Сценарий лекции-концерта: «Международный День музыки».
Учитель:
Сегодня на календаре 1 октября. Больше 40-ка лет прошло с того времени как в этот день 1975 году появился праздник музыки, который называется «Международный День музыки». Одним из инициаторов появления праздника музыки был великий композитор Д.Д. Шостакович.
(Презентация. Портреты композитора)
1 октября во всем мире проходят концерты с участием лучших артистов, на которых звучит самая лучшая музыка в мире.
Проводится он по решению Всемирной организации ЮНЕСКО каждый год 1 октября. Очень часто можно услышать или прочитать фразу "внесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО." Сразу понимаешь важность и значимость объекта, о котором идёт речь. Но что же это за список, и кто такие ЮНЕСКО? ЮНЕСКО от английского UNESCO; United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization — специализированное учреждение Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры, которое было создано 16 ноября 1945 года. По замыслу 44 государств, представители которых стояли у истоков, новая организация призвана содействовать обеспечению «интеллектуальной и нравственной солидарности человечества» и, тем самым, препятствовать развязыванию новой мировой войны.
Штаб-квартира располагается во Франции, торжественное открытие которой состоялось 3 ноября 1958 года в Париже.
Почему именно музыке оказана такая честь? Потому, что музыка постоянная спутница жизни каждого человека. С первых же дней жизни она входит в его дом с ласковой колыбельной матери. Музыка отражает окружающий человека мир, его настроение. Она может быть грустной и веселой, может звуками, как художник красками, нарисовать различные картины. В ней можно услышать и шум моря, и пение птиц, и раскаты грома и многое-многое другое.
Музыка — один из древнейших видов искусств. Она была верной спутницей в жизни древних людей. Об этом говорят наскальные рисунки, найденные в пещерах Африки, на которых изображены люди с музыкальными инструментами. О большой роли музыки в жизни древних людей говорит тот факт, что первобытного африканского юношу никто не признавал взрослым, если он не умел играть на музыкальных инструментах. При этом он должен был придумывать и исполнять свои собственные мелодии. Его мелодии были подслушаны у природы. Окруженный ее разнообразными звуками, он пытался подражать им. Все эти звуки послужили рождению музыки. Но, конечно, это не та музыка, к которой мы привыкли. Музыка не стареет, она будет жить столько, сколько будет существовать человечество.
(Презентация. Картинки с изображениям древних музыкантов).
Учитель:
А вы, знаете, как называют людей, которые создают музыкальные произведения?
(Ответы присутствующих).
Преподаватель:
Действительно, это композиторы.
Знают взрослые и дети -
Много музыки на свете!
Из семи обычных нот
Композитор создает:
Пьесы, оперы, сонаты,
Ариозо и кантаты,
Симфонии и сказки,
Менуэты или пляски.
Обычно, сочиняя музыку, композитор предварительно обдумывает множество деталей, делает наброски, наигрывает ее на инструменте и только потом уже, записывает свое сочинение на нотной бумаге. Франц Йозеф Гайдн – известный австрийский композитор 18 века любил работать за фортепиано. На основе его мелодий впоследствии написали гимны Германии и Австро-Венгрии. А вот наш великий русский композитор Петр Ильич Чайковский сочинял музыку мысленно, во время прогулок по живописным местам.
(Презентация. Портреты композиторов).
Учитель:
Назовите имена известных вам композиторов.
(Ответы присутствующих).
Учитель:
Композитор создает музыку для слушателей, то есть для нас с вами. Но, как мы сможем ее услышать?
(Варианты ответов присутствующих).
Учитель:
Конечно, в этом нам поможет музыкант-исполнитель — человек, хорошо владеющий музыкальным инструментом.
Исполнитель должен расшифровать нотную запись композитора, понять и передать в своей игре смысл, содержание, чувства, заложенные в произведении. Талантливый исполнитель, оживляя нотную запись композитора, вносит в произведение свою индивидуальность, частичку своего «я».
Музыкант, как и композитор, должен многое знать и уметь, долго учиться своему мастерству.
Имена каких музыкантов-исполнителей вам известны?
(Ответы присутствующих).
Учитель:
А теперь игра, небольшая разминка. Закончите фразы в предложении, но будьте внимательны.
Если музыка написана для фортепиано, то ее исполняет для слушателей … , для баяна …, для гитары …, для трубы…, для скрипки…, для балалайки…
Учитель:
Человеком придумано и создано много музыкальных инструментов, каждый из которых неповторим и звучит по-своему.
В черных клавишах бемоль
И диезы звонко спорят.
В белых — чистые тона,
Ровная у них стена.
Как вы думаете о каком инструменте идет речь?
(Ответы присутствующих).
(Презентация. Картинка с изображением инструмента)
Учитель:
Поговорим о нем. Придумал фортепиано итальянский маэстро Бартоломео Кристофори из города Флоренции более 200 лет назад. Звуки на нем извлекались при помощи клавиш и молоточков. Инструмент мог звучать громко (форте) и тихо (пиано), поэтому его назвали фортепиано.
Фортепьяно — что такое?
Это таинство большое,
Разных клавиш разговор,
Черно-белый вечный спор.
Утихают мигом споры,
Клавиш вечные раздоры
Примиренье наступает,
Если музыкант играет.
(Звучат концертные номера в исполнении преподавателей и обучающихся- пианистов)
Уитель:
Она не нуждается в лентах -
Голос бы не фальшивил;
Только б на дереве полом
Струны под пальцами жили.
Как вы думаете, о каком инструменте говорит поэт?
(Ответы присутствующих).
(Презентация. Картинка с изображением инструмента)
Учитель:
Много веков назад в теплой стране Испании отважные рыцари сочиняли и пели под окном своих возлюбленных серенады. А инструмент, на котором они себе аккомпанировали, известен всем — это гитара.
Гитару полюбили разные народы и многие из них считают ее своим народным инструментом. А поэты посвящали и посвящают ей свои стихи.
(Звучат концертные номера в исполнении преподавателей и обучающихся- гитаристов)
Учитель:
Отгадайте загадку:
Его растянут — он толстеет,
Его сожмут — он вмиг худеет.
На колене плачет,
А кто слушает его — скачет.
(Ответы присутствующих).
Учитель:
Ребята, вы сейчас увидите и услышите на первый взгляд три разных инструмента. Но на самом деле они ближайшие родственники. Это баян, аккордеон, гармошка. Их все можно назвать одним словом - гармонь. У них одинаковый способ извлечения звуков.
(Презентация. Картинка с изображением инструмента)
(Звучат музыкальные номера в исполнении баянистов, аккордеонистов).
Учитель:
Ребята, а вы знаете, что каждый человек наделен от рождения самым уникальным, абсолютно неповторимым инструментом? Кто может назвать его?
(Ответы присутствующих).
Учитель:
Правильно, это - голос.
Но не каждый человек может пользоваться им как инструментом. Для этого надо иметь талант и огромное трудолюбие.
(Звучат вокальные музыкальные номера).
Учитель:
О, музыка, ты так красива!
Как солнце, даришь ты тепло.
Когда звучишь ты
В целом мире
На миг становится светло!
Наша встреча незаметно подошла к концу. Словами замечательного композитора Д.Д. Шостаковича я хочу пожелать вам: «Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке, вы найдете в себе новые, неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках».
Пусть вы не станете профессиональными музыкантами, главное - чтобы музыка была нужна вам также как природа, воздух, дружба.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.