Структурированный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов.
Оценка 4.8

Структурированный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов.

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
информатика
9 кл—11 кл
10.02.2024
Структурированный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов.
Структурированный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов. Практическая работа № 15 «Разработка программ обработки одномерных массивов
Урок №25 массив.doc

Урок №25 Информатика и ИКТ

Класс: 9 Дата: _________

Тема урока: Структурированный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов.  Практическая работа № 15 «Разработка программ обработки одномерных массивов».

 Инструктаж по Т.Б.

Предметные

- понятие «массив», элемент массива, операторы для работы с массивами.

- уметь работать с элементами массива,

- применять типовые алгоритмы обработки при решении задач,

- производить отладку, тестирование программы.

Личностные

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности;

- осуществление поиска нужной информации.

Метапредметные

- умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;

-понимание роли и значения массивов для решения математических задач на последовательности, сформировать познавательный интерес, направленный на практическое применение новых знаний; сформировать умения доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы; ориентироваться на пони­мание причин успеха в учебе.

Тип урока: урок – изучение нового материала

 

Ход урока

1.Организационный момент

 

Приветствие. Проверка отсутствующих. На этом уроке мы с вами познакомимся с понятием «Одномерный массив», описанием, вводом и выводом элементов одномерного массива, а также с некоторыми действиями, совершаемыми над массивом.

 

2. Актуализация знаний

 

Сегодня мы с вами научимся создавать и обрабатывать таблицы. Понятие «таблица» всем вам хорошо знакома, т.к. вы встречаетесь с таблицами практически всех предметов в школе.

- Какую программу недавно мы с вами изучили?

/excel/

- Где в жизни мы можем встретиться с таблицами?

/расписание поездов или автобусов, итогов шахматного турнира, план кинозала и т.д./

 В литературе вместо слова «таблица» вы можете встретить понятие «массив». Табличный способ организации данных предпочтителен своей компактностью, наглядностью, удобством поиска и обработки информации.

3. Объяснение нового материала

 

На предыдущих уроках мы с вами работали только с простыми типами данных. Из элементов простых типов в языке Паскаль можно образовывать составные (структурированные) типы данных, так называемые структуры данных. Основной задачей нашего сегодняшнего урока станет знакомство с одной из таких структур – с массивом.

В жизни мы постоянно сталкиваемся с множеством объектов,  объединенных по определенным признакам.

 

Например: Семейство бабочек… Поле цветов… Таблица температур за неделю.

Такую таблицу называют линейной.

В программировании линейная таблица называется одномерным массивом.

Массив характеризуется:

·        типом, то есть все элементы массива имеют один и тот же тип;

·        именем, массив имеет имя – одно для всех элементов;

·        размером, размер массива – это количество его элементов;

 

Массив (array, от французского – сплошной) – упорядоченная группа фиксированного количества переменных одного типа, имеющая общее имя.

 Каждый элемент такой совокупности обозначается именем массива с индексом (номером элемента в массиве).

Элемент массива – отдельная переменная, входящая в массив.

Индекс элемента массива – номер элемента в массиве.

Особенность массивов заключается в том, что все элементы массива являются данными одного типа.

Массиву присваивается имя, при помощи которого можно ссылаться на него как на единое целое, так и на любой из его элементов.

Обращение к элементу массива:
<имя массива>[<индекс>],
<имя массива>
- требования к имени массива:


- не должен содержать символов русского алфавита;
- не должен начинаться с цифры;
- не должен содержать знак пробела;


индекс (номер элемента) может быть выражением порядкового типа.
Индекс 1 2 3 … … … … N
Имена элементов записываются следующим образом: A[1] A[2] A[3] … … … … A[n]

А - имя массива, 1-N - индекс массива.

В зависимости от количества используемых индексов, массивы могут быть одномерные (строка), двумерные (таблица), трехмерные и т.д.

a11

a12

a1n

a21

a22

a2n

am1

am2

amn

 

 

 

 

 

 




 

Двухмерный массив

 
 

 


Каждое из значений, составляющих массив, называется его компонентой (или элементом массива).
Все элементы массива имеют один и тот же тип. Это очень важное замечание. Именно поэтому массивы относятся к однородным типам данных, в отличие от записей, объединений, деревьев, файлов и прочих типов данных, элементы которых могут быть различных типов.


Тип элементов называется базовым типом массива. Размер массива в Паскале не может быть более 65 520 байт.
Необходимо различать понятия размер массива и размерность массива.

Размер массива - количество элементов в нём (диапазон изменения индексов).

Размерность массива - число индексов, определяющих положение элемента в массиве.

 

Описание массива:

 

Тип массива

Описание  массива

1 способ

2 способ

одномерный:

Type t=array[1..n] of тип;

 Var a:t;

Var a: array[1..n] of тип;

 

Заполнение массива:

 

 

1. С клавиатуры.
Var
Mas: array[1..100] of integer;
i : integer;
Begin
Writeln('
введите размер массива');
Readln(n); {
Количество элементов массива}
For I:=1 to n do
begin
writeln('
введите ',I , ' -й элемент массива');
readln(n);
end;
end.

 

2. С использованием датчиков случайных чисел.
Var
Mas: array[1..100] of integer;
i : integer;
begin
randomize; {инициализация встроенного генератора случайных чисел}
Writeln('введите размер массива');
Readln(n);
For i:=1 to n do
begin
mas[i]:=-5+random(15); {ввод значений массива, значение массива изменяется от -5 до 10}
write(mas[i], ' '); {вывод элементов массива}
end;
end.

 

Сейчас вам будет необходимо выполнить небольшую практическую работу.

 

Вывод массива:

 

1. В строку через пробел:

For i:=1 to n do write (a[i],’ ‘);

Writeln;

 

2. В столбец

For i:=1 to n do writeln (a[i],’ ‘);

 

Задача. Создать массив из N случайных целых чисел.

    const N = 10;

    {количество элементов массива}

               MAX_V = 15;

              {диапазон случайных чисел}

    var m: array[1..N] of integer;

             i: integer;

    begin

         randomize;

         for i := 1 to N do

        {создание и вывод элементов массива}

         begin

             m[i] := random(MAX_V);

             writeln('m[i]=',m[i])

         end;

    end.

 

Действия с элементами  массива:

 

Вычисление суммы элементов                  Вычисление произведения элементов

S:=0;                                                              P:=1;

For i:=1 to n do                                             For i:=1 to n do

S:=s+a[i];                                                      P:=p*a[i];

 

4. Практическая работа

 

1. Заполнить массив А(10) натуральными числами.

program  mas;
var
a: array [1..10] of  integer;
i: integer;
begin
for i:=1 to 10 do

a[i]:=i;

writeln(‘Новый массив’,a[i]);
end.

 

 

5. Домашнее задание

 

Записи в тетради и заполнить карточки:

 

Практическая работа:

1.  Необходимо ответить на вопросы, связанные с массивом Р

1

2

3

4

5

6

7

8

9

-4

9

 

-3

4

4

 

2

6

 

 

Р

 

 

 

 


1)      имя массива______________________________________

2)      опишите данный массив ________________________________________________

3)      номера четных элементов массива_________________________________________

4)      р[3]= р[1]+р[8]  __________________________________

5)      р[7]= sqrt(р[6])  __________________________________

6)      имена нечетных элементов ________________________

7)      как в общем виде записать значения элементов ______________________________________

2. Дан массив К(5). Опишите этот массив и заполните его, вводя значения элементов с клавиатуры.

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

6. Подведение итогов урока

 

- С какой темой мы сегодня познакомились?

/одномерный  массив/

- Что мы называем массивом?

/Массив – упорядоченная группа фиксированного количества переменных одного типа, имеющая общее имя/

- Назовите требования, предъявляемые  к имени массива.

/не должен содержать символов русского алфавита; не должен начинаться с цифры; не должен содержать знак пробела/

- Чем отличается размер массива от размерности массива?

/Размер – это диапазон изменения индексов, а размерность – число индексов/

- Назовите основные способы заполнения массива.

/как постоянная, с клавиатуры, с помощью датчика случайных чисел, по формуле/

- Перечислите основные действия, совершаемые над элементами массива.

/сумма, произведение, количество/


Урок №25 Информатика и ИКТ Класс: 9

Урок №25 Информатика и ИКТ Класс: 9

На предыдущих уроках мы с вами работали только с простыми типами данных

На предыдущих уроках мы с вами работали только с простыми типами данных

Каждое из значений, составляющих массив, называется его компонентой (или элементом массива)

Каждое из значений, составляющих массив, называется его компонентой (или элементом массива)

Сейчас вам будет необходимо выполнить небольшую практическую работу

Сейчас вам будет необходимо выполнить небольшую практическую работу

Практическая работа: 1.

Практическая работа: 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2024