Структура и изменения КИМ ОГЭ по физике в 2021 году
Оценка 4.7

Структура и изменения КИМ ОГЭ по физике в 2021 году

Оценка 4.7
docx
21.10.2024
Структура и изменения КИМ ОГЭ по физике в 2021 году
выступление на ГМО 10.01.20. Ибрагимова Ф.Р..docx

 

Структура и изменения   КИМ ОГЭ 2020 г.

Выступление учителя МОАУ СОШ №53 Ибрагимовой Ф.Р.

 

https://pickimage.ru/wp-content/uploads/images/detskie/school/shkola37.jpg

Введение

 Высокие результаты на основном государственном экзамене (ОГЭ) и едином государственном экзамене (ЕГЭ) обеспечивают более широкий выбор для продолжения образования выпускникам как основной, так и старшей школы. Помимо этого, независимая государственная итоговая аттестация (ГИА) выпускников за курс основной и старшей школы на основе единых для всех регионов Российской Федерации контрольных измерительных материалов (КИМ) решает еще целый ряд государственно важных задач:

- обеспечивает единство образовательного пространства России;

 - дает объективную картину качества образования выпускников, что является основой для принятия обоснованных управленческих решений;

 - обеспечивает прозрачность и открытость аттестационных процедур, что позволяет выровнять стартовые возможности для выпускников из разных регионов и с разным уровнем достатка с точки зрения перспектив получения качественного высшего образования и др.

Экзамен по физике за курс основной школы является также «генеральной репетицией» ЕГЭ для школьников, планирующих продолжение образования в технических вузах: за два года обучения в старшей школе есть возможность сделать «работу над ошибками», восполнить выявленные ОГЭ пробелы в знаниях, откорректировать «стратегию и тактику» подготовки к экзамену.

Данные методические рекомендации направлены на то, чтобы познакомить педагогическое сообщество  выпускников основной и старшей школы с особенностями контрольных  измерительных материалов 2020 года, претерпевших существенные изменения по сравнению  с предыдущими годами в связи с введением ФГОС нового поколения в 9 классах. Учет этих особенностей в процессе подготовки к сдаче экзамена необходим для того, чтобы не упустить из виду важные нюансы и, в конечном итоге, избежать некоторых досадных ошибок.

Содержание КИМ ОГЭ по учебному предмету определяется на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897) с учётом Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15)). В КИМ обеспечена преемственность проверяемого содержания с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

 Как и в предыдущие годы: − КИМы

-обеспечивают проверку усвоения понятийного аппарата курса физики основной школы, овладения методологическими знаниями и экспериментальными умениями, использования при выполнении учебных задач текстов физического содержания, применения знаний при решении расчетных задач и объяснении физических явлений и процессов в ситуациях практико-ориентированного характера;

 − используемые при конструировании вариантов КИМ подходы к отбору контролируемых элементов содержания обеспечивают требование функциональной полноты теста, так как в каждом варианте проверяется 3 освоение всех разделов курса физики основной школы и для каждого раздела предлагаются задания всех таксономических уровней;

− используемые в экзаменационной работе модели заданий рассчитаны на применение бланковой технологии, аналогичной ЕГЭ, и на реализацию возможности автоматизированной проверки части работы;

 − объективность проверки заданий с развернутым ответом обеспечивается едиными критериями оценивания и участием нескольких независимых экспертов, оценивающих одну работу.

 Вместе с тем в модель КИМ ОГЭ по физике 2020 года внесены изменения:

 −изменилась структура экзаменационной работы;

−общее количество заданий в экзаменационной работе уменьшено с 26 до 25; −количество заданий с развёрнутым ответом увеличено с 5 до 6 (добавлена расчетная задача); −максимальный балл за выполнение всех заданий работы увеличился с 40 до 43 баллов; −используются новые модели заданий;

−расширилось содержание заданий на объяснение явлений (качественная задача); −изменились требования к выполнению экспериментальных заданий.

 Структура экзаменационной модели ОГЭ строится исходя из необходимости оценки того, насколько учащиеся овладели всеми основными группами предметных результатов изучения физики. В силу большого числа предметных результатов освоения основной образовательной программы по физике, все предметные результаты объединены в пять групп, поэтому экзаменационная работа состоит из пяти структурных элементов - блоков. В каждом блоке задания расположены от «простого к сложному». Количество заданий в блоке, 4 проверяющих каждый из предметных результатов, зависит от его вклада в реализацию требований ФГОС и объемного наполнения материалом в курсе физики основной школы.

Распределение заданий по блокам проверяемых умений

Блоки проверяемых умений

Число заданий в блоке и характеристика  заданий

1

Владение понятийным аппаратом курса физики: распознавание явлений, вычисление значения величин, использование законов и формул для анализа явлений и процессов. Блоки проверяемых умений

 Всего 14 заданий: 12 заданий базового уровня сложности из них: - 4 задания на выявление соответствия между двумя группами объектов или процессов с кратким ответом в виде последовательности чисел; - 8 заданий с кратким ответом в виде числа или цифры, из них 1 задание с выбором ответа. 2 задания повышенного уровня сложности на множественный выбор двух утверждений из пяти предложенных

2

Методологические умения (проведение измерений и опытов)

Всего 3 задания: - 1 задание базового уровня сложности с выбором ответа; - 1 задание повышенного уровня сложности на множественный выбор двух утверждений из пяти предложенных; - 1 экспериментальное задание высокого уровня сложности с развернутым ответом.

3

Понимание принципов действия технических устройств, вклад учёных в развитии науки

1 задание базового уровня сложности на поиск соответствия между двумя группами объектов или процессов с кратким ответом в виде последовательности чисел

4

Работа с текстом физического содержания

Всего 3 задания: - 2 задания базового уровня сложности с выбором ответа; - 1 задание повышенного уровня сложности с развернутым ответом (качественная задача).

5

Решение расчётных и качественных задач

Всего 4 задания с развернутым ответом: - 2 задания повышенного уровня сложности (качественная и расчетная задачи); - 2 задания высокого уровня сложности (комбинированные расчетные задачи).

 

Таким образом, экзаменационная работа состоит из 25 заданий трех уровней сложности разного типа и формата: базовый - 16 заданий (максимальный первичный балл 21); повышенный - 6 заданий (максимальный первичный балл 13); высокий - 3 задания (максимальный первичный балл – 9).  Изменение структуры позволяет учащимся выбирать разные стратегии выполнения экзаменационной работы, при этом они смогут продемонстрировать достижение практически всех групп предметных результатов. Например, для получения «тройки» достаточно выполнить 16 заданий базового уровня сложности из первых четырех блоков. Гарантия успеха обеспечивается малым числом операций, необходимых для выполнения большинства заданий базового уровня сложности и повышением максимального первичного балла за эти задания по сравнению с прошлым годом с 19 баллов до 21 балла, что составляет 49% от максимального первичного балла за всю работу. Ориентация на естественнонаучную грамотность предполагает акцент на методологию науки (формируем и, соответственно, оцениваем, не только научные знания, но и понимание учащимися процесса получения научных знаний) и практико-ориентированность (приоритетной задачей обучения становится использование полученных знаний в ситуациях «жизненного» характера). Поэтому и новые модели заданий на распознавание явлений в жизненных ситуациях, на описание свойств явлений, на понимание принципов действия различных бытовых приборов и технических устройств имеют практико-ориентированный характер. Освоение понятийного аппарата курса физики проверяет блок из 14 заданий базового и повышенного уровней сложности. Ключевыми в этом блоке являются задания на распознавание физических явлений, как в ситуациях жизненного характера, так и на основе описания опытов, демонстрирующих протекание различных явлений. Кроме того, здесь проверяются и простые умения по распознаванию физических понятий, величин и формул, и более сложные умения по анализу различных процессов с использованием формул и законов. В этом блоке задание 2 соответствует новой модели и проверяет умение ученика различать формулы – определения физических величин, а также выбирать из списка названий физические величины, которые могут быть рассчитаны по заданным формулам:

Особенности новой модели задания проявляются и в структуре задания, и в его содержании: - в каждом из двух множеств объектов уменьшено число позиций, что облегчает ученику процесс сопоставления и анализа; - физическое содержание конкретизировано рамками одной темы, даны обозначения и названия всех величин, входящих в математическое выражение закона, что делает задание более понятным и позволяет ученику сконцентрироваться на выборе двух, а не трех физических величин.  Таким образом, новая модель задания, сохраняя преемственность, более доступна ученикам для восприятия, и видимо, поэтому время выполнения задания только 3 минуты, а полностью правильное выполнение такого задания оценивается в 1 балл (0 баллов ставится при наличии хотя бы одной ошибки в ответе). Совершенно новым для ОГЭ по физике является задание 4 базового уровня сложности, которое направлено на проверку умений распознавать явление при описании различных опытов и различать для данного явления основные свойства или условия протекания. При выполнении задания 4 ученику необходимо дополнить учебный текст словами из предложенного списка. Пропущенные слова (словосочетания) являются терминами или ключевыми понятиями, необходимыми для описания явления или объяснения его наиболее важных свойств. Несмотря на то, что задание 4 является заданием базового уровня сложности, оно потребует от ученика выполнения большого числа операций. Ему необходимо внимательно прочесть текст, понять, о каком явлении идет речь, прочесть список слов (словосочетаний), припомнить значения терминов; сопоставить текст и термины списка и т. д. Поэтому на выполнение задания отводиться большее время – 8 минут, и оценивается задание 2 баллами, если верно указаны все элементы ответа; 1 баллом, если допущена ошибка в одном из элементов ответа, и 0 баллами, если в ответе допущено более одной ошибки. Если количество элементов в ответе больше количества элементов в эталоне или ответ отсутствует, то ставится 0 баллов. Аналогичные задания можно найти в материалах всероссийских проверочных работ (ВПР) по физике для 11 класса, которые проводились в 2018 и 2019 году. Нередко встречаются похожие задания в пособиях по подготовке к ОГЭ по физике.

 Группа заданий 5–10 проверяет умения провести расчет величины при прямой подстановке значений в формулу и применить причинно-следственные связи между величинами для анализа физического явления. Содержательная основа группы заданий 5-10 представлена всеми разделами (темами) курса физики основной школы. Разработчики заданий уменьшили количество операций, которые должен проделать ученик при решении любого задания этой группы. Практически, при выполнении задания выпускнику потребуется использовать один закон или формулу, которые указаны в разделе 2 кодификатора. Каждое задание этой группы является заданием базового уровня сложности с кратким ответом в виде числа или одной цифры. Задание считается выполненным, если записанное в ответе число или цифра совпадает с верным ответом. Каждое задание оценивается 1 баллом. Время выполнения 4 минуты. Овладение методологическими умениями проверяет блок из трёх заданий. Здесь предлагаются как теоретические задания на снятие показаний измерительных приборов и анализ результатов опытов по их описанию, так и экспериментальное задание на реальном оборудовании на проведение косвенных измерений, проверку закономерностей или исследование зависимостей физических величин. Этот блок заданий претерпел наиболее существенные изменения по сравнению с действующей моделью. Овладение методологическими умениями проверяется заданием 15 базового уровня сложности, заданием 16 повышенного уровня сложности и заданием 17 высокого уровня сложности, которое выполняется на лабораторном оборудовании. По сравнению с экзаменационной моделью КИМ 2019 года в новой модели экзаменационной работы повышаются требования в части обязательной записи измерений с учетом абсолютной погрешности (задание 15 и 17). Значение погрешности приводиться в тексте задания либо как значение, связанное с ценой деления шкалы измерительного прибора для шкальных приборов, либо как число для цифрового прибора:  Задание 15 проверяет умения проводить прямые измерения физических величин с использованием измерительных приборов, правильно составлять схемы включения прибора в экспериментальную установку, проводить серию измерений. Задание выполняется температура, атмосферное давление, влажность воздуха, напряжение, сила тока и радиационный фон.

Задание 15 базового уровня сложности с кратким ответом в виде цифры, правильный ответ оценивается в 1 балл. Время выполнения 2 минуты.  Задание 17 высокого уровня сложности проверяет умения проводить косвенные измерения физических величин, исследование зависимостей между величинами, проверку заданных предположений. Выполняется задание на реальном оборудовании в течение 30 минут. В экспериментальном задании 17 также как и в задании 15 существуют требования к записи результатов прямых измерений с учетом абсолютной погрешности. Абсолютная погрешность измерений физических величин указывается прямо в тексте задания, именно это значение должен использовать ученик для записи результатов прямых измерений. Пример задания 17: Форма записи результатов прямых измерений варьируется, учащиеся могут освоить и использовать один из предложенных вариантов: х;D±- в виде равенства хизм = х  х;Dх ≤ хизм ≤ х + D- в виде неравенства х –  - обозначение этого интервала на числовой оси. Так как запись погрешностей предусмотрена только для прямых измерений, при косвенных измерениях расчёт искомой величины ведется без учета абсолютной погрешности. Развернутый ответ оценивается экспертами на основании новых критериев. Максимальный балл за выполнение задания - 3 балла. 12 Для экспериментальных заданий изменены комплекты оборудования, необходимые для проведения ОГЭ, что позволило расширить спектр косвенных измерений, исследований зависимостей физических величин и заданий на проверку закономерностей. Перечень комплектов оборудования для выполнения экспериментального задания составлен на основе типовых наборов для фронтальных работ по физике. Особенность комплектов состоит в том, что один комплект предназначен для выполнения целой серии экспериментальных заданий. Поэтому для одного конкретного задания комплекты избыточны по сравнению с номенклатурой оборудования, необходимого для его выполнения. Задания 17 для КИМ ОГЭ 2020 года разрабатываются только на базе комплектов оборудования № 1, № 2, № 3, № 4 и № 6. Перечень опытов (см. таблицу 2), которые предлагают разработчики в 2020 году для проверки экспериментальных умений выпускников 9 класса, не изменился по сравнению с 2019 годом.

Перечень опытов для проверки экспериментальных умений выпускников

Предметные результаты

Перечень опытов

Комплект №1(составлен из комплектов №1и №2)

 

умение проводить косвенные измерения физи

ческих величин

измерение плотности вещества;

силы Архимеда

 

 

Комплект №2 (составлен из комплектов №3 и №4)

 

умение проводить косвенные измерения физических величин

измерение коэффициента трения скольжения; − жёсткости пружины; − работы силы трения

умение представлять экспериментальные результаты в виде таблиц, графиков и делать выводы на основании полученных экспериментальных данных

исследование зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени деформации пружины; − исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления

 

 

Комплект № 3 (соответствует комплекту №5, добавлен один резистор)

 

умение проводить косвенные измерения физических величин

− измерение электрического сопротивления резистора; 13 − измерение работы электрического тока; − измерение мощности электрического тока

умение представлять экспериментальные результаты в виде таблиц, графиков и делать выводы на основании полученных эксперимен

тальных данных

− исследование зависимости силы тока, возникающей в проводнике, от напряжения на концах проводника

умение проводить экспериментальную проверку физических законов и следствий

− проверка правила для расчёта электрического напряжения при последовательном соединении резисторов; − проверка правила для расчёта силы электрического тока при параллельном соединении резисторов

 

 

Комплект № 4 (значительно расширенный комплект № 6)

 

умение проводить косвенные измерения физических величин − измерение оптической силы и фок

измерение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы

умение представлять экспериментальные результаты в виде схематических рисунков и делать выводы на основании полученных экспериментальных данных − исследование свойств изображения, полученного с помощью собирающей линзы;

− исследование свойств изображения, полученного с помощью собирающей линзы;

 

 

Комплект № 6 (соответствует комплекту №8)

 

умение проводить косвенные измерения физических величин

измерение момента силы, действующего на рычаг; − работы силы упругости при подъёме груза с помощью подвижного блока; − работы силы упругости при подъёме груза с помощью неподвижного блока

 

В каждый вариант включено одно задание базового уровня сложности, проверяющее понимание принципа действия различных технических устройств и блок из трех заданий, оценивающих работу с текстами физического содержания. При этом проверяются умения интерпретации текстовой информации и её использования при решении учебно-практических задач. Оценке умения решать качественные и расчётные задачи по физике посвящён блок из четырёх заданий. Здесь предлагаются несложные качественные вопросы, сконструированные на базе учебной ситуации или контекста «жизненной ситуации», а также расчётные задачи повышенного и высокого уровней сложности по трём основным разделам курса физики. Задание 23 – расчётная задача повышенного уровня сложности проверяет умение решать задачи, используя законы и формулы. По сравнению с комбинированными задачами данная задача строится на содержании только одной темы любого раздела курса физики и может содержать информацию в виде графиков, схем, рисунков и т.п. Проверяется решение задания 23 экспертами на основании критериев и оценивается максимально в 3 балла. На решение задачи отводится до 10 минут. Две расчётные задачи 24 и 25 имеют высокий уровень сложности, как и в прошлые годы, они имеют комбинированный характер и требуют использования законов и формул из двух разных тем или разделов курса физики основной школы.

Очередная реформа ОГЭ, коснувшаяся в 2020 году и КИМов по физике связана с тем, что 9 класс как раз заканчивают школьники, обучение которых с 1-го класса происходило в соответствии с требованиями нового стандарта образования ФГОС. Не углубляясь слишком в умные термины, которыми любят оперировать в сфере образования, скажем, что новый ОГЭ будет больше ориентирован на проверку приобретенных учеником практических навыков и его умение применять теоретические знания на практике. За отведенные форматом ГИА 180 минут, девятиклассникам предстоит дать ответ на 25 вопросов.

Хотелось бы ещё отметить важность донесения до учеников, сдающих ОГЭ по физике, знания о возможностях использования подходящих типов калькуляторов и линеек.

Пункт 9 проекта спецификации (Дополнительные материалы и оборудование): «Перечень дополнительных материалов и оборудования, пользование которыми разрешено на ОГЭ, утверждается приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора. Используется непрограммируемый калькулятор (на каждого ученика) с возможностью вычисления тригонометрических функций (cos, sin, tg) и линейка. Для выполнения экспериментальных заданий используются наборы оборудования».

Ранее использование линеек на ОГЭ по физике не допускалось.


 

Структура и изменения КИМ

Структура и изменения КИМ

ОГЭ пробелы в знаниях, откорректировать «стратегию и тактику» подготовки к экзамену

ОГЭ пробелы в знаниях, откорректировать «стратегию и тактику» подготовки к экзамену

Структура экзаменационной модели

Структура экзаменационной модели

Понимание принципов действия технических устройств, вклад учёных в развитии науки 1 задание базового уровня сложности на поиск соответствия между двумя группами объектов или процессов с…

Понимание принципов действия технических устройств, вклад учёных в развитии науки 1 задание базового уровня сложности на поиск соответствия между двумя группами объектов или процессов с…

В этом блоке задание 2 соответствует новой модели и проверяет умение ученика различать формулы – определения физических величин, а также выбирать из списка названий физические…

В этом блоке задание 2 соответствует новой модели и проверяет умение ученика различать формулы – определения физических величин, а также выбирать из списка названий физические…

Здесь предлагаются как теоретические задания на снятие показаний измерительных приборов и анализ результатов опытов по их описанию, так и экспериментальное задание на реальном оборудовании на…

Здесь предлагаются как теоретические задания на снятие показаний измерительных приборов и анализ результатов опытов по их описанию, так и экспериментальное задание на реальном оборудовании на…

Перечень опытов для проверки экспериментальных умений выпускников

Перечень опытов для проверки экспериментальных умений выпускников

В каждый вариант включено одно задание базового уровня сложности, проверяющее понимание принципа действия различных технических устройств и блок из трех заданий, оценивающих работу с текстами…

В каждый вариант включено одно задание базового уровня сложности, проверяющее понимание принципа действия различных технических устройств и блок из трех заданий, оценивающих работу с текстами…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.10.2024