Сценарий литературной гостиной, посвященной 200-летию со дня рождения И.С.Тургенева.
Оценка 5

Сценарий литературной гостиной, посвященной 200-летию со дня рождения И.С.Тургенева.

Оценка 5
docx
02.08.2022
Сценарий литературной гостиной, посвященной 200-летию со дня рождения И.С.Тургенева.
Сценарий литературной гостиной, посвященной творчеству И.С.Тургенева.docx

Организационная информация

Предмет

Литература, развитие речи.

Класс/группа

5-10 классы

Тема

Сценарий литературной гостиной, посвященной 200-летию со дня рождения И.С.Тургенева.

Место проведения:

Актовый зал

Автор/ы /мероприятия (ФИО)

Тесленко Антонина Георгиевна,

Маркарян Людмила Юрьевна,

Гаподченко Ирина Викторовна,

Олейникова Ирина Сергеевна

Должность

Учителя

Образовательное учреждение

ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №27»

Республика/край

Ставропольский край

Город/поселение

город Пятигорск

Описание урока/мероприятия/занятия

Тип мероприятия

Обобщение и систематизация знаний.

Форма мероприятия:

Литературно-музыкальная композиция

Время реализации мероприятия

40-45 минут

Цели урока (мероприятия, занятия) (образовательные, развивающие, воспитательные)

 

коррекционно-обучающие:

- отрабатывать навыки выразительного чтения, чтения наизусть, постановки по ролям драматического отрывка;

- формирование и развитие познавательных интересов обучающихся;

коррекционно-развивающие:

- формирование и совершенствование всех видов речевой деятельности обучающихся (слушание, чтение, говорение, различные виды пересказа);

- развивать и корригировать память, внимание, мышление на основе заучивания фрагментов, анализа биографического материала;

- развитие навыков сотрудничества, коллективизма в процессе совместной творческой деятельности;

- развитие и коррекция творческих способностей обучающихся;

коррекционно-воспитательные:

- воспитывать познавательный интерес обучающихся к русской классической литературе;

- формирование всесторонне развитой личности обучающихся;

- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений словесного и музыкального искусства.

Оборудование:

 

Компьютер, экран, мультимедийная презентация, выставка книг И.С.Тургенева, выставка рисунков, посвященная творчеству И.С.Тургенева, столы, накрытые скатертями, на столах стоят портреты И.С.Тургенева и П.Виардо, письменные принадлежности, зеркало, шкатулка, подсвечники со свечами, конверты; в глубине сцены – костёр, пеньки, деревья, цветы – атрибутика, нужная для сценки «ночное».

 

Ход мероприятия:

Звучит музыка

Ведущая 1:

Добрый день! Рады приветствовать. В ноябре наша школа отмечает юбилей. И мы хотим сделать подарок. Это наша литературная гостиная, которая посвящена Ивану Сергеевичу Тургеневу, русскому писателю-классику, великолепному мастеру слова, в совершенстве владеющего богатствами русского языка.

Ведущая 2:

Истинно русский писатель, он большую часть жизни прожил за границей. Но и вдали продолжал любить Россию. Он часто повторял: «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись».

Ведущая 1:

Находясь за границей, Тургенев пропагандировал русскую литературу. Он занимался переводами с русского языка на немецкий и французский и наоборот. Он был самым популярным и читаемым русским писателем в Европе. Именно благодаря стараниям Ивана Сергеевича были переведены лучшие произведения Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Толстого, Достоевского.

Ведущая 2:

9 ноября исполнилось 200 лет со дня его рождения. Сегодня мы перенесемся с вами в далекое прошлое, в мир Ивана Сергеевича Тургенева.

Звучит музыка. Ведущие зажигают свечи.

Ведущая 1:

Мы предлагаем вам познакомиться с жизнью и творчеством Тургенева. Внимание на экран.

Видеофильм о Тургеневе.

Ведущая 2:

Давайте познакомимся поближе с бессмертными творениями И.С. Тургенева.

Стихотворение в прозе «Русский язык»:

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

Ведущая 2: (берет книгу с рассказом Муму).

Рассказ «Муму». Ещё в детстве Иван Сергеевич  видел все ужасы крепостного права.  Тургенев дал Аннибалову клятву в связи с борьбой против крепостного права. Аннибал – это карфагенский полководец, который дал клятву, своему отцу, всю жизнь быть непримиримым врагом Рима. И эту клятву он сдержал до конца. «Аннибалова клятва» означает твёрдую решимость бороться с кем или чем-либо до конца.

Ведущая 1:

«Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел; мне необходимо нужно было удалиться от моего врага за тем, чтобы из самой моей дали сильнее напасть на него. В моих глазах враг этот имел определённый образ, носил известное имя: враг этот был крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил всё, против чего я решился бороться до конца — с чем я поклялся никогда не примиряться. Это была моя Аннибалова клятва».

Ведущая 2:

Мать Тургенева, Варвара Петровна, была очень жестокой по отношению к крепостным крестьянам. Детские впечатления писателя нашли отражение в рассказе «Муму». История глухонемого Герасима была взята из жизни. В образе злой и капризной барыни он изобразил свою мать.

Демонстрируется фрагмент «Барыня» из мультфильма «Муму».

Ведущая 1:

Иван Сергеевич Тургенев был истинным ценителем и знатоком русской природы, которую он воспел в своем творчестве. Его книги – это подлинный гимн русской природе.

Весенний вечер

Гуляют тучи золотые

Над отдыхающей землей;

Поля просторные, немые

Блестят, облитые росой;

Ручей журчит во мгле долины,

Вдали гремит весенний гром,

Ленивый ветер в листах осины

Трепещет пойманным крылом.

Молчит и млеет лес высокий,

Зеленый, темный лес молчит.

Лишь иногда в тени глубокой

Бессонный лист прошелестит.

Звезда дрожит в огнях заката,

Любви прекрасная звезда,

А на душе легко и свято,

Легко, как в детские года.

Осень.

Как грустный взгляд, люблю я осень.

В туманный, тихий день хожу

Я часто в лес и там сижу —

На небо белое гляжу

Да на верхушки темных сосен.

Люблю, кусая кислый лист,

С улыбкой развалясь ленивой,

Мечтой заняться прихотливой

Да слушать дятлов тонкий свист.

Трава завяла вся... холодный,

Спокойный блеск разлит по ней...

И грусти тихой и свободной

Я предаюсь душою всей...

Чего не вспомню я? Какие

Меня мечты не посетят?

А сосны гнутся, как живые,

И так задумчиво шумят...

И, словно стадо птиц огромных,

Внезапно ветер налетит

И в сучьях спутанных и темных

Нетерпеливо прошумит.

Ведущая 1:

В августе 1852 года публикуется одна из главных книг Тургенева – «Записки охотника». Это цикл рассказов о крестьянах, природе. И вот один из рассказов – «Бежин луг».

Сценка. Ночное (из рассказа «Бежин луг»)

Ведущая 1:

В июле Тургенев охотился в Тульской губернии. Домой он возвращался под вечер и вместо знакомых мест набрёл на узкую долину. Он понял, что заблудился, и дальше пошёл по звёздам. Увидел огромную равнину. «Этот луг славится под названием Бежина луга». Он спустился к кострам, у которых коротали ночь ребятишки, пасущие лошадей.

Охотник (Тургенев):

Можно погреться у вашего костра.

Илюша:

Конечно. Пришлось мне с компанией ребят заночевать на бумажной фабрике. Наверху кто-то неожиданно затопал, спустился по лестнице, к двери подошёл. Дверь распахнулась, а за ней — никого. И вдруг кто-то как закашляет! Мы сильно испугались. Это был домовой.

Костя:

Да ты, что. Раз плотник Гаврила пошёл в лес и заблудился. Стемнело. Присел он под деревом и задремал. Проснулся плотник оттого, что кто-то его зовёт. Смотрит Гаврила — на дереве русалка сидит, зовёт его к себе и смеётся. Гаврила взял и перекрестился. Русалка заплакала жалобно. И пропала. С тех пор Гаврила всё невесёлый ходит.

Ребята разговаривая, уходят со сцены

Звучит С. Рахманинов “Элегия”.

Осенний вечер

Осенний вечер… Небо ясно,

А роща вся обнажена —

Ищу глазами я напрасно:

Нигде забытого листа

Нет — по песку аллей широких

Все улеглись — и тихо спят,

Как в сердце грустном дней далеких

Безмолвно спит печальный ряд.

"Брожу над озером..."

Брожу над озером... туманны

Вершины круглые холмов,

Темнеет лес, и звучно-странны

Ночные клики рыбаков.

Полна прозрачной, ровной тенью

Небес немая глубина...

И дышит холодом и ленью

Полузаснувшая волна.

Настала ночь; за ярким, знойным,

О сердце! за тревожным днем,-

Когда же ты заснешь спокойным,

Пожалуй, хоть последним сном.

Долгие, белые тучи…

Долгие, белые тучи плывут

Низко над темной землею…

Холодно… лошади дружно бегут,

Еду я поздней порою…

Еду — не знаю, куда и зачем.

После подумать успею.

Еду, расставшись со всеми — совсем,

Со всем, что любить я умею.

Молча сидит и не правит ямщик…

Голову грустно повесил.

Думать я начал — и сердцем поник,

Так же, как он, я невесел.

Осень… везде пожелтела трава,

Ветер и воет и мчится.

Дрожью сокрытой дрожит вся душа,

Странной тоскою томится.

Смерть ли я вспомнил? Иль жаль мне моей

Жизни, изгаженной роком?

Тихо ямщик мой запел — и темней

Стало на небе широком.

Ведущая 2:

Осенью 1843 года произошло событие, наложившее неизгладимый отпечаток на всю жизнь И.С.Тургенева. Он познакомился с 22-летней выдающейся певицей, человеком культуры, умной и привлекательной женщиной, Мишель Полиной Виардо. Поэты писали ей стихи, композиторы создавали для нее свои оперы.

Ведущая 1:

Нельзя без волнения читать строки из переписки Тургенева и П.Виардо:

Звучит музыка.

На сцену выходят Тургенев и Полина Виардо, садятся за столы. Тургенев начинает писать письмо

И.С.Тургенев:

“Моя дорогая и добрая госпожа Виардо! Как Вы поживаете? Часто ли думаете обо мне? Сегодня день моего рождения... В будущий вторник исполняется семь лет с тех пор, как я в первый раз был у Вас. И мне радостно сказать Вам, спустя семь лет, что я ничего не видел на свете лучше Вас. Да благословит вас Бог тысячу раз!” (вкладывает письмо в конверт и передает мальчику-посыльному, он принимает письмо и передает его Виардо. Она читает и пишет ответ)

П. Виардо:

“Здравствуйте, мой дорогой Тургенев. Здесь все как всегда, только Вас недостает в этой уютной и милой жизни. Вам известны все наши привычки уже семь лет, они ничуть не изменились. Ну опишите мне один из Ваших дней. Дорогой добрый друг, я протягиваю Вам свои руки и очень нежно люблю Вас. Прощайте. Пишите мне каждую неделю. ”   (вкладывает письмо в конверт и передает мальчику-посыльному, он принимает письмо и относит его Тургеневу. Все уходят со сцены под музыку.)

Ах, давно ли гулял я с тобой!

Ах, давно ли гулял я с тобой!

Так отрадно шумели леса!

И глядел я с любовью немой

Всё в твои голубые глаза.

И душа ликовала моя...

Разгоралась потухшая кровь,

И цвела, расцветала земля,

И цвела, расцветала любовь.

Ведущая 2:

Эта любовь будет длиться 40 лет, до самой смерти Тургенева. Так закончилась долгая любовь двух гениальных личностей – великого русского писателя и знаменитой французской певицы.

Ведущая 1:

Иван Сергеевич Тургенев подарил миру такие великолепные произведения как «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети», «Дым», «Дневник лишнего человека», «Ася», «Вешние воды»

«Раздумья».

(стихотворение российской поэтессы Н.С. Гаревой)

Закрыта книга…

Белые страницы,

Сомкнувшись накрепко, не шелестят,

Но мысли, как встревоженные птицы,

Куда-то вдаль без устали летят.

Своё волнение в душе не скрою,

Вновь образы из памяти зову,

И светлый мир тургеневских героев

Встаёт передо мною наяву.

Героев радости и огорченья,

Боль отреченья и любви слова.

Здесь в каждой строчке есть своё значенье,

Рождает мысли каждая глава.

Жизнь тороплива, не стоит на месте,

Мир переменчив каждый день и час,

Но вечные вопросы долга, чести,

Любви, добра всегда тревожат нас.

И я страницу открываю снова,

Вновь вчитываюсь в строчки, не спеша.

И в светлый мир тургеневского слова

Погружена моя душа…

Ведущая 1:

Наша литературная гостиная закрывается. Спасибо всем за внимание!


 

Организационная информация

Организационная информация

Цели урока (мероприятия, занятия) (образовательные, развивающие, воспитательные) коррекционно-обучающие: - отрабатывать навыки выразительного чтения, чтения наизусть, постановки по ролям драматического отрывка; - формирование и развитие познавательных…

Цели урока (мероприятия, занятия) (образовательные, развивающие, воспитательные) коррекционно-обучающие: - отрабатывать навыки выразительного чтения, чтения наизусть, постановки по ролям драматического отрывка; - формирование и развитие познавательных…

М ы предлагаем вам познакомиться с жизнью и творчеством

М ы предлагаем вам познакомиться с жизнью и творчеством

Трепещет пойманным крылом. Молчит и млеет лес высокий,

Трепещет пойманным крылом. Молчит и млеет лес высокий,

Конечно. Пришлось мне с компанией ребят заночевать на бумажной фабрике

Конечно. Пришлось мне с компанией ребят заночевать на бумажной фабрике

Думать я начал — и сердцем поник,

Думать я начал — и сердцем поник,

И цвела, расцветала земля, И цвела, расцветала любовь

И цвела, расцветала земля, И цвела, расцветала любовь
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.08.2022