)      выполнение заданий на сообразительность при высоком темпе работы; недостатки в подготовке ребенка к школе; соматическая ослабленность ребенка; нарушения формирования отдельных психических функций вследствие нарушений  со стороны ЦНС;   несформированность произвольной регуляции деятельности; нарушение системы связей и отношений с другими участниками образовательного  процесса и др. Учебная   деятельность   является   одной   из   разновидностей   традиционных   видов деятельности человека, поэтому в ней важно учитывать различные стимулы и выстраивать свою работу в соответствии с их мотивационным потенциалом.  Основными   факторами,   влияющими   на   формирование   устойчивой   положительной учебной мотивации, являются:  • содержание учебного материала; • организация учебной деятельности; • коллективные формы учебной деятельности; • оценка учебной деятельности; • стиль педагогической деятельности учителя.  Вместе   с   тем   учебная   мотивация   зависит   от   общих   законов   формирования мотивационной   сферы.   В   связи   с   этим,   каждому   учителю   должны   быть   известны   её основные особенности.  Под   мотивом   часто   понимают   формальный   термин,   обозначающий   побуждение любого происхождения. Но мотивом называют и основную тему, лейтмотив жизни, как в музыке. Если в первом случае речь идет о совокупности, перечне разнообразных мотивов, таких как: жизненные цели и идеалы, раздражение электрическим током и т.д., как говорил А.Н.   Леонтьев.   во   втором   случае   мы   подразумеваем   направленность,   вектор   личности, устойчивое доминирование одних мотивов над другими. Познавательные мотивы имеют уровни: широкие познавательные мотивы (ориентация на   овладение   новыми   знаниями   —   фактами,   явлениями,   закономерностями);   учебно­ 2 познавательные   мотивы   (ориентация   па   усвоение   способов   добывания   знаний,   приемов самостоятельного   приобретения   знаний),   мотивы   самообразования   (ориентация   на приобретение   дополнительных   знаний   и   за   тем   на   построение   специальной   программы самосовершенствования).  Термином   мотивация   могут   обозначаться   две   группы   явлений:   индивидуальная система мотивов и система действий по побуждению других сделать что­либо, которая часто обозначается термином «мотивирование». При этом те и другие явления часто не осознаются,  остаются в  «подводных  глубинах»  психики.  Мотивацию   можно сравнить  с айсбергом: на поверхности, над водой находится лишь 10% айсберга, а остальные 90% скрыты. Внешние стимулы могут усиливать или ослаблять силу мотива, причем, чем рутиннее работа,  тем в  большей  степени.  Задача  воспитания   состоит  в том,  чтобы  использовать мотивационный потенциал стимулов в нужном направлении (социально положительном), устранять социально отрицательную роль мотивов человека.  На силу мотива учения могут влиять похвала и порицание, соревнование с другими, задетое   самолюбие,   проблемность   и   загадочность   стоящей   перед   человеком   задачи, привлекательность объекта и т.п. рассмотрим роль главных из этих факторов. Необходимость создания ситуации  успеха каждому обучающемуся давно осознана педагогами.   Решение   проблемы   развития   каждой   личности,   создание   ситуации   успеха каждому   субъекту   образовательного   процесса   вызывает   необходимость   определения сущности   ситуации   успеха,   чувства   успеха,   мотивации   достижения   успеха,   а   также определения   плодотворных   психологических   механизмов   ее   обеспечения   в   учебном   и воспитательном процессах. Ситуация успеха невозможна без мотивации достижения успеха, которая вызывает у человека   желание   действовать,   утвердить   себя,   получить   высокую   оценку   результатов своего труда. Выделяют   четыре   фактора,   которые   определяют   уровень   мотивации   достижения успеха: 1. стремление к успеху;  2. надежда на успех; 3. субъективно оцененная вероятность достижения успеха; 4. субъективные эталоны оценки достижений. 3 Как показывает практика, дети нередко учатся ради похвалы родителей и хороших отметок или ради того, чтобы не быть белой вороной среди своих одноклассников. Сами знания и процесс учения их не очень интересуют, им важен полученный результат. Лишь очень   небольшое   число   учеников   ориентировано   на   получение   знания,   обладают выраженной  познавательной  мотивацией  – именно их в педагогической  среде  называют мотивированными.   они   хотят   и,   как   правило,   могут   хорошо   учиться.   по   мнению П.Я.Гальперина,   таких   учеников   можно   назвать   чудаками,   потому   что   никакой   другой мотивацией   нельзя   заменить   этого   страстного   стремления   к   знаниям.   Мотивированных детей немного, и администрация школы вполне обоснованно считает, что такое богатство нужно холить и лелеять. первоклассники отправляются в школу за знаниями, однако на самом   деле   многие   из   них   ориентируются   на   внешние   атрибуты   школьной   жизни, позволяющие им приблизиться к миру взрослых. в идеале к концу пребывания в начальной школе у них должна сформироваться учебная деятельность с выраженным познавательным мотивом. на практике все обстоит иначе – большинство детей ходит в школу, «потому что все ходят», а у некоторых даже появляется отрицательное отношение к школе в целом, которое   они   распространяют   и   на   процесс   получения   знаний.   озабоченные   педагоги обращают   свой   взор   в   сторону   психологов   в   надежде   получить   квалифицированную помощь,   однако   собственно   психологических   приемов   в   данном   случае   оказывается недостаточно,   нужна   коррекция   содержания   (чему   учить?)   и   методов   (как   учить?) обучения. наблюдения за мотивированными детьми показали, что они сильно отличаются друг от друга. прежде всего, бросаются в глаза возрастные особенности. Педагогическая   поддержка   познавательной   мотивации   очевидно,   работа   с мотивированными   детьми   не   может   быть   одинаковой   на   протяжении   всего   школьного обучения. взрослея,  дети меняются, и, пожалуй,  главная задача учителя и психолога  – распознать эти изменения, отличить декларируемые мотивы от реально действующих. Эта непростая задача может быть успешно решена только в том случае, если психологи не ограничатся опросниками, а обратятся  к наблюдениям за поведением детей на уроках, анализу их письменных работ, а также найдут время для проведения доверительной беседы с ребенком. Хотелось   бы   отметить,   что   педагогически   целесообразная   организация   учебно­ познавательной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО обеспечит достижение планируемых   результатов   обучения   младших   школьников.   С   этой   целью   необходимо учитывать определенные условия, среди которых: 4 Активная мыслительная деятельность, направленная на понимание материала может приводить к его непроизвольному запоминанию, которое оказывается более прочным, чем произвольное, опирающееся на пассивные способы работы. Понимание   затрудняется,   если   установка   на   полноту   и   точность   запоминания появляется   до   того,   как   материал   понят   в   целом.   В   остальных   случаях   установка   на запоминание, наоборот способствует лучшему пониманию материала. Если   учащийся   выполняет   над   материалом   мыслительную   деятельность   и   эта деятельность   способствует   его   углубленному   пониманию,   то   происходит   успешное запоминание. Запоминание   путем   разнообразного   повторения,   сходящегося   к   активным мыслительным   действиям,   значительно   более   эффективно,   чем   запоминание   путем однообразного и многократного повторения изучаемого материала. Эффективность запоминания повышается, если используются приемы: ­ введение стимулирующих звеньев; ­ мысленное составление плана; ­ выделение смысловых опорных пунктов; ­ прием реконструкции (обобщение, конкретизация, перемещение отдельных частей). ­ прием соотношения – увязывание изучаемого материала с прежними знаниями и отдельных частей друг с другом. Рассредоточенное по времени повторение эффективнее, чем концентрированное. Выделим   систему   методов   и   приемов   активизации   познавательной   деятельности младших   школьников   на   уроках,   которые   обеспечат   формирование   познавательной мотивации. Облегчению учащимися восприятия учебного материала помогает:  мыслительной   деятельности   моторной   деятельностью   (оформление   записей, рисунков, систематичность изложения;  подготовка к восприятию нового материала, основанная на прошлом опыте, знаниях учащихся;  зрительное   восприятие   объектов,   а   именно   работа   с   плакатами,   таблицами, моделями,   листами   опорных   сигналов   и   другими   учебными   пособиями;   сопровождение чертежей);  эффективная   устная   работа   (условия   задач   задаются   в   зрительной   форме, чередование   с   письменной   работой,   задачи   нового   типа   решаются   сначала   письменно, потом устно с паузами для обдумывания). 5 Организация   деятельности   обучающихся,   основанной   на   произвольном   внимании, должна быть непродолжительной по времени, так как требует усилий и быстро утомляет.  Организация   разнообразных   форм   деятельности   с   учетом   дифференциального   и индивидуального   подхода   к   обучающимся   способствует   сохранению   непроизвольного внимания на долгое время. Организация   деятельности   обучающихся,   основанной   на   произвольном   внимании, должна быть непродолжительной по времени, так как требует усилий и быстро утомляет.  Организация   разнообразных   форм   деятельности   с   учетом   дифференциального   и индивидуального   подхода   к   обучающимся   способствует   сохранению   непроизвольного внимания на долгое время. Использование заданий творческого характера. Использование   различных   методов   и   организационных   форм   деятельности обучающихся при решении задач. Исследовательская работа по определенному плану. Организация   различных   форм   самостоятельной   работы   на   уроке   и   во   внеурочное время с учетом индивидуальных особенностей обучающихся (самостоятельные работы с использованием аналогий и сравнений, проверочные текущие работы и др.) Применение   различных   методов   при   организации   учебной   деятельности   на   уроке: семинар, конференция, игра, мозговой штурм, дискуссия и пр. Определение значимости деятельности для учащихся Использование   различных   форм   работы   с   книгами,   моделями,   разными   учебными пособиями. Систематический текущий контроль. Использование   всевозможных   видов   поощрения   Наблюдение   за   речью   учащихся, рецензирование по схеме­плану.  Рецензирование и оценивание учащимися устных ответов товарищей. Самооценка отвечающего. Рассмотрим приемы повышения интереса к учебному материалу. На каждом этапе  важно поддерживать учебно­познавательную мотивацию учеников, начиная с сообщения  новой темы и заканчивая оцениванием знаний школьников. Для того чтобы мотивировать ребёнка к учебному процессу, нужно изучение новой  темы начинать в необычной форме. 6 Для этого используется приём «Привлекательная цель». Ставится перед учащимися простая, понятная и привлекательная цель, при достижении которой они волей­неволей выполняют и то учебное действие, которое планирует учитель. Пример. Тема: «Свойства воды». Цель учителя ­ рассмотреть с детьми свойства воды. Перед учениками же я ставлю иную цель ­ узнать, почему зимой во время сильных морозов лопаются водопроводные трубы. Иногда удивительное не просто привлекает внимание, но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. Добиться этого мне позволяет приём «Отсроченная отгадка». В начале урока задается классу загадка (излагается удивительный факт), отгадка к   которой   будет   открыта   на   уроке   при   работе   над   новым   материалом,   или   загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие. «На следующем уроке учащиеся узнают о лучшем пылесосе в природе». (Растения, а именно ­ тополь).  Также   при   сообщении   темы   урока   и   его   цели   используется   приём «Прогнозирование».   Например,   урок   литературного   чтения.   «Послушайте   название произведения,   с   которым   будем   работать   на   уроке,   и   попробуйте   определить   жанр произведения, тему, возможные события».  Одним   из   эффективных   способов   формирования   и   сохранения   мотивации   у младших   школьников   является   создание   ситуаций   успеха.   Для   появления   интереса   к изучаемому   предмету   необходимо   понимание   нужности,   важности,   целесообразности изучения данной, темы. Этому могут способствовать следующие приёмы: ­ прием «Оратор»: за 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо; ­   прием   «Автор»:   если   бы   вы   были   автором   учебника,   как   бы   вы   объяснили ученикам необходимость изучения этой темы? ­ прием «Верные ­ неверные утверждения»: предлагается несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые   моменты,   а   элемент   соревнования   позволяет   удерживать   внимание   до   конца урока.  На стадии   рефлексии  возвращаемся  к  этому  приему,  чтобы  выяснить,  какие   из утверждений были верными; прием «Посмотри на мир чужими глазами»: ничто так не привлекает внимания и не стимулирует   работу   ума,   как   необычное.   Тема:   «Круговорот   воды»   Учащемуся 7 предлагается   представить   себя   снежинкой.   Нужно   описать   все   происходящие   с   ним события.  Большим подспорьем учителю начальных классов является использование игровых приемов.   Школьники   младшего   возраста   любят   мечтать   и   играть,   разгадывать   загадки, раскрывать   тайны.   Они   стремятся   к   приключениям.   Однотипная   и   длительная   работа быстро   их   утомляет.   Если   необходимо   проделать   большое   количество   однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. Такие приёмы позволяют мотивировать детей к изучению нового материала ­ ведь очень хочется узнать ответ к загадке, раскрыть секрет удивительного факта, побывать в роли сказочного героя и т.д. На этапе повторения изученного материала важно, чтобы учащимся было интересно проработать этот материал. Как же это можно сделать? Используются разные приёмы, чтобы,   выполняя   задание,   ученик   самостоятельно   и   по­своему   выражал   полученное   на уроке знание, например, ­   прием   «Своя   опора»:   ученик   составляет   собственную   опорную   схему   или развернутый план ответа по новому материалу. Составление алгоритмов, памяток. Пример, алгоритм разбора слова по составу; ­ прием «Повторение с расширением»: ученики составляют серию вопросов, ответы  на которые позволяют дополнить знания нового материала; ­прием «Свои примеры»: ученики подготавливают свои примеры к новому материалу. Возможно   также   сочинение   своих   задач,   выдвижение   идей   по   применению   изученного материала; ­   прием   «Повторение   с   одновременным   контролем».   Учащиеся   составляют   серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу в виде теста, кроссворда. Затем одни ученики задают свои вопросы, другие на них отвечают. В заключение отметим, что искусство учителя заключается в том, чтобы, вооружая учащихся знаниями, последовательно подводить их ко все более усложняющимся задачам, чтобы выполнение каждой учебной задачи требовало столько самостоятельного труда и напряжения   мысли,   сколько   они   могут   проявить   при   учете   их   возрастных   и индивидуальных различий.  8

Стратегии педагогической поддержки познавательной мотивации учащихся

Стратегии педагогической поддержки познавательной мотивации учащихся

Стратегии педагогической поддержки познавательной мотивации учащихся

Стратегии педагогической поддержки познавательной мотивации учащихся

Стратегии педагогической поддержки познавательной мотивации учащихся

Стратегии педагогической поддержки познавательной мотивации учащихся

Стратегии педагогической поддержки познавательной мотивации учащихся

Стратегии педагогической поддержки познавательной мотивации учащихся

Стратегии педагогической поддержки познавательной мотивации учащихся

Стратегии педагогической поддержки познавательной мотивации учащихся

Стратегии педагогической поддержки познавательной мотивации учащихся

Стратегии педагогической поддержки познавательной мотивации учащихся

Стратегии педагогической поддержки познавательной мотивации учащихся

Стратегии педагогической поддержки познавательной мотивации учащихся

Стратегии педагогической поддержки познавательной мотивации учащихся

Стратегии педагогической поддержки познавательной мотивации учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2017