Структура, функции и сущностные характеристики патриотического воспитания школьников
Оценка 5
Научно-исследовательская работа +1
docx
математика +1
8 кл—11 кл
12.10.2017
Проблема воспитания гражданина - патриота предстала перед человечеством с тех пор, как появились первые государства. Эта проблема актуальна и теперь, так как от того, какие ориентиры в формировании и становлении личности будут приняты, какие воспитательные системы будут вводиться в учебно-воспитательной программе, будет зависеть будущее России.
Тема: Структура, функции и сущностные характеристики
патриотического воспитания школьников.
Выполнил:
Слушатель факультета ДПО по
специальности
Педагогическое образование:
учитель астрономии.
Пилипук Алексей Дмитриевич Оглавление
Введение...................................................................................................................2
1.Понятие патриотизма в педагогике....................................................................3
1.1.Теоретические основы патриотического воспитания..................................3
1.2.Понятие «патриотизм», «патриотическое воспитание»..............................5
2.Принципы патриотического воспитания.............................................................8
3. Сущностные характеристики патриотического воспитания............................9
4.Функции патриотического воспитания.............................................................11
Заключение.............................................................................................................11
Список литературы................................................................................................13
1 Введение.
Проблема воспитания гражданина патриота предстала перед
человечеством с тех пор, как появились первые государства. Эта проблема
актуальна и теперь, так как от того, какие ориентиры в формировании и
становлении личности будут приняты, какие воспитательные системы будут
вводиться в учебновоспитательной программе, будет зависеть будущее
России.
Сегодня с введением ФГОС гражданскопатриотическое воспитание
делает акцент на диалоге и культурном образовании в рамках нашего
многонационального государства, что закреплено в Конституции и основных
российских законах. А учитель призван делать акцент на воспитании
гражданина патриота своей Родины, готового к дальнейшему образованию и
трудовой деятельности, со сформированными политическими и
мировоззренческими убеждениями, с сознательным отношением к
обязанностям; уделять внимание формированию творческой личности
ученика, воспитанию уважения к национальным ценностям нашего народа и
других наций.
Изменения в жизни российского народа послужили причиной целого ряда
проблем, которые касаются молодежи в целом, и школьников в том числе
(например, проблема безработицы, выбора профессии, эмиграции и т.д.).
Нельзя не согласиться и с тем фактом, что молодежь сегодня ощущает на себе
наибольшую ответственность за наше общее будущее. Именно от того,
насколько у учеников будет сформирована активная жизненная позиция,
национальное самосознание, нравственность, зависит будущее нашего народа,
всего мира.
Патриотичное воспитание должно пронизывать весь учебно
воспитательный процесс, органически объединять гражданское, моральное,
семейное, эстетическое, правовое, экологическое, физическое и трудовое
воспитание. Для этого оно должно основываться на российской истории,
знании и отстаивании своих прав, выполнении конституционных и
гражданских обязанностей, ответственности за собственное будущее,
благосостояние и судьбу страны.
Цель работы:
рассмотреть сущность,
патриотического воспитания школьников.
структуру,
принципы
Задачи:
рассмотреть теоретические основы патриотического воспитания;
рассмотреть понятие «патриот», «патриотическое воспитание» и др.;
обозначить сущностные характеристики патриотического воспитания;
Выявить основные функции и определить структуру патриотического
воспитания школьников;
2 определить принципы, на которых строится патриотическое воспитание
в школах.
1.
Понятие патриотизма в педагогике.
Патриотизм (от гр. patrіotes родина) в широком понимании этого
термина означает любовь к своей родине, преданность своему народу,
гордость за свой народ, стремление защитить его достояние, продолжить
приумножение его общечеловеческих и национальных моральнодуховных
ценностей.
Как отмечал В.О. Сухомлинский, патриотизм в педагогике выступает как
деятельная направленность сознания, воли, чувств диалектически связанная с
образованностью, этической, эстетичной и эмоциональной культурой,
мировоззренческой стойкостью, творческой работой.
Проблема патриотизма, как мы убедились, была актуальной с древности.
Патриотизм проникает во все сферы познавательной деятельности личности, и
формируется постепенно под влиянием окружающей среды и других
воспитательных факторов. Быть патриотом для ребёнка, школьника означает
любить родной язык, свой дом, родителей и всех людей, природу родного
края, обычаи, уважать и приумножать традиции народа.
От того, насколько молодое поколение будет пронизано патриотическим
чувством, зависит и прочность Российской Федерации.
Основными характеристикам человекапатриота являются его отношение
к общей и правовой культуре Родины, ее богатствам, гражданам, самому себе.
Патриотичное воспитание в наше время одно из важных звеньев
системы воспитательной работы. Целью патриотичного воспитания является:
формирование у молодого поколения высокого гражданскопатриотичного
сознания, чувства любви к России, уважения к выдающимся отечественным
историческим, научным и общественным деятелям, готовности к выполнению
гражданских и конституционных обязанностей. Главной составляющей
патриотического воспитания выступает наличие у молодого поколения любви
к родной стране. Оно осуществляется, в первую очередь, семьёй,
непосредственным социальным окружением через передачу определенных
культурных традиций, обычаев, обрядов, верований.
Значит, патриотическое воспитание направление на прививание детям
веры в историческую роль и силу своего народа. При этом оно должно
избегать появления таких негативных проявлений как национальная и расовая
нетерпимость, шовинизм, ксенофобия.
1.1.
Теоретические основы патриотического воспитания.
3 С момента возникновения государств и по сегодняшний день патриотизм
играет важную роль объединяющей и цементирующей силы не только
национальных, но и многонациональных объединений. В отдельные периоды
истории патриотизм был щитом в борьбе за независимость народов, главным
лозунгом в руках политиков, стремящихся развязывать захватнические войны,
силой способной предотвратить умирание этноса и обеспечить его
процветание. Этим объясняется неизменный интерес ученых, политиков и
простых граждан к проблеме.
Данная проблема рассматривалась в трудах философов (Н.А. Бердяева,
И.А. Ильина, Л.П. Корсавина, Г.В. Плеханова), психологов (И.Б. Котова, С.Л.
Рубинштейна, И.А. Сикорского), педагогов (Л.Р. Болотина, Н.К. Крупской,
А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского), писателей (В.Г. Белинского, Н.А.
Добролюбова, В.В. Маяковского, Н.А. Островского, Н.Г. Чернышевского,
М.А. Шолохова).
Дух патриотизма — универсальный нравственный идеал. Его питают
глубокие исторические и социальные корни. Это естественное чувство
самосохранения, стремление защитить свое место обитания от различных
завоевателей, которое формировалось долгим историческим опытом,
выстрадано драматической судьбой Отечества и передается от поколения к
поколению. В статье А.Е. Алямкина приводятся подсчеты исследователей,
что только за период с 1368 по 1893 год, т.е. за 525 лет, россияне воевали 329
лет. Эти цифры служат печальным подтверждением особенно драматической
судьбы страны.
Патриотизм русской армии питали мощные силы православия. Русская
Православная Церковь имеет вековые традиции патриотического воспитания.
Идеологическую основу патриотического воспитания россиян, армии
составляли идеи православия, самодержавия, народности, воплощенные в
призыве «За Веру, Царя и Отечество!». Патриотизм русских воинов зиждился
на их сознании, на убеждениях, а не вносился в их умы насильственно.
Русские полководцы и военачальники видели силу русского солдата в его
душе, сердце и использовали различные средства, формы, методы
патриотического воспитания, главными из которых были — забота о солдате
и личный пример офицера.
Особым историческим типом патриотизма был советский патриотизм,
идеологическим основанием которого был идеи советского патриотизма и
пролетарского интернационализма. Большую работу по патриотическому
воспитанию вели государственные структуры, общественные и армейские
организации, семья и конечно школа. В статье «О комсомольском
воспитании» «Всесоюзный староста» М.И. Калинин так обозначает цели
воспитания: «Мы должны воспитывать всех трудящихся в духе пламенного
патриотизма, в духе безграничной любви к своей родине». Лучшие образцы
советского патриотизма на фронте и в тылу показали россияне в годы
4 Великой отечественной войны и восстановления народного хозяйства,
подтвердив на деле успехи патриотического воспитания.
Обобщая сказанное можно отметить, что традиционно патриотическое
сознание всегда было основополагающей чертой россиян. Когда же в период
реформ 90х гг. ХХ века оно испытало на себе множество внешних и
внутренних влияний, стало возможным говорить о кризисе этого качества и о
проблеме патриотизма и патриотического воспитания в России.
В логике данной работы представляется важным определение
методологических подходов, которые позволяют обозначить ориентиры
данной работы и рассмотреть ведущие понятия, связанные с патриотическим
воспитанием школьников: «патриот», «патриотизм», «патриотическое
воспитание», «патриотическое воспитание школьников».
1.2. Понятие «патриотизм», «патриотическое воспитание».
Рассмотрим составляющие патриотического воспитания: «Патриотизм»,
«Патриотическое воспитание».
Впервые слово «патриот» появилось в период Французской революции
1789 1793гг. Патриотами тогда себя называли борцы за народное дело,
защитники республики в противовес изменникам, предателям родины из
лагеря монархистов.
В толковом словаре В. И. Даля значение этого слова трактуется так:
«Патриот – любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб».
«Патриот – говорится в другом словаре, человек, – любящий свое
Отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий
подвиги во имя своей родины».
Более четко определено моральное содержание этого понятия в
Философском словаре: «Патриотизм греч. Patris – отечество; нравственный и
политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является
любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее,
стремление защитить интересы Родины».
Советский энциклопедический словарь трактует «патриотизм» как
любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его
интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая
характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных
идеалах, нормах поведения. Более современное понятие «патриотизма»
связывают сознание человека с эмоциями на проявления воздействий внешней
среды в месте рождения данного индивида, его воспитания, детских и
юношеских впечатлений, становления его как личности. Эмоциональное
восприятие первого жилища, своих родителей, своего двора, улицы, района
(деревни), звуков птичьего щебетания, трепетания листвы на деревьях,
5 колыханья травы, смены времен года и связанных с этим изменений оттенков
леса и состояния водоемов, песен и разговоров местного населения, их
обрядов, обычаев и образа жизни и культуры поведения, характеров, нравов и
всего остального, что не перечесть, влияет на развитие психики, а вместе с
ней и на становление патриотического сознания каждого человека, составляя
важнейшие части его внутреннего патриотизма, закрепляемые на его
подсознательном уровне.
Дадим понятиям «патриотизм» и «патриот» более четкие определения:
1) Главный из них – наличие среди основных здоровых эмоций каждого
человека почитания места своего рождения и места постоянного проживания
как своей Родины, любовь и забота о данном территориальном формировании,
уважение местных традиций, преданность до конца своей жизни данной
территориальной области. В зависимости от широты восприятия места своего
рождения, зависящего от глубины сознания данного индивида, границы его
родины могут простираться от площади собственного дома, двора, улицы,
поселка, города до районных, областных и краевых масштабов. Для
обладателей высших уровней патриотизма широта их эмоций должна
совпадать с границами всего данного государственного образования,
именуемого Отечеством. Низшими уровнями данного параметра, граничащего
с антипатриотизмом,
являются мещанскообывательские понятия,
отраженные в поговорке: «Моя хата с краю, ничего не знаю».
2) Уважение к своим предкам, любовь и проявление терпимости к своим
землякам, проживающим на данной территории, желание помогать им,
отучать от всего дурного. Высший показатель данного параметра
благожелательность ко всем своим соотечественникам, являющимся
гражданами данного государства, т.е. осознание того общественного
организма, называемого во всем мире «нацией по гражданству».
3) Делать конкретные каждодневные дела для улучшения состояния
своей родины. Обустройства, помощи и взаимовыручки своих земляков, и
соотечественников начиная от поддержания порядка, опрятности и упрочения
дружеских отношений с соседями в своей квартире, подъезде, доме, дворе до
достойного развития всего своего города, района, края, Отчизны в
целом» [Ионов И.О. Цивилизация в истории человечества с. 7].
Широта понимания границ своей родины, степень любви к своим
землякам и соотечественникам, а также перечень каждодневных деяний,
направленных на поддержание в должном состоянии и развитие ее территории
и проживающих на ней жителей все это определяет степень патриотизма
каждого индивида, является критерием уровня его истинно патриотического
сознания.
Патриотизм либо есть в той или иной степени, либо его нет вовсе.
Патриотизм – очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе
(подсознании). О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого
6 человека. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, кого будут чтить
таковым другие, но прежде всего его соотечественники.
Выдающиеся люди нашей страны в прошлом считали патриотизм основой
духовной жизни человека, его стремления к свободе и процветанию Родины.
«… Истинный человек и сын отечества, – писал А.Н. Радищев, – есть
одно и то же… Он скорее согласится погибнуть, нежели подать собою другим
пример неблагонравия. Он пламенеет нежнейшей любовью к целости и
спокойствию своих соотчичей. Преодолевает все препятствия, неутомимо
бдит над сохранением честности, подает благие советы и наставлении. И
ежели уверен в том, что смерть его принесет крепость и славу отечеству, то
не страшится пожертвовать жизнью. Тот есть, прямо благороден, которого
сердце не может не трепетать от нежной радости при едином имени
отечества…».
Уясняя сущность и содержание патриотизма, и его огромное значение в
развитии и формировании личности, нельзя не привести полные глубочайшего
смысла слова К.Д. Ушинского. «Как нет человека без самолюбия, – писал
Константин Дмитриевич, – так нет человека без любви к Отечеству, и эта
любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную
опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и
родовыми наклонностями».
Исторический опыт свидетельствует, что основу формирования у людей
высокого морального духа всегда составляли чувства патриотизма, любви к
своему Отечеству, готовность сражаться за него до полной победы.
В русском этносе идея патриотизма всегда рассматривалась в
широчайшем диапазоне, включая историческую проблематику, вопросы
русского национального самосознания и менталитета, «Русской идеи»,
исторической миссии России и выбора путей ее развития.
Патриотическое воспитание — многоплановая, систематическая,
целенаправленная и скоординированная деятельность государственных
органов, общественных объединений и организаций по формированию у
молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства
верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга,
важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Цель патриотического воспитания развитие в российском обществе
высокой социальной активности, гражданской ответственности.
Патриотическое воспитание является одним из приоритетных
направлений в системе образования России, так как способствует
формированию у молодежи высокого патриотического сознания, готовности к
выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей
по защите интересов Родины, традиционно патриотическое сознание всегда
было основополагающей чертой россиян.
7 2.
Принципы патриотического воспитания.
Осуществление патриотического воспитания основывается на
совокупности принципов, которые отражают общие закономерности и
принципы воспитательного процесса, и специфику патриотического
воспитания подростков в общеобразовательной школе. К их числу относятся:
обусловленность патриотического воспитания развитием общества и
происходящими в нем событиями;
обусловленность содержания, форм и методов, средств и приемов
патриотического воспитания возрастными и индивидуальными особенностями
учащихся;
диалектическое единство и органическая связь между учебным
материалом и содержанием внеклассных и внешкольных мероприятий;
интеграция патриотического воспитания с другими направлениями
воспитательной работы;
опора на новые концепции организации и осуществления учебно
воспитательного процесса и на новое понимание основных педагогических
понятий;
опора на положительное в личности воспитанника и создание
благоприятной психологической атмосферы в процессе педагогического
взаимодействия:
координация взаимодействия школы, семьи и общественности в системе
патриотического воспитания.
С учетом особенностей патриотического воспитания в современном
обществе цель данного процесса определяется как воспитание убежденного
патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить
ему своим трудом и защищать его интересы.
Анализ литературы по проблеме патриотического воспитания
показывает, что в фундаментальных исследованиях последних лет
определению принципов патриотического воспитания, отражающих его
специфику, уделяется большое внимание.
В результате осмысления общих принципов воспитания и частных
принципов патриотического воспитания,
предложенных различными
исследователями, для составления программы патриотического воспитания
обучающихся образовательной организации можно выделить следующие
основополагающие принципы:
Принцип координации взаимодействий школы, семьи и общественности
в реализации задач патриотического воспитания.
Принцип связи патриотического воспитания с другими видами
обучения и воспитания.
Принцип учета индивидуальных, возрастных, национальных и
конфессиональных различий в патриотическом воспитании школьников.
8 Принцип межпоколенной преемственности духовного опыта.
Принцип исторической и социальной памяти.
Принцип опоры на культурные, исторические, боевые и трудовые
традиции народов.
Принцип социокультурной и национальной идентификации.
Принцип импликации традиций и инноваций в патриотическом
воспитании.
Принцип субъектности.
3. Сущностные характеристики патриотического воспитания.
К сущностным характеристикам относятся: многофакторность,
длительность, перспективность, комплексность, преобладание
организаторских форм педагогической деятельности, ступенчатость.
Многофакторность системы определяется наличием многочисленными
внутренним и внешним факторам среды: семья, школа, формальные и
неформальные контакты школьника с другими людьми. Систематичность
предполагает осуществление воспитательных воздействий в определенном
порядке: целеполагание и планирование процесса патриотического
воспитания школьников; отбор содержания процесса патриотического
воспитания школьников: форм, методов, средств; организацию процесса
патриотического воспитания школьников; контроль над ходом процесса
патриотического воспитания школьников; определение основных направлений
коррекции процесса патриотического воспитания школьников; принятие
управленческих решений; прогнозирование дальнейшего хода процесса
патриотического воспитания школьников и динамики патриотической
воспитанности школьников. Длительность реализуется как целе сообразная,
плановая, комплексная реализация проце сса патриотического воспитания
школьников, с учетом возрастных, индивидуальных, национальных и
конфессиональных особенностей школьников в условиях непрерывного
изменения личности школьника.
Перспективность определяет возможную успешность развития процесса
и успешность в патриотическом воспитании. Отражается в необходимости и
возможности ставить отдаленные и близкие цели, планировать и
прогнозировать процесс патриотического воспитания. Комплексность
позволяет увидеть педагогический процесс как единое целое, объединяет в
себе отдельные направления реализации его воспитательных функций.
Ступенчатость характеризует последовательность патриотического
воспитания школьников как процесса перехода от элементарных 7
представлений о патриотизме к высшему ценностносмысловому
проявлению патриотизма. Целостность обеспечивает цельность и
завершенность процесса патриотического воспитания школьников в единстве
9 всех его стадий и этапов. Активность характеризует деятельность педагогов
как целенаправленную, мотивированную, осознанную, эмоционально
окрашенную инициативную и ситуативную при высоком уровне владения
педагогом способами и приёмами действий.
Кратко охарактеризуем их.
Многофакторность системы
первая сущностная характеристика
патриотического воспитания школьников.
Систематичность и длительность вторая сущностная характеристика
патриотического воспитания школьников предполагает осуществление
воспитательных воздействий в определенном порядке и системе:
–целеполагание и планирование процесса патриотического воспитания
школьников, его основных стадий и этапов его реализации;
–отбор содержания процесса патриотического воспитания школьников:
форм, методов, средств;
–организацию процесса патриотического воспитания школьников;
–контроль над ходом процесса патриотического воспитания школьников;
процесса
–
направлений
определение
коррекции
основных
патриотического воспитания школьников;
–принятие управленческих решений;
– прогнозирование дальнейшего хода процесса патриотического
воспитания школьников и динамик и патриотической воспитанности
школьников.
Перспективность – третья сущностная характеристика патриотического
воспитания школьников определяет возможную успешность развития
процесса патриотического воспитания и основные факторы(внутренние и
внешние) и условия успешности этого процесса.
Комплексность четвертая сущностная характеристика патриотического
воспитания школьников позволяет увидеть педагогический процесс как
единое целое, объединяющее в себе отдельные направления реализации его
воспитательных функций. Эта характеристика отражает взаимоувязанность и
полноту
направлений, форм, методов, средств
патриотического воспитания школьников.
различных типов,
Ступенчатость – пятая сущностная характеристика патриотического
воспитания школьников характеризует последовательность патриотического
перехода от элементарных
воспитания школьников как процесса
представлений о патриотизме – к высшему
ценностносмысловому
проявлению патриотизма: служению Отечеству. В связи с этим происходит
последовательное построение процесса патриотического воспитания от
патриотически
знаний
поведения
ориентированного
собственно
патриотической деятельности.
создания мотивации
патриотизме и
формирования
опыта
о
до
10 Приведенные характеристики являются сущностными и могут быть
применимы к процессу патриотического воспитания как необходимые, но не
достаточные.
4.
Функции патриотического воспитания.
ориентирующая
функция;
контролирующая функция;
При моделировании функций патриотического воспитания выделяются
функциональные компоненты профессионально
педагогической
деятельности, которые относятся к задачам патриотического воспитания
школьников.
Следующий перечень функций считается более
распространённым:
мотивационно
мобилизационная функция;
информационногностическая функция;
организационная функция; преобразующая функция; координирующая
функция;
прогностическая функция;
коррекционная функция. Итак, об этих функциях можно сказать что:
Ориентирующая функция позволяет выявить наиболее предпочтительные
варианты поведения, которые относятся к соответствующему идеалу.
Мотивационномобилизующая функция включает умения возбуждать у
учащихся интерес, внимание, побуждать к активности, переводить знания в
практику. Информационногностическая функция заключается в том, как
педагог пользуется выразительностью своей речи. Организационная функция
предполагает создание условий для процесса достижения поставленных целей
патриотического воспитания школьников. Преобразующая функция требует
от педагога проявить определённый творческий подход к организации
образовательного процесса. Координирующая функция объединяет и
согласовывает содержания и направленности педагогических воздействий на
учащихся.
Контролирующая функция основана на формировании личности
патриота своего государства на уроках и в жизни. Прогностическая функция
служит для предвидения ближайшего развития школьников и воспитательной
системы образовательного учреждения. Коррекционная функция изменяет
негативные моменты педагогического процесса, влияет на динамику роста,
уровня патриотической воспитанности школьников и повышает качественные
характеристики патриотического воспитания.
Заключение
С точки зрения педагогики сущность и содержание патриотического
воспитания представляется как целостный и системный процесс
взаимодействия педагогов и воспитанников. Данный процесс направлен на
развитие патриотических чувств,
убеждений и устойчивых норм
патриотического поведения. Многие ученые выделяют несколько направлений
11 духовности,
героикопатриотическое,
патриотического воспитания:
национально
патриотическое, гражданскопатриотическое, военно патриотическое. В
Концепции патриотического воспитания граждан РФ целью является:
развитие в российском обществе высокой социальной активности,
гражданской ответственности,
формирование граждан,
обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в
созидательном процессе в интересах своего государства, укрепления,
обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития. Данное
положение раскрывает не только задачи патриотического воспитания, но и их
тесную взаимосвязь с социальным воспитанием. Если результаты
патриотического воспитания в сфере сознания и отношений отражены в
нормативноправовых документах четко,
то о необходимости
патриотического поведения и деятельности гражданина в них говорится
размыто, недостаточно четко прослеживается, на мой взгляд, важнейшая
мысль патриотизм, это в первую очередь патриотические поступки,
социальная активность.
12 Список литературы
1.
Алямкин А.Е. Деятельность должностных лиц подразделения по
организации
военнослужащих:
Материалы III Международной научнопрактической конференции / Редкол.:
В. А.Кузьмищев, О. А. Мазур, Т. Н. Рябченко, А. А. Шатохин : в 6 т. —
Невинномысск: НИЭУП, 2010. Том I: Культурология. Педагогика. — 527 с.
патриотического
воспитания
2.
Государственная программа «Патриотическое воспитание
граждан Российской Федерации на 20112015 годы» [Текст] // Собрание
законодательства РФ. — 2010.
3.
Концепция духовнонравственного развития и воспитания
личности гражданина России [Текст] / А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.
Тишков. Российская академия образования. — М.: Просвещение, 2009
(Стандарты второго поколения).
4.
Лутовинов В. И. Система патриотического воспитания: состояние,
Режим
проблемы и направления развития Электронный ресурс.
доступа: http://fpvestnik.ru/patriotizmsegodnya/sistemapatrioticheskogo
vospitaniyasostoyanieproblemyinapravleniyarazvitiya/
5.
Мусина, В.Е. Патриотическое воспитание школьников: учебно
методическое пособие, ИД «Белгород», 2013. — 156 с.
6.
Харламов И.Ф. Педагогика. — М.: Гардарики, 1999. — 520 с.
13
Структура, функции и сущностные характеристики патриотического воспитания школьников
Структура, функции и сущностные характеристики патриотического воспитания школьников
Структура, функции и сущностные характеристики патриотического воспитания школьников
Структура, функции и сущностные характеристики патриотического воспитания школьников
Структура, функции и сущностные характеристики патриотического воспитания школьников
Структура, функции и сущностные характеристики патриотического воспитания школьников
Структура, функции и сущностные характеристики патриотического воспитания школьников
Структура, функции и сущностные характеристики патриотического воспитания школьников
Структура, функции и сущностные характеристики патриотического воспитания школьников
Структура, функции и сущностные характеристики патриотического воспитания школьников
Структура, функции и сущностные характеристики патриотического воспитания школьников
Структура, функции и сущностные характеристики патриотического воспитания школьников
Структура, функции и сущностные характеристики патриотического воспитания школьников
Структура, функции и сущностные характеристики патриотического воспитания школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.