Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства повышения познавательной активности учащихся.
Кто имеет информацию, тот правит миром
Б.Брехт
Стремительное развитие общества, распространение мультимедийных и сетевых технологий позволяют расширить возможности использования ИКТ на уроках в современной школе.
Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как учителю представилась возможность сделать урок более увлекательным.
Возможности компьютера на уроках русского языка я использую на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений, навыков. При этом для школьника компьютер выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, игровой средой.
На этапе изучения нового материала организую учебный процесс. Учебный материал «рассказывает» частично компьютер, что позволяет чередовать разнообразные методические приемы.
Так, на уроке русского языка в 6 классе при изучении новой темы использую обучающую компьютерную программу «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка. 6 класс», онлайн - уроки «Инфоурок».
Методически грамотная подача материала в компьютерной программе способствует успешному формированию личностных компетенций обучающихся при изучении этой темы.
Грамотное использование ИКТ способствует повышению эффективности качества обучения и сформированности предметных компетенций школьников.
Построение таблиц в презентации позволяет экономить время, лучше оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, различных занимательных заданий, тестов делают урок более интересным.
Использование тестов помогает не только экономить время учителя, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания, свои возможности.
Но и слишком частое проведение уроков с применением ИКТ может отрицательно сказаться на результатах обучения: в сознании ребенка правила могут прочно ассоциироваться с готовыми таблицами. Следовательно, при изучении темы нельзя злоупотреблять компьютерной поддержкой.
При всем обилии образовательных сайтов и бурном развитии сети Интернет, у каждого учителя должен быть свой каталог сайтов, с которыми он систематически работает. В перечень избранных мною сайтов входят, прежде всего, порталы «Грамота.ру», «1 сентября», «Культура письменной речи», «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка. 6 класс», онлайн - уроки «Инфоурок».
Эти сайты содержит лицензированный систематизированный материал по всему курсу русского языка к действующим учебникам, входящим в федеральный перечень; во-вторых, представляет широкий спектр ЦОР: орфограммы, диктанты, электронные тренажеры, тесты и задания. Данные ресурсы целесообразно использовать на любых видах и этапах урока.
Особенно значимой на уроках закрепления материала становится индивидуальная работа с электронными заданиями. Преимущества такой работы в том, что, во-первых, можно легко отследить уровень усвоения материала учащимися, во-вторых, сэкономить время, в-третьих, предоставить ученику возможность объективно оценить свои знания.
Решая проблемы повышения грамотности в написании словарных слов, обращаюсь к «Национальному корпусу русского языка» (http://www.ruscorpora.ru/), представляющему собой информационно-справочную систему, основанную на собрании русских текстов в электронной форме и включающую более 140 млн. слов.
Можно систематизировать, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении, учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы:
Самое элементарное применение компьютера учениками – редактирование текстов, набор текстов своих работ, создание компьютерных рисунков. Надо отметить, что детям нравится выполнять задания на компьютере. Кроме этого, использование компьютерных, информационных технологий на наших уроках позволяет осуществлять интеграцию с информатикой, реализовывать приобретаемые на этом занятии навыки в практической деятельности.
Таким образом, использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и заинтересованность учеников в изучаемом материале. Кроме этого, владение и использование ИКТ – хороший способ не отстать от времени и от своих учеников.
ИКТ являются исключительно плодотворной образовательной технологией благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости и интеграции различных типов мультимедийной учебной информации, возможности учитывать индивидуальные особенности учащихся.
Мой опыт работы при помощи компьютера говорит об эффективности данной технологии при подготовке учащихся к ОГЭ по русскому языку.
В заключении хочу отметить, что компьютер не может заменить учителя и учебник, поэтому эти технологии необходимо использовать в комплексе с имеющимися в распоряжении учителя другими методическими средствами. Необходимо научиться использовать компьютерную поддержку продуктивно, уместно и интересно.
Литература
1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – М.: Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.
2. «Грамота.ру», «1 сентября», «Культура письменной речи». «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка. 6 класс».
3. «Национальный корпус русского языка» (http://www.ruscorpora.ru/). Н. В. Стрелкова. Рекомендации по созданию мультимедийных презентаций для учебного процесса.
4. Окопелов О.П. «Процесс обучения в виртуальном образовательном пространстве». // Информатика и образование, 2001. №3
5. Онлайн - уроки «Инфоурок».
6. Сайт «Сеть творческих учителей» (электронный ресурс) -http:// school collection.edu.ru/.
7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии//Москва, «Народное образование». - 1998. с.114 -119.
8. Фирстова С. В. Эффективность применения интернет-ресурсов.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.