Тема: «Строгание древесины» 6 класс
Цель урока: Обучить учащихся приемам строгания древесины, ознакомить учащихся с правилами безопасной работы при строгании.
Задачи:
Образовательная: Формирование у учащихся навыков по строганию древесины, научить учащихся правилам ТБ при строгании древесины.
Развивающая: Развитие познавательного интереса учащихся в области деревообработки, совершенствование учащимися приемов и навыков работы со столярными инструментами.
Воспитательная: Воспитание у учащихся любви к труду и уважение к людям труда, воспитание самостоятельности, веры в свои силы, воспитание технологической культуры, профориентация учащихся.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, объяснительно-демонстрационный, наглядный, словесный, метод выработки умений и навыков, метод закрепления изученного материала, метод оценки знаний, умений и навыков.
Форма обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Меж предметные связи: физика, математика, черчение, русский язык.
Материально-техническое оснащение урока: верстаки, рубанки, измерительный инструмент, приспособления, пиломатериал.
Наглядные пособия: образцы изделий, таблицы по технике безопасности.
Объекты труда: заготовка с размерами 80*160 мм., 50*80 мм.
Профориентация: профессии столяра, плотника, станочника строгальных станков.
Новые термины и слова: рубанок, шерхебель. фуганок, строгание.
Ход урока.
I.Организационный момент:
-Взаимоприветствие
-Проверка готовности рабочих мест учащихся.
-Контроль посещаемости учащихся.
II.Повторение пройденного материала.
Для контроля знаний, учащихся используем тестовые карточки.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
В |
А |
В |
А |
А |
Б |
Б |
В |
А |
Б |
Изучение нового материала.
План изложения нового материала:
I.Основы резания древесины.
А) Строгание.
В) Инструменты для строгания и ножи рубанков.
С) Наладка рубанков.
Д) Хватка инструмента и рабочая поза при строгании.
Е) Приемы и контроль строгания.
II.Техника безопасности при строгании древесины.
III.Рассказ о профессиях столяра, плотника, станочника строгальных станков.
А) Строгание – это срезание с заготовки слоя древесины при помощи рубанков для получения заданных размеров, формы и ровных поверхностей.
В) Инструменты для строгания и ножи рубанков.
Рубанок состоит из деревянной или металлической колодки, ножа, клина. Основная деталь рубанка – колодка. Рабочим органом рубанка служит стальной нож.
В зависимости от назначения рубанки имеют различную конструкцию ножа и делятся на шерхебель, с одиночным ножом, с двойным ножом и фуганок.
Для первоначального, грубого строгания используют шерхебель с узким и закругленным ножом. Это дает возможность без особых усилий строгать вдоль, поперек, наискось волокон и без особых усилий срезать толстый слой древесины. Однако поверхность заготовки получается неровной.
Термин «шерхебель» - видоизмененное немецкое слово, которое переводится как «рубанок для грубого срезания».
Для предварительного чистового строгания вдоль волокон, а также после обработки шерхебелем используют рубанок с одним ножом.
Для чистового строгания торцовой, свилеватой, задиристой поверхности с одновременным обламыванием стружки при помощи стружколома используют рубанок с двойным ножом.
С) Наладка рубанков.
Прежде чем начинать строгание, следует выяснить, правильно ли налажен рубанок. Его поднимают вверх подошвой на уровень глаз и смотрят, как поставлен нож. При правильной наладке нож над подошвой просматривается без перекосов. У шерхебеля он должен выступать на 1…3 мм, у остальных рубанков – на 0,1…0,3 мм без перекоса.
Д) Хватка инструмента и рабочая поза при строгании.
Металлический рубанок удерживают правой рукой за ручку, левой – за рог-рукоятку. Деревянный рубанок правой рукой плотно обхватывайте за упор, а левой удерживайте за рожок. Фуганок держите правой рукой за ручку, а левую накладывайте сверху колодки.
Стойте у верстака вполоборота к нему, наклонив корпус несколько вперед. Ступню левой ноги ставьте примерно параллельно кромки крышки верстака, правой – под углом 70° к ней.
Е) Приемы и контроль строгания.
Начинают строгание с базовой стороны заготовки, соблюдая правильную хватку инструмента и рабочую позу. Строгать следует по направлению волокон древесины, по прямой линии, на весь размах руки, с силой посылая рубанок вперед. Корпус тела оставляйте неподвижным. В начале движения его прижимают сильнее левой рукой, в середине – обеими, в конце движения– правой. При обработке торца строгайте рубанком сначала от себя до середины заготовки, а затем от другого края торца на себя.
Строгание рубанком выполняйте в несколько приемов, простругивая один участок за другим. Вдоль верстака можно перемещаться.
В случае засорения летка его очищают, вытягивая стружку вверх или проталкивая тонкой щепкой со стороны клина.
Прямолинейность и плоскостность строгания бруска проверяйте на глаз или парными линейками. Качество строгания проверяют на просвет, перемещая линейку или угольник по обработанной поверхности. Плоскостность строгания доски и линейные размеры отстроганной детали контролируйте линейкой. Перпендикулярность строгания контролируйте угольником, правильность строгания фаски – малкой, настроенной по транспортиру.
II.Техника безопасности при строгании древесины:
а) Надежно закрепляйте заготовку на верстаке.
б) Работайте рубанком с остро заточенным ножом. Остроту лезвия нельзя проверять, проводя пальцем вдоль его кромки.
в) Крепко удерживайте рубанок при строгании.
г) При перемещении рубанка не касайтесь пальцами правой руки заготовки, не держите их близко к подошве инструмента.
е) Не проверяйте руками качество отстроганной поверхности.
ж) При забивании летка стружкой очищайте его небольшим клином из древесины твердой породы.
з) В перерывах кладите рубанки в лоток лезвием ножа от себя, следите, чтобы инструменты не выступали за край верстака.
и) Не сдувайте стружки и не сметайте их рукой, пользуйтесь щеткой -сметкой.
й) При получении травмы немедленно обратитесь к учителю.
III. Рассказ о профессиях столяра, плотника, станочника строгальных станков.
На деревообрабатывающих предприятиях и в строительных организациях строгание ручным и электрифицированным инструментом при подгонке деталей выполняют столяры и плотники, а на станках – станочники строгальных станков.
Ребята, а теперь я хочу вам рассказать о профессиях, связанных с деревообработкой. Профессии плотника, столяра, станочника строгальных станков связаны с деревом. Это одни из самых древних профессий – ведь вначале человечество овладело обработкой дерева. Дерево.… Это и дом человека, и топливо, и пища, и транспортное средство, и одежда, и обувь, и лекарство, и первый писчий материал – береста. Дерево, наконец, производит кислород, которым мы дышим. Слава дереву! И значит, слава тем, кто работает с ним, кто, познав его секреты, умеет изготавливать из него бесчисленное множество нужных и прекрасных вещей. Плотник обычно делает крупную работу: дом ставит, лодки и мосты строит. Столяр мастерит более тонкие вещи, делает красивую мебель. Но совсем уж разделять работников по дереву никак нельзя. Столяры и плотники – это братья и по материалу, и своими навыками. Они всегда друг друга подменить смогут.
Но все-таки сначала плотник, столяр – потом. Плотников зовут «чистодеревщиками». Столяров высшего класса называют краснодеревщиками (прекрасно, красиво). Хорошим воином можно стать, только досконально освоив оружие, а для мастера главное оружие – инструмент. В каждом инструменте много красоты скрыто, много нужности. Не только осмысленно оно всесторонне, но и делом опробовано. А в работе, сами понимаете, любой скрытый изъян сразу проявиться, самая малая недоделка наружу выйдет. Вот почему, ребята, инструмент нужно держать в порядке. Относиться к нему и к материалам бережно. Трудовые навыки, гибкость ума и эстетический вкус – важные качества каждого человека. Они развиваются только в практической деятельности. Чтобы овладеть приемами, способами и навыками обработки древесины надо стараться при выполнении каждой столярной операции. Ребята, если вы выберите другую профессию, не связанную с деревообработкой или металлообработкой, навыки и умения, приобретенные в школьных мастерских, всегда пригодятся вам в жизни. Ибо сначала вы должны стать настоящими мужчинами, которые умеют не только мыслить, но и строгать, и держать молоток, и выполнить любую мужскую работу по дому, а потом уже быть врачами, юристами, артистами и т.д. Мужчина познается в труде. IV. Практическая работа.
Практическая работа выполняется согласно следующей последовательности.
1. Наладка рубанка.
2. Закрепление заготовки в клиньях и в зажиме.
3. Пробное строгание.
4. Определение толщины стружки:
- измерить заготовку
- выполнить десять рабочих ходов строгания;
- измерить заготовку и определить толщину срезанного слоя в мм;
- разделить полученный результат на 10 и определить срезаемый слой за один рабочий ход.
5. При необходимости наладить рубанок на срезание слоя толщиной 0,1…0,3 мм.
Практическая работа «Строгание заготовки из древесины в размер».
1. Получите у учителя заготовку из древесины для строгания. 2. Выберите базовую сторону заготовки.
3. Выполните строгание кромки. Проверьте качество строгания линейкой и угольником, оцените качество выполненной работы и сдайте готовую работу учителю.
V. Этап оценки выполнения заданий.
Максимальная оценка – 10 баллов.
Критерии и нормы оценки
- ровность строгания на просвет – имеется просвет более 1 мм - минус 1 балл за каждый мм.
- точность прямого угла между кромками – отклонения от прямого угла – минус 1 бал;
- точность номинальных размеров – отклонения от номинального размера более чем на 1 мм – минус 1 балл за каждый мм.
Отметка за урок определяется по следующей схеме: 10 баллов минус суммарное количество набранных баллов.
Учитель вправе повысить отметку за урок при проявлении учащимся аккуратности при выполнении задания, активности и точности ответов на этапе актуализации субъективного опыта.
VI. Сдача инструментов и заготовок.
VII. Уборка рабочих мест (Привести себя в порядок, помыть руки).
VIII. Подведение итогов урока.
Сумма набранных баллов |
1 |
2 |
3 |
4-5 |
6-8 |
8-10 |
11-13 |
14-16 |
17-19 |
20 |
Отметка |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
18. Ручное строгание
№ п/п |
Вопросы, задания |
Варианты ответов |
1 |
Технологическая операция по срезанию с заготовки слоя древесины для получения ровных поверхностей называется… |
а) выравнивание б) зачистка в) строгание |
2 |
Обработка древесины для получения гладких ровных поверхностей осуществляется… |
а) рубанком б) стругом в) шерхебелем |
3 |
Для первоначального чернового строгания используют… |
а) рубанок б) фуганок в) шерхебель |
4 |
В каком варианте правильно перечислены детали рубанка?
|
а) 1-колодка, 2-нож, 3-пятка, 4-упор, 5-клин б) 1-корпус, 2-нож, 3-боёк, 4-клин, 5-упор в) 1-колодка, 2-нож, 3-пятка, 4-клин, 5-упор |
5 |
Строгание поперёк волокон выполняют… |
а) шерхебелем б) рубанком в) шерхебелем и рубанком |
6 |
Рабочим органом рубанка является… |
а) колодка б) нож в) упор |
7 |
Нож с такой формой лезвия принадлежит…
|
а) рубанку б) шерхебелю в) фуганку |
8 |
У шерхебеля нож выступает ниже подошвы колодки на… |
а) 0,1-0,3 мм б) 0,5-1,0 мм в) 1,0-3,0 мм |
9 |
У рубанка нож выступает ниже подошвы колодки на… |
а) 0,1-0,3 мм б) 0,5-1,0 мм в) 1,0-3,0 мм |
10 |
В каком варианте правильно установлен нож рубанка?
|
а) А б) В в) С |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.