Тема: Строчная и заглавная буквы Я, я. Повторение изученного.
Планируемые результаты:
Личностные:, научить проявлять самостоятельность в разных видах деятельности, проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие к собеседнику деятельности, оказывать помощь.
Предметные: познакомить с особенностями звуков [йа], совершенствовать умение выделять звуки [йа] из слов учить каллиграфическому письму, закрепить знания о написании слогов, слов с прописной буквой я.
Тип урока: урок закрепления
Оборудование: пропись, письменные принадлежности, цветные карандаши.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель приветствует детей. Настраивает их на работу.
Здравствуйте, друзья!
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок!
Тихо девочки за парту сели.
Тихо мальчики за парту сели.
На меня все посмотрели.
- Проверьте, у вас на столах лежат: пропись, ручка, простой карандаш, цветные карандаши.
II. Актуализация знаний
- Ребята, посмотрите на доску. Что вы видите? (на доске написаны буквы: а, ы, з, у, д, к, с, т, я.)
- Что вы умеете делать с этими буквами?
- На какие две группы можно разделить эти буквы?
- Будем выходить к доске по цепочке. Составлять группы гласных и согласных, проговаривать звуки.
- Найдите среди этих букв нашу новую букву, с которой вы познакомились на прошлом уроке. Назовите ее.
- Над какой буквой вы работали на уроке обучения грамоте? Что вы можете о ней сказать?
- Посмотрите на страницу 22 в прописи. Как вы думаете, чему научимся сегодня на уроке письма? повторим написание буквы Я и способы соединений; будем писать слова и предложения с изученными буквами.
III. Мотивация учебной деятельности учащихся
- Давайте вспомним, из каких элементов состоит буква Я. (прямая наклонная с плавным закруглением слева, овал, прямая наклонная с плавным закруглением вправо)
- Откроем прописи на странице 22.
- Рассмотрим ее. Что вы видите в верхней части страницы?
- Для того, чтобы начать писать, мы должны вспомнить, как правильно мы должны сидеть за партой.
Я тетрадочку открою
И с наклоном положу.
Я от вас, друзья, не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь
За работу я возьмусь.
- Возьмем карандаш (ручки) в руки и обведем элементы по стрелочкам.
- А теперь будем писать соединения заглавной и строчной буквы Я, я. Следите за моей рукой. (Пишу заглавную букву Я нижним соединением пишу строчную букву я).
- Напишите в прописи соединения до конца строки.
- Давайте прочитаем слоги. (Ма, мя (хором))
- Скажите, какой согласный в слоге ма? (твердый, [м])
- Каким цветом обозначим твердый звук [м] на схеме?
- Приготовьте синий карандаш, закрасьте схему. (схема на доске)
- Какой согласный в слоге мя?
- Каким цветом обозначим звук [м’] на схеме?
- Приготовьте зеленый карандаш, закрасьте схему. (схема на доске).
- Запишите слоги ма, мя один раз.
- Работаем со словами на следующей строчке.
- Прочитайте первое слово. (мал)
- Какие согласные в этом слове?
- Каким цветом обозначим эти согласные на схеме?
- Приготовьте синий карандаш, закрасьте схему. (схема на доске)
- Прочитайте второе слово.
- Что мы должны сделать?
- Приготовьте простой карандаш. Начертим схему слога мя, добавим схему согласного звука л (схему закрашивается на доске)
IV. Физкультминутка «Хлопай-Топай»
V. Закрепление знаний
- А теперь продолжаем работу в тетрадочках.
- Ниже у вас есть предложение. Прочитаем его. (Коля мал)
- Сколько слов в этом предложение? (два слова)
- Прочитаем первое слово. (Коля)
- Как написано первое слово? С большой буквы, потому что начало предложения, имя мальчика.
- Рассмотрите схему перед словом Коля. Какое слово зашифровано на схеме? (Коля)
- Как вы догадались? Слово состоит из двух слогов, первый слог ударный.
- Самостоятельно закрасьте схему слова Коля.
- Поставьте точку на следующей строчке. Спишите предложение по образцу в прописи.
- Следующее предложение. Сколько слов в этом предложение? Три слова.
- Почему буква У заглавная? Начало предложения.
- Поставьте точку на следующей строчке.
- Какое первое слово напишем? (кто хочет у доски поработать?) (У)
- Какое второе слово напишем? (кто у доски хочет поработать?) (него)
- Какое третье слово? (кто хочет у доски поработать?) (няня)
- Следующее предложение: Земля – планета.
- Что вы понимаете под словом земля? Планета, на которой мы живем; наша малая Родина, где мы живем; почва, по которой мы ходим.
- Поставили точку, первое слово земля, кто хочет записать?
- Второе слово – планета, кто запишет на доске?
- Самостоятельная работа со следующим заданием.
- Какие буквы вставили в слова? Няня, мама.
- Произнесите слова.
- Какие согласные произносятся мягко, а какие твердо?
VI. Рефлексия
- Определите, в каком слове имеется звук [а], подчеркните.
- Какие слова вы подчеркнул?
- Кто согласен хлопает один раз в ладоши.
- Запишите слова, в которых буква Я обозначает 2 звука.
- Какие слова мы будем записывать?
VII. Итог урока
- Какие буквы вы сегодня писали?
- Что было для вас самым сложным на уроке? Чему вы научились на уроке?
- А сейчас, самое интересное, у вас на столах лежит буква я, если у вас все получилось на уроке, вы закрашиваете красным цветом, а если возникали трудности – зеленым
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.