Структура урока физической культуры ии технология его проведения

  • ppt
  • 14.05.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала СТРУКТУРА УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ТЕХНОЛОГИЯ ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ.ppt



СТРУКТУРА УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ТЕХНОЛОГИЯ ЕГО
ПРОВЕДЕНИЯ

преподаватель физической культуры
Павлов Александр Иванович

Основные вопросы:

1. Общая характеристика частей урока ФК (подготовительной, основной и заключительной) и методические особенности их построения и проведения.
2. Элементы урока и их характеристика.
3. Характеристика компонентов урока.
4. Временное соотношение частей и элементов урока.

Урок физической культуры

Подготовительная
часть

Основная
часть

Заключительная
часть

Органи-
зация
ус-
ловий

Органи
зация
вни-
мания

Под-
готовка
к
работе

Изуче-
ние
нового

Пов-
то-
рение

оцен-
ка

дози-
ров-
ка

Подве-
дение
итогов

Конкретиза-
ция
задач

Краткосроч-
ное
планирова
ние

Подбор
средств

Подбор
мето-
дов

Страхов-
ка и
помощь

Выбор
способов
органи-
зации

Ч
А
С
Т
и

Э
Л
Е
М
Е
Н
Т
ы

К
О
М
П
О
Н
Е
Н
Т
ы

Структура урока физической культуры

Под структурой урока понимается количество его структурных единиц их соотношение и взаимосвязь, назначение и содержание, последовательность и оптимальная продолжительность каждой из них.
Характеризуя урок в аспекте дидактического взаимодействия между учеником и учителем под структурой урока следует понимать взаимосвязь и последовательность деятельности педагога и коллектива класса, осуществляемое в соответствии с логикой достижения его цели. (Ю.Д. Железняк)

Характеристика частей урока подготовительная часть

Основная цель подготовительной части урокаподготовка учащихся к физкультурно-спортивной деятельности в основной части.
Основными задачами подготовительной части урока являются:
1. Создание целевой направленности учащихся на овладение основным содержанием урока (сообщение задач, нацелить на их реализацию).
2. Подготовка учащихся к овладению основным содержанием урока (сущность подготовки состоит в оптимизации психоэмоционального и функционального состояния занимающихся; подготовленности их опорно-двигательного аппарата к решению основных дидактических задач).
3. Направленное формирование культуры движений, осанки, воспитание таких физических качеств как гибкость, быстроту и координацию.

Структура подготовительной части

Общая разминка
есть специфический вид физкультурно-спортивной деятельности (мышечной, прежде всего), направленная на становление общей двигательной и функциональной подготовленности учащихся (повышение нервно-мышечного тонуса, оптимизация деятельности сердечно-сосудистой системы, эндокринной и дыхательной систем).

СРЕДСТВА – ОРУ, ходьба, бег и их разновидности, прыжки и подскоки, перестроения и т.п.

Специальная разминка – является как бы продолжением общей и обеспечивает состояние подготовленности учащихся к реализации конкретного содержания (задач) основной части урока.

Требования к упражнениям специальной разминки - их координационная, биомеханическая и функциональная «схожесть» с упражнениями основной части.

ОБЩАЯ СХЕМА ПРОВЕДЕНИЯ

1. - построение (в различных вариантах);
2. - определение (сообщение) задач урока;
3.- упражнения на осанку и внимание;
4 - ходьба и бег (их разновидности – в зависимости от вида урока);
5 - общая разминка (комплексы общеразвивающих упражнений (желательно менять через две-три недели);
6 - специальная разминка (обще- и специально подготовительные упражнения, в зависимости от типа урока).

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ

1. постепенность наращивания тренирующих нагрузок (с целью обеспечения функциональной и нервно-мышечной «вработанности» к началу основной части);
2. целенаправленность подобранных упражнений (желательно на каждом уроке - на формирование осанки, культуры движений; воспитание физических качеств – гибкости, быстроты и ловкости);
3. оптимизация разминки: (как общей, так и специальной), что заключается в следующем:
- проведение только общей разминки (с целью сокращения временных затрат) в случае «простого» содержания основной части;
- сокращение общей и «усиление» специальной разминки (в случае сложного содержания процесса обучения в основной части;)
4. продолжительность от 7 до 15 минут (зависит от – возраста и подготовленности учащихся; характера предыдущей деятельности, комплекса метеоусловий, вида и типа урока и т.п..
5. способ размещения – фронтальный;
порядок выполнения одновременный)

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНОЙ ЧАСТИ УРОКА

Цель - формирование физической культуры личности учащихся.

Основные задачи :
формирование комплекса знаний и двигательных умений и навыков; ценностных ориентаций и умений физкультурного самосовершенствования;
привитие привычек ведения здорового образа жизни;
становление системы двигательных способностей (воспитание физических качеств);
содействие в формировании нравственной и эстетической культуры учащихся, их трудовому и гражданскому воспитанию;
повышение уровня физической подготовленности и спортивных результатов.
становление комплекса психических свойств (мышление, память, воля, эмоции и т.п.) и личностных качеств (дружелюбие, взаимопомощь, товарищество и т.п.).

Особенности организации

Продолжительность основой части составляет примерно 2/3 времени урока
(25-30 минут)
и зависит от:
типа урока,
контингента и возраста занимающихся,
задач урока и т.п.

Основной способ размещения – групповой (по половому признаку и степени подготовленности), реже индивидуальный (при обучении отстающих учеников).
Основной порядок выполнения учебных заданий – попеременный (посменный) и поочередной (поточный).

Особенности методики

Особенности методики

1. Задачи, связанные с овладением новым материалом, формированием двигательных умений и навыков необходимо решать в первой фазе (т.к. после разминки учащиеся оптимально подготовлены к обучению и еще не устали). Остальное время отводится на совершенствование техники и направленное воспитание физических качеств.

продолжение

продолжение

2. Методически правильно построить процесс обучения:
- вначале, демонстрация и объяснение основ техники (методы наглядного и вербального воздействия);
- далее выполнение развивающих (к примеру, размять кисть при обучении передач в волейболе) и подводящих (использование метода расчленено-конструктивного упражнения) упражнений;
- после первоначального опробования – серия повторений с целью закрепления основ техники (интервалы отдыха ординарные – до полного восстановления).

продолжение

3. Выдержать технологию совершенствования двигательного действия:

а) изначальное повторение ранее разученного действия (с повторения теории и основ техники);
б) усложнение изучаемого действия (изменение- исходных и конечных положений; исключение помощи и страховки и т.п.);
в) использование игрового и соревновательного метода («кто быстрее», «кто правильнее»);

продолжение

4. При избирательном воздействии на физические качества и функции следует придерживаться следующей последовательности:
А) сначала (конец подготовительной и начало основой части) идет работа по воспитанию гибкости, ловкости и быстроты и форм их проявления);
Б) далее, по мере нарастания утомления, идут упражнения на воспитание скоростно-силовых и силовых способностей;
В) в последствии на выносливость (эффект возрастает по мере утомления и на его фоне) и можно вернуться к гибкости.

Урок «круговой тренировки» следует строить
по такой же схеме.

пример

Урок круговой тренировки направленный на воспитание физических качеств.

гибкость

ловкость

быстрота

сила

выносливость

1 станция

2 станция

3 станция

4 станция

5 станция

Характеристика заключительной части урока

Целью заключительной части урока является – постепенное снижение функциональной активности организма занимающихся

При этом решаются следующие задачи:
1. снижение уровня психического и эмоционального напряжения (возникшего в следствии нагрузки и в связи с предстоящей учебной нагрузкой)(содержание);
2. подведение итогов урока (контроль, выставление отметок, самооценка);
3. сообщение домашнего задания.

продолжение

Особенности организации

Способ размещения
(обычно)- фронтальный.
Порядок выполнения
одновременный
(возможны модификации).
Продолжительность до 5-6 минут (хватает для оперативного восстановления).

Особенности методики

Средства - упражнения контрастные по отношению к тем, что вызывают утомление - аэробного характера – дыхательные упражнения,
- медленный бег;
- спокойные подвижные игры;
- упражнения на расслабление;
- аутотренинг и т.п..
2. Оценку физкультурно-спортивной деятельности проводить в соответствии с основными дидактическими принципами (объективно, гласно и т.п.).



3. Определить и дать учащимся конкретный и доступный для выполнения в домашних условиях задания:

- по теории (изучение имеющихся литературных источников или лекционного материала);
- по развитию физических качеств (задание дается на серию уроков или учебную четверть, прослеживается динамика);
- по формированию инструкторских умений и навыков (подготовка конспектов по проведению какой-либо части урока, комплекса упражнений утренней гимнастики, ОРУ и т.п.).

Требований к домашним заданиям:

1. Доступность и возможность дозирования;
2. Учет индивидуальных
особенностей детей;
3. Возможность контроля с минимальными затратами
времени.

Контроль осуществляют – учитель ФК, родители, физкультурный актив
или на соревнованиях.

2 вопрос. Элементы урока и их характеристика.

1. Организация условий (подготовленность инвентаря и оборудования; санитарно-гигиеническое состояние мест занятий; бытовая обеспеченность – раздевалки, душевые и т.п.);
2. Организация внимания (вводный ритуал – построение, приветствие; сообщение задач урока; строевые упражнения и упражнения на внимание и т.п.);
3. Подготовка к работе (общая и специальная разминка в подготовительной части; развивающие и подготовительные упражнения в основной);

продолжение

4. Изучение нового материала (например):
в подготовительной части – теория,
в основной – двигательные действия,
в заключительной – физические качества);

5. Повторение и совершенствование ранее изученного материала (составляет преимущественно содержание основной части и реализуется за счет изменения внешних условий, усложнения учебного материала и т.п.)%

продолжение

6. Оценка степени усвоения материала
- текущий контроль - на каждом уроке
- оперативный контроль - 1-2 раза в четверть
(оценка теоретической, физической и двигательной подготовленности возможно также во всех частях урока);
7. Дозировка (увеличение-снижение) психофизической нагрузки
в зависимости от:
- типа урока,
- возрастных особенностей
- уровня подготовленности учащихся и т.п.
8. Подведение итогов урока и домашнее задание
- определяется степень решенности задач урока,
- выставляются отметоки за урок,
- определяется домашнее задание (с направленностью на усвоение программного материала и формирование инструкторских умений организации самостоятельных занятий физическими упражнениями).

3 вопрос. Характеристика компонентов урока ФК.

Компоненты урока отражают совокупность организационно-методических особенностей реализации содержания физкультурно-спортивной деятельности.

1. Конкретизация задач:
а) всего урока (образовательные, воспитывающие, развивающие и обучающие);
б) частей урока (что предполагает проведение каждой из них: например – учить способам перестроения в подготовительной части);
в) процесса овладения определенным материалом (для обучения конкретному элементу проверить готовность учащихся к его освоению).

продолжение

2. Краткосрочное планирование
(подбор содержания для освоения на основе анализа предшествующего материала – по структуре: обучение –совершенствование –закрепление - контроль).
3. Подбор методов и методических приемов обучения, воспитания и развития
например:
при обучении техники выполнения двигательного действия в гимнастике – использование метода расчленено-конструктивного упражнения;
при воспитании выносливости – использование метода непрерывно-равномерного упражнения и т.п.).

4. Подбор средств обучения и воспитания – предполагает:
- подбор физических упражнений и нетрадиционных средств ФК для каждой из частей урока;
- определение характера использования естественных сил природы; способы подачи знаний (беседа, лекция, видеофильмы) и т.п..
5. Страховка и помощь
предполагает:
- определение кто, где и как будет ее осуществлять;
- как расположить снаряды; сколько матов и технических приспособлений будет использовано и т.п.
6. Выбор способов управления учащимися – предполагает:
- определение способов размещения;
- определение порядка выполнения ими учебных заданий.

4 вопрос – Соотношение частей и элементов в структуре уроков физической культуры

Начальная школа



Основная и средняя школа

15 минут 20минут 10минут

10-12 25-30 4-5
Минут минут минут

Задания для самостоятельной работы:

1. Подготовить рисунок (схему, диаграмму) структуры урока ФК; определить время его частей и элементов в зависимость от контингента занимающихся и типа урока.
2. Представить типовую структуру урока ФК (отразить схематично части, элементы и компоненты урока).
К примеру: