Структура и содержание профессиональной компетентности педагога дополнительного образования как цель функционирования и развития методической службы
Профессиональная компетентность – владение педагогом необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности педагога как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания.
Развитие профессиональное — рост, становление профессионально значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, активное качественное преобразование личностью своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности — творческой самореализации в профессии.
Результат образовательного процесса — изменения в знаниях, способностях, отношениях, целостных ориентациях, физическом состоянии учащихся.
Самообразование педагога профессиональное — многокомпонентная личностно и профессионально значимая самостоятельная познавательная деятельность педагога, включающая в себя общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое самообразование. Самообразование способствует формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности, помогает осмыслению педагогического опыта и собственной самостоятельной деятельности, является средством самопознания и самосовершенствования. Виды самообразования педагогов: фоновое общеобразовательное, фоновое педагогическое, перспективное и актуальное.
Самосознание педагога профессиональное — комплекс представлений педагога о себе как профессионале, включающий оценку себя как профессионала со стороны других людей — учащихся, коллег, руководства, ожиданий со стороны других; самооценку педагогом своих отдельных сторон и становления профессиональной Я-концепции, придающей ему чувство профессиональной уверенности или неуверенности. На основе этой концепции педагог оценивает все происходящее в учреждении в отношении самого себя. При этом различают оценку педагогом своих сегодняшних возможностей (актуальная самооценка), вчерашних (ретроспективная) и будущих достижений (потенциальная и идеальная),оценку, сопряженную с мнением окружающих (рефлексивная самооценка). У педагога, позитивно воспринимающего себя, повышаются уверенность в себе, удовлетворенность профессией, эффективность работы в целом.
Дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.
Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы;
Участники образовательных отношений – обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» утвержден 8 сентября 2015 года № 613н.
Данный документ включает описание трудовых функций, требований к образованию, обучению, к опыту практической работы и особые условия допуска к работе.
Профстандартом четко определена цель деятельности:
· организация деятельности учащихся по усвоению знаний, формированию умений и компетенций;
· создание педагогических условий для формирования и развития творческих способностей, удовлетворения потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании,
· укреплении здоровья,
· организации свободного времени,
· профессиональной ориентации;
· обеспечение достижения учащимися нормативно установленных результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ.
В сфере дополнительного образования условия для непрерывного повышения профессиональной компетентности педагогов создаются в рамках работы методической службы МБУДО «ДПШ». Традиционная методическая работа предполагала повышение качества профессионального уровня педагога посредством наращивания количества знаний о новых методиках, приемах, технологиях и умений за счет копирования их в своей деятельности. Новые ценности методической работы определяются исходя из новой цели: подготовка педагога как субъекта профессиональной деятельности, социальной жизни, субъекта личностной самореализации, самоактуализации и самоорганизации. В связи с этим, повышение качества профессионального уровня и педагогического мастерства педагогов дополнительного образования рассматривается не только как процесс накопления знаний, а как процесс углубленного проникновения в сущность новых технологий.
Такая переориентация методической работы определяет необходимость нового качества формируемых в ее процессе профессионально-личностных характеристик, профессиональной самоорганизации, ключевых компетенций и педагогического творчества современного педагога. В связи с этим изменяются подходы к организации методической работы, приоритет отдается активным формам и методам освоения новых знаний и умений.
Исследования последних лет показали необходимость поиска принципиально новых подходов к обеспечению качества за счет реализации эффективных структур управления, нового содержания и интенсивных педагогических технологий. Учреждения дополнительного образования способны реализовать эту задачу при условии соблюдения требований режима непрерывного развития и творческого поиска прогрессивных технологий и методик, роста профессионализма на педагогическом, методическом и управленческом уровне.
Происходящие инновации в системе дополнительного образования обусловлены объективной потребностью в изменениях, адекватных развитию общества и образовательной системы в целом. Основным механизмом таких перемен является поиск и освоение новых технологий повышения профессиональной компетентности, способствующей качественным изменениям в деятельности учреждений дополнительного образования и удовлетворение социального заказа на предоставление образовательных услуг.
Важнейшую роль в организации методической работы по её реализации играет методическая служба образовательного учреждения. В основу системы методической службы положены формы её организации. При изменениях, которые будут происходить в образовательном учреждении, будут вноситься изменения и в данную систему. Только в этом случае она будет жизнеспособной и сможет отвечать насущным проблемам образовательного учреждения. Для ее эффективности в образовательном учреждении должна быть создана концепция деятельности методической службы, которая представляет собой совокупность идей, взглядов, представлений, принципов, приоритетных направлений, обосновывающих данную модель. Главными ориентирами результативности деятельности данной модели методической службы является рост профессиональной компетентности каждого педагога и интеграционных возможностей их профессиональных объединений. Результаты деятельности методической службы следует рассматривать в соответствии с динамикой итоговых результатов профессиональной компетентности отдельных педагогов и педагогического коллектива учреждения, качества организации воспитательно-образовательного процесса, уровня развития детей.
Педагог дополнительного образования занимает ключевую позицию в образовательном процессе: от его квалификации, личностных качеств и профессионализма зависит решение многих проблем. Нередко из-за недооценки проблемы повышения профессиональной компетентности педагогов тормозится процесс развития учреждения. Поэтому задача методической службы состоит в создании таких условий, в которых педагоги могли бы максимально реализовать свой потенциал. Реальными возможностями для решения этой задачи в системе образования обладает методическая служба учреждения дополнительного образования. Оказание педагогическим работникам методической помощи не всегда бывает достаточным из-за отсутствия прочных связей между методическими службами разных уровней: учреждение — район — город. Сегодня методическая служба оказалась в сложной ситуации: в течение долгих лет она выступала как «транслятор» инструкций, приказов, распоряжений, директив, методик, обеспечивая обязательный характер их внедрения.
Методисты часто привлекались к осуществлению контролирующей функции, чем дублировали обязанности инспекторской службы. Поэтому структура методической службы оказалась перед необходимостью реорганизации в соответствии с требованиями времени: в период интенсивной инновационной, опытно-экспериментальной деятельности прежняя методическая служба не могла реагировать на быстро изменяющуюся ситуацию в образовании. Во многих регионах начался поиск приемлемой модели методической службы, способной строить методическую деятельность по - новому. В настоящее время сложилась и успешно функционирует разноуровневая система методической деятельности.
Любая модель методической службы предполагает осуществление методической деятельности, которая направлена на обновление содержания образования, повышение профессиональной компетентности педагогов, своевременное оказание им методической помощи и т.п. Но главное заключается в том, что каждая модель выстраивается, исходя из конкретных условий, запросов и потребностей педагогов и управленцев. К сожалению, сегодня социальный спрос на методические и педагогические услуги значительно опережает возможности методической службы.
Современной методической службе учреждений дополнительного образования детей должны быть присущи следующие черты:
- максимальное удовлетворение социального спроса на педагогические и методические услуги на основе маркетинговых исследований и консалтинга;
- ответственность за возможность выбора педагогом содержания, форм и методов методической работы, способствующих развитию его профессиональной компетентности;
- обеспечение сотрудничества педагога и ученого по поиску истины в реальном процессе обучения;
- организация рекламы социально-педагогических инициатив, новаций и реальных достижений педагогических коллективов.
Чтобы определить роль и место методической службы учреждения дополнительного образования детей, необходимо рассмотреть существующие в системе образования модели методических служб, которые в условиях реформирования образования (создания различных типов учреждений, обновления содержания обучения и внедрения новых технологий и т.д.) на разных уровнях способствуют обеспечению профессиональной деятельности педагогических работников.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.