Разговор-взгляд
«Хорошо быть смелым, только страшно!»
Цель: найти истину, решение выход, выработать убеждение по проблеме поведения человека в мирной жизни и в годы Великой Отечественной войны, отношения человека к собственному страху; развивать устойчиво-позитивное отношение к ценностям: Человек, Отечество, Память.
1. Приветствие педагога, представление гостей.
2.Упражнение «Ожидание» (цель: определить ожидания участвующих от сегодняшнего занятия)
-Что ожидаете от сегодняшней встречи?
Участники должны написать свои ожидания от сегодняшнего обсуждения на цветных листочках и затем прикрепить на лист бумаги. Например,
1. Расширение знаний по проблемам жизни
2. Преодоление трудностей, как действовать сообща
3. Взаимосвязь : взрослый- ученик
4. Советы по поведению в обществе
5. Разобраться в себе
6. Сотрудничество
7. Повод задуматься над чем-то важным
8. Прикоснуться к важным нравственным ценностям
9. Доверие
10. Взаимопонимание
11. Приобретение каких-либо знаний и навыков
12. Возможность узнать пути решения проблем личности
13. Возможность услышать ответы на вопросы, которые не задашь вслух
14. Ничего не жду.
15. Открытие нового
16. Свое (вписать)
Посмотрим, оправдаются ли ваши ожидания?
3.Ассоциативное погружение в тему разговора
Тематика разговора уже обозначена нами «Хорошо быть смелым, только страшно». Для того чтобы погрузиться в тему , предлагаю прослушать песню В.С.Высоцкого «Баллада о борьбе»( тексты песен раздать участникам)
-Над чем заставляет задуматься песня? В чем ее актуальность? В чем смысл названия песни?
Краткий анализ содержания: В стихотворении говорится о послевоенном поколении, к которому относится и сам автор. Жестокость войны не коснулась этих детей: война была для них только полем выяснения собственных сил и возможностей. Военные трофеи стали сувенирами. Костры, разведённые в подражание военным, — просто игрой.
Детям хочется повзрослеть, детям хочется необычайных событий в жизни — а их нет. И мальчишки дерутся и взахлёб читают книги о той жизни, которая видится им настоящей. Война становилась лишь книжными словами, и мальчишки назначали себя героями, а своих недругов — предателями, посвящали подвиги вымышленным прекрасным дамам... И тут вдруг всё изменилось и стало настоящим.
И уже друг лирического героя лежит мёртвым, и надо разжать его пальцы, чтобы принять оружие и бороться дальше.
И эта взрослая жизнь расставляет всё по своим местам: если «намотав на ус слёзы», ты продолжаешь бороться — значит, ты читал в детстве нужные книги. А если поглядываешь на всё со стороны, не принимая участия — значит, ты в жизни «ни при чём».
4. Обозначение содержательных линий разговора
В песне В.С.Высоцкого отображены две философии, два взгляда на жизнь.
Наш сегодняшний разговор мы тоже определили по форме как взгляд.
Слово многозначное. Выберем значение, которое будет соответствовать формату нашего разговора.
(обращение к Толковому словарю под редакцией С.И.Ожегова)
Взгляд
1. Направление зрения на кого-нибудь, что-нибудь.
2. Выражение глаз.
3. перен. Мнение, суждение.
4. образ мыслей; убеждения, воззрения
Хочется, чтобы образы мыслей присутствующих здесь представителей разных поколений совпали. Вопрос : а что нас здесь всех сегодня объединяет?
Ответ: Мы не видели войны., представления о ней основном черпали из книг, фильмов. Очень хочется, чтобы книжки, которые мы с вами читали и читаем , оказались нужными. Начнем с повести «Живи и помни» ( показ буктейлера)
5.Взгляд на героя «Живи и помни»
Повесть В.Г.Распутина «Живи и помни». Начнем с взгляда на героя вообще, попробуем определить его жизненную философию.
- Итак, можно ли назвать главного героя повести Андрея Гуськова дезертиром.
Пытающиеся понять Гуськова |
Обвиняющие Гуськова |
1.Как воевал Гуськов ? (воевал 3 года как следует и ранен был не однажды) |
1.В какой семье рос Андрей? Что говорит о нем сцена ухода на войну?. (1.В душе Андрея не было твердого внутреннего стержня. Он рос единственным ребенком в семье. 2.На войну пошел по приказу, а не добровольно. 3. Все время боялся, что могут убить. 4.Уходя на войну он был словно обижен на деревню, односельчан, родных, будто они виновны, что началась война. Сухо простился с родными, не дожидаясь остальных , выехал из деревни).
|
- Можно ли сказать, что дезертирство Андрея было неизбежным?
Пытающиеся понять Гуськова |
Обвиняющие Гуськова |
2.Как попал Андрей в госпиталь? О чем думал, находясь в нем? Можно ли Андрея отпустить домой ненадолго после ранения (1. 1. Я считаю да, в конце войны с тяжелым ранением он попал в госпиталь и уже совсем уверился, что его отпустят домой, а этого не происходит, его снова отправляют на фронт 2. Лежа в палате, он уже представлял себе, как вернется домой, обнимет родных и свою Настену. Он так был уверен в этом, даже не разрешил Настене приехать в госпиталь повидаться. Весть о том, что снова отправляют на фронт, поразила его. 3. Я думаю, можно было отпустить его на несколько дней домой. Ведь рядом, совсем рядом. Он же не железный: больше трех лет война- сколько можно! 4. Он не хотел дезертировать, но тоска по родным, семье, родной деревне оказалась сильнее всего. Андрей хотел только повидаться с родителями, с Настенной. «Приду, покажусь Настене на глаза, покаюсь, чтоб извергом в памяти не остался, погляжу на мать, на отца» |
2.Как хотел поступить Андрей после выписки из госпиталя и как поступил на самом деле? Как поступки говорят о качествах его характера? (1. Да, именно так хотел сделать Андрей. Но что-то сломалось в нем, что-то изменилось. Дорога оказалась долгой, он привык к мысли о невозможности возвращения. В конце концов он сжигает все мосты и становится дезертиром, а значит- преступником. 2. Андрей- слабый человек. Если бы он взял себя в руки, вернулся в свою часть, мы встречали бы его как героя.
|
- Прав ли Андрей, думая: «Когда он умрет, ему все равно будет, что станут говорить о нем люди»?
Пытающиеся понять Гуськова |
Обвиняющие Гуськова |
|
6. Прав ли Андрей, думая: «Когда он умрет, ему все равно будет, что станут говорить о нем люди»? 1.Да, наверное, прав. Но вот как жить дальше близким? Отец с самого начала подозревал (догадывался). Не раз просил Настену свести их . 2. Дезертир опустошает и разрушает не только самого себя, он разрушает счастье и даже приводит к гибели своих близких. Погибает Настена, еще не родившийся ребенок, отец лежит при смерти. Не будет ему ни от кого прощения.
|
6. Взгляд на дезертирство как явление сточки зрения истории
(работа с источниками: Википедия)
Что такое дезертирство? Каким было отношение к нему?
Древние египтяне бежавшим во время сражения обрезали язык. Греки лишали дезертиров почётных должностей, одевали в постыдное платье, брили им половину головы и в таком виде выставляли в течение трёх дней на торговой площади; за беглого спартанца, как человека бесчестного, не могла выйти замуж ни одна девушка. В Риме за дезертирство полагалась конфискация имущества и смертная казнь или продажа в рабство (по одной из версий так стал рабом-гладиатором Спартак). Древние германцы вешали дезертиров на дереве, как изменников; иные полководцы, впрочем, ограничивались обрезанием носа, ушей, языка или выкалыванием глаз. В период наёмных войск наряду с побегом со службы в собственном смысле выдвинулся самовольный переход на службу из одной роты в другую или из одного рода войск в другой, за что немецкие кодексы назначали, как и за дезертирство с поля сражения, смертную казнь. Густав-Адольф установил особое наказание за дезертирство целой части, если она бежит, не оказав должного сопротивления. С особой энергией, но безуспешно, боролась с дезертирством в XVIII веке Пруссия.
7.. Взгляд на дезертирство как явление сточки зрения Закона
(работа с источниками: «Закон о воинской службе»)
Административная и уголовная ответственность за неисполнение Федерального закона №53 “О воинской обязанности и военной службе” и Положения о воинском учете”
“Административная и уголовная ответственность за неисполнение Федерального закона №53 “О воинской обязанности и военной службе” и Положения о воинском учете”.
8. Взгляд автора на дезертирство
героя (использование методики незаконченного предложения)
-Какими
жестокими ситуациями испытывает героев автор?
Очень хотели иметь детей, но… (несвоевременная беременность Настены, родить ребенка, у которого отец-дезертир)
Андрей очень любил отца, но... (невозможность, хоть они и рядом им открыться).
Угрызения совести, поиск выхода, но… ( одиночество в лесу, не с кем поделиться)
- Как выдержали герои эти испытания?
Андрей теряет человеческий облик, Настена погибает на Ангаре.
9. Взгляд на название
Выстройте “цепочку” превращения человека в животное, оступившегося, выстроившего свою теорию самосохранения:
Страх – предательство – преступление – нравственная деградация – гибель души. Финал повести заставляет нас задуматься. «Живи и помни» Почему так назван повесть? «Помни» что? Человек несет ответственность за свои поступки.
Задание на подведение промежуточного итога – продолжить фразу:
-Хорошо быть смелым, только страшно, но гораздо страшнее стать дезертиром , потерять доверие близких , отступиться от людей!
(слово эксперта)
10.Взгляд «от противного»
Можно ли было поступить по-другому в ситуации Гуськова? Как поступали люди?
10.а).Чтение и беседа по стихотворению В.С.Высоцкого «Песня о погибшем друге» (летчике).
Слова В.Высоцкого об истории создания стихотворения: "Посвящается маршалу авиации дважды Герою Советского Союза Н. М. Скоморохову и его погибшему другу. В 43-м году, во время великой воздушной битвы над Кубанью, был такой человек, летал в небе, - Скоморохов, Николай Скоморохов. Он сейчас жив, генерал-полковник, дважды Герой Советского Союза. Был эпизод, когда он сбил "бриллиантовую двойку": это была знаменитая немецкая дивизия "Удэт", они все были кавалеры Бриллиантовых Крестов, лично награжденные Гитлером, настоящие асы. И вот двое - двойка из этой эскадрильи - сбили друга Николая Скоморохова, его близкого друга. И тогда Скоморохов стал вылетать на индивидуальную охоту - поспит несколько минут и снова вылетает - искать именно тех двоих: он запомнил, что у них были за номера на фюзеляжах. Он их нашел, достал и сбил обоих - в одном бою двух уничтожил. И один даже спрыгнул с парашютом, попал на нашу территорию, взяли его в плен. И он стал спрашивать: "Кто меня сбил?" Ну а ему говорят: " Скоморохов". Он говорит :"Это неправда, нас предупреждают: "Осторожно! Скоморохов в воздухе!". Но это было так на самом деле. И вот в память о погибшем друге Николая Михайловича Скоморохова я написал эту песню,"- писал В.Высоцкий.
- Почему герой чувствует себя виноватым?
- Почему герою приходится оправдываться ?
Виноват ли герой стихотворения на самом деле?
Введение понятия «преступление» и «состав преступления»
Вывод : В поведении героя нет состава преступления, нет и чувства вины. Им руководит чувство долга. Чувство долга- это высшая форма понимания и осознания своего предназначения в жизни.
10б) Исполнение песни на стихи Б.Окуджавы «Шла война к тому Берлину».
Вывод: В стихах В.С.Высоцкого, Б.Окуджавы показаны настоящие герои, люди из плоти и крови. Сильные, усталые, мужественные, добрые , смелые. Таким людям можно доверить и собственную жизнь , и родину. Такие люди не подведут.
Проблемная ситуация : Скажите, а есть ли вещи, которых боятся даже эти смелые люди?
Вновь задание на подведение промежуточного итога – продолжить фразу:
-Хорошо быть смелым, только страшно, но гораздо страшнее остаться в живых, а друга потерять в бою…
( рекомендации эксперта, как читать и слушать В.С.Высоцкого)
12.Взгляд на «современного человека»
Война давно в прошлом, но в нашем стремительном и неспокойном мире есть место страхам.
Прошу обратиться к тексту , который использовали для анализа на ЕГЭ по русскому языку и автором которого является Фрида Абрамовна Вигдорова, писательница, журналист. Прочитайте и определите круг ключевых проблем.
Примерные ответы детей: Мы о ответе за все, что делается вокруг нас , мужество требуется проявлять и в мирной жизни. Важно – преодолеть свои страхи, чтобы не было стыдно перед самим собой.
И здесь хочется попросить прочитать стихотворение выпускницу, которая давно выбрала свою профессиональную цель, идет к ней, преодолевая все трудности и страхи. Ею руководит желание дарить новую жизнь, помогать рождению человека.
Хорошо быть смелым, только
страшно...
Не бояться может сумасшедший,
И ходить по краю, где опасно,
Разве смелость это? Нет, конечно.
Страх всегда присутствует в нас, в каждом,
У кого-то ближе или дальше,
Страх преодолев в себе однажды,
Можно жить по чести и без фальши.
И одернуть в электричке хама,
Тонущего вытащить на берег,
Слабого спасти от хулигана,
Если человек в себя поверит.
Страх не должен управлять рассудком,
Чтоб потом над вами насмехаться,
Потому нам каждую минутку
Надо человеком оставаться.
Вновь задание на подведение промежуточного итога – продолжить фразу:
-Хорошо быть смелым, только страшно, но гораздо страшнее смолчать, пройти мимо, закрыть глаза, смалодушничать, потерять себя.
13. Взгляд на проблему со стороны
-Как работать над преодолением собственных страхов? Как работать над собой? (советы эксперта)
14. Подведение итогов. Определение нравственных заповедей.
Хорошо быть смелым, только страшно, но гораздо страшнее стать дезертиром , потерять доверие близких , отступиться от людей!
Хорошо быть смелым, только страшно, но гораздо страшнее остаться в живых, а друга потерять в бою
Хорошо быть смелым, только страшно, но гораздо страшнее смолчать, пройти мимо, закрыть глаза, смалодушничать, потерять себя
И в завершение слова напутствия:
У вас, мои выпускники, вся жизнь впереди. Всякое может быть в жизни. Главное- старайтесь преодолевать трудности, бороться с собственными страхами , оставайтесь самим собой! Как это советует Е.Евтушенко и реповские исполнители Мияги и Эндипанда.
(видео «Не надо бояться густого тумана»)
15. Рефлексия. Техника ключевое слово.
Каждый, назовите, (запишите) одно слово, с которым у вас ассоциируется содержание состоявшегося взаимодействия, занятия в целом, результаты взаимодействия: Раздражение,Равнодушие,Удовлетворение,Вдохновение,Скука,ТревогаПокой, Уверенность, Радость, Интерес, Разочарование, Восхищение, Восторг, Зависть, Удовлетворение.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.