Сценарий лекции-концерта: «Международный День музыки».

  • docx
  • 01.09.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 23. МУЗЫКА Сценарий лекции.docx

Сценарий лекции-концерта: «Международный День музыки».

Учитель:

Сегодня на календаре 1 октября. Больше 40-ка лет прошло с того времени как в этот день 1975 году появился праздник музыки, который называется «Международный День музыки». Одним из инициаторов появления праздника музыки был великий композитор Д.Д. Шостакович.

(Презентация. Портреты композитора)

1 октября во всем мире проходят концерты с участием лучших артистов, на которых звучит самая лучшая музыка в мире.

Проводится он по решению Всемирной организации ЮНЕСКО каждый год 1 октября. Очень часто можно услышать или прочитать фразу "внесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО." Сразу понимаешь важность и значимость объекта, о котором идёт речь. Но что же это за список, и кто такие ЮНЕСКО? ЮНЕСКО от английского UNESCO; United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization — специализированное учреждение Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры, которое было создано 16 ноября 1945 года. По замыслу 44 государств, представители которых стояли у истоков, новая организация призвана содействовать обеспечению «интеллектуальной и нравственной солидарности человечества» и, тем самым, препятствовать развязыванию новой мировой войны.

Штаб-квартира располагается во Франции, торжественное открытие которой состоялось 3 ноября 1958 года в Париже.

Почему именно музыке оказана такая честь? Потому, что музыка постоянная спутница жизни каждого человека. С первых же дней жизни она входит в его дом с ласковой колыбельной матери.  Музыка отражает окружающий человека мир, его настроение. Она может быть грустной и веселой, может звуками, как художник красками, нарисовать различные картины. В ней можно услышать и шум моря, и пение птиц, и раскаты грома и многое-многое другое.

Музыка — один из древнейших видов искусств. Она была верной спутницей в жизни древних людей. Об этом говорят наскальные рисунки, найденные в пещерах Африки, на которых изображены люди с музыкальными инструментами. О большой роли музыки в жизни древних людей говорит тот факт, что первобытного африканского юношу никто не признавал взрослым, если он не умел играть на музыкальных инструментах. При этом он должен был придумывать и исполнять свои собственные мелодии. Его мелодии были подслушаны у природы. Окруженный ее разнообразными звуками, он пытался подражать им. Все эти звуки послужили рождению музыки. Но, конечно, это не та музыка, к которой мы привыкли. Музыка не стареет, она будет жить столько, сколько будет существовать человечество.

(Презентация. Картинки с изображениям древних музыкантов).

Учитель:

А вы, знаете, как называют  людей, которые создают музыкальные произведения?

 (Ответы присутствующих).

Преподаватель:

Действительно, это композиторы.

            Знают взрослые и дети -

            Много музыки на свете!

            Из семи обычных нот

            Композитор создает:

            Пьесы, оперы, сонаты,

            Ариозо и кантаты,

            Симфонии и сказки,

            Менуэты или пляски.

Обычно, сочиняя музыку, композитор предварительно обдумывает множество деталей, делает наброски, наигрывает ее на инструменте и только потом уже, записывает свое сочинение на нотной бумаге. Франц Йозеф Гайдн – известный австрийский композитор 18 века любил работать за фортепиано. На основе его мелодий впоследствии написали гимны Германии и Австро-Венгрии. А вот наш  великий русский композитор Петр Ильич Чайковский сочинял музыку мысленно, во время прогулок по живописным местам.

(Презентация. Портреты композиторов).

Учитель:

Назовите имена известных вам композиторов.

(Ответы присутствующих).

Учитель:

Композитор создает музыку для слушателей, то есть для нас с вами. Но, как мы сможем ее услышать?

 (Варианты ответов присутствующих).

Учитель:

Конечно, в этом нам поможет музыкант-исполнитель — человек, хорошо владеющий музыкальным инструментом.

Исполнитель должен расшифровать нотную запись композитора, понять и передать в своей игре смысл, содержание, чувства, заложенные в произведении. Талантливый исполнитель, оживляя нотную запись композитора, вносит в произведение свою индивидуальность, частичку своего «я».

Музыкант, как и композитор, должен многое знать и уметь, долго учиться своему мастерству.

Имена каких музыкантов-исполнителей вам известны?

(Ответы присутствующих).

Учитель:

А теперь игра, небольшая разминка. Закончите фразы в предложении, но будьте внимательны.

Если музыка написана для фортепиано, то ее исполняет для слушателей … , для баяна …, для гитары …, для трубы…, для скрипки…, для балалайки…

Учитель:

Человеком придумано и создано много музыкальных инструментов, каждый из которых неповторим и звучит по-своему.

            В черных клавишах бемоль

            И диезы звонко спорят.

            В белых — чистые тона,

            Ровная у них стена.

Как вы думаете о каком инструменте идет речь?

(Ответы присутствующих).

(Презентация. Картинка с изображением инструмента)

Учитель:

Поговорим о нем. Придумал фортепиано итальянский маэстро Бартоломео Кристофори из города Флоренции более 200 лет назад. Звуки на нем извлекались при помощи клавиш и молоточков. Инструмент мог звучать громко (форте) и тихо (пиано), поэтому его назвали фортепиано.

          Фортепьяно — что такое?

            Это таинство большое,

            Разных клавиш разговор,

            Черно-белый вечный спор.

            Утихают мигом споры,

            Клавиш вечные раздоры

            Примиренье наступает,

            Если музыкант играет.

(Звучат концертные  номера в исполнении преподавателей и обучающихся- пианистов)

 

Уитель:

         Она не нуждается в лентах -

            Голос бы не фальшивил;

            Только б на дереве полом

            Струны под пальцами жили.

Как вы думаете, о каком инструменте говорит поэт?

(Ответы присутствующих).

(Презентация. Картинка с изображением инструмента)

Учитель:

Много веков назад в теплой стране Испании отважные рыцари сочиняли и пели под окном своих возлюбленных серенады. А инструмент, на котором они себе аккомпанировали, известен всем — это гитара.

Гитару полюбили разные народы и многие из них считают ее своим народным инструментом. А поэты посвящали и посвящают ей свои стихи.

(Звучат концертные  номера в исполнении преподавателей и обучающихся- гитаристов)

Учитель:

Отгадайте загадку:

Его растянут — он толстеет,

Его сожмут — он вмиг худеет.

На колене плачет,

А кто слушает его — скачет.

(Ответы присутствующих).

Учитель:

Ребята, вы сейчас увидите и услышите на первый взгляд три разных инструмента. Но на самом деле они ближайшие родственники. Это баян, аккордеон, гармошка. Их все можно назвать одним словом - гармонь. У них одинаковый способ извлечения звуков.

(Презентация. Картинка с изображением инструмента)

(Звучат музыкальные номера в исполнении баянистов, аккордеонистов).

Учитель:

Ребята, а вы знаете, что каждый человек наделен от рождения самым уникальным, абсолютно неповторимым инструментом? Кто может назвать его?

(Ответы присутствующих).

Учитель:

Правильно, это - голос.

Но не каждый человек может пользоваться им как инструментом. Для этого надо иметь талант и огромное трудолюбие.

(Звучат вокальные музыкальные номера).

Учитель:

         О, музыка, ты так красива!

            Как солнце, даришь ты тепло.

            Когда звучишь ты

            В целом мире

            На миг становится светло!

Наша встреча незаметно подошла к концу. Словами замечательного  композитора Д.Д. Шостаковича я хочу пожелать вам: «Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке, вы найдете в себе новые, неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках».

Пусть вы не станете профессиональными музыкантами, главное - чтобы музыка была нужна вам также как природа, воздух, дружба.