Сценарий конкурса «ИЗУЧАЙ И БЕРЕГИ РОДНУЮ ПРИРОДУ»

  • doc
  • 11.04.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала КОНКУРС.doc

КОНКУРС «ИЗУЧАЙ И БЕРЕГИ РОДНУЮ ПРИРОДУ»

 

1. Разминка команд

 

1.     Почему нельзя уничтожать лягушек?

(Поедают вредных, насекомых.)

2.     Что случается с пчелой после того, как она ужалит?

(Погибает.)

3.     Кого называют «пернатой кошкой»?

(Сову - ночного охотника на мышевидных грызунов.)

4.     Какая нить самая тонкая в природе?

(Паутина тоньше человече­ского волоса в 1000 раз.)

5.     Почему воробьи и другие мелкие птицы зимой взъерошивают пе­рья?

(Между взъерошенными перьями находится много воздуха, и таким образом птицы теряют меньше тепла.)

6.     Почему побелка известью спасает деревья от солнечных ожогов?

(Белый свет отражает солнечные лучи.)

7.     У какого зверя рождаются детеныши зимой?

(У медведицы.)

8.     Чем особенно полезна кукушка?

(Поедает вредных мохнатых гу­сениц, которых не едят другие птицы.)

9.     Что птицам страшнее: холод или голод?

(Голод.)

10.   Почему весной не бьют пушных зверей?

(Весной звери линяют, и у них рождаются детеныши.)

11.   Куда зайцу бежать легче - с горы или в гору?

(В гору.)

12.   Какие животные спят с открытыми глазами?

(Змеи, рыбы.)

13.    Назовите самую большую птицу нашей области?

(Глухарь, до 6-7 кг.)

14.   Назовите самую маленькую птицу нашей области?

(Королек, до 6 г.)

 

2. Разминка капитанов

 

1.     Какой зверь зимой становится белым, кроме кончиков ушей?

(Заяц-беляк.)

2.     Какой зверь зимой становится белым, кроме кончика хвоста?

(Горностай.)

3.     Детеныши еще не родились, а уже отданы на воспитание. У ко­го это?

(У кукушки.)

4.     Каких птиц всегда больше на земле?

(Домашних кур.)

5.     У какого животного уши на ногах?

(У кузнечика - орган слуха на голенях передней пары ног.)

6.     У какого животного лапы вывернуты ладошками врозь и нару­жу?

(У крота.)

7.     Почему сложились такие поговорки:

-         «Заладил как дятел».

(Дятел упорно долбит короедные деревья.)

-         «Как с гуся вода».

(Перья гуся обильно смазаны жиром, поэтому гусь выходит из воды сухим.)                                        

8.    Отгадайте:                                                   

Я зверь домашний, мышеловка,

Я у хозяина живу.

Но если «о» на «и» сменю я,

В холодных водах поплыву.

(Кот - кит.)

Я с буквой «в» - ночная птица,

Но замени мне «в» на «д»,

И я сумею раствориться

В любой по качеству воде.

                        (Сова-сода)

 

3. Конкурс «Что ни шаг, то зверь или птица»

 

         (на каждый шаг участник называет зверя или птицу)

 

4.     Конкурс «Отгадай загадку»

 

Никто не пугает,

А они все дрожат.

                    (Листья осины)

Был зеленым плод –

Не просился в рот.

Положили в лежку,

Он сменил одежку:

Красную надел,

Для еды поспел.

                 (Помидор)

Летом одевается,

Зимою раздевается.

                     (Дерево)

Среди лета метелица,

Снег летит и стелится.

                          (Тополь цветет)

Горлодерку потри сквозь терку.

Добавь квасок да хлеба кусок.

Эта еда продлит года.

                     (Редька)

Белотелая девица

Солнца вовсе не боится.

Конец лета, А загара нету.

                          (Береза)

Шуба вся ежовая,

Служит век как новая.

                    (Хвоя сосны, ели)

Спрятался за пень,

Шапка набекрень.

Кто проходит близко,

Кланяется низко.

(Гриб.)

 

5. Конкурс «Спор двух овощей»

 

Представители команд по очереди доказывают, что важнее. На­пример, капуста или картофель, помидор или морковь и т.д. Той команде засчитывается больше очков, чей представитель лучше справится со сво­ей задачей.

 

6. Конкурс «Знаете ли вы пословицы и поговорки»

 

Ведущий называет первую половину пословицы или поговорки. Участники должны ее продолжить.

На смелого собака лает...                        а труса кусает.

Где работают - там густо...                    а в ленивом доме пусто.

Волк стареет...                                        но не добреет.

Хочешь есть калачи...                            - не лежи на печи.

Лето собирает...                                      зима подъедает.

Два друга...                                             - мороз да вьюга.

Враг природы тот...                                кто леса не бережет.

Лес и вода...                                            - родные брат и сестра.

Нет милей чудес...                                  чем наш русский лес.

Кто лес любит...                                     тот его не губит.

Где много пташек...                                там нет букашек.

Весной пролежишь...                             зимой с сумой побежишь.

 

7. Конкурс «Знатоки леса»

 

Представителям команд вручается равное количество листов гербария (3). Внизу каждого листа нужно подписать названия расте­ний.

 

8.     Конкурс «Следопыты»

 

Следует определить следы, какого животного изображены на планшетках, которые даются участникам по очереди.

 

9. Конкурс «Знаешь ли ты птиц?»

 

1.        Ведущий показывает чучело. Нужно назвать птицу, коротко
рассказать о ней. Команды называют птиц по очереди.

2.       Назвать как можно больше птиц, начинающихся на букву «К» (од­
ной команде) и на букву «С» (другой команде), на «В» и «Г» и т.д.

 

10. Конкурс «Туристы»

 

Бывая в походе, в лесу, каждому необходимо уметь ориентиро­ваться, приготовить пищу из съедобных растений, оказать первую по­мощь, используя лекарственные растения, предсказать погоду.

1.        Что может заменить мясо среди растительного мира?

           (Грибы - они содержат до 40 % белков.)

2.       Какое растение может заменить вату и йод?

           (Болотный мох сфагнум.)

3.       Какие цветы предупреждают о ненастной погоде?

(Кислица перед дождем складывает листочки, цветки прижимает к стеблю; у клевера листочки прижимаются друг к другу, соцветия наклоняются; у белой кувшинки перед дождем цветы не раскрываются.)

4.       Как с помощью мхов и лишайников в лесу определить стороны горизонта?

(Мхи и лишайники растут на коре деревьев с
северной стороны, где больше тени.)

5.       Какое растение называют другом пешехода?

(Подорожник, так как его листья утоляют боль при укусах насекомых, при натерт остях, мозолях, ранах.)

 

11. Конкурс «Литераторы»

 

Следует определить авторов приведенных отрывков.

 

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

(Ф.И. Тютчев)

Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит.

Лед неокрепший на речке студеной

Словно как тающий сахар лежит.

(Н А. Некрасов)

Клен ты мой опавший, клен заледенелый,

Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?

Или что увидел? Или что услышал?

Словно за деревню погулять ты вышел.

(С.А. Есенин)

Роняет лес багряный свой убор.

Серебрит мороз увянувшее поле.

Проглянет день как будто поневоле

И скроется за край окружных гор.

(А. С. Пушкин)

Горные вершины спят во тьме ночной,

Тихие долины полны свежей мглой,

Не пылит дорога, не дрожат листы...

(М.Ю. Лермонтов)

 

12. Конкурс «Пантомимы»

 

Изобразить походкой или голосом различных зверей и птиц. Принимают участие представители команд и болельщики.

 

13.     Конкурс «Юные художники»

 

Коллективно по частям нужно нарисовать на доске птицу (гуся, петуха и т.д.) Побеждает та команда, у которой рисунок будет наибо­лее схож с настоящей птицей.