ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
- наименование учредителя и полное наименование учреждения;
- номер протокола и дата принятия решения педагогическим (методическим) советом учреждения (в соответствии с уставом ОО);
- гриф утверждения программы (в соответствии с локальным актом: номер приказа директора об утверждении программы, подпись директора, печать);
- название программы (это ее визитная карточка. Оно должно быть коротким, емким, привлекательным, а главное отражающим содержание программы);
направленность программы;
уровень усвоения
- возраст обучающихся, на которых рассчитана программа;
- срок реализации программы;
- ФИО, должность автора (-ов) или составителя (-ей) программы;
- населенный пункт; - год разработки программы.
Паспорт программы
Краткое изложение исходных данных о программе
Полное название смены
Автор программы
Направленность программы
Цели и задачи программы
Адресат программы
Аннотация
Предполагаемый результат
Количество участников
Сроки проведения (продолжительность)
Место проведения (адрес исполнителя)
Опыт проведения программы
Руководитель программы
Пояснительная записка
Направленность и направление программы (основной вид деятельности по программе)
Уровень сложности содержания программы (стартовый, базовый и продвинутый); одноуровневая, разноуровневая, традиционная.
Нормативно-правовая база
Актуальность программы
Новизна программы (если есть)
Отличительная особенность программы
Педагогическая целесообразность!!!
Адресат программы (целевая аудитория с краткой характеристикой)
Сроки реализации;
Формы организации содержания и процесса педагогической деятельности
Режим реализации программы
Форма организации учебного процесса
По количеству учащихся
Индивидуальная. Подразумевает занятия преподавателя с одним учеником (репетиторство, гувернерство). Преподаватель уделяет все время и внимание единственному ученику, что позволяет осваивать более глубокие, чем во время групповых занятий, знания за тот же период времени.
Групповая. Обучение в группах, создаваемых на основе различных критериев и состоящих, как правило, из 6-8 человек. Данная форма обучения широко применяется как комплементарная ввиду того, что позволяет преподавателю гибко подстраивать сложность и объем заданий в зависимости от состава группы. Кроме того, групповая работа выполняет функцию социализации учащихся, мотивирует их к взаимодействию и совместному поиску решения поставленной задачи.
Фронтальная. Данный вид является наиболее распространенным в большинстве образовательных организаций, так как позволяет эффективно реализовывать задачу государства по обеспечению всеобщего среднего образования. При этом глубина и объем знаний учащихся могут разниться в зависимости от их желания и способностей – во время групповых занятий у преподавателей зачастую нет возможности искать индивидуальный подход к каждому ученику.
Форма организации учебного процесса А.В. Хуторской
К индивидуальным занятиям относятся репетиторство, тьюторство, менторство, гувернерство, семейное обучение, самообучение.
Коллективно-групповые занятия включают уроки, лекции, семинары, конференций, олимпиады, экскурсии, деловые игры.
Индивидуально-коллективные занятия – это погружения, творческие недели, научные недели, проекты.
Формы организации обучения по содержательно-процессуальным характеристикам
Урок – наиболее распространенная форма организации фронтальных занятий. Применяется в классной системе обучения и проводится для относительного устоявшегося коллектива (класса).
Лекция – учебное занятие, подразумевающее устное изложением материала преподавателем, а также в некоторых случаях ответы на вопросы учащихся.
Лабораторная работа – общее название для практических занятий по тому или иному изучаемому курсу. Наиболее характерна для естественно-научных дисциплин: физики, химии, биологии и прочих.
Мастер-класс (творческая мастерская, воркшоп) – формат обучения, в рамках которого проводится занятие по обучению тому или иному профессиональному навыку или его совершенствованию. Преподавателями, как правило, выступают специалисты в своей области. Мастер-классы практически не имеют ограничений по тематике.
Семинар – в рамках учебно-практических занятий учащиеся обсуждают результаты выполненных ими работ. В большей мере речь идет о докладах, рефератах и иных исследовательских работах. Учащийся презентует свою работу – преподаватель и другие учащиеся дают комментарии и задают вопросы – формат вопрос-ответ перерастает в живую дискуссию освещаемой докладчиком проблематики.
Экскурсия – коллективное посещение достопримечательностей, музеев и прочих важных с культурно-исторической точки зрения мест с учебными или просветительскими целями. В школьной среде наиболее популярны классные походы в исторические музеи и театры.
Формы организации обучения по доминирующей цели обученияВ.И.Андреев
вводное занятие;
занятие по углублению знаний;
практическое занятие;
занятие по систематизации и обобщению знаний;
занятие по контролю знаний, умений и навыков;
комбинированные формы занятий.
Задачи программы
Личностные (воспитательные) - формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.;
Метапредметные (развивающие) - развитие мотивации к определенному виду деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности и т.п.,
Формулировки задач должны быть соотнесены с планируемыми результатами, которые определяются как личностные, метапредметные и предметные.
Содержание программы
Инвариантная часть (перечень образовательных модулей и программ)
Вариативная часть (перечень образовательных модулей и программ)
Модель смены
Логика развития смены по периодам
Подготовительный (организационный) цель и задачи, содержание и ключевые мероприятия
Основной период смены
Итоговый период
Календарно-учебный график
Календарный учебный график, приводимый в образовательной программе, носит примерный, рекомендуемый характер
В календарном учебном графике указывается продолжительность обучения по программе, кол-во учебных недель, сроки, режим занятий, их периодичность и продолжительность, последовательность прохождения модулей и т.д.
При составлении календарного учебного графика должны быть учтены все дисциплины (модули), объем которых должен соответствовать учебному плану. Продолжительность и режим занятий должны соответствовать установленным санитарным нормам.
Конкретизируется календарный учебный график на учебный год в зависимости от запросов потребителей и условий образовательной организации
Комплекс организационно-педагогических условий
Принципы реализации смены (педагогические принципы)
Сетевые партнеры смены
Оценочные материалы/КИМ, система мотивации участников программы (личный и отрядный рейтинг, бонусы и штрафы)
Формы предоставления результатов
Формы аттестации: входная диагностика; текущий контроль; промежуточная аттестация (в т.ч. итоговый контроль)
Условия реализации программы:
- материально-техническое обеспечение;
- методическое обеспечение
- информационное обеспечение;
- кадровое обеспечение.
Условия реализации программы:
- материально-техническое обеспечение:
Учебное помещение должно соответствовать требованиям санитарных норм и правил, установленных СанПиН 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи«, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28 ( срок действия - с 01.01.2021 до 01.01.2027).
Полный список оснащения и оборудования, чтобы не перегружать основной текст программы, можно перенести в Приложение к ней.
- информационное обеспечение:
Электронные образовательные ресурсы (аудио, видео), специальные компьютерные программы, информационные технологии.
- кадровое обеспечение:
Перечислить педагогов, занятых в реализации программы, кратко охарактеризовать их профессионализм, квалификацию.
Формы аттестации:
Проведение итоговой аттестации по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам не предусмотрено.
Входная диагностика позволяет определить уровень знаний, умений и навыков, компетенций у обучающегося, чтобы выяснить, насколько ребенок готов к освоению данной программы. Входная диагностика проводится в случае, если это предусмотрено условиями набора обучающихся.
Текущий контроль включает следующие формы: творческие работы, самостоятельные работы, выставки, тестирование, конкурс, защита творческих работ, проектов, конференция, фестиваль, соревнование, турнир, зачетные занятия.
Промежуточная аттестация может проводиться как завершающая какой-то этап реализации программы, так и по завершению программы в целом. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, определяют формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся.
Формы аттестации
- зачет, - контрольная работа,
- творческая работа, - выставка,
- конкурс, - фестивали,
- отчетные выставки, - отчетные концерты,
- открытые уроки, - вернисажи
- сдача спортивных нормативов и другие.
Формы контроля предоставления результатов
По отдельным темам (разделам)
По итогам смены
По итогам работы отрядов
Качественные и количественные
Сохранность контингента
Участие в выставках, конкурсах, фестивалях и т.д.
Итоги тестирования
Показатели рейтинга
Отчетное занятие, отчетный концерт, спектакль.
Оценочные материалы/КИМ:
Для каждой программы разрабатываются свои, характерные для нее, параметры, критерии, оценочные материалы и диагностики.
Обязательно указываются авторы используемых методик, даются ссылки на источники информации. Сами диагностические материалы, бланки опросников, тексты тестов, нормативы выполнения, перечни и описания заданий помещаются в Приложении к программе.
МЕТОДИЧЕСКИЕ материалы:
Описание методов обучения и воспитания
Описание педагогических и здоровьесберегающих технологий.
Описание специальных технологий (если применяются).
Перечень дидактических материалов (раздаточные материалы, инструкционные, технологические карты, задания, упражнения, образцы изделий и т.п.); тематика проектов, опытнической или исследовательской работы и т.д. (на бумажных и электронных носителях). Данный перечень может быть размещен также в Приложение к программе.
Описание форм учебных занятий:
по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей (лекция, семинар, лабораторная работа, практикум, экскурсия, олимпиада, конференция, мастерская, лаборатория, конкурс, фестиваль, отчетный концерт и т.д.);
по дидактической цели (вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий).
Описание алгоритма учебного занятия (наиболее часто применяемой формы) - краткое описание структуры занятия и его этапов.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:
Список источников – заключительный пункт программы. Список оформляется по алфавиту и в соответствии с ГОСТ.
- Включаемые в список издания должны отвечать современности.
- Для оформления ссылок на электронные ресурсы также существует ГОСТ. При указании ссылок на электронные ресурсы обязательно указывается дата последнего обращения.
- По разделам:
- для педагогов;
- для обучающихся.
Мониторинг воспитательной деятельности ***
КРИТЕРИИ | Характеристика уровней | |||
Высокий | Средний | Ниже среднего | Низкий | |
Общественная активность | С большим желанием участвует во всех общественных делах, проявляет большую активность. | Принимает участие в общественных делах, но проявляет малую активность. | Не проявляет активности, но поручения выполняет. | Отказывается участвовать в общественных делах, является зрителем. |
Ответственность | Всегда хорошо и в назначенный срок выполняет любое поручение. | В большинстве случаев хорошо и в срок выполняет порученную ему работу. | Часто не выполняет в срок /или выполняет плохо/ порученное ему дело. | Очень редко выполняет порученное ему дело/ никогда не доводит его до конца |
Трудолюбие | Любую работу выполняет охотно, ищет работу сам и старается сделать её хорошо | Как правило, охотно берётся за работу, стараясь выполнить её хорошо. | Редко охотно берётся за работу. | Чаще всего старается уклониться от любой работ |
Инициативность | Выступает зачинателем многих дел. | Часто выступает зачинателем нового дела. | Редко сам начинает новое дело. | Никогда не выступает зачинателем какого-либо дела. |
Организованность | Правильно распределяет свою работу во времени и выполняет её, согласно плану. | В большинстве случаев Правильно распределяет свою работу и в срок выполняет. | Чаще всего не умеет распределять свою работу по времени. | Не умеет распределять свою работу во времени, тратит время зря. |
Уверенность в себе | Все задания, поручения выполняет без помощи других | Порой, выполняя трудную задачу, обращается за помощью, хотя смог бы справиться сам | Часто при выполнении поручений обращается за помощью, даже если сам может справиться. | Постоянно, даже в простых делах, нуждается в одобрении и помощи других |
Самокритичность | Всегда с вниманием выслушает критику, правильно на неё реагируя. | В большинстве случаев правильно реагирует на критику. | Порой прислушивается к справедливым замечаниям, не стараясь исправить недостатки. | Отвергает любую критику. Ничего не делает для их исправления |
Стремление к успеху | Всегда и во всём стремится быть первым, настойчиво этого добивается | Стремится в чём-то одном, особенно его интересующем, добиться признания. | Очень редко стремится к успеху в какой-либо деятельности, легко довольствуется положением середняка | Никогда не стремится в чём-либо быть первым. |
Самоконтроль | Умеет тщательно взвешивать свои слова и поступки. | Не всегда тщательно контролирует свои слова и поступки | Почти всегда поступает необдуманно, недостаточно тщательно контролирует себя. | Постоянно поступает необдуманно. |
Коллективизм | Всегда проявляет заботу по отношению к знакомым и незнакомым людям, старается любому оказать помощь. | Склонен проявлять заботу о людях, если это не мешает его личным планам и делам. | Как правило равнодушен к заботам других, по своей инициативе им не помогает. | Живёт под девизом: «Не лезь не в своё дело». |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.