СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью в Российской Федерации на период до 2030 года"
Оценка 4.7

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью в Российской Федерации на период до 2030 года"

Оценка 4.7
pdf
01.03.2021
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью в Российской Федерации на период до 2030 года"
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ детей с ОВЗ до 2030 .pdf

 

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью в Российской Федерации на период до 2030 года

 

III. Цель Стратегии  

Определение приоритетных направлений государственной политики в сфере образования детей с ОВЗ и детей с инвалидностью, инструментов и механизмов достижения наилучших результатов деятельности по этим направлениям, а также ожидаемых результатов реализации Стратегии, обеспечивающих достижение доступности и качества образования для детей с ОВЗ и детей с инвалидностью, их социальную интеграцию, способность к ведению максимально самостоятельной жизни, успешную самореализацию в различных сферах жизнедеятельности.

V. Приоритеты государственной политики в области развития образования лиц с ОВЗ и инвалидностью  

совершенствование и разработка нового содержания образования обучающихся с ОВЗ на разных уровнях образования; 

 

обеспечение специальных условий получения образования для физического, психического, социального, духовно-нравственного развития детей с ОВЗ и детей с инвалидностью; 

 

обеспечение качественного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ОВЗ и детей с инвалидностью в образовательных организациях на основе межведомственного взаимодействия и принципа преемственности; 

 

защита прав на получение качественного образования и соблюдение законных интересов каждого ребенка с ОВЗ и инвалидностью; 

 

поддержка многообразия и вариативности отдельных образовательных организаций, реализующих адаптированные основные образовательные программы, как основного ресурса для инклюзивного и специального образования; 

 

поддержка определяющей роли семьи в воспитании детей, уважение к авторитету родителей и защита их преимущественного права на воспитание и обучение детей перед всеми иными лицами; 

 

развитие сотрудничества субъектов системы образования (семьи, общества, государства, образовательных, научных, общественных организаций, организаций культуры и спорта, СМИ, бизнес-сообществ) в совершенствовании содержания и условий образования детей с ОВЗ и инвалидностью. 

 

VI. Направления развития образования лиц с ОВЗ и инвалидностью  

1.  Развитие ранней коррекционной помощи детям с ОВЗ и детям с инвалидностью. 

2.  Создание образовательной вертикали для всех категорий лиц с различными нарушениями в развитии, в том числе лиц с тяжелыми множественными нарушениями развития. 

3.  Совершенствование диагностико-консультативной деятельности психолого-медикопедагогических комиссий и психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных организаций по определению специальных условий образования лиц с ОВЗ и инвалидностью. 

 

4.  Использование современных возможностей информационных технологий, опора на которые позволит обучающимся, и особенно старшеклассникам с ОВЗ, быть подготовленными к условиям и моделям профессионального образования, где в основе инструментов обучения также лежат информационные технологии, подготавливающие выпускников к работе в условиях цифровой экономики. 

5.  Дальнейшее развитие и совершенствование инклюзивного образования, удовлетворяющего образовательные потребности как обучающихся с особыми образовательными потребностями, так и обычных учащихся, и родительское сообщество, что предполагает создание условий для обеспечения непрерывности инклюзивного образования на всех этапах образовательной вертикали, имея в виду качество образования на каждой ступени, обеспечивающее надежную базу обучающемуся с особыми образовательными потребностями для перехода на следующую ступень. 

6.  Модернизация дефектологического образования, совершенствование подготовки и повышения квалификации специалистов для работы с детьми с ОВЗ и детьми с инвалидностью 

 

Развитие образования детей младшего школьного возраста  

Раскрытие новых жизненных компетенций в содержании образования детей с ОВЗ младшего школьного возраста, задач формирования конкретных представлений, умений и навыков в каждой области жизненной компетенции в соответствии с особыми образовательными потребностями каждого обучающегося с ОВЗ. 

Разработка технологий, направленных на формирование и развитие универсальных учебных действий, базовых учебных действий у обучающихся с ОВЗ, что связано с освоением ими нового вида деятельности – учебной. 

Реализация разнообразных организационных форм начального общего образования и вариативности содержания адаптированных образовательных программ для обеспечения индивидуального развития каждого обучающегося с ОВЗ и инвалидностью. 

 

Обеспечение индивидуально-ориентированной психолого-педагогической помощи обучающимся с ОВЗ и детям с инвалидностью с учетом их особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. 

 

Развитие образования детей среднего школьного возраста  

Раскрытие новых жизненных компетенций в содержании образования обучающихся с ОВЗ среднего школьного возраста, задач формирования конкретных представлений, умений и навыков в каждой области жизненной компетенции в соответствии с особыми образовательными потребностями каждого обучающегося с ОВЗ. 

 

Разработка адаптированных образовательных программ для детей среднего школьного возраста. 

 

Совершенствование работы по трудовому воспитанию подростков с ОВЗ за счет создания при образовательных организациях трудовых мастерских, оснащенных современным оборудованием. 

 

Расширение перечня осваиваемых обучающимися профилей в зависимости от их возможностей и потребностей конкретного региона. 

 

Обеспечение раннего начала профориентационной работы, направленной на осознание обучающимися своих возможностей и ограничений, формирование профессиональных интересов и склонностей. 

 

Развитие образования детей старшего школьного возраста  

Раскрытие новых жизненных компетенций в содержании образования обучающихся с ОВЗ старшего школьного возраста, задач формирования конкретных представлений, умений и навыков в каждой области жизненной компетентности в соответствии с особыми образовательными потребностями каждого обучающегося с ОВЗ. 

Разработка адаптированных образовательных программ для детей старшего школьного возраста. 

Ориентация процесса образования обучающегося с ОВЗ на достижение максимально возможной для каждого самостоятельной, независимой и достойной жизни во взрослом возрасте. 

Научно-методическая разработка содержания и технологий формирования жизненных компетенций и внедрение этих разработок в образовательный процесс. 

Содействие профессиональному самоопределению, приобщению обучающихся с ОВЗ и детей с инвалидностью к различным видам социально-значимой деятельности, создание условий для их социально-трудовой адаптации. 

 

Развитие профессионального образования и обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью  Создание эффективной системы профориентационной работы с инвалидами и лицами с ОВЗ по привлечению их в систему профессионального образования и обучения. 

 

Разработка механизма обеспечения инвалидов и лиц с ОВЗ, обучающихся в профессиональных образовательных организациях региона психолого-педагогическим сопровождением. 

 

Формирование у педагогических кадров профессиональных образовательных организаций необходимых компетенций для обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ. 

 

Разработка и реализация эффективных механизмов трудоустройства выпускников с инвалидностью и ОВЗ; установление партнерских отношений с работодателями, общественными организациями, обществами инвалидов. 

Осуществление электронного обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ, использование дистанционных технологий при реализации программ профессионального образования и обучения. 

 

Создание межведомственной службы сопровождения молодых людей с ограниченной трудоспособностью на период завершения ими профессионального образования и перехода к самостоятельной трудовой деятельности, трудоустройства и закрепления на рабочем месте. 

 

Совершенствование диагностико-консультативной деятельности по определению специальных условий 

 

Совершенствование методического и диагностического инструментария своевременного выявления детей с особыми образовательными потребностями, определения для них специальных условий образования в соответствии с их особенностями и возможностями. 

 

Создание сети психолого-медико-педагогических комиссий, определяющих специальные условия получения образования и сдачи государственной итоговой аттестации лицами с ОВЗ на основе единого подхода к организации и содержанию обследования для учета всех особых образовательных потребностей лица с ОВЗ и его семьи. 

 

Внедрение единого психолого-педагогического инструментария обследования лиц с ОВЗ в психолого-медико-педагогических комиссии, включая методы обследования детей раннего возраста, лиц с тяжелыми множественными нарушениями развития, лиц с расстройствами аутистического спектра. 

 

Повышение квалификации специалистов психолого-медико-педагогических комиссий.

VII. Механизмы реализации Стратегии 

 

Правовые:  развитие и совершенствование федеральной, региональной и муниципальной нормативной правовой базы в сфере образования детей с ОВЗ и инвалидностью в соответствии с государственной политикой Российской Федерации в области образования. 

Организационно-управленческие:  принятие субъектами Российской Федерации в рамках региональных программ

комплексных планов развития образования лиц с ОВЗ и инвалидностью в соответствии со Стратегией, совершенствование в субъектах Российской Федерации условий для обеспечения эффективной образовательной деятельности в образовательных и иных организациях на основе современных механизмов управления; 

 

совершенствование и создание доступной и развивающей образовательной среды не только в образовательных организациях, но и за их пределами, ориентированной на широкий круг ограничений жизнедеятельности; 

обеспечение территориальной и финансовой доступности специальной педагогической и психологической помощи для всех групп детей с ОВЗ и их семей; 

 

формирование социокультурной инфраструктуры, содействующей успешной социализации детей с ОВЗ и объединяющей воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, научных, познавательных, экскурсионнотуристических и других организаций и обеспечение доступа к ней разных категорий детей с особыми образовательными потребностями; 

 

обеспечение возможности свободного перехода из инклюзивной сферы образования в специальную (коррекционную) и обратно в зависимости от возможностей ребенка и выбора родителей; 

 

сохранение и развитие специальных (коррекционных) образовательных учреждений и приданием им статуса ресурсных центров для инклюзивного образования; расширение их функционала (готовность к работе с обучающимися не одной, а нескольких нозологий, создание дошкольных отделений, развитие инклюзивной практики в структуре специальной (коррекционной) школы); 

 

повсеместное создание малокомплектных интеграционных классов в структуре инклюзивной школы с однородным составом обучающихся с ОВЗ (с одной нозологией) и обеспечение этого класса профильным педагогом-дефектологом; 

включение в систему приоритетов создание вертикали непрерывного образования и комплексного сопровождения для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями, в которую входят: 

 

ранняя комплексная помощь в форме надомного визитирования; 

дошкольные и школьные образовательные структуры, адаптированные к особым образовательным потребностям и возможностям обучающихся этой категории; 

 

образовательные структуры дополнительного образования и центры дневного пребывания, обеспечивающие сопровождение ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития в течение дня, включающее наблюдение и уход, коррекционноразвивающие и досуговые мероприятия, питание, занятость, коммуникацию; 

 

создание условий для сетевого взаимодействия образовательных организаций разного типа (массовых, инклюзивных, специальных, дистанционных), организаций дополнительного образования и иных организаций в сфере образования детей с ОВЗ для оптимального удовлетворения их особых образовательных потребностей; 

 

создание в рамках психологической службы в системе образования отдельного направления – отделения специальной психологической помощи детям с ОВЗ, детяминвалидам, обучающимся в различных образовательных условиях;

 

системное изучение и распространение лучшего педагогического и реабилитационного/ абилитационного опыта работы в области образования лиц с ОВЗ и инвалидностью разного возраста; 

 

поддержка родительских и иных общественных объединений, способствующих созданию условий для обучения и воспитания, социальной адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество, формирование ответственного отношения родителей к воспитанию детей, повышению родительской социальной, коммуникативной, психологической и педагогической компетентности;

 

создание системы показателей, критериев и индикаторов, определяющих эффективность образования лиц с ОВЗ и инвалидностью в разных типах образовательных организаций;  организация мониторинга эффективности реализации Стратегии в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях. 

 

Кадровые:  дальнейшее повышение престижа профессий педагога-дефектолога, специального психолога, воспитателя; создание атмосферы уважения к педагогическому труду, разработка мер по его поддержке; 

перестройка системы профессиональной подготовки кадров, необходимая для решения масштабных задач настоящей Стратегии и выражающаяся в существенном повышении уровня профессиональной компетентности и практической (технологической) подготовленности выпускников-дефектологов, что можно достичь отказом от подготовки дефектологов в условиях бакалавриата и возвращением к моноуровневой системе

(специалитет) подготовки, при сохранении магистратуры; 

разработка и введение профессионального стандарта «Педагог-дефектолог»;  обеспечение подготовки и повышения квалификации специалистов, специальных педагогов (дефектологов) и специальных психологов, владеющих современными технологиями в рамках междисциплинарной команды специалистов, умеющих работать с детьми с ОВЗ и инвалидностью в различных образовательных условиях (специального, инклюзивного, дистанционного и др.); расширение перечня специальностей и специализаций дефектолога. 

 

 

Научно-методические:  организация научных исследований с целью совершенствования классификации нарушенного развития детей с ОВЗ как основы определения особых образовательных потребностей, разработки индивидуальных образовательных маршрутов;  проведение научных исследований в области разработки новых технологий обучения, воспитания и социализации детей с ОВЗ и инвалидностью, в том числе в области семейного воспитания детей с ОВЗ и инвалидностью; 

организация и проведение регулярных исследований детей и молодежи с ОВЗ с целью разработки диагностического инструментария, оценки индивидуально-психологических и возрастных особенностей детей в разные периоды обучения и в разных образовательных условиях (специальное, инклюзивное, дистанционное и т.д.);  разработка научно-методического обеспечения реализации Стратегии. 

 

Финансово-экономические:  создание в субъектах и муниципалитетах Российской Федерации необходимых ресурсов для развития эффективной системы обучения и воспитания лиц с ОВЗ и инвалидностью на разных уровнях получения образования;  обеспечение многоканального финансирования системы образования лиц с ОВЗ и инвалидностью разного возраста из федерального, региональных и местных бюджетов, а также за счет механизмов государственно-частного партнерства, привлеченных инвестиций, спонсорских средств;  создание и продуктивное использование гибкой системы стимулирования субъектов образовательного процесса. 

 

Информационные:  

использование современных информационных и коммуникационных технологий, электронных информационно-методических ресурсов для обеспечения взаимодействия всех субъектов системы непрерывного образования лиц с ОВЗ и инвалидностью;  развитие сетевого взаимодействия образовательных и иных организаций в интересах ребенка с ОВЗ и инвалидностью, дистанционных форм обучения детей с ОВЗ и инвалидностью; 

организация информационной поддержки Стратегии развития образования детей с ОВЗ и инвалидностью с привлечением значимых общероссийских и региональных СМИ; усиление образовательного потенциала медиа-образования в образовательных организациях. 

VIII. Ожидаемые результатыVIII. Ожидаемые результаты  Реализация Стратегии в Российской Федерации должна обеспечить:  повышение в обществе инклюзивной культуры по отношению к лицам с ОВЗ, повышение значимости в общественном сознании получения качественного образования лицами с ОВЗ; 

доступность для всех категорий детей с ОВЗ и инвалидностью качественного образования, способствующего удовлетворению их особых образовательных потребностей, развитию творческих способностей, независимо от места проживания, материального положения семьи, состояния здоровья; 

совершенствование и создание доступной и развивающей образовательной среды не только в образовательных организациях, но и за их пределами, ориентированной на широкий круг ограничений жизнедеятельности; 

территориальную и финансовую доступность специальной педагогической и психологической помощи для всех групп детей с ОВЗ и их семей; 

социокультурную инфраструктуру, содействующую успешной социализации детей с ОВЗ и объединяющую воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, научных, познавательных, экскурсионно-туристических и других организаций и обеспечение доступа к ней разных категорий детей с ОВЗ;  создание в рамках психологической службы в системе образования отдельного направления – специальной психологической помощи детям с ОВЗ, детям-инвалидам, обучающимся в различных образовательных условиях; 21 

 

подготовленность лиц с ОВЗ к ведению максимально возможной самостоятельной и независимой жизни; 

создание доступной сети услуг психолого-медико-педагогической комиссии, функционирующей на основе комплексного подхода к обследованию и обладающей полнотой функционала при обследовании ребенка и формировании рекомендаций по созданию специальных условий образования; 

укрепление и развитие кадрового потенциала системы образования лиц с ОВЗ и инвалидностью через переход на моноуровневую систему подготовки дефектологов в ВУЗах с сохранением института магистратуры; 

развитие и поддержка социально-значимых детских, семейных и родительских инициатив, обеспечение преемственности деятельности детских и молодежных общественных объединений; 

формирование системы осуществления мониторинга и показателей, отражающих эффективность реализации Стратегии.

 

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью в

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с инвалидностью в

Создание образовательной вертикали для всех категорий лиц с различными нарушениями в развитии, в том числе лиц с тяжелыми множественными нарушениями развития

Создание образовательной вертикали для всех категорий лиц с различными нарушениями в развитии, в том числе лиц с тяжелыми множественными нарушениями развития

ОВЗ. Разработка адаптированных образовательных программ для детей среднего школьного возраста

ОВЗ. Разработка адаптированных образовательных программ для детей среднего школьного возраста

Осуществление электронного обучения лиц с инвалидностью и

Осуществление электронного обучения лиц с инвалидностью и

ОВЗ и объединяющей воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, научных, познавательных, экскурсионнотуристических и других организаций и обеспечение доступа к ней разных категорий детей с особыми образовательными…

ОВЗ и объединяющей воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, научных, познавательных, экскурсионнотуристических и других организаций и обеспечение доступа к ней разных категорий детей с особыми образовательными…

ОВЗ в общество, формирование ответственного отношения родителей к воспитанию детей, повышению родительской социальной, коммуникативной, психологической и педагогической компетентности; создание системы показателей, критериев и индикаторов, определяющих…

ОВЗ в общество, формирование ответственного отношения родителей к воспитанию детей, повышению родительской социальной, коммуникативной, психологической и педагогической компетентности; создание системы показателей, критериев и индикаторов, определяющих…

Информационные: использование современных информационных и коммуникационных технологий, электронных информационно-методических ресурсов для обеспечения взаимодействия всех субъектов системы непрерывного образования лиц с

Информационные: использование современных информационных и коммуникационных технологий, электронных информационно-методических ресурсов для обеспечения взаимодействия всех субъектов системы непрерывного образования лиц с

развитие и поддержка социально-значимых детских, семейных и родительских инициатив, обеспечение преемственности деятельности детских и молодежных общественных объединений; формирование системы осуществления мониторинга и показателей, отражающих эффективность…

развитие и поддержка социально-значимых детских, семейных и родительских инициатив, обеспечение преемственности деятельности детских и молодежных общественных объединений; формирование системы осуществления мониторинга и показателей, отражающих эффективность…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2021