Предмет: Химия
Тема урока: Обобщение по теме «Строение атома. Виды химической связи»
Класс: 8
Цель: Обобщение и систематизация знаний по данной теме, повторение основных понятий : нуклоны, заряд ядра, строение периодической системы.
Задачи:
1. Образовательные:
продолжить развитие представлений о строении атома,
продолжить развитие представлений видов химических связей,
способствовать развитию умений составлять вещества с ионными и ковалентными типами связей.
2. Воспитательные:
способствовать формированию культуры речи, умения вести диалог на данную тему, слушать собеседника.
правильно анализировать свои ответы и ответы товарищей
обогащать словарный запас новыми химическими терминами.
3. Развивающие:
продолжить формирование умений и навыков при работе с П.С.Х.Э. Д.И.Менделеева,
развивать познавательную активность учащихся к предмету через ИКТ, презентации ,
умение обобщать и делать выводы при изучении и закреплении материала.
4. Оборудование: дидактические материалы (тесты), компьютер с проектором.
Структурные этапы урока |
Содержание взаимодействия с учащимися |
Прогнозируемая деятельность учащихся |
Слайды презентации |
1. Организационный момент Цель: мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность учащихся на личностно-значимом уровне |
Ребята, сегодня на уроке мы обобщим знания по теме: «Строение атома. Химическая связь». Посмотрим, умеете ли вы жить в мире и дружбе с жильцами многоквартирного дома по адресу «Периодическая система Д.И. Менделеева». Девизом нашего урока будут слова: «Природа окружает нас загадками, и попытка их решения принадлежит к величайшим радостям жизни» (У. Рамзай»). Учащиеся делятся на 3 группы.
|
(фотография класса за работой) |
|
2. Актуализация опорных знаний. Цель: 1) Актуализация мыслительных операций и познавательных процессов; 2) Мотивирование учащихся к учебному действию, его самостоятельное осуществление; 3) Фиксация учащимися индивидуальных затруднений при выполнении ими учебного действия. |
Для общения с «жильцами» периодической системы предлагаю вначале познакомиться с ними, вспомнив основные термины. У каждого на парте лежат оценочные листы. Каждый должен оценить свою работу в конце урока. Вопросы: 1) На что указывает: - номер группы, - номер периода, - порядковый номер элемента, 2) Как изменяется электроотрицательность по периоду, по группе? 3) Как определить число нейтронов в атоме элемента? 4) Что такое изотопы? 5) Перечислить протоны водорода, 6) Какая связь называется ковалентной, ионной, металлической? |
Учащиеся анализируют данные задания, демонстрируют свои предметные знания, осваивают отдельные понятия, термины. |
После каждого ответа учащихся появляются слайды с правильными ответами. За каждый ответ 1 балл. |
|
Теперь нам необходимо установить «личность» каждого «жильца» этого большого дома. Учащимся выдаются карточки с заданием: «Записать название символа, порядковый номер, группу и подгруппу следующих элементов: - этот элемент имеет 7 протонов и 7 нейтронов; - этот элемент имеет 9 электронов и 10 нейтронов; - заряд ядра этого элемента «+25». Сколько нейтронов имеет этот элемент?».
|
Учащиеся выполняют работу по карточкам и сами ее оценивают; устанавливают причинно-следственные связи между числом протонов электронов, нейтронов и зарядом ядра; организуют совместную деятельность с партнером. |
На экране появляются правильные ответы. За каждый правильный ответ – 1 балл.
|
3. Интеллектуально-преобразовательная деятельность Цель: организация деятельности учащихся по освоению этой учебной информации на уровне «понимания», «умения» |
Хотелось бы подробнее узнать о соседях этого большого «дома» - периодической системы Д.И. Менделеева. На доску выводится «План
характеристики элемента», необходимо дать характеристику элементов № 11, №
12, |
|
|
|
План характеристики элемента: 1) Положение элемента в периодической системе: а. порядковый номер, б. относительная атомная масса Ar, в. номер группы (гл., побочн.), г. номер периода (большой, малый); 2) Строение атома: а. заряд ядра, б. число протонов, электронов, нейтронов; 3) Электронное строение атома: а. количество энергетических уровней, б. число электронов на каждом уровне, в. электронная формула атома. За каждый ответ 1 балл, а за 3 задания – 2 балла.
|
В процессе работы происходит самоорганизация учащихся при выполнении ситуационного задания. Самоорганизация включает: планирование, выполнение и предъявление варианта решения. Происходит сотрудничество с собеседником |
На экран выводятся правильные ответы. |
Физкультминутка |
Химическая разминка: Назовите данные элементы, исходя из их строения: 2, 8, 2; 2, 8, 4; 2, 8, 8, 1 2, 5; 2, 8; 2, 8, 8. |
Для каждого участника команды заранее на доске выписывается задание. Физминутка проводится в виде эстафеты, где эстафетной палочкой служит мел. За каждый правильный ответ – 1 балл. |
На экран выводятся правильные ответы: Mg, N, Si, Ne, K, Ar |
|
Теперь необходимо познакомить соседей в доме между собой. Покажите образование связи между Mg и N, К и Si, N и N. Какой тип связи при этом образуется? За каждый правильный ответ – 2 балла.
|
Учащиеся выделяют существенные характеристики для каждого вида связи; взаимодействуя в групповом коллективе, принимают эффективные решения; учатся моделировать процесс образования связи. |
|
4) Рефлексивная деятельность Цель: фиксация соответствия результатов деятельности и поставленной цели; планирование дальнейшей деятельности и определение заданий для самоподготовки |
Заключительный этап. Сегодня мы продолжили знакомство с удивительными жильцами многоквартирного дома, расположенного по адресу: «Периодическая система Д.И. Менделеева». Впереди нас ждет личное знакомство с каждым жильцом этого замечательного дома, но это произойдет позже. А сейчас нам осталось подвести итог «Моя личная работа». |
|
|
|
На столах у учащихся тексты, в которых необходимо вставить пропущенные слова: 1) Способность атомов оттягивать на себя общие электроны называется ______ (1), 2) Химическая связь, возникающая в молекуле кислорода, называется _____ (2), 3) В молекуле Na2O связь _____ (3), 4) Вещества, имеющие большую тепло- и электропроводность, обладают ______ связью (4), 5) Ковалентная связь, образованная между атомами с одинаковой электроотрицательностью, называется ______ связью (5). |
Учащиеся выполняют задания, оценивают себя, выставляют количество баллов и оценку.
|
Подведение итогов: 25 – 32 баллов – «5», 16 – 24 баллов – «4», 8 – 23 баллов – «3». |
|
На доске вывешиваются рисунки: Чемодан – все, что пригодится в дальнейшем, Мясорубка – информацию переработаю, Корзина – все выброшу. Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с полученной информацией.
Домашнее задание: подготовка к контрольной работе. |
Учащиеся анализируют свою деятельность; планируют дальнейшую деятельность для самоподготовки к контрольной работе |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.