СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью в Российской Федерации на период до 2030 года
Определение приоритетных направлений государственной политики в сфере образования детей с ОВЗ и детей с инвалидностью, инструментов и механизмов достижения наилучших результатов деятельности по этим направлениям, а также ожидаемых результатов реализации Стратегии, обеспечивающих достижение доступности и качества образования для детей с ОВЗ и детей с инвалидностью, их социальную интеграцию, способность к ведению максимально самостоятельной жизни, успешную самореализацию в различных сферах жизнедеятельности.
совершенствование и разработка нового содержания образования обучающихся с ОВЗ на разных уровнях образования;
обеспечение специальных условий получения образования для физического, психического, социального, духовно-нравственного развития детей с ОВЗ и детей с инвалидностью;
обеспечение качественного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ОВЗ и детей с инвалидностью в образовательных организациях на основе межведомственного взаимодействия и принципа преемственности;
защита прав на получение качественного образования и соблюдение законных интересов каждого ребенка с ОВЗ и инвалидностью;
поддержка многообразия и вариативности отдельных образовательных организаций, реализующих адаптированные основные образовательные программы, как основного ресурса для инклюзивного и специального образования;
поддержка определяющей роли семьи в воспитании детей, уважение к авторитету родителей и защита их преимущественного права на воспитание и обучение детей перед всеми иными лицами;
развитие сотрудничества субъектов системы образования (семьи, общества, государства, образовательных, научных, общественных организаций, организаций культуры и спорта, СМИ, бизнес-сообществ) в совершенствовании содержания и условий образования детей с ОВЗ и инвалидностью.
1. Развитие ранней коррекционной помощи детям с ОВЗ и детям с инвалидностью.
2. Создание образовательной вертикали для всех категорий лиц с различными нарушениями в развитии, в том числе лиц с тяжелыми множественными нарушениями развития.
3. Совершенствование диагностико-консультативной деятельности психолого-медикопедагогических комиссий и психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных организаций по определению специальных условий образования лиц с ОВЗ и инвалидностью.
4. Использование современных возможностей информационных технологий, опора на которые позволит обучающимся, и особенно старшеклассникам с ОВЗ, быть подготовленными к условиям и моделям профессионального образования, где в основе инструментов обучения также лежат информационные технологии, подготавливающие выпускников к работе в условиях цифровой экономики.
5. Дальнейшее развитие и совершенствование инклюзивного образования, удовлетворяющего образовательные потребности как обучающихся с особыми образовательными потребностями, так и обычных учащихся, и родительское сообщество, что предполагает создание условий для обеспечения непрерывности инклюзивного образования на всех этапах образовательной вертикали, имея в виду качество образования на каждой ступени, обеспечивающее надежную базу обучающемуся с особыми образовательными потребностями для перехода на следующую ступень.
6. Модернизация дефектологического образования, совершенствование подготовки и повышения квалификации специалистов для работы с детьми с ОВЗ и детьми с инвалидностью
Раскрытие новых жизненных компетенций в содержании образования детей с ОВЗ младшего школьного возраста, задач формирования конкретных представлений, умений и навыков в каждой области жизненной компетенции в соответствии с особыми образовательными потребностями каждого обучающегося с ОВЗ.
Разработка технологий, направленных на формирование и развитие универсальных учебных действий, базовых учебных действий у обучающихся с ОВЗ, что связано с освоением ими нового вида деятельности – учебной.
Реализация разнообразных организационных форм начального общего образования и вариативности содержания адаптированных образовательных программ для обеспечения индивидуального развития каждого обучающегося с ОВЗ и инвалидностью.
Обеспечение индивидуально-ориентированной психолого-педагогической помощи обучающимся с ОВЗ и детям с инвалидностью с учетом их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Раскрытие новых жизненных компетенций в содержании образования обучающихся с ОВЗ среднего школьного возраста, задач формирования конкретных представлений, умений и навыков в каждой области жизненной компетенции в соответствии с особыми образовательными потребностями каждого обучающегося с ОВЗ.
Разработка адаптированных образовательных программ для детей среднего школьного возраста.
Совершенствование работы по трудовому воспитанию подростков с ОВЗ за счет создания при образовательных организациях трудовых мастерских, оснащенных современным оборудованием.
Расширение перечня осваиваемых обучающимися профилей в зависимости от их возможностей и потребностей конкретного региона.
Обеспечение раннего начала профориентационной работы, направленной на осознание обучающимися своих возможностей и ограничений, формирование профессиональных интересов и склонностей.
Раскрытие новых жизненных компетенций в содержании образования обучающихся с ОВЗ старшего школьного возраста, задач формирования конкретных представлений, умений и навыков в каждой области жизненной компетентности в соответствии с особыми образовательными потребностями каждого обучающегося с ОВЗ.
Разработка адаптированных образовательных программ для детей старшего школьного возраста.
Ориентация процесса образования обучающегося с ОВЗ на достижение максимально возможной для каждого самостоятельной, независимой и достойной жизни во взрослом возрасте.
Научно-методическая разработка содержания и технологий формирования жизненных компетенций и внедрение этих разработок в образовательный процесс.
Содействие профессиональному самоопределению, приобщению обучающихся с ОВЗ и детей с инвалидностью к различным видам социально-значимой деятельности, создание условий для их социально-трудовой адаптации.
Развитие профессионального образования и обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью Создание эффективной системы профориентационной работы с инвалидами и лицами с ОВЗ по привлечению их в систему профессионального образования и обучения.
Разработка механизма обеспечения инвалидов и лиц с ОВЗ, обучающихся в профессиональных образовательных организациях региона психолого-педагогическим сопровождением.
Формирование у педагогических кадров профессиональных образовательных организаций необходимых компетенций для обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ.
Разработка и реализация эффективных механизмов трудоустройства выпускников с инвалидностью и ОВЗ; установление партнерских отношений с работодателями, общественными организациями, обществами инвалидов.
Осуществление электронного обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ, использование дистанционных технологий при реализации программ профессионального образования и обучения.
Создание межведомственной службы сопровождения молодых людей с ограниченной трудоспособностью на период завершения ими профессионального образования и перехода к самостоятельной трудовой деятельности, трудоустройства и закрепления на рабочем месте.
Совершенствование методического и диагностического инструментария своевременного выявления детей с особыми образовательными потребностями, определения для них специальных условий образования в соответствии с их особенностями и возможностями.
Создание сети психолого-медико-педагогических комиссий, определяющих специальные условия получения образования и сдачи государственной итоговой аттестации лицами с ОВЗ на основе единого подхода к организации и содержанию обследования для учета всех особых образовательных потребностей лица с ОВЗ и его семьи.
Внедрение единого психолого-педагогического инструментария обследования лиц с ОВЗ в психолого-медико-педагогических комиссии, включая методы обследования детей раннего возраста, лиц с тяжелыми множественными нарушениями развития, лиц с расстройствами аутистического спектра.
Повышение квалификации специалистов психолого-медико-педагогических комиссий.
Правовые: развитие и совершенствование федеральной, региональной и муниципальной нормативной правовой базы в сфере образования детей с ОВЗ и инвалидностью в соответствии с государственной политикой Российской Федерации в области образования.
Организационно-управленческие: принятие субъектами Российской Федерации в рамках региональных программ
комплексных планов развития образования лиц с ОВЗ и инвалидностью в соответствии со Стратегией, совершенствование в субъектах Российской Федерации условий для обеспечения эффективной образовательной деятельности в образовательных и иных организациях на основе современных механизмов управления;
совершенствование и создание доступной и развивающей образовательной среды не только в образовательных организациях, но и за их пределами, ориентированной на широкий круг ограничений жизнедеятельности;
обеспечение территориальной и финансовой доступности специальной педагогической и психологической помощи для всех групп детей с ОВЗ и их семей;
формирование социокультурной инфраструктуры, содействующей успешной социализации детей с ОВЗ и объединяющей воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, научных, познавательных, экскурсионнотуристических и других организаций и обеспечение доступа к ней разных категорий детей с особыми образовательными потребностями;
обеспечение возможности свободного перехода из инклюзивной сферы образования в специальную (коррекционную) и обратно в зависимости от возможностей ребенка и выбора родителей;
сохранение и развитие специальных (коррекционных) образовательных учреждений и приданием им статуса ресурсных центров для инклюзивного образования; расширение их функционала (готовность к работе с обучающимися не одной, а нескольких нозологий, создание дошкольных отделений, развитие инклюзивной практики в структуре специальной (коррекционной) школы);
повсеместное создание малокомплектных интеграционных классов в структуре инклюзивной школы с однородным составом обучающихся с ОВЗ (с одной нозологией) и обеспечение этого класса профильным педагогом-дефектологом;
включение в систему приоритетов создание вертикали непрерывного образования и комплексного сопровождения для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями, в которую входят:
ранняя комплексная помощь в форме надомного визитирования;
дошкольные и школьные образовательные структуры, адаптированные к особым образовательным потребностям и возможностям обучающихся этой категории;
образовательные структуры дополнительного образования и центры дневного пребывания, обеспечивающие сопровождение ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития в течение дня, включающее наблюдение и уход, коррекционноразвивающие и досуговые мероприятия, питание, занятость, коммуникацию;
создание условий для сетевого взаимодействия образовательных организаций разного типа (массовых, инклюзивных, специальных, дистанционных), организаций дополнительного образования и иных организаций в сфере образования детей с ОВЗ для оптимального удовлетворения их особых образовательных потребностей;
создание в рамках психологической службы в системе образования отдельного направления – отделения специальной психологической помощи детям с ОВЗ, детяминвалидам, обучающимся в различных образовательных условиях;
системное изучение и распространение лучшего педагогического и реабилитационного/ абилитационного опыта работы в области образования лиц с ОВЗ и инвалидностью разного возраста;
поддержка родительских и иных общественных объединений, способствующих созданию условий для обучения и воспитания, социальной адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество, формирование ответственного отношения родителей к воспитанию детей, повышению родительской социальной, коммуникативной, психологической и педагогической компетентности;
создание системы показателей, критериев и индикаторов, определяющих эффективность образования лиц с ОВЗ и инвалидностью в разных типах образовательных организаций; организация мониторинга эффективности реализации Стратегии в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях.
Кадровые: дальнейшее повышение престижа профессий педагога-дефектолога, специального психолога, воспитателя; создание атмосферы уважения к педагогическому труду, разработка мер по его поддержке;
перестройка системы профессиональной подготовки кадров, необходимая для решения масштабных задач настоящей Стратегии и выражающаяся в существенном повышении уровня профессиональной компетентности и практической (технологической) подготовленности выпускников-дефектологов, что можно достичь отказом от подготовки дефектологов в условиях бакалавриата и возвращением к моноуровневой системе
(специалитет) подготовки, при сохранении магистратуры;
разработка и введение профессионального стандарта «Педагог-дефектолог»; обеспечение подготовки и повышения квалификации специалистов, специальных педагогов (дефектологов) и специальных психологов, владеющих современными технологиями в рамках междисциплинарной команды специалистов, умеющих работать с детьми с ОВЗ и инвалидностью в различных образовательных условиях (специального, инклюзивного, дистанционного и др.); расширение перечня специальностей и специализаций дефектолога.
Научно-методические: организация научных исследований с целью совершенствования классификации нарушенного развития детей с ОВЗ как основы определения особых образовательных потребностей, разработки индивидуальных образовательных маршрутов; проведение научных исследований в области разработки новых технологий обучения, воспитания и социализации детей с ОВЗ и инвалидностью, в том числе в области семейного воспитания детей с ОВЗ и инвалидностью;
организация и проведение регулярных исследований детей и молодежи с ОВЗ с целью разработки диагностического инструментария, оценки индивидуально-психологических и возрастных особенностей детей в разные периоды обучения и в разных образовательных условиях (специальное, инклюзивное, дистанционное и т.д.); разработка научно-методического обеспечения реализации Стратегии.
Финансово-экономические: создание в субъектах и муниципалитетах Российской Федерации необходимых ресурсов для развития эффективной системы обучения и воспитания лиц с ОВЗ и инвалидностью на разных уровнях получения образования; обеспечение многоканального финансирования системы образования лиц с ОВЗ и инвалидностью разного возраста из федерального, региональных и местных бюджетов, а также за счет механизмов государственно-частного партнерства, привлеченных инвестиций, спонсорских средств; создание и продуктивное использование гибкой системы стимулирования субъектов образовательного процесса.
Информационные:
использование современных информационных и коммуникационных технологий, электронных информационно-методических ресурсов для обеспечения взаимодействия всех субъектов системы непрерывного образования лиц с ОВЗ и инвалидностью; развитие сетевого взаимодействия образовательных и иных организаций в интересах ребенка с ОВЗ и инвалидностью, дистанционных форм обучения детей с ОВЗ и инвалидностью;
организация информационной поддержки Стратегии развития образования детей с ОВЗ и инвалидностью с привлечением значимых общероссийских и региональных СМИ; усиление образовательного потенциала медиа-образования в образовательных организациях.
VIII. Ожидаемые результатыVIII. Ожидаемые результаты Реализация Стратегии в Российской Федерации должна обеспечить: повышение в обществе инклюзивной культуры по отношению к лицам с ОВЗ, повышение значимости в общественном сознании получения качественного образования лицами с ОВЗ;
доступность для всех категорий детей с ОВЗ и инвалидностью качественного образования, способствующего удовлетворению их особых образовательных потребностей, развитию творческих способностей, независимо от места проживания, материального положения семьи, состояния здоровья;
совершенствование и создание доступной и развивающей образовательной среды не только в образовательных организациях, но и за их пределами, ориентированной на широкий круг ограничений жизнедеятельности;
территориальную и финансовую доступность специальной педагогической и психологической помощи для всех групп детей с ОВЗ и их семей;
социокультурную инфраструктуру, содействующую успешной социализации детей с ОВЗ и объединяющую воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, научных, познавательных, экскурсионно-туристических и других организаций и обеспечение доступа к ней разных категорий детей с ОВЗ; создание в рамках психологической службы в системе образования отдельного направления – специальной психологической помощи детям с ОВЗ, детям-инвалидам, обучающимся в различных образовательных условиях; 21
подготовленность лиц с ОВЗ к ведению максимально возможной самостоятельной и независимой жизни;
создание доступной сети услуг психолого-медико-педагогической комиссии, функционирующей на основе комплексного подхода к обследованию и обладающей полнотой функционала при обследовании ребенка и формировании рекомендаций по созданию специальных условий образования;
укрепление и развитие кадрового потенциала системы образования лиц с ОВЗ и инвалидностью через переход на моноуровневую систему подготовки дефектологов в ВУЗах с сохранением института магистратуры;
развитие и поддержка социально-значимых детских, семейных и родительских инициатив, обеспечение преемственности деятельности детских и молодежных общественных объединений;
формирование системы осуществления мониторинга и показателей, отражающих эффективность реализации Стратегии.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.