"Структура и функции политической системы"

  • docx
  • 02.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Обществознание.docx

 

 

 

 

 

 

 

Предмет «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

 

Конспект на тему:

"Политическая система. Структура и функции

политической системы".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2020г.

 

 

 

 

 

 

Общество представляет собой сложную систему, состоящую из многих подсистем (экономической, семейной, культурной и пр.). Политическая система – одна из них. Именно она обеспечивает адаптацию общества к изменяющейся среде его функционирования.

Политическая система представляет собой упорядоченную совокупность политических институтов, политических отношений, подчиненных кодексу (своду) политических, юридических, нравственных норм, историческим традициям конкретного общества.

Политическая система (организация общества) – это совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни страны.

Понятие политической системы было введено в политическую науку американским политологом Дейвидом Истоном. Под политической системой он понимал совокупность взаимодействий, посредством которых происходит властное распределение ценностей в обществе. Политическая система, по Истону, взаимодействует с окружающей средой.

Окружающая среда подразделялась им на внутреннюю и внешнюю.

К внутренней системе относились экономическая, биологическая, социальные и другие системы.

К внешней – международные экономические, политические, социальные системы.

Взаимодействие политической системы со средой осуществляются по принципу «входа – выхода».

От окружающей среды исходят импульсы, на которые реагирует политическая система. Эти импульсы воспринимаются политической системой и преобразуются в политические решения и действия.

Существуют два типа импульсов (или два типа «входа»), воздействующих на политическую систему: требования и поддержка.

Требование можно определить как обращенное к властным органам мнение по поводу желательного или нежелательного распределения ценностей в обществе. 

Требования могут быть подразделены на несколько видов:

- распределительные требования (о заработной плате и рабочем времени, об условиях получения образования, медицинских и иных услуг);

- регулировочные требования (об обеспечении общественной безопасности, контроле над производителем и рынком);

- коммуникативные требования (о предоставлении политической информации, об использовании политической силы и т. д.).

Требования имеют тенденцию ослаблять политическую систему. Поддержка означает усиление политической системы. Она охватывает все позиции и варианты поведения, благоприятные системе.

Поддержка политической системы выражается в:

- соблюдение законов и выполнение гражданских обязанностей (уплата налогов, выполнение воинского долга и др.)

- участие в политической жизни (н-р, участие в выборах);

- лояльное отношение к власти (уважение властных институтов и преданность политическому руководству, поддержку режима и т.д.);

Итакбез требований, поступающих из окружающей среды, политическая система не могла бы функционировать. Однако только требования, без поддержки, способны разрушить (ослабить) политическую систему. Поэтому системе необходимы как требования, так и поддержка. Попадая в политическую систему, требования и поддержка превращаются в политические решения и действия. Политические решения могут иметь форму новых законов, заявлений, регламентов, субсидий и т. д. Выполнение решений обеспечивается силой закона. Политические действия не имеют такого принудительного характера, однако оказывают существенное влияние на различные стороны общественной жизни. Они осуществляются в форме системы мер по регулированию и решению актуальных проблем в области экономики, экологии, социальной политики и т. д.

Однако, акцентируя внимание на взаимодействии с внешней средой, Д. Истон оставил без внимания внутреннюю жизнь политической системы, ее внутреннюю структуру, которая позволяет поддерживать динамическое равновесие в обществе. Поэтому границы политической системы у него размыты, они во множестве поведенческих реакций индивидов, групп.

Другой основатель теории политической системы, Габриэль Алмонд (американский политолог) предложил понимать под политической системой «все типы действий, имеющих отношение к принятию политических решений». Модель Г. Алмонда больше учитывает психологические, личностные аспекты политических взаимодействий, импульсы, поступающие как от населения, так и от правящих элит. Он включил в политическую систему лишь те институты, которые выполняют конкретные политические функции и роли. Вслед за Д. Истоном Г. Алмонд также выделил функции «входа» и «выхода», однако, в отличие от Д. Истона, он закрепил за каждым политическим институтом его специфическую политическую роль.

 

 

 

К функциям «входа» относятся:

- артикуляция интересов – процесс формирования и выражения требований, предъявляемых к политическим структурам, принимающим властные решения;

- агрегирование интересов – придание однородности множеству разнохарактерных требований и интересов и их иерархия, соединение требований в партийные программы;

- политическая социализация – процесс приобщения индивидов к нормам и ценностям политической системы;

-  политическое рекрутирование – подготовка и отбор субъектов власти (лидеров, элит), способных находить наиболее эффективные пути решения актуальных проблем и предлагать их обществу;

- политическая коммуникация – распространение и передача политической информации как между элементами политической системы, так и между политической системой и окружающей средой.

Функции «выхода»:

- разработка норм-законов;

- применение законов;

- контроль за соблюдением норм.

Политическая система, как уже отмечалось, состоит из подсистем, которые взаимосвязаны друг с другом и обеспечивают функционирование публичной власти. Различные исследователи называют разное количество таких подсистем. Однако по функциональному признаку можно выделить определенные подсистемы.

Структура политической системы:

- Институциональная подсистема. Подсистема включает в себя государство, политические партии, социально-экономические и общественные организации и отношения между ними, которые в совокупности образуют политическую организацию общества. Центральное место в этой подсистеме принадлежит государству. Концентрируя в своих руках большинство ресурсов, обладая монополией на законное насилие, государство располагает наибольшими возможностями воздействовать на различные стороны общественной жизни. Однако не следует принижать и роль политических партий, групп интересов, влияние которых на государственную власть очень велико. Особое значение имеют церковь и средства массовой информации, обладающие способностью существенно влиять на процесс формирования общественного мнения. С его помощью они могут оказывать давление на правительство, лидеров.

- Нормативная подсистема включает в себя правовые, политические, моральные нормы и ценности, традиции, обычаи. Через них политическая система оказывает регулятивное воздействие на деятельность институтов, поведение граждан.

- Функциональная подсистема – это методы политической деятельности, способы осуществления власти. Она составляет основу политического режима, деятельность которого направлена на обеспечение функционирования, преобразования и защиту механизма осуществления власти в обществе.

- Коммуникативная подсистема включает в себя все формы политического взаимодействия как внутри системы (например, между институтами государства и политическими партиями), так и с политическими системами других государств.