Тема: Строчная и заглавная буквы Й, й
Планируемые результаты (предметные): сформировать в памяти ясный, четкий образ буквы, отработать начертание букв в целом, формировать графический навык каллиграфического письма, умение различать гласный звук И от согласного Й; развивать графическую зоркость, речь, любознательность, мышление, орфографическую зоркость;
Метапредметные результаты:
Регулятивные: организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения работы; принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий; планировать свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими задачами;
Познавательные: осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач из собственных наблюдений; понимать информацию, основную и второстепенную;
Коммуникативные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; допускать возможность существования у одноклассников различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Личностные результаты: становление положительного отношения к урокам письма; овладение элементами способности оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя;
Ход урока
I. Организационный момент.
Прозвенел сейчас звонок –
Начинается урок.
Все ль на месте, всё ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки!
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Уже звонок нам дал сигнал:
Всем работать час настал.
Дети: Будем внимательны,
А ещё старательны!
II. Актуализация знаний.
- Чем отличается звук от буквы? (Звук слышим и произносим, а букву пишем и видим)
- С какими звуками познакомились? (Гласными и согласными).
(на доске образец строчных букв)
И, Р, Л, Ы, О, Й, Н
- Назовите буквы.
- На какие группы можно разбить? (Буквы гласных звуков и буквы согласных звуков)
- К какой группе вы отнесли букву й? (К буквам согласных звуков)
- Сейчас мы расскажем, что мы узнали про букву й на уроке чтения.
- Этот звук часто прячется в буквах я, ё, ю, е. А какой буквой он обозначается на письме?
III. Самоопределение к деятельности.
- Ребята, сегодня к нам на урок пришёл необычный гость, отгадайте, кто это?
По углям раскаленным
Ходит ловко,
Как на диване
На гвоздях лежит.
Его способности
Нас поражают, словно
Из стали его тело состоит.
(Это гимнаст, акробат: он умеет принимать разнообразные, самые невероятные позы, стоит на голове, складывается пополам и может буквально завязать все свое тело в узел; он спит на гвоздях, может надолго задерживать дыхание и пульс;)
- Правильно, это йог. (Вывешивается картинка йога)
- Прочитайте что здесь написано. На доске слово «Йог»
- Всё ли вам здесь нравится? Какая буква написана в начале? Правильно ли она написана? А нам надо написать? (Письменную, строчную.)
- Умеем ли мы писать письменную букву? (Нет)Значит, чему мы будем учиться на уроке? Какую главную цель поставим? (Научиться писать строчную букву й, которая нужна для обозначения согласного звука [й’]).
- Прежде чем приступить к работе в прописи, выполним звуко-буквенный анализ слова – йог.(Один ученик у доски)
- Назовите первый звук в слове йог.(Й)
- Вот, теперь мы с вами составим план урока. Как мы будем добиваться нашей цели? Откройте прописи на стр.13, рассмотрите задания, которые нам предстоит выполнить.
- С чего начнем работать? (С узора.)
- Что дальше нам предстоит выполнить? (Научиться писать й.)
- Что пишем дальше? (Слоги и слова.)
- Какую работу выполним в конце? (Спишем предложение.)
IV. Упражнение в нахождении буквы й в рукописном тексте.
· Работа в парах.
- Прежде, чем учиться писать букву й, давайте поучимся ее находить в рукописном тексте.
- Возьмите карточки с текстом. Найдите букву й в тексте и обведите ее, 1 вариант обводит красным фломастером, а 2 вариант - синим.
Й – у лайки есть, у сойки,
У малышки-землеройки.
На хвостах несут с собой
Воробей и козодой.
- Теперь поменяйтесь карточками и проверьте работу своего соседа. Если найдете букву, которую пропустил ваш товарищ, то обведите ее.
- Поменяйтесь снова карточками. Встаньте те ребята, которые не пропустил ни одной буквы й. Кто ошибся, был невнимателен?
- Назовите выделенный звук. (Это звук [й’]).
- Произнесите звук [й’]. Что происходит при его произношении? (При произношении звука [й’] воздух встречает преграду, слышится голос и шум, произносится мягко).
- Еще раз охарактеризуйте звук [й’]. (Звук [й’] согласный, звонкий, мягкий).
V. Изучение нового материала.
- Открываем пропись на с.13
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Сяду ровно, не согнусь,
Низко я не наклонюсь.
· Сравнение й и и.
- Давайте сравним, с какой буквой схожа буква й? (С буквой и)
- А чем различны? (Галочка или дужка сверху, буква и гласная буква)
Букву й зовут «и-краткой»
Й как и_в твоей тетрадке.
Чтобы й_не путать с и
Сверху галочку пиши.
· Анализ элементов букв.
- Из каких элементов состоит буква й? (Строчная буква й состоит из 3-х элементов: двух наклонных линий с закруглением внизу и короткой выгнутой линии).
· Письмо буквы.
- Слушаем и слышим. (Включается фрагмент написания буквы й)
- Начинаем писать букву от верхний линии движением руки вниз. Проводим прямую наклонную линию, которая закругляется вправо возле нижней линии и ведётся наклонно к верхней линии. Отсюда, не отрывая руки, проводим снова вниз прямую наклонную с таким же наклоном, как и первую, и закругляем возле нижней строчной до середины строчки. Над верхней строчной линией между двумя написанными элементами буквы пишем третий – короткую выгнутую линию движением вправо. Под счёт: раз-и-два-и-три.
- Пропишите в воздухе под счёт раз-и-два-и-три.
- Найдите верхнюю рабочую строку и пропишите до слова.
- Найдите букву, которая получилась у вас лучше всех.
VI. Музыкальная физкультминутка
VII. Отработка навыка письма изученной буквы.
- Сейчас мы будем писать слово, а какое-я сделаю вам подсказку-в нём один слог, три буквы, три звука и оно обозначает весенний месяц (Май)
- Найдите это слово и пропишите его в прописи.
· Работа над предложением.
- Что написано на следующей рабочей строке ?(Предложение)
- Докажите (Первое слово написано с заглавной буквы, в конце восклицательный знак, слова связаны по смыслу)
- О чём это предложение?
- Для чего нужны дорожные знаки? (Помогать пешеходам и водителям)
- А кем являемся мы? (Пешеходами)
- Что нам помогает переходить дорогу? (Пешеходный переход и светофор)
- Вспомните цвета светофора, какой сигнал подаёт нам светофор, чтобы переходить дорогу?
- Ребята, вы соблюдаете правила дорожного движения?
- А как вы думаете, наш гость их соблюдает?
- Конечно. Вы люди должны соблюдать правила дорожного движения. А теперь запишите это предложение.
Не забывайте, смотрю на образец, пишу по образцу.
- Ребята, йог приготовил вам загадку, а отгадав её, узнаете, о чём пойдёт речь в следующем предложении:
Кинешь в речку-не тонет,
Бьёшь об стенку-не стонет,
Будешь оземь кидать,
Станет кверху летать.(Мяч)
- Прочитайте.
- Чем отличается оно от первого? (В конце стоит вопросительный знак)
- Как читается? (Вопросительно)
- Давайте ответим на вопрос? (Мяч зелёный)
· Ученик работает у доски.
- А теперь я прочту вам предложение. (Читает учитель) А вы подумаете, что я вам прочла? (Пословицу)
- Когда так говорят? (Когда закаляются)
- Чем это предложение отличается от других? (Напечатано)
- Правильно. А мы что должны сделать? (Написать прописными буквами)
- А теперь обозначим гласные буквы.
- Ну, молодцы!
- А сейчас задание для самых любознательных. А кто у нас самый любознательный?
- На магнитах слово зайчик.
- Используя порядок цифр, составьте новое слово – чай.
- Найдите в прописи слово зайчик и вместо точек запишите слово чай.
VIII. Итог урока. Рефлексия.
- Оцените себя, кто научился писать строчную букву й?
- Кто научился соединять строчную букву й?
- Сможете ли вы теперь написать слово йог?
- Спасибо за урок!
Й – у лайки есть, у сойки, У малышки-землеройки. На хвостах несут с собой Воробей и козодой. |
Й – у лайки есть, у сойки, У малышки-землеройки. На хвостах несут с собой Воробей и козодой.
|
Й – у лайки есть, у сойки, У малышки-землеройки. На хвостах несут с собой Воробей и козодой.
|
Й – у лайки есть, у сойки, У малышки-землеройки. На хвостах несут с собой Воробей и козодой. |
Й – у лайки есть, у сойки, У малышки-землеройки. На хвостах несут с собой Воробей и козодой.
|
Й – у лайки есть, у сойки, У малышки-землеройки. На хвостах несут с собой Воробей и козодой. |
Й – у лайки есть, у сойки, У малышки-землеройки. На хвостах несут с собой Воробей и козодой.
|
Й – у лайки есть, у сойки, У малышки-землеройки. На хвостах несут с собой Воробей и козодой. |
Й – у лайки есть, у сойки, У малышки-землеройки. На хвостах несут с собой Воробей и козодой.
|
Й – у лайки есть, у сойки, У малышки-землеройки. На хвостах несут с собой Воробей и козодой. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.