Портфолио обучающегося начальной школы состоит из трех разделов:
1. «Мой мир»
2. «Моя учеба»
3. «Мои достижения вне учебы»
Каждый раздел имеет свои подразделы и критерии оценивания (см. таблицу). Выбранные учеником лучшие работы должны содержать письменное обоснование выбора и быть оценены по следующим критериям:
2 балла – работа с обоснованием выбора;
1 балл – без обоснования выбора.
Структура портфолио
Портфолио обучающегося начальной школы состоит из трех разделов:
1. «Мой мир»
2. «Моя учеба»
3. «Мои достижения вне учебы»
Каждый раздел имеет свои подразделы и критерии оценивания (см.
таблицу ниже). Выбранные учеником лучшие работы должны содержать
письменное обоснование выбора и быть оценены по следующим критериям:
2 балла – работа с обоснованием выбора;
1 балл – без обоснования выбора.
Критерии оценивания Портфолио»
Раздел
1.«Мой мир»
Вариативная
часть
2.«Моя учеба»
Инвариантная
часть
Подразделы
1.«Мой портрет» или
«Автопортрет»
2. «Мое имя»
3. «Мое имя»
4.«Моя семья»
5.«Мои друзья»
6.«Мои увлечения» или «Мои
интересы»
7.«Мой город. Моя улица»
8.«Моя школа. Мои любимые
школьные предметы»
1.Русский язык
2.Литературное чтение
3.Математика
4. Окружающий мир
5.Иностранный язык
Инвариантная
часть
Вариативная
часть
Метапредмет
Технология
Музыка
Критерии
Правильность – 1балл
Эстетичность – 1балл
Ежегодное обновление – 1балл
Динамика (*см. Приложение 1) –
1балл (за каждый предмет).
Объем –
0 – 49% – 0 баллов
50 – 64 % –1 балл
65 – 74% – 2 балла
75 – 89% – 3 балла
90 –100% – 4 балла
Глубина:
базовый уровень –
0 – 49% – 0 баллов
50 – 60 % – 1балл
61 – 100 % – 2 балла
повышенный уровень –
0 – 49% – 0 баллов
50 – 60 % – 1балл
61 – 100 % –2 балла
Динамика – 1 балл (за каждое из
проверяемых умений)
Динамика – 1б (за каждый предмет)3.«Мои
достижения
вне учебы»
Инвариантная
часть
Изо
Физическая культура
Сведения об участии в
Сведения об участии в
Участие в интеллектуальных
1.
конкурсах.
2.
олимпиадах.
3.
творческих конкурсах и выставках.
4.
Сведения об участии в
спортивных соревнованиях и
конкурсах.
5.
деятельности
Участие во внеурочной
1 уровень (класс, кружок,
секция):
участник – 1 балл
победитель – 2 балла
2 уровень (школа):
участник – 3 балла
победитель – 4 балла
3 уровень (муниципальный):
участник – 5 баллов
победитель – 6 баллов
4 уровень (региональный):
участник – 7 баллов
победитель – 8 баллов
5 уровень (Всероссийский):
участник – 9 баллов
победитель – 10 баллов
Вариативная часть.
Раздел I. «Мой мир»
Образец
листаразделителя
Содержание разделов
Краткое описание раздела
Период
заполнения
(класс)
Титульный лист
Содержит основную информацию
(фамилия, имя, отчество ребёнка;
год рождения; учебное заведение,
годы обучения в начальной школе)
оформляется педагогом,
родителями (законными
представителями) совместно с
ученикомМоя маленькая планета
Файл – лист заменяет содержание.
Содержит перечень разделов и их
последовательность. Вместо
названия «Мой мир», можно
использовать «Моя маленькая
планета». Это название символично,
потому что портфолио отражает
именно маленькую жизнь во всех ее
проявлениях, а вовсе не книжное
содержание
14 класс
Мой портрет
На данной странице портфолио
размещаются фотографии ученика,
каждый год добавляется новая
фотография. Важно дать ребенку
самому выбрать фотографию для
этого листа, чтобы он мог показать
себя таким, каким представляет себя
и хочет представиться другим. Такая
возможность у ребёнка есть при
рисовании портрета на тему «Это я».
По желанию обучающийся может
нарисовать автопортрет.
Мое имяРаздел может содержать информацию
об имени и фамилии ребенка.
1 класс
В 1 классе можно оформить файл
«Моя рука в первом классе». Ученики
могут обвести свою ладошку и
напечатать с середине своё имя, а на
каждом обрисованном пальчике
написать то, что ребёнок думает о
себе, какой он (добрый, ласковый и
т.д.).
2 класс
Во 2 классе предлагается оформить
файл «Тайна моего имени». Ребенок
проводит миниисследование,
результатом которого может стать
рассказрасшифровка своего имени
(происхождение, значение), кто и
почему именно так его назвал. Можно
записать информацию о знаменитых
людях, носивших и носящих это имя.
Рассказать, какой характер имеют
люди с данным именем, и согласится
или не согласится с этой
характеристикой. Привести примеры
людей прославивших это имя. И
составить небольшой рассказ о них.3 класс
В следующий файл вставляется
информация об отчестве ребёнка,
миниисследование о происхождении
и значении фамилии, если у ребенка
редкая или интересная фамилия,
можно привести примеры знаменитых
однофамильцев
В 4 классе ребята уже могут составить
рассказ, сочинение о себе (возможно
синквейн)
4 класс
Моя семья
В этом разделе можно рассказать о
каждом члене семьи, об общих
увлечениях, о любимых семейных
праздниках; по желанию ребенок
при помощи родителей рисует
древо семьи. Подписывает
фамилии, имена, отчества и степень
родства всех членов семьи. Если
возможно размещает их
фотографии, пишет, всё, что он
узнал о своём роде, чем знамениты
его родные.1 класс
В 1 классе можно оформить файл
лист, на котором ученик размещает
рисунок своей семьи, подписывает
имена родственников – членов
семьи, можно указать профессии
родителей.
Во 2 классе данный раздел можно
продолжить составлением
родословной своей семьи.
2 класс
В 3 классе составляем рассказ о
семье, семейных традициях и
праздниках, можно приложить
семейные фотографии.
3 класс
Пример сочинения "Я и Моя Семья"
Моя семья это папа, мама, бабушка, дедушка
старший брат и я. Мы разные, но всегда стараемся понять друг
друга и помочь в трудную минуту. Я хочу написать о своей
замечательной семье.
Мою маму зовут Любовь, она работает в библиотеке.
Она у меня самая хорошая, самая добрая, самая красивая.
Когда мне приходится трудно чтото сделать, она приходит
мне на помощь. Может со мной поиграть, сходить со мной в
театр, съездить на каток. Она любит дома чтонибудь печь. Я
очень люблю свою маму!
А теперь хочу представить не менее важного человека
главы нашего семейства это мой дорогой папа. Зовут его
Владимир, работает папа водителем. Наша семья очень
дружная. В выходные дни любим всей семьей погулять по лесу.
Мой папа очень любит ловить рыбу, охотиться, собирать в лесу
грибы, ягоды. Короче говоря, папа мой мастер на все руки.
Мой брат любит сидеть за компьютером. Когда он
окончит институт, обязательно станет программистом.
Мои бабушка и дедушка живут на Урале. К ним я
приезжаю каждое лето. Моя бабушка сочетает в себе такие
качества, как жизнерадостность, мудрость, оптимизм, умение
общаться с разными людьми, доброта, отзывчивость и
искренность. Мой дедушка принимал участие в Великой
Отечественной Войне! Он был солдатом, прошел всю войну, у
него много наград. Я горжусь своим дедушкой.
Вот такая у меня семья. Когда мы собираемся вместе
(это бывает летом) мы любим жарить шашлыки и пить чай на
веранде. В нашей семье я самый младший, и меня всегда
балуют. Я люблю свою семью, своих родителей и брата и хочу
радовать их своим поведением и хорошими оценками. Когда я
вырасту, я хочу чтобы у меня была такая же дружная семья.4 класс
Итогом этого раздела является
составление герба семьи с
обязательным письменным
обоснованием составляющих его
деталей и элементов. Можно
оформить файл «Мама, папа, я –
дружная семья». Детям
предлагается ответить на вопросы:
Что, по твоему мнению, нужно
делать, чтобы семья была крепкой и
дружной?
Есть ли у вас любимые семейные
праздники? Каковы общие
увлечения? – Какую семью можно
назвать счастливой?
Мои друзья
Этот раздел может содержать
краткий рассказ о друзьях
обучающегося, их увлечениях и
характере, почему вам интересна
дружба с ними, какие качества вы в
них цените, как вы познакомились.
Можно приложить фотографии
совместных игр и увлечений.
В 1 классе можно оформить файл
«Мои помощники» герои со
страниц учебников.
1 класс
Составить рассказ о героях, где
встречались и чем они были
полезны.2 класс
3 класс
Во 2 классе можно предложить
детям оформить файл «Мой
домашний питомец», в котором
будет рисунок питомца и
небольшое сочинение о нём (если
такового нет, можно нарисовать и
написать о любимой игрушке)
Файл «Мои одноклассники»
дополняется небольшим
сочинением о своих друзьях, какие
они, чем любят заниматься. Если
есть фотографии, то
прикладываются
Файл «Мой класс мои друзья»
детям предлагается ответить на
проблемные вопросы:
4 класс
«Кто такой настоящий друг?»,
«Есть ли у тебя настоящие
друзья?», позволяющий задуматься
о своём характере, о том можно ли
самого себя назвать настоящим
другом если нет, то попробовать
найти причины этого, и о том, что
нужно изменить в себе. Кто они, где
подружились, за что ты ценишь
своих друзей, какой у них характер.
Раскрыть вопрос: «А какой есть
друг – ты?» Если друзей нет – и
такое бывает. Ребенку предлагается
придумать рассказ, какого друга он
хотел бы иметь.
Мои увлеченияРаздел «Мои увлечения» должен
содержать информацию о том, чем
любит заниматься ребёнок, об
увлечениях, хобби.
Здесь же можно написать о
занятиях в спортивной секции,
учебе в музыкальной школе или
других учебных заведениях
дополнительного образования.
1 класс
В 1 классе детям можно
предложить вырезать картинки
из специально подготовленного
листа или нарисовать то, что они
любят больше всего делать –
увлечения
2 файл « Моё хобби» Ученикам
предлагается описать свои
интересы, разместить картинки,
вырезки из журналов о своём хобби
2 класс3 класс
4 класс
3 файл «Я умею. Что я люблю
больше всего» Этот раздел
позволяет проиллюстрировать
навыки и увлечения
обучающегося. В поле "Я умею
делать" рекомендуется указать
наиболее значимые, с вашей точки
зрения, достижения ученика
ученикам предлагается ответить на
вопросы анкеты и с помощью
небольшого рассказа или
фотографий, зарисовок описать
увлечения. В поле "Я люблю
делать" рекомендуется указать
сведения об интересах и увлечениях
учащегося. В процессе обучения эта
информация может помочь
педагогам развить имеющиеся у
ребенка способности, а также найти
среди одноклассников
единомышленников и друзей.
4 файл «Чему я хочу научиться».
Обучающемуся предлагается
ответить на вопросы. Ребёнок
должен задуматься над тем, что он
любит, что он хочет от жизни, что
он может или не может для этого
сделать, а также о том как достичь
желаемого.
Моя улица или Мой город
Раздел "Мой город" рассказ о
родном городе (селе, деревне), о его
интересных
о
происхождении улицы, на которой
живет ребенок.
местах,
В этом разделе ученик рассказывает
об истории своего города и о его
достопримечательностях, илиинтересных местах, где он любит
бывать.
Моя школа. «Мои любимые школьные предметы»
Раздел «Моя школа. Мои
любимые школьные предметы»
заполняется рассказом о школе, её
традициях, гимне, гербе, о любимых
педагогах. «Мои учителя»
краткий рассказ о педагогах
(учителях, тренерах,
художественных и классных
руководителях), отношение к ним,
чем вызвано уважение.
"Мои любимые школьные
предметы» небольшие заметки
о любимых школьных предметах,
(что нравится, не нравится,
мнение о предмете его
нужности). При этом ребенок
может высказаться о каждом
предмете, найдя в нём чтото
важное и нужное для себя.
Инвариантная часть.
Раздел II. «Моя учеба».
Образец
листаразделителя
Краткое описание раздела
Период
заполнения
(класс)
Предметные результаты1 4 класс
Данный раздел портфолио демонстрирует
индивидуальный прогресс обучающихся в широком
образовательном контексте.
Учитель отслеживает продвижение ребёнка в освоении
всех умений, необходимых для формирования устойчивых
навыков чтения, письма, вычислений и др.
Работа с разделом осуществляется в течение всего
учебного года и контролируется учителем.
В Портфолио вкладываются:
1.Материалы
стартовой диагностики
при
поступлении в школу.
достижений»
2.«Листы
русский язык,
(Приложение 1)
математика, литературное чтение, окружающий мир
(обязательно).
индивидуальных
по предметам:
По остальным предметам по усмотрению ОУ.
Оценочные листы составляются в соответствии с
планируемыми результатами на конец учебного года, они
должны
к учебным
программам и особенностям контингента детей.
быть адаптированы учителем
Форма заполнения оценочных листов выбирается
учителем самостоятельно.
3. Выборка детских работ (выбранные учеником
лучшие работы должны содержать письменное
обоснование выбора) формальных и творческих, –
выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем
изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых
учащимися факультативных учебных занятий, реализуемых
в рамках образовательной программы школы (как ее
общеобразовательной составляющей, так и программы
дополнительного образования). Работы должны быть
подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала
нарастающие успешность, объем и глубину знаний,
достижение более высоких уровней рассуждений,
творчества, рефлексии.
Русский язык, литературное чтение, иностранный языкПримерами детских работ (на выбор ученика) могут
быть:
диктанты и изложения, сочинения на заданную тему,
сочинения на произвольную тему, аудиозаписи
монологических и диалогических высказываний, «дневники
читателя», иллюстрированные «авторские» работы детей,
материалы их самоанализа и рефлексии и т.п.
Математика
Примерами детских работ (на выбор ученика) могут
быть:
математические диктанты, оформленные результаты мини
исследований, решение учебнопрактических задач,
математические модели, аудиозаписи устных ответов
(демонстрирующих навыки устного счета, рассуждений,
выступлений, сообщений на математические темы),
материалы самоанализа и рефлексии и т.п.
Окружающий мир
Примерами детских работ (на выбор ученика) могут
быть:
дневники наблюдений, оформленные результаты мини
исследований и минипроектов, интервью, аудиозаписи
устных ответов, творческие работы, материалы
самоанализа и рефлексии и т.п.
Предметы эстетического циклаПримерами детских работ (на выбор ученика) могут
быть:
аудиозаписи, фото и видеоизображения примеров
исполнительской деятельности, иллюстрации к
музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную
тему, продукты собственного творчества, аудиозаписи
монологических высказыванийописаний, материалы
самоанализа и рефлексии и т.п.
Технология
Примерами детских работ (на выбор ученика) могут
быть:
фото и видеоизображения продуктов исполнительской
деятельности, аудиозаписи монологических высказываний
описаний, продукты собственного творчества, материалы
самоанализа и рефлексии и т.п.
Физическая культура
Примерами детских работ (на выбор ученика) могут
быть:
видеоизображения примеров исполнительской
деятельности, дневники наблюдений и самоконтроля,
самостоятельно составленные расписания и режим дня,
комплексы физических упражнений, материалы
самоанализа и рефлексии и т.п.
Метапредметные результатыСогласно требованиям ФГОС целенаправленному
1 4 класс
формированию, отслеживанию и оценке подлежат
метапредметные результаты.
В ООП образовательного учреждения должны быть
прописаны механизмы формирования УУД, а также
способы их отслеживания и фиксации.
Основным объектом оценки метапредметных
результатов служит сформированность ряда регулятивных,
коммуникативных и познавательных универсальных
действий.
Работу по отслеживанию метапредметных
результатов необходимо вести в течение всех лет обучения
в начальной школе.
Для этого можно воспользоваться методическими
рекомендациями М.Р. Битяновой, Т.В. Меркуловой, А. Г.
Теплицкой к рабочей тетради «Учимся учиться и
действовать». В них прописана процедура проведения
мониторинга в 1 классе, способы обработки и анализа
результатов.
Оценка метапредметных результатов может
проводиться в ходе различных процедур. Например, в
тематические диагностические и рубежные контрольные
работы по предметам или в комплексные работы на
межпредметной основе целесообразно выносить оценку
(прямую или опосредованную) сформированности
большинства познавательных учебных действий и навыков
работы с информацией, а также опосредованную оценку
сформированности ряда коммуникативных и регулятивных
действий.
В ходе внутренней оценки, фиксируемой в
портфолио в виде оценочных листов и листов наблюдений
учителя или школьного психолога, может быть оценено
достижение таких коммуникативных и регулятивных
действий, которые трудно (или невозможно и
нецелесообразно) проверить в ходе стандартизированной
работы. Например, уровень сформированности такого
умения, как «взаимодействие с партнером»: ориентация на
партнера, умение слушать и слышать собеседника;
стремление учитывать и координировать различные мнения
и позиции в отношении объекта, действия, события и др.В Портфолио вкладываются:
1. Материалы стартовой диагностики.
2. "Лист индивидуальных достижений", отражающий
систематизированные материалы наблюдений педагогов
(учителя начальных классов, учителей предметников,
педагогавоспитателя ГПД) за овладением УУД.
(Образец "Листа индивидуальных достижений" см. в
Приложении 2.).
3. Материалы наблюдения любого педагога за участием в
групповой работе (коммуникативные УУД –
представляются только положительные результаты)
(Образец «Листа наблюдение за участием в групповой
работе» см. в Приложении 3.)
4. Материалы ученических надпредметных проектов:
исследований, поделок, мероприятий, решение реальной
жизненной задачи.
Личностные результаты
1 4 класс
В соответствии с концепцией ФГОС, одними из
значимых результатов образования выступают личностные
результаты.
Данные результаты освоения ООП НОО можно
рассматривать как основу для достижения предметных и
метапредметных результатов. Это связано с проявлениями
таких показателей, как мотивация к обучению и познанию,
активности ребенка,
развитием познавательной
формированием
самооценки,
моральноэтических
ориентаций и гражданской идентичности.
Для заполнения этого раздела портфолио можно
использовать
психодиагностических
обследований проводимых специалистами службы
практической психологии образовательного учреждения
с согласия родителей.
данные
При заполнении блока портфолио, касающегося
достижения личностных результатов образовательной
программы начального общего образования, рекомендуется
включить:
1. Результаты стартовой диагностики обучающегося.
Они позволяют определить готовность ребенка к началу
регулярного обучения, сформированность предпосылок
универсальных учебных действий, а также адаптивные
ресурсы ученика.
2. Результаты промежуточной диагностики. Они
позволяют сделать заключение о развитии индивидуально
личностных особенностей обучающегося, формированииучебных навыков.
3. Результаты итоговой диагностики. Они позволят
выявить общий уровень развития ребенка, и уровень
сформированности учебной деятельности.
В качестве материала, который «вкладывается» в
портфолио могут выступать рисунки детей, результаты
диагностики (например, самооценка (Приложение 4),
оценка уровня сформированности учебной мотивации и
др.).
личностного
диагностика
При этом, необходимо обратить внимание на то,
что
развития,
индивидуального прогресса обучающихся должна
отвечать этическим принципам охраны прав и защиты
интересов ребенка,
не
представляющей угрозы личности и психологической
безопасности обучающихся.
проводиться в форме,
Работа с разделом осуществляется в течение всего учебного года и контролируется учителем.
Рекомендуется 1 раз в четверть обсуждать содержание (что собирается), назначение (что
демонстрирует) и процедуру (как собирается) работы с портфолио. В конце каждой четверти
рекомендуется напоминать (на родительском собрании, на специально организованном занятии с
детьми), что портфолио требует наполнения конкретными видами работ.
Инвариантная часть.
Раздел III. «Мои достижения вне учебы».
Образец
Краткое описание раздела
листаразделителя
Данный раздел содержит сертифицированные
индивидуальные достижения школьника в различных
областях деятельности.
Прежде всего, это сертификаты официально
признанных на федеральном, региональном,
муниципальном уровне конкурсов, олимпиад,
соревнований, свидетельство об окончании музыкальной
или художественной школы, удостоверение о наличии
спортивного разряда.
В данном разделе допускается представление
копий официальных документов.
Описываются мероприятия, в которых ученик
принимал участие.
Указывается название учреждения или
Период
заполнения
(класс)
1 4 классорганизации, продолжительность занятий и их
результаты:
участие в олимпиадах и конкурсах. Указывается вид
мероприятия, время его проведения, достигнутый
обучающимся результат;
спортивные достижения.
Указываются сведения об участии в соревнованиях,
наличии спортивного разряда (Приложение 5).
Внеурочная деятельность
Данный раздел портфолио позволяет
1 4 класс
фиксировать и наблюдать индивидуальный рост
каждого ученика по всем направлениям внеурочной
деятельности.
Работа по каждому направлению в течение 4х
лет имеет разный характер и развивается по принципу
постепенного углубления.
В портфолио вкладывается:
«Сводная таблица внеурочной деятельности»
(см. Приложение 6.), в которой отражаются различные
формы организации деятельности по всем
направлениям, а также цветом выделяются уровни
результатов. Важно сравнивать итоги заполнения этой
таблицы с результатами прошлого года.
детские работы ( по выбору ребенка).
Внешкольная деятельность
Данный раздел отражает результаты внешкольной
деятельности ученика. Его участие в работе кружков,
секций, творческих объединений учреждений
дополнительного образования, а также мероприятий
досуговой направленности.
В портфолио могут быть вложены:
«Таблица участия ребенка во внешкольной
деятельности» (см. Приложение 7.);
детские работы (по выбору ребенка);
краткий рассказ, небольшое сочинение о важныхсобытиях, произошедших в каникулы.
В конце учебного года заполняется «Лист оценки портфолио», в который заносятся
баллы с учетом названных критериев по всем разделам (Приложение 8).